Что ждёт меня в аспирантуре или как пишутся диссертации?
Итак, учился я некогда в славном городе Новосибирске, а именно — в могучем учреждении высшего образования (пожалуй, самом могучем во всём Сибирском ФО, и одном из самых во всей матушке России) под названием Новосибирский государственный университет. Закончил там магистратуру с написанием маг. диссертации по криптоанализу и решил поступить в аспирантуру. Причин тому было три:
- Официальная защита от военкомата.
- Почти бесплатное общежитие и неплохая по тогдашним (да и теперяшнеим) меркам стипендия аспиранта.
- Живой интерес к науке и научно-исследовательской работе. Чему во многом способствовал мощный научный руководитель, прямо источавший энергию научной работы (он реально умел заинтересовать).
С подобной мотивацией (исключая, пожалуй, пункт 1: он зависит от пола) начинают свою карьеру практически все новоиспечённые аспиранты (к этому списку можно добавить ещё желание получить престижную подпись к.т.н. (к.ф.-м.н., к.ф.н — зависит от интереснов) перед фамилией на визитке / табличке кабинета / расписании).
А вот дальше у всех история своя. Вся судьба аспиранта, в отличие от студента, определяется не учебным или научным заведением, в отдел аспирантуры которого он поступил, а исключительно научным руководителем и в разы меньшей степени — темой исследований.
Итак, Вы успешно сдали вступительные экзамены и поступили в аспирантуру по какому-либо из сотен научных направлений (тяготы поступления описывать не буду в силу их незначимости и относительной простоты преодоления). Дальше у Вас есть 4 года (в соответствии с новыми учебными программами ФГОС) для написания Вашего научного труда.
Вы с рвением в сердце приступаете. Тут всё может быть как очень красиво и здорово, так и очень грустно и печально. Дабы понять ситуацию лучше приведу два противоположных примера потенциального пути аспиранта. Оба примера не выдуманы, а являются реальными путями людей, которых автор сего опуса хорошо знает.
Путь аспиранта №1.
- У Вас крутой и известный в России руководитель — доктор наук, а то и член-корреспондент / академик РАН.
- Руководитель поставил Вам актуальную задачу (научную проблему), объяснил идеи к её решению, сказал, чего почитать по данной тематике в общем, а также по поставленной проблеме и его идеям, в частности.
- Вы приступаете к реализации идей, постоянно поддерживая контакт с руководителем. Он объясняет Вам то, во что Вы так и не въехали, корректирует то, где Вы накосячили, а также по ходу дела говорит о том, на что обратить внимание, что ещё (обычно современные статьи) почитать и учесть.
Понимаю, что звучит абстрактно, но тут всё зависит от отрасли наук, поэтому приводить конкретные примеры не буду. Смысл в том, что без подобного контроля со стороны научного руководителя, особенно без первоначальных идей по решению поставленной проблемы Вам не то что бы будет тяжелова-то — не совсем тот термин — Вы можете просто возненавидеть аспирантуру, руководителя и науку в целом. Да-да, я не шучу. - Вы работаете. Все 4 года. Долго и упорно двигаете российскую науку вперёд — к вершинам мирового господства.
4.1. Возможно, руководитель требует от Вас регулярных отчётов, и работать приходится не просто «в своём» режиме, а вкалывать вовсю — это нормально и способствует более продуктивной работе. А если Ваша тема Вам интересна, а руководитель в ней разбирается и направляет, то вероятно, Вы будете получать от этого всего большое удовольствие.
4.2. Ваш руководитель, работая в серьёзном научном коллективе (в ВУЗе или НИИ — не принципиально), активно участвует в написании заявок на получение государственных грантов на выполнение научно-исследовательских работ, и выигрывает грант, в который включает и Вас. Отныне Вы, помимо стипендии аспиранта (колеблющейся в 2022 году в ВУЗах и институтах (НИИ) Новосибирской области от 8 500р. до 12 000р.) будете получать ещё и зарплату по гранту (кстати, совершенно официальную). Её размер сильно зависит от размера гранта, числа участников в нём, Вашей реальной продуктивности (= интеллекта и трудолюбия) и конечно, жадности щедрости Вашего руководителя. - Вы публикуетесь в крутых известных журналах и ездите с интересными докладами по российским и международным конференциям за счёт гранта или средств учебного заведения / института. Среди Ваших мест выступления — элитные гостиницы, лаборатории в институтах, конференции на круизных лайнерах в России и в странах Европы. Вы знакомитесь там с новыми людьми, узнаёте многое о современных исследованиях в Вашей тематике. Совершенствуете свой английский (ибо рассказывать большинство докладов даже в России придётся на нём (исключая, вероятно, филологические и педагогические науки)).
5.1. Вы подаёте самостоятельные заявки на гранты / стипендии для молодых учёных и в силу эффективности Ваших работ и публикаций выигрываете стипендию / личный грант, благодаря чему Ваша общая прибыль от занятий наукой составляет уже в районе зарплаты ведущего специалиста в хорошей коммерческой компании. - Спустя 3-4 года Вы получаете внушительный объём актуальных и практичных исследований, обладающих
реальной пользой и научной новизной. В Вашем портфолио с десяток публикаций, в числе которых сборники известных конференций и международные журналы, входящие в индексы Web of Science, Scopus и / или перечень ВАК. Вы уже знаете множество людей, готовых помочь Вам с отзывами на автореферат и стать оппонентами при защите. Кроме того, вероятно, Вы подзаработали себе капитал на жилище (обычно это актуально, ибо семья на подходе, а у кого и неожиданное отцовство наметилось) и успели нахаляву бесплатно поездить по миру. - Вы в прекрасном расположении духа подаёте заявку в соответствующий Вашему профилю диссертационный совет и готовитесь к защите (об этой процедуре будет ниже).
Прямо таки безоблачная жизнь. А теперь…
Путь аспиранта №2.
- У Вас есть руководитель, которого Вы оставили с магистратуры / специалитета, или просто нашли «первого, кто согласится».
- Научрук не заинтересован в аспирантах, зато очень заинтересован в приобретении коттеджа в пригороде Вашего населённого пункта, для чего пишет заявки на всё подряд (гранты, коммерческие контракты и т.д.). В заявки включает своих крутых знакомых докторов / член-корр-ов, благодаря чему заявка выигрывается. И совершенно не важно, что тема заявки с трудом понятна самому научруку. Главное, деньга идёт.
- Научрук даёт Вам тему, исходя из имеющихся коммерческих контрактов или грантов, и говорит, что надо заниматься этой темой. При этом сформулировать строго задачу исследований он не может. Не может он и предложить идеи. Зато очень абстрактно говорит, что надо почитать. При этом в речи больше глаголов, чем существительных.
- Вы ищите исследования по данной Вам теме, находите огромную кучу материала: десятки, если не сотни статей на разных языках и в различных узких областях. Вы пытаетесь осилить эту гору материала, не соображая, как его использовать для своей работы. Спустя несколько месяцев перелопачивания Интернета, Вы понимаете, что выбранная отрасль очень развита, есть уже множество исследований по этой теме и дабы просто разобраться в них нужен минимум год, не говоря уже о том, чтобы сделать что-то новое и значимое.
- Вы сообщаете о своём открытии вышеупомянутого факта руководителю, на что он отвечает, что Вы просто слишком ленивый или даже тупой. Вы рассказываете руководителю более конкретно о том, что уже сделано и о возможных проблемах / дальнейших направлениях работы, спрашивая, «в какую сторону копать» (куда конкретнее двигаться в своих исследованиях, дабы не зайти в тупик или в то, что уже сделано, иными словами — не чтобы тратить время даром). Однако научрук вместо направления в нужное русло и подсказывания идей озверевает или снова мелет какую-то абстрактную ересь очень общими словами, которые можно охарактеризовать не иначе как «словесный понос». Оно и понятно: ведь научрук — специалист в математической логике, а тема грантов — семантический анализ текстовых данных.
- Вы понимаете, что научный руководитель Вам не друг, а лютый враг, который помимо выше озвученного заставляет писать Вас отчёты по гранту, деньги за который падают исключительно в его собственный карман и карман высоких чинов из руководства. Вы пишите эти отчёты, заполняя их водяными фразами, единственная цель которых состоит в запудривании мозга проверяющих его чинов. Одновременно Вы ругаетесь нецензурной бранью на этот грант, научрука, аспирантуру, а то и науку в целом.
- В силу нехватки финансов для обеспечения основных потребностей собственного организма, Вы устраиваетесь на работу, которая Вам куда как интереснее той науки, которой Вы уже сыты по горло. Времени на исследования становится всё меньше.
- Вы пытаетесь написать какие-то статьи в местные журналы и хотя бы в один ВАКовский «Вестник», дабы к защите были какие-то публикаци. Статьи получаются такими же водяными, как и выше упомянутые отзывы и ни в одном нормальном журнале их, конечно, не публикуют (не проходят рецензирование). Вместе с тем, к концу 4 года Вы понимаете, что реальной научной работы у Вас просто нет, и всё, что Вы сделали, — это освоили какую-то часть своей тематики и произвели несколько тонн макулатуры для своего научрука.
- Вы просто забиваете на аспирантуру, науку и всё, что с этим связано, и решаете, что быть офисным планктоном куда как перспективнее, выгоднее и намного безопаснее для Вашей уже и так изрядно расшатанной нервной системы.
Позволю себе напомнить: это две истории совершенно реальных людей и их научных руководителей. Мне посчастливилось пойти по первому пути (точнее, по крайне близкому к первому). Данные реалии должны заставить Вас задуматься над тем, за что Вы берётесь, ещё до поступления в аспирантуру.
Ибо описанные судьбы различаются исключительно научным руководителем, но никак не качествами аспирантов. Конечно, уровень интеллекта, знаний и лени исследоватея играет не менее важную роль, чем научрук: объяснять это, думаю, никому не нужно, однако смею Вас заверить: в описанных историях люди обладали примерно равными уровнями ума, трудолюбия, знаний и первоначальным желанием заниматься наукой.
Конечно, путей далеко не два — их количество едва ли счетно. Приведённые истории — крайние случаи. Вы можете (и скорее всего так и будет) оказаться где-то по-середине между ними. Просто учтите, первое и главное правило: выбирайте себе подходящего Вам по научным интересам, уровню знаний и человеческим качествам научного руководителя.
Есть и второе правило, связанное с первым, — выбирайте себе реально интересную для Вас и актуальную в современное время тему (её обычно может подсказать грамотно выбранный научный руководитель).
В описанных выше историях сказано далеко не всё, с чем Вы столкнётесь в процессе пребывания в статусе аспиранта. Пока Вы учитесь в аспирантуре, Вы обязаны посещать множество спец.курсов (с 2022 года это стало обязательным) по своему профилю и 2 основных курса: английский язык и философию.
Конечно же, сдаёте в конце экзамены по всем данным предметам. В этом смысле современная аспирантура очень напоминает магистратуру и реально расширяет Ваши знания. Параллельно учёбе и научным исследованиям Вы готовитесь и сдаёте кандидатский минимум по Вашей специальности.
По нему нет лекций и семинаров, зато есть экзамен в составе комиссии, которая может быть не особенно лояльной к претендентам на получение звания кандидата наук. По опыту автора, в точных науках многие аспиранты пересдают этот экзамен по 3-4 раза (бывают и особые случаи 8-х пересдач).
Конечно, многое зависит от принимающего экзамен учреждения и области наук: где-то это несложная формальность, и успешная сдача почти всегда происходит с первой попытки, но всё же сдать кандидатский минимум с купленным ранее дипломом получится только методом покупки всех членов комиссии.
Однако смысл в этом небольшой, ибо купить весь диссертационный совет, в котором Вы намереваетесь защититься (а это около 20-25 человек), Вам денег едва ли хватит. А если и хватит, то дальнейшая проверка Вашей защиты в Высшей аттестационной комиссии сведёт Ваши траты на нет.
Далее. Учтите, что для нормальной защиты Вам понадобятся не только сданные положительно экзамены (хоть оценка формально и не так важна, дисс.совета крайне не лояльно относятся к соискателям, пришедшим с 3-ми за специальность), а ещё и внешительный список публикаций как минимум в 6 журналах (формально можно и меньше, но тогда гарантии Вашей успешной защиты резко снижаются).
И в эти 6 не должны входить сборники студенческих конференций. Подобные строчки в Вашем официальном списке публикаций скажутся на Вашей защите отнюдь не положительным образом. При чём среди этих 6, в соответствии с действующим Положением Минобрнауки, минимум 2 (для точных наук)
или 3 (для гуманитарных наук) должны быть в журналах, входящих в официальный перечень изданий ВАК. Сразу предупрежу: опубликоваться в нормальном журнале крайне не просто. Мало написать некий стилистически корректный текст и отправить его в редакцию.
- Ваш текст получит редактор и проверит его на первоначальное соответствие тематике журнала и общую адекватность. Это обычно занимает от 1 до 3 месяцев.
- Вашу статью отдадут рецензенту — обычно человеку с учёной степенью — специалисту в той области, в которой у Вас статья. Рецензент её внимательно прочитает и напишет кучу замечаний. Рецензирование занимает от 2 до 10 месяцев (в зависимости от журнала, потока желающих и занятости рецензента). Если замечаний будет слишком много или она будет представлять из себя какую-то ересь, Вам просто сразу напишут отказ.
- Если замечаний будет не так много, Вам их дадут в ответ и скажут исправлять. Вы в 7 случаях из 10 перепишите статью почти полностью. Возможно, придётся провести реальные доработки в плане своих исследований и только потом исправить статью и отправить её заново.
- Вы снова отправляете статью в журнал. Рецензент её снова смотрит. И так Вы продолжаете переписывание статьи до тех пор, пока рецензент не скажет, что всё гуд. В особых случаях это может длиться больше года.
- Далее статью смотрит стилистический редактор-корректор и выполняет (обычно вместе с Вами (по телефону или при личном присутствии)) корректуру статьи. Это занимает около пары недель.
- Исправленный и откорректированный вариант статьи включают в ближайший номер и ставят в печать (приличные журналы обычно выходят с периодичностью не чаще 1 раза в три месяца, иногда и 1 раз в 6-12 месяцев, т.е. придётся ещё подождать выпуска).
Сколько получилось в общем итоге по времени? Минимум 4-6 месяцев (если Вы сразу отправите очень качественную (с точки зрения стилистики, грамматики и научного содержания) статью и время готовности совпадёт с подходящими сроками выпуска нового номера).
Следующая обязанность аспиранта — преподавание в объёме не менее 100 академических часов в году. Происходит, как правило, в том же заведении, где Вы учитесь в аспирантуре (если аспирантура на базе НИИ, придётся найти для этих целей какой-нибудь ВУЗ).
Кстати, забыл главное: для успешного окончания аспирантуры и получения диплома 3-ей ступени (что идёт после магистра, и в котором написано: «исследователь, преподаватель-исследователь» (честно говоря, по моему мнению, его реальный смысл находится где-то в окрестности нуля (в отличие от диплома кандидата)))
Итак, Вы таки сделали научно-квалификационную работу по актуальной современной тематике, в которой получили значимые и новые исследовательские результаты. Теперь вернитесь и прочитайте предыдущее предложение заново. В нём каждое слово значимо. Ваши результаты, на основе которых Вы будете писать диссертацию должны быть:
- Научно-новыми. Т.е. никто до Вас не должен был их получить, Вы должны быть первооткрывателем, а не просто скопировать или повторить чьи-то исследования. Это, пожалуй, самый важный пункт.
- Актуальными. Не имеет смысл изобретать велосипед заново, но другой конструкции. Даже если эта конструкция принципиально новая, но при этом лишена всякого смысла в виду своей неэффективности по сравнению с уже известным миру велосипедом, Ваши старания никто не оценит. Такие «велосипедные» работы встречаются в последнее время частенько. В ВАКе после 2022 года их начали отсеивать.
- Значимыми. Здесь имеются в виду 2 вещи. Во-первых, Ваши результаты должны быть реально нужными (если Вы ввели новое чисто теоретическое понятие типа «тензор Иванова», исследовали его свойства, доказали кучу теорем, но при этом не показали, в каких практических задачах математики его можно использовать, смело ждите кучу негатива в свой адрес). Как правило, все смотрят на то, что сделали Вы, и что было сделано до Вас и сравнивают. В Вашу работу обязательно должен входить анализ текущих результатов в Вашей предметной области (если, конечно, Вы не открываете совершенно новую отрасль в Вашем направлении). Во-вторых, Ваших результатов должно быть достаточно много. Защитить диссертацию, доказав одну несложную теорему (пусть и новую-полезную), не получится.
Это основные требования ко всем диссертациям, защищаемым по любым видам наук, о которых следует помнить все годы Вашей работы. Время от времени об этих требованиях Вам будут напоминать в отделе аспирантуры, который обязан каждые полгода проводить аттестации своих аспирантов методом созыва их на спец. комиссию.
Так вот, работа сделана. Она актуальна, значима и обладает научной новизной. Теперь настало время написать 120-150-листовый труд. Формальных требований к объёму диссертации нет, однако желательный и ожидаемый в совете и ВАКе объём — не меньше 100-110 листов.
Как правило, если всё описанное выше у Вас есть (публикации и результаты), проблем с объёмом не возникает никаких: Вы спокойно напишите опус в 120-150 листов. Вы вполне можете копировать текст из своих (это очень важно — только своих!) статей. Ни в коем случае не вздумайте копировать чужие тексты, даже просто из Интернет-статей, не ссылаясь при этом на источник копирования.
В противном случае с 99.9% вероятностью Ваша работа попадёт в blacklist ВАКа, и больше Вы эту работу защищать не сможете. Ровно то же правило, кстати, относится к написанию статей в серьёзные рецензируемые журналы. Нынче всё проверяется на плагиат в автоматизированном режиме.
Далее Вы пишите автореферат — фактически, Ваша диссертация в кратком изложении (обычно на 18-22 листах). Подавляющее большинство людей (включая членов дисс. совета и ВАКа) будут знакомиться с Вашей работой именно по нему (читать 120 листов для дедушек уже немного в тягость), и все возникшие по нему вопросы Вам обязательно зададут (уж поверьте), поэтому к его написанию стоит подойти серьёзнее, чем даже к тексту самой диссертации.
Особенно в части формулировок целей, задач, научной новизны, полученных результатов и заключения Вашей работы, ибо именно эти разделы читаются в ВАКе в первую очередь (и прежде всего — для понимания соответствия Вашей работы паспорту Вашей специальности).
Итак, диссертация и автореферат написаны. И вот наступает самое интересное — подготовка к защите.
Доклад на защите диссертации меняйловой т. а. | педагогика и культура жизни
Читайте также: Развитие качеств личности. Беседа с детьми, с учащимися о качествах личности.
Доклад на защите кандидатской диссертации может быть полезен аспирантам,
соискателям, а также учителям, работникам образования,
так как раскрывает краткое содержание диссертации
по формированию качеств личности человека культуры у школьников .
Доклад на защите кандидатской диссертации Меняйловой Т. А.
Уважаемый председатель диссертационного совета, уважаемые члены диссертационного совета, уважаемые коллеги, разрешите предоставить Вашему вниманию диссертацию на тему:
Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации
культурологического подхода
В последние десятилетия культура стала определять события жизни людей, их безопасность и благополучие, поэтому целью образования становится воспитание человека культуры – личности, вобравшей лучший опыт предыдущих поколений в разных областях жизни и деятельности, обладающей необходимыми в данный период качествами.
В то же время социологические и педагогические исследования обнаруживают нечёткость намерений современной школы относительно формирования личности, сообразной своему времени. Это приводит к неподготовленности выпускников к самоопределению в социуме.
Анализ теории и практики по теме исследования свидетельствует о недоработках в формировании качеств личности человека культуры у школьников, недостаточном использовании культурологического подхода в решении данной проблемы. В полной мере не определён и не исследован образ человека культуры, не разработаны механизмы формирования качеств личности человека культуры у школьников. Проблема формирования качеств личности человека культуры на основе реализации культурологического подхода ещё не стала предметом специального научного исследования.
Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между потребностями современного общества в человеке культуры и уровнем сформированности его качеств у школьников; между необходимостью формирования качеств личности человека культуры у школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования.
Поиск разрешения возникающих противоречий неизбежно приводит к формулировке проблемы: каковы педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода? Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования качеств личности человека культуры у школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода.
Гипотеза исследования – формирование качеств личности человека культуры у школьников будет эффективным, если:
— реализуются возможности культурологического подхода;
— разработана и внедрена в практику модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода;
— обеспечивается культурологическое осмысление изучаемого материала школьниками, интеграция знаний, направленная на формирование представлений о целостной картине мира и развитии культуры;
— осуществляется преемственность в культурологическом образовании школьников путём введения в учебный план предметов, представляющих исторически последовательное развитие культуры;
— создана и реализована культуротворческая образовательная среда за счёт организации условий для творчества, диалога, сотрудничества учащихся и учителя на основе субъект-субъектных взаимоотношений.
Задачи исследования представлены на слайде.
Уважаемые члены диссертационного совета, поскольку основные элементы научного аппарата представлены в автореферате, то разрешите на нём не останавливаться, а приступить к изложению основного содержания диссертации.
В целях экономии времени при озвучивании текста позвольте называть только фамилии учёных. Теоретической основой нашего исследования явились труды учёных: В. С. Библера, Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, И. Ф. Гончарова, Н. Б. Крыловой, А. А. Макарени, Н. Р. Милютиной, Г. И. Ловецкого, А. И. Субетто, Н. Е. Щурковой и др. (отражено в статьях Список научных и учебно-методических работ Меняйловой Т. А.).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа народной культуры №2 г.Осинники Кемеровской области. Исследованием было охвачено 257 учащихся, 35 учителей.
Историко-педагогический анализ проблемы формирования качеств личности человека культуры в теории и практике отечественного и зарубежного опыта позволил выявить, что её истоки лежат в традициях европейской и российской гуманистической философско-педагогической мысли. В каждую культурно-историческую эпоху складывался собирательный образ человека, который со временем совершенствовался и явился прообразом современного человека культуры. Нами были проанализированы в западно-европейской культуре эпохи: Античности, Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего времени, а в российской – Христианская эпоха, включающая периоды Киевской Руси, Московской Руси до Петра I, России Петра I, послепетровкого времени до начала ХХ века; Эпоха советского периода. (Отражено в таблице 1 на страницах 12 – 14 автореферата).
Анализ современных исследований проблемы показал, что они касаются формирования отдельных качеств личности человека культуры.
Проведённое исследование позволило выявить исходные предпосылкиформирования качеств личности человека культуры у школьников: ориентация образования, общества и личности на перспективу; потребность личности в совершенствовании, овладении культурным опытом предыдущих поколений; ориентир на человека как субъекта собственного развития, на его активность и самостоятельность и другие.
Анализ научной литературы показал, что в разработку понятия «человек культуры» свой вклад внесли: В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. А. Возчиков, К. Г. Колтаков, Н. Р. Милютина, А. И. Субетто и другие, которые рассматривали человека культуры как личность, развивающуюся на основе постижения культуры. Под культурой в нашем исследовании мы понимаем совокупность исторически накопленного опыта человечества во всех сферах его проявления.
В ходе исследования уточнено понятие «человек культуры» – это носитель общей и индивидуально-личностной культуры в их единстве и гармонии; личность, разносторонне развивающаяся на основе усвоения национального и общекультурного опыта предыдущих поколений, живущая по гуманистическим принципам, обладающая комплексом качеств, необходимых в современных социокультурных условиях: духовностью, нравственностью, самостоятельностью, способностью к диалогу и творчеству.
Человек культуры применительно к школьникам рассматривается нами как личность, имеющая целостное представление о культуре как опыте предыдущих поколений в разных областях жизнедеятельности, общения, осознающая связь культуры и собственного развития, имеющая потребность в её практическом усвоении и ценностные ориентации на самоосуществление в социуме, развивающая в себе: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к диалогу и творчеству.
Исходя из сущности понятия «человек культуры», мы определили критерии его сформированности у школьников: когнитивный, мотивационно-ценностный и личностный, соответствующие им показатели и охарактеризовали уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников: высокий (продуктивный), средний (репродуктивно-творческий) и низкий (репродуктивный).
Средствами диагностики были выбраны: анкетирование, беседа, наблюдение, методики: «Недописанный тезис», «Ценностные ориентации» М. Рокича, изучение воспитанности учащихся и изучение уровня коммуникативности Л.М.Фридмана и другие.
В результате констатирующего этапа эксперимента установлено, что более половины учеников имеют средний уровень сформированности качеств личности человека культуры, высокого уровня достигли 20,3% учащихся, низкого уровня – 26,2% .
Результаты анализа теории и практики и наше экспериментальное исследование позволили определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников:
— использование возможностей культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников; создание модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода; технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры.
Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода является целостным процессом поэтапного ознакомления учащихся с содержанием культуры (ценным опытом предыдущих поколений во всех сферах жизнедеятельности, творчества, общения, поведения), приобретения ими собственного культурного опыта в ходе изучения школьных предметов, программ дополнительного образования, научно-поисковой деятельности, активного участия в школьной жизни.
Определены возможности культурологического подхода для достижения цели формирования качеств личности человека культуры у школьников:
— рассмотрение культуры во всей её полноте и многообразии как содержания образования, использование её как естественного основания воспитания;
— опора на культуру как целостный опыт предыдущих поколений в разных областях развития человека и общества;
— понимание человека как творца и творения культуры, ориентация на личность как субъекта индивидуального и исторического развития;
— понимание культуры как условия, средства и желаемого результата педагогического воздействия;
— усиление гуманитарной составляющей учебных предметов;
— помощь школьнику обрести себя в культуре на основе принципов культуросообразности и культуротворчества;
— направленность на сохранение культуры, её базовых ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств личности и развития индивидуальных способностей ученика.
На основе исходных результатов исследования разработаны и апробированы модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода и технология её реализации в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры. Модель содержит в себе целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты (отражено на рис. 1 автореферата, стр.18).
Целевой компонент включает цели, задачи, принципы, содержательный — культурологическую информацию, внесённую в школьные предметы в виде пословиц, сказок, биографий учёных и т.п.; культурные традиции, опыт, представленные в культурологических предметах: «Народная культура», «Культура России», «МХК», «Религии мира», «Введение в культурологию»; содержание дополнительного образования, позволяющее овладеть практически опытом культуры в созданных творческих мастерских «Игрушка России», «Моя родословная», «Мой край родной» и др., в кружках: «Глиняная игрушка», «Танцевальный», «Кружевоплетение», «Народный костюм», «Драматический» и др.). Технологический компонент включает пути и средства формирования качеств личности человека культуры у школьников, результативный компонент содержит критерии, соответствующие им показатели и конечный результат.
Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры включает:
— культурологическое осмысление изучаемого материала (с гуманистической и ценностной точек зрения);
— интеграцию знаний на культурологической основе, направленную на формирование гуманистического представления учеников о целостной картине мира, о культуре как опыте предыдущих поколений в различных сферах жизни и деятельности людей, его ценности для молодого человека, вступающего в жизнь.
— осуществление преемственности в культурологическом образовании школьника через введение в учебный план школы культурологических предметов, исторически последовательно представляющих развитие культуры;
— создание культуротворческой образовательной среды путём организации условий сотрудничества учеников и учителей в различных видах деятельности: введения в воспитательно-образовательный процесс научного общества учащихся, фольклорно-этнографического музея «Традиции и современность», дополнительного образования, создания детского объединения «Возрождение», тимуровского отряда «Забота».
В процессе экспериментальной педагогической деятельности разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, включающего: курсы повышения квалификации для учителей школы: «Народная культура как учебный предмет», «Народная культура как фактор духовно-нравственного воспитания», «Духовные основы русского дома. Годичный цикл праздников», «Русский народный костюм»; концепцию и проект школы народной культуры, программы школьных и культурологических предметов, переработанные с учётом культурологического подхода, программы дополнительного образования.
Результаты заключительного констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о динамике роста показателей: количество учеников, находящихся на высоком уровне сформированности качеств личности человека культуры возросло с 20,3% до 29,1%; на среднем уровне сформированности качеств личности человека культуры – с 53,5% до 59,9%. В то же время, более чем в два раза снизилось количество учеников, находящихся на низком уровне сформированности качеств личности человека культуры (с 26,2% до 11,0%).
Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтверждают справедливость выдвинутой нами гипотезы.
Полученные результаты исследования не претендуют на универсальность, накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения. Перспективными направлениями исследования могут быть: вопросы углубления технологии формирования духовно-нравственных качеств личности человека культуры у обучающихся в различных общеобразовательных учреждениях, подготовки учителей к решению данной проблемы в системе повышения квалификации и другие.
Читайте также:Развитие качеств личности. Беседа с детьми, с учащимися о качествах личности.
Воспитательные беседы на уроках. Микробеседа.