- Соотношение политической системы и политического режима в современной России
- Демократические тенденции в политическом режиме современной России.
- Политический режим в современной России
- Осуществление власти в современной России.
- Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
- Политический режим современной России
- Соотношение политической системы и политического режима в современной России.
Соотношение политической системы и политического режима в современной России
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых — репрезентативность власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.
Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. В постсоветской России политическая интеграция происходила на уровне режима, а не на уровне политической системы. В то время, как политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попыток сохранить свою автономию. Поэтому создание политических институтов не сопровождалось институционализацией политических процессов.
Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.
В то же время современная политическая практика создает институты, которые формально являются демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и имущественных прав. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институционализировать свои интересы в рамках новой политической системы. Вместе с тем институты демократии (парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.
Демократические тенденции в политическом режиме современной России.
С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии, существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существует внешняя независимость средств массовой информации и коммуникации.
Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформа административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д.
Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации власти действует и противоположная тенденция — укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяют ценности, нехарактерные для традиционной этатистской политической культуры России: свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь человека является самой большой ценностью; закон обязателен для каждого — от президента до простого человека; частная собственность священна и неприкосновенна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.
Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.
В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов — от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество».
Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, — это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.
Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Политический режим в современной России
Сложившийся в
последние годы в России политический
режим вряд ли можно в чистом виде отнести
к какой-то одной его модели. Выйдя из
недр тоталитаризма, политическая система
России пытается обрести черты развитой
демократии. Однако пока политический
строй в нашей стране отягощен признаками
и иных политических режимов.
1. Сохранившиеся
традиции тоталитаризма в России имеют
свою специфику. В этой связи принципиальное
значение имеет тот момент, что в России
промышленная революция была осуществлена
за счет превращения всей массы населения
в наемных рабочих государства и тотальной
экономии на оплате труда. Эта экономия,
или сверхэксплуатация, привела к
деградации рабочей силы и развитию ее
теневого довоспроизводства. В результате
качество и количество труда перестали
соответствовать потребностям
индустриально-информационных технологий.
Сложность
реформирования тоталитарной организации
в России заключается в том, что для ее
осуществления необходимо, кроме всего
прочего, значительно поднять уровень
оплаты труда наемной рабочей силы. Для
этого нужны обширные капиталовложения.
В то же время реформирование России
осуществляется с целью повышения
эффективности экономики, которая сама
нуждается в значительных дополнительных
инвестициях. Повысить уровень
инвестирования экономики для ее
модернизации и одновременно повысить
оплату труда всей массе наемных работников
без громадных иностранных капиталовложений
невозможно. Поэтому для реформируемой
России требуется новая и мощная система
«мобилизации» наемного персонала,
который должен работать лучше, чем при
социализме, за значительно меньше
дореформенной оплату труда.
Поскольку функцию
мобилизации рабочей силы выполнял
именно тоталитаризм, то станет очевидным,
насколько сложно решить проблему
адекватной замены тоталитарных механизмов
принуждения к производительному, но
малооплачиваемому труду.
В свое время эту
проблему пришлось решать большевикам,
когда Ленин выдвинул тезис: высокая
производительность труда за счет
энтузиазма наемных работников и бедноты,
которые теперь трудятся не на капиталистов,
а на себя! Закончилось все тоталитаризмом,
который и явился источником «энтузиазма»
масс на практике.
Вместе с тем в
современной России поставлена задача
преодоления наследия тоталитаризма.
Наивная надежда в чудодейственность
частной собственности или рыночных
механизмов быстро была развенчана.
Национально-государственная идеология
опирается лишь на фантомы политического
характера. Исполнительная власть
заполняет вакуум событиями текущей
политики, сменой кадров и обещаниями.
Законодательная власть и оппозиция
критикуют исполнительную власть, а
политические программы и предвыборные
обещания превратились в официозную
политическую «риторику», которую после
выборов никто не вспоминает.
Как
эти явления увязать с преодолением
тоталитаризма? Следует учитывать, что
для России тоталитарная власть в XX
в. представлялась в массовом сознании
естественным явлением. И до сих пор
определенная часть населения России
воспринимает тоталитарную власть как
нормальное явление. Вместе с тем в России
появилось множество свидетельств,
которые отличают нынешнюю политику от
тоталитарной. Нет единой, навязываемой
всем и жестко контролируемой идеологии,
существует многопартийность, государство
не вмешивается в личную жизнь граждан,
осуществимы многие свободы, есть
гласность.
В то же время власть
еще больше отделилась от народа, нежели
при тоталитаризме. Многие противоречия,
возникшие еще в эпоху социализма, не
разрешены. Идет очень жесткая борьба
за статус в высших эшелонах власти.
Ослабли контрольные функции власти,
что позволяет элите решать свои
корпоративные проблемы за счет общества.
Однако вариант возврата к тоталитаризму
вряд ли возможен, даже в случае выхода
из-под контроля государственной власти.
Но неустойчивость этой ситуации,
сложность социально-политической
обстановки затрудняют процессы
демократизации России и создают условия
для усиления в стране авторитаризма.
2. С
другой стороны, налицо черты демократии:
строятся основы правовой государственности
и создаются устои гражданского общества;
власть на федеральном и местном уровнях
выбираема и сменяема; действуют механизмы
непосредственной демократии (референдумы),
существует система разделения властей
в государстве (хотя существует определенный
перекос полномочий в сторону исполнительной
ветви); гарантированы основные права
человека (свобода совести, слова,
собраний, организаций и пр.), реально
действует политическая оппозиция, в
том числе и «непримиримая»; формально
судебные органы независимы от властных
(хотя это и не всегда соблюдается),
особенно на местах; нет ведущей идеологии
и политической партии; в экономике
складывается свободный и конкурентный
рынок при многообразии форм собственности
(однако при этом не выработаны механизмы,
определяющие собственность на землю,
сильны позиции государственных ведомств,
командные высоты в хозяйственном
механизме находятся в руках монополистов
— финансово-промышленных групп,
финансовой олигархии, «естественных
монополий», что безусловно подменяет
принцип свободной конкуренции
монопольностью); при внешней независимости
(политической и идеологической) средств
массовой информации и коммуникации
налицо их фактическая связь с финансовыми
«империями».
В результате
складывающийся демократический
политический режим несет на себе четкие
отпечатки экономической и политической
олигархизации, что свидетельствует об
усилении авторитарных тенденций в
государстве.
Как изменился
политический режим в России за последние
годы?
На основании
принятой в 1993 г. новой Конституции в
России сложилась президентская республика
с действующим двухпалатным парламентом
— Федеральным Собранием, состоящим из
Совета Федерации и Государственной
Думы. Верхняя палата Федерального
Собрания — Совет Федерации — включает
в свой состав представителей администраций
и законодательных органов власти
регионов. В Государственную Думу
баллотируются депутаты по смешанной
(пропорциональной и мажоритарной)
избирательной системе. В силу этого
политический режим современной России
может быть охарактеризован как
демократический с устойчивыми
авторитарно-олигархическими чертами
и элементами политического корпоративизма.
Вообще авторитарность заложена в
традициях российского общества. В
современных условиях тоска по «сильной
руке» усиливается ходом и направленностью
реформ, за которые подавляющему
большинству населения приходится
платить слишком большую цену. В результате
реформ образовался в стране огромный
разрыв между богатыми и бедными, что
при отсутствии стабилизирующего
«среднего класса» ведет к росту
авторитарных настроений.
В результате не
всегда продуманной политики приватизации
значительная часть государственной
собственности оказалась в руках
малочисленных, но могущественных
финансово-промышленных групп,
монополизирующих к тому же масс-медиа
и распространяющих свое влияние на
политику исполнительной и законодательной
ветвей власти. Тем самым эти «империи»
превращают существующий режим в
корпоративно-олигархический.
Усиление авторитарных
тенденций в политическом режиме России
обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией,
в которой перераспределение полномочий
явно смещено в сторону исполнительной
власти, и особенно Президента. Реальных
рычагов воздействия на реальную его
политику у других ветвей власти
практически нет.
Усилению авторитарных
тенденций способствуют такие привходящие
факторы, как:
— перманентный
рост преступности;
— нестабильность
ситуации внутри правящих элит.
Надо отметить, что
тенденции к авторитаризму усиливаются,
когда перед обществом стоят качественно
новые задачи, требующие времени и
большого напряжения всех социальных
ресурсов; оборотной стороной этого
процесса может оказаться аморфность и
паралич потестарных функций.
Возможно ли усиление
в России демократических тенденций? В
перспективе возможно, в случае успеха
реформ, их продуманного и массовидного
характера. Здоровый государственный
консерватизм, помноженный на гражданский
консенсус, — это те ценности, приоритет
которых для современной России безусловен
в плане демократизации ее политического
режима.
Кроме этого,
гарантией роста демократизации
политического режима современной России
являются свобода слова и печати, наличие
реальной многопартийности и политической
оппозиции; выборность органов
государственной власти, включая
депутатов, глав городов и регионов,
Президента; изменяющийся менталитет
россиян.
Итак, говоря о
политическом режиме современной России,
нужно отметить переходность его
состояния, когда новое политическое
качество полностью еще не состоялось,
а старое — не кануло окончательно в
Лету. Но идеал политического развития
заявлен; это — демократизм и правовое
государство.
Чем политический
режим в России отличается от политических
режимов в других странах?
Политический режим
современной России сродни системам США
и Франции. Для таких режимов характерна:
сильная исполнительная власть (особенно
институт президентства, который
фактически формирует правительство)
при наличии двухпалатного законодательного
собрания — парламента (верхняя палата
— Сенат, Совет Федерации — состоит их
выбираемых в регионах глав местной
исполнительной власти, а нижняя
формируется из непосредственно выбираемых
депутатов в соответствии с существующей
избирательной системой), а также системы
независимого судопроизводства во главе
с институтом высшей инстанции — Верховным
или Конституционным Судом; возможности
непосредственного участия граждан в
политическом управлении в форме
референдума или плебисцита. При сильной
власти президента в указанных политических
режимах почти неизбежны конфронтация
исполнительной и законодательной ветвей
власти и обвинения в усилении
автократических тенденций.
Определенной
альтернативой президентским республикам
служат парламентские режимы
партократического типа в Чехии, Канаде,
Италии, где законодательный орган в
лице победившего большинства выбирает
премьер-министра или президента.
Несколько особняком стоит политический
режим Швейцарии, сочетающий черты
парламентской республики и непосредственной
плебисцитарной демократии.
Необходимо заметить,
что в современной России политический
режим еще окончательно не оформился.
Иное и трудно себе представить в стране,
переживающей переходный период
поливалентного реформирования.
Существующий ныне в России политический
режим во многом соответствует интересам
находящейся у руля экономического и
политического управления политической
элиты и финансово-промышленной олигархии.
Является ли
Россия демократическим государством?
С формально-правовой
точки зрения Россия, согласно Конституции,
является демократическим федеративным
правовым государством с республиканской
формой правления. Человек, его права и
свободы объявлены высшей ценностью,
гарантировать которую обязывается
государство. Единственным источником
власти объявлен народ, который на
референдумах и выборах изъявляет свою
волю.
По Конституции
Российская Федерация — социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека. В государстве охраняются труд
и здоровье людей, устанавливается
минимальный размер оплаты труда,
обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства.
В 137 статьях Конституции можно найти
нормы, которыми удовлетворилась бы
любая развитая демократия.
Однако в России
до сих пор практически все процессы,
начиная от экономики и заканчивая
социальной сферой, замкнуты непосредственным
образом на государстве. Это приводит к
тому, что вся жизнь россиян зависит от
непосредственной деятельности властных
структур. Преодолеть патерналистский
характер государства в России пока не
удается. Это приводит к тому, что
государственные структуры продолжают
выполнять функции не демократического,
а дистрибутивного, перераспределительного
характера. Поэтому реальная практика
деятельности государства в России
значительно отличается от той
законодательной основы, которая
существует как норма. Это приводит к
тому, что многие демократические понятия,
на которые опираются конституционные
нормы, являются символами и метафорами,
которые в зависимости от ситуации
интерпретируются субъектами политического
процесса в своих корпоративных интересах.
Например, мало кто
в России знает, что собой представляют
по содержанию такие понятия из словаря
демократии, как «достойная жизнь»,
«свободное развитие человека», «гарантии
социальной защиты», «единство
экономического пространства», «местное
самоуправление», «прямое действие
Конституции», «гарантия прав и свобод
согласно нормам международного права»
и т.д.
Реформы в России
проводятся под руководством нового
демократического правительства. Но
очевидно, что практически все изменения
в настоящее время противоречат интересам
широких слоев населения, поскольку в
обмен на возможные перспективы в будущем
они, в который раз, подвергаются лишениям
в настоящем. Политическая машина
действует в интересах новой элиты,
причем потенциальной, поскольку для
страны она еще ничего не сделала кроме
фарисейской благотворительности и
обеспечения населения импортными
товарами, на покупку которых у основной
массы населения нет достаточного
количества средств.
В Конституции
записано, что Россия — социальное
государство, стремящееся к обеспечению
достойной жизни и устанавливающее
гарантированный минимальный размер
оплаты труда. Однако в настоящее время
минимальный размер оплаты труда является
чистым символом, таким распределительным
фантомом, который никакого отношения
к реалиям не имеет. Минимальная заработная
плата в условиях рынка должна позволять
работнику и членам его семьи хотя бы
минимальное, но полноценное социальное
существование, не говоря уже об обеспечении
«достойной жизни». Тот уровень минимальной
оплаты труда, который может позволить
себе сегодня российское государство,
не обеспечивает даже одинокому работающему
возможности оплатить коммунальные
услуги.
Практическое
состояние дел свидетельствует о том,
что демократия в России носит формальный
характер, она не выражает и не может
выражать интересов большинства населения,
как это происходит в условиях западной
демократии. Это будет продолжаться до
тех пор, пока в России не возникнет
основа демократии — гражданское
общество, являющееся гарантом демократии
вообще.
Это означает, что
Россия представляет собой иное
государство, нежели провозглашенное в
Конституции. Сказать какое — трудно,
поскольку нет достаточного идеологического
осознания реальности. Но подобное
состояние России с неизбежностью будет
приводить к противоречию между формальными
правовыми демократическими основаниями
и реальной действительностью. А это
противоречие не может не воспроизводить
социальную раздвоенность, свойственную
тоталитаризму, состояние алегитимности,
теневых отношений и многих иных
отрицательных явлений, которые не
позволяют осуществлять демократическое
реформирование на деле.
Осуществление власти в современной России.
Наряду с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции РФ 1993 года, осуществление власти в современной России в течение последнего десятилетия было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.
Среди основных следует выделить следующие особенности:
· гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не мог эффективно осуществлять свои полномочия;
· номинальность разделения властей — законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводит к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;
· неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;
· сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х гг.;
· фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чего происходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работы правительства;
· множественность режимов;
· концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелегитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х гг., но обладающая огромным влиянием и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;
· значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
· малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию посредника между властью и обществом;
· неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;
· отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.
Сложившийся общественный порядок имеет глубокие корни в отечественной институциональной и политико-культурной традиции моносубъективности власти, то есть сосредоточении властных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубо административных функциях всех других институтов.
Существующая конфигурация политической власти создает специфическую ситуацию, при которой легитимируемые всенародным голосованием институты государства, участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы.
Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства, основанного не на выборах, а зачастую на личном отношении руководителей ветвей власти субъектов федерации к назначаемым персонам. При этом законодательная власть Федерального Собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.
С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы); существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.
В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации – по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.
Усилению демократических тенденций способствует проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, здравоохранения и образования.
Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций некоторые из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.
В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов — от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.
Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, — это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.
Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в формировании политического режима в современной России вполне очевидна. Некоторые из этих тенденций субъективны, а некоторые кроются в российском политическом менталитете и в недавней советской политической практике.
В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий. Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.
Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.
Чувство неудовлетворенности в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент духовной жизни России.
Авторитарности политического режима способствует также конституционное перераспределение полномочий, которое смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.
Усилению авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:
— распространение терроризма;
— перманентный рост преступности;
— природные катаклизмы;
— этнорегиональные и конфессиональные конфликты;
— нестабильность ситуации внутри правящих элит;
— военные действия в Чечне.
Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.
Политический режим современной России
Страница 1 из 11
Политический режим – это главное политико-правовое явление современности. Именно политический режим обозначает характер реализации политической власти, взаимодействие «государство-общество-личность», гарантии реализации основных прав человека и многое другое. В политической науке принято выделять три основных политических режима: тоталитарный, авторитарный и демократический. Для каждого из них свойственны свои специфические черты, формирующиеся в определенных политических, социально-экономических условиях, исходя из особенностей исторического развития данного общества.
Понятие политического режима является основной характеристикой дифференциации типов власти и государств. Именно политический режим любой отдельно взятой страны дает возможность проанализировать ее принципы организации власти и политической сферы в общем.
Термин «политический режим» стал употребляться в научной литературе сравнительно недавно. Принято считать, что этот термин ввел в понятийный аппарат отечественной политологии И. Д. Левин в 1930-ые гг., определяя его как «метод диктатуры» господствующего класса. Первоначально предлагалось выделять только авторитарный и демократический политические режимы, однако в XX веке появляется новый тип – тоталитарный, с качественно новыми, присущими только ему, характеристиками.
В 1960-ые гг. в научной среде развернулись дискуссии касательно того, что следует понимать под политическим режимом. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании данного явления. В зарубежной литературе понятие политического режима характеризовалось по таким признакам как: наличие или отсутствие оппозиции, политической свободы и свободных выборов, многопартийность и др. Данные характеристики определены в работах Ж. Бюрдо, М. Дюверже, К. Левенштейна, Е. Хамауна и др.
Цель данной работы – раскрыть сущность политических режимов, их характерные черты и дать сравнительный анализ их типов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть содержание понятия политического режима;
2) дать сущностную характеристику основным видам политических режимов и выявить их ключевые черты;
3) проанализировать особенности становления и функционирования политического режима в Российской Федерации.
Объектом данной работы является сущность и особенности политических режимов.
Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся в рамках функционирования политических режимов современных государств.
Для решения поставленных задач использовались такие методы, как анализ, обобщение, классификация, исторический, диалектический, сравнительный, системный, формально-юридический и другие.
Глава 1. Понятие
Доступно только на Essays.club
Соотношение политической системы и политического режима в современной России.
Политическая власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. В то же время политика 1990-х гг. основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типа и бюрократическое регулирование экономики; и передовая, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы. Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых формах. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенности характеризуют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.
Политическая интеграция в постсоветской России происходит на уровне режима, а не на уровне политической системы. Политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, а режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попытками сохранить свою автономию. Политические институты создаются, но политические процессы остаются не институционализированными, так как в их основе лежат личные связи.
Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. Таким образом, кризис российского государства, помимо прочих факторов, был частично вызван возникновением постсоветского режима. Легитимность режима основывается не на том, чем режим является, а на том, что он представляет. В России форма проведения реформ подорвала значительную часть их содержания.
Политический режим 1990-х гг. имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к демократии, международной интеграции, менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого.
Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д. Особенность заключается также в том, что неформальные отношения стали новым политическим порядком.
Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы.
Политика лидерства в центре, воспроизводимая в различных формах в субъектах федерации, имеет в своей основе структуры старой элиты и нарождающегося социально-экономического порядка. Такой режим не является волюнтаристским правлением, он функционирует в соответствии с логикой дворцовой политики, совмещенной со сложностями современной экономической системы.
Решительным шагом на пути к демократии является переход власти от группы людей к набору правил. Р.Даль, давая характеристику демократического государства, говорит, что главное – это свободные альтернативные выборы для избрания политических представителей, основные гражданские права и ясно обозначенные «правила игры», защищающие эти основные свободы.
Двойное лицо российской политики отражает напряжение, существующее между принципами функциональности и законности. В какой-то момент эти два принципа совпадут и станут взаимоподдерживающими, хотя остаточное напряжение сохраняется и это является большим достижением либерально-демократических реформ. Сосуществование режимной системы и демократического режима является непростым. С одной стороны, режимная система является глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффективного демократического контроля; с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система использует демократические институты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки. Выборы сохраняют потенциал для превращения демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.
Это сосуществование режимной политики и демократического режима создает институты, которые формально являются демократическими, но несут ответственность только перед самими собой. В то же время институты демократии сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.
Режимная политика обусловлена ограниченной политической активностью общества, что подорвало общее представление о демократизации, которая трансформирует активную гражданскую позицию в массовую демократию. Нынешние политические партии заняты тем, что осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. В ходе их развития коммуникативные функции возьмут на себя представители общественных объединений в нарождающемся гражданском обществе. Кроме этого, по мере развития рыночных отношений, предприниматели сами добиваются большей независимости от бюрократии для защиты своих личных и имущественных прав в рамках независимой системы законов. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институализировать свои интересы в рамках новой политической системы.