В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Калиновский.
Викентий Константин Калино́вский (Константи́н (Вике́нтий) Семёнович Калиновский; польск. Wincenty Konstanty Kalinowski; белор. Касту́сь (Вінцэнт Канстанцін) Каліно́ўскі, лит. ; 21 января (2 февраля) 1838, Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя — 10 (22) марта 1864, Вильна, Виленская губерния, Российская империя) — революционер, публицист, поэт, один из руководителей восстания 1863 года на территории Российской Империи.
- Происхождение и семья
- Публицистическая и издательская деятельность Калиновского
- Историография о К. Калиновском
- Кастусь Калиновский
- Лучшая цитата
- Издания и произведения
- Популярные книги
- Кто этот человек и почему вокруг его личности не умолкают споры?
- Учёба и революционная деятельность
- Восстание Кастуся Калиновского
Происхождение и семья
Отец — безземельный шляхтич из Гродно, владелец небольшой ткацкой мануфактуры Семён Калиновский (белор. Сымо́н (Сямён) Каліно́ўскі, польск. ); мать, Вероника Рыбинская, умерла, когда Константину было 5 лет. Константин Семёнович Калиновский родился в имении Мостовляны (ныне деревня в Подляском воеводстве Польши).
Возвратившись на родину, Калиновский вместе с Врублевским и другими в 1861 создал революционные кружки в Гродненской и Виленской губерниях, вошедшие в единую конспиративную организацию. В 1862 Калиновский стал во главе руководившего этой организацией Комитета движения (позже назывался Литовским провинциальным комитетом). В 1862—1863 руководил изданием и распространением «Мужыцкай праўды» (Mużyckaja prauda) — первой нелегальной революционной газеты на белорусском языке (использовалась белорусская латиница).
На следствии держался твёрдо и уверенно. Отказался в обмен на смягчение приговора назвать явочные квартиры и пароли, а также имена других рукаводителей восстания.
Через 42 дня после ареста — 12 марта 1864 года приговорен к смертной казни через расстрел. Однако на следующий день, по личному хадатайству Михаила Муравьева расстрел был заменен публичным повешением.
10 (22) марта 1864 года казнён через повешение в Вильно на Лукишской площади.
Публицистическая и издательская деятельность Калиновского
Историография о К. Калиновском
В историографии восстанию 1863—1864 гг. посвящена многочисленная и в то же время довольно противоречивая литература, представленная преимущественно польскими и российскими авторами.
Далее М. Бич последовательно приводит аналогичные мнения о К. Калиновском секретаря Варшавского правительства Юзефа Яновского и лидера литовско-белорусских «белых» Якуба Гейштара:
Калиновский «не хотел иметь никакого отношения к знати, а опирался только на народ. Связь Литвы с Польшей понимал только как федеративную — с полной независимостью Литвы. Не признавал сполна власть Центрального комитета, не желал принимать оттуда никаких приказов или поручений. Эта позиция Калиновского, которую не все в Комитете (ЛПК — М. Б.) полностью разделяли, была поводом для недоразумений»
Белорусский историк А. Гронский высказывает мнение, что фигура и жизнь Калиновского, как и само восстание, в значительной степени мифологизированы для придания им белорусских черт.
В 10-е годы XX века, когда ещё были живы свидетели польского восстания 1863—1864 годов, представители белорусского национального движения не находили в восстании никаких белорусских деятелей, в том числе Викентия Константина Калиновского. В газете «Наша ніва» нет ни одного упоминания о нём. Калиновского попытались сделать белорусским национальным героем лишь в конце Первой мировой войны, то есть через более чем 50 лет после его смерти, когда подавляющее большинство очевидцев восстания уже умерло, и никто не мог опровергнуть утверждения новых белорусских историков. Легенда распространилась после крушения Российской империи в среде белорусских сепаратистов, удачно, хоть и не без трудностей, вписалась в советскую историографию и, наконец, так же удачно перешла в новую националистическую концепцию истории, начавшую формироваться в конце 80-х годов XX века. В Белоруссии конца XX столетия легенда о К. Калиновском получила новое развитие.
Гронский А. Д. Кастусь Калиновский: конструирование героя // Беларуская думка. № 2. 2008. С. 82-87.
Мемориальная плита на месте казни (Лукишки)
Братья мои, мужики родные!
Марыська, черноброва голубка моя
Белорусы, братья родные!
Белорусская земелька, голубка моя
Автор делает вывод, что вся «белорусскость» Калиновского сводится к выпуску на белорусском языке нескольких газет с целью распространения идей польского восстания среди белорусских крестьян.
Почтовая марка Белоруссии, 1993
Слова Кастуся Калиновского в белорусском Викицитатнике
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Калиновский.
Вике́нтий Константи́н (Кастусь) Семёнович Калино́вский (белор. Вікенцій-Канстанцін Сямёнавіч Каліноўскі, польск. Wincenty Konstanty Kalinowski; 21 января (2 февраля) 1838, Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя — 10 (22) марта 1864, Вильна, Виленская губерния, Российская империя) — революционный демократ, публицист, поэт, один из руководителей восстания 1863 года на территории Западного края (современных Белоруссии и Литвы) Российской Империи. Почитается в этих странах как национальный герой.
Возвратившись на родину, Калиновский вместе с Врублевским и другими в 1861 г. создал революционные кружки в Гродненской и Виленской губерниях, вошедшие в единую конспиративную организацию. В 1862 г. Калиновский встал во главе руководившего этой организацией Комитета движения (позже назывался Литовским провинциальным комитетом). В 1862—1863 гг. руководил изданием и распространением «Мужицкой правды» (Mużyckaja prauda) — первой нелегальной революционной газеты на белорусском языке (использовалась белорусская латиница).
На следствии держался твёрдо и уверенно. Отказался в обмен на смягчение приговора назвать явочные квартиры и пароли, а также имена других руководителей восстания.
Через 42 дня после ареста — 12 марта 1864 года приговорен к смертной казни через расстрел. Однако на следующий день по личному ходатайству М. Н. Муравьева расстрел был заменен публичным повешением.
Первая страница первого номера белорусскоязычной газеты-листовки «Мужицкая правда» (использован польский алфавит)
Первый серьёзный научный анализ событий восстания и взглядов К. Калиновского был предпринят в статьях и монографии Всеволода Игнатовского. Он охарактеризовал восстание как буржуазно-демократичное, а Калиновского — как белорусского революционер-демократа, идеолога левых «красных», который по определённым вопросам был вынужденный идти на компромисс с правым крылом «белых».
- Смирнов А. Ф. Кастусь Калиновский. — Минск. — 1963.
- Шалкевич В. Ф. Кастусь Калиновский: Страницы биографии. — Минск, 1988.
Вот и все. Какие после этого еще нужны аргументы?.. Есть же некое общественное сознание, которое, видимо, и вырабатывает коллективную истину. И это «сознание» восстание Калиновского польским не считает.
Для белорусских самостийников, как и для других товарищей, выращенных в советской пробирке, есть только одно мнение, оно же правильное, оно же — «национальное». А с носителями других мнений у них разговор короткий. Они просто делают вид, что их не существует. Если будут сильно высовываться — общественная травля. Следующая стадия — физическая расправа. Какие-нибудь случайные ребята изобьют вечером до полусмерти. Как это произошло с Сергеем Лановенко, на которого летом напала банда белорусских националистов из-за того, что он был одет в футболку с символикой Донецкой народной республики.
Но, о ужас, «наши» историки, «несмотря на возмущение в интернете, определение в Национальном институте образования, издавшем пособие, не считают ошибкой» («Комсомольская правда в Беларуси»). (Тоже обратим внимание на бронебойный аргумент — возмущение в интернете. Раз интернет чем-то там возмущен, значит, это однозначно плохо). Историки недвусмысленно высказывались уже не раз: фигура Калиновского — это грандиозный миф, каждым поколением белорусских историков старательно «подгоняемый» под реалии того или иного периода. Например, в газете «Наша Нива», выходившей в начале ХХ века, он не упоминался вообще ни разу (!) А как понадобился — сразу же вспомнили. И точно таким же необходимым для «полноценности» белорусской историографии мифом является восстание 1863 года.
Конечно же, ряд событий восстания 1863 года происходил и на землях белорусских губерний. Но всерьез полагать, что восставшие «здесь» боролись за какие-то отдельные цели и противопоставляли себя полякам — верх наивности. Более того, давным-давно доказано, что в среде белорусского крестьянства идеалы восставших никакого сочувствия не встречали. Белорусы массово помогали русской армии задавить мятеж. За что, кстати, восставшие расправлялись с белорусами с такой жестокостью, что гиммлеровские палачи, узнай они об этом, содрогнулись бы. Хроники запечатлели сотни имен повешенных, растерзанных, сожженных и заживо закопанных в землю белорусов, вся вина которых была в том, что они не поддержали «национального героя» Калиновского — т. е. хотели просто мирно жить и трудиться на своей земле.
Вот, например, расправа повстанцев над Иваном Макаревичем, крестьянином из деревни Сороки Гродненской губернии. Вина: отказался присоединиться к повстанцам. В ночь на 1 июля 1863 года два шляхтича из местечка Щуки вызвали Макаревича из дома и под предлогом указать дорогу в местечко Мосты, увели с собой. Придя в Щуки, все трое зашли в дом, в котором в ту ночь праздновалась свадьба. Повстанцы заставляли Ивана есть, приговаривая: «Ешь, легче будет идти на тот свет». Потом отвели его в отдельную комнату, где подвергли жестоким истязаниям: обвязав веревками и привязав за шею к стене, отрезали нос и уши, содрали с обеих ног кожу, разорвали правую щеку. Затем истерзанного страдальца вывели за деревню, бросили в картофельную яму вниз головой и ещё живого забросали землей, а само место, чтобы скрыть следы, забороновали. Только на десятый день тело Макаревича случайно обнаружил один крестьянин: труп лежал вниз головой, руки и тело были связаны, шею обвивала веревка, на ногах полосами висела содранная кожа. Родные опознали Макаревича, оплакали и погребли на ближайшем кладбище.
В Пречистенском соборе Вильнюса висит доска с именами 349 белорусов, виновных лишь в том, что они думали иначе, нежели польские повстанцы 1863 годов. За это повстанцы их безжалостно убивали.
Но кто теперь вспомнит тех белорусов?.. Это же были «неправильные пчелы, и они делали неправильный мед». Проще говоря — «навоз истории», тогдашние ватники. Толстенная книга с именами их палачей недавно любовно издана в Минске. Это — поименный синодик участников восстания. А вот кто когда выделит деньги на такую же книгу про его жертв?..
Кастусь Калиновский
Все уведомления
Рецензии
Цитаты
7 прочитали
10 планируют
1
цитата
Лучшая цитата
— Алесь Якимович, повесть
Перевод: А. Тверской
Дополнительная информация об издании
Год издания: 1976
Язык:
Русский
Твердый переплет, 240 стр.
Тираж: 75000 экз.
Формат: 84×108/32 (130х200 мм)
Жанры и теги
Жанры:
Историческая прозаЗарубежные детские книги
Теги: ГісторыяПаўстанне 1863-64БіяграфічнаеХх стагоддзеКастусь каліноўскіБеларусьБеларуская літаратураВсе теги
Я представляю интересы автора этой книги
Издания и произведения
Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу
Популярные книги
Бурный XIX век был полон различными событиями. Одним из таких ключевых событий стало польское восстание. Всего было два восстания: первое – в 1830 г., второе – в 1863 г. Участником второго стал Викентий Константин Калиновский (Кастусь Калиновский).
Кто этот человек и почему вокруг его личности не умолкают споры?
Родился Константин Калиновский в имении Мостовляны, в семье безземельного шляхтича, владельца ткацкой мануфактуры Семёна Калиновского. Мать умерла, когда мальчику было пять лет.
Нет единого мнения, какой национальности он был. Одни утверждают, что он был поляком, другие – что белорусом. В принципе, вокруг этого вопроса всё и вертится.
Кастусь Калиновский: биография
Был ли Калиновский борцом за независимую Беларусь и за интересы белорусского крестьянства?
Или же он выступал прежде всего на стороне поляков?
Учёба и революционная деятельность
Учился в Петербурге, на юридическом факультете. Ещё в эти годы вместе с братом принимал участие в различных революционных кружках. Взгляды во многом сформировались под влиянием русского писателя Чернышевского и Герцена, а также традиций польской национально-освободительной войны.
В 1862 году Калиновский встаёт во главе конспиративной организации, а также руководил изданием газеты «Мужицкая правда», которая печаталась на белорусском языке при помощи латиницы.
Далее уже идут серьёзные расхождения в оценках его деятельности.
В советское время сложилась устойчивая мифологема, изображавшая Кастуся сугубо как борца за крестьянскую свободу. Получался образ эдакого белорусского Че Гевары. Но совершенно не бралась в учёт шовинистическая сторона деятельности Калиновского, направленная не сколько на борьбу за белорусское крестьянство, сколько за интересы Польши.
Калиновский поддерживал действия поляков, считая, что передовые силы Беларуси должны ориентироваться именно на них. Девизом стали слова:
«Польское дело – наше дело, это дело свободы».
Восстание Кастуся Калиновского
В 1863 г. он возглавил восстание на территории современной Литвы и Беларуси. Крестьяне далеко не всегда поддерживали повстанцев. Известны случаи жестоких расправ над теми крестьянами, которые выступали на стороне правительства. Война велась ожесточённо, накал ненависти увеличивался с каждой стороны конфликта.
Восстание Кастуся Калиновского
В январе 1964 Кастусь был арестован. На суде держался уверенно, отказываясь выдавать своих соратников, говоря, что их дело всё равно правое. В итоге был приговорён к расстрелу, однако казнь заменили публичным повешением.
В СССР образ народного заступника был чрезвычайно популярен, но после развала стала выгодна и популярна иная сторона медали – русофобская и шовинистическая. О социализме и «красных лозунгах» предпочли забыть.
В наши дни именем Калиновского названы улицы Беларуси, в школе проходят «мужицкую правду». Сейчас фигура Калиновского пользуется спросом среди большинства белорусов. Произойдёт ли дальнейшая эволюция его исторического восприятия, остаётся только догадываться.