Коммуникативное умение вовремя вступить в диалог поддерживать и завершать общение называется ответ

(Андреева
Г.М., Бодалев А.А., Брудный А.А., Буева
Л.П., Зимняя И.А., Злобина Е.Г., Золотнякова
А.С., Леонтьев А.А., Лисина М.И., Ломов
Б.Ф., Мудрик А.В., Парыгин Б.Д. и др.)

Таким образом,
общение
— сложная специфическая целенаправленная
деятельность, ориентированная на обмен
различными информационными единицами
в ходе взаимодействия субъектов общения,
между которыми уже существуют, развиваются
или формируются определенные
взаимоотношения на основе механизмов
взаимопонимания, сочувствия, рефлексии
и т.д.

Вообще, встречается
в специальной литературе (Лисина
М.И.)
понимание общения
как коммуникативной
деятельности.
Все равно эта деятельность (общение)
представляет собой сложную многоканальную
систему взаимодействий людей.

Для возрастного
периода от 3 до 7 лет характерно становление
произвольности в выборе и использовании
разнообразных естественных, данных от
природы или благоприобретенных средств
общения. Развитие сюжетно-ролевого
общения, порождаемого включением в
сюжетно-ролевые игры – приоритет. С
поступлением в школу получает ускорение
интеллектуальный и личностный рост
ребенка. Углубляется и становится более
разнообразным содержание общения,
дифференцируются его цели, совершенствуется
система средств. Происходит вербализация
и интеллектуализация общения, четко
различаются и относительно независимо
друг от друга развиваются деловое и
личностное общение. Обогащается
инструментальная сторона общения.
Начинают развиваться рефлексия,
саморегуляция. Обратная связь Расширяется
и усложняется система коммуникативных
потребностей и мотивов.

Основные
стороны общения
– коммуникативная (обмен информацией),
интерактивная (взаимодействие и его
регуляция), перцептивная (взаимовосприятие,
взаимооценка, рефлексия).

По внешней
структуре
различают личностно-ориентированное
и социально-ориентированное общение;
во внутренней
структуре
выделяют социальную (общение происходит
только по конкретному поводу в конкретной
реальной ситуации) и индивидуально-психологическую
( проявляется в отражении
индивидуально-личностных особенностей
общающихся) репрезентативность.

В качестве
структурных
компонентов
общения как деятельности выделяют (А.Н.
Леонтьев): предмет общения, потребности
в общении (по Э. Фромму — потребности в
человеческих связях, в самоутверждении,
в привязанностях, в самосознании, в
системе социальной ориентации),
коммуникативные мотивы, действия общения
(инициативные и ответные), задачи,
средства, формы (монологическая,
диалогическая, полилогическая), продукт
общения.

Общение
как деятельность представляет собой
систему элементарных актов (инициативных
и ответных), каждый из которых определяется
субъектом-инициатором, субъектом,
которому адресована инициатива, нормами,
по которым организуется общение, целями,
которые преследуют участники общения,
ситуацией, в которой совершается
взаимодействие.

Функции
общения (инструментальная, синдикативная,
самовыражения, трансляционная,
экспрессивная, социального контроля,
социализации) выделяются в соответствии
с содержанием общения. В свою очередь,
содержание
общения может быть различным: передача
информации, восприятие субъектами друг
друга, взаимооценка партнерами друг
друга, взаимовлияние, взаимодействие,
управление групповой или массовой
деятельностью и т.д.

Развитое полноценное
общение объединяет в себе два
взаимосвязанных, но различающихся
пласта:
внешний, поведенческий,
операционально-технический, и внутренний,
глубинный, затрагивающий личностно-смысловые
аспекты. Внешний пласт, реально формируемый
в поведении общающихся, выражается в
коммуникативных действиях. Фиксируется
рядом специфических показателей. Это
показатели коммуникативного взаимодействия,
к которым относятся коммуникативная
активность в группе общения, интенсивность
действий в общении, инициативность
действий в общении, технико-коммуникативное
мастерство общения и др. Внутренний
пласт общения отражает субъективное
восприятие ситуации взаимодействия,
реакции на реальный или ожидаемый
контакт, мотивы и цели, с которыми человек
вступает в общение.

Манера
общения определяется тоном общения
(спокойный, властный и т.д), поведением
в общении; дистанцией (интимная, личная,
социальная, публичная) и может быть
уважительной или пренебрежительной,
шутливой или серьезной, озлобленной
или доброжелательной.

Стиль
общения (индивидуально-типологические
особенности взаимодействия между
людьми) отражает особенности коммуникативных
возможностей человека, сложившийся
характер отношений с конкретными людьми
или коллективом, психологические
особенности и индивидуальные характеристики
человека, особенности партнера по
общению; может быть творчески-продуктивным;
дружеским; дистанционным; подавляющим;
популистским; заигрывающим; требовательным;
деловым; позиционным. Стиль общения
влияет на эмоциональную атмосферу
взаимодействия и выбор средств общения
(лингвистические (речь, язык);
оптико-кинетические (жесты, мимика,
пантомимика), паралингвистические
(качества голоса, его диапазон,
тональность), экстралингвистические
(паузы, смех, плач, темп речи), проксемические
( дистанция, время, место, ситуация
общения), визуальные (состояние зрачков,
продолжительность и направление взгляда,
состояние век)).

Основные механизмы
взаимопонимания
в общении – идентификация (способ
понимания другого человека через
осознанное или бессознательное
уподобление его самому себе), рефлексия
(осмысление субъектом того, какими
средствами, почему он произвел то или
иное впечатление на партнера по общению),
стереотипизация (классификация форм
поведения и интерпретация их причин
путем отнесения к уже известным или
кажущихся известными явлениями,
социальными стереотипами), обратная
связь (получение адресатом информации
о том, какое воздействие он оказал на
адресата, и корректировка на этой основе
дальнейшей стратегии общения), эмпатия
(способность
спроецировать себя на объект взаимодействия,
почувствовать себя на месте объекта;
понимание чьих-либо переживаний;
благожелательное отношение к этим
переживаниям — симпатия,
безразличное
– апатия,
неприязненное
к ним отношение — антипатия).
Основные способы
воздействия
— подражание (не простое принятие внешних
черт поведения другого человека, а
воспроизведение им черт и образов
демонстрируемого поведения), заражение
(бессознательная, невольная подверженность
человека определенным психическим
состояниям; проявляется через передачу
опр. эмоц. состояний или психического
настроя), внушение (целенаправленное
неаргументированное эмоционально-волевое
воздействие одного человека на другого
при некритичности восприятия передаваемой
информации), убеждение (интеллектуальное
воздействие на сознание личности через
обращение к ее собственному критическому
суждению).

Вообще, психологическое
воздействие
— изменение психологических характеристик
личности, групповых норм, общественного
мнения или настроения за счет использования
психологических, социально-психологических
закономерностей.

В реальной
человеческой жизни имеют место три
основные стратегии
воздействия:
императивная (собственно воздействие),
манипулятивная (манипуляция ориентирует
на достижение одностороннего выигрыша)
и развивающая, где отношение к партнеру
по общению как к объекту меняется на
отношение к нему как к субъекту.

На базе анализа
типологических особенностей личности
формируется ее
психограмма
как субъекта общения (психологические
особенности; психические процессы
(восприятие, память, воображение,
мышление); психические состояния
(усталость, апатия, стресс, тревожность,
депрессия, возбуждение и др.); психические
отношения (эмоциональные, волевые,
интеллектуальные и др.)

Технологический
уровень характеристики личности как
субъекта общения раскрывает ее умения
общаться – коммуникативные
умения –
синтез общепсихологических.
социально-психологических и
специально-профессиональных качеств
личности. Формируются двумя путями: в
ходе разнообразной социальной практики,
в которую личность включена; в ходе
специальной подготовки к общению.
Рассматривают 5 аспектов подготовки к
общению:

Общение
как умение – сложное явление, так как
представляет собой целую систему умений
разного порядка и характера. Поэтому
умение общаться понимается как
системно-интегративное.

Умения,
необходимые для общения личности, можно
разделить на группы:

Таким
образом, психотехнология общения –
система социально-психологических
алгоритмов, определяющих для личности
социальные роли и порядок их реализации
в соответствующих коммуникативных
ситуациях.

Реализация личностью
своей субъективности в общении связана
во-первых, с наличием у нее необходимого
уровня коммуникативной компетенции;
во-вторых, с владением опытом ролевой
самоорганизации в ситуациях общения;
в-третьих. С отсутствием психофизиологических
зажимов.

Коммуникативная
компетентность личности складывается
из способностей давать социально-психологический
прогноз коммуникативной ситуации, в
которой предстоит общаться; социально
психологически программировать процесс
общения, опираясь на своеобразие
коммуникативной ситуации; «вживаться»
в социально-психологическую атмосферу
коммуникативной ситуации; осуществлять
социально-психологическое управление
процессами общения в коммуникативной
ситуации.

Читайте также:  Реферат про футбол по физкультуре 7 класс

Основными источниками
приобретения коммуникативной
компетентности являются соционормативный
опыт народной культуры, знание языков
общения, используемых народной культурой.
Опыт межличностного общения в непраздничной
сфере, опыт восприятия искусства.

Коммуникативный
потенциал – характеристика возможностей
человека, которые и определяют качество
его общения, это единство трех составляющих:

Задания в тестовой форме

Материал для самопроверки по главе 1

Контрольные и тренировочные задания

1. Объясните смысл следующих изречений:

Всякое существование – это сосуществование.

Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастли­вым, надо быть не­годяем, чтобы отказать ему в этом.

Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.

2. По ходу аудиторных занятий заполняйте специальный словарь под ус­ловным назва­нием «Словарь ранее непонятных мне терминов».

3. Составьте логические цепочки из основных терминов по каждому раз­делу главы. На­пример: «Общение – коммуникация – язык – речь – не­вер­бальная коммуникация»; «Общение – перцепция – идентификация – рефлек­сия – эмпатия – обратная связь» и т. д.

4. Подберите синонимы к следующим словам: коммуникация, перцеп­ция, интерактив­ность, интерпретация, конкуренция, аудирова­ние, визуальный.

5. Подберите антонимы к следующим словам: теория, диалог, кон­фликт­ность, адре­сант, альтруист, устный, тактич­ный, равнодушный.

6. Охарактеризуйте общение как коммуникативную деятельность.

7. Раскройте понятия «ситуация общения», «средства общения».

8. Охарактеризуйте технологический уровень личности как субъекта об­щения.

9. Дайте характеристику личностным показателям, наиболее значи­мым для педагоги­че­ского общения.

10. Раскройте содержание этапов педагогического общения.

11. Оцените свои возможности владения культурой педагогического об­щения по сле­дую­щим параметрам:

1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в об­щении:

а) умение слушать собеседника;

б) умение задавать вопросы;

в) умение анализировать выступление;

г) умение первому установить контакт с другим человеком;

д) умение понять другого человека;

с) умение ориентироваться в сложившейся ситуации об­щения.

2. Стремление к установлению зрительного контакта:

а) умение смотреть на собеседника (аудиторию);

б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.

3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом:

а) владение свободной, связной речью без опоры на конспект;

б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести бе­седу и т. д.;

в) умение передавать свое отношение к сообщаемому.

12. Охарактеризуйте структуру и способыуправления педагогическимвзаимодейст­вием.

13. Раскройте содержание понятия «затруднения в педагогическом об­щении».

14. Охарактеризуйте причины, структуру и педагогические стратегии управления меж­личностными конфликтами.

Задания в тестовой форме

1. Укажите правильный ответ.

Кто из указанных авторов назвал проблему общения самой неискоре­нимой и самой че­ло­вечной?

а) А. Сент-Экзюпери;

б) А.А. Леонтьев;

в) Б.Ф. Ломов;

г) К. Роджерс;

д) В.А. Сухомлинский

2. Расположите в правильной последовательности этапы общения:

а) выбор конкретных средств общения;

б) планирование со­держания своего общения;

в) потребность в общении;

г) восприятие и оценка ответной реакции собеседника на ос­нове уста­новления обрат­ной связи;

д) ориентировка в целях, ситуации общения, в личности собесед­ника.

3. Укажите правильный ответ.

В модель процесса общения как деятельности по М.И. Лисиной входит:

а) предмет и задачи общения;

б) потребность в общении;

в) коммуникативные мотивы;

г) действия, средства и продукт общения;

д) все перечисленное.

4. Укажите критерии для определения контактного (дистантного) об­ще­ния.

а) количество уча­стников общения;

б) наличие или отсутствие какого-либо опосредующего «аппарата»;

в) форма су­ществования языка;

г) положение коммуни­кантов в про­странстве и времени;

д) обстановка общения и взаимо­отношения общающихся.

5. Укажите правильный ответ.

К каким средствам общения можно отнести жесты?

6. Укажите правильный ответ.

К каким средствам общения можно отнести ситуацию общения?

7. Укажите правильный ответ.

Каким термином в системе коммуникации обозначается слушающий или читающий че­ло­век?

в) каналом коммуникации;

г) ситуа­цией общения;

д) всем перечисленным.

8. Укажите правильный ответ.

Какой из перечисленных компонентов не входит в структуру комму­никации?

д) все ответы неверны.

9. Укажите правильный ответ.

Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя говоре­ние и слушание?

г) все перечисленные;

10. Укажите правильный ответ.

Какой компонент в структуре коммуникации включает в себя мимику и жесты?

11. Укажите правильный ответ.

Умение понимать эмоциональное состояние собеседника относится к умениям:

а) межличностной коммуникации;

б) восприятия и понимания друг друга;

в) межличностного взаимодействия;

г) передачи информации;

д) все ответы верны.

12. Укажите правильный ответ.

К какой стороне общения по Г.М. Андреевой относится организация взаимо­действия ме­жду общающимися индивидами?

г) ко всем перечисленным.

13. Укажите правильный ответ.

Определите содержание перцептивной стороны общения.

а) обмен информа­цией;

б) взаимодействие с другими людьми;

в) познание других людей;

г) все перечисленное.

14. Укажите правильный ответ.

К основным механизмам межличностного восприятия относятся:

15. Укажите правильный ответ.

Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним яв­ля­ются одним из основных механизмов межличностного вос­приятия в учебном процессе и оп­ределя­ются термином:

а) социально-психологическая рефлексия;

16. Укажите правильный ответ.

К какой группе коммуникативных умений относится умение говорить выразительно, ло­гично и связно?

а) речевые умения;

б) социально-психологические умения;

в) умения использовать невербальные средства общения;

г) умения использовать в общении нормы речевого этикета.

17. Укажите правильный ответ.

К какой группе коммуникативных умений относится умение вовремя вступить в об­ще­ние, поддерживать его и завершить общение?

18. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.

Речь – это:

а) психическое явление;

б) процесс общения посредством языка;

в) обмен информацией между людьми;

г) процесс отражения мыслей и чувств;

19. Укажите правильный ответ.

Какие отечественные авторы разрабатывали понятие «педагогическое общение»?

а) И.А. Зимняя;

в) З.С. Смелкова;

г) А.Б. Добрович;

20. Укажите правильный ответ.

Кто из отечественных авторов выделил нормативную, познаватель­ную, эмоциональ­ную и актуализирующую воспитательные функции об­щения школьников?

в) В.А. Кан-Калик;

г) А.В. Мудрик;

д) З.С. Смелкова.

21. Укажите правильный ответ.

Безразличие к словам учителя вызывают:

а) равнодушный тон, речевые штампы;

б) тавтология, жаргонные слова;

в) обилие иностранных слов, терминов;

г) все ответы верны.

22. Укажите правильный ответ.

Характерные черты опытного педагога:

а) скромность и простота в общении с людьми;

б) стремление в случае неудачи исправить упущение и только потом принимать ре­ше­ние по поводу случившегося;

в) не сваливать промахи в работе на «объективные обстоятель­ства».

23. Укажите правильный ответ.

Отношение к окружающим в значительной мере зависит от нашей са­мооценки:

Читайте также:  ​Игры разума Джона Нэша: развенчание Адама Смита и 30 лет безумия — Реальное время

а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми;

б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с большинст­вом членов коллектива;

в) адекватная самооценка затрудняет общение;

г) все ответы верны;

24. Укажите правильный ответ.

Чтобы не раздражаться, постоянно держать себя в руках, необходимо:

а) заняться привычной работой, уметь отвлечься от своих забот;

б) не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне;

в) не предъявлять чрезмерных требований к окружающим;

25. Укажите правильный ответ.

Учитывая свойства нервной системы воспитанников, следу­ет помнить, что:

а) сангвиника отличает психическая активность, высокая работоспо­собность;

б) флегматик охотно выполняет новую, незнакомую работу;

в) холерик отличается низким уровнем психической актив­ности;

г) меланхолик охотно выполняет работу, в которой макси­мальные на­пряжения сме­ня­ются периодами с меньшей на­грузкой, более спокойными.

26. Укажите правильный ответ.

Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуа­циях зави­сит от:

а) педагогического мышления и опыта преподавателя;

б) от знания и умения применять различные приемы воздейст­вия;

в) от такта учителя и умения подбирать оптимальные спо­собы обще­ния с учащимися;

27. Укажите правильный ответ.

Какой из уровней коммуникативных умений характеризуется частным и несистема­тизи­рованным осознанием явлений педагогического общения?

28.Укажите правильный ответ.

Какой план общения характеризуют интересы и склонности учителя?

в) общий социально-психологический;

29. Укажите правильный ответ.

К какому типу барьеров педагогического общения относится непра­вильное отноше­ние учителя к учащемуся?

а) физические барьеры;

б) социально-психологические барьеры;

в) барьеры неправильной установки сознания;

г) личностные барьеры;

30. Укажите правильный ответ.

К характеристикам диалогической коммуникации относятся:

а) психологическая установка – «на равных»;

б) учет индивидуальных особенностей учащихся;

в) открытое предъявление собственного мнения;

На то, как мы воспринимаем услышанную информацию, большое влияние оказывает пре­обладающий канал получения и переработки ин­формации. Область практической пси­хо­ло­гии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы, называ­ется нейролин­гвисти­ческим программированием. Основатели этого направления Р. Бенд­лер и М. Гриндер выделяют три канала восприятия: визуальный (зрительные ощущения); аудиальный (слуховые ощущения); кинестетический (осно­ванный на ощущениях тела). От преобладания того или иного канала вос­приятия зависит словарный состав речи, невер­бальные реакции, организа­ция межличностного пространства общения.

1. Определите с помощью теста, какой способ (канал) восприятия у вас наиболее раз­вит. Отвечая, вы должны либо согласиться («да»), либо не согла­ситься («нет») с пред­лагае­мыми ут­вер­ждениями.

1. Я люблю смотреть на небо.

2. Я часто что-то напеваю себе под нос.

3. Я признаю только ту одежду, в которой мне удобно, и даже ради кра­соты и моды не на­дену неудобную вещь.

4. Очень люблю ходить в парную баню или в сауну.

5. При покупке автомашины для меня был бы очень важен ее цвет.

6. Могу, не глядя, по повороту ключа в замке или по шагам понять, кто из домашних во­шел в квартиру или в комнату.

7. Мне нравится иногда ради забавы подражать манере говорить дру­гих людей,их го­лосу, а также различным акцентам и диалектам.

8. Я обычно много времени уделяю тому, чтобы выглядеть привлекательно.

9. Получаю большое удовольствие от массажа.

10. На улице, в транспорте люблю рассматривать людей.

11. Чтобы хорошо себя чувствовать, мне надо много двигаться.

12. Увидев в магазине платье или костюм, я без при­мерки могу понять, подойдет он мне или нет.

13. Когда я слышу песни прошлых лет, то это про­шлое словно возвра­щается ко мне.

14. Я часто читаю во время еды.

15. Очень часто и подолгу разговариваю по теле­фону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Мне больше нравится слушать рассказы, ко­торые читают по радио, чем читать са­мому.

18. После тяжелого дня или после какой-либо не­удачи я чувствую на­пряжение во всем теле.

19. Люблю фотографировать и делаю это часто.

20. Долго помню все, что мне говорят мои родные и близкие.

21. Люблю покупать цветы даже без всяких по­водов.

22. Получаю большое удовольствие от горячей ванны.

23. Стараюсь записывать в ежедневник или в блок­нот все то, что мне необходимо сде­лать.

24. Когда меня никто не слышит, часто разгова­риваю сам с собой.

25. Если приходится долго ехать на каком-либо транспорте, мне потом требуется время, что­бы прийти в себя.

26. Тембр голоса может мне многое сказать о человеке.

27. Для меня очень важно, как одет человек, с ко­торым мне прихо­дится общаться.

28. Не могу утром подняться с постели, пока не потянусь как следует, не расправлю ко­неч­ности, не разомну все мышцы и косточки.

29. Не могу уснуть на неудобной постели.

30. Очень редко мне попадается удобная обувь.

31. Очень люблю ходить в кино, театр, смотреть телевизор.

32. Если я хоть раз встречусь с человеком, – то уз­наю его лицо даже че­рез годы.

33. Очень люблю стук дождя по крыше, подокон­нику или зонту.

34. Я умею слушать собеседника.

35. Люблю танцевать, заниматься спортом, делать гимнастику.

36. Не могу уснуть, если в комнате громко тикает будильник.

37. Имею или хочу иметь дома хорошую музы­кальную стереоаппара­туру.

38. Когда звучит музыка, я невольно начинаю дви­гаться в такт или от­бивать ритм но­гой.

39. Люблю экскурсии, связанные с осмотром дос­топримечательностей.

40. Не выношу беспорядка в доме или на рабочем месте.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что уют в доме создается прежде все­го правильным осве­щением.

43. Люблю ходить на концерты.

44. Многое могу понять о человеке по тому, как он пожимает мне руку.

45. Люблю ходить в музеи и на выставки.

46. Получаю огромное удовольствие от серьезной дискуссии, обмена мнениями, спора.

47. Считаю, что прикосновением можно сказать даже больше, чем сло­вами.

48. Если вокруг шумно, мне очень трудно сосре­доточиться.

1. Укажите
правильный ответ.

Самой
неискоре­нимой и самой чело­вечной
назвал проблему общения:

2. Расположите
в правильной последовательности этапы
общения:

а) выбор конкретных
средств общения;

б) планирование
со­держания своего общения;

в) потребность в
общении;

г) восприятие и
оценка ответной реакции собеседника
на ос­нове уста­новления обрат­ной
связи;

д)
ориентировка в целях, ситуации общения,
в личности собесед­ника.

3. Укажите
правильный ответ.

В
модель процесса общения как деятельности
по М.И. Лисиной входит:

а) предмет и задачи
общения;

б) потребность в
общении;

г) действия, средства
и продукт общения;

4. Укажите
правильный ответ.

К каким средствам
общения можно отнести жесты?

5. Укажите
правильный ответ.

Читайте также:  ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

К каким средствам
общения можно отнести ситуацию общения?

6. Укажите
правильный ответ.

Каким
термином в системе коммуникации
обозначается слушающий или читающий
че­ло­век?

7. Укажите
правильный ответ.

Какой
из перечисленных компонентов не входит
в структуру комму­никации?

д) все ответы
неверны.

8. Укажите
правильный ответ.

Какой
компонент в структуре коммуникации
включает в себя говоре­ние и слушание?

9. Укажите
правильный ответ.

Какой компонент
в структуре коммуникации включает в
себя мимику и жесты?

10. Укажите
правильный ответ.

Умение
понимать эмоциональное состояние
собеседника относится к умениям:

б) восприятия и
понимания друг друга;

11.
Укажите правильный ответ.

К
какой стороне общения по Г.М. Андреевой
относится организация взаимо­действия
ме­жду общающимися индивидами?

г) ко всем
перечисленным.

12. Укажите
правильный ответ.

Определите
содержание перцептивной стороны общения.

б) взаимодействие
с другими людьми;

в) познание других
людей;

13. Укажите
правильный ответ.

К основным механизмам
межличностного восприятия относятся:

14. Укажите
правильный ответ.

К какой группе
коммуникативных умений относится умение
говорить выразительно, ло­гично и
связно?

в) умения использовать
невербальные средства общения;

г) умения использовать
в общении нормы речевого этикета.

15. Укажите
правильный ответ.

К
какой группе коммуникативных умений
относится умение вовремя вступить в
об­ще­ние, поддерживать его и
завершить общение?

16. Укажите
правильный ответ.

Понимание
и интерпретация другого человека путем
отождествления себя с ним яв­ля­ются
одним из основных механизмов межличностного
вос­приятия и оп­ределя­ются
термином:

Методика изучения умений вести диалог

Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников

Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.

Возраст: средний, старший дошкольный возраст.

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях.

Процедура проведения: Наблюдение за детьми в течение дня, анализ умения использовать коммуникативные навыки в непрерывной образовательной деятельности со сверстниками.

При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

1. Инициативность: отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.

2. Чувствительность к воздействиям сверстника: отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

3. Преобладающий эмоциональный фон: проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Критерии оценки параметров:

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.

Оценка результатов: ответы «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.

Диагностика изучения уровня речевой коммуникации

Цель исследования: Изучение умения использовать коммуникативные навыки в непосредственной обстановке в группе и на улице.

Оборудование: Не требуется, проводится в форме наблюдения.

Процедура проведения: Наблюдение за детьми в течении дня, анализ умения использовать коммуникативные навыки в непрерывной образовательной деятельности со сверстниками.

Уровень сформированности речевой коммуникации анализируется по следующим показателям:

Методика изучения умений вести диалог

Процедура проведения: Оценка осуществляется в процессе наблюдения за речью ребенка в повседневном общении, самостоятельной игровой деятельности детей.

Характеристика уровней по методике И.А. Базиковой:

Высокий (4-5 баллов): Сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знанием правил речевого общения, умений реагировать на сообщения, выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.

Средний (3-3,9): Недостаточная сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, эпизодическое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения.

Низкий (2-2,9): Отсутствие умений задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; отсутствие интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим.

· умение задавать вопросы;

· умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;

· умение сообщать собеседникам свое мнение;

· умение выражать просьбы, советы, предложения;

· умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;

· умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.

План работы по 4 блокам неживой природы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.

· Формировать представление о профессии «Химик»;

· Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

· Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

· Развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельность.

· Воспитывать экологическую культуру;

· Воспитывать аккуратность при работе;

· Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам, взаимовыручку.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Материалы и оборудование: Презентация, иллюстрации экспериментов, стаканы с жидкостями, сахар, масло, ложки, бумага, карандаши.

Поиск по сайту

1. Объясните смысл
следующих изречений:

Всякое существование
– это сосуществование.

Если
одно-два приветливых слова могут сделать
человека счастли­вым, надо быть
не­годяем, чтобы отказать ему в этом.

Ключ к окружающим
меня людям лежит во мне самом.

2.
По ходу аудиторных занятий заполняйте
специальный словарь под ус­ловным
назва­нием «Словарь ранее непонятных
мне терминов».

3.
Составьте логические цепочки из основных
терминов по каждому раз­делу главы.
На­пример: «Общение – коммуникация
– язык – речь – не­вер­бальная
коммуникация»; «Общение – перцепция –
идентификация – рефлек­сия – эмпатия
– обратная связь» и т. д.

4.
Подберите синонимы к следующим словам:
коммуникация,
перцеп­ция, интерактив­ность,
интерпретация, конкуренция, аудирова­ние,
визуальный.

5.
Подберите антонимы к следующим словам:
теория,
диалог, кон­фликт­ность, адре­сант,
альтруист, устный, тактич­ный,
равнодушный.

6. Охарактеризуйте
общение как коммуникативную деятельность.

7. Раскройте понятия
«ситуация общения», «средства общения».

8.
Охарактеризуйте технологический уровень
личности как субъекта об­щения.

Оцените статью
VIPdisser.ru