Контрольная работа общество как мир культуры

Контрольная работа общество как мир культуры Диссертации

Контрольная работа по теме: Общество как мир культуры

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

INCLUDEPICTURE «https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3245» * MERGEFORMATINET

Контрольная работа общество как мир культуры

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Все перечисленые понятия относятся к религии.

Предметная область: Человек и общество. Религия

Природа и общество — это системы. При этом общество — часть материального мира, обособившееся от природы, но тесно с ней связанная. Экономика и политика — подсистемы общества. Следовательно, обобщающее понятие — система.

Предметная область: Человек и общество. Системное строение общества, элементы и подсистемы

3.Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Героический эпос,анонимность произведений,коллективность твор­че­ско­го процесса,народная культура,фольклорный коллектив.

Биологические по­треб­но­сти — по­треб­но­сти без удо­вле­тво­ре­ния которых не­воз­мож­но физическое су­ще­ство­ва­ние человека. Потребности че­ло­ве­ка в са­мо­ре­а­ли­за­ции и об­ще­нии — потребности другого, выс­ше­го порядка, от­ра­жа­ю­ще­го социальную сущ­ность человека.

Предметная область: Человек и общество. Потребности и интересы

4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) добро 2) смысл жизни 3) деньги 4) свобода 5) собственность 6) счастье

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Сложность формы и содержания, узкий круг потребителей относятся к элитарной культуре, поэтому «выпадают» из общего списка терминов.

5.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру.

1) высокая содержательная сложность 2) демократизм

3) ориентация на узкий круг ценителей 4) широкая рекламная кампания

5) соответствие изысканным вкусам 6) безграничное самовыражение автора

Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

6.Найдите в при­ве­ден­ном списке черты, свой­ствен­ные народной культуре.

1) авторство часто не определено 2) носит пре­иму­ще­ствен­но коммерческий характер

3) рассчитана на узкий круг ценителей 4) появилась рань­ше других форм культуры

5) не тре­бу­ет специальной под­го­тов­ки для сво­е­го восприятия

Рассчитана на узкий круг ценителей — не подходит, по­то­му что народ — не узкий круг общества. Носит пре­иму­ще­ствен­но коммерческий характер — при рож­де­нии народной куль­ту­ры понятия «коммерческий» даже не существовало.

Индустриальному обществу присущи: рост численности рабочего класса, высокая социальная мобильность. Приоритет коллективистских ценностей характерен для традиционного общества. Использование информационных технологий, глобализация экономики и финансов — для постиндустриального общества.

Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)

Основой эм­пи­ри­че­ских методов яв­ля­ют­ся чувственное по­зна­ние (ощущение, восприятие, представление) и дан­ные приборов. К числу этих ме­то­дов относятся: наблюдение — це­ле­на­прав­лен­ное восприятие яв­ле­ний без вме­ша­тель­ства в них; эксперимент — изу­че­ние явлений в кон­тро­ли­ру­е­мых и управ­ля­е­мых условиях; измерение; сравнение — вы­яв­ле­ние сходства или раз­ли­чия объектов или их признаков.

Предметная область: Человек и общество. Наука

В фи­ло­соф­ской науке об­ще­ство характеризуется как ди­на­ми­че­ская саморазвивающаяся система, т. е. такая система, ко­то­рая способна, се­рьез­но изменяясь, со­хра­нять в то же время свою сущ­ность и ка­че­ствен­ную определенность. При этом си­сте­ма понимается как ком­плекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, эле­мен­том называется не­ко­то­рый далее не­раз­ло­жи­мый компонент системы, при­ни­ма­ю­щий непосредственное уча­стие в ее создании.

7.Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм.

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) дают большой простор для толкования

5) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

6) поддерживаются силой государственного принуждения

Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение. Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми.

Предметная область: Человек и общество. Мораль

8.Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий

1) большое число последователей во всем мире

2) основа религиозной жизни отдельных наций

3) проповедуют равенство всех людей

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

Признаками мировых религий являются:

1) большое количество последователей во все мире;

2) проповедь равенства всех людей, что и объясняет их распространенность (эгалитарность);

3) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств (космополитичность).

9.Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са гу­ма­ни­та­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) учёт ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школьников

2) со­кра­ще­ние учеб­но­го вре­ме­ни на му­зы­каль­ное образование

3) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

4) пре­по­да­ва­ние курса «Политология» на фа­куль­те­тах по тех­ни­че­ским специальностям

5) по­вы­ше­ние вни­ма­ния к изу­че­нию ино­стран­ных языков

6) вве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го курса по ис­то­рии культуры

10.Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека.

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

A) премьера телесериала — массовая.

Б) конкурс фольклорных коллективов — народная.

B) празднование дня Ивана Купалы — народная.

Г) скандал с участием поп-звезды — массовая.

Д) переиздание детектива-бестселлера — массовая.

Аграрное общество (аграрная экономика) — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции. В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.

Индустриальное общество — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Постиндустриальное о́бщество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

A) сословная структура общества — аграрное.

Б) серийное производство товаров массового потребления — индустриальное.

B) низкая социальная мобильность — аграрное.

Г) ведущая роль информации в жизни общества — постиндустриальное.

11.Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми науки и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

12.Установите соответствие между характеристиками и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия. К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры. Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Читайте также:  О проблемах судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и путях их решения – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков — элитарная.

B) ориентация на запросы широкого круга потребителей — массовая.

В) коммерциализация духовной деятельности — массовая.

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров — массовая.

Д) сложность содержания и художественных форм — элитарная.

Физические потребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище).

Социальные потребности — это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).

Духовные потребности связаны с духовно-творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).

А) в познании мира — идеальные (духовные).

Б) в поиске смысла жизни — идеальные (духовные).

В) в двигательной активности — естественные.

Г) в общении — социальные.

Д) в труде — социальные.

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе.

А) эстетические интерпретации объектов, явлений — искусство.

В) аллегоричность — искусство.

В) обоснованность выводов — наука.

Г) эмоциональность — искусство.

Д) выдвижение гипотез — наука.

А) B общении — социальные.

Б) B приобретении новых знаний — духовные (идеальные).

В) B пище — биологические (естественные).

Г) B общественном признании — социальные.

Д) B воздухе для дыхания — биологические (естественные).

13.Установите соответствие между отличительными признаками и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

14.Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.

1) использование технических средств для прослушивания

2) развлекательный характер произведения

3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей

4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения

6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями

Элитарная (высокая) культура — культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.

Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Элита — это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» — способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.

По разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.

Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.

Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.

В высокой культуре апробируются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя (до 50 лет, а иногда и более). Определенный срок высокая культура не только не может, но должна оставаться чуждой народу, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. Например, живопись Пикассо, Дали или музыка Шенберга трудна для понимания неподготовленного человека даже сегодня.

Поэтому элитарная культура носит экспериментальный или авангардный характер и, как правило, она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Характеристика 4 относится к народной культуре.

3, 5, 6.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

15.Какие положения ислама отражают регулятивную функцию мусульманской религии?

1) запрет на употребление алкоголя

2) соблюдение поста в месяц Рамадан

3) почитание Мухаммеда как последнего пророка

4) вера в единого Бога

5) признание Корана священной книгой

6) обязанность жертвовать средства в пользу бедных

16.Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Выберите из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Люди, ко­то­рые сами не за­ни­ма­ют­ся наукой, до­воль­но часто полагают, что ___ (А) все­гда дают аб­со­лют­но достоверные положения. Эти люди считают, что на­уч­ные работники де­ла­ют свои ____ (Б) на ос­но­ве неоспоримых ____ (В) и без­упреч­ных рассуждений и, следовательно, уве­рен­но шагают вперед, при­чем исключена воз­мож­ность ____ (Г) или ___ (Д) назад. Од­на­ко состояние со­вре­мен­ной науки, так же как и ___ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело об­сто­ит совершенно не так».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз Об­ра­ти­те внимание на то, что в спис­ке слов больше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Исходя из контекста, последовательность 426581 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

4, 2, 6, 5, 8, 1.

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

17.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую ____ (В). Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и ___ (Г) в целом.

Но она шагнула дальше и описала природу ____ (Д): движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. Религия помогает человеку преодолеть ___ (Е), объясняя смысл его жизни.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Читайте также:  Каталог диссертаций на сайте ВАК —

18.Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры.

(Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим:

— мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.;

— человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм;

2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим:

— группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки;

— писатель создал новый роман.

Могут быть приведены другие примеры

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.4 Понятие истины, её критерии

19. В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.

Могут быть приведены такие примеры:

2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т.п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;

3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей;

4) просмотр молодёжных иностранных фильмов позволил молодым людям сформировать представления об особенностях культуры их сверстников, что в определённой мере облегчило общение во время туристической поездки.

Могут быть приведены другие примеры.

Если экзаменуемый привёл несколько примеров реализации одного проявления функции, то при оценивании засчитывается только один из них

20.Назовите и проиллюстрируйте примерами три признака элитарной культуры.

Коммуникативная функ­ция обеспечивает вза­и­мо­по­ни­ма­ние и об­ще­ние людей в социуме.

Ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния де­лят­ся на эм­пи­ри­че­ские — ос­но­ван­ные на чув­ствен­ном по­зна­нии и тео­ре­ти­че­ские — ос­но­ван­ные на ра­ци­о­наль­но­му познании, с по­мо­щью понятий, суж­де­ний и умозаключений. Гипотеза — это на­уч­но обос­но­ван­ное пред­по­ло­же­ние о при­чи­нах или за­ко­но­мер­ных свя­зях каких-либо яв­ле­ний или со­бы­тий природы, общества, мышления.

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

2.Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Первобытные религии — ранние формы религии, сложившиеся в первобытном обществе и сохраняющиеся у некоторых народов с родоплеменным укладом жизни. К первобытным религиям относятся фетишизм, анимизм, магия, тотемизм, шаманизм, аграрные культы и культ предков.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) археология 2) геология 3) физика 4) ботаника 5) химия 6) педагогика

Деньги и суд не связаны с социологией.

4. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к типам мировоззрения. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)Мифологическое; 2) религиозное; 3) политическое; 4) философское; 5) историческое; 6) научное.

5.Композитор на сюжет из ан­тич­ной ми­фо­ло­гии со­здал оперу, ко­то­рая была от­не­се­на ис­кус­ство­ве­да­ми к про­из­ве­де­ни­ям эли­тар­ной (высокой) культуры. Что поз­во­ля­ет им сде­лать такой вывод?

1) уста­нов­ка на сле­до­ва­ние образцу

2) ком­мер­че­ская цель со­зда­ния оперы

3) ис­поль­зо­ва­ние ши­ро­ко из­вест­ных ми­фо­ло­ги­че­ских персонажей

4) труд­ность вос­при­я­тия про­из­ве­де­ния не­под­го­тов­лен­ны­ми слушателями

5) ори­ен­та­ция на мас­со­во­го потребителя

6) слож­ность формы му­зы­каль­но­го произведения

Элитарная куль­ту­ра — это «высокая культура», про­ти­во­по­став­ля­е­мая мас­со­вой куль­ту­ре по типу воз­дей­ствия на вос­при­ни­ма­ю­щее сознание, со­хра­ня­ю­ще­го его субъ­ек­тив­ные осо­бен­но­сти и обес­пе­чи­ва­ю­ще­го смыс­ло­об­ра­зу­ю­щую функцию.

6. В стра­не Z про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий в раз­лич­ные сферы жизни. Какие дру­гие при­зна­ки поз­во­лят сде­лать вывод о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти признаки.

1) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие общества.

2) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоёмкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие технологии.

3) Ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим усло­ви­ем раз­ви­тия производства.

4) На­блю­да­ет­ся низ­кий уро­вень со­ци­аль­ной мобильности.

5) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хозяйства.

6) По­сте­пен­но скла­ды­ва­ет­ся демократия.

Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоёмкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие технологии и ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим усло­ви­ем раз­ви­тия производства — позволяют сделать вывод о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество.

Личность — субъ­ект сознательной деятельности, об­ла­да­ю­щий совокупностью социально-значимых черт, ко­то­рые он ре­а­ли­зу­ет в об­ще­ствен­ной жизни.

1) Ка­че­ства че­ло­ве­ка как лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся пре­жде всего в осо­бен­но­стях мыш­ле­ния и па­мя­ти — нет, неверно, пре­жде всего в поведении.

2) Че­ло­ве­ку как лич­но­сти пре­жде всего свой­ствен­но при­об­ре­те­ние со­ци­аль­ных ка­честв — да, верно.

3) Че­ло­ве­ка как лич­ность в первую оче­редь ха­рак­те­ри­зу­ет про­те­ка­ние про­цес­сов пси­хи­ки — нет, неверно.

4) Ка­че­ства че­ло­ве­ка как лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся пре­жде всего в его уча­стии в жизни об­ще­ства. — да, верно.

5) Че­ло­ве­ка как лич­ность в первую оче­редь ха­рак­те­ри­зу­ют уна­сле­до­ван­ные ка­че­ства — нет, неверно.

7.Выберите вер­ные суж­де­ния о ду­хов­ной куль­ту­ре и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Духовная куль­ту­ра — одна из сфер де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в обществе.

2) Духовная куль­ту­ра вклю­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность и ее результаты.

3) Объектами ду­хов­ной куль­ту­ры яв­ля­ют­ся идеология, мораль, ху­до­же­ствен­ное творчество.

4) Духовная куль­ту­ра — это окру­жа­ю­щая че­ло­ве­ка ис­кус­ствен­ная среда.

5) Духовная куль­ту­ра вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные ценности, со­здан­ные человеком.

Духовная куль­ту­ра — это культура, объ­ек­та­ми которой яв­ля­ют­ся идеология, мораль, ду­хов­ное общение, ху­до­же­ствен­ное творчество (искусство) и религия.

1) Ду­хов­ная куль­ту­ра — одна из сфер де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в об­ще­стве — да, верно.

2) Ду­хов­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность и ее ре­зуль­та­ты — да, верно.

3) Объ­ек­та­ми ду­хов­ной куль­ту­ры яв­ля­ют­ся идео­ло­гия, мо­раль, ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство — да, верно.

4) Ду­хов­ная куль­ту­ра — это окру­жа­ю­щая че­ло­ве­ка ис­кус­ствен­ная среда — нет, неверно.

5) Ду­хов­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти, со­здан­ные че­ло­ве­ком — нет, неверно.

Деятельность — форма ак­тив­но­сти человека, на­прав­лен­ная на пре­об­ра­зо­ва­ние им окру­жа­ю­ще­го мира.

Субъект — тот, кто осу­ществ­ля­ет деятельность. Субъ­ект и объ­ект могут совпадать.

1) Цель — осо­знан­ный опыт пред­вос­хи­ща­е­мо­го ре­зуль­та­та на до­сти­же­ние ко­то­ро­го на­прав­ле­на деятельность.

2) Средства — приемы, способы, при­спо­соб­ле­ния для осу­ществ­ле­ния деятельности.

3) Действия — кон­крет­ные шаги для до­сти­же­ния цели.

1) Ком­по­нен­та­ми струк­ту­ры любой де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся сред­ства, мо­ти­вы, эмо­ции — нет, неверно, эмо­ции не компонент.

2) По­зна­ва­тель­ная де­я­тель­ность в от­ли­чие от ком­му­ни­ка­тив­ной пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий и тер­ми­нов — нет, неверно, ком­му­ни­ка­тив­ная тоже пред­по­ла­га­ет упо­треб­ле­ние тер­ми­нов и понятий.

3) Куль­ту­ра яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том пре­об­ра­зу­ю­щей де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка — да, верно.

4) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка в от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных носит осо­знан­ный це­ле­на­прав­лен­ный ха­рак­тер — да, верно.

5) Тру­до­вая де­я­тель­ность яв­ля­ет­ся ве­ду­щей на про­тя­же­нии всей жизни че­ло­ве­ка — нет, неверно, в дет­стве игра и учеба.

Рациональное по­зна­ние свя­за­но с мыс­ли­тель­ны­ми операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение. Формы ра­ци­о­наль­но­го познания:

1) Понятие — мысль, от­ра­жа­ю­щая предметы в их общих и су­ще­ствен­ных признаках (стол,  — мебель; классификация).

2) Суждение — форма мысли, в ко­то­рой через связь по­ня­тий утверждается или от­ри­ца­ет­ся что-либо (муха — насекомое).

3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе ко­то­рой из од­но­го или не­сколь­ких суждений вы­во­дит­ся новое (у мухи есть крылья, зна­чит, она летает).

Ученые, счи­та­ю­щие основным ис­точ­ни­ком знаний разум — ра­ци­о­на­ли­сты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенности ра­ци­о­наль­но­го познания: имеет обоб­щен­ный характер, носит аб­стракт­ный характер, ак­тив­но и целенаправленно, свя­за­но с речью.

1) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние при­су­ще толь­ко че­ло­ве­ку — да, верно.

2) Одной из форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние — нет, неверно, это чувственное.

3) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те — нет, неверно, не всегда.

4) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние в от­ли­чие от чув­ствен­но­го спо­соб­но при­ве­сти к от­но­си­тель­ной ис­ти­не — нет, неверно.

5) Ис­ход­ным эле­мен­том ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся по­ня­тие — да, верно.

1) Кри­те­ри­ем ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми ли­ца­ми — нет, неверно.

2) Кри­те­ри­ем ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки — да, верно.

3) Ис­ти­ну нель­зя уста­но­вить го­ло­со­ва­ни­ем, она может быть и на сто­ро­не мень­шин­ства — да, верно.

4) Ис­тин­ным при­зна­ет­ся утвер­жде­ние, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих по­ко­ле­ний — да, верно.

5) Ис­ти­ной не яв­ля­ет­ся эле­мент зна­ний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опро­верг­нут — нет, неверно.

8.Выберите вер­ные суж­де­ния о новых тен­ден­ци­ях в об­ра­зо­ва­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Благодаря элек­трон­ной почте и ви­део­кон­фе­рен­ци­ям школы могут уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать меж­ду­на­род­ные связи.

2) Дистанционное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё более ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди обу­ча­ю­щих­ся людей раз­лич­ных возрастов.

3) Гуманизация об­ра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ет уси­лен­ное вни­ма­ние к лич­но­сти учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ру­ет­ся на ком­пе­тен­ции учащихся, и по­это­му зна­ния ста­но­вят­ся ненужными.

5) Раньше вни­ма­ние уде­ля­лось не­пре­рыв­но­му образованию, а в на­сто­я­щее время пол­ная сред­няя школа обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ную об­ра­зо­ва­тель­ную подготовку.

1) Бла­го­да­ря элек­трон­ной почте и ви­део­кон­фе­рен­ци­ям школы могут уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать меж­ду­на­род­ные связи — да, верно.

2) Ди­стан­ци­он­ное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё более ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди обу­ча­ю­щих­ся людей раз­лич­ных воз­рас­тов — да, верно.

Читайте также:  Федеральное собрание российской федерации реферат

3) Гу­ма­ни­за­ция об­ра­зо­ва­ния пред­по­ла­га­ет уси­лен­ное вни­ма­ние к лич­но­сти уча­ще­го­ся, его ин­те­ре­сам, за­про­сам — да, верно.

4) Со­вре­мен­ное об­ра­зо­ва­ние ори­ен­ти­ру­ет­ся на ком­пе­тен­ции уча­щих­ся, и по­это­му зна­ния ста­но­вят­ся не­нуж­ны­ми — нет, неверно, очень даже нужны.

5) Рань­ше вни­ма­ние уде­ля­лось не­пре­рыв­но­му об­ра­зо­ва­нию, а в на­сто­я­щее время пол­ная сред­няя школа обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ную об­ра­зо­ва­тель­ную под­го­тов­ку — нет, неверно.

1) О че­ло­ве­ке как лич­но­сти го­во­рит его спо­соб­ность к про­дол­же­нию рода — нет, неверно, это био­ло­ги­че­ская черта.

2) Че­ло­ве­ка как лич­ность от­ли­ча­ет уме­ние за­щи­щать­ся от вра­гов — нет, неверно, жи­вот­ное тоже это может сделать.

3) Че­ло­ве­ку как лич­но­сти свой­ствен­на спо­соб­ность со­зда­вать новые пред­ме­ты, не име­ю­щие при­род­ных ана­ло­гов — да, верно.

4) Че­ло­век как лич­ность об­ла­да­ет спо­соб­но­стью пре­об­ра­зо­вы­вать при­род­ную среду — да, верно.

5) Че­ло­век как лич­ность фор­ми­ру­ет­ся в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции — да, верно.

9.Выберите вер­ные суж­де­ния о науке как от­рас­ли ду­хов­ной жизни и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Результаты на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний за­ви­сят от от­но­ше­ния ис­сле­до­ва­те­ля к обществу, при­ро­де и ду­хов­ной жизни в целом.

2) Наука даёт тео­ре­ти­че­ское обос­но­ва­ние за­ко­нов раз­ви­тия при­ро­ды и общества.

3) Основой на­уч­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся сбор фактов, их по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние и систематизация.

4) Наука не толь­ко опи­сы­ва­ет при­род­ные или об­ще­ствен­ные явления, но и поз­во­ля­ет по­стро­ить причинно-следственные связи между ними.

5) Научные вы­во­ды ба­зи­ру­ют­ся на убеж­де­нии и вере.

10.Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и ти­па­ми культуры: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Народная культура. Со­зда­на ано­ним­ны­ми творцами, не име­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Свя­за­на с ре­ли­ги­оз­ной субкультурой. Яв­ля­ет­ся ча­стью ми­ро­вой культуры. При­ме­ром на­род­ной куль­ту­ры яв­ля­ет­ся фольклор.

Массовая культура. Сфор­ми­ро­ва­лась од­но­вре­мен­но с об­ще­ством мас­со­во­го про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния в ин­ду­стри­аль­ном обществе. Не вы­ра­жа­ет изыс­кан­ных вку­сов или ду­хов­ных поисков. Самая ши­ро­кая аудитория. Утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные представления. Демократична. Цель — по­лу­чить ком­мер­че­скую выгоду. Слен­го­вое на­зва­ние — кич, китч (в пе­ре­во­де с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пас­сив­ное потребление. При­ме­ром мас­со­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся поп-музыка. Фрейд считал, что при её по­треб­ле­нии дей­ству­ет ме­ха­низм заражения. Мидкульт — со­еди­не­ние эли­тар­ной и мас­со­вой культуры (Бах в со­вре­мен­ной обработке).

Элитарная культура. Создаётся при­ви­ле­ги­ро­ван­ной ча­стью об­ще­ства либо по за­ка­зу про­фес­си­о­наль­ны­ми творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Труд­на для вос­при­я­тия не­под­го­тов­лен­но­го человека, не имеет ком­мер­че­ской выгоды. Стре­мит­ся к новаторству. Ортега-и-Гасет считал, что эли­тар­ная куль­ту­ра даёт воз­мож­ность из­бран­ным ху­до­же­ствен­ным на­ту­рам про­ти­во­сто­ять толпе. При­ме­ром эли­тар­ной куль­ту­ры яв­ля­ет­ся ор­ган­ная му­зы­ка Баха.

A) анонимность произведений — народная.

Б) ори­ен­та­ция на за­про­сы ши­ро­ко­го круга потребителей — массовая.

B) коммерциализация ду­хов­ной деятельности — массовая.

Г) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жанров — массовая.

Д) слож­ность содержания — элитарная.

11.Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и фор­ма­ми культуры: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

12.Установите соответствие между характеристиками и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

13.Согласно традициям страны Z занимать должность главы государства в ней могут только последователи монотеистических религий. Какие религии могут исповедовать граждане страны Z, желающие занять должность главы государства?

1) индуизм 2) иудаизм 3) христианство 4) буддизм 5) конфуцианство 6) ислам

Монотеизм — единобожие. К монотеистическим религиям относятся мировые религии (христианство, ислам), а также иудаизм.

1) индуизм — нет, неверно.

2) иудаизм — да, верно.

3) христианство — да, верно.

4) буддизм — нет, неверно.

5) конфуцианство — нет, неверно.

6) ислам — да, верно.

Традиционное общество: главное богатство — земля, преобладает ручной труд, низкая социальная мобильность, натуральное хозяйство, низкая продолжительность жизни, неграмотность.

1) аграрный сектор является основой экономики — да, верно.

2) широкое развитие средств массовой коммуникации — нет, неверно.

3) приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия — да, верно.

4) приоритет преимущественного производства не столько товаров, сколько услуг — нет, неверно.

5) высокий уровень урбанизации — нет, неверно.

6) значительная часть общественных отношений регулируется обычаями, передающимися из поколения в поколение — да, верно.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

14. В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования?

1) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам

2) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося

3) создание условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для получения образования

4) реализация программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении

5) финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний

6) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса

15.Елена учит­ся в му­зы­каль­ной школе. На за­ня­ти­ях она с ин­те­ре­сом зна­ко­мит­ся с ис­то­ри­ей му­зы­каль­но­го искусства. Какие еще су­ще­ству­ют виды искусства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) археология 2) архитектура 3) графика 4) философия 5) скульптура 6) хореография

16.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования _____(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда ____(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную ____(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции ____(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, ____(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение ____(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Исходя из контекста, последовательность 483215 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

4, 8, 3, 2, 1, 5.

Слово «искусство» многозначно, как и многие ____ (А), связанные с жизнью общества и ___ (Б). В качестве ___ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовем ____ (Г) художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть человеческая ___ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им ___ (Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

18.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.

В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:

1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);

3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);

4) профессиональная ориентация (например, Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры

Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:

1) созданная Д.И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;

2) произведения А.С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;

3) балеты П.И. Чайковского Идут на сценах театров разных стран мира.

20.Назовите и проиллюстрируйте примерами три признака народной культуры.

Шкала формирования отметок при оценивании предметных результатов

1-17 задание оцениваются в 2 балла каждое, 18 — 20 задание оцениваются в 3 балла каждое. В сумме 43 балла

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/477136-kontrolnaja-rabota-po-teme-obschestvo-kak-mir

Оцените статью
VIPdisser.ru