Контрольная работа по теме: Общество как мир культуры
1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
INCLUDEPICTURE «https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3245» * MERGEFORMATINET
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Все перечисленые понятия относятся к религии.
Предметная область: Человек и общество. Религия
Природа и общество — это системы. При этом общество — часть материального мира, обособившееся от природы, но тесно с ней связанная. Экономика и политика — подсистемы общества. Следовательно, обобщающее понятие — система.
Предметная область: Человек и общество. Системное строение общества, элементы и подсистемы
3.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Героический эпос,анонимность произведений,коллективность творческого процесса,народная культура,фольклорный коллектив.
Биологические потребности — потребности без удовлетворения которых невозможно физическое существование человека. Потребности человека в самореализации и общении — потребности другого, высшего порядка, отражающего социальную сущность человека.
Предметная область: Человек и общество. Потребности и интересы
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) добро 2) смысл жизни 3) деньги 4) свобода 5) собственность 6) счастье
Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Сложность формы и содержания, узкий круг потребителей относятся к элитарной культуре, поэтому «выпадают» из общего списка терминов.
5.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру.
1) высокая содержательная сложность 2) демократизм
3) ориентация на узкий круг ценителей 4) широкая рекламная кампания
5) соответствие изысканным вкусам 6) безграничное самовыражение автора
Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.
Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
6.Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре.
1) авторство часто не определено 2) носит преимущественно коммерческий характер
3) рассчитана на узкий круг ценителей 4) появилась раньше других форм культуры
5) не требует специальной подготовки для своего восприятия
Рассчитана на узкий круг ценителей — не подходит, потому что народ — не узкий круг общества. Носит преимущественно коммерческий характер — при рождении народной культуры понятия «коммерческий» даже не существовало.
Индустриальному обществу присущи: рост численности рабочего класса, высокая социальная мобильность. Приоритет коллективистских ценностей характерен для традиционного общества. Использование информационных технологий, глобализация экономики и финансов — для постиндустриального общества.
Предметная область: Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение; сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Предметная область: Человек и общество. Наука
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
7.Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) дают большой простор для толкования
5) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
6) поддерживаются силой государственного принуждения
Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение. Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми.
Предметная область: Человек и общество. Мораль
8.Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий
1) большое число последователей во всем мире
2) основа религиозной жизни отдельных наций
3) проповедуют равенство всех людей
4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств
6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
Признаками мировых религий являются:
1) большое количество последователей во все мире;
2) проповедь равенства всех людей, что и объясняет их распространенность (эгалитарность);
3) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств (космополитичность).
9.Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
10.Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека.
Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.
A) премьера телесериала — массовая.
Б) конкурс фольклорных коллективов — народная.
B) празднование дня Ивана Купалы — народная.
Г) скандал с участием поп-звезды — массовая.
Д) переиздание детектива-бестселлера — массовая.
Аграрное общество (аграрная экономика) — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции. В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.
Индустриальное общество — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.
Постиндустриальное о́бщество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
A) сословная структура общества — аграрное.
Б) серийное производство товаров массового потребления — индустриальное.
B) низкая социальная мобильность — аграрное.
Г) ведущая роль информации в жизни общества — постиндустриальное.
11.Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12.Установите соответствие между характеристиками и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия. К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры. Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.
А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков — элитарная.
B) ориентация на запросы широкого круга потребителей — массовая.
В) коммерциализация духовной деятельности — массовая.
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров — массовая.
Д) сложность содержания и художественных форм — элитарная.
Физические потребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище).
Социальные потребности — это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).
Духовные потребности связаны с духовно-творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).
А) в познании мира — идеальные (духовные).
Б) в поиске смысла жизни — идеальные (духовные).
В) в двигательной активности — естественные.
Г) в общении — социальные.
Д) в труде — социальные.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе.
А) эстетические интерпретации объектов, явлений — искусство.
В) аллегоричность — искусство.
В) обоснованность выводов — наука.
Г) эмоциональность — искусство.
Д) выдвижение гипотез — наука.
А) B общении — социальные.
Б) B приобретении новых знаний — духовные (идеальные).
В) B пище — биологические (естественные).
Г) B общественном признании — социальные.
Д) B воздухе для дыхания — биологические (естественные).
13.Установите соответствие между отличительными признаками и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
14.Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
1) использование технических средств для прослушивания
2) развлекательный характер произведения
3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей
4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения
6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
Элитарная (высокая) культура — культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.
Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Элита — это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» — способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.
По разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.
Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.
Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.
В высокой культуре апробируются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя (до 50 лет, а иногда и более). Определенный срок высокая культура не только не может, но должна оставаться чуждой народу, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. Например, живопись Пикассо, Дали или музыка Шенберга трудна для понимания неподготовленного человека даже сегодня.
Поэтому элитарная культура носит экспериментальный или авангардный характер и, как правило, она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Характеристика 4 относится к народной культуре.
3, 5, 6.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
15.Какие положения ислама отражают регулятивную функцию мусульманской религии?
1) запрет на употребление алкоголя
2) соблюдение поста в месяц Рамадан
3) почитание Мухаммеда как последнего пророка
4) вера в единого Бога
5) признание Корана священной книгой
6) обязанность жертвовать средства в пользу бедных
16.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ___ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ____ (Б) на основе неоспоримых ____ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ____ (Г) или ___ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ___ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Исходя из контекста, последовательность 426581 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
4, 2, 6, 5, 8, 1.
Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века
17.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую ____ (В). Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и ___ (Г) в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу ____ (Д): движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. Религия помогает человеку преодолеть ___ (Е), объясняя смысл его жизни.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
18.Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры.
(Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим:
— мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.;
— человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм;
2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим:
— группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки;
— писатель создал новый роман.
Могут быть приведены другие примеры
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.4 Понятие истины, её критерии
19. В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции.
Могут быть приведены такие примеры:
2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т.п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;
3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей;
4) просмотр молодёжных иностранных фильмов позволил молодым людям сформировать представления об особенностях культуры их сверстников, что в определённой мере облегчило общение во время туристической поездки.
Могут быть приведены другие примеры.
Если экзаменуемый привёл несколько примеров реализации одного проявления функции, то при оценивании засчитывается только один из них
20.Назовите и проиллюстрируйте примерами три признака элитарной культуры.
Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме.
Методы научного познания делятся на эмпирические — основанные на чувственном познании и теоретические — основанные на рациональному познании, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Первобытные религии — ранние формы религии, сложившиеся в первобытном обществе и сохраняющиеся у некоторых народов с родоплеменным укладом жизни. К первобытным религиям относятся фетишизм, анимизм, магия, тотемизм, шаманизм, аграрные культы и культ предков.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) археология 2) геология 3) физика 4) ботаника 5) химия 6) педагогика
Деньги и суд не связаны с социологией.
4. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к типам мировоззрения. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1)Мифологическое; 2) религиозное; 3) политическое; 4) философское; 5) историческое; 6) научное.
5.Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод?
1) установка на следование образцу
2) коммерческая цель создания оперы
3) использование широко известных мифологических персонажей
4) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
5) ориентация на массового потребителя
6) сложность формы музыкального произведения
Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.
6. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
3) Информационные технологии являются важнейшим условием развития производства.
4) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.
5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
6) Постепенно складывается демократия.
Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии и информационные технологии являются важнейшим условием развития производства — позволяют сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество.
Личность — субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти — нет, неверно, прежде всего в поведении.
2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств — да, верно.
3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики — нет, неверно.
4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества. — да, верно.
5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества — нет, неверно.
7.Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.
Духовная культура — это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе — да, верно.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты — да, верно.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество — да, верно.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда — нет, неверно.
5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком — нет, неверно.
Деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъект и объект могут совпадать.
1) Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.
2) Средства — приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
3) Действия — конкретные шаги для достижения цели.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции — нет, неверно, эмоции не компонент.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов — нет, неверно, коммуникативная тоже предполагает употребление терминов и понятий.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека — да, верно.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер — да, верно.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека — нет, неверно, в детстве игра и учеба.
Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение. Формы рационального познания:
1) Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, — мебель; классификация).
2) Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха — насекомое).
3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).
Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенности рационального познания: имеет обобщенный характер, носит абстрактный характер, активно и целенаправленно, связано с речью.
1) Рациональное познание присуще только человеку — да, верно.
2) Одной из форм рационального познания является представление — нет, неверно, это чувственное.
3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, не всегда.
4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине — нет, неверно.
5) Исходным элементом рационального познания является понятие — да, верно.
1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами — нет, неверно.
2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки — да, верно.
3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства — да, верно.
4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений — да, верно.
5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут — нет, неверно.
8.Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.
2) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.
4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.
5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.
1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи — да, верно.
2) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов — да, верно.
3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам — да, верно.
4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными — нет, неверно, очень даже нужны.
5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку — нет, неверно.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода — нет, неверно, это биологическая черта.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов — нет, неверно, животное тоже это может сделать.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов — да, верно.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду — да, верно.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации — да, верно.
9.Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.
2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.
3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.
5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.
10.Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Народная культура. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.
Массовая культура. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Примером массовой культуры является поп-музыка. Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт — соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке).
Элитарная культура. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.
A) анонимность произведений — народная.
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей — массовая.
B) коммерциализация духовной деятельности — массовая.
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров — массовая.
Д) сложность содержания — элитарная.
11.Установите соответствие между признаками и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
12.Установите соответствие между характеристиками и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
13.Согласно традициям страны Z занимать должность главы государства в ней могут только последователи монотеистических религий. Какие религии могут исповедовать граждане страны Z, желающие занять должность главы государства?
1) индуизм 2) иудаизм 3) христианство 4) буддизм 5) конфуцианство 6) ислам
Монотеизм — единобожие. К монотеистическим религиям относятся мировые религии (христианство, ислам), а также иудаизм.
1) индуизм — нет, неверно.
2) иудаизм — да, верно.
3) христианство — да, верно.
4) буддизм — нет, неверно.
5) конфуцианство — нет, неверно.
6) ислам — да, верно.
Традиционное общество: главное богатство — земля, преобладает ручной труд, низкая социальная мобильность, натуральное хозяйство, низкая продолжительность жизни, неграмотность.
1) аграрный сектор является основой экономики — да, верно.
2) широкое развитие средств массовой коммуникации — нет, неверно.
3) приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия — да, верно.
4) приоритет преимущественного производства не столько товаров, сколько услуг — нет, неверно.
5) высокий уровень урбанизации — нет, неверно.
6) значительная часть общественных отношений регулируется обычаями, передающимися из поколения в поколение — да, верно.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
14. В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования?
1) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам
2) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося
3) создание условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для получения образования
4) реализация программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении
5) финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний
6) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса
15.Елена учится в музыкальной школе. На занятиях она с интересом знакомится с историей музыкального искусства. Какие еще существуют виды искусства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) археология 2) архитектура 3) графика 4) философия 5) скульптура 6) хореография
16.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования _____(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда ____(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную ____(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.
Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции ____(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, ____(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение ____(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Исходя из контекста, последовательность 483215 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
4, 8, 3, 2, 1, 5.
Слово «искусство» многозначно, как и многие ____ (А), связанные с жизнью общества и ___ (Б). В качестве ___ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовем ____ (Г) художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть человеческая ___ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им ___ (Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
18.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования.
В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:
1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);
2) освоение социальных норм (например, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);
3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, на уроке технологии девочки совместно варили суп);
4) профессиональная ориентация (например, Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры
Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:
1) созданная Д.И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;
2) произведения А.С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;
3) балеты П.И. Чайковского Идут на сценах театров разных стран мира.
20.Назовите и проиллюстрируйте примерами три признака народной культуры.
Шкала формирования отметок при оценивании предметных результатов
1-17 задание оцениваются в 2 балла каждое, 18 — 20 задание оцениваются в 3 балла каждое. В сумме 43 балла
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/477136-kontrolnaja-rabota-po-teme-obschestvo-kak-mir