- Информационные и коммуникационные технологии, их развитие и совершенствование в современном обществе. Анализ средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в образовании. Необходимость применения антивирусных программных средств.
- Информационные технологии можно классифицировать с различных точек зрения
- Информационная технология базируется на реализации таких информационных процессов, как
- К системным программам относятся
- Мультимедиа — это
- Антивирусные программы, выявляющие известные компьютерные вирусы, называются сканерами или детекторами. Программы, включающие функции восстановления зараженных файлов, называют полифагами (фагами), докторами или дезинфекторами. Принято разделять сканеры на следующие
- Блокировка проявления вирусов предназначена для защиты от деструктивных действий и размножения компьютерных вирусов, которым удалось преодолеть первые два уровня защиты. Методы основаны на перехвате характерных для вирусов функций. Известны два вида указанных антивирусных средств
- Новое в защите
Информационные и коммуникационные технологии, их развитие и совершенствование в современном обществе. Анализ средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в образовании. Необходимость применения антивирусных программных средств.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ), ИХ РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Понятие информационных и коммуникационных технологий
1.2 Информационная технология как система
1.3 Средства икт, применяемые в образовании
1.4 Понятие мультимедиа
1.5 Недостатки использования средств ИКТ
2. АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
2.1 Защита от известных вирусов
2.2 Защита от неизвестных вирусов
2.3 Защита от проявлений вирусов
2.4 Обзор возможностей антивирусных средств
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЕРАТУРЫ
информационный коммуникационный технология антивирусный
Информационные технологии можно классифицировать с различных точек зрения
— в зависимости от области решаемых задач;
— в зависимости от предметной деятельности;
— в зависимости от типа обрабатываемой информации;
— в зависимости от типа пользовательского интерфейса;
— в зависимости от степени взаимодействия и др.
Информационная технология базируется на реализации таких информационных процессов, как
— извлечение информации;
— транспортирование информации;
— обработка информации;
— хранение информации;
— представление информации;
— использование информации.
Под извлечением информации понимается процесс перехода от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде (в виде данных).
При транспортировании информации происходит её передача на расстояние для ускоренного обмена и организации быстрого доступа к ней.
Хранение информации — это процесс накопления и долговременного хранения данных, а также обеспечение актуальности, целостности, безопасности и доступности данных.
Представление и использование информации — это возможность доступа к информации в удобной для пользователя форме.
К системным программам относятся
— операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами;
— служебные или сервисные программы.
К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий — технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В настоящее время в системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь, с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет — всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных существенно повысилось качество звука, доступное для передачи по компьютерной сети, и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ — Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио- и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых — собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно найти документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеокассеты и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе — это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:
— доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
— интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
— предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
— оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
— Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
— предоставление учебников и другого печатного материала;
— пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
— дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
— трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям;
— кабельное телевидение;
— голосовая почта;
— двусторонние видеотелеконференции;
— односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
— электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.
Необходимая составляющая системы дистанционного обучения — самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
Мультимедиа — это
— технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
— информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
— компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
— компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
— особый обобщающий вид информации, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Включение видеосюжетов и звукового сопровождения слайдов позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.
Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы школы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Несмотря на очевидные преимущества, применение информационно-коммуникационных технологий может иметь и негативные последствия.
В частности, одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако именно индивидуализация может свести к минимуму и без того дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса — преподавателей и учащихся, учащихся между собой, — подменяя его «диалогом» с компьютером. Как показывают психологические исследования, при отсутствии диалогического общения, хуже формируется монологическое общение с самим собой, то есть самостоятельное творческое мышление.
Другим преимуществом применения информационно-коммуникационных технологий является повышение качества и продуктивности самостоятельной работы учащихся. Но и здесь можно поспорить, поскольку учащиеся, выполнив, например, тестовое задание, нечасто вдаются в подробные объяснения допущенных ошибок. Не секрет также и то, что в материалах сети Интернет не всегда содержатся достоверные сведения, и случается так, что ошибочная информация преподносится как истинная.
Кроме того, к сожалению, стоит отметить, что уровень обеспечения, транспортирования и хранения информации не всегда соответствует уровню технического оснащения современных образовательных учреждений. Бывают случаи, когда школьное оборудование не может считать информацию с других носителей в силу того, что программное обеспечение устарело.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
— информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного общества и образования;
— средства информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
— информационно-коммуникационные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;
— применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;
— процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.
Материальным носителем информационной безопасности являются конкретные программно-технические решения, которые объединяются в комплексы в зависимости от целей их применения. Организационные меры вторичны относительно имеющейся материальной основы обеспечения информационной безопасности, поэтому в данном разделе пособия основное внимание будет уделено принципам построения основных программно-технических решений и перспективам их развития.
Угрозой интересам субъектов информационных отношений обычно называют потенциально возможное событие, процесс или явление, которое посредством воздействия на информацию или другие компоненты ИРК может прямо или косвенно привести к нанесению ущерба интересам данных субъектов.
В силу особенностей современных ИРК, существует значительное число различных видов угроз безопасности субъектам информационных отношений.
Одним из распространенных видов угроз являются компьютерные вирусы. Они способны причинить значительный ущерб ИРК. Поэтому важное значение имеет не только защита сети или отдельных средств информационного обмена от вирусов, но и понимание пользователями принципов антивирусной защиты.
В нашей стране наиболее популярны антивирусные пакеты «Антивирус Касперского» и DrWeb. Существуют также другие программы, например «McAfee Virus Scan» и «Norton AntiVirus». Динамика изменения информации в данной предметной области высокая, поэтому дополнительную информацию по защите от вирусов можно найти в Internet, выполнив поиск по ключевым словам «защита от вирусов».
Известно, что нельзя добиться сто процентной защиты ПК от компьютерных вирусов отдельными программными средствами. Поэтому для уменьшения потенциальной опасности внедрения компьютерных вирусов и их распространения по корпоративной сети необходим комплексный подход, сочетающий различные административные меры, программно-технические средства антивирусной защиты, а также средства резервирования и восстановления. Делая акцент на программно-технических средствах, можно выделить три основных уровня антивирусной защиты:
— поиск и уничтожение известных вирусов;
— поиск и уничтожение неизвестных вирусов;
— блокировка проявления вирусов.
Уровни и средства антивирусной защиты схематично представлены на рис.1.
Рис. 1 Уровни и средства антивирусной защиты
Антивирусные программы, выявляющие известные компьютерные вирусы, называются сканерами или детекторами. Программы, включающие функции восстановления зараженных файлов, называют полифагами (фагами), докторами или дезинфекторами. Принято разделять сканеры на следующие
— транзитные, периодически запускаемые для выявления и ликвидации вирусов,
— резидентные (постоянно находящиеся в оперативной памяти), проверяющие заданные области памяти системы при возникновении связанных с ними событий (например, проверка файла при его копировании или переименовании).
К недостаткам сканеров следует отнести то, что они позволяют обнаружить только те вирусы, которые уже проникали в вычислительные системы, изучены и для них определена сигнатура. Для эффективной работы сканеров необходимо оперативно пополнять базу данных сканирования. Однако с увеличением объема базы данных сканирования и числа различных типов искомых вирусов снижается скорость антивирусной проверки. Само собой, если время сканирования будет приближаться ко времени восстановления, то необходимость в антивирусном контроле может стать не столь актуальной.
Некоторые вирусы (мутанты и полиморфные) кодируют или видоизменяют свой программный код. Это затрудняет или делает невозможным выделить сигнатуру и, следовательно, обнаружить вирусы методом сканирования.
Для выявления указанных маскирующихся вирусов используются специальные методы. К ним можно отнести метод эмуляции процессора. Метод заключается в имитации выполнения процессором программы и подсовывания вирусу фиктивных управляющих ресурсов. Обманутый таким образом вирус, находящийся под контролем антивирусной программы, расшифровывает свой код. После этого, сканер сравнивает расшифрованный код с кодами из своей базы данных сканирования.
Блокировка проявления вирусов предназначена для защиты от деструктивных действий и размножения компьютерных вирусов, которым удалось преодолеть первые два уровня защиты. Методы основаны на перехвате характерных для вирусов функций. Известны два вида указанных антивирусных средств
— аппаратные средства контроля.
Программы-фильтры, называемые также резидентными сторожами и мониторами, постоянно находятся в оперативной памяти и перехватывают заданные прерывания с целью контроля подозрительных действий. При этом они могут блокировать «опасные» действия или выдавать запрос пользователю.
Действия, подлежащие контролю, могут быть следующими: модификация главной загрузочной записи (MBR) и загрузочных записей логических дисков и ГМД, запись по абсолютному адресу, низкоуровневое форматирование диска, оставление в оперативной памяти резидентного модуля и др. Как и ревизоры, фильтры часто являются «навязчивыми» и создают определенные неудобства в работе пользователя.
Встроенные аппаратные средства ПК обеспечивают контроль модификации системного загрузчика и таблицы разделов жесткого диска, находящихся в главной загрузочной записи диска (MBR). Включение указанных возможностей в ПК осуществляется с помощью программы Setup, расположенной в ПЗУ. Следует указать, что программу Setup можно обойти в случае замены загрузочных секторов путем непосредственного обращения к портам ввода-вывода контроллеров жесткого и гибкого дисков.
Наиболее полная защита от вирусов может быть обеспечена с помощью специальных контроллеров аппаратной защиты. Такой контроллер подключается к ISA-шине ПК и на аппаратном уровне контролирует все обращения к дисковой подсистеме компьютера. Это не позволяет вирусам маскировать себя. Контроллер может быть сконфигурирован так, чтобы контролировать отдельные файлы, логические разделы, «опасные» операции и т. д. Кроме того, контроллеры могут выполнять различные дополнительные функции защиты, например, обеспечивать разграничение доступа и шифрование.
К недостаткам указанных контроллеров, таких как ISA-плат, относят отсутствие системы автоконфигурирования, и, как следствие, возможность возникновения конфликтов с некоторыми системными программами, в том числе антивирусными.
При работе в глобальных сетях общего пользования, в частности в Internet, кроме традиционных способов антивирусной защиты данных компьютеров, становится актуальным антивирусный контроль всего проходящего трафика. Это может быть осуществлено путем реализации антивирусного прокси-сервера, либо интеграции антивирусной компоненты с межсетевым экраном. В последнем случае межсетевой экран передает антивирусной компоненте (или серверу) допустимый, например, SMTP, FTP и HTTP-трафик. Содержащиеся в нем файлы проверяются на предмет наличия вирусов и, затем, направляются пользователям. Можно сказать, мы имеем дело с новым уровнем антивирусной защиты — уровнем межсетевого экранирования.
Новое в защите
— Теперь Антивирус Касперского защищает не только от уже известных вредоносных программ, но и от тех, что еще не известны. Наличие компонента проактивной защиты — основное преимущество приложения. Его работа построена на анализе поведения приложений, установленных на вашем компьютере, на контроле изменений системного реестра, отслеживании выполнения макросов и борьбе со скрытыми угрозами. В работе компонента используется эвристический анализатор, позволяющий обнаруживать различные виды вредоносных программ. При этом ведется история вредоносной активности, на основе которой обеспечивается откат действий, совершенных вредоносной программой, и восстановление системы до состояния, предшествующего вредоносному воздействию.
— Изменилась технология защиты файлов на компьютере пользователя: теперь вы можете снизить нагрузку на центральный процессор и дисковые подсистемы и увеличить скорость проверки файлов. Это достигается за счет использования технологий iChecker и iSwift. Такой режим работы приложения исключает повторную проверку файлов.
— Процесс поиска вирусов теперь подстраивается под вашу работу на компьютере. Проверка может занимать достаточное количество времени и ресурсов системы, но пользователь может параллельно выполнять свою работу. Если выполнение какой-либо операции требует ресурсов системы, поиск вирусов будет приостановлен до момента завершения этой операции. Затем проверка продолжится с того места, на котором остановилась.
— Проверка критических областей компьютера, заражение которых может привести к серьезным последствиям, представлена отдельной задачей. Вы можете настроить автоматический запуск этой задачи каждый раз при старте системы.
— Значительно улучшена защита электронной корреспонденции на компьютере пользователя от вредоносных программ. Приложение проверяет на вирусы почтовый трафик на следующих протоколах:
— IMAP, SMTP, POP3, независимо от используемого вами почтового клиента;
— NNTP, независимо от почтового клиента;
— Независимо от типа протокола (в том числе MAPI, HTTP) в рамках работы плагинов, встроенных в почтовые программы Microsoft Office Outlook и The Bat!
— В таких широко известных почтовых клиентах как Microsoft Office Outlook, Microsoft Outlook Express и The Bat! встроены специальные модули расширения (плагины), позволяющие настраивать защиту почты непосредственно в почтовом клиенте.
— Расширена функция оповещения пользователя о возникновении в работе приложения определенных событий. Вы сами можете выбрать способ уведомления для каждого из типов событий: почтовое сообщение, звуковое оповещение, всплывающее сообщение, запись в журнал событий.
— Реализована проверка трафика, передаваемого через защищенное соединение по протоколу SSL.
— Добавлена технология самозащиты приложения, защиты от удаленного несанкционированного управления сервисом Антивируса, а также защиты доступа к параметрам приложения с помощью пароля. Это позволяет избежать отключения защиты со стороны вредоносных программ, злоумышленников или неквалифицированных пользователей.
— Добавлена возможность создания диска аварийного восстановления системы. С помощью этого диска можно провести первоначальную загрузку операционной системы после вирусной атаки и выполнить проверку компьютера на наличие вредоносных объектов.
Достаточно популярной у ряда пользователей является программа Dr.Web. Основная направленность Dr.Web состоит в обнаружение полиморфных вирусов. В настоящее время Dr.Web реализует наиболее эффективный эвристический анализатор неизвестных вирусов в мире. По данным журнала Virus Bulletin, это обеспечивает обнаружение до 80 — 91% неизвестных вирусов, в т. ч. 99 % макро-вирусов! На международных конкурсах Dr.Web несколько раз входил в тройку самых лучших антивирусов для DOS. Продукт достаточно компактный, что позволяет запускать его с дискеты.
В заключении отметим, что администратор сети, пользователи ПК должны постоянно следить за обновлением антивирусных средств и своевременно осуществлять комплекс мер по защите программно-аппаратных средств сети от высоковероятного поражения их вирусами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
2. Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. СПб.: «Издательство «Питер»», 2000.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарики, 2003.
4. Крылов А.Н. Менеджмент коммуникаций. Теория и практика: М.: Издательство Национального института бизнеса, 2002.
Размещено на Allbest.ru