Монтаж
электрической цепи включает в себя две операции:
Разберём
каждую операцию подробно.
Оконцевание
проводов – это освобождение их от изоляционной оболочки и оформление петелькой,
которую ещё называют кольцо или прямым концом, который также называют тычок.
Как
оформить конец провода зависит от того какую конструкцию имеет электроарматура.
Если
провод оконцован в форме кольца, то к контакту арматуры он прижимается винтом.
Как
правило, оконцевание тычком применяют, если монтаж предусматривает втыкание
провода в отверстие контакта и прижатие его сбоку винтом.
Но
чаще всего используют оконцевание кольцом. Давайте разберём как правильно
оконцовывать провода каждым из способов.
После
зачистки переходят непосредственно к оконцовке.
Тот
провод, у которого зачищают 15 миллиметров оконцовывают тычком. Делают
это так.
На
срезы изоляции провода нужно намотать изоляционную ленту. Наматывают её так,
чтобы каждый виток накладывался на половину предыдущего. Таким образом
изолируют срез. Все, оконцовка тычком готова.
Второй
провод оконцовывают петелькой. Для этого с помощью круглогубцев, загибают
колечко. Внутренний диаметр кольца должен быть равен четырем миллиметрам. Само
колечко должно находиться на расстоянии восемь десять миллиметров от
изоляционной оболочки.
Оставшимся
от колечка концом провода нужно обвить провод на два три оборота между колечком
и изоляционной оболочкой.
Теперь
давайте поговорим о технологии подключения провода к контакту.
Сначала
разберём технологию подключения к контакту провода колечком.
При
подсоединении проводов к деталям на винт последовательно нужно надеть пружинную
шайбу, плоскую шайбу, колечко провода. После этого винт вставляют в резьбовое
отверстие и закручивают отвёрткой. Обратите внимание, чтобы направление
закрутки колечка должно совпадать с направлением вращения винта. Нужно это для
того, чтобы проволока не выдавливалась из-под винта.
Пружинная
шайба нужна для того, чтобы в месте контакта провода с изделием было постоянное
давление.
У
некоторых винтовых зажимов присутствует скоба, которая предотвращает
выбрасывание провода при закручивании винта.
При
такой конструкции зажимов можно не делать колечка на конце провода, что
упрощает его крепление в зажиме.
Но
помните, что все винтовые зажимы со временем ослабевают и требуют
периодического контроля плотности затяжки винтов.
Давайте
ещё раз вспомним основные правила безопасной работы на уроках
электротехнологии:
Работать
нужно только исправным инструментом.
Важно
соблюдать особую осторожность при работе с монтёрским ножом.
Снимать
изоляционную оболочку и зачищать токоведущую жилу нужно только на подкладочной
доске, нож необходимо держать наклонно и резать от себя.
Ручки
кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов надо держать в обхват,
нельзя закладывать пальцы между ними.
Изоляция
проводов должна быть надёжной.
Соединительные
винты необходимо затягивать как можно туго.
Нельзя
работать с отвёрткой на весу.
Ни
в коем случае нельзя производить подключение электроарматуры на весу.
И
не забывайте, что включение цепи после сборки можно производить только с
разрешения учителя – и только в сеть с напряжением не более сорока двух вольт.
Сегодня
мы с вами рассмотрели два основных этапа монтажа электрической цепи:
оконцевание и зарядка электроарматуры. Познакомились с двумя способами
оконцевания проводов: кольцом и тычком и узнали, как присоединить провода к
электроарматуре при каждом из способов оконцевания. Повторили правила
безопасной работы на уроках электротехнологии.
МОУ «Малостуденецкая СОШ»
в 8 классе
Монтаж электрической цепи
Разработала и провела: Журавлёва И.В.
Раздел: Электротехнические работы
Тема урока: Монтаж электрической цепи.
образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводов и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;
развивающая: способствовать развитию безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;
воспитательная: прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к самосовершенствованию.
Методы проведения занятия:
рассказ, беседа, тестирование, демонстрация, практическая работа
Разветвлённая электрическая цепь
Физика, химия, русский язык
Верстак, наборы электромонтажных инструментов, набор проводов, электроустановочная арматура, инструкционные карты, плакат «Т.Б при выполнении электромонтажных работ»
Литература для учителя:
2. Повторение пройденного материала (7 мин)
Работа по карточкам тестам.
Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).
Чтобы подсоединить провода к электроарматуре, их предварительно нужно зачистить и оконцевать.
Оконцевание проводов — это освобождение их от изоляционной оболочки и оформление петелькой (кольцом) или прямым концом (тычком),в зависимости от конструкции электроарматуры (рис. 72).
При подсоединении проводов к деталям на винт / (рис. 73) последовательно надевают пружинную шайбу 2,плоскую шайбу 3, потом колечко провода4.Затем винт вставляют в резьбовоеотверстие и закручивают отверткой. Надо обратить внимание на то, чтобы направление закрутки колечка совпадало с направлением вращения винта. Это предотвратит выдавливание провода из-под винта. Пружинная шайба необходима для поддержания постоянного давления в месте контакта провода с изделием (рис. 73, а).
Некоторые винтовые зажимы имеют скобы (рис. 73, б), которые предотвращают выбрасывание провода при закручивании винта. Такая конструкция позволяет не делать колечка на конце провода и упрощает крепление его в зажиме.
Надо помнить, что все винтовые зажимы требуют периодического контроля плотности затяжки винтов, которая со временем ослабевает.
На практическом занятии вам предстоит самостоятельно выполнить оконцевание и подсоединение проводов к электроарматуре, наиболее предпочтительным способом. Работа будет проводиться по инструкционным картам.
3.4. Закрепление нового материала.
Вопросы к группе:
Демонстрация приёмов работы:
Безопасный способ снятия изоляции.
Технология оконцевания проводов тычком и петелькой.
Самостоятельная работа учащихся (15 мин)
Инструменты и материалы: комплект электромонтажных инструментов, подкладная доска, изоляционная лента, отрезки одно и многожильных изолированных монтажных проводов,электропатрон, выключатель, штепсельная вилка, инструкционные карты № 1,2, 3,4 (смотри приложение)
Задание. Выполнить оконцевание проводов и зарядку электроарматуры (электропатрона, штепсельной вилки, выключателя).
Текущий инструктаж учащихся — в процессе целевых обходов.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций (оконцевание, подсоединение)
Третий обход: проверить правильность сборки электрической цепи и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
6. Заключительный этап урока (5 мин)
6.1. Подведение итогов работы
6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.
6.3. Сообщение оценки работы учащихся
7. Домашнее задание.
8. Уборка рабочих мест (3 мин)
07 ТК Монтаж стальных строительных конструкций с применением элеЖивотноводство в Республике Адыгея конспект урока по ФГОС.docРазработка урока на тему_ _Автоматтандырылған жұмыс орны_.docxФедянина_фрагмент урока.docxПлан-конспект урока Тема_ «Правонарушения и юридическая ответствпрактическая работа_ разработка технологической карты урока биолТехнология критического мышления и применение элементов технологТема 3.1 Современные подходы к обучению русскому языку. Методы, Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока.docxШаблон техкарты к уроку СОВЕРШЕНСТВОВАНИ.docx
8 класс Раздел: Электротехнические работы Тема урока: Монтаж электрической цепи.
образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводников и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;
Д емонстрация приёмов работы:
Технология оконцевания проводов тычком и петелькой.Самостоятельная работа учащихся
Инструменты и материалыкомплект электромонтажных инструментов, подкладная доска, изоляционная лента, отрезки одно и многожильных изолированных монтажных проводов,электропатрон, выключатель, штепсельная вилка, инструкционные карты № 1,2, 3,4 (смотри приложение)
6. Заключительный инструктаж (5 мин)
6.3. Сообщение оценки работы учащихся.
7. Уборка рабочих мест (3 мин)
Тема: Соединение проводников и изоляция
соединений.
Тип урока: Комбинированный.
Наглядные пособия: учебные таблицы.
Инструмент: пассатижи или плоскогубцы,
круглогубцы, кусачки, монтажный нож, подкладные
доски.
Литература: учебник для учащихся 8 классов
общеобразовательных учреждений под редакцией В.
Д. Симоненко
Межпредметные связи: биология, химия, физика,
математика, русский язык, литература, история.
1. Организационный момент:
1.2. Проверка явки учащихся;
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку;
1.4. Заполнение учителем классного журнала;
1.5. Доведение до учащихся плана урока;
2. Повторение пройденного материала:
2.1. Где и как производится электроэнергия?
2. 2. Виды источников электрической энергии.
2. 3. Техника безопасности при использовании
электроэнергии (приложение 1).
3. Изложение нового материала.
Электрические провода служат для передачи
электроэнергии от источника питания к
потребителю. Они бывают изолированными и голыми —
без изоляции. Для наружных электрических сетей,
воздушных линий применяются голые провода в виде
стальной, алюминиевой или медной проволоки.
Внутри помещения применяются изолированные
провода. Если провода открыты т.е. проложены на
стенах то они , кроме изоляционной оболочки,
вкладывается в пластмассовые изоляционные
короба. Которые предохраняют от механических
повреждений.
Электрическим проводом называется
токопроводящая жила, заключенная в изоляционную
и защитную оболочку. Электрические жилы проводов
изготавливают из медной или алюминиевой
проволоки; эти металлы являются хорошими
проводниками электрического тока. Изоляция
проводов делается из пластмассовых компонентов,
так как эти материалы не проводят электрический
ток- являются изоляторами. Защитная
оболочка электрических проводов бывает из
хлопчато -бумажной или шелковой пряжи,
алюминиевой фольги, медной или стальной
проволоки. Провода с из пластмассовых
компонентов защитной оболочки не имеют. В
процессе электротехнических работ часто
требуются присоединение проводов к
электрическому патрону, штепсельной вилке,
розетке и т. д. к источникам питания или
измерительным приборам, удлинение провода, т. е.
сращивание между собой нескольких кусков.
Для выполнения электротехнических работ,
необходимы различные материалы и инструменты.
Изоляционные ленты и трубки служат для
изоляции соединений электрических проводов.
С помощью кусачек отрезают провода. Рабочая
часть кусачек имеет заостренные режущие кромки.
Ручки покрыты изоляционным материалом.
Нож монтерский необходим для снятия изоляции с
проводов. Ручка ножа изготовлена из пластмассы
или древесины.
Круглогубцы и плоскогубцы нужны для сгибания и
скручивания провода. Ручки покрыты изоляционным
материалом.
Отвертка используется для сборки соединений.
Ручка отвертки изготовлена из пластмассы.
Правила техники безопасности при работе с
пассатижами или плоскогубцами, круглогубцами,
кусачками, монтажным ножом (приложение 2).
Эксплуатацией и ремонтом электрооборудования
занято значительно больше рабочих, чем в любой
другой производственной отрасли. Специалисты,
отвечающие за работу электрических устройств
(электромонтеры), должны поддерживать в
исправном состоянии бесчисленное количество
работающих на благо человека электрических
машин — от мелких приборов до
электрооборудования предприятий и гигантских
систем электроснабжения.
В этой области техники трудятся опытные
специалисты, обеспечивающие необходимый
контроль, обслуживание и ремонт электропроводов,
генераторов, двигателей, трансформаторов, систем
защиты и бытовой техники. Каждый вид работ по
обслуживанию электроустановок и приборов
требует наличия специальной подготовки в
технических училищах или лицеях, техникумах и на
курсах при предприятиях.
4. Закрепление знаний учащихся: опрос по
изложенному материалу:
4. 1. Где применяют электрические провода.
4. 2. Какие вы знаете виды изоляции проводов?
4. 3. Из каких материалов изготавливаются жилы
проводов и изоляционные оболочки?
4. 4. В каких случаях провод оконцовываются
петелькой, тычкой?
5. Практическая работа:
5.1. Вводный инструктаж (приложение
3).
5.2.Работа с технологической картой «Сращивание
проводов» (приложение № 4).
5.3. Показ трудовых приёмов:
С помощью режущих кромок кусачек отрезают
провода.
Монтерским ножом необходимо снять изоляцию с
проводов.
Круглогубцами и плоскогубцами сгибаем и
скручиваем провода.
Отвертку используем для сборки соединений.
Изолировать места соединения нужно в следующем
порядке:
Оконцовывание — заделка жил проводов для
присоединения их к контактам приборов или
электроарматуры. Существует несколько видов
оконцовывания проводов: петельной, тычком и
другие.
Петелькой заделывают концы, если их
присоединяют к зажимам, которые имеют винты с
шайбой.
Тычком оконцовывают провода, если их
присоединяют к зажимам, имеющим вид стойки с
отверстием.
Показ приемов оконцовывания (приложение
№ 4, приложение № 4a, приложение
№ 4б).
5.4. Инструктаж по технике безопасности при
работе с пассатижами или плоскогубцами,
круглогубцами, кусачками, монтажным ножом (приложение 2).
Правила санитарии и гигиены.
Свет должен падать на рабочую поверхность с
левой стороны или спереди.
Сидеть надо прямо на всей поверхности стула,
слегка наклонить корпус и голову.
Все необходимые инструменты должны лежать в
определенном порядке.
Расстояние, между рабочим столом и работающем,
должно составлять 10-15 см.
6. Самостоятельная работа учащихся по
учебно-трудовой деятельности.
6. 1. Чтение технологической картой.
6. 2. Подготовка материалов и инструментов к
работе.
6. 3. Работа по технологической карте.
6. 4. Анализ допущенных ошибок, устранение их.
7. Текущий инструктаж:
7.1. Первый обход: проверить организацию рабочих
мест и соблюдение безопасных приёмов труда.
7.2. Второй обход: проверить правильность:
использования учащимися учебно-трудовой
деятельности; выполнение трудовых приёмов и
технологической последовательности операций;
концентрация внимания учащихся на наиболее
эффективных приёмах выполнения операций:
оказание помощи слабо подготовленным к
выполнению задания учащимся.
7.3. Третий обход: проверить качество выполнения
работы и осуществление учащимися самоконтроля и
взаимоконтроля. Произвести приёмку и оценку
работ. Выдать дополнительные задания наиболее
успевающим ученикам.
8. Заключительный инструктаж:
8.1. Сообщение учителя о достижении цели урока;
8.2. Анализ выполнения практической работы
учащимися;
8.3. Сообщение оценки ра6оты каждого ученика;
8.4. Выставление отметок в классном журнале и
дневники учащихся;
8.5. Домашнее задание. Соединение проводников и
изоляция соединений.
9. Уборка рабочих мест.
При
монтаже любых электроустановок нам необходимо соединить или срастить между
собой провода, сделать от них ответвление или присоединить их к клеммам или
зажимам.
Существует
два больших вида соединения проводов: разъёмные и неразъёмные.
Разберём
каждый вид соединения подробно.
Самым
надёжным методом соединения проводов называют контактные зажимы.
В
настоящее время этот метод вытесняет все остальные. Провод зажимают в
специальном контакте с помощью прижимной пластины или непосредственно винтом.
Выбор способа соединения зависит от того, какой зажимной элемент будет
использоваться. Контактные зажимы очень удобные. Монтаж или демонтаж не
занимает много времени. Если используется зажимной элемент с пластиной, то
провод в процессе монтажа не повреждается. А вот, если используется винтовое
соединение, то стальной винт повреждает мягкий материал жил провода. При таком
соединении проводов снижается вероятность обгорания контакта.
Для
того, чтобы установить провод в контактный зажим, надо: очистить провод от
изоляции и обработать наждачной бумагой или напильником. Существует несколько
видов зажимных контактов.
Общим
для всех разъёмных соединений можно назвать то, что выполняются они в
специальных ответвительных коробках.
Именно
в этих коробках устанавливаются зажимы, к котором присоединяются провода. Если
же в коробке нет зажимов, то это значит, что провода в ней соединяются пайкой
или опрессовкой.
Поговорим
о неразъёмных видах соединения проводов.
К
ним относятся сращивание, ответвление и пайка.
Сращивание
– это соединение между собой двух и более проводов с последующей изоляцией
места соединения.
Для
сращивания проводов с однопроволочной жилой надо:
1.
Взять два провода, удалить изоляцию с соединяемых концов на тридцать
миллиметров.
2.
Зачищенные жилы проводов наложить друг на друга, перекрутить и каждым концом
жилы сделать вокруг провода три четыре витка.
3.
Оставшиеся концы жил откусить кусачками, а витки плотно обжать плоскогубцами.
4.
Заизолировать место сращивания проводов изолентой. Сначала наматывают в одном
направлении, а потом в обратном. Важно, плотно закрепить конец изоленты.
Для
сращивания проводов с многопроволочной жилой, надо:
1.
Взять два провода и удалить изоляцию с соединяемых проводов на тридцать
миллиметров.
2.
Расплести жгутики многопроволочных жил.
3.
Сцепить между собой проволочки соединяемых проводов.
4.
Плотно обвить проволочки одного провода вокруг другого.
5.
Оставшиеся концы жил откусить кусачками, а витки плотно обжать плоскогубцами.
6.
Заизолировать место сращивания проводов, обматывая изолентой сначала в одном
направлении, а потом в обратном. Не забудьте плотно закрепить конец изоленты.
Обратите
внимание, что в каждом из видов соединений, мы начинали с того, что зачищали
провода. Как это правильно делать?
Провод
кладут на деревянную подставку и зачищают ножом. Нож при этом надо держать так,
чтобы его плоскость была почти параллельна проводу. Почему именно такое
положение ножа? Потому что так он только снимет оплётку, а не подрежет и не
надломит жилы провода. Концы проводов очищают от окиси шкуркой.
Следующим
неразъёмным соединением, о котором мы поговорим будет ответвление.
Ответвление
–это присоединение путём сращивания дополнительных проводов к главной
электрической линии без нарушения её целостности. Такое соединение активно
используется для подключения бытовой арматуры, то есть электрических
выключателей, розеток и так далее.
Ответвление
многожильных проводов делают так: провода надо зачистить, расплести и надвинуть
друг на друга. После этого концы одного провода обвить вокруг другого. Затем
необходимо сделать изоляцию соединения. Если соединяются медные провода, то
скрутку лучше пропаять. Обратите внимание, что скруткой ни в коем случае
нельзя соединять провода из разных материалов, например, медный и
алюминиевый. Потому что из-за окисной плёнки контакт между проводами будет
плохой, скрутка начнёт сильно нагреваться и возможно воспламенение изоляции.
На
производстве, для соединения алюминиевых проводов, чаще всего используют
специальную пайку, сварку или опрессовку.
Чтобы
выполнить опрессовку, надо: на зачищённые провода нанести пасту для защиты
окисления, одеть алюминиевую трубочку и обжать её в нескольких местах клещами.
Паяние,
или как говорят специалисты, пайка – это процесс соединения деталей или
частей расплавленным металлом, который называется припоем.
Пайку,
как правило, используют для получения надёжных неразъёмных электрических
контактов.
В
качестве припоя используют сплав свинца с оловом. Плавится такой припой при
температуре около двухсот градусов. В расплавленном состоянии припой необходимо
нанести на место соединения деталей. Он проникает в зазор между деталями и
после затвердевания образует паяный шов.
Для
пайки используют электрический паяльник. Он служит для нагрева места
соединения, расплавления припоя и нанесения его на паяемые детали.
Состоит
паяльник из медного наконечника, кожуха, стальной трубки, деревянной или
пластмассовой ручки, изолирующей втулки, слоя слюды, асбестового шнура и
нагревательного элемента.
Вы
должны знать, что каждый паяльник рассчитан на строго определённое напряжение:
220, 127, 42, 36 или 12 вольт. Поэтому очень важно перед началом работы узнать
рабочее напряжение паяльника.
В
школьных мастерских учащиеся могут работать только с паяльником, напряжение
которого 42 вольта и ниже.
Для
того, чтобы место спайки было более прочным, места соединения надо зачистить
наждачной бумагой. Делают это напильником или ножом до тех пор, пока не
появится металлический блеск. Чтобы во время паяния не образовывалась плёнка,
которая может снизить прочность соединения, используют специальные вещества,
так называемые флюсы. В качестве флюсов могут использоваться канифоль или
водный раствор нашатырного спирта.
Теперь
давайте подробнее рассмотрим технологию выполнения пайки.
Прежде
всего необходимо подготовить рабочее место. Желательно, чтобы в комнате
располагалась вытяжная вентиляция, для удаления ядовитых паров флюса и припоя.
Посмотрите,
какие приспособления нам понадобятся и как их разместить на рабочем столе.
Весь
процесс паяния монтажных соединения состоит из нескольких подготовительных и
одной основной операций. Познакомимся с ними поближе.
Сначала
надо подготовить паяльник. Подготовка включает в себя три операции.
Первая
операция – это зачистка жала разогретого паяльника напильником.
Вторая
операция заключается в том, что жало паяльника окунается в канифоль или другой
флюс.
И
последняя операция заключается в том, что набирается припой на жало паяльника и
потом его надо распределить тонким слоем по поверхности жала.
Следующие
три операции относятся к подготовке материалов, проводов и деталей.
Четвёртая
операция. Зачистить выводы деталей или концов проводов.
Пятая
операция. Покрыть зачищенные поверхности канифолью с помощью подготовленного
паяльника.
Шестая
операция. Покрыть зачищенные поверхности тонким слоем припоя с помощью
паяльника. У этой операции есть специальное название – лужение.
И
оставшиеся две операции относятся к самому паянию.
Седьмая
операция заключается в том, что паяемые детали закрепляются или плотно
прижимаются друг к другу.
Восьмая
операция. Жалом паяльника берётся небольшое количество припоя, затем жало
опускается в канифоль и немедленно прижимается к месту пайки, чтобы металл в
месте соединения нагрелся до температуры расплавленного припоя. После того, как
место пайки прогреется, по нему распределяют равномерным слоем припой. Как
только припой растечётся и покроет место пайки, паяльник удаляют, давая
расплавленному припою остыть. Место пайки не рекомендуется трогать в течение
сорока секунд. Оно должно быть блестящим, без наплывов.
Не
стоит перегревать паяльник – это приводит к быстрому выгоранию флюса, что
снижает качество припоя.
На
производстве пайкой занимаются электромонтажники, радиомонтажники, сборщики
электрических приборов и аппаратуры.
Они
должны уметь работать с электрическим паяльником, знать особенности пайки
различных металлов и сплавов, а также свойства припоев и флюсов.
В
ходе урока мы узнали, что существует два больших вида соединения проводов:
разъёмный и неразъёмный. Разъемные соединения выполняются в ответвительных
коробках. К ним относятся соединения с помощью контактных зажимов: винтовых или
пластинчатых. Именно в этих коробках устанавливаются зажимы, к которым
присоединяются провода. К неразъёмным относятся: сращивание, ответвление и
пайка.
Познакомились
с каждым из видов соединения проводов поближе. Узнали, что паяльник служит для
нагрева места соединения, расплавления припоя и нанесения его на паяемые
детали. И познакомились с его основными частями. Рассмотрели основные и
дополнительные операции пайки.
Презентация «Монтаж электрической цепи» 8 класс
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам
Выполнил учитель технологии Зинченко А. Г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 10 города Советска Калининградской области
Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцовывание проводов и присоединение их к электроарматуре
Подключение провода к контакту
а – колечком; б – тычком;
1 – винт, 2 – пружинная шайба, 3 – плоская шайба, 4 – колечко провода, 5 – скоба, 6 — тычок
Взять два одножильных многопроволочных провода.
От конца одного провода отмерить 35 мм, от конца другого – 15 мм
Надрезав ножом изоляционную оболочку, снять её с конца провода соответственно: 35 мм с одного и 15 с другого
Зачистить проволочки проводов до блеска (ножом или наждачной бумагой) и скрутить в тугой жгутик
На срезе изоляции провода со жгутиком длиной 15 мм закрепить конец изоляционной ленты. Наматывая ленту так, чтобы каждый последующий виток накладывался на половину предыдущего, заизолировать срез
1. На проводе со жгутиком длиной 35 мм, используя круглогубцы, загнуть колечко внутренним Ø 4 мм на расстоянии 8 – 10 мм от изоляционной оболочки
2. Оставшимся концом обвить провод на два – три оборота между колечком и изоляционной оболочкой
Зарядка лампового патрона
2. Два куска провода продеть сквозь верхнее отверстие фланца патрона
Оконцевать провода петелькой
3. Присоединить оконцованные провода к контактным винтам фарфорового сердечника
4. Собрать ламповый патрон
Зарядка штепсельной вилки
1. Разобрать вилку: разъединить корпус, вынуть контактные штифты и фибровую прижимную планку
2. Два конца провода оконцевать петелькой
3. Присоединить оконцованные провода к контактным штифтам
4. Уложить провода со штифтами в корпус вилки и закрепить их фибровой прижимной планкой
5. Собрать штепсельную вилку
План выполнения работы
1. Способы оконцовывания проводов
2. Приемы зачистки провода
3. Зарядка лампового патрона
4. Зарядка штепсельной вилки
5. Соблюдение правил безопасности
Урок в 8 классе «Монтаж электрической цепи»
Тема урока «Монтаж электрической цепи» для учащихся 8 класса. Раздел «Электротехнические работы». Тип урока: получение новых знаний. Цели: образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводников и сборке электрической цепи с использованием устанавочной электроарматуры; развивающая: способствовать безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;,воспитательная: прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело,, стремление к самосовершенствованию. Методы проведения занятия: беседа, рассказ, тестирование, демонстрация, практическая работа. Межпредметные связи: физика, химия, русский язык. Материально-техническое оснащение: верстак, наборы электромонтажных инструментов, набор проводников, арматура, карточки, тесты.
Просмотр содержимого документа «Урок в 8 классе «Монтаж электрической цепи» »
МБОУ «Воронокская СОШ»
Разработал и провел: Сивенок М.В.,
2013-2014 уч. год
Верстак, наборы электромонтажных инструментов, набор проводников, электроустановочная арматура, карточки – тесты, инструкционные карты, плакат «Монтаж электрической цепи»
Учебник В.Д.Симоненко Технология 8 класс.
Организационная часть (3 мин)
Приветствие учащихся и проверка посещаемости
Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
Объявление темы урока: Монтаж электрической цепи (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).
Объявление цели урока: Научиться выполнять оконцевание и присоединение проводников к электроарматуре, собирать разветвлённую электрическую цепь.
Объяснение нового материала (10 мин)
При оконцевании и сращивании проводов после снятия изоляции, жилы зачищают до блеска. Зачем?
Какие операции называются электромонтажными?
В каком случае провода оконцовывают петелькой ? тычком?
Вводный инструктаж (2 мин)
Работать только исправным инструментом.
Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.
Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выполнять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.
Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.
Изоляцию проводов выполнять надежно.
Соединительные винты затягивать туго.
Не работать отверткой на весу.
Не производить подключение электроарматуры на весу.
Включение цепи после сборки производить только с разрешения учителя — в сеть с напряжением не более 42 В.
Изучите правила безопасной работы с электромонтажными инструментами.
Пользуясь принципиальной электрической схемой, найдите на монтажной схеме «ламповой патрон, штепсельную вилку, выключатель».
Определите места подключения проводников, что бы получилась замкнутая цепь.
Изучите инструкционную карту №1 «Оконцевание проводов»
Подготовьте необходимые провода и инструменты.
Выполните оконцевание проводов и произведите зарядку лампового патрона «Инструкционная карта №2»
. Изучите инструкционную карту № 3 «Зарядка штепсельной вилки» и выполните подсоединение проводников согласно схемы.
Изучите инструкционную карту № 4«Присоединение проводов к выключателю»и выполните подсоединение проводников согласно схемы.
С разрешения учителя произведите испытание электрической цепи.
Текущий инструктаж учащихся — в процессе целевых обходов.
§ 31. Принципиальные и монтажные электрические схемы
Простейшая демонстрационная электрическая цепь может содержать всего три элемента: источник, нагрузку и соединительные провода. Однако реальные работающие цепи намного сложнее. Помимо основных элементов они содержат различные выключатели, рубильники, пускатели, контакторы, предохранители, реле в автоматах, электроизмерительные приборы, розетки, вилки и др. При сборке электротехнических цепей электромонтажник руководствуется принципиальной электрической схемой.
Принципиальная электрическая схема представляет собой графическое изображение электрической цепи, на котором её элементы изображаются в виде условных знаков (табл. 10).
Таблица 10. Условные обозначения элементов электрической цепи
На рисунке 54, а представлена простейшая принципиальная электрическая схема цепи, содержащая источник электрической энергии в виде батареи гальванических элементов, нагрузку в виде лампы накаливания и выключатель.
Рис. 54. Электрические схемы соединения элементов: а — принципиальная, б — монтажная
Принципиальная электрическая схема устройства является графическим документом. Условные обозначения и правила выполнения электрических схем определяются государственным стандартом, который обязаны соблюдать все инженеры и техники.
При вычерчивании электрических схем необходимо соблюдать размеры и пропорции условных графических обозначений (рис. 55).
Рис. 55. Размеры и пропорции условных электротехнических обозначений
Линии связей между элементами схемы проводят параллельно или взаимно перпендикулярно, соблюдая условие замкнутости цепи, наклонные линии не применяются.
Принципиальная схема показывает соединение только основных элементов цепи, без комплектующей арматуры (электророзетки, вилки, ламповые патроны). Поэтому электромонтажнику необходимо иметь ещё одну схему — монтажную.
Монтажная электрическая схема отображает точное расположение элементов относительно друг друга, комплектующую арматуру и места подключения проводов. Пример монтажной схемы приведён на рисунке 54, б. По этой схеме электромонтажник видит, что все элементы электрической цепи крепятся на монтажной плате. Источником служит батарея от карманного фонарика. Монтажные провода, идущие к батарее, припаиваются непосредственно к её электродам. Малогабаритная лампочка вворачивается в ламповый патрон, закреплённый на плате. Монтажные провода крепятся к клеммам лампового патрона с помощью пайки, как и провода к выключателю. Контакты выключателя закреплены также на монтажной плате.
Новые слова и понятия
Принципиальная и монтажная схемы, комплектующая арматура, элементы электрической цепи.