Особенности проектной деятельности в дошкольном образовании
В России педагогические идеи Дж. Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб (Центральный Комитет Всероссийской Коммунистической Партии) в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании.
Сегодня метод проектов полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.
Проекты классифицируются по разным признакам.
Типы проектов, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
Проекты средней продолжительности — типичны для детей старших групп, реализация которых составляет 1-2 недели.
Таким образом, для детей старшего дошкольного возраста характерны небольшие по длительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Технологии обучения детей дошкольного возраста
В настоящее время ситуация социального развития общества требует внимания к трудовой деятельности личности, мобилизации духовных, интеллектуальных и физических сил каждого российского гражданина, его активного участия в труде. Процесс активизации человеческого фактора зависит от результатов формирования ценностного отношения к труду.
Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы трудовой деятельности.
Труд дошкольника специфичен. В дошкольном воспитании труд — это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
В современной педагогике разрабатывается технологический подход к образованию. Трудовое воспитание не стало исключением.
совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задачэто совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв); это такое построение деятельности воспитателя, в котором представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?
В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования (пример, проекты «Приключение капустной семечки»)
Первый шаг — формирование знаний о предметах и труде взрослых. В младшей группе — наблюдение за изготовлением взрослыми поделок; в средней группе — знакомство с трудом сотрудников детского сада; в старших группах — знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями. Второй шаг — овладение трудовыми умениями, способами самоконтроля и самооценки. В младшем возрасте это освоение процессов самообслуживания; в средней группе — освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда; в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке, элементарной починки одежды, приготовлению простейших блюд. Третий шаг — вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. В младшем возрасте мотивацию к самообслуживанию стимулируют привлекательные дидактические пособия. Для детей старшего возраста создаются уголки творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов и конструктора, а девочки — шить, вышивать.
Важно учитывать предпочтения девочек и мальчиков к разным видам продуктивной деятельности, для этих целей приемлемо организовать детские мини-мастерские. В соответствии с данной технологией образовательный процесс конструируется на основе образовательной ситуации. Она предполагает использование воспитателем возникшей в группе ситуации для решения воспитательно-образовательных задач в тот момент, когда дети наиболее расположены к данному виду деятельности, восприятию социального опыта, содержательному диалогу со взрослым. В каждом отдельном случае необходимо отмечать детские достижения и успехи. Данная педагогическая технология имеет методические особенности. Эти особенности мы рассмотрим ниже. В младшем дошкольном возрасте, основной целью является, помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию. На первом этапе — это приобретение детьми представлений о направленности, содержании и структуре процессов самообслуживания. Для этого в арсенале педагога должны быть различные формы образовательных ситуаций (чтение коротких стихов, дидактические игры, совместная трудовая деятельность и т. д.) и методы организации совместной трудовой деятельности ребенка и взрослого (обыгрывание способа действий, показ и разъяснение способов трудовых действий). На втором этапе — актуальным становится развитие проверочных и оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию. Формы образовательных ситуаций, которые использует педагог остаются прежними, а набор методов при организации совместной трудовой деятельности расширяется (использование меток, объяснение способа действий, контроль и оценка детской деятельности взрослым, контроль и оценка детской деятельности от лица персонажа, совместная оценка взрослым и ребенком деятельности персонажа). Третий этап нацелен на взаимодействие воспитателя и родителей по формированию у ребенка позиции субъекта посильного самообслуживания. На данном этапе применимы следующие формы работы с родителями, это разъяснение родителям сущности «кризиса трех лет», посещение родителями группы, просмотр и обсуждение родителями видеоматериалов, представляющих режимные моменты в ДОУ, участие родителей в диагностике по выявлению детской умелости по самообслуживанию.
Москва 2012
Огромное количество детских садов
в Российской Федерации работают,
опираясь на рекомендации « Программы
воспитания и обучения в детском
саду», под редакцией М. А. Васильевой,
В.В Гербовой и Т.С. Комаровой. Согласно
данной программе, ведущими целями воспитания
является создание благоприятных условий
для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности,
развитие психических и физических
качеств, подготовка ребенка к жизни
в современном обществе. Эти цели
реализуются в процессе разнообразных
видов деятельности.
Трудолюбие и способность
к труду не даются человеку от природы,
но воспитываются с самого раннего
детства. Понимая огромную роль труда
в воспитании подрастающего поколения,
великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C.
Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в
своих работах часто затрагивали
данную тему.
Великий русский педагог
К. Д. Ушинский утверждал что, «материальные
плоды трудов составляют человеческое
достояние; но только внутренняя духовная
животворенная сила труда служит
источником человеческого достоинства,
а вместе с тем и нравственности
и счастья».1
Об этом писал и В. А.
Сухомлинский: «труд становится великим
воспитателем, когда входит в духовную
жизнь воспитанников, дает радость
дружбы и товарищества, развивает
пытливость и любознательность, рождает
волнующую радость преодоления
трудностей, открывает все новую
и новую красоту в окружающем
мире, пробуждает первое гражданское
чувство — чувство созидателя материальных
благ, без которых невозможна жизнь
человека».2
«Труд — всегда был основой
для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе он
должен быть одним из самых основных элементов»,
— считал А. С. Макаренко. 3
Трудовая деятельность необходима
человеку для удовлетворения его
жизненных потребностей, и не только
физических. Она является важнейшим
источником нравственного и эстетического
развития личности.
Трудовое воспитание ребенка
надо начинать как можно раньше ,
когда ребенок впервые произносит: « Я
сам». Опыт показывает, что привлечение
ребенка к труду является одним из первостепенных
условий всестороннего его развития, формирования
у него таких качеств, как трудолюбие,
усидчивость, терпение, дисциплинированность,
прилежание, бережливость и другие.
Труд должен доставлять удовлетворение
и радость. А это возможно при
условии, что он посилен ребенку,
осмыслен им как приносящий пользу
другим людям. Трудовое воспитание — важное
средство всестороннего развития личности
дошкольника. Разумно организованный
труд укрепляет физические силы, здоровье
ребенка. Движения становятся увереннее
и точнее. Действуя, малыш все
лучше ориентируется в пространстве.
Весь процесс воспитания
детей в детском саду может
и должен быть организован так, чтобы
они научились понимать пользу и
необходимость труда для себя
и для коллектива. Относиться к
работе с любовью, видеть в ней
радость — необходимое условие для
проявления творчества личности, ее талантов.
Труд оказывает существенное
влияние и на умственное развитие
детей. Он способствует формированию таких
качеств, как сообразительность, наблюдательность,
сосредоточенность, тренирует память,
внимание, активизирует восприятие. Труд
развивает мышление — ребенку приходится
сравнивать, сопоставлять предметы и
явления, с которыми он имеет дело.
Трудовое воспитание является
необходимым, важнейшим условием успешной
подготовки детей к обучению в
школе. Дети, воспитанные с ранних
лет в труде, отличаются в школе
самостоятельностью, организованностью,
активностью, опрятностью, умением
себя обслужить. Труд это то, что
развивает маленького человека, поддерживает
его, помогает ему самоутвердиться.
Именно поэтому тема воспитания трудолюбия
у детей всегда будет оставаться
актуальной.
В данной работе использовались
учебные пособия по дошкольной
педагогике и психологии, труда отечественных
педагогов разных лет. К примеру,
такие как, «Нравственно – трудовое
воспитание детей в детском саду»,
под редакцией Р.С. Буре; «Трудовое
воспитание в детском саду», под
редакцией В. Г. Нечаевой; «Нравственное
и трудовое воспитание дошкольников»,
под редакцией С. А. Козловой, а
также многие другие.
Объект исследования —
воспитание дошкольников.
Предмет – трудовое воспитание.
Цель – изучение системы работы по трудовому
воспитанию.
1.Проанализировать особенности трудовой
деятельности дошкольников.
2.Проанализировать виды трудовой деятельности
дошкольников.
3.Проанализировать формы организации
трудовой деятельности дошкольников.
4.Определить роль трудового воспитания
в нравственном становлении личности
дошкольника.
Среди воспитательно-образовательных
задач, выдвигаемых обществом, вопросы
трудового воспитания детей всегда
стоят на первом месте.
Труд — центральное социальное
явление. Все ценности, воплощенные
в предметах материальной и духовной
культуры, созданы трудом человека.
Понятие труд трактуется как
«целесообразная деятельность человека,
направленная на видоизменение и
приспособление предметов природы
для удовлетворения своих потребностей».4
Труд взрослых существенно
отличается от труда детей. Труд людей
в обществе всегда направлен на создание
материальных и духовных ценностей.
Труд детей не имеет и не может
иметь такого значения. Результаты
труда детей удовлетворяют потребности
самого ребенка или окружающих его
людей.
Объективная оценка результатов
труда ребенка крайне затруднена.
Но в то же время дошкольник в процессе
труда прилагает истинное трудовое усилие,
начинает осознавать его значение, направленность
на удовлетворение своих потребностей.
Его включение в труд всегда обеспечивается
существенными для него мотивами, и, наконец,
ребенок испытывает высокий эмоциональный
подъем и радость от достигнутых результатов.
Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать
свои возможности, испытать радость от
достигнутых результатов, а совместная
деятельность объединяет детей общими
эмоциональными переживаниями, способствуя
тем самым становлению детского общества.
В труде дошкольника ярко
обнаруживается связь с игрой. В
игре осуществляются первые манипулятивные
действия, по своему характеру напоминающие
трудовые: в них присутствуют воображаемые
трудовые операции. Но не только этим исчерпывается
значение игры, в которой ребенок в ролевых
действиях отражает труд взрослых. Принимая
на себя роль взрослого, он проникается
эмоциональным отношением к выполняемым
действиям: тревожится за больного, оказывает
внимание пассажирам и пр. Он испытывает
эмоциональный подъем, волнение, радость,
его чувства соответствуют чувствам труженика,
хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
Трудолюбие и способность
к труду воспитываются с самого
раннего детства. Трудовое воспитание
— это «совместная деятельность воспитателя
и воспитанников, направленная на развитие
у последних общетрудовых умений и способностей,
психологической готовности к труду, формирование
ответственного отношения к труду и его
продуктам, на сознательный выбор профессии»5.
Дошкольная педагогика выделяет
следующие основные задачи трудового
воспитания детей: ознакомление с трудом
взрослых и воспитание уважение к
нему; обучение простейшим трудовым умениям
и навыкам; воспитание интереса к
труду, трудолюбия и самостоятельности;
воспитание общественно — направленных
мотивов труда, умений трудиться
в коллективе и для коллектива.6
1. Помощь ребенку в
овладении трудовой деятельностью:
в освоении структуры деятельности,
приобретении трудовых навыков,
умений.
2. Развитие личности ребенка
в труде: развитие свойств,
качеств личности; формирование
взаимоотношений; приобретение социального
опыта взаимодействия.7
Трудовое воспитание дошкольников
не заканчивается в детском саду.
В детском саду, в семье, доступном
ему общественном окружении — всюду
ребенок сталкивается с трудом взрослых,
пользуется его результатами. Поначалу
внимание детей привлекают лишь внешние
моменты: сам процесс трудовых действий,
движение механизмов, машин. Последовательное
ознакомление детей с трудом взрослых
в ближайшем окружении, а затем и за пределами
детского сада позволяет формировать
у них представление о сути и значении
трудовых действий, разъяснять на конкретных
примерах отношение взрослых к труду,
его общественную значимость.
Воспитатели дошкольного
образовательного учреждения должны сотрудничать
с семьёй в процессе трудового
воспитания дошкольников.
Знания дошкольников о
труде взрослых должны оказать большое
влияние на формирование у них
правильного отношения к труду,
однако они могут остаться формальными,
если ознакомление с трудовой деятельностью
не сочетается с трудом самих детей.
«Программа воспитания в
детском саду» раскрывает объем
трудовых навыков и умений, которыми
должны овладеть дети каждой возрастной
группы. Так, например, формируя у младших
дошкольников навыки и умения хозяйственно
— бытового труда, воспитатель учит
их протирать игрушки влажной
тряпкой, полоскать белье и т.п.
В средней группе дети прополаскивают
и отжимают тряпочку, которой протираются
игрушки, намыливают кукольное белье,
стирают его. Старшие дошкольники
моют игрушки губкой с мылом, стирают
мелкие вещи, готовят необходимое
оборудование для занятий, труда, игры,
приводят его затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность
обучения детей трудовым умениям, воспитатель
должен учитывать особенности их
возраста, доступность предлагаемого
содержания труда, его воспитательную
ценность, а также санитарно — гигиенические
требования к его организации.
В ходе обучения трудовым навыкам
воспитатель формирует у детей
желание выполнять самостоятельно
все то, что им посильно, приходя
на помощь всякий раз, когда они нуждаются
в ней. Не следует допускать, чтобы
дошкольники испытывали огорчения
от неудачных попыток самостоятельно
справиться с предложенным
делом, так как в этих случаях рождается
неуверенность в своих силах и нежелание
трудиться.
Необходимо помнить о
том, что труд должен приносить детям
радость: от достигнутых результатов,
от своей полезности другим.
В детском саду решается
задача формирования у детей умения
трудиться в коллективе. Происходит
это постепенно, путем объединения
детей в процессе труда в небольшие
с общим заданием (если у них
уже есть опыт работы вдвоем — втроем,
то общее задание может выполнять
группа 6-7 участников). В процессе такого
труда воспитатель формирует
у детей представления об общей
ответственности за порученное дело,
умение самостоятельно и согласованно
действовать, распределять между собой
работу, приходя на помощь друг другу
и стремясь совместными усилиями
достичь результата. Все это обогащает
их опыт взаимоотношений в деятельности,
придает им положительный характер.
2. Проанализировать
особенности трудовой
Трудовая деятельность в
дошкольном возрасте находится в
стадии зарождения и проявляется, прежде
всего, как продуктивная подражательная
деятельность. В сравнении с развитой трудовой
деятельностью взрослого труд детей имеет
ряд особенностей. Наиболее существенным
является отсутствие значимого результата,
представляющего материальную ценность
для общества: продукты детского труда
имеют ценность лишь для самого ребенка
или группы детей.
В процессе труда у детей
формируются привычка к трудовому
усилию, умение довести дело до конца,
а также настойчивость, самостоятельность,
ответственность, умение и стремление
помочь товарищу, инициативность и
другие личностные качества. Согласованность
и точность движений в труде, полученный
результат формируют умение создавать,
ценить, беречь красивое,
т. е. обеспечивают нравственное
и эстетическое развитие дошкольника.
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности
Педагогический проект «Путешествие капустной семечки»
Актуальность: создание особого психологического пространства для развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопознания, самоопределения, смыслообразования.
Проблема: «Знакомство с трудом овощеводов».
Цели: закладывать основы интереса к труду, уважительного отношения к людям труда, желание участвовать в посильном общественном труде; прививать любовь к труду на родной земле; воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родная страна.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги группы (воспитатели, музыкальный руководитель), родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: в течение нескольких недель.
Поэтапное решение проекта
Этапы выращивания капусты:
Весной(организация огорода на подоконнике):
а) подготовка земли и емкости для рассады;
б) боронование (рыхление почвы);
в) посадка рассады капусты;
а) высадка рассады на грядку;
б) внесение удобрений;
г)борьба с сорняками.
Осенью: уборка урожая(капусты).
1. Виртуальная экскурсия в ремонтную мастерскую «Кто лечит машины» Цели: Расширять представления детей о труде людей, занимающихся ремонтом машин, готовят их к работе весной, летом, осенью. Воспитывать у детей интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду механизаторов, слесарей-ремонтников. Словарная работа: развивать речь детей, активизировать словарь: ремонтная мастерская, слесарь, токарь, ремонт, токарный станок.
2.Организация творческой игры «Ремонтная мастерская» Подготовка к игре: беседа по итогам виртуальной экскурсии или сюжетно-ролевой игры в ремонтной мастерской; игра «Отгадайте, как это называется?» (детали, инструменты детского игрового конструктора); рассматривание игрушек – сельскохозяйственных машин.
3.Просмотр видео фильма в овощехранилище «Заботимся об овощах»
Цели: Расширить представление детей о труде рабочих – овощеводов: сортируют картофель. Готовят семена к весенним посадкам. Воспитывать интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду овощеводов. Обратить внимание на слаженность, ловкость, взаимопомощь. Развивать речь детей, активизировать словарь: овощехранилище, контейнер, отдушины для воздуха, тены (для поддержания нужной температуры воздуха), отсеки для складирования овощей.
4. Ручной труд на тему «Овощи» (2 занятия) Цель: Закреплять у ребёнка позицию созидания и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда; совершенствовать у детей способы изготовления поделок из папье-маше. Предварительная работа: отгадывание загадок об овощах; дидактические игры: «Волшебный мешочек» (отгадывание овощей на ощупь), «Четвёртый – лишний» (классификация), «Составь овощ» (разрезные картинки). Изготовление основы из пластилина для муляжей. Материалы и оборудование: кусочки газеты, клейстер, муляжи овощей из пластилина, салфетки, острый нож (для воспитателя), гуашь, кисти.
1. рассматривание образца с выделением материалов, из которых изготовлена поделка;
2. планирование предстоящей деятельности;
3. самостоятельная работа детей;
4. анализ выполненной работы.
4. Рисование на тему «Что мы видели на экскурсии» Цели: помочь детям запечатлеть образы, полученные в результате наблюдений, на бумаге, используя знакомые им выразительные средства. Материалы и оборудование: тонированная бумага, акварель, гуашь, кисти, фломастеры, простой и цветные карандаши.
Цель: систематизировать имеющиеся у ребят знания о выращивании капусты; воспитывать интерес к труду овощеводов. Обогащение словаря: боронование, борона, сорняки, культивирование, культиватор, поливальные машины.
4. Труд на огороде детского сада.
Материалы и оборудование: лопаты, тяпки, вёдра, грабли, лейки.
Цели: дать детям понятие о содержании труда овощеводов в осенний период, показать слаженность в их работе. Взаимопомощь. Использование в труде сельскохозяйственных машин. Рассказать о дружбе и взаимопомощи рабочих разных специальностей. Воспитывать уважение к людям, выращивающим овощи, желание оказывать им посильную помощь. Предварительная работа: наблюдение за разгрузкой овощей в детском саду; беседа «Как убирают овощи дома на огороде».
1.Итоговая беседа «Что мы знаем о труде овощеводов?». Цели: закрепить знания о названиях овощей, овощи; о содержании и характере труда овощеводов. Уточнить знание детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Материалы: 5-6 видов овощей, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов, некоторых сельскохозяйственных машин, подбор загадок об овощах.
Проведение праздника урожая «В гостях у Осени». Предварительная работа: разучивание и инсценирование песен, разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок, изготовление шапочек-масок овощей, подарков, пригласительных билетов для гостей. Содержание праздника: стихи, загадки, игры, песни, танцы, частушки, вручение подарков, праздничное чаепитие.