- Введение диссертации по педагогике, на тему «теория и технология квалиметрии образовательного стандарта высшего профессионального образования»
- Автореферат диссертации по теме «теория и технология квалиметрии образовательного стандарта высшего профессионального образования»
- Квалиметрия
- Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, шихова, ольга федоровна, ижевск
- Заключение диссертации научная статья по теме «теория и методика профессионального образования»
Введение диссертации по педагогике, на тему «теория и технология квалиметрии образовательного стандарта высшего профессионального образования»
Актуальность исследования. Законами Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) в вузах установлены государственные образовательные стандарты (ГОС).
Государственный образовательный стандарт — это одна из форм реализации принципа государственности образования, который означает ответственность государства за обеспечение единого образовательного пространства на территории России и за соблюдение социальных норм качества образования.
Политика качества становится «ядром» образовательной политики не только в России. В соответствии с мировыми тенденциями, закрепленными в программных документах ЮНЕСКО, качество образования является ведущим приоритетом международных организаций в области науки, культуры и образования.
Проблемам качества и стандартизации в образовании посвящен ряд исследований российских и зарубежных ученых. В них обозначены и рассмотрены различные аспекты этих проблем: основные идеи, понятия и подходы к стандартизации образования (В.П. Беспалько, Б.С.
Гершунский, С.С. Иванов, А.Н. Лейбович, A.M. Новиков, Г. Хиллз и др.); концептуально-методологические и теоретические основы проектирования образовательных стандартов (В.И. Байденко, B.C. Леднев, Н.И. Максимов, Н.А. Селезнева, Л.Г. Семушина, В.М. Соколов и др.); согласование государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования (И.Г. Галямина, И.А. Зимняя, В.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, В.П. Соловьев, Ю.Г. Татур и др.); практика разработки и применения стандартов профессионального образования за рубежом (В.И. Батюшко, И. Воогт, Т. Пломп, У. Стаббс, Л.Н. Тарасюк, К.Н.
Цейкович и др.); обновление и модернизация государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) (Б.К. Коломиец, Я.И. Кузьминов, Б.Ф. Петин, И.В. Челпанов, В.Д. Шадриков и др.) и др. Показано, что государственный образовательный стандарт должен рассматриваться только в контуре междисциплинарного подхода, совмещающего в себе философский, педагогический, культурологический, сис-темогенетический и иные аспекты анализа (В.И. Байденко, А.И. Субетто).
Однако теоретические изыскания в области образовательных стандартов (ОС) идут одновременно с разработкой и внедрением их в педагогическую практику российских вузов, что не позволяет своевременно и в полном объеме корректировать эти документы.
По оценкам ряда исследователей, одним из недостатков стандартов является их низкий оценочно-диагностический потенциал. Имеет место декларативность требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников вузов, недостаточная их ориентированность на диагностику учебных достижений, что затрудняет разработку необходимого комплекса оценочных средств и технологий.
В действующих стандартах сформулированы требования к основной образовательной программе, обязательному минимуму ее содержания и срокам освоения, но нет требований к знаниям и умениям по дисциплинам. Произошло смещение от «стандарта требований» к «стандарту содержания», то есть образовательные стандарты взяли на себя несвойственную для них функцию регулирования содержания науки, которая на протяжении всей истории развития образования принадлежала только академическому сообществу, самой науке (А.И. Субетто).
Отсутствие в стандартах дисциплинарных требований, определяющих минимальный уровень подготовки по конкретному учебному предмету, лишает четкого ориентира всех участников образовательного процесса, и преподаватель-предметник зачастую произвольно определяет «нижнюю планку» требований стандарта.
Полагаем, что некоторые недостатки действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в какой-то мере обусловлены традиционной «административной» схемой их разработки: министерство — учебно-методическое объединение — вуз — кафедра (от головного заказчика — до конкретного исполнителя, и в обратном направлении).
Изучение теории и практики реализации ГОС ВПО позволило выявить противоречия между:
— назначением государственного образовательного стандарта — фиксировать социальную норму образованности (стандартный результат обучения) и отсутствием в нем четкого описания этой нормы;
-обозначенной в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» диагностической функцией образовательного стандарта и отсутствием механизмов, позволяющих ее реализовать;
-современными требованиями к качеству подготовки специалистов и отсутствием в ГОС ВПО целей-требований, в полной мере учитывающих мировые тенденции в сфере образования и современные достижения в соответствующих областях науки;
— необходимостью корректировки структуры и содержания ГОС ВПО и отсутствием корректного методического инструментария сравнения различных вариантов образовательных стандартов.
Выявленные противоречия и недостатки указывают на несоответствие действующих стандартов современным требованиям, что влияет на качество высшего профессионального образования.
Качество высшего образования — это сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, процесса, образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам) (Н.А. Селезнева). Следовательно, неадекватность требований образовательного стандарта потребностям развития государства, общества и личности «формирует ложную цель в управлении качеством образования» (А.И. Су-бетто) и, тем самым, тормозит его развитие.
С учетом вышеизложенного, проблему исследования можно сформулировать следующим образом: каковы теоретические и технологические основы квалиметрии образовательного стандарта, обеспечивающие его заданное качество, диагностичность и реализуемость?
Необходимость обеспечения качества образовательных стандартов высшего профессионального образования, с одной стороны, и неразработанность механизмов его оценки, с другой, определили выбор и актуальность темы настоящего исследования: «Теория и технология квалиметрии образовательного стандарта высшего профессионального образования».
Цель исследования: разработать теоретические основы и технологию квалиметрии образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Объект исследования: стандартизация высшего профессионального образования.
Предмет исследования: технология квалиметрии образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Ключевые понятия исследования:
• квалиметрия образовательного стандарта — направление квалимет-рии образования, исследующее проблемы измерения и оценки качества образовательных стандартов;
• качество образовательного стандарта — совокупность свойств образовательного стандарта, обусловливающих его способность удовлетворять потребностям развития государства, общества и личности в сфере образования;
• критерий качества образовательного стандарта — качественный или количественный показатель, характеризующий меру выраженности того или иного существенного свойства образовательного стандарта;
• квалиметрическая технология проектирования образовательного стандарта — совокупность средств, методов и процедур разработки проекта образовательного стандарта заданного качества на основе квалиметрического подхода;
• диагностичность образовательного стандарта — свойство образовательного стандарта, позволяющее оценивать и интерпретировать результаты обучения;
• валидизация образовательного стандарта — процедура повышения качества образовательного стандарта за счет оптимизации значений его критериев качества;
• сертификация образовательного стандарта — процедура, в ходе которой устанавливается соответствие образовательного стандарта заданному классу качества, и его утверждения в установленном порядке.
Гипотеза исследования: качество образовательного стандарта, его технологичность и диагностичность будут обеспечены, если при его проектировании и диагностировании использовать квалиметрический подход, предполагающий:
• разработку концептуальной модели образовательного стандарта;
• алгоритмизацию процесса проектирования;
• установление показателей-критериев качества;
• блочно-модульное структурирование тезауруса учебной дисциплины, соотнесенного с тезаурусами специалиста и образовательного стандарта;
• выделение диагностируемой части образовательного стандарта с разработкой тезауруса и фонда педагогических контрольных материалов;
• проведение процедур валидизации и сертификации.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить подходы, принципы и методы, определяющие фактологическую и теоретико-методологическую базу исследования;
2) разработать концептуальную модель образовательного стандарта и, на ее основе, квалиметрическую технологию проектирования стандарта высшего профессионального образования;
3) на основе тезаурусного и квалиметрического подходов разработать модель диагностики образовательного стандарта и соответствующий фонд педагогических контрольных материалов (ПКМ);
4) обосновать систему показателей для определения качества образовательного стандарта и педагогических контрольных материалов для диагностики достижений его требований;
5) обосновать виды валидности образовательного стандарта и структуру его сертификата;
6) разработать методику валидизации и сертификации образовательного стандарта.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (изучение научно-педагогической литературы, контент-анализ существующих моделей ГОС ВПО и нормативных актов по их введению, систематизация, классификация, моделирование); методы эмпирического исследования (обобщение педагогического опыта работы с ГОС ВПО на вузовском уровне, наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование); методы групповых экспертных оценок и математической статистики.
Методологической основой исследования являются: системный подход, основанный на определении целостных характеристик изучаемых педагогических объектов, их преемственности в процессе непрерывного профессионального образования; общефилософское положение о единстве теории и практики; квалиметрический подход, ориентированный на измерение качества педагогических объектов; квалитативная образовательная нормология и стандартология.
Теоретическая база исследования опирается на фундаментальные работы:
-в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (В.И. Байденко, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.С. Ладыжец, И.Я. Лернер, A.M. Новиков, М.Н. Скаткин, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков и др.);
— в области дидактики и профессиональной деятельности (С.И. Архангельский, Б.С. Гершунский, Л.И. Гурье, B.C. Данюшенков, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, Ю.Н. Семин, Е.С. Смирнова, Н.Ф, Талызина, Ю.Г. Татур и др.);
-в области таксономии целей образования (В.П. Беспалько, Б. Блум, В.М. Кларин, Н.А. Селезнева, В.П. Симонов, В.М. Соколов и др.);
— в области педагогической кибернетики и квалиметрии (М.Л. Левицкий, Л.В. Макарова, В.П. Мизинцев, А.А. Мирошниченко, В.И. Михеев, Н.Д. Ни-кандров, В.П. Панасюк, Л.Т. Турбович, B.C. Черепанов, Ю.К. Чернова и др.);
-в области педагогического проектирования (B.C. Безрукова, В.В. Карпов, А.А. Кирсанов, Г.П. Корнев, Ю.А. Кустов, В.А. Сластенин, Н.И. Максимов, Г.Н. Сериков, В.В. Щипанов и др.); и
— в области педагогической тестологии (B.C. Аванесов, К. Ингенкамп, А.Н. Майоров, Е.А. Михайлычев, Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников, М.Б. Че-лышкова и др.).
Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Ижевский государственный технический университет.
Исследование проводилось в период с 1995 по 2006 гг.
Первый этап (1995 — 2000 гг.) — изучение и анализ сложившейся практики разработки, введения в действие ГОС ВПО и педагогического опыта работы с этими нормативными документами в техническом университете; теоретический анализ исследуемой проблемы.
Второй этап (2000 — 2002 гг.) — разработка теоретической, методологической и методической базы исследования, а также учебно-методического обеспечения реализации и диагностики вузовского образовательного стандарта по физике.
Третий этап (2003 — 2004 гг.) — углубленный анализ проблемы, коррекция и уточнение основных концептуальных положений диссертационного исследования; педагогическая экспертиза вузовских образовательных стандартов и педагогических контрольных материалов для диагностики степени достижения их требований; установление критериев качества образовательного стандарта и соответствующих ПКМ.
Четвертый этап (2005 — 2006 гг.) — обобщение результатов работы и реализация ее исходных положений в монографиях, учебных пособиях и методических разработках; апробация опытно-экспериментальной части исследования.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и технологических основ квалиметрии вузовского образовательного стандарта:
1. Разработаны концептуальные модели образовательного стандарта для системы начального, среднего, высшего профессионального образования и общеобразовательной школы, позволяющие проектировать образовательные стандарты в системе непрерывного образования.
2. Предложена классификация видов валидности образовательного стандарта (целеполагания, соответствия, конструкта, прогноза и технологическая), позволяющая более детально оценивать соответствие образовательного стандарта задачам повышения качества подготовки специалистов в высшей профессиональной школе.
3. Обоснована структура сертификата вузовского образовательного стандарта, включающая: описание его иерархической структуры; учебные тезаурусы дисциплин и педагогические контрольные материалы для диагностики степени достижений требований стандарта; значения критериев его качества и валидности; результаты апробации.
4. Разработана концептуальная модель диагностики вузовского образовательного стандарта, построенная на основе тезаурусного и квалиметриче-ского подходов к диагностике степени достижений его требований.
5. Предложена система параметров (Содержательность, Репрезентативность, Профильность, Многофункциональность), позволяющая оценивать качество педагогических контрольных материалов (тестов, контрольных работ и др.) для диагностики степени достижений требований вузовского образовательного стандарта по учебной дисциплине.
6. Разработаны методики валидизации, сертификации и определения рейтинга образовательного стандарта.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Предложен концептуально-программный подход к проектированию вузовского образовательного стандарта, предусматривающий процедуры оценки его качества, валидизации и сертификации.
2. Теория педагогики обогащена за счет разработки аксиоматики ква-лиметрии образовательного стандарта, обеспечивая возможность дальнейших исследований в области оценки качества создаваемых моделей образовательных стандартов.
3. Категориальный аппарат педагогики расширен за счет уточнения сущности и содержания таких понятий, как: качество образовательного стандарта; критерии качества, валидностъ, валидизация, диагностич-ность, сертификация образовательного стандарта высшего профессионального образования.
4. Введена система показателей — критериев качества вузовского образовательного стандарта и соответствующих классов качества — квалитаксо-нов. К основным показателям отнесены: «Фундаментальность», «Целенаправленность», «Гуманитарность», «Технологичность» и «Методическая обеспеченность», которые отражают функции образовательного стандарта и основные принципы реформирования образования.
5. Обоснована концептуальная модель образовательного стандарта, которая является методологической основой для его квалиметрического проектирования в системе непрерывного профессионального образования в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми со стороны государства, общества и личности.
6. Разработано концептуальное положение о диагностике вузовского образовательного стандарта и системе показателей качества педагогических контрольных материалов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
-разработанная система критериев для оценки качества образовательных стандартов внедрена в образовательный процесс;
-авторские методики валидизации, сертификации и определения рейтинга образовательного стандарта используются разработчиками образовательных стандартов и преподавателями вузов, как «исполнителями» образовательного стандарта;
-предложенная модель диагностики вузовского образовательного стандарта доведена до квалиметрической технологии, которая может быть использована в учебной практике различных образовательных учреждений, в том числе, при самоаттестации вузов и специальностей;
-разработанный вариант образовательного стандарта по физике и соответствующий комплект педагогических контрольных материалов могут использоваться в учебной практике технических вузов;
-созданные дидактические материалы в виде учебных и учебно-методических пособий, в том числе, с грифом УрО РАО, а также учебных планов и рабочих программ, используются в учебном процессе технических вузов.
Результаты исследования нашли отражение в монографиях, пособиях, серии статей, тезисах и материалах конференций, методических разработках и рабочих программах.
Общее количество публикаций — 68, их объем — 61 п.л.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Проектирование образовательного стандарта для высшего профессионального образования должно базироваться на универсальной концептуальной модели, системообразующими и основными компонентами которой являются: законодательные акты и программные документы Российской Федерации в сфере общего и профессионального образования; классификатор направлений подготовки и специальностей; ступени высшего профессионального образования; модель подготовки специалиста с его квалификационной характеристикой; дидактические принципы обучения и педагогического контроля.
2. Квалиметрическая технология проектирования и диагностики образовательного стандарта высшего профессионального образования, включающая ее алгоритмизацию, обоснование критериев качества и проведение экспертизы, блочно-модульное структурирование стандарта и согласование между собой тезаурусов учебных дисциплин, специалиста и педагогических контрольных материалов, а также валидизацию и сертификацию образовательного стандарта, позволит обеспечить его технологичность и диагностич-ность.
3. Использование установленных экспертными методами основных («Фундаментальность», «Целенаправленность», «Гуманитарность», «Структурность», «Технологичность» и «Методическая обеспеченость») и дополнительных {«Экологичность», «Политехничность») критериев позволит оценивать качество образовательных стандартов и, тем самым, влиять на качество подготовки специалистов.
4. Введение процедуры валидизации образовательного стандарта (оптимизация значений показателей валидностей целеполагания, соответствия, прогноза, конструкта), является эффективным способом повышения его качества.
5. Степень соответствия уровня подготовленности обучаемых требованиям образовательного стандарта может быть установлена с помощью педагогических контрольных материалов, разработанных методом групповых экспертных оценок, и удовлетворяющих ряду критериев качества {Содержательность, Репрезентативность, Профильность, Многофункциональность).
Достоверность результатов исследования обусловлена: исходным выбором непротиворечивых методологических позиций и опорой на фундаментальные исследования в области педагогики, квалитологии и педагогической тестологии; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме исследования, его целям, задачам, гипотезе; собственного многолетнего опыта работы автора в качестве преподавателя физики на ряде факультетов Ижевского государственного технического университета.
Апробация и внедрение результатов исследования
Диссертационное исследование выполнено в рамках научно-исследовательской программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инновации» в соответствии с планом важнейших НИР Уральского отделении РАО на 1998 — 2006 гг. (разд. 3, п. 27.
«Квалиметрия образовательного стандарта: проблемы структуры, измеримости, диагностики и комплексный квалиметрический мониторинг качества естественнонаучной подготовки»). Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на экспериментальной базе филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов при Ижевском государственном техническом университете.
Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались: на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях (Москва 1996 — 2006 гг.; Ижевск 1995 — 2005 гг.; Глазов 1994 — 1999 гг.; Брянск 2000 г. Екатеринбург 2004 г; Таганрог 2005 г.
Результаты внедрения подтверждены соответствующими актами.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 336 наименований, из них 26 на иностранном языке, приложений, содержит ряд таблиц и рисунков.
Автореферат диссертации по теме «теория и технология квалиметрии образовательного стандарта высшего профессионального образования»
На правах рукописи
Воронин Павел Юрьевич
ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИЙ КОНТИНЕТАЛЬНЫЙ СТОК УГЛЕРОДА: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
03.00.12 — физиология и биохимия растений
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук
МОСКВА 2006
Работа выполнена в лаборатории фотосинтеза Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН, г. Москва
Официальные оппоненты:
академик РАН,
доктор биологических наук,
профессор Г.А. Заварзин
доктор биологических наук Н.А. Пронина
доктор биологических наук, профессор А.К. Романова
Ведущая организация: Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Квалиметрия
Рассмотрены новые и новейшие инструменты управления качеством, подробно описаны сле- дующие инструменты: мозговая атака, диаграммы: сродства, связей, древовидная, матричная, стре- лочная, поточная, матрица приоритетов, а также развертывание функции качества, бенчмаркинг, анализ форм и последствий отказов, анализ деятельности подразделений, система «Ноль дефектов», система «Точно вовремя», функционально-стоимостной анализ. Предназначено для сту…
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, шихова, ольга федоровна, ижевск
1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга. 3 изд. доп. — М.: Центр тестирования, 2002. — 240 с.
2. Аванесов B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 32 с.
3. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний: Монография. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-135 с.
4. Аванесов B.C. Педагогическое измерение латентных качеств // Педагогическая диагностика. 2003. — № 4. — С. 69-78.
5. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. — 256 с.
6. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 11-16.
7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 317 с.
8. Антология русского качества / Под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Кранева. М.: Академия проблем качества, РИА «Стандарты и качество», 2000. — 432 с.
9. Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образовании: цель в воспитании личности / Философско-психологические проблемы образования. Под. ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1981. -С.54-73.
10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
11. Байденко В.И., Дж. Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
12. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. — 128 с.
13. Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: Монография. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. — 440 с.
14. Байденко В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Москва, 1999. — 30 с.
15. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы: Монография. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 292 с.
16. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.-249 с.
17. Баляева С.А. Теоретические основы фундаментализации общенаучной, подготовки в системе высшего технического образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. — 32 с.
18. Башарин В.Ф., Горбушин Ш.А. Тезаурус курса физики средней школы. Фонд образовательного стандарта по физике средней школы (понятия, явления, законы, методы познания). Ижевск: Изд-во УдГУ, 1996. — 245 с.
19. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования: проектирование педагогического процесса в профтехучилище. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1990. — 170 с.
20. Беспалько В.П. Педагогические принципы управления качеством подготовки специалиста // Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: Межвуз. сб. Горький: Горьк. ун-т, 1989. — С. 12-14.
21. Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов США и России // Педагогика. 1995. -№ 1. — С.89-94.
22. Беспалько В.П. Стандартизация содержания образования: основные идеи и понятия. // Педагогика. -1993. № 5. — С. 16-25.
23. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та профобразования и МО, 1995. — 336 с.
24. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции содержания образования. М.: Совершенство, 1998. — 192 с.
25. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ). М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-423 с.
26. Болонский процесс: середина пути / Под ред. В.И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.
27. Большакова З.М. Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис.д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 38 с.
28. Борисова Н.В. и др. Теоретико-методологические основы социального нормирования образовательных технологий в системе непрерывного образования. Отчет по НИР. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 133 с.
29. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15-19.
30. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. МЦ РИТМ. Марийский политехнический институт, 1993. — 67 с.
31. Васильева О.А., Коломиец Б.К. Интеграция компромиссов в проектировании систем управления качеством образования // Проблемы качества образования. Совершенствование управления качеством образования:
32. Материалы XIII Всероссийского совещания. М.-Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — Кн. 5. — С. 51-63.
Заключение диссертации научная статья по теме «теория и методика профессионального образования»
Выводы по четвертой главе
1. Квалиметрическое обеспечение образовательного стандарта, представленное его критериями качества и соответствующими квалитаксонами, а также видами валидности ОС, позволило провести комплексную оценку качества стандартов по физике для ряда направлений и специальностей высшего профессионального образования. >
Оценка качества образовательных стандартов показала, что все они нуждаются в существенной доработке по ряду критериев, таких как «Структурность», «Технологичность», «Методическая обеспеченность», определяющих диагностические свойства ОС.
2. Исследование показало, что эффективным способом повышения качества и рейтинга образовательного стандарта является его валидизация, под которой понимается процедура оптимизации значений показателей валидно-стей ОС (целеполагания, соответствия, прогноза, конструкта).
С целью валидизации образовательных стандартов по физике, реализуемых на приборостроительном, инженерно-педагогическом факультетах, а также на факультете информатики и вычислительной техники Ижевского государственного технического университета, были разработаны: тезаурусы учебной дисциплины, образовательного стандарта и педагогических контрольных материалов для диагностики достижений требований ОС; проведено блочно-модульное структурирование тезауруса образовательного стандарта и соотнесение его с выбранной таксономической моделью обучения.
3. Оценка качества разработанных экспертными методами педагогических контрольных материалов возможна на основе системы параметров (Содержательность, Репрезентативность, Профильность, Многофункциональность и др.), использование которой сводит к минимуму влияние субъективных факторов при отборе и экспертизе ПКМ.
4. Повышение качества образовательных стандартов по физике, их технологичность и диагностичность, достигнутые за счет валидизации, свидетельствуют о пригодности разработанного квалиметричесого обеспечения для корректировки и доработки ОС.
5. Процедура сертификации, под которой понимается установление соответствия образовательного стандарта заданному классу качества, может содействовать созданию корректного методического инструментария для получения качественной и количественной оценки ОС любого уровня (федерального, регионального, вузовского).
320
Заключение
Квалнметрня — это наука с междисциплинарным статусом, в задачу которой входит проведение междисциплинарного синтеза, обобщение существующих теорий измерения и оценки в рамках единой теории — синтетической квалиметрии
В то же время, образовательный стандарт, представляющий собой интеграцию таких общепедагогических категорий как цели, ценности, содержание, формы и средства образования может быть интерпретирован как синтетическая категория общей педагогики, требующая для своего понимания междисциплинарного, системного, целостного подхода.
Гипотеза настоящего исследования предполагала, что квалиметрический подход должен предусматривать: разработку концептуальной модели образовательного стандарта и алгоритмизацию процесса его проектирования; установление показателей-критериев качества ОС; блочно-модульное структурирование стандарта и согласование между собой тезаурусов учебных дисциплин, специалиста и педагогических контрольных материалов для диагностики степени достижений требований ОС; валидизацию и сертификацию образовательного стандарта.
В первой главе были проанализированы структура и оценочно-диагностический потенциал существующих моделей государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; выявлены системообразующие факторы, влияющие на содержание ГОС ВПО, и подходы к их проектированию; определена теоретико-методологическая база исследования.
Во второй главе была обоснована необходимость в разработке теоретико-методологических основ квалиметрии образовательного стандарта, его валидизации и сертификации.
В третьей и четвертой главах были раскрыты технологические аспекты квалиметрии образовательного стандарта высшего профессионального образования, представлены результаты апробации квалиметрического обеспечения ОС в техническом университете.
На основании результатов выполненного исследования подведем его общие итоги и сформулируем основные выводы.
1. Образовательный стандарт, как «эталон качества» образования и, соответственно, как «база оценки» в процедурах оценивания качества, является квалиметрическим объектом и для его проектирования требуются квалимет-рические процедуры: алгоритмизация, таксономизация, валидизация и сертификация.
2. В исследовании показано, что проектирование образовательного стандарта должно базироваться на универсальной концептуальной модели, системообразующими и основными компонентами которой являются: законодательные акты и программные документы Российской Федерации в сфере общего и профессионального образования; классификатор направлений подготовки и специальностей; ступени высшего профессионального образования; модель подготовки специалиста с его квалификационной характеристикой; дидактические принципы обучения и педагогического контроля.
3. Разработанная концептуальная модель вузовского образовательного стандарта в ходе исследования реализована в виде квалиметрической технологии проектирования и диагностирования ОС, компонентами которой выступают: установление критериев качества образовательного стандарта; проведение педагогической экспертизы ОС по установленным критериям; диагностическое целеполагание на основе блочно-модульного и тезаурусного структурирования требований образовательного стандарта; создание фонда объективированных педагогических контрольных материалов для диагностики степени достижений требований ОС; валидизация и сертификация стандарта.
4. Предложенные в работе показатели-критерии качества образовательного стандарта определяются экспертными методами и рассматриваются как требования, предъявляемые к новому проекту ОС и к его существенным параметрам. Значения критериев качества используются для классификации образовательных стандартов по классам качества, а также для определения рейтинга ОС и его компонент.
С позиций квалиметрии образовательный стандарт в этом случае выступает объектом оценивания, а база оценки связывается с определенным (эталонным) классом качества (или квалитаксоном), соответствие которому устанавливают субъекты оценки, представленные группой экспертов.
Таким образом, оценка качества образовательного стандарта производится на основе критериев качества, а средством оценки выступает педагогическая экспертиза ОС.
5. Процесс проектирования образовательного стандарта по установленным критериям качества может быть итеративным, если проект ОС не соответствует заданному классу качества.
Проведенное исследование показало, что эффективным способом повышения качества и рейтинга образовательного стандарта является его валидизация, под которой понимается процедура оптимизации значений показателей валидностей целеполагания, соответствия, прогноза, конструкта и технологической валидности. В диссертации предложена методика валидизации ОС, которая апробирована в учебной практике технического университета.
6. При проведении процедуры валидизации ряда образовательных стандартов по физике, реализуемых в Ижевском государственном техническом университете, разработаны тезаурусы учебной дисциплины и образовательного стандарта, согласованные с тезаурусом специалиста-выпускника, а также тезаурус и фонд педагогических контрольных материалов для диагностики степени достижений требований ОС.
Предложенная в диссертации система параметров (содержательность, профильность, многофункциональность и др.) позволила оценить качество используемых контрольных материалов по физике (тестов, задач и др.) и, при необходимости, внести в них соответствующие коррективы.
7. Оценка качества образовательных стандартов по физике, проведенная после их валидизации, показала, что они удовлетворяют второму классу качества (КТ-1 и КТ-2), то есть в достаточной мере технологичны и диагно-стичны. Этот вывод нашел свое отражение в проекте сертификата ОС, в котором представлены сведения о структуре и методическом обеспечении образовательного стандарта (наличие учебных тезаурусов, количество и параметры педагогических контрольных материалов и т.п.), значениях критериев его качества и валидности и др.
В работе представлена методика сертификации образовательного стандарта, основанная на педагогической экспертизе ОС, предложен проект образовательного стандарта по физике для бакалавров технологического образования (направление 540500 — «Технологическое образование»), удовлетворяющего, по оценкам экспертов, требованиям технологичности и диагностичности.
Сравнительный качественный и количественный анализ вариантов данного образовательного стандарта до и после валидизации, а также итоги внедрения разработанной квалиметрической технологии проектирования и диагностики ОС подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.
Несмотря на то, что предложенная в работе технология и ее квалимет-рическое обеспечение разработаны для системы высшего профессионального образования, они имеют более широкие границы применимости.
Так, на основе универсальной концептуальной модели образовательного стандарта разработаны ее варианты для системы начального, среднего профессионального образования и общеобразовательной школы, позволяющие проектировать ОС для соответствующих образовательных учреждений.
Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены.
Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов такого сложного процесса как квалиметрическое проектирование образовательных стандартов. Дальнейшей углубленной проработки, на наш взгляд, требуют вопросы:
• обеспечения «обратной связи» в ходе реализации ГОС ВПО;
• проектирования в ГОС результатов образовательного процесса в виде целостных компетенций студентов и выпускников и разработки соответствующих оценочно-диагностических методик;
• методического обеспечения федерального и регионального компонентов ГОС ВПО.