Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, камалов, георгий андреевич
Актуальность темы исследования. Изучение современного изобразительного искусства — проблема наиболее трудоемкая в связи с тем, что еще не сложилась общая картина его развития на современном этапе: в плане исследования многообразных методов и стилей, их сочетания и размежевания, их эстетического и философского наполнения; в аспекте восприятия традиций, их новаторского осмысления и отражения; в русле формирования художественного языка как в индивидуальном творчестве, так и в объективе профессиональной среды, фиксирующей спектр разных направлений, исканий, общих тенденций. Особенно в фундаментальном исследовании нуждается изобразительное искусство рубежа XX и XXI в.в.
На данном этапе актуализируется интерес к региональному искусству, строятся творческие программы между мегагалереями — Третьяковской, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — и галереями городского, краевого и регионального уровня.
Это двустороннее движение навстречу друг другу следует поддерживать, создавать научную базу для оценки творчества современных художников, имеющих высочайший профессиональный уровень, но творчески сформировавшихся в региональном пространстве. В этой связи необходимо начать работу по сбору такого материала, его описания, систематизирования, чтобы выстроить в итоге общую картину состояния русского искусства рубежа XX и XXI веков в целом.
Художественное наследие А.В.Камалова, одного из приморских графиков, представляет в этом русле закономерный интерес. Изучению его творчества 80-х — 90-х г.г. XX в. и начала XXI в. посвящено данное исследование. Работы А.В.Камалова хранятся как в российских галереях [Музей изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина (Москва), Приморская государственная картинная галерея, галерея современного искусства Артэтаж, Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева (Владивосток), Магнитогорская картинная галерея (Магнитогорск), Дальневосточный государственный художественный музей (Хабаровск)
, Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)], так и в зарубежных (галерея «Ника» (Пуллман, Вашингтон, США), в коллекции Дзилиньской академии искусств (Чанчунь, Китай), в частных собраниях в России, на Украине, в Финляндии, Италии, Германии, Голландии, Бельгии, США, Южной Корее, Японии, Китае.
Такая широкая известность творчества приморского художника, явное признание его профессионального мастерства и в России и в мире побуждает поставить эту личность и его творческое наследие в процесс современного и классического искусства, однако, при этом выделить способ монографического исследования как наиболее эффективный на данном этапе с тем, чтобы в дальнейшем иметь возможность рассмотреть этот материал в более широком историческом контексте современного искусства Дальнего Востока.
Степень изученности проблемы. Творчество А.В.Камалова рубежа XX — XXI в.в. впервые рассматривается в искусствоведческой науке. Выбранный аспект: особенности художественного языка — позволяет выявить в единстве анализа и содержательные и формальные концепты (мировоззренческие, эстетические, стилевые, технические и т.д.).
Именно в совокупности этих позиций используется понятийное наполнение термина «художественный язык». Постановка проблемы ориентирует на исследования в области истории и теории культуры. В этой связи привлекаются работы культурологов, философов, эстетиков, филологов, искусствоведов как отечественных, так и зарубежных (например, В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, И.С.Нарского, Э.Панофского, К.Кларка, Ю.Г.Стернина, В.П.Руднева, Б.В.
Раушенбаха, А.Г.Раппапорта и других) по вопросам оценки философских идей древнего, нового и современного мира, изучения категории картины мира, категорий пространства и времени, образов-символов, композиции, перспективы, лубочной и иконописной г традиции, библейских образов в искусстве, соотношения традиционного и новаторского.
Объект исследования — творчество А.В.Камалова периода 80-х — 90-х гг. XX в. и начала XXI в. (станковая и книжная графика, миниатюра, экслибрис, живопись).
Предмет исследования — особенности художественного языка А.В.Камалова, сформировавшегося в станковой и книжной графике, в искусстве экслибриса и живописи.
Гипотеза исследования — эффективность изучения особенностей художественного языка А.В.Камалова возрастет, если:
• обосновать общие тенденции развития философских идей и эстетических закономерностей в графике и в живописи художника (эксперимент в области пространственно-временных отношений);
• разработать систему образов-символов, сформировавших индивидуальный стиль автора, особенности его языка;
• выявить результаты преображения традиции (библейские образы и мотивы, русский лубок, иконопись) в творчестве А.В.Камалова.
Цель исследования: определить особенности художественного языка А.В.Камалова (в станковой и книжной графике, в искусстве экслибриса и живописи) в единстве анализа мировоззренческих аспектов (философии и эстетики, в целом его понимания картины мира) и формально содержательных (пространства и времени, системы символов, метафор, мифологем, в соотношении традиции и новаторства).
Цель обусловила задачи исследования: изучить особенности художественного языка станковой и книжной графики, экслибриса А.В.Камалова (в разных техниках — резерважа, сухой иглы, тиснения), а также книжного знака и живописи в следующих аспектах:
• исследовать спектр философских идей, к которым обращается художник и которые находят образное воплощение в его творчестве;
• рассмотреть парадигмы пространства и времени в исследуемом творчестве;
• определить символы в творчестве А.В.Камалова и произвести их анализ;
• выявить соотношение традиции и новаторства (на примере библейских мотивов, иконописной традиции, акроаматических образов, русского лубка).
Цель и задачи определили порядок изложения материала: от появления авторской идеи в графике к ее дальнейшей реализации и завершению в живописи.
Творчество А.В.Камалова дает возможность представить доказательства новаторского и концептуального использования автором философских идей, форм пространства и времени, природы символа, художественной традиции. В этой связи закономерно сформулированы положения, выносимые на защиту:
• философские идеи древнего и нового мира, а также идеи современности в русле специфики художественного языка А.В.Камалова;
• парадигмы пространства и времени в графике, экслибрисе и живописи — в целом в творчестве художника;
• символы, их своеобразие и системность в рамках исследуемых графики, экслибриса и живописи;
• соотношение традиции и новаторства путем выявления библейских мотивов, иконописных аллюзий, акроаматических образов, русского лубка в пределах избранного материала.
Теоретическая концепция диссертации опирается на идеи М.М.Бахтина в вопросах карнавализации, исторической поэтики, хронотопа, на исследования Ю.М.Лотмана и Ю.М.Овсянникова в области русского лубка, на монографии М.В.Алпатова, В.И.Вздорнова, В.Н.Лазарева А.И.Панченко, П.П.Муратова, Е.Н.
Трубецкого по проблемам древнерусского искусства, на труды А.Ф.Лосева, П.А.Флоренского, В.Хофмана о природе символа, на опыты С.Н.Булгакова, А.Я.Гуревича, В.Н.Топорова В.В.Иванова, Е.Л.Фейнберга, посвященные изучению мифотворчества, категориям средневековой и современной культуры, на работы Е.С.Левитина, Н.Н.Никулина, Ф.И.Флекеля, И.А.Смирновой, А.К.Якимовича, Х.В.Янсона, Э.Ф.Янсона по проблемам западноевропейского искусства.
Своеобразие методологического подхода проявляется в сочетании сравнительно-исторического и структурно-типологического методов с их синхронным и диахронным анализами, в обращении к функционально-стилистическому, герменевтическому, интертекстуальному, иконографическому и иконологическому.
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечена строгостью понятийного аппарата исследования, четким определением предметной области и его задач, обстоятельным теоретическим анализом проблемы, широким применением эмпирических методов исследования, а также репрезентативными выборками из творчества графических и живописных работ, привлеченных к исследованию.
Общей концептуальной основой исследования является подход к изучению творчества А.В.Камалова как к процессу, эффективность которого определяется личностной опосредованностью художника.
Научная новизна. Диссертационная работа может рассматриваться как фундаментальное исследование, на примере творчества графика и живописца А.В.Камалова выявившее самостоятельные наблюдения и над теоретическими категориями пространства и времени, и над способами и методами формирования образов-символов в области изобразительного искусства, и над воплощением философских идей на языке графики и живописи, и над методикой комментирования художественного текста, и над принципами соотношения традиционного и новаторского в аспекте русского лубка, иконописи, использования библейских мотивов и образов.
Теоретическая значимость. Изыскания данной диссертации могут быть использованы при изучении теории символа, композиции, пространственно-временной сферы, в оценке эстетических методов современного искусства — и не только в области графики, экслибриса, живописи.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в лекционных, теоретических курсах по истории изобразительного искусства современного периода, по культурологии, по философии искусства, в специальных курсах и в специальных семинарах в вузах и в художественных училищах, а также в экскурсионной деятельности Приморской государственной картинной галереи по разделам современного искусства.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических семинарах по акмеологии в Санкт-Петербурге в 2003, в 2005 и в 2006 г.г., на научных региональных конференциях «Вологдинские чтения» в 2004 и в 2005 г.г.
(Владивосток, 2004, 2005), на III международной научно-практической конференции «Новое видение культуры мира в XXI веке» (Владивосток, 2005), на выставках творчества А.В.Камалова: на персональной выставке «Все мы в руце Божией», (Владивосток, 2003), на выставке группы «Штиль» (Владивосток, 2004), на выставке по итогами регионального конкурса графических работ «И много странных соответствий с мечтами в красках находить.», посвященного памяти приморского художника А.В.Камалова (Владивосток, 2005).
Материалы диссертации получили отражение и освещение также и в публикациях соискателя. Всего по теме диссертации опубликовано 10 статей общим объемом 4,5 п.л.
Внедрение результатов диссертационного исследования. Теоретические и практические результаты научного исследования внедрены в работу Приморской государственной картинной галереи (Владивосток); в изданиях по искусству (художественный альбом «Андрей Камалов:
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех исследовательских глав, заключения и списка использованной литературы.
Камалов ренат рифович — диссертации — известные ученые
Научная тема: | « | МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ » |
Научная биография « Камалов Ренат Рифович »
Членство в Российской Академии Естествознания
Специальность:13.00.02
Год:2022
Отрасль науки:Педагогические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Определены методологические подходы к процессам проектирования, конструирования и реализации ИПР. Повышение полномочий муниципалитета в осуществлении образовательной политики требует изменения структуры управления муниципальной системой образования. Новые подходы к модернизации системы позиционируют это как развитие в контексте применения информационных технологий и информационных ресурсов, результатом которого является создание ИОСМ. Обоснованное нами понимание ИОСМ как комплекса компонентов, обеспечивающих функционирование системы открытого использования ИПР путем интеграции ИПР субъектов педагогического процесса в ходе целенаправленной подготовки к использованию ИКТ в процессе функционирования и развития МСО, делает необходимым использование системного, культурологического и информационного подходов для исследования этой среды и процессов проектирования, конструирования и реализации ИПР.
- Уточнено понятие информационно-педагогический ресурс. Понятие «информационно-педагогический ресурс» является ключевым в исследовании структуры ИОСМ. Объем данного понятия включает в себя информационные ресурсы подсистемы управления, информационные ресурсы подсистемы обеспечения качества и информационные ресурсы, полученные в ходе мониторинга муниципальной системы образования. Предлагается новый подход к процессам проектирования, конструирования и реализации информационного ресурса как к его материальной, так и нематериальной части. При этом ИПР выполняет следующие функции: стимулирующую, генерирующую, обеспечивающую.
- Внесены изменения в структуру ИОСМ. Предложенная модель ИОСМ отражает компонентную структуру МСО, типы ИПР, систему формирования информационной компетентности субъектов муниципальной системы образования. Системность модели требует формулирования модельных соглашений, которые повышают целостность системы определений и типов ИПР, обеспечивают выбор принципов, критериев и показателей конструирования и реализации ресурса. Результатом применения модели на практике является объединение разрозненных средств информатизации и информационных технологий, построение системы открытого использования ИПР, повышение ресурсной, социальной и экономической эффективности МСО.
- Разработана концепция, проектирования конструирования и реализации ИПР. Концепция проектирования, конструирования и реализации ИПР на уровне МСО позволяет объединить ведущие идеи, основополагающие принципы, механизмы вовлечения ИПР в деятельность МСО, технологию мониторинга и экспертизу качества ресурса, алгоритмы хранения и обмена информационно-педагогическим ресурсом. Обеспечение доступности, достаточности и востребованности ресурса в информационной образовательной среде муниципалитета предполагает выполнение следующих этапов: разработка стратегии муниципальной системы образования; выбор программного обеспечения для обработки и представления ИПР; обучение персонала работе и взаимодействию в условиях информационной образовательной среды муниципалитета; внедрение современных педагогических технологий, ориентированных на получение новых образовательных результатов; активизация учебной деятельности на основе использования ресурса; активизация деятельности общественности в рамках оценки качества образования; распространение результатов работы.
- Внедрена система открытого использования ИПР. Модернизация муниципальной системы образования, ориентированная на поиск путей к обеспечению новых образовательных результатов средствами информационных технологий, должна быть направлена на создание системы открытого использования ИПР, в которой учащиеся могут построить индивидуальную образовательную траекторию. А деятельность субъектов в условиях системы и педагогических технологий, организованных на основе механизмов вовлечения ИПР, дает более качественные результаты.
- Разработана технология мониторинга проектирование, конструирования и реализации ИПР. Технология мониторинга реализации ИПР должна ориентироваться на следующие требования:
- критерии качества ИПР должны опираться на стратегию развития муниципальной системы образования, основой реализации которой является методическая служба;
- определение числа критериев оценки качества и степени сложности системы оценки качества должно исходить из принципа достаточности;
- число характеристик и параметров, принимаемых в расчет на каждом этапе работы экспертной группы, должно рассчитываться согласно методу экспертных оценок.
Список опубликованных работ
Монографии
1. Камалов, Р. Р. Информационный ресурс в контексте информационно-аналитической деятельности [Текст] / Р. Р. Камалов. – Глазов : Изд-во ГГПИ, 2006. – 104 с.
2. Камалов, Р. Р. Методология разработки и внедрения информационного педагогического ресурса в деятельность муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов. – Глазов : Изд-во ГГПИ, 2007. – 124 с.
3. Камалов Р.Р. Информационно-педагогический ресурс как объект современной педагогики [Текст] / Р. Р. Камалов. – Глазов : Изд-во ГГПИ, 2022. – 196 с.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
4. Камалов, Р. Р. Понятие «исполнитель» в школьном курсе информатики [Текст] / Р. Р. Камалов, И. Ю. Хлобыстова // Информатика и образование. – 2001. – № 9. – С. 44–50 (1/2).
5. Камалов, Р. Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики [Текст] / Р. Р. Камалов // Информатика и образование. – 2004. –№ 4. – С. 65–68.
6. Камалов, Р. Р. Почему взрослые и дети играют в одни и те же компьютерные игры [Текст] / Р. Р. Камалов // Информатика и образование. – 2004. – № 10. – C. 79–81.
7. Камалов, Р. Р. От информационной компетентности к формированию информационной культуры специалиста [Текст] / Р. Р. Камалов, И. Ю. Хлобыстова, А. А. Тутолмин // Информатика и образование. – 2005. – № 2. – С. 131–141 (1/3).
8. Камалов, Р. Р. Модель информационной среды управления образованием [Текст] / Р. Р. Камалов, С. Л. Нопин // Информационные ресурсы России. – 2006. – № 1. – С. 38–39 (1/2).
9. Камалов, Р. Р. Информационный ресурс профильного обучения [Текст] / Р. Р. Камалов, А. А. Мирошниченко, Н. Л. Югова // Информатика и образование. – 2006. – № 5. – С. 98–104 (1/3).
10. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. – 2007. ¬– № 1. – С. 107–109 (1/2).
11. Камалов, Р. Р. Концептуальная модель непрерывного педагогического образования [Текст] / Р. Р. Камалов, А. А. Мирошниченко, Н. А. Баранова // Информатика и образование. – 2007. – № 5. – С. 99–105 (1/3).
12. Камалов, Р. Р. Информационный ресурс как средство формирование профессиональной компетентности будущего учителя музыки [Текст] / Р. Р. Камалов, А. А. Мирошниченко, Е. В. Кудрицкая // Информатика и образование. – 2007. – № 8. – С. 132–134 (1/3).
13. Камалов, Р. Р. Концептуальные основы конструирования и реализации информационного педагогического ресурса муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008.– № 3. – С. 64–67.
14. Камалов, Р. Р. Использование личностно-ориентированных технологий обучения для формирования информационной культуры учителей-предметников [Текст] / Р. Р. Камалов, В. С. Борисов // Информатика и образование. – 2008. – № 6. – С. 100–102 (1/2).
15. Камалов, Р. Р. Формирование информационной компетентности в контексте дистанционного образования [Текст] / Р. Р. Камалов, М.А. Захарищева, Г. А. Гараева // Информатика и образование. – 2008. – № 10. – С. 124–126 (1/3).
16. Камалов, Р. Р. Использование информационных технологий для организации деятельности научного общества учащихся [Текст] / Р. Р. Камалов, Е. Б. Биянова // Информатика и образование. – 2009. – № 7. – С. 104–108 (1/2).
17. Камалов, Р. Р. Современные проблемы обеспечения безопасности авторских и смежных прав в Интернете и локальных сетях [Текст] / Р. Р. Камалов, Т. Е. Щенина // Информатика и образование. – 2022. – № 5. – С. 111–113 (1/2).
18. Камалов, Р. Р. Выставочная среда как компонент информационного пространства образовательного учреждения / Р. Р. Камалов, Е. А. Колесников // Информатика и образование. – 2022. – № 2. – С. 105–109 (1/2).
19. Камалов Р. Р. Информационно-педагогический ресурс как средство оценки эффективности информационной образовательной среды муниципалитета / Р. Р. Камалов // Педагогическая информатика. – 2022. – № 12. – (В печати.)
Статьи в сборниках научных трудов и журналах
20. Камалов, Р. Р. Проблема информированности субъектов педагогического процесса в контексте разработки стратегии информационно-аналитической деятельности муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2006. – № 6. – С. 78–83.
21. Камалов, Р. Р. Культурно-антропологический подход к использованию информационного педагогического ресурса на уровне муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2007. – № 7. – С. 8–16.
22. Камалов, Р. Р. Некоторые размышления о написании проекта [Текст] / Р. Р. Камалов // Педагогический родник. – 2006. – № 6. – С. 7.
23. Камалов, Р. Р. Об оценке эффективности использования информационных технологий в рамках развития муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов // Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов : сб. материалов междунар. конф. – Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2004. – С. 347–354.
24. Камалов, Р. Р. Информационно-аналитическая деятельность в рамках инновационной работы муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов // Проблемы информатизации образования: региональный аспект : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Чебоксары : Изд-во Л. А. Наумова, 2006. – С. 283–285.
25. Камалов, Р. Р. Система педагогической сертификации информационного ресурса образовательного учреждения [Текст] / Р. Р. Камалов // Проблемы вузовской и школьной педагогики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Шестые Есиповские чтения». – Глазов : ГГПИ, 2005. – С. 131–133.
26. Камалов, Р. Р. Программа развития муниципальной системы образования как основа стратегического планирования [Текст] / Р. Р. Камалов, О. М. Тимощук // Педагогическое образование в Удмуртской Республике: история, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-практ. конф. – Глазов : Изд-во ГГПИ, 2006. – С. 87–77 (1/2).
27. Камалов, Р. Р. Традиции гуманизма в педагогическом образовании в эпоху развития информационных технологий [Текст] / Р. Р. Камалов, Р. Я. Касимов, Я. А. Чиговская-Назарова // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве : материалы конф., проведенной в рамках международного конгресса «VI Славянские чтения». 26–27 октября 2007 г. – М. : Педагогика, 2007. – С. 64–71 (1/3).
28. Камалов, Р. Р. Информационно-педагогический ресурс как средство формирования ценностных отношений к результату деятельности педагогической системы [Текст] / Р. Р. Камалов // Россия в современном мировом образовательном пространстве : материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Седьмые Есиповские чтения» / под ред. М. А. Захарищевой. – Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2008. – С. 61–63.
29. Камалов, Р. Р. Создание системы открытого использования информационно-педагогического ресурса в контексте национально-регионального компонента Удмуртской Республики [Текст] / Р. Р. Камалов, М. А. Бабушкин, Т. Г. Волкова // Вестник образования и науки Удмуртской Республики. – 2008. – № 4. – С. 12–13 (1/3).
30. Камалов, Р. Р. Реализация Программы развития муниципальной методической службы как средство развития системы непрерывного образования [Текст] / Т. П. Степанова, Л. А. Жуйкова // Инновационные модели – основа кадровой модернизации муниципальных методических служб: Сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. – М. : АПКиПРО, 2022. – С. 76–81.
31. Камалов, Р. Р. Конструирование выставочного пространства муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов, Е. А. Колесников // Материалы семинара «Педагогическая квалиметрия». – Глазов : ГГПИ, 2022. – С. 87–94.
Учебники и учебные пособия
32. Камалов, Р. Р. Краткий пользовательский курс [Текст] : учеб. пособие для работников муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов. – Глазов: Администрация г. Глазова, 2002. – 40 с.
33. Камалов, Р. Р. Методика преподавания информатики : общие вопросы методики [Текст] / Р. Р. Камалов. – Глазов : Изд-во ГГПИ, 2005. – 144 с.
34. Камалов, Р. Р. Лабораторные работы по изучению программы оболочки Norton Commander [Текст] / Р. Р. Камалов, А. Г. Шкляев. – Глазов : Изд-во ГГПИ, 1998. – 76 с. (1/2).
35. Камалов, Р. Р. Изучение темы «Множества и графы на уроках информатики в начальной школе» [Текст] / Р. Р. Камалов. – Глазов : Изд-во ГГПИ, 1998. – 76 с.
36. Камалов, Р. Р. Информатика: программное обеспечение курса [Текст] / Р. Р. Камалов. – Оса : Изд-во инф. метод. центра, 2001. – 24 с.
37. Камалов, Р. Р. Сборник задач по логическому программированию [Текст] / Р. Р. Камалов, А. М. Абашева. – Глазов : Изд-во ГГПИ, 2008. – 68 с. (1/2).
38. Камалов, Р. Р. Поурочные разработки по информатике [Текст] / Р. Р. Камалов, Н. Л. Югова. – М. : ВАКО, 2009. – 128 с. (1/3).
Тезисы докладов и выступления на научно-практических конференциях
39. Камалов, Р. Р. Об опыте работы Глазовской компьютерной школы [Текст] / Р. Р. Камалов // Информатизация образования – 2000: тез. докл. Междунар. конф. – Хабаровск : Графика, 2000. – С. 99.
40. Камалов, Р. Р. Понятие «исполнитель» в школьном курсе информатики [Текст] / Р. Р. Камалов // Информатизация образования – 2001 : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2001. – С. 115–116.
41. Камалов, Р. Р. Сегмент глазовской городской общеобразовательной информационной сети [Текст] / Р. Р. Камалов, А. С. Казаринов // Система дополнительного профессионального образования на рубеже веков : материалы юбилейной науч.-практ. конф. (январь 2004). – Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2004. – С. 59–63 (1/2).
42. Камалов, Р. Р. Система классификации информационных ресурсов муниципальной системы образования [Текст] / Р. Р. Камалов // Социально-антропологические проблемы информационного общества : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Киров : Изд-во ВГГУ, 2005. – С. 74–75.
43. Камалов, Р. Р. Информационно-аналитическая деятельность в контексте использования информационных технологий для инспектирования в сфере образования [Текст] / Р. Р. Камалов // Парадигмы образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2006. – С. 237–239.
44. Камалов, Р. Р. Приоритетные направления развития городского информационно-методического центра города Глазова (Республика Удмуртия) [Текст] / Р. Р. Камалов, Н. А. Вершинина // Модернизация системы дополнительного профессионального образования в свете реализации приоритетных направлений российского образования : сборник материалов Межрегион. конф. 14–15 ноября 2006 г. / Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2006. – С. 79–83 (1/2).
45. Камалов Р.Р. Система конструирования и реализации информационно-педагогического ресурса в рамках реализации национально-регионального компонента Удмуртской Республики [Текст]/ Р.Р. Камалов// Информационные технологии в образовании//Материалы II Международной научно-практической конференции «ИТО-Черноземье- 2008». Ч.2. Курск. Курский Государственный университет, 2008 . – С.63-64
46. Камалов Р.Р. Концепция конструирования и реализации информационно-педагогического ресурса [Текст]/Р.Р. Камалов// Сборник тезисов первой международная конференция «Трехмерная визуализация научной, технической и социальной реальности. Кластерные технологии моделирования», УдГУ, 2009- С.106-108
47. Камалов Р.Р. Интернет как модель ценностных ориентиров [Текст]/ Р.Р. Камалов// Учитель XXI века: Стратегии профессионального взаимодействия и саморазвития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ижевск, 2022. – С. 219 – 220
48. Камалов, Р. Р. Воспитательный потенциал федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Р. Р. Камалов // Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе : Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Ч. I. – Глазов, 2022. – С. 15–17.
49. Камалов Р. Р. Развитие педагогического потенциала современного учителя как условие реализации стандарта нового поколения [Текст] / Р. Р. Камалов, А. А. Мирошниченко// Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики : Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Ижевск, 2022. – С. 131–134.
50. Камалов Р.Р. Информационно-педагогический ресурс как средство повышения эффективности муниципальной системы образования [Текст]/Р.Р. Камалов// Инновационные технологии в профессиональном образовании. Сборник материалов II всероссийской научно-методической конференции. Грозный, Изд-во «Грозненский рабочий», 2022. – с. 371-373
Список научной литературыкамалов, георгий андреевич, диссертация по теме «теория и история культуры»
1. Александр Андреевич Иванов: Его жизнь и переписка. СПб., 1880.
2. Алпатов М. Феофан Грек. М, Изобразительное искусство, 1984. 206 с.
3. Альбрехт Дюрер. Гравюры. М.: Искусство, 1971. 156 с.
4. Андрей Камалов. Экслибрисы и миниатюры. Владивосток, 2005. 184 с.
5. Андрей Камалов. Живопись. Владивосток, 1997. 22 с.
6. Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. М.: Академический Проект; Традиция, 2005. 864 с.
7. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 5-43.
8. Асмус В. Платон. М.: Мысль, 1975. 224 с.
9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т.т. М.: Индрик. 1994.
10. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. М., 1860.
11. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т.т. М., 1957.
12. Барсов Н.И. Пасха // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т.т. -М.: Большая российская энциклопедия, 1995. Т.2. С. 308-309.
13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1978. 810 с.
14. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 544 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1979, 524 с.
16. Березкин A.B. «Во всем мне хочется дойти до самой сути.» // В потоке времени и памяти. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 254 — 266.
17. Библейская энциклопедия. -М.: Терра- Terra, 1991. 902 с.
18. Блинт Р. Пространство и настроение в работах А.Камалова // Андрей Камалов. Живопись. Владивосток, 1997. С. 8-11.
19. Блуждания души и мытарства тела // Андрей Камалов. Миниатюры и экслибрисы. Владивосток, 2005. С. 144-145.
20. Большой энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1.
21. Блюменкранц М.А. Конфуций: Вчера и сегодня // Конфуций. Уроки мудрости. М.: Эксмо — Харьков: Фолио, 2004. С. 5-15.
22. Брант Себастиан. Корабль дураков. Серия всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1971. С. 25-118.
23. Брюханов А.Г. Это было давно, 14-го числа весеннего месяца Нисана // В потоке времени и памяти. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 266 — 270.
24. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: в 2-х т.т. М.: Искусство — СПб.: Инопресс, 1999. С. 267 — 289.
25. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1987. 284 с.
26. Буслаев Ф.И. Перехожие повести и рассказы // Буслаев Ф.И. Мои досуги. -СПб., 1888.
27. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861.
28. Буслаев Ф.И. Русская народная поэзия: Исторические очерки. СПб., 1887.
29. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.
30. Вернадский В.И. Проблема времени в современной науке // Известия АН СССР. VII серия, отделение математических и естественных наук. 1932. № 4.
31. Вернадский В.И. Дневники // Вопросы философии, 1966. № 12. С. 101112.
32. Веселов Ю.В. Андрей Владимирович Камалов экслибрисист // В потоке времени и памяти. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 270 — 274.
33. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 406 с.
34. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. 340 с.
35. Вилинский С.Г. Житие святого Василия Нового в русской литературе.: в 2-х т.т. Одесса, 1911.
36. В кого вгрызается Леф? // Литературные манифесты. От символизма до Октября. -М.: Аграф, 2001. С. 206-209.
37. Власов В., Лукина Н. Авангардизм, модернизм, постмодернизм. Малый лексикон искусства. СПб.: Азбука — классика, 2005. 320 с.
38. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Наука, 1988. 292 с.
39. Все мы в руце Божией. Владивосток, 2003. 26 с.
40. Гиляровский В.А. Друзья и встречи. Владивосток. Дальневосточное книжное издательство, 1988. 494 с.
41. Гете ИВ. Рейнике -Лис. М.: Гослитиздат, 1957. 135 с.
42. Грицанов A.A. Бергсон 11 Всемирная энциклопедия. Философия XX века. М.: ACT, Минск: Харвест, 2002. С. 73 — 78.
43. Губман Б.Л. Современная философия культуры. М.: Росспэн, 2005. 536 с.
44. Гулыга A.B. Кант. М.: Соратник, 1994. 304 с.
45. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: ACT, 2004, 560 с.
46. Гуревич А.Я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 153167.
47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350 с.
48. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. -М.: Искусство, 1989. 368 с.
49. Гуревич А.Я. Письмена времени. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. 544 с.
50. Гуттен фон Ульрих. Диалоги. Серия всемирной литературы. -М.: Художественная литература, 1971. С. 505-682.
51. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.: Мирос, 1992. 256 с.
52. Дамиш Ю. Теория облака. Набросок истории живописи. СПб.: Наука, 2003. 360 с.
53. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.т. -М.: Русский язык. 1978 1980.
54. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 352 с.
55. Дилакторская О.Г. Пространство в творчестве А.Камалова. К постановке вопроса // Культура тихоокеанского побережья. Владивосток, 2005. С. 21 -24.
56. Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Владивосток: Издательство Дальневосточного государственного университета, 1986. 208 с.
57. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 620 с.
58. Журавский В.А. Христианство и ислам: Социокультурные проблемы взаимовлияния. М.: Наука, 1988. 344 с.
59. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1971. 118 с.
60. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 11 — 25.
61. Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.т. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т.2. с. 346 — 349.
62. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Художественная литература, 1969. 800 с.
63. Илюшин A.A. Путями Каина // Дантовские чтения. М.: Наука, 1996. С. 115-130.
64. Искусство. Словарь-справочник. -М.: ЭКСМО, 2002, 576 с.
65. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. 335 с.
66. История хитрого плута Лиса Рейнарда. Азбука средневековья. СПб.: Азбука-классика, 2004. 192 с.
67. Каидзука Сигэки. Конфуций. Первый учитель поднебесной. М.: Центро полиграф, 2004. 270 с.
68. Калевала. Серия всемирной литературы. М.: Художественная литература, 1977. 574 с.
69. Календарь 1999. Владивосток: студия «Форт Росс», 1999. Декабрь.
70. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1991. 672 с.
71. Кассирер Э. Сила литературы // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С.33-43.
72. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука — классика, 2004. 304 с.
73. Классическое конфуцианство. Менцзы, Сюнь-цзы. СПб.: М., 2000. 208 с.
74. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука, 1974. С. 26-39.
75. Колесникова B.C. Краткая энциклопедия Православия. Путь к храму. -М.: Центрополиграф, 2001. 590 с.
76. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. 496 с.
77. Конфуций. Луньюй. Изречения. М.: ЭКСМО, 2005. 464 с.
78. Конфуций. Уроки мудрости. М.: ЭКСМО — Харьков: Фолио, 2004. 958 с.
79. Котляревский A.A. Старина и народность. СПб., 1861.
80. Кресень Б. Звездная книга коляды. М.: Наука и религия, 1996, 432 с.
81. Кто есть кто в Библии. -М.: Рипол-классик, 2004. 766 с.
82. Куликова М.Э. Восток и Запад в творчестве А.Камалова // Живопись А.Камалова. Владивосток, 1997. С. 4-7.
83. Куликова М.Э. Аннотация к персональной выставке графики А.Камалова. -Владивосток, 1988.
84. Куликова М.Э. Ветер с Востока. Выставка художников Приморья. -Владивосток: Москва, 1994. 46 с.
85. Культура, человек и картина мира. М., 1987. 347 с.
86. Кун А.Н. Легенды и мифы Древней Греции. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1986. 430 с.
87. Куркчи А. Этногенез и его время // Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. М.: ACT, 2004. С. 7 — 9.
88. Кучера С. Чжуан-Цзы // Дао. Гармония мира. М.: Эксмо — пресс» -Харьков: Фолио, 2000. С. 465 — 466.
89. Лазарев В.Н. Дионисий. Иконы и фрески Древней Руси. М.: Теза, 2000. 112 с.
90. Лаоцзы. Обрести себя в Дао. М.: Республика, 1999. 446 с.
91. Лебедянский М.С. Великие мастера прошлого. Рафаэль. М.: Изобразительное искусство, 1995. 128 с.
92. Левитин Е. Очерки по истории и технике гравюры // Тетрадь I. М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 5 — 11.
93. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 960 с.
94. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Издательство московского университета, 1982.480 с.
95. Лосев А.Ф. Высший синтез. Неизвестный Лосев. М.: ЧеВо, 2005. 262 с.
96. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль,1993. 960 с.
97. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство — СПБ, 2002. 768 с.
98. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство — СПБ, 2001. 794 с.
99. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство — СПБ, 1994. 400 с.
100. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.
101. Максимов C.B. Нечистая, невидимая и крестная сила. СПб.: Полисет,1994. 446 с.
102. Мастера искусства об искусстве. М.: Наука, 1969. Т. 6. 543 с.
103. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. -Владивосток: Уссури, 1990. 304 с.
104. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии, 1983, № 7. С. 116-125.
105. Минаев М.Н., Фортинский С.П. Экслибрис. -М.: Книга, 1970. 240 с.
106. Мифы народов мира: В 2-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1980 -1982.
107. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. -М.: Айрис-пресс, Лагуна-арт, 2005. 428 с.
108. Муратов П.П. Образы Италии. М.: Республика, 1994. 592 с.
109. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии в 2-х т.т. Новосибирск, 1992.
110. Нарский И.С. Кант. М.: Мысль, 1976. 208 с.
111. Нарский И.С. Артур Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма // Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М.: Просвещение. 1992. С. 3 — 62.
112. Никулин H.H. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М.: Изобразительное искусство, 1980. 398 с.
113. Ницше Ф. Соч.: В 2-х т.т. М.: Мысль, 1990.
114. Овсянников Ю. Лубок. Русские народные картинки XVI-XVII вв. М.: Советский художник, 1968. С. 5 — 33.
115. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 68-81.
116. Откровение Иоанна Богослова // Новый завет. Издание Московской патриархии, 1994. С. 317 338.
117. Очерки по истории и технике гравюры. Тетрадь 12. М.: Изобразительное искусство, 1987. С. 497 — 543.
118. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». СПб.: Азбука — классика, 2004. 336 с.
119. Панченко A.M. Я эмигрировал в Древнюю Русь: История и культура. -СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005. 544 с.
120. Платон. Собр. соч.: В 4-х т.т. -М.: АНФ. Мысль, 1990.
121. Полевой В.М. Искусство XX века. 1901 1945 // серия Малая история искусств. -М.: Искусство, 1991. 304 с.
122. Политехническая пушкиниана. К 200-летию великого поэта. -Владивосток: Уссури, 1999. 96 с.
123. Посвящение Н.В.Гоголю. Линогравюры и монотипии Вацлава Зелинского. М.: Изобразительное искусство, 1987. 48 с.
124. Православные праздники. М.: Харвест, 2006. 240 с.
125. Пропп В.Я. Русская сказка. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. 336 с.
126. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. 366 с.
127. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: ACADEMIA, 1928. 152 с.
128. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги. Герои. Люди. СПб.: Азбука — классика, 2001. 368 с.
129. Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 10 т.т. М.: АН СССР.
130. Пыпин А.Н. Очерк литературной истории, старинных повестей и русских сказок. СПб., 1857.
131. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1998. 546 с.
132. Раппапорт А. Очерки визуальности. 99 писем о живописи. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 340 с.
133. Раушенбах Б. К рационально-образной картине мира // Коммунист, 1989. №8. С. 89-97.
134. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Обновление, 1991. 336 с.
135. Ровинский Д.А. Русские народные картинки: В 4-х т.т. СПб., 1839.
136. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2003. 600 с.
137. Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 336 с.
138. Русская мифология. Энциклопедия. М.: ЭКСМО — СПб.: Мидгард, 2006. 782 с.
139. Сакович А.Г. Русская гравюра XVI-XVII веков // Русская народная картинка. -М.: Наука, 1983. С. 47-71.
140. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2-х т.т.-М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 5-46.
141. Семененко И.И. Читателю Конфуция // Конфуций. Луньюй. Изречения. -М.: Эксмо, 2005. С. 5-18.
142. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1987. 448 с.
143. Сидоров A.A. Вступительная статья // Минаев М.Н., Фортинский С.П. Экслибрис. М.: Книга, 1970. С. 5 — 7.
144. Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель Поднебесной. М.: Центрополиграф, 2004. 270 с.
145. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 85 — 103.
146. Сергеев В. Рублев. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1990. 256 с.
147. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. 800 с.
148. Славянский мир I XVI века. Энциклопедический словарь. — М.: Центрополиграф, 2004. 896 с.
149. Смирнова И.А. Тициан. М.: Изобразительное искусство, 1987. 168 с.
150. Соколов М.Н. Рыба // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т.2. С. 393.
151. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Издание 2-ое, исправленное и дополненное. М.: Академический проект, 2001. 992 с.
152. Степанов Ю.С. Число и культура. Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории. М.: Языки славянской культуры, 2004. 832 с.
153. Степанов Ю.С. Протей. Очерки хаотической эволюции. М.: Языки славянской культуры, 2004. 264 с.
154. Стернин Г.Ю. Изобразительное искусство // Русская художественная культура второй половины XIX века. М.: Наука, 1991. С. 11 — 44.
155. Стернин Г.Ю. Введение // Русская художественная культура второй половины XIX века. М.: Наука, 1991. С. 3 — 8.
156. Сто этюдов о Канте. -М.: Университет «Книжный дом», 2005. 272 с.
157. Тарасова М.Р. Фантастический реализм современности // Синтез искусств в музыке, живописи, литературе. Южно-Сахалинск, 2001. С. 87 -89.
158. Тарковский А. Собр. соч.: В 2-х т.т. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1.464 с.
159. Татаринов В. От издательства // Чжуан-Цзы. Путь полноты свойств. -М.: ЭКСМО, 2005. С. 5-6.
160. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1982. Т. 2. С. 161-163.
161. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 1998. 848 с.
162. Трубецкой E.H. Два мира древнерусской иконописи // Он же. Смысл жизни. М.: Канон, 2005. 480 с.
163. Тысячелетие русской художественной культуры. М., 1988. 446 с.
164. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки славянской культуры, 2005. 358 с.
165. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. М.: Терра-Terra, 1997. 192 с.
166. Фаворский В.А. Время в искусстве // Декоративное искусство, 1965. № 2. С. 3-10.
167. Фейнберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -Фрязино: Век 2, 2004. 288 с.
168. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра — М, 1997. 576 с.
169. Философский словарь. М.: Издательство политической литературы, 1975.496 с.
170. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI XX веков -М.: Искусство, 1987. 368 с.
171. Флоренский П.А. Время и пространство // Он же. Собр. соч. История и философия М.: Мысль, 2000. С. 190 — 295.
172. Флоренский П.А. Иконостас // Собр. соч. в 4-х т.т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 190-526.
173. Ф.М. Достоевский в зеркалах графики и критики (1848 1998). — М.: Совпадение, 2005. 512 с.
174. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. М.: Издательство политической литературы, 1985. 512 с.
175. Фуре В.Н. Гумилев // Всемирная энциклопедия. Философия XX век. -М.: ACT. Минск: Харвест, Современный литератор, 2002. С. 199 — 200.
176. Хейзинга И. Осень средневековья. -М.: Айрис-пресс, 2004. 540 с.
177. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб.: Академический проект, 2004. 560 с.
178. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т.т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
179. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения, 1983. -Л., 1983. 279 с.
180. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения, 1984. -Л., 1986. 287 с.
181. Шангина И. Русские праздники. От святок до святок. СПб.: Азбука-классика, 2004. 272 с.
182. Шестов JI. Соч.: В 2-х т.т. Potestas Clavium (Власть Ключей). М.: Наука, 1993.
183. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. 592 с.
184. Чжуан-Цзы. Путь полноты свойств. М.: ЭКСМО, 2005. 432 с.
185. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.
186. Эстетика и теория искусства. М.: Прогресс — Традиция, 2005. 520 с.
187. Якимович А.К. Генрих Вёльфлин и другие. О классическом искусствознании неклассического века // Генрих Вёльфлин. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 9 — 70.
188. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII XVIII веков. Серия «Новая история искусства». — СПб.: Азбука-классика, 2004. 450 с.
189. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб.: Азбука -классика, 2002. 540 с.191. «Bosch». Tokyo, 1975. 94 p.
190. J.v.W. Andrie Kamalov // «Exlibris wereld», 1995, №2. P. 9.
191. L’ exlibris Fete Verlaine. Concourse international organise a L’ocassion du cente naire de la mort du poete. — Metz, 1996. 48 p.