- Средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста
- Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
- ВВЕДЕНИЕ
- Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания
- Особенности формирования здорового образа жизни дошкольников
- Определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Средства и методы формирования представлений
о здоровом образе жизни детей дошкольного
возраста
Одним из важнейших условий
воспитания здорового поколения является
культура здоровья человека, привитая
с раннего детства. В современных условиях
всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания
напряженности социальных отношений
здоровье становится одним из основных
условий успешности любого человека.
Все понимают, насколько важно, начиная
с самого раннего возраста воспитывать
в детях активное отношение к собственному
здоровью, формировать культуру здоровья,
включающую в себя различные аспекты бытия
человека, поскольку, чему бы ребенок ни
научился в детстве, он проносит это через
всю жизнь. Дошкольный возраст считается
наиболее важным для физического и умственного
развития ребенка. В этот период закладываются
основы его здоровья, формируются главные
черты характера.
Модернизация физкультурно-оздоровительной
деятельности в дошкольном образовательном учреждении основывается
на следующих требованиях:
Формирование представлений дошкольников
о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая
проблема
В настоящее время
перед дошкольными учреждениями
стоит много проблем, которые
оказывают негативное влияние на
решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей
при взаимодействии с семьей:
— несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической
службы дошкольного учреждения в вопросах
взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный
статус;
— отсутствие системы в вопросах просвещения
семьи по педагогическому, психологическому
направлениям;
— недостаточно продумана здоровьесберегающая
деятельность дошкольного учреждения
(преобладание аспекта на интеллектуальное
развитие детей, жесткая регламентация
режима дня и отсутствие такового в семье;
перегруженность групп);
— уровень педагогической компетентности
родителей не позволяет занять активную
позицию в образовательном процессе ДОУ,
несформированность потребности и умений
у детей, родителей и педагогов в здоровом
образе жизни;
— отсутствие должной материально-технической
базы, отвечающей здоровьесберегающей
направленности воспитательно-образовательного
процесса.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА
«КАФЕДРА МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ТЕМА: «Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни»
Санчук Татьяна Станиславовна
515 группа, заочное отделение
Ивановская Инна Михайловна
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВРГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни 10
1.3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Исследование отношения к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении 24
2.2. Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников 30
2.3. Результативность проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Первым шагом в этом направлении может служить формирование представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье — это здоровье будущего общества, что определяет актуальность исследования особенностей формирования здорового образа жизни у детей.
На формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Цель: исследовать особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Объект: здоровый образ жизни дошкольников.
Предмет: методы и средства формирования здорового образа жизни у дошкольников.
1. Исследовать понятие здоровый образ жизни как основу валеологического воспитания.
2. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.
3. Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни.
4. Разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников; опрос; анкетирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); изучение документации; количественная и качественная обработка материалов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 87 г.Гродно».
Здоровый образ жизни – основа валеологического воспитания
Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляет основу науки о здоровье — валеологии. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году, оказался довольно актуальным и емким и в настоящее время оформляется в науку — науку фундаментальную и необходимую — как нужно и необходимо сохранить своё здоровье.
Здоровье — одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.
• организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);
• методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
• психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);
• санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);
• двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);
• рациональное питание (меню и режим питания);
• медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:
1. Представление о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребёнка.
4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
1. Развитое воображение становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы.
2. Формирование осмысленной моторики. А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
3. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы.
4. Формирование у детей способности к содействию и сопереживание.
Основываясь на принципы педагогической валеологии, здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он: в физическом плане — умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане — проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане — честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном плане — коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в эмоциональном плане — уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезнен и физических дефектов.
Одной из центральных концепций валеологии является концепция о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни — активная деятельность людей направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами, которого служит триада показателей, уровень, качество и стиль жизни.
Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек (не курить, не употреблять алкоголь), умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу — это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения — взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ).
Данные проблемы влекут
за собой отрицательные социальные
последствия: подрывается духовно-нравственное,
физическое и психическое здоровье детей;
уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых
в школу; недостаточно высокий уровень
психолого-педагогической культуры родителей,
следствием этого феномена является низкая
активность, высокая конфликтность, безответственность
родителей к своим обязанностям по отношению
к детям и образовательному процессу в
ДОУ.
В настоящее время
одной из приоритетных задач, стоящих
перед педагогами-воспитателями, является сохранение
здоровья детей в процессе воспитания
и обучения. Формирование здорового образа
жизни должно начинаться уже в детском
саду.
Крайне важно организовать
приобщение детей к здоровому
образу жизни, начиная с самого раннего
детства, так как именно в этом
возрасте закладываются основы здоровья и долголетия
человека, его физической и умственной
работоспособности, потребности в физически
нагрузках, необходимых для нормального
функционирования всех систем организма.
— активно развиваются
психические процессы, растет самооценка, чувство
ответственности;
— заметны положительные изменения в физическом
и функциональном развитии; дети умеют
сохранять и демонстрировать правильную
осанку;
— дети способны самостоятельно
выполнять бытовые поручения,
владеют навыками самообслуживания, прилагают
волевые усилия для достижения поставленной
цели в игре, в проявлении физической активности».
— эмоциональное самочувствие:
психогигиена, умение справляться
с собственными эмоциями;
— интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать
и использовать новую информацию для оптимальных
действий в новых обстоятельствах;
— духовное самочувствие:
способность устанавливать действительно
значимые, конструктивные жизненные
цели и стремиться к ним;
оптимизм.
Само понятие «здоровье» учеными сегодня
рассматривается не только как отсутствие
болезней и отклонений от физиологических
норм, но и как благополучие человека —
физическое, психическое и социальное,
т.е. в нем более выражен педагогический
аспект, чем медицинский. Отклонения в
здоровье происходят по данным ВОЗ на
50-70% по причине неправильного образа жизни,
в чем во многом повинно воспитание. Человеческий
организм обладает огромными резервными
возможностями, обеспечивающими его эффективное
существование и развитие в изменяющихся
условиях среды.
Ведущее место в воспитательном
процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений
дошкольников о здоровом образе жизни.
На сегодняшний день
разработано множество программ
по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях,
в том числе авторских и каждое из них
имеет свои особенности. Так, в базисной программе «Истоки», где
ребенок является центральной фигурой
воспитательного процесса, это направление
называется «Физическое развитие», а в
программе «Детство» оно формулируется:
«Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».
Целью программы «Истоки» является разностороннее развитие
ребенка; формирование у него универсальных,
в том числе творческих, способностей
до уровня, соответствующего возрастным
возможностям и требованиям современного
общества; обеспечение для всех детей
равного старта развития; сохранение и
укрепление их здоровья.
Целью программы «Детство»
является обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного
детства: интелектуального, физического,
эмоционально-нравственного, волевого,
социально-личност-ного.
Серьезное же внимание к
формированию здорового образа жизни
старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».
Эта программа представляет
собой целостную систему воспитания, развития и
образования детей с 2-х до 7 лет. В основу
программы изложено представление о возникновении
психологического роста ребенка на каждом
году его жизни. Программа обеспечивает
качественную подготовку к школе. Детей
знакомят с буквами, целенаправленно обучают
чтению, связной речи, математике, развивают
логическое мышление, формируют уверенность
в собственных силах, устойчивость к неуспеху.
Такое внимание ДОУ к
физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма
детей: ребенок растет, увеличивается
его рост, масса тела, развивается двигательная
активность и т.д.
Таким образом, воспитание
здорового образа жизни — важнейшая
проблема современности и может быть решена
только при взаимодействии педагогических
средств.
В настоящее время
одной из приоритетных задач, стоящих
перед педагогами, является сохранение здоровья
детей в процессе воспитания.
Понятие «здоровье» имеет
множество определений. Но самым
популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует
признать определение, данное Всемирной
организацией здравоохранения: «Здоровье
– это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или физических
дефектов».
Одной из главных
задач дошкольного учреждения является
создание условий, гарантирующих формирование
и укрепление здоровья дошкольников.
Основным из
средств реализации этой задачи является
формирование культуры здорового образа
жизни
Проблема исследования. На сегодняшний день существуют определенные
трудности в решении проблемы формирования
здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста:
— Во-первых, детям предлагается довольно сложная информация
относительно структуры и функций мозга,
почек, печени, сердца и т.д.;
— Во-вторых, формирование
здорового образа жизни в условиях
дошкольного образовательного учреждения
ограничивается отдельными мерами, которые
проводятся эпизодически и бессистемно;
— В-третьих, отсутствие
наглядного материала и недостаточное
материальное обеспечение;
— В-четвертых, проблема
формирования здорового образа
жизни дошкольников недостаточно освещена в
психолого-педагогической литературе;
Исходя из проблематики,
можно обнаружить целый ряд противоречий
в формировании здорового образа жизни дошкольников,
среди которых – неосознание родителями
основных компонентов здорового образа
жизни, их недостаточная педагогическая
образованность относительно содержания
и путей формирования здорового образа
жизни маленьких детей, малоэффективная
система взаимоотношений, совместных
усилий дошкольного учебного учреждения
и семьи и педагогического руководства
семейным воспитанием.
Одной из причин такого положения на сегодня является, во-первых,
недостаточное внимание дошкольной педагогики
отношениям между семьей и дошкольным
учебным заведением и их общим действиям
по формированию здорового образа жизни
дошкольника, во-вторых, недостаточно
изучается семья как фактор формирования
личности, психолого-педагогические условия
семейного воспитания, воспитательный
потенциал семьи. На практике это проявляется
в эпизодическом участии семьи в решении
воспитательных проблем дошкольного учреждения.
Тема курсовой
работы – «Формирование здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста».
Актуальность
темы. Настоящее время достаточно быстро
характеризуется изменениями природной
и социальной среды, а также ведет к физическим,
психическим, культурным, нравственным
и другим переменам каждого человека.
Поэтому самой актуальной проблемой на
сегодняшний день является укрепление
здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал:
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота
о здоровье ребенка — это важнейший труд
воспитателя».
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое
и социальное благополучие, как гармоничное
состояние организма, которое позволяет
человеку быть активным в своей жизни,
добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии
с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем
здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний
день является формирование у детей
дошкольного возраста мотивов, понятий,
убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления
его с помощью приобщения к здоровому
образу жизни.
Объект исследования – процесс формирования представлений
о здоровом образе жизни детей дошкольного
возраста.
Предмет исследования — средства и методы формирования представлений
о здоровом образе жизни детей дошкольного
возраста.
Цель исследования: изучение особенностей педагогической
деятельности, направленной на формирование
представлений о здоровом образе жизни
у детей дошкольного возраста.
— определить сущность
понятий «здоровье», «здоровый образ
жизни»;
— выяснить основные факторы, влияющие на
здоровье человека;
— выявить условия, необходимые для укрепления
здоровья;
— изучить средства и методы формирования
представлений о здоровом образе жизни
детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных
задач были определены методы исследования:
— теоретические (изучение
и анализ литературы по проблеме).
Методологической базой
исследования являются труды Алямовской В. Г., Змановского Ю. Ф., Шебеко
В. Н.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
УО «Витебский государственный
университет им. П.М.Машерова»
дошкольного
возраста основ ЗОЖ»
Студентки III
курса 31 группы
специальности
«Дошкольное образование. Логопедия»
д. 21 кв. 1
Глава 1. Теоретические
основы формирования здорового образа
жизни у детей дошкольного
возраста
к своему здоровью————————————————————-7
Глава 2. Особенности
воспитания основ здорового образа
жизни в разных программах.
2.2 Методика
организации программы «Программа
воспитания и обучения в
детском саду»————————————————————————-15
Задача
раннего формирования культуры здоровья
актуальна, своевременна и достаточна
сложна. Как укрепить и сохранить здоровье
наших детей? Каким образом способствовать
формированию физической культуры ребенка?
Как привить навыки здорового образа жизни?
Когда это надо начинать? Дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья.
Ведь именно до семи лет идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных
систем организма, закладываются основные
черты личности, формируется характер.
Важно на этом этапе сформировать у детей
базу знаний и практических навыков здорового
образа жизни, осознанную потребность
в систематических занятиях физической
культурой и спортом.
Следовательно,
возникает необходимость создания такой
системы работы, при которой происходила
интеграция оздоровительной деятельности
в образовательную, что в конечном итоге
способствовало сохранению и укреплению
физического и психического здоровья
ребенка, формированию привычки здорового
образа жизни.
Поэтому
очень важно правильно сконструировать
содержание воспитательно-образовательного
процесса по всем направлениям развития
ребенка, отобрать современные программы,
обеспечивающие приобщение к ценностям,
и прежде всего, – к ценностям здорового
образа жизни.
Многие идеи
воспитания у детей привычек здорового
образа жизни оказались нежизнеспособными
из-за невозможности решать проблемы,
связанные с семьей. Усугубляют эту
проблему и условия экономической
нестабильности общества.
Но главным
препятствием является отсутствие у детей
осознанного отношения к своему здоровью.
Потребность в его здоровье есть у родителей,
школы, общества, и все вместе мы пытаемся
внушить ребенку свое представление о
здоровье. Поэтому и в образовательных
программах дошкольных учреждений все
больше разделов, посвященных изучению
организма человека, обеспечению безопасности
его жизни. Не исключая этих подходов,
следует считать, что главное — помочь
малышам выработать собственные жизненные
ориентиры в выборе здорового образа жизни,
научить оценивать свои физические возможности,
видеть перспективы их развития, осознать
ответственность за свое здоровье.
Возможно
ли это в таком юном возрасте? При создании
определенных условий возможно. Необходимо
погружение ребенка в особо организованную
жизненную среду, формирующую привычки
здорового образа жизни без их декларирования
взрослыми. Новая организация жизненной
среды, активизация методов профилактики
требует решения не только организационно
— методических проблем, но, прежде всего
изменения управленческих подходов к
оздоровительной деятельности дошкольного
учреждения и соответственного изменения
его структуры. Для этого важно уметь конструировать
познавательную деятельность детей на
занятиях, в быту и в игре.
Глава 1.
Теоретические основы
формирования здорового
образа жизни у
детей дошкольного
возраста
Проблема
формирования здорового образа жизни
у детей – актуальна в современном
обществе, о чем свидетельствуют
психолого-педагогические исследования
Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова,
О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского,
С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой
и др.
Рассмотрим
сущность понятия «здоровье».
Здоровье
характеризуется биологическим потенциалом
(наследственными возможностями), физиологическими
резервами жизнедеятельности, нормальным
психическим состоянием и социальными
возможностями реализации человеком всех
задатков (генетически детерминируемых).
— 1) «индивидуальное
здоровье» (человек, личность);
— 2) «здоровье
группы» (семья, профессиональная
группа, «страта – слой»);
— 3) «здоровье
населения» (популяционное, общественное).
В соответствие
с типом здоровья выработаны показатели,
посредством которых дается качественная
и количественная характеристика.
Выделяют
здоровье психологическое, определяющее
душевное, эмоциональное благополучие
человека.
Согласно
исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной,
Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие»
детей дошкольного возраста можно определить
как устойчивое эмоционально-положительное
самочувствие ребенка, основой которого
является удовлетворение основных возрастных
потребностей: биологических и социальных.
Относясь
к сфере эмоционального развития, эмоциональное
ощущение становится тем базисом, который
«питает» все проявления активности ребенка,
усиливая и направляя эту активность или
же, наоборот, ослабляя и даже блокируя
ее.
Термин
«психологическое здоровье» введен в
научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот
термин подчеркивает неразделимость телесного
и психического в человеке. Обобщенный
портрет психологически здорового человека
– это творческий, жизнерадостный, веселый,
открытый человек, познающий себя и окружающий
мир не только разумом, но и чувствами,
интуицией. Такой человек берет ответственность
за свою жизнь, находится в постоянном
развитии.
По мнению
И.В. Дубровиной, основу психологического
здоровья составляет полноценное психическое
развитие ребенка на всех этапах. Авторы
утверждают, что психологическое здоровье
следует рассматривать с точки зрения
духовного богатства личности, ориентации
на абсолютные ценности (доброту, красоту,
истину).
Здоровье
человека закладывается в детстве и, согласно
данных науки, оно обусловливается на
50% — образом жизни, на 20% — наследственностью,
на 20% — состоянием окружающей среды и примерно
на 10% — возможностями медицины и здравоохранения.
Важное место в сохранении здоровья занимает
физическая культура и спорт.
Здоровье
человека в значительной мере зависит
от существующих в обществе систем ценностей,
определяющих смысл жизни. Здоровье является
личной и общественной ценностью. Формирование
такой установки на собственное здоровье
занимается новая отрасль знания, получившая
название «валеология» — наука о здоровье.
Понятие
«здоровый образ жизни» однозначно не
определено: представители философско-социологического
направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов,
О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров
и др.) рассматривают здоровый образ жизни
как глобальную социальную проблему, составную
часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом
направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич,
М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская
и др.) здоровый образ жизни рассматривают
с точки зрения сознания, психологии человека,
мотивации. Имеются и другие точки зрения:
например, медико-биологическая; однако,
резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены
на решение одной проблемы – укрепление
здоровья индивидуума.
Особенности
формирования здорового образа
жизни дошкольников
Человеческий организм
работает в определенной системе
на основе индивидуальных биоритмов. В
результате исследований ученых установлено физиологически
целесообразное время для активной деятельности
и отдыха человека; целесообразная продолжительность
интересов между приемами пищи для лучшего
пищеварения; отдельные возвратные и индивидуальные
нормы сна.
Если изо дня в день повторяется
ритм в часах приема пищи, сна, прогулок,
разных видов деятельности, то это благоприятно
влияет на состояние нервной системы и
на то, как протекают все физиологические
процессы в организме. Соблюдение режима
дисциплинирует детей, улучшает их аппетит,
сон, повышает работоспособность, способствует
укреплению здоровья.
В дошкольных учреждениях для каждой
возрастной группы предусмотрена программа
воспитания, которая обязательно включает
в себя различные занятия, закаливающие
процедуры, прогулки на свежем воздухе
и другие режимные моменты.
К сожалению, распорядок
дня в ДОУ чаще трактуется односторонне — лишь
с временных позиций, в результате чего
он теряет свои воспитательные функции.
Такой подход, недооценка требований к
организации режима дня уже нанес значительный
вред здоровью многих детей. Учитывая
этот негатив, подчеркивается необходимость
усиления оздоровительно-содержательной
и воспитательной направленности распорядка
дня. Качество решенных моментов определяется
в направлениях, связанных с удовлетворением
основных физиологических потребностей
организма ребенка (в движении, пище, сне,
активном бодрствовании), с приобретением
необходимых знаний в области культуры
здоровья, с овладением навыками здорового
образа жизни.
Самая большая двигательная
активность приходится на прогулку. Прогулка — это мощная закаливающая процедура:
ребенок дышит свежим воздухом, в котором
много ионов, благотворно влияющих на
самочувствие; световые и солнечные лучи
способствуют образованию в организме
витамина «Д», необходимого для укрепления
костного аппарата. Движения и физические
нагрузки на воздухе, так необходимые
для роста и развития ребенка, вносят в
копилку детского здоровья особую лепту.
Таким образом, прогулка
ни в чем не заменимое комплексное
оздоровительное оздоравливающее средство.
Питание — один из основных факторов внешней среды, определяющий
нормальное развития ребенка.
Оно оказывает самое
непосредственное влияние на его
жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и
гармоничное развитие.
В пище должны содержаться
в правильном соотношении все
вещества, которые входят в состав тканей человеческого
организма: белки, жиры, углеводы, минеральные
соли, витамины, вода.
Если ребенок не получает
необходимого количества пищи, организм
его истощается, у него развивается
малокровие. Недостаток некоторых химических компонентов в пище может быть
причиной различных заболеваний. Также
и чрезмерное переедание перегружает
желудочно-кишечный тракт, нарушает обменные
процессы организма и приводит к ожирению.
Ошибаются те взрослые, которые считают,
что полнота ребенка — главный признак
здоровья. Переедание приносит непоправимый
вред: ребенок набирает избыточный вес,
становится малоподвижным.
Достаточная двигательная
активность детей, физические нагрузки,
психологический комфорт — является надежными
спутниками аппетита.
Питание в дошкольном
учреждении имеет особое значение для
здоровья ребенка, так как оно должно не только
покрывать расходуемую им энергию, но
и обеспечивать материал, необходимый
для роста и развития всех органов и систем
организма.
Итак, одним из главных условий сохранения здоровья
ребенка — его питание. Правильно организованное
питание оказывает влияние на жизнедеятельность,
гармоническое развитие физических и
духовных сил, здоровье и является профилактическим
средством ряда заболеваний.
Основное средство предупреждения
простудных заболеваний детей-дошкольников
— естественные оздоровительные факторы. Целесообразное
использование воздуха, солнца и воды
помогает выработать у ребенка приспособительные
реакции к изменяющимся внешним условиям,
т. е. закалить его организм. На закаленных
детей меньше влияют резкие изменения
температуры, они имеют хороший аппетит,
более активны, уравновешены и жизнерадостны.
Развитие детей дошкольного возраста необходимо
рассматривать по овладению знаниями
и навыками гигиенической культуры и правил
поведения. Бытовые процессы должны нести
детям необходимые знания о здоровом образе
жизни: зачем умываться, чистить зубы,
мыть руки, бывать на воздухе; почему надо
полоскать рот после еды, пользоваться
салфеткой.
Система работы, включающая
двигательную активность, закаливание, питание, прогулки, соблюдение
режима дня позволяет укрепить здоровье
ребенка и приобрести соответствующие
знания к собственному здоровью, что обеспечивает
успех формирования навыков здоровья
детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни
дошкольников являются сформированные
у них представления и понятия, расширяющие
знания детей о человеке, его здоровье,
здоровом образе жизни (Знакомство с организмом
— программа «Я человек» С. Козлова).
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый
образ жизни и способствующими укреплению
здоровья дошкольников, являются рационально
организованный режим дня, сбалансированное
питание, оптимальный двигательный режим,
занятия по физической культуре на открытом
воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие
возрасту ребенка, регулярное качественное
медицинское обслуживание, благоприятные
гигиенические и санитарно-бытовые условия,
а также пример семьи и педагогов.
При использовании всех
этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для
формирования здорового образа жизни,
сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Определение понятий «здоровье», «здоровый
образ жизни»
Улучшение состояния
здоровья нового поколения — важнейшая
задача современности, в комплексном
решении которой невозможно обойтись
без дошкольного общеобразовательного
учреждения. Воспитателям совместно с
родителями, медицинскими работниками,
психологами необходимо так организовать
дошкольную деятельность, чтобы дошкольники
повышали свой уровень здоровья и оканчивали
детский сад здоровыми. Вместе с тем, ДОУ
обязано сформировать у ребенка потребность
быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Для этого воспитателям необходимо иметь
четкие представления о сущности понятий
«здоровье» и «здоровый образ жизни».
Здоровье характеризуется
биологическим потенциалом (наследственными
возможностями), физиологическими резервами
жизнедеятельности, нормальным психическим
состоянием и социальными возможностями
реализации человеком всех задатков (генетически
детерминируемых).
— 1) «индивидуальное здоровье»
(человек, личность);
— 2) «здоровье группы»
(семья, профессиональная группа,
«страта – слой»);
— 3) «здоровье населения»
(популяционное, общественное). В соответствие
с типом здоровья выработаны показатели,
посредством которых дается качественная
и количественная характеристика.
Выделяют здоровье психологическое,
определяющее душевное, эмоциональное
благополучие человека.
Здоровье человека закладывается
в детстве и, согласно данных науки, оно
обусловливается на 50% — образом жизни,
на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием
окружающей среды и примерно на 10% — возможностями
медицины и здравоохранения. Важное место
в сохранении здоровья занимает физическая
культура и спорт.
В современной литературе
существует свыше 100 определений понятия
«здоровье». Исходным для них является
определение, приведенное в Уставе Всемирной
организации здравоохранения: «Здоровье
является состоянием полного физического,
душевного и социального благополучия,
а не только отсутствием болезней и физических
дефектов».
В литературе сущность понятия
«здоровье» представляется по-разному,
в зависимости от критериев, определяющих
основу для его выражения. В обобщенном
виде это понятие может характеризоваться
как емкая система, заключающая в себе
совокупность критериев, соотносимых
с требованиями общей культуры человечества.
Понятие «здоровье» неотделимо
от понятия «образ жизни», который
определяется как устойчивый, сложившийся
в определенных общественно-экономических
условиях способ жизнедеятельности людей,
проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении
материальных и духовных потребностей,
нормах общения и поведения.
Здоровый образ жизни – это соблюдение,
привычное выполнение определенных правил,
которые обеспечивают гармоничное развитие
человека, высокую трудоспособность, душевное
равновесие, здоровье.
Правило1 – настроиться на здоровый образ
жизни, захотеть быть здоровым.
Правило 2 – соблюдать гигиенические
требования, стремиться к чистоте, разумно
чередовать работу и отдых, использовать
для оздоровления природные факторы солнце,
воздух и воду.
Правило 3 – научиться рационально питаться.
Правило 4 – заниматься физкультурой,
полезное и разумное регулирование необходимой
физической нагрузки.
Правило 5 – уметь управлять своим настроением,
чувствами, духовным настроем, научиться
жить в ладу с окружающим миром.
Здоровый
образ жизни является предпосылкой
для развития других сторон жизнедеятельности человека,
достижения им активного долголетия и
полноценного выполнения социальных функций.
Здоровый
образ жизни – это реализация
комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности
человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой,
досуговой.
В узко биологическом
смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях
человека к воздействиям внешней среды
и изменениям состояний внутренней среды.
Авторы, исследующие
проблему здорового образа жизни, включают
в данное понятие базовые: окружающую
среду, отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков;
питание и движение человека; гигиену
организма.
Выделяются
основные принципы здорового образа
жизни:
1. Творцом
здорового образа жизни является
человек как существо деятельное в биологическом
и социальном отношении (индивидуально
и общественно полезная духовная или физическая
деятельность).
2. Отказ от
вредных привычек (злоупотребления
алкоголем, курения, наркотиков
и токсических веществ).
3. Соблюдение
принципов рационального питания
(сбалансированного качественно
– белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая
ценность потребляемых продуктов и расход
энергии в процессе жизнедеятельности).
В настоящее
время разработано 16 программ здорового
образа жизни, регулирующих практически
все сферы жизнедеятельности
человека.
Цель этих
программ – «создать условия для
продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями,
эмоциями, радостью жизни человека; предупредить
негативные последствия – заражение венерическими
болезнями, ВИЧ».
На соблюдение
принципов здорового образа жизни
влияют как субъективные, так и объективные
факторы.
К субъективным
факторам относится соблюдение на практике
принципов здорового образа жизни, отдельным
человеком, семьей, группой людей, что
немыслимо без физической культуры и массового
спорта.
Среди объективных
факторов здорового образа жизни
детей выделяются следующие:
— «качество
окружающей среды (состояние воздуха,
воды, почвы), продуктов питания, жилища,
одежды;
Таким образом, здоровье дошкольников —
это основная цель каждой семьи и человеческого
общества в целом, так как именно они очень
скоро станут определять статус нашей
страны, ее экономику, культуру и науку.
Здоровье ребенка, в свою очередь, зависит
от уровня здоровья семьи, общества, социально-экономического
и культурного развития страны, условий
окружающей среды. Становится очевидным,
что при определении термина «здоровье»
приоритет во всех случаях должен быть
отдан здоровью детского населения.