Место и роль социально психологического воздействия в управлении

1.Место и роль социально-психологического воздействия в уп­равлении.

2.Классификация и характеристика социально-психологических методов управления.

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-экономическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

2.Классификация и характеристика социально-психологи­ческих методов управления.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

Обязательным условием создания благоприятного социального климата является добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.

Источники социологической информации:

— статистическая документация;

— статистические справочники;

— коллективное обсуждение проблем;

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.

Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:

— повышение производственной и творческой активности членов коллектива;

— формирование благоприятного социально-психологического климата;

— эффективное использование различных форм морального поощрения;

— воздействие на групповое самосознание коллектива.

Социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы управления подразумевают проведение разнообразных исследований, которые можно сгруппировать  в зависимости от способа исследования следующим образом:

При проведении психологических и социальных исследований используются два вида наблюдения – обычное (открытое) и включенное (погружение исследователя в анализируемую среду на длительное время).

Эксперимент часто используется в практике социальной психологии. Эксперимент проводится как в лаборатории, так и естественных условиях (непосредственно в трудовом коллективе).
Наиболее применяемыми социально-психологическими методами в менеджменте являются: опрос, интервью, беседа, тестирование и анкетирование.

Опрос подразумевает составление ряда вопросов, на которые необходимо однозначно ответить «да» или «нет». Опрос помогает выяснить, например, мнение персонала о руководстве, отношении к  изменениям и т.д.

Беседа предусматривает получение информации со слов собеседника. Обычно беседа используется при проведении собеседований по приему на работу и при увольнении, также в ходе трудовой деятельности. Беседа проводится по желанию руководителя или инициативе подчиненного.

Интервью является видом беседы, при котором все вопросы и ответы на них фиксируются. Интервью дает развернутое и комплексное  представление о мнении опрашиваемого.
Для сбора массовой социально-психологической информации используются методы тестирования и анкетирования. Тест и анкета имеют ряд различий.

Различия тестирования и анкетирования

Текст анкеты не содержит готовых ответов на поставленные вопросы, что дает возможность давать собственные произвольные ответы, формируя для организаторов анкетирования разнообразный спектр ответов.

Тест же содержит готовые ответы на поставленные вопросы. Ответы в тесте сформулированы четко, и тестируемому предоставляется возможность выбрать лишь один вариант ответа. Работа с тестом позволяет ранжировать ответы и оценивать их в баллах, формируя в последствии характеристики в зависимости от суммы баллов.

Анкетирование и тестирование дает возможность определить индивидуальные особенности работников, черты характера, склонности, что предоставляет возможность расставить работников таким образом, чтобы сотрудники получали удовлетворение от работы, а предприятие могло получить максимальную пользу от каждого работника.

Сегодня все большее внимание уделяется методам морального стимулирования работников. К таким методам можно отнести следующие: систематическое обучение и развитие персонала, планирование карьеры сотрудников, организация разнообразных соревнований и конкурсов в номинации лучших по профессии и т.д.

По этой причине формируется необходимость изучения интересов и социальных потребностей сотрудников, что подразумевает использование процессуальных  и содержательных теорий мотивации.
Активизация человеческого фактора связана с формированием организационной культуры организации.

Читайте также:  Средства речевой выразительности в русском языке реферат

Что такое организационная культура?

Организационная культура представляет собой комплекс норм и ценностей, которые выбраны и разделяются коллективом, для координации и адаптации внутренней среды организации к внешней. Организационная культура является философией организации и содержится в ее деловом кредо. Деловое кредо включает миссию, цели  организации и кодекс поведения работников.

Социально-психологические методы и методы морального стимулирования используются менеджерами различных организаций для управления формальными и неформальными группами, формировании команды, преодоления стрессовых и конфликтных ситуаций и т.д. Знание данных методов и умение их использовать на практике – одно из главных требований к современному руководителю, т.к. психология объясняет природу лидерства и власти, дает возможность усовершенствовать стиль управления и позволяет обеспечить соблюдение норм поведения сотрудников.

Социально-психологические методы менеджмента обычно применяются совместно с организационно-распорядительными и экономическими методами, что повышает эффект от их применения.

Доцент кафедры менеджмента. Уральский государственный экономический университет

Необходимость социально-психологического управления

Менеджмент анализирует социально-экономические отношения между людьми, которые возникают в процессе управления. Управление формирует многоуровневую систему межличностных отношений. Каждое предприятие является не только производственно-экономической единицей, но и средой, где происходит процесс формирования работника. Именно по этой причине социально-психологическим методам в менеджменте уделяется особое внимание. Данные методы влияют на духовные интересы работников, регулируют сложившиеся межличностные отношения, оказывают влияние на становление и развитие коллектива.

Социально-психологические методы используют различные приемы и методы, которые разрабатываются такими науками как социология, социальная психология, психология труда, психология личности и другими науками, исследующими межличностные отношения и человека.
Социально-психологические методы в менеджменте применяют для выполнения ряда задач:

Реализация вышеперечисленных задач на практике требует формирования в организациях специальных отделов (служб, бюро, лабораторий).
Основными видами деятельности социально-психологических служб в организациях являются:

Значение социально-психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения

Социально-психологические методы управления применяются с целью повышения социальной активности сотрудников, опираются на духовные мотивации, с их помощью воздействуют на сознание работников, на социально-этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

Они используются для решения следующих задач:

• Укрепления дисциплины.

• Оптимального подбора и расстановки кадров;

• Наиболее оптимального формирования персонала;

• Регулирование межличностных отношений в коллективе;

• Повышение эффективности стимулирования деятельности работников;

Деятельность социально – психологических служб на предприятии протекает по трем основным направлениям:

1. Исследование коллективов и отдельных групп;

2. Социальное проектирование;

3. Консультативная деятельность.

Социально – психологические методы включают в себя разнообразный арсенал способов, приемов, разработанных социальной психологией и другими науками, изучающими человека. К ним относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и другие.

Характеристики социально–психологических методов управления:

1. Методы, широко применяемые в кадровом менеджменте: тестирование, анкетирование, интервью, беседа, опрос.

2. Методы исследования, осуществляемые специалистами для решения, как правило, экстренных проблем: открытое наблюдение;включённое наблюдение;эксперимент.

3. Методы активного обучения:деловые игры;управленческие ситуации.

Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств характерных для человека и позволяющих ему активно действовать. Черты личности формируются под влиянием на него природных свойств, особенностей высшей нервной системы, социальных факторов и др.

Структура любой личности характеризуется свойствами:

1)общие качества человека (интеллект, ум, работоспособность и др.);

2)специфические свойства – способности к тому или иному виду деятельности;

3)подготовленность к деятельности – совокупность умений, знаний, квалификаций, навыков;

5)определённый склад характера;

6)биологическая обусловленность (темперамент).

Способности – это совокупность черт человека необходимых ему для успешного выполнения определённых видов деятельности, склонность к этому виду деятельности.

По направленности выделяют:

3 типа направленности:

1)на взаимодействие (означает что данный человек склонен сотрудничать с другими людьми, совместно решать проблемы в группе);

2)на задачу (данный человек делает основной упор на достижение свое цели, на получение реальных результатов для себя);

3)на себя (стремление людей решать собственные проблемы, добиваться личного благополучия, при возможности делать это за счёт других).

Знание направленности позволяет найти индивидуальный подход (определяется на основе тестов).

Личность поведения внешне проявляется в типах его поведения: стабильное и нестабильное.

Читайте также:  Распад ссср в 1991 г причины и последствия реферат

Тип поведения + направленность определяют тип темперамента человека. Темперамент– это совокупность психических свойств человека определяющие форму его поведения. Темперамент влияет на характер, отношения человека.

Выделяют 4 типа темперамента:

1)холерический (человек с сильным, но неуравновешенным типом темперамент. Он плохо переносит работу требующую сидячего положения);

2)сангвинический (человек с сильным уравновешенным типом нервной системы. Легко приспосабливается к новым условиям, быстро находит контакты, отличается жизнерадостностью, энергичностью, работоспособностью, живой мимикой и жестами. Предпочтительна умственная деятельность с умеренным трудом);

3)флегматический (человек с сильным уравновешенным инертным типом нервной системы, отличается медлительностью, спокойствием, характерна осторожность, аккуратность, немногословность);

4)меланхолический (человек с слабым типом нервной системы, нерешительный, склонный к замыканию, трудно привыкает к новой обстановке, обладает впечатлительностью, чуткостью, обидчивостью. Нежелателен сидячий образ жизни и умственная работа.).

Чаще встречаются смешанные типы. Все типы темпераментов равноценны.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, это ярко выраженные психические свойства определяющих индивидуальное поведение человека.

Выделяют 8 основных типов характеров. В чистом виде встречаются у 50% людей:

1)гиперактивный – отличается общительностью, предприимчивостью, активностью, легким отношением к трудностям и неудачам, обычно поверхностны, трудно заниматься однообразной работой, к таким людям подходят организаторские функции;

2)аутистический – малообщительны, скрытны, неконтактны, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, сухая манера поведения, пользуются уважением, из них хорошие консультанты, менеджеры;

3)лобильноциклоидный – свойственны перепады настроения, работоспособности, активности, часто конфликтуют по пустякам, предпочтительная должность – программист, архивариус;

4)демонстративный – стремятся к успеху любой ценой, они способны подстраиваться, манипулировать другими людьми;

5)застревающий – эгоистичные, упрямые, долго помнят обиды, нетерпеливы к критике;

6)психостинический – отличаются добросовестностью, пунктуальностью, хорошими знаниями, постоянно во всём сомневаются, бывают нерешительными;

7)конформный – могут успешно действовать только при поддержке окружающих т.к. несамостоятельны, несообразительны, теряются в сложной обстановке;

8)неустойчивый – редко встречается, твёрдые принципы поведения. Чувство долга, мягки в общении, работа должна быть связана с общением.

Социально-психологический климат в организации –характер взаимоотношений между людьми, состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности в организации.

Социально-психологический климат – это динамичное образование, которое сочетает в себе эмоциональные, интеллектуальные и ценностные установки, отношения, настроения, мнения и чувства членов группы. Динамика социально-психологического климата проявляется и в процессе группообразования, когда идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений, и в условиях функционирования группы, когда происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов. Одним из факторов, способствующих этой динамике, является «климатическое возмущение», т.е. естественное колебание эмоционального состояния в коллективе, периодические подъемы и спады настроения у его членов, которые происходят в течение дня или более длительного временного периода под действием внешних и внутренних факторов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные методы в управлении.

2. Дайте им краткую характеристику.

3. Перечислите основные положения системы методов в управлении

4. Охарактеризуйте основные методы, используемые в управлении.

5. Укажите основное значение социально-психологических методов управления.

6. Что такое личность в менеджменте и ее свойства?

7. Что понимается под социально-психологическими отношениями в организации?

Литература: 1, 2, 4, 6, 7.

Мы поможем в написании ваших работ!

Место и роль социально-психологических методов управления

С теоретической и практической точки зрения актуальными остаются социально — психологические проблемы формирования и деятельности трудовых коллективов организаций, совместимости людей в коллективе, улучшение социально — психологического микроклимата, искусство контакта руководителя с подчиненными, зависимость социально — психологических качеств работников от различных условий окружающей среды, организация системы воздействия на человека труда и коллектив с учетом их особенностей, создание внутренней структуры и механизма развития и выявление мотивов поведения и т.д.. Соответственно, социально — психологические методы образуют необходимый арсенал средств управления деятельностью предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно — правовой принадлежности.

Социально — психологические методы управления — это совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах между их работниками, а также на социальные процессы, имеющие место в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, действуют на личность с помощью психологических приемов, превращая административное задачи в сознательный долг, внутреннюю потребность человека.

Читайте также:  Основные тенденции в формировании английской медицинской терминологии - автореферат и диссертация по филологии. Скачать бесплатно полный текст автореферата диссертации на тему Германские языки.

По масштабу и способам воздействия социально-психологические методы управления, которые целесообразно применять руководителям в процессе менеджмента организаций с целью повышения эффективности их деятельности, можно разделить на две основные группы:

— Социальные методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);

— Психологические методы, которые направлены влияют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социальные методы управления по содержанию и целевой направленностью является отражением объективных социальных связей и отношений внутри трудовых коллективов и между ними. Они обеспечивают формирование и развитие трудовых коллективов путем управления сознанием и поведением людей через факторы их деятельности. Такими факторами являются потребности, интересы, мотивы, идеалы, цели, наклоны и т.п..

Согласно выше сказанному выделяют следующие способы социального воздействия:

— Управление отдельными групповыми явлениями и процессами (моральное стимулирование коллективной инициативы, моральное стимулирование творческой активности работников, социальное прогнозирование, планирование, нормирование и регулирование);

— Управление индивидуально — личностным поведением (моральное стимулирование личной инициативы, воспитания и обучения, личный пример).

Психологические методы управления используются с целью гармонизации отношений работников организации установления благоприятного психологического климата. Объектом психологических методов управления на уровне организации индивид, а целью — управление психической деятельностью личности каждого работника для рационального регулирования его поведения.

В трудовой деятельности работник должен делать всегда то, что хочет, но всегда то, что нужно для предприятия. Поэтому психологические методы менеджмента призваны обеспечивать формирование первичных трудовых коллективов в соответствии с индивидуальными способностями их членов, с учетом их склонностей, интересов. Одновременно важным условием является

соблюдение психологической совместимости работников путем регулирования отношений между людьми, способность руководителя влиять на индивидуальную психологию отдельных работников.

К инструментам, которые могут применяться в процессе реализации социально — психологических методов управления относятся:

— Формирование и развитие первичных коллективов; — Гуманизация труда (дизайн рабочих мест, применение положений эргономики, наличие современных технических средств труда); — Психологическая мотивация; — Психологические методы отбора и обучения сотрудников; — Формирование оптимального психологического климата на предприятии (стиль руководства, культура управления, этика управленческой деятельности).

Среди психологических методов управления различают прямые и косвенные методы воздействия.

При косвенных методах воздействия менеджер создает определенную запланированную ситуацию. Которая позволяет одному работнику или группе выполнять задачи в режиме повседневной организации труда.

Косвенные методы воздействия различают по:

1) условиями труда — это внешняя привлекательность работы, сменность, наличие элементов творчества, ритмичность в работе;

2) элементами системы управления — включает формы стимулирования, контроля, организационные структуры, положения, должностные инструкции и др..

3) личностными социальными и социально — психологическими факторами (психологический климат, корпоративный дух, характер традиций).

Для прямых методов психологического воздействия характерно использование следующих приемов:

а) убеждение — аргументированное активное воздействие с помощью логических средств со снятием предубеждений и других психологических барьеров;

б) внушение — целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем сосредоточения влияния на его психику посредством обращения к формальным актов, инструкций и т.п.;

в) подражание — воздействие на работника или группу личным примером;

г) привлечения — психологический прием, с помощью которого все работники становятся непосредственными участниками управленческого решения и меры по его реализации;

д) побуждение — выражение, которое подчеркивает достоинства работников, их квалификацию и опыт, выражающих уверенность в надежном решении поставленных задач;

е) принуждение — воздействие, обязывающий выполнять против воли или желания работника даны поручения, обусловленные производственной необходимостью.

Важным способом воздействия при применении психологических методов управления гуманизация труда. То есть уменьшение негативного влияния производственных факторов на человека. Это снижает усталость, улучшает настроение, что в конечном счете способствует повышению производительности труда.

Современный руководитель должен проводить следующие действия для успешного функционирования и повышения эффективности своего предприятия, учреждения или организации:

— Проведение социальных исследований в коллективе (анкетирование, личное наблюдение и т.д.); — Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (изменения в структуре оплаты труда, изменение лидеров); — Эффективное использование в совокупности психологических методов мотивации и инструментов внушение, убеждение, подражание, побуждения для снижения уровня «сопротивления изменениям» и др.;

— Проведение психологического тестирования сотрудников, соответствующих тренингов.

Оцените статью
VIPdisser.ru