Мягкий знак после шипящих на конце слов.
Объясните выбор мягкого знака после шипящих. Запишите слова в таблицу.
Пишеш., споеш., с крыш., дремуч., замуж., наотмаш., полноч., помощ., блиндаж., калач., молодеж., отреж., напишеш., задач., стрич., береч., найдеш., сплош., горяч., горюч., могуч., жуеш., проч., живеш., среж., товарищ., поеш., уж., настеж., дич., кож., барж., грош., рубеж., москвич., смерч., ключ., малыш., суш., тиш., лож., туч., плач., дрож., мелоч., мяч., борщ., марш., луж., шалаш., матч., рож., полчищ., чащ., бежиш., тысяч., пляж., кирпич., смееш.ся, навещаеш., извлеч., леч., ковш., глуш., сеч., испеч., тираж., неудач., свеч., достич., сотреш., похож., линюч., гореч., мелоч., жгуч., груш., сжеч., участвуеш., блеснеш., тягуч., трескуч., мыш., дюж., хорош., моч., блестящ., вскач., навзнич., пустош., леч., сееш., еш., училищ., карандаш., залеж., спряч.ся, подпояш.ся.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/351441-trenirovochnyj-material-po-russkomu-jazyku-po
Русский язык 10 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. Драбкина 2019
Упражнение № 43
Вставьте пропущенные буквы и, определив часть речи.
Грош, пишешь, могуч, беречься, жечь, колюч, утаишь, посмотришь, речь, настежь, горечь, достичь, крыш, пахуч, пожарищ, полчищ, луж, туч, кирпич, видишь, врач, думаешь, задач, сторож, посеешь, горяч, спросишь, поймаешь, лишь, настежь, прочь, жечь, вскачь, замуж, уж, ветошь, течь, плач, отрежь, плачь, фальшь, ложь, помочь, навзничь, ключ, встреч, сечь, мелочь, грош, будешь, смерч, мираж, заплачь, знаешь, дремлешь, съешь, сидишь, ландыш, прочь, сплошь, вещь, ищешь, шалаш, тишь, горечь, пляж, молодежь, потеряешь.
Тайны русской орфографии под лингвистическим микроскопом
Вопрос: Почему пишется замуж и невтерпеж без мягкого знака, а невмочь и наотмашь с мягким знаком? Проанализируйте то, как образованы эти наречия, и дайте историческое объяснение.
Ответ: Данные наречия образованы из сочетания существительного с предлогом.
Замуж и невтерпеж — образованы от имен существительных мужского рода: в слове невтерпёж доказательством тому является суффикс -ёж (сравни: галдёж).
Невмочь и наотмашь образованы от имён существительных женского рода (существительное женского рода отмашь приведено в словаре В. И. Даля).
Упражнение № 44
Выполните тест, вставьте все пропущенные буквы.
1. Укажите строчку, в которой во всех словах пишется Ь.
2. Укажите строчку, в которой во всех словах не пишется Ь.
3. Укажите строчку, в которой во всех словах пишется Ь.
4. Укажите строчку, в которой во всех словах не пишется Ь.
5. Укажите строчку, в которой во всех словах не пишется буква Ь.
6. Укажите строчку, в которой во всех словах пишется Ь.
7. Укажите строчку, в которой во всех словах не пишется Ь.
8. Укажите строчку, в которой во всех словах пишется Ь.
9. Укажите строчку, в которой во всех словах не пишется Ь.
10. Укажите строчку, в которой во всех словах пишется Ь.
«Упражнение в правописании мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».
Цель урока: формировать умение в написании слов с мягким знаком на конце после шипящих в существительных.
закрепление правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;
выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода;
развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать умение работать в парах;
развитие мышления, внимания, речи;
воспитание уважения к родному языку, культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему. Постановка целей урока.
Мягкий голос, мягкий шаг
— Что знаем об этой букве?
— Какую роль играет мягкий знак в русском языке?
1) показатель мягкости согласного звука
2) разделяет согласный от гласного
— О какой ещё роли мягкого знака узнали на предыдущих уроках?
(Ь – показатель женского рода существительных с шипящим на конце)
— Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока:
— Какую цель поставим перед собой?
— Вспомним шипящие звуки.
— Какими буквами их обозначаем?
Пропишем их на строчке каллиграфически.
ь ъ ь ъ
Работа для глаз и рук.
5. Работа по теме урока.
А) Повторение алгоритма написания существительных с шипящими на конце.
— Давайте вспомним, у имён существительных, какого рода после шипящих на конце пишется Ь?
Сформулируем алгоритм действий при написании имён существительных с шипящим на конце:
мужской род – Ь не пишу
женский род – Ь пишу
Б) На доске двустишье. Прочитайте.
Вот поспела в поле рож_.
Испекли мы вкусный корж__.
Найдите имена существительные с шипящим на конце. Объясните их значение.
Рожь – зерновая злаковая культура.
Корж – большая лепёшка.
— Давайте используя алгоритм, выясним какое существительное требует написания Ь знака на конце.
РОЖЬ – сущ, ж.р. пишу Ь.
КОРЖ – сущ. м.р. не пишу Ь.
— Запишите предложения по вариантам.
— Выделите в каждом грамматическую основу.
— Определите падеж у существительных с шипящей на конце.
РОЖЬ (что?) – И. п.
КОРЖ (что?) – В. П.
— Каким членом предложения будет явятся слово корж? (дополнение) Подчеркните.
В) Учебник, упражнение № 457
— Какое еще правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать слова?
— Как проверить парную согласную?
Выполняем по группам:
Девочки выписывают сущ м.р., мальчики – ж.р
— Что заметили девочки?
— Что заметили мальчики?
Г) Работа в парах.
Составьте из слов пословицу.
ВЕРНЫЙ, ПРИХОДИТ, ПОМОЩ__, ТОВАРИЩ_, НА, ВСЕГДА
Запишите её в тетрадь, вставив, где нужно Ь после шипящих.
— Какую цель ставили на уроке? Достигли?
Возьмите в руки простой карандаш,
Если вы считаете, что научились правильно писать существительные с шипящими на конце, поставьте на полях ! (восклицательный знак).
Если вы сомневаетесь и должны еще потренироваться, то поставьте на полях ? (вопросительный знак)
7. Домашнее задание.
Рамзаева Т. Г. Учебник русского языка для 3 класса. Упражнение № 456
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/317709-konspekt-uroka-russkogo-jazyka-v-3-klasse-upr
Тренажёр по русскому языку 5 класс к учебнику Т. Ладыженской — Г. Потапова 2020
Вставьте пропущенные буквы.
1. Грош_, острич_, ветош_, ералаш_, хорош_, полноч_, репортаж_, увлеч_, мякиш_, сыпуч_,, фальш_, сбрасываеш_, упряж_, узкоплеч_, рож_, рисуеш_, пахуч_, картеч_, зряч_, течёш_, растолоч_, нет рощ_, бастуеш_, напеч_, пастбищ_, накидываеш_, глупыш_, ретуш_, борщ_, толчёш_.
2. Блаж_, заведёш_, нет сборищ_, немощ_, зайдёш_, много туч_, постич_, тягуч , прикрываеш _, клещ_, гониш_, повернёш_ся, залеч_, постич_, хвощ_, хрыч_, клеиш_, гуаш_, кулич_, секач_, мощ_, прижеч_, щёлоч_, толкаеш_, электропеч_, пойдёш_, леч_, пригож_, ландыш_, вербуеш_.
3. С крыш , мыш_, окружаеш_, от туч_, дрож_, пылаеш_, похож_, увлеч_, суш_, хорош_, отсеч_, могуч_, сверкаеш_, роскош_, почувствуеш_, гореч_, побежиш_, сжеч _, убереч_, с плеч_, гуляш_, плащ_, влезеш_, грош_, прилеч_, бесстыж_, съеш_, шпионаж_, выпряч_, растолоч_.
4. Трюкач идёш_, хлыщ_, пренебрегаеш_, неудач_, отсеч_, детёныш_, змеёныш_, муляж_, увлеч_, свеч_, усач_, превозмоч_, чащ_, широкоплеч_, саквояж_, тягуч_, рож_, дрож_, чуш_, зряч_, упряж_, совпадаеш_, удилищ_, навлеч_, достигаеш_, колюч_, течёш_, рыж_, глуш_.
5. Пустош_, стереч_, грач_, убереч_, лихач_, истолоч_, умножиш_, сыпуч_, брош_, промолчиш_, страж_, шпионаж_, набрасываеш_, душ_, жгуч_, вычистиш_, могуч_, настич_, попович_, бестолоч_, спряч_ся, подбираеш_, нет зрелищ_______________________ , сможеш_, коротыш_, прожеч_, чаш_, тягуч_, тысяч_, стираеш_.
6. Печалиш_ся, поджеч_, похож_, стриж_, паралич_, добыч_, гореч_, ползуч_, рвач_, кипуч_, пренебреч_, видиш_ хранилищ_, гуляеш_, залеж_, паныч_, скрипуч_,
засеч_, слабееш_, нет краж_, бестолоч_, сыпуч_, стеч_, стережёш____ , пугач_, латыш_, навлеч_, числиш_ся, горяч_, плеш_.
1. Гроши, остричь, ветошь, ералаш, хорош, полночь, репортаж, увлечь, мякиш, сыпуч, фальшь, сбрасываешь, упряжь, узкоплеч, рожь, рисуешь, пахуч, картечь, зряч, течёшь, растолочь, нет рощ, бастуешь, напечь, пастбищ, накидываешь, глупыш, ретушь, борщ, толчёшь.
2. Блажь, заведёшь, нет сборищ, немощь, зайдёшь, много туч, постичь, тягуч, прикрываешь, клещ, гонишь, повернёшься, залечь, постичь, хвощ, хрыч, клеишь, гуашь, кулич, секач, мощь, прижечь, щёлочь, толкаешь, электропечь, пойдёшь, лечь, пригож, ландыш, вербуешь.
3. С крыш, мышь, окружаешь, от туч, дрожь, пылаешь, похож, увлечь, суша, хорош, отсечь, могуч, сверкаешь, роскошь, почувствуешь, горечь, побежишь, сжечь, уберечь, с плеч, гуляш, плащ, влезешь, грош, прилечь, бесстыж, съешь, шпионаж, выпрячь, растолочь.
4. Трюкач, идёшь, хлыщ, пренебрегаешь, неудач, отсечь, детёныш, змеёныш, муляж, увлечь, свеч, усач, превозмочь, чаща, широкоплеч, саквояж, тягуч, рож, дрожь, чушь, зряч, упряжь, совпадаешь, удилищ, навлечь, достигаешь, колюч, течёшь, рыж, глушь.
5. Пустошь, стеречь, грач, уберечь, лихач, истолочь, умножишь, сыпуч, брошь, промолчишь, страж, шпионаж, набрасываешь, душ, жгуч, вычистишь, могуч, настичь, попович, бестолочь, спрячься, подбираешь, нет зрелищ, сможешь, коротыш, прожечь, чаша, тягуч, тысяч, стираешь.
6. Печалишься, поджечь, похож, стриж, паралич, добыч, горечь, ползуч, рвач, кипуч, пренебречь, видишь, хранилище, гуляешь, залежи, паныч, скрипуч, засечь, слабеешь, нет краж, бестолочь, сыпуч, стечь, стережёшь , пугач, латыш, навлечь, числишься, горяч, плешь.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Петрова Наталья Васильевна
Конспект урока по теме «Правописание буквы Ь после шипящих». 5 класс
1. Создать условия для повторения закономерностей написания буквы ь после шипящих; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.
Развивать коммуникативные УУД.
тетрадь, раздаточный материал, проектор.
– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
2. Постановка темы и цели урока.
— Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Что объединяет все эти слова?
Увлечь (глагол), камыш (сущ), терпишь (глагол), не зависишь (глагол), ландыш (сущ), хорош (кр.прил), собираешь (глагол), беречь (глагол), из-за туч (сущ. Р.п), мышь (сущ), бродишь (глагол), спешишь (глагол), пейзаж (сущ), свеж (кр.прил). (Эти слова заканчиваются на шипящий согласный. В конце глаголов пишется Ь, в именах существительных нужно определить род).
Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема урока? (Буква Ь после шипящих в конце слова).
— Запишите в тетрадь число и тему урока.
— Что будет являться целью нашего урока? (Научиться правильно писать слова с буквой ь после шипящего в конце слова).
3. Обобщение и систематизация изученного.
— А теперь вспомните, что вы знаете о написании букв с ь после шипящих. Заполните таблицу. Слова, записанные на доске распределите по колонкам. (Таблица выдается каждому ученику).
Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), взаимопроверка, оценивание.
1.Прочитайте. Докажите, что это текст. Определите стиль текста. Докажите свое мнение. Вставьте пропущенные буквы, выпишите эти слова, объясните свой выбор.
Хорош (кр. прил.), не можешь (глаг.), выходишь (глаг.), осматриваешься (глаг), любуешься (глаг.), из – за туч (сущ. Род. п. мн. ч.), луч (сущ. муж. р.), понимаешь (глаг.), мираж (сущ. М.р), почувствуешь (глаг) крыш (сущ. Род. п. мн. блестящ (кр.прил.), скрипуч (кр.прил).
Проверка (ответы выводятся на экран), оценивание выполнения по «ключам».
Задание № 3.Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Найди лишнее слово, запиши в тетрадь.
1. Угрожающ, жгуч, блестящ,
, крепыш, камыш, пейзаж.
собираешь, вертишь, слушаешь.
4. Луж, задач, рощ,
Взаимопроверка (ответы выводятся на экран), оценивание.
3. Самостоятельная работа.
Вставить пропущенную букву.
Учащиеся выбирают уровень самостоятельно.
I уровень – «3».
Глуш(?) (3 скл.), финиш(?) (2 скл ), мелоч(?) (3 скл.), из – за туч(?) (1 скл.), помощ(?) (3 скл.), жилищ(?) (1 скл.), молодёж(?) (3 скл.), манеж(?) (2 скл.).
II уровень – «4».
Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).
III уровень – «5»
Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.
Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).
Глушь (3 скл.), финиш (2 скл ), мелочь (3 скл.), из – за туч (1 скл.Р.п), помощь (3 скл.), жилищ (2 скл.Р.п), молодёжь (3 скл.), манеж (2 скл.).
Речь, пахуч, луч, рощ, морж, блестящ, вещь, задач, роскошь, проигрыш, клещ.
Водится дичь, прячется ёж, собирается молодёжь, скребётся мышь, ползает уж, спрячешь вещь, ландыш пахуч, песок сыпуч, напиток шипуч, видишь пейзаж, рисуешь камыш).
Проверка выполнения (ответы выводятся на экран), оценивание работы.
Дополнительный материал для работы.
отвлечь внимание (глагол)
множество неудач (род.п., мн.ч.)
военная мощь (ж.р.)
удачный розыгрыш (м.р.)
кактус колюч (кр.прил.)
зарево пожарищ (род.п., мн.ч)
сумел отвлечься (глагол)
великолепный пейзаж (м.р.)
быстро уничтожь (глагол)
ужасно тощ (кр.прил.)
ничего не помнишь (глагол)
зеленая гуашь (ж.р.)
множество неудач (сущ.)
военная мощь (сущ.)
удачный розыгрыш (сущ.)
кактус колюч (прил.)
зарево пожарищ (сущ.)
великолепный пейзаж (сущ.)
ужасно тощ (прил.)
зеленая гуашь (сущ.)
4. Итог урока.
— Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.
В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь?
В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (
В словах какой части речи Ь после шипящих никогда не пишется?
5. Домашнее задание.
Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
«открытие» нового знания.
словесный, наглядный, частично — поисковый, практический.
формирование способности учащихся к новому способу действия.
организовать исследовательскую деятельность учащихся,
изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода». Овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после шипящих.
— Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
— Формировать умение различать слова мужского и женского рода;
— Воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
— Воспитывать самостоятельность, творческую активность;
— Развивать орфографическую зоркость учащихся;
— Развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память.
— формировать интерес к учению;
— формировать способность к самооценке.
— подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак
— формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце
— способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать
— развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
— выдвигать гипотезу
— устанавливать причинно-следственные связи
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
— формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
— содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах
I. Организационный момент
– Прозвенел уже звонок? (Да!)– Это начался урок? (Да!)– Хотите учиться? (Да!)– Значит, можно всем садиться! (Да)
— Прочитайте девиз сегодняшнего урока. Внимательно слушай – и все услышишь.
Внимательно смотри — и все увидишь.
Думай – и все поймешь.
Внимание и умение слушать нам пригодится в течение всего урока.
Перед вами карточка № 1, на которой записаны буквы:
Карточка № 1.
а р ж м н о ш у л э ч м н я щ
— Зачеркните буквы гласных звуков.
— Зачеркните буквы согласных звонких непарных звуков.
— Какие буквы у вас остались? (ж ш ч щ – буквы шипящих звуков).
— Как называют эти согласные звуки?
— Разбейте их на 2 группы.
— По какому признаку вы их разделили? (всегда мягкие/всегда твердые).
Написание в тетради: жш чщ шж щч
— Напишите пары букв до конца строки, меняя буквы местами.
. Актуализация знаний.
— Составьте предложение из слов и запишите его в тетради:
Тишь, ручья, маленькой, журчание, нарушает, рощи.
(Журчание ручья нарушает тишь маленькой рощи.)
— Поставьте под шипящими точки, используя зеленый и синий карандаши.
— Найдите основу предложения.
— Слова, какой части речи чаще других встречаются в этом предложении?
За горами, за долами,
За дремучими лесами.
Есть страна удивительная
Правит этой страной существительное.
Мы хотим о нём всё знать
Кто готов нам рассказать?
— Что такое имя существительное?
— Назовите имена существительные в этом предложении?
— Определите их род.
— Посчитайте и запишите кол-во букв и звуков в словах «ручья», «
— Какую работу выполняет «Ь» в этих словах?
— Сегодня на уроке вы откроете еще один секрет работы «Ь». Но это случится чуть позже.
. Открытие нового знания .
Карточка № 2.
Подбери синонимы к словам:
— Были ли у вас какие-либо затруднения ?
— В чем состояла проблема? ( писать или не писать ь)
— Подчеркните буквы, на которые оканчиваются, записанные вами синонимы.
— Как они называются? (шипящие)
— Сформулируйте тему урока.
— Подумайте, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке
(Когда необходимо писать Ь на конце существительных после шипящих)
— Чему мы научимся сегодня на уроке?
(писать имена существительные с шипящими на конце )
— Разбейте, подобранные вами синонимы, на 2 равные группы.
— По какому признаку их можно распределить?
— Прочитайте имена существительные мужского рода? женского рода?
— Скажите, ответили вы на вопрос, когда необходимо писать «Ь» на конце существительных после шипящих?
— Взгляните на предложение, записанное в начале урока, и попробуйте ответить на вопрос: когда необходимо написать «Ь»?
— Попробуйте сформулировать правило, когда пишется «Ь» на конце существительных после шипящих.
— Сравним ваш вывод с правилом в учебнике.
ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА (с.31)
Чтобы легче запомнить правило, давайте выучим небольшое стихотворение:
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо —
Мягкий знак употреблять.
— А теперь запишите эти слова в 2 столбика по родам.
— Какую роль играет «Ь» в словах 2 столбика? (указывает на то, что это существительное женского рода).
Значит, у «Ь» есть ещё одна работа – указывать на род имен существительных. Таким образом, мы пришли с вами к выводу, что «Ь» может выполнять 3 работы.
— В русском языке нередко «Ь» не обозначает мягкость согласных, а лишь указывает на его форму. Такую работу выполняет «Ь» на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих. Он сообщает, это существительное женского рода
— В имена существительных в начальной форме, оканчивающихся на шипящие Ж, Ш,Ч, или Щ – всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем — писать или не писать «Ь».
Составление алгоритма действий.
— Как нужно действовать, если перед вами имя существительное с шипящим на конце?
Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи, если это существительное в начальной форме, определи его род, если это слово женского рода, то пишется «Ь», а если мужского рода – то «Ь» не пишется).
Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения. Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, встаёте , если мужского рода , хлопаете ладонями над головой.
ёж, лещ, дичь, печь, мышь. товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.
Применение новых знаний. Решение орфографических задач.
А) Игра «Четвёртый лишний».
— Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее слово. Вставьте, где нужно, мягкий знак.
— Какую работу может выполнять « Ь» в словах?
Б) Орфографическая задача.
— Запомните слова с шипящим на конце, которые вам встретятся в предложениях, Запишите их.
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Жёлтый лев крадётся к зебре
Через травы и камыш.
В) Словарная работа.
-Замените группы слов одним словом с шипящим на конце, запишите слова в соответствии с правилом правописания «Ь».
• Если хорошо заточен, всё легко он режет очень• Женское украшение, которое прикалывают на грудь или воротник • Предмет, на котором ездил Емеля • Без него не откроешь замок • Его надевают в дождь • Маленький ребёнок • Мелкие деньги.
Г) Веселая грамматика.
— Догадайтесь, какие сказочные слова относятся к именам существительным женского рода?
Девежь, боромож, велочь, лущь, ларукуш.
— Что вам помогло выполнить это задание?
(Ответы записываются в цифрами)
Карточка № 3
Прочитайте текст. Определите, в каких именах существительных после шипящего необходимо написание мягкого знака. Заполните пропуски.
— Сколько всего имен сущ. использовано в тексте? (9)
— Сколько всего имен сущ. с шипящими на конце использовано в данном тексте? (8)
— Сколько в тексте сущ. женского рода с шипящим на конце? (4).
— Сколько в тексте сущ. мужского рода с шипящим на конце? (4).
А) Разноуровневые задания.
— Подумайте и возьмите ту карточку, с заданием, с которым вы точно справитесь.
• Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут необходимы знания и других тем).
• Если вы считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную карточку.
• Но если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.
Карточка № 1. (я понял тему урока)
Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные орфограммы, определите род
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Карточка № 2. (я хорошо понял тему урока)
Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные в единственном числе с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.
Карточка № 3. .(я отлично понял тему урока, могу объяснить её товарищу))
Подберите к словам синонимы с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
— Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
— Над какой темой работали на уроке?
— Какую цель вы ставили? (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.)
— Достигли вы поставленной цели?
— Продолжите высказывания хором:
— Чтобы ученье не было для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звёздочку:
– Я всё понял, могу объяснить другу.
– Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.
– У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.
Русский язык 5 класс — Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику Т. Ладыженской — Л. Аксенова 2020
1. Запишите, объясняя наличие или отсутствие ь на конце существительных после шипящих.
Помощ.., много свеч.., ноч.., врач.., брош.., из-за туч.., грач.., тиш.., хвощ.., реч.., глуш.., рож.., этаж.., пляж.., калач.., дич.., камыш.., кумач.., кураж.. .
Помощь, много свеч, ночь, врач, брошь, из-за туч, грач, тишь, хвощ, речь, глушь, рожь, этаж, пляж, калач, дичь, камыш, кумач, кураж.
2. Запишите, объясняя наличие или отсутствие ь на конце существительных после шипящих.
• Объясните значения подчёркнутых выражений. Как называются такие устойчивые выражения?
Футбольный матч, как гора с плеч, умная дочь, серьёзная речь, бескорыстная помощь, картечь для ружья, восемь куч, вьющийся плющ, крепить мощь Родины, баскетбольный мяч, меч правосудия, красивая брошь, победный клич, аккуратный чертёж, гнусная ложь.
3. Запишите пословицы, объясните наличие или отсутствие ь на конце существительных после шипящих.
1) Скупой богач.. беднее нищего. 2) Когда рож.. будет, тогда и мера. 3) Лож.. на тараканьих ножках ходит. 4) Горшок котлу не товарищ.. . 5) Не печ.. кормит, а руки. 6) Гора родила мыш.. . 7) Волка на собак в помощ.. не зови. 8) При верном псе и сторож.. спит. 9) Красна реч.. с поговоркой. 10) Без неудач.. удач.. не бывает. 11) Ключ.. сильнее замка.
• ТР. Объясните в небольшой творческой работе смысл пословицы: «Без неудач удач не бывает».
1) Скупой богач беднее нищего. 2) Когда рожь будет, тогда и мера. 3) Ложь на тараканьих ножках ходит. 4) Горшок котлу не товарищ. 5) Не печь кормит, а руки. 6) Гора родила мышь. 7) Волка на собак в помощь не зови. 8) При верном псе и сторож спит. 9) Красна речь с поговоркой. 10) Без неудач удач не бывает. 11) Ключ сильнее замка.
4. Запишите афористические высказывания, объясните наличие или отсутствие Ь на конце существительных после шипящих.
1) Талант великих душ.. есть узнавать великое в других людях. (Н. М. Карамзин) 2) Самая глубокая лож.. часто выражается молчанием. (Р. Стивенсон) 3) Равенство в любви и дружбе — вещ.. святая. (И. А. Крылов) 4) Музыка — выражение порядка идей и чувств высших, чем те, на которые способна реч.. человеческая. (Ж. Санд)
• Выпишите три слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне», подберите и запишите к ним проверочные слова.
• Найдите слово с непроизносимой согласной, определите часть речи и морфологические признаки.
1) Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. (Н. М. Карамзин) 2) Самая глубокая ложь часто выражается молчанием. (Р. Стивенсон) 3) Равенство в любви и дружбе — вещь святая. (И. А. Крылов) 4) Музыка — выражение порядка идей и чувств высших, чем те, на которые способна речь человеческая. (Ж. Санд)
5. Запишите предложения, объясните наличие или отсутствие Ь на конце существительных после шипящих.
1) Мне опять приснились дебри, глуш.. пустынь, заката тиш.. . Жёлтый лев крадётся к зебре через травы и камыш.. . (В. Я. Брюсов) 2) Птички поют голосисто, солнце проснулось давно и полосой золотистой луч.. свой бросает в окно. (С. Дрожжин) 3) Зарумянились вишня и слива, налилась золотистая рож.. . (Н. Греков) 4) Ветер шуршит в вершинах сосен и проносит над ними вереницы туч.. . (Н. Александрович) 5) Важно грач.. гуляет за сохой на пашне. (И. А. Бунин) 6) Плодами рябин кормятся боровая дич.. и певчие птицы. (Д. Зуев) 7) Как первый луч.. весенний ярок! (А. Фет) 8) Всю ноч.. ярко мерцают звёзды. (В. Архангельский) 9) Колосится озимая рож.. . (Н. Плавильщиков)
1) Мне опять приснились дебри, глушь пустынь, заката тишь. Жёлтый лев крадётся к зебре через травы и камыш. (В. Я. Брюсов) 2) Птички поют голосисто, солнце проснулось давно и полосой золотистой луч свой бросает в окно. (С. Дрожжин) 3) Зарумянились вишня и слива, налилась золотистая рожь. (Н. Греков) 4) Ветер шуршит в вершинах сосен и проносит над ними вереницы туч. (Н. Александрович) 5) Важно грач гуляет за сохой на пашне. (И. А. Бунин) 6) Плодами рябин кормятся боровая дичь и певчие птицы. (Д. Зуев) 7) Как первый луч весенний ярок! (А. Фет) 8) Всю ночь ярко мерцают звёзды. (В. Архангельский) 9) Колосится озимая рожь. (Н. Плавильщиков)
Прочитайте текст и выполните задания 1-10. О каком времени года говорится в тексте? Что помогло вам это определить?
(1)Дни в эту пору обычно бывают хмурые, ненастные. (2)Тяжёлые тучи ползут почти над самой землёй. (3)Вот и опять засеял дождик — мелкий, словно сквозь сито. (4)В такую погоду из дома и нос не высунешь.
(5) 3ато когда ветер разгонит тучи, разъяснится небо, бегите скорее на улицу подышать свежим воздухом.
(6) Проверьте, какие птицы, кроме ворон и галок, остаются зимовать в наших краях. (7)В деревне, да и в городе. (Г. Скребицкий)
1. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) звучат повелительные интонации.
1) 5 2) 3, 5 3) 6 4) 5, 6
2. Укажите предложение, в котором есть синонимы.
1) 1 2) 3 3) 5 4) 6
3. В каком предложении есть эпитет?
1) 2 2) 4 3) 6 4) 7
4*. Сколько сложных предложений в тексте?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
5. В каком предложении имеются однородные члены?
1) 1 2) 4 3) 5 4) 2
6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
7. В каком предложении есть слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного?
1) 1 2) 3 3) 4 4) 5
8. Сколько слов с непроизносимой согласной встречается в тексте?
9. Сколько глаголов в неопределённой форме есть в тексте?
10. Сколько прилагательных в тексте?
1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.
Я пришёл (к) тебе (с) приветом
Расск..зать, что со..нце встал..,
Что оно горячим светом
(По) л..стам (за) тр..п..тало;
Расск..зать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встр..п..нулся
И в..сенней полон жаждой;
Расск..зать, что отовсюду
(На) меня в..сельем ве..т,
Что (не) знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зре..т.
(А. А. Фет)
1. Какое настроение передают поэтические строки А. А. Фета?
Эти строки — своеобразный гимн утру. Поэт передаёт едва уловимые переживания лирического героя, чувствующего своё единство с природой: сдерживаемый восторг от созерцания красоты наступающего утра и неудержимое желание поделиться своей радостью, счастьем.
2. Какое языковое средство выразительности использует А. А. Фет во 2-й строфе (см. выделенные слова)?
3. Запишите текст стихотворения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.
4. Запишите названия орфограмм, которые иллюстрируют слова с пропусками и скобками.
«Правописание проверяемых безударных гласных корня»; «Непроизносимые согласные корня»; «Правописание предлогов со словами»; «Правописание гласной в безударных окончаниях глаголов».
5. Из третьей строфы выпишите все слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните в каждом случае причину такого несоответствия. Произведите полный фонетический разбор одного из этих слов.
Рассказать, веет, знаю, петь, только, зреет.
6. Из 1-й и 2-й строф выпишите однокоренные слова, укажите их морфемный состав.
7. Выпишите слово с непроизносимой согласной.
8. Напишите, какова роль ь в слове весельем. Приведите свои три примера слов, в которых ь будет выполнять такую же функцию.
В слове весельем ь выполняет разделительную функцию.
9. Выпишите грамматические основы из 1-й строфы, укажите способ их выражения.
(1)В н..родных песнях и ска..ках ч..сто уп..миналась б..рёза. (2)Пр..стые д..р..венские люди ласково называли б..рёзу б..рёзонькой. (3)(В) праз..ничные летние дни девушки зав..вали (из) в..твей м..л..дых б..рёзок в..нки пели (под) б..рёзами песни. (4)Б..рёзами обсаживали (в) ст..рину б..льшие проезжие д..роги — б..льшаки. (5)Из к..ры б..рёз (на) сев..ре нашей стр..ны пл..ли лё..кие лапти удобные к..шели. (6)В к..шелях н..сили на д..лёкую пожню одежду и пищ.. . (7)Из к..ры б..рёз гнали душ..стый дёготь делали кр..сивые высокие туески.
(По И. Соколову-Микитову)
1. Прочитайте и озаглавьте текст.
2. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки. Свой выбор обоснуйте графически.
3. Выпишите из предложения 6 синоним к слову луг.
4. Выпишите из предложения 5 слово с оглушением. Разберите слово фонетически.
5. Из предложения 7 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
6. Из предложения 3 выпишите слово(-а) с непроизносимой согласной в корне. Через точку с запятой запишите свои пять примеров с непроизносимой согласной в корне.
7. Из предложения 3 выпишите слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная корня». Обозначьте части речи, укажите их морфемный состав.
8. Выпишите из текста слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
9. Укажите номера простых предложений с однородными членами.
10. Составьте и запишите предложения: а) сложное; б) простое с однородными членами; в) простое с обращением.
(1)В народных песнях и сказках часто упоминалась берёза. (2)Простые деревенские люди ласково называли берёзу берёзонькой. (3) В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых берёзок венки, пели под берёзами песни. (4)Берёзами обсаживали в старину большие проезжие дороги — большаки. (5)Из коры берёз на севере нашей страны плыли лёгкие лапти, удобные кошели. (6)В кошелях носили на далёкую пожню одежду и пищу. (7)Из коры берёз гнали душистый дёготь, делали красивые высокие туески.
8. Берёзонькой, берёзок
Больше двухсот лет назад богатый царский вельможа по фамилии Пашков поручил одному из лучших архитекторов России Василию Баженову построить рядом с Кремлём, на гребне холма, дворец. Зодчий взялся за эту работу. Когда здание было готово, люди ахнули. Современники отзывались о доме Пашкова как об одном из чудес света. Он напоминает прекрасную белокрылую птицу, которая вот-вот взлетит.
Когда-то вокруг дворца был разбит чудесный сад. В саду разгуливали по дорожкам китайские гуси, распускали пышным веером хвост павлины, оглашали окрестности сердитыми криками всевозможные попугаи. К счастью, дворец дожил до наших дней. Благодаря ему уголок Москвы, который он украшает, выглядит необыкновенно празднично и изысканно. Приезжие подолгу любуются им и иногда, сами того не замечая, произносят вслух: «Надо же, чудо-то какое!»
(По В. Соловьёву)
Примечание. Выписать на доску слова: когда-то, чудо-то.
1. Выпишите из текста все слова с непроизносимой согласной в корне, подберите к ним проверочные слова.
2. Разберите по составу слова: богатый, пышным, архитекторов (I вариант); царский, белокрылую, оглашали (II вариант).
3. Произведите синтаксический разбор предложений: второго из 2-го абзаца (I вариант); первого из 2-го абзаца (II вариант).
В те дни вечерами уже холодало. Дело шло к осени. По ночам почва быстро выхолаживалась, и к рассвету степь покрывалась белёсым налётом инея. Скудная пора приближалась для степного зверя. Редкая дичь исчезала. Кто в тёплые края, кто в норы, кто подался на зиму в пески. Теперь каждая лисица рыскала в степи в полном одиночестве и промышляла себе пропитание.
С наступлением ночи она выходила из овражка. Выжидала, вслушивалась, трусила к железнодорожной насыпи. Она бесшумно перебегала то на одну, то на другую сторону путей. Здесь лисица выискивала объедки, выброшенные пассажирами из окон вагонов.
(По Ч. Айтматову)
1. Выпишите из второго абзаца слова, в которых происходит оглушение. Определите часть речи этих слов, укажите морфемный состав.
2. Подберите синоним к слову скудная.
3. Разберите синтаксически 3-е предложение текста.