- Психологические проявления профессионального стресса
- Психологические характеристики медицинских сестер с выраженной степенью выгорания
- Роль медицинской сестры в оказании терапевтической медицинской помощи
- Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения
- Средовые факторы, оказывающие влияние на профессиональную деятельность медицинской сестры
- Характеристика выборки испытуемых
Психологические проявления профессионального стресса
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и прочих, воспринимаемых индивидом как угрожающие «Я» (Л.Ф. Бурларчук 1989 г., М. Хьюстон 2004 г.).
Среди описанных в литературе теорий стресса следует отметить гомеостатическую (Н. Selye, 1956 г.), психодинамическую (S. Freud 1966 г.), физиологическую (H.G. Wolff 1968 г.), модель D. Mechanik (1978 г.), основным звеном которой является понятие и механизмы адаптации, стресс в теориях конфликтов, модель В.Р.
Dohrenwend (1974 г.), в которой стресс рассматривается как поведенческие реакции индивидуума на социально-психологические стимулы, стресс в теориях систем и трансактную теорию психологического стресса, разработанную R. Lasarus (1984 г.) (В.А. Бодров 2000 г., 2006 г., C.S. Hall, G. Lindsey 1999 г.).
Теория стресса R. Lasarus (1966 г.) основана на ведущей роли в развитии стресса (В.А. Бодров 2006 г.): психического отражения явлений действительности и их субъективной оценке; познавательных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности, неопределенности событий; индивидуальных различий реализации этих процессов и оценки субъективной опасности, вредности стимулов.
Дальнейшее развитие теория психологического стресса получила в работах С. Peterson и M.E.F. Seligman (1984 г.) (теория пессимистического объяснительного стиля) и J.M. Rosenstock, V.J. Strech, М.Н. Becker (1988 г.) (модель «убеждений о здоровье») (В.А. Бодров 2006 г.).
В своих публикациях В.А. Бодров (2000 г., 2006 г.) выделяет два подхода к изучению стресса. Первый заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении используются в качестве индикаторов психологического стресса (В.Р.
Dohrenwend 1966 г., H.G. Wolff 1968 г.). Во втором подходе акцент делается на изучении психологических предпосылок и закономерностей проявления тех или иных внешних реакций, рассматриваемых в качестве индикаторов психических процессов (F. Alexander 1950 г., D. Mechanic 1962 г., R.S. Lasarus 1970 г.).
В работах А.Б. Леоновой (1995 г., 2001 г.) выделено три концептуальных направления в изучении природы и проявления психологического стресса: экологическое, трансактное и регуляторное.
В рамках экологического направления, стресс рассматривается как результат взаимодействия индивида и окружающей среды (В .А. Бодров 2006 г.). Регуляторное направление объединяет в себе модели и теории стресса, понимающие стресс как «особый класс состояний, отражающий механизм регуляции деятельности в затруднительных условиях» (А.Б.
Современные исследования базируются на концепциях трансактной теории стресса (R.S. Lasarus 1966 г.), в основе которых лежит представление о стрессе как о трансактном процессе, включающем в себя четыре последовательных этапа: 1) осознание стрессора и его оценка; 2) эмоциональная реакция на воздействие стрессора и изменения на когнитивном уровне; 3) копинг-реакция; 4) оценка результата копинг-реакции и переосмысление ситуации (В.А. Бодров 2000 г., 2006 г., Л.И. Ларенцова 2006 г.).
Во второй половине XIX века понятие «стресс» становится предметом исследований, посвященных изучению особенностей профессиональной деятельности специалистов различных направлений (L. Levi 1981 г., М.Н. Appley, R. Trumbull 1986 г., R. Karasek, Т. Theorell 1990 г.).
С. Maslach (1993 г.), Taylor & Trancis (1993 г.) определяют профессиональный стресс как многообразный феномен, выражающийся в психологических и физиологических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
С точки зрения отечественных исследователей, под профессиональным стрессом следует понимать напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью (Н.В. Самоукина 1999 г., Л.И. Ларенцова, Е.Д. Соколова 2002 г., Е.П. Ильин 2005 г., Б.З. Зельдович 2007 г. и др.).
В связи с этим следует остановиться на основных направлениях в исследовании профессионального стресса.
В экологическом подходе профессиональный стресс рассматривается как ответная реакция индивида на взаимодействие со средой (H.G. Wolf 1953 г., D. Mechanic 1962 г., R. Karasek, Т. Theorell 1990 г.). В исследованиях, посвященных изучению системы взаимодействия «личность-среда», доказывается, что несоответствие требований производственной среды и индивидуальных ресурсов работника, лежит в основе формирования стресса.
Психологические характеристики медицинских сестер с выраженной степенью выгорания
Данный фактор, как и предыдущий, включает в себя шкалы методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Фактор стремление к самореализации образуют терминальные ценности «интересная работа», «жизненная мудрость», «активная жизнь» (большие положительные веса), против которых выступают «свобода» и «счастье других» как ценности-цели.
Таким образом, медсестры, имеющие высокие показатели по данному фактору, склонны жертвовать семейным благополучием, личной свободой, успешными межличностными контактами с близким людьми ради профессиональных достижений, карьеры и общественного признания.
И, наоборот, медсестры, имеющие низкие значения по данному фактору, считают свою работу менее интересной и наполненной смыслом, чем счастье, семья, друзья. фактор — настойчивость. Веса, входящие в фактор, представленный на рисунке 26, позволяют охарактеризовать его как настойчивость, уровень развития волевых качеств.
Самые большие веса имеет показатель ценности-средства «воля». Помимо этого положительные веса имеет инструментальная ценность «смелость». Отрицательные веса у показателей шкалы МЛО «Адаптивность» истеричность и инструментальной ценности «образованность».
Распределение весов в данном факторе можно интерпретировать следующим образом. Медсестры, имеющие высокие показатели по данному фактору, могут достигать поставленных целей посредством выраженных волевых качеств. Они не боятся трудностей в достижении желаемого результата, компенсируя недостаток знаний упорным трудом.
На рисунке 27 представлены веса, входящие в фактор, названный как «социальная желательность». Рассматривая положение весов в данном факторе можно сделать следующее заключение. Психологическое содержание данного фактора составляет ориентация на достижение социального успеха, стремление соответствовать предъявляемым требованиям, повышенная значимость социальных норм.
Таким образом, анализируя выделенные факторы, можно сказать, что среди исследуемых психологических характеристик личности медсестры наиболее значимыми, факторобразующими являются эмоциональная чувствительность, нервно-психическая устойчивость, наличие выраженной индивидуальности, эмпатийность, копинги и ценностно-смысловая структура личности.
Результаты факторного анализа позволили выделить 14 факторов, влияющих на стрессоустойчивость медсестер. Результаты дисперсионного анализа в свою очередь позволяют изучить влияние факторов должности и образования на психологические факторы, отражающие адаптацию медсестер.
На рисунке 28 отражены средние значения факторов, на которые значимо влияет должность медсестры. Для главных медсестер являются характерными более низкие значения фактора «высокий контроль» в сравнение с рядовыми медсестрами. Таким образом, можно предположить, что главные медсестры адаптируются к воздействующему профессиональному стрессу посредством тщательной организации деятельности, детального планирования, чрезмерного внимания к мелочам, постоянной мобилизационной готовности как проявления повышенной чувствительности к опасности, обусловленной индивидуально-психологическими особенностями.
Такую же, но еще более выраженную тенденцию имеет фактор дистанцирование. Данный фактор отражает стили совладающего поведения, при использовании которых медсестры склонны либо дистанцироваться от решения проблемы, либо вступать в конфронтацию с воздействующим стрессором.
Эти стили совладающего поведения менее всего присущи рядовым и старшим медсестрам. Они скорее склонны к применению активных стилей совладания в трудной ситуации. Чаще всего для совладания со стрессом они используют социальную поддержку. Не смотря на стремление дистанцироваться от негативного фактора, главные медсестры несут ответственность за ситуацию, за коллектив, за пациентов и поэтому активно ищут пути решения проблемы.
Должностной статус накладывает отпечаток на поведение медсестры в условиях профессиональной деятельности. Медсестры, занимающие руководящие должности, отличаются принципиальностью в решении поставленных задач, прямолинейностью в высказывании своих решений для чего требуется определенная доля смелости и готовность нести ответственность.
На рисунке 29 отражены средние значения факторов, на которые значимо влияет образование медсестры. Влияние уровня образования на адаптацию медсестринского персонала подтверждается тем, что медсестры со средним профессиональным образованием (СПО) чаще используют неконструктивные стили совладания для решения проблем (выраженное влияние фактора «дистанцирование») по сравнению с теми, кто имеет высшее медицинское образование.
Роль медицинской сестры в оказании терапевтической медицинской помощи
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2022. Том 5. № 5
Ю: 2022-05-231-^5144 Тезис
Молчанова Ю.С.
Роль медицинской сестры в оказании терапевтической медицинской помощи
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией
Научный руководитель: к.м.н. Чунакова В.В.
Актуальность. В процессе реформирования сестринского дела повышается роль среднего медицинского персонала в организации лечебно-диагностических мероприятий на всех уровнях медицинского обслуживания населения независимо от профиля оказания медицинской помощи. Оказание терапевтической помощи не возможно без участия сестринского персонала. Имеющиеся условия и возможности подразделений терапевтического профиля позволяют медицинской сестре эффективно реализовать классические этапы сестринского процесса, тем самым проявить свою компетентность при решении приоритетных и потенциальных проблем пациента.
Цель исследования: изучить мнение врачебного персонала о роли медицинской сестры в обслуживании пациентов терапевтического профиля.
В исследовании приняли участие 26 врачей. Большинство респондентов (73,1%) составили женщины, мужчины — 26,9%. Средний возраст респондентов — 41,6±1,632 лет. Квалификационную категорию имеют 92,3% опрошенных, из которых первую -19,2%, вторую — 30,8%, высшую — 42,3%. Общий стаж работы в среднем составил 17,8±1,642 лет.
Результаты. По мнению 69,2% врачей профессия медицинской сестры является необходимой и полезной для общества. 46,1% респондентов указывают на то, что медицинской сестре можно передать некоторые врачебные обязанности. Половина врачей считает необходимым обсуждение вопросов диагностики и лечения конкретного пациента с медицинской сестрой. 61,5% врачей положительно относятся к принятию самостоятельных решений средним медицинским персоналом в пределах своих компетенций.
Несмотря на полученные результаты, 76,9% опрошенных считают роль медицинской сестры в оказании терапевтической помощи взаимозависимой, т.е. результат оказания медицинской помощи в равной степени зависит от работы врача и медицинской сестры.
Вывод. Принимая непосредственное участие в лечении или реабилитации пациентов соответствующего профиля, средний медицинский персонал вносит значительный вклад в повышение качества медицинской помощи, а также сокращение сроков пребывания больного в стационаре без дополнительных затрат имеющихся ресурсов. Однако, на сегодняшний день, среди медицинских работников пока не сформировалось представление о медицинской сестре как самостоятельном субъекте лечебно-диагностического процесса.
Ключевые слова: средний медицинский персонал, терапевтическая помощь
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2022
www.medconfer.com
Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
— за 30-40 минут до выполнения манипуляции достать флакон с инсулином из холодильника (для согревания), сверить название, концентрацию, дозировку с листом назначений, проверить срок годности;
— снять все предметы с рук (кольца, часы), провести гигиеническую антисептическую обработку рук, надеть фартук и перчатки;
— подготовить манипуляционный столик к работе;
— перекатывая флакон между ладонями, перемешать инсулин;
— снять пластмассовый колпачок с флакона, обработать резиновую пробку шариком с антисептиком и дать просохнуть;
— проверить срок годности шприца, целостность упаковки;
— вскрыть упаковку, собрать шприц,проверить проходимость иглы;
— набрать в шприц воздух соответственно дозе инсулина и ввести его во флакон;
— флакон перевернуть вверх и заполнить шприц инсулином на 2-3 ЕД больше назначенной дозы;
— сменить иглу, поместить использованную в дезраствор;
— не снимая колпачка, подняв шприц иглой вверх, легким движением поршня вытеснить из шприца воздух до установленной дозы инсулина;
— подготовленный для инъекции шприц поместить во вскрытую упаковку;
— усадить пациента, установить с ним контакт и провести психологическую подготовку;
— обработать руки в перчатках антисептиком;
— стерильным пинцетом взять стерильный шарик, смочить антисептиком и обработать им инъекционное поле сверху вниз: одной стороной широко, другой — узко;
— дать подсохнуть антисептику.
Основной этап выполнения манипуляции:
— взять шприц в правую руку, снять колпачок с иглы шприца;
— большим и указательным пальцами левой руки собрать в складку обработанный участок кожи;
— быстрым движением ввести иглу в основание складки под углом 45 градусов на расстояние 15 мм;
— ввести инсулин, подкожно, надавливая на поршень большим пальцем левой руки;
— извлечь иглу, шарик не прикладывать.
Заключительный этап выполнения
манипуляции:
— для обеззараживания шприцев и игл использовать 3 емкости: в первой промыть шприц с иглой, во второй — заполнить иглу дезраствором, снять ее отдельным пинцетом и погрузить в эту же емкость (контейнер) на время, указанное в инструкции по применению дезсредства;
— шприц в разобранном виде поместить в контейнер (третья емкость) для дезинфекции инструментов медназначения;
— экспозицию отсчитывать с момента выполнения последней манипуляции;
— обработать дезинфектантом фартук, манипуляционный стол, кушетку и другие рабочие поверхности;
— использованные шарики замочить в контейнер соответствующей маркировки;
— снять с себя передник, перчатки;
— перчатки замочить в дезрастворе, согласно инструкции, руки помыть под проточной водой с мылом;
— сделать отметку о выполнении манипуляции в журнале формы 029/у.
Осложнения: липодистрофия; аллергические реакции; гипогликемическая кома; абсцесс, инфильтрат.
Примечание:
1. Холодный инсулин способствует образованию липодистрофии.
2. При образовании липодистрофии следует подкожно вводить по 1-2 ЕД инсулина (места инъекций должны представлять собой форму треугольника).
3. Для точного дозирования следует пользоваться только инсулиновым шприцем на 100 ЕД инсулина в 1 мл.
4. Пациенту необходимо поесть через 15-20 минут после инъекции инсулина.
5. Необходимо чередовать места введения инсулина.
6. Спирт инактивирует инсулин.
7. При работе со стерильными материалами из индивидуальной крафт-упаковки шарики брать рукой.
Подготовлено по материалам методического пособия Минского государственного медицинского колледжа по манипуляционной технике «Подкожное введение инсулина». -Мн, 2022
Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения
Милькаманович В.К.
Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь
Milkamanovich V.K.
State Institute of Management and Social Technologies of the Belarusian State University, Minsk, Belarus
The role of nurse at the present stage of development of public health
Резюме. Медицинская сестра — представитель самостоятельной профессии, который владеет навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, профилактики заболеваний, располагает знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Современные задачи, возложенные на медицинскую сестру, делают ее профессию многогранной и технологически сложной.
Ключевые слова: медицинская сестра, сестринское дело, сестринский процесс.
Медицинские новости. — 2022. — №12. — С. 68-70. Summary. A nurse is a representative of an independent profession, who can administer an integrated, comprehensive care for patients, alleviate their sufferings, has the skills for rehabilitation, disease prevention, has profound knowledge in the field of psychology and psychotherapy within her competence. Modern tasks entrusted to a nurse, make her profession multi-faceted and technologically sophisticated. Keywords: nurse, nursing, nursing process.
Meditsinskie novosti. — 2022. — N12. — P. 68-70.
Врачебный труд немыслим без участия и квалифицированной помощи медицинской сестры, которая сегодня, пожалуй, сохранила за собой только прежнее название своей профессии.
Реструктуризация здравоохранения в Республике Беларусь существенно расширила роль, полномочия и функции медицинской сестры. Активность, предприимчивость и творчество заняли главное место в ее работе.
Безынициативная роль медицинской сестры ушла в историческое прошлое, когда все решения за нее принимал врач, нес персональную ответственность за ее работу и жестко ее контролировал. Прежняя модель работы медицинской сестры позволяла ей быть только «руками» своего врача, беспрекословно выполнять все его приказания. При его отсутствии она сразу превращалась в «вещь в себе», лишенную всякой самостоятельности. Конечно, ни о какой роли истинного помощника врача тогда не могло быть и речи.
Естественно, что там, где еще продолжает действовать устаревшая модель роли медицинской сестры, она сталкивается с явным несоответствием программы обучения в колледже тем функциям, которые предписаны ей на рабочем месте. Кроме того, в таком учреждении здравоохранения медицинская сестра постоянно испытывает негативную психоэмоциональную нагрузку от потребительски настроенного по отношению к ней врачебного персонала и пациентов. Поэтому многие из медицинских сестер, отработав положенный срок, уходят в другие поликлиники и стационары, где они чувствуют себя полноценными медицинскими сестрами. Те же, кто не ушел, подвержены риску профессионального эмоционального выгорания либо становятся «слепыми» исполнителями врачебных указаний.
Сестринский персонал составляет самую многочисленную категорию медицинских работников, а представляемые ими услуги рассматриваются как ценный ресурс отрасли для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи. В настоящее время многоуровневая система подготовки сестринского персонала включает:
основной уровень подготовки — медицинский колледж/училище;
высшее сестринское образование -медицинский университет;
последипломное образование (курсы повышения квалификации).
В номенклатуре образовательных специальностей и в учебных дисциплинах сформировались такие инновационные понятия,
как «сестринское дело» и «сестринский процесс».
Так, «сестринское дело» предусматривает обеспечение назначенного лечения и реабилитации (восстановление после болезни), направленный уход за пациентами в целях облегчения их страданий и укрепления здоровья. Оно имеет ярко выраженную профилактическую направленность, что обусловливает его большое медико-социальное значение.
В структуре заболеваемости населения стали преобладать хронические болезни, что делает весьма актуальной проблему обучения пациентов жить с этими заболеваниями. Оно осуществляется с учетом мотивации пациента к профилактике и здоровому образу жизни. Речь идет не только о необходимости выполнения каких-либо медицинских процедур, но и о психологической и медико-социальной адаптации больного человека.
Медицинская сестра должна самостоятельно оценивать состояние и потребности своего пациента, принимать обоснованные решения в процессе наблюдения и ухода за ним.
Основным принципом в организации сестринского дела является обращение приоритетного внимания на личность пациента. Медицинская сестра становится его наставником, уверенно отказавшись от бытующего мнения, что, чем менее тяжелый пациент будет что-то делать сам, тем лучше. Она мотивирует к реабилитации, профилактике и здравосозидательному образу жизни. Так, помогая в чем-либо пациенту, она при этом максимально поощряет его быть самостоятельным настолько, насколько он на это способен.
Сестринское дело неразрывно связано с «сестринским процессом (технологией)», который означает профессионально-технологичное действие медицинской сестры при оказании пациенту сестринской помощи.
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма. Квалифицированная сестринская работа позволяет сократить сроки госпитализации, снизить показатели летальности, обеспечить профилактику многих заболеваний.
Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения определенных задач на каждом его этапе.
Рассмотрим некоторые этапы сестринского процесса на примере пациента с заболеванием опорно-двигательного аппарата.
I этап — сестринская диагностика или сестринское обследование (определение потребностей и выявление проблем пациента, необходимых для сестринского
ухода ресурсов, сбор информации о состоянии здоровья пациента).
1-й шаг. Определение жалоб пациента и основных признаков заболевания.
Медицинская сестра вначале уделяет внимание имеющимся у пациента признакам его заболевания:
• психоэмоциональным нарушениям (раздражительности, депрессии, расстройствам сна и др.);
• болям и скованности в суставах и мышцах, в области связок и сухожилий (в местах прикреплений сухожилий к костям);
• ограничению движений;
• припухлости в суставах;
• слабости (немощности) и общему недомоганию.
2-й шаг. Исследование жизненных показателей необходимых для контроля над процессом ухода.
Первоначально она осуществляет общий осмотр, который позволяет оценить осанку, походку и развитие мускулатуры. Далее проводит местный осмотр отдельных мышечных групп и суставов, что дает возможность обнаружить их припухание, покраснение, деформации, а также оценить активный объем движений.
Медицинская сестра, пальпируя мышечные группы и суставы, определяет температуру и консистенцию околосуставных тканей, тонус мышц, выявляет болезненность и крепитацию. Производя поочередно пассивные движения во всех суставах, а также ощупывая мышцы, она довольно точно определяет состояние их тонуса и силы.
Чтобы контролировать функции суставов, медицинская сестра периодически измеряет объем активных и особенно пассивных движений с помощью гониометра. Максимально возможные пассивные движения в пораженном суставе обязательно сравниваются не только с должными показателями, но и с аналогичными движениями в парном здоровом суставе.
// этап — постановка сестринского диагноза (формулирование проблем и потребностей пациента по установленной схеме). Сестринский диагноз — клиническое и медико-социальное заключение, в котором установлены существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, требующие сестринского вмешательства.
Так, текущие проблемы и потребности пациента с заболеванием опорно-двигательного аппарата могут быть сформулированы следующим образом:
• психоэмоциональный дискомфорт, обусловленный фактом болезни (указать характер нарушения и его выраженность);
• снижение трудоспособности из-за слабости и повышенной утомляемости;
№ 12 • 2022
МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ
• ограничение способности к передвижению из-за двигательных (статоди-намических) расстройств, риск падения и получения травмы;
• ограничения способности к самообслуживанию при умывании и купании, одевании, кормлении и приготовлении пищи, организации прогулки и др.;
• боли и ограничения подвижности (тугоподвижность, скованность) в суставах конечностей и позвоночника (указать локализацию, например, в плече, локте, бедре, колене и др.);
• угроза развития и (или) прогрессиро-вания амиотрофии и контрактур (указать локализацию и степень выраженности);
• резкая слабость и беспомощность (указать ее проявления).
III этап — планирование и программирование необходимой помощи пациенту (составление плана и программы сестринского вмешательства), направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем.
Так, например, при психоэмоциональном дискомфорте у пациента план и программа сестринского вмешательства с заболеванием суставов представляет собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения поставленной цели:
• проявлять сочувствие и понимание к страданиям пациента; всегда эмоционально поддерживать и ободрять его;
• помочь выбрать одежду, которая скрывала бы изменения в осанке и суставах конечностей;
• рекомендовать как можно чаще делать что-то для себя самостоятельно (это даст ему возможность почувствовать себя более независимым);
• способствовать выражать свои чувства словами; терпеливо выслушивать и побуждать рассказывать о своих переживаниях;
• обеспечивать и всячески поощрять контакты с другими людьми;
• сохранять интерес к окружающему миру, чтению, посещению кино, театра и т.д.;
• при необходимости примирить с худшим сценарием развития болезни; объяснять пациенту, что его эмоциональная неустойчивость является составной частью основного заболевания; не давать ложных обещаний выздоровления.
IV этап — организация выполнения врачебных назначений силами медицинских сестер отделения, родственников, больных (обучение, инструктажи) и реализация (осуществление) плана сестринского вмешательства.
V этап — контроль, оценка эффективности (итоговая оценка полученных результатов) и корректировка выполнения плана сестринского вмешательства. На данном этапе роль медицинской сестры заключается в своевременной оценке состояния, сведения к минимуму риска осложнений при постоянном взаимодействии с лечащим врачом.
Таким образом, необходимо, чтобы медицинские сестры с большим объемом
специальных знаний не были «механическими исполнителями» назначений врача, ибо такой режим работы определяет низкую самооценку медицинских сестер как работников в профессиональной иерархии. Они перестают уважать себя, их труд не приносит заслуженной радости.
Чтобы медицинская сестра чувствовала себя современной, нужно рационально подойти к изменению ее функций и объемов работ. Для этого вполне достаточно в каждом учреждении здравоохранения четко разграничить функции, которые будет выполнять врач, медицинский работник с фельдшерским образованием и медицинская сестра. И тогда, например, опытная участковая медицинская сестра сможет с большим удовлетворением вести самостоятельный прием пациентов в рамках своей компетенции.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Медико-социальная помощь на дому: пособие для медицинских сестер милосердия / Белорусское Общество Красного Креста; под ред. д-ра мед. наук проф. В.П.Сытого. — Минск: Белсэнс, 2022. — 341 с.
2. Медико-социальный уход за больными : учеб. пособие / В.К. Милькаманович. — Минск: ГИУСТ БГУ 2022. — 344 с.
3. Актуальные вопросы состояния и развития сестринского дела в Республике Беларусь: материалы респ. науч.-практ. конф., посвящ. Междунар. дню мед. сестры, г. Минск, 12-13 мая 2009 г. / М-во здравоохранения Республики Беларусь, Белорус. обществ. об-ние мед. сестер; редкол.: Л.А. Лютко (отв. ред.) [и др.]. — Минск: Бестпринт, 2009. — 216 с.
Поступила 07.12.2022 г.
Фактор справедливости
Factor of justice
Я жаловался, потому что у меня не было обуви,
до тех пор, пока я не встретил человека, у которого не было ног.
Персидская пословица
Еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика» доказал: суть человеческих взаимоотношений заключается в том, что люди отдают и получают. Наше стремление «дать, чтобы взять» находит свое отражение и в экономической истории. В книге «Могущество наций» Адам Смит говорит: «Мы ожидаем получить наш обед не вследствие благотворительности мясника, пивовара или пекаря, а благодаря их заботе об их собственных интересах».
Обратите внимание! Для хороших отношений важно как отдавать, так и получать. На них влияют не ваши намерения, не ваши усилия и не количество времени, потраченного на развитие этих отношений.
На самом деле важно то, как они воспринимаются другим человеком. В этом случае справедливо будет выражение: красота в действительности является отражением взгляда смотрящего.
Как руководители мы хотели бы видеть своих подчиненных работоспособными и обязательными. И нас огорчает, если они опаздывают на работу, долго обедают, часто отдыхают и сказываются больными, когда все вокруг уверены в их хорошем самочувствии. Нас удивляет, что служащие превышают счета, уносят домой собственность компании и даже прибегают к саботажу. Мы бываем крайне удивлены, когда они неожиданно увольняются и уходят в конкурирующую фирму.
В супружестве мы хотим счастья и удовлетворения. Но мы часто обижаемся, когда наша «вторая половина» не сдерживает своего обещания или неожиданно «взрывается» в ходе вроде бы мирной беседы. Мы удивляемся, почему нам так мало уделяется внимания или почему он или она забывает дни рождения и юбилеев. И мы бываем просто поражены, когда наш партнер по браку разрывает супружеские узы и даже собирается вступить в брак с кем-нибудь другим.
Чтобы избежать всех этих неприятностей, проанализируйте важные для вас взаимоотношения: с подчиненными, начальником, женой (мужем) или с кем-то из ваших детей. На левой стороне страницы перечислите все, что вы «вкла-
Средовые факторы, оказывающие влияние на профессиональную деятельность медицинской сестры
В отечественной и зарубежной психологии в последнее время возрастает интерес к иссследованию личности и ее изменений в процессе профессиональной деятельности (Г.С. Абрамова 1998 г., Н.А. Аминов 1992 г., Р.В. Овчарова 2000 г., Н.И. Обозов 1998 г., М.В.
Молоканов 1994 г., В.Ю. Моховиков 1999 г., Р. Кочюнас 2000 г. и др.). Во многих исследовательских работах отмечается, определенная зависимость между личностными качествами специалиста и эффективностью в профессиональной деятельности (Р. Мэй 1994 г., 2001 г., М.В.
Миронова Т.Л. (1999 г.) пишет: «Профессиональные качества на % свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности».
Личностные качества — это природные свойства и особенности индивида, которые выступают в личности как социально обусловленные элементы. Б.Г. Ананьев (1977 г.) и А.Н. Леонтьев (1975 г.) рассматривали личность в единстве чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды. (Л.А. Карпенко 1990 г.).
Исследования Ю.В. Заманаевой и А.А. Фрумкина (2004 г., 2006 г.) показывают значимость изучения психологических характеристик медицинских работников. Исследователями были выделены факторы, оказывающее непосредственное влияние на психологическое состояние медицинского персонала, успешность профессиональной деятельности, состояние здоровья медицинских работников и сказывающиеся на качестве помощи, предоставляемой пациентам: психологическая пригодность к работе, психологическая подготовленность к работе и отношения с пациентами.
Под психологической пригодностью к работе авторы понимают «…наличие определенного уровня сформированности психических функций и личностных характеристик, обеспечивающих эффективную деятельность» (цит. По Заманаева Ю.В., Фрумкин А.А., 2006 г. с. 3).
При этом авторы отмечают несовершенность системы подготовки медицинских работников, отсутствие отлаженной системы профессионального отбора абитуриентов при поступлении в учебные заведения и специалистов при приеме на работу. Отсюда закономерность того, что у медицинских работников психически непригодных к данному роду деятельности развивается «синдром сгорания». Ю.В.
Заманаева и А.А. Фрумкин (2006 г.) в течении трех лет экспериментальной работы с медицинскими сестрами реанимационных отделений определили пять значимых свойств, которые позволяют тестировать психологическую пригодность работника: коммуникативность, самооценка, уровень притязаний, адаптационный потенциал, поведенческая регуляция и моральная нормативность (Ю.В. Заманаева, А.А. Фрумкин 2006 г.).
Таким образом, основными факторы риска нарушения психологической безопасности специалиста являются условия труда медицинского работника и его личностные особенности.
Чрезмерная эмоциональная вовлеченность медсестер в переживание межличностных конфликтов, в проблемы пациентов неизбежно приводит к эмоциональным перегрузкам, создавая психологическую почву для формирования «синдрома эмоционального сгорания» (С.Л. Соловьева 2005 г., Н.А. Касимовская 2008 г.).
К личностным факторам, обусловливающим развитие синдрома эмоционального выгорания у медсестер, относятся прежде всего невнимательность к своим эмоциям и чувствам, неумение справляться со стрессом; неумение установить удобную для себя дистанцию межличностного взаимодействия в общении с руководством, коллегами, пациентами и их родственниками (С.Л. Соловьева 2005 г.).
М. Thomsen (1991 г.) в качестве главного стрессора в работе медсестер выделяет фрустрацию. В ряде зарубежных исследований показано, что важной детерминантои выгорания у медсестер является чувство несправедливости (А.В. Bakker et al., 2000 г., Е. Demerouti et al., 2000 г., B.P. Buunk et al., 2001 г., D.
van Dierendonck et al., 2001 г.). Более высокие уровни эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений наблюдались у тех медсестер, которые полагали, что вкладывают в своих пациентов больше, чем получают в ответ в форме позитивной обратной связи, улучшения здоровья и благодарности, т.е. результат труда не стоит затраченных усилий. В.Р.
Buunk (2001 г.) была установлена тесная связь фактора несправедливости и синдрома выгорания: чем более выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание. Степень удовлетворенности результатом своей деятельности зависит от уровня организации трудовой деятельности.
Согласно данным ряда авторов (Т.И. Федорова 1999 г., Е.А. Абрамова 2000 г.), наиболее важным фактором, .способствующим формированию чувства удовлетворенности работой у врачей и медсестер, является характер выполняемой работы, сознание ее полезности и организационные условия труда (Г.И. Куценко, Е.И. Сошников, В.Г. Эристави 1983 г., О.Г. Сафина 2007 г., Н.Ю. Перепелкина, В.А. Боев 2008 г.). Выявлена взаимосвязь между уровнем социальной
Характеристика выборки испытуемых
В личностном профиле медсестер II группы, как и у медсестер I группы выражены акцентуации по психастеническому и истероидному типу. В ценностно-смысловой структуре медсестры II группы также доминируют житейские терминальные ценности, среди которых ведущей является «здоровье».
В инструментальных ценностях приоритетом выбора пользуются «воспитанность», «образованность» и «ответственность». Интернальный уровень субъективного контроля проявляется в средних значениях 27,0±4,82. Таким образом, респонденты наблюдаемой группы склонны контролировать события, происходящие с ними в личной жизни и практической деятельности.
Для медсестер с умеренной степенью ЭВ характерно присутствие нарушений в системе межличностных отношений в системах лидерства и ответственности. Таким образом, медсестры II группы могут быть как уверенными, независимыми при выстраивании межличностных отношений, /з респондентов данной группы отличатся выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, для них характерна тенденция к отстаиванию собственного мнения, отличного от мнения большинства, и обособленная позиция в группе.
Ответственность проявляется в выраженной направленности на профессиональную деятельность. Среди механизмов совладания со стрессом им свойственно использование дистанцирования («уход от проблемы»), положительной переоценки значимости стрессового события и принятия ответственности.
Анализ психологических характеристик медсестер III группы выявил, что респонденты данной группы также имеют выраженную направленность на дело (30,1 ±5,4). Тем не менее, направленность на дело у медсестер III группы имеет более низкие средние значения, чем направленность у медсестер со слабой степенью ЭВ (см. рис.7).
По данным t-теста средние значения экстраверсии у респондентов III группы составляют 12,53±5,0. Для медсестер III группы также характерно наличие выраженных акцентуаций характера по психастеническому (19,97±5,3) и истероидному типу (13,17±4,0). При этом значения, наблюдаемые в данной группе, превышают регистрируемые показатели характерологических акцентуаций в группах медсестер со слабой и умеренной степенью ЭВ.
Средние значения НПН позволяют интерпретировать их как очень высокие (34,03±9,6). Результаты исследования психологических характеристик медсестер III группы МЛО «Адаптивность» позволяют их интерпретировать следующим образом: показатели НПУ (35,3±9,88)
, КП (16,8±5,07) и МН (8,0±2,48) в сумме дают значения ЛАП, среднее значение которого для респондентов наблюдаемой группы составляет 59,6±13,56 (см. табл. 20). При интерпретации полученный результат можно расценивать так: значения ЛАП в диапазоне 51-60 и выше баллов позволяет отнести медсестер III группы к группе заниженной адаптации, как и медсестер с умеренным уровнем выгорания.
Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью — высокие значения (свыше 22 баллов) свидетельствуют о низком уровне стрессоустойчивости. Таким образом, группа медсестер с выраженной степенью ЭВ является дезадаптированной. Среди шкал 1-го уровня МЛО «Адаптивность», соответствующим базовым шкалам ММРІ, у медсестер III группы отмечается подъем по шкалам «D» (пессимистичность)
— 72,93±7,23, «Pd» (импульсивность) — 62,60± 10,77, «Ра» (ригидность) — 61,67± 9,24, «Pt» (тревожность) — 65,47±8,69 «Sc» (нестандартность мышления) 65,63±8,58, «Si» (экстраверсия интроверсия) — 60,90± 8,07. По результатам t-теста средние статистики сырых баллов по шкале L — шкала «лжи», расположенные в диапазоне от 41 до 60 с одной стороны позволяют считать результаты теста достоверными, с другой свидетельствуют о настороженности респондентов.
Достоверность результатов подтверждается средними значениями сырых баллов по шкале F — шкала «достоверности» -54,23±8,67. Показатели шкалы К — шкала «коррекции» с учетом средних статистик можно охарактеризовать как повышенные, что указывает на стремление части респондентов исследуемой выборки скрыть дефекты своего характера и/или наличие каких-либо проблем и конфликтов.
При интерпретации полученных данных следует отметить пик по шкале пессимистичность более чем у 75 %о из исследуемой выборки. Средние значения данных МЛО «Адаптивность» для медсестер с выраженной степенью ЭВ отражены на рисунке 8 в виде усредненного личностного профиля. располагаются в диапазоне от 22 до 32 баллов, что соответствует 5 стену.
Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом: показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном локусе контроля, ниже 5,5 — об экстернальном. Таким образом, медсестры с выраженной степенью ЭВ отличаются высоким УСК над ситуацией в профессиональной деятельности, семье и межличностных отношениях.
Анализ эмпатических способностей медсестер III группы показал, что для данной выборки характерен низкий уровень эмпатических способностей по опроснику Мехрабиена-Эпштейна. Среднее значение данного показателя составляет 24,6±3,32. При сравнении полученных результатов по опроснику Мехрабиена-Эпшейна в наблюдаемой выборке с результатами, полученными в I и II группах, было выявлено, что уровень эмпатических способностей медсестер с выраженной степенью ЭВ значимо выше, чем среди медсестер со слабой и умеренной степенью ЭВ.
По данным t-теста средние статистики эмпатических способностей по опроснику эмпатических способностей В.В. Бойко в III группе составляет 17,7±4,23. Данный результат ниже, чем в группах медсестер со слабой и умеренной степенью ЭВ. Во II группе среднее значение индекса эмпатических способностей составляет 18,38±0,37. В I группе данный показатель равен 17,94±0,67.