Психолого педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста курсовая

Изучением младшего школьного возраста занимались такие исследователи, как: В. В. Репкин, Е. В. Барышникова, А. К. Макарова, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман и другие.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образный тип мышления. Такой тип мышления означает, что дети лучше запоминают конкретную информацию, события, образы, предметы. Важно отметить, что дети младшего школьного возраста без смыслового понимания больше склоны к механическому запоминанию определений, описаний или разъяснений. Такая информация, как правило, недолго остается в памяти ребенка. Поэтому, в первом-втором классе учебная деятельность строится преимущественно с наглядным материалом. Далее объем наглядных материалов на уроках уменьшается.

Еще одной возрастной особенностью детей младшего школьного возраста является недостаточный уровень сформированности воли. Ребенок при первой неудаче может опустить руки, разочароваться, прекратить попытки добиваться намеченной цели, могут наблюдаться такие проявления, как упрямство и капризность.

К новообразованиям в младшем школьном возрасте относят:

1. Развитие произвольной саморегуляции поведения и деятельности.

2. Размышление, оценка действий, внутренний порядок действий.

3. Появление нового познавательного интереса к действительности.

4. Ориентировка на сверстников.

Также существует ряд различий между детьми, связанные с их полом и личностными особенностями.

Например, для мальчиков и для девочек характерные разные стили поведения, игры, любимые занятия и т. д. Мальчики более склонны к проявлению агрессивности в поведении, в отличие от девочек. Это объясняется тем, что мальчику с детства внушают модель поведения мужчины воина и защитника. Девочкам же запрещается любое проявление агрессивности, объясняя это тем, что девочка должна обладать противоположными мужским качествам, такими как: доброта, мягкость, сострадание, жалость и т. д.

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является периодом бурного интеллектуального развития. В этом возрасте формируется учебная мотивация; закладываются познавательные интересы; происходит формирование у ребенка умений, навыков и практических способов действий; раскрывается собственный потенциал ребенка; начинается процесс формирования нравственных и моральных норм; формируется навык общественного поведения (коллективизм); происходит перестройка всех психологических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, ощущения), наблюдается их осознанность. Начинает формироваться рефлексия умений и навыков.

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

А.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем переходит к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Если учащиеся 1 – 2 – ого класс выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3 – 4 – ому классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.

К характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, совей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, свойственно и типично для подростка. Они очень доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Такие психологические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.

Определенный уровень развития самосознания в дошкольном возрасте – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Дошкольник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание себя  как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника.  Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и к самому себе.

Читайте также:  Здоровый образ жизни и его составляющие реферат по физкультуре

Литературный анализ свидетельствует, что период 6-8 лет — один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.

Один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет 2 аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную)  и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития сферы производительность.

Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требовании, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе и образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным.

Методика А. Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств; общая недостаточность воли – школьник 7 – 8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например срисовывать японские иероглифы).

В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: производительность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности.

Список использованной литературы:

«Росмэн-Пресс», 2001.Готовность к школе./ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Глобус, 1955 г.

Практич. психология учителю /Под ред. Пилипко Н.В.-М.,: УЦ

  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.
  • Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:1996.

Библиографическое описание

Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 13.07.2023).

Какой же
он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового
под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить
педагогу?

Поступление ребенка в школу
ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими
школьниками:

Решение
этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей
современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом»,
представляющим совокупность психологических новообразований
предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.

Каждый возрастной этап
характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном
обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного
возраста наполняется специфическим содержанием: особыми
взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного
этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С.
Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:

Поступление
в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней
обучения в школе возникает главное противоречие — между постоянно
растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его
вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это
противоречие является движущей силой развития у младшего школьника.
По мере возрастания требований уровень психического развития
подтягивается до их уровня.

Читайте также:  Как грамотно составить план для магистерской диссертации?

Разумеется, далеко не сразу
у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они
пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что
учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания,
интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не
привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное
отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен
внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а
серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она
позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.
Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова
учителя.

Формирование интереса к
содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с
переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.
А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который
подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое
продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости,
особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Наиболее характерная черта
восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где
совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии
сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале
младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями
школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с
практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка –
значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести
какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность
учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения
происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую
ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой
деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется,
становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер
организованного наблюдения.

Значительно лучше в младшем
школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое,
неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание
учеников, без всяких усилий с их стороны.

Под влиянием обучения
происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к
познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные
свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать
первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить
элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно
начинают формироваться элементарные научные понятия.

Младший школьный возраст –
возраст достаточно заметного формирования личности. Для него
характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в
целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности –
учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё
это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой
системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними
обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов,
развивает способности.

Возрастной особенностью
является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не
обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель,
преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при
неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко
наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их –
недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его
желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа.
Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка
против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против
необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Большие возможности
предоставляет младший школьный возраст для воспитания
коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник
накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего
развития опыт коллективной деятельности – деятельности в
коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает
участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь
ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной
деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, влияние обучения, игровая деятельность, похвала учителя, приобретение знаний, произвольное внимание, психическое развитие.

эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают

школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают

наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка

усложняется и углубляется, становится более анализирующим,

дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено

по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных

действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому

весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры

внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции

процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка

постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для

сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими

функциями и, прежде всего, мотивацией учения, ответственностью за успех

Мышление детей младшего школьного возраста развивается во

взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас

увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не

только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде

всего, в приобретении исключительно важного умения устно и письменно

излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится

Большую роль в познавательной деятельности младшего школьника

Читайте также:  Как проверить диссертацию на уникальность? Как повысить уникальность диссертации

играет память. Возрастные особенности памяти в этом возрасте развиваются

под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно

логического, смыслового запоминания и развивается возможность

сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи

с возрастными особенностями у младших школьников более развита

нагляднообразная память, чем словеснологическая. Они лучше и быстрее

Юлия Кашеварова Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Младший школьный возраст – это этап, когда происходит эволюция дальнейшего становления индивидуально-психологических и формирования базовых социально-нравственных качеств индивида.

Для этой стадии характерны :

• преобладание значимости семьи для помощи для помощи в удовлетворении эмоциональных, материальных и коммуникативных потребностей школьника;

• образовательная организация занимает первостепенную роль для помощи в создании и развитии познавательных интересов;

Социальный статус меняется: дошкольник переходит на новый этап, становится школьником. Вместе с тем, у ребёнка появляется противоречие между свободой выбора и точно обозначенными рамками поведения школьника. Многие дети оказываются не готовы к такому переходу, по этой причине переход к школьному режиму проходит болезненно, конфликтно.

Психологическая реорганизация в деятельности: до начала нового этапа игра была ведущим видом деятельности, а на данный момент, ведущим видом деятельности становится – учебная деятельность, которая изменяет мотивы поведения, даёт импульс развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Смена ведущего вида деятельности имеют этапы:

• базовое ознакомление с условиями жизни образовательной организации;

• ознакомление с учебным процессом и новой структурой отношений как со взрослым, так и с детским коллективом;

Поступление в первый класс кардинально меняет жизнь детей. С самого начла обучения в школе у детей появляется главное противоречие – между регулярно возрастающими требованиями, предъявляемыми к детям, их памяти, речи, вниманию, мышлению, и уровню развития. Данное противоречие является движущей силой развития у младшего школьника.

Разумеется, у младших школьников не сразу вырабатывается соответствующее отношение к обучению. Они ещё не в полной мере понимают, для чего необходимо учиться. Однако немного погодя оказывается, что учение – труд, который требует внимания, самоограничений, волевых усилий, интеллектуальной активности. В случае, когда ребёнок не привык прикладывать столько усилий, у него возникает разочарование, формируется негативное отношение к процессу обучения. Чтобы этого не случилось классный руководитель должен прививать младшему школьнику мысль о том, что учение – не развлечение, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, требующая упорства и внимания, но в то же время, очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Сама организация учебного процесса должна подтверждать слова педагога.

Благодаря тому, что у младших школьников появляется статус школьника, у них меняется восприятие. На данном этапе психического развития восприятие связано с осязаемой деятельностью ребёнка. Изучить какой-либо предмет для младшего школьника – совершать какие-то действия с ним, что-то попробовать поменять в нём, произвести какие-либо манипуляции, взять в руки, дотронуться до него. Ещё одной чертой младших школьников является сильная эмоциональность. Восприятие ребёнка меняется, его деятельность становится контролируемой и целенаправленной.

Во время школьного обучения восприятие ребёнка становится намного глубже, принимает новый характер более организованного наблюдения.

Для детей младшего школьного возраста интерес представляют яркие вещи, которые не требуют сосредоточенности внимания.

Познание изменяется, на данном этапе ребёнку интересно не только само явление, но и его сущность. Мышление младшего школьника начинает отражать новые существенные свойства и признаки некоторых предметов и явлений, благодаря чему школьники делают свои первые выводы, умозаключения, общения, выстраивают лёгкие логические связи. На этой основе у ребёнка постепенно вырабатываются новые элементарные научные понятия.

Младший школьный возраст – это период очень заметного становления личности. В этот период меняются отношения со взрослыми людьми, товарищами, одноклассниками, ребёнок начинает учувствовать в коллективной деятельности, меняет вид деятельности с игровой на учебную, что способствует необходимости в подчинении новым требованиям. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Для воспитания коллективистских отношений период младшего школьного возраста наиболее благоприятен. За определённое время младший школьник впитывает важные коллективной деятельности, учиться взаимодействовать в коллективе и на пользу коллективу. Именно по этому младшим школьникам необходимо участвовать в коллективистских делах. Так как только здесь младший школьник может научиться коллективной общественной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что младший школьный возраст – это период, в котором происходит важный процесс для дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования базовых социально-нравственных качеств личности. Ведущий тип деятельности – учебная деятельность. В пределах учебной деятельности происходят психологические новообразования, которые характеризуются наиболее важными успехами в развитии младших школьников и являются базой, обеспечивающей развитие на следующем возрастном этапе.

Оцените статью
VIPdisser.ru