Библиографическое описание
Резцова, Т. М. Основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки / Т. М. Резцова, В. И. Русанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9156/ (дата обращения: 13.07.2023).
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей.
Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Восприятие — это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств.
В основе восприятия искусства лежит реально существующий эстетический объект — художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение), которое и пробуждает эстетические чувства. Эстетическое восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (гармонию их форм, световую гамму, красоту музыкальных звуков и т. д.), способность различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, совершенное и примитивное.
Музыкальное восприятие — разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в, то, же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства.
Четыре вида восприятия музыки:
Целостность. Музыкальное произведение воспринимается ребенком, прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра.
Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека.
Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению. Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. О необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики.
Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ есть совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Воспринимая музыкальное произведение, ребенок создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах.
Как уже отмечалось, развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой формирования их музыкальной культуры.
Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т. д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, который организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Слушание музыки — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе, которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.
Стадии музыкального восприятия у детей:
Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, смутностью, нерасчлененностью впечатлений. Дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению.
Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Задача педагога здесь — помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.
Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. Это обстоятельство педагоги должны учитывать при организации слушания музыки дошкольниками, например, музыкальному произведению, которое дети уже слушали, можно посвятить еще одно-два занятия. Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального! вкуса.
Третья стадия — это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально- слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по- своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. На таких занятиях нужно дать детям возможность проявить элементы творчества в процессе слушания уже знакомых музыкальных произведений. Одной из эффективных форм повторения пройденного являются музыкальные викторины, игры типа «музыкальных загадок» и т. д.
Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее — это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на ребенка, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию.
Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств. Это ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, ритм, которые передают настроение, основной характер произведения, вызывают ассоциации с переживаниями ребенка.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, музыкальная деятельность, слушание музыки, дошкольное учреждение, музыкальная выразительность, музыкальная культура.
Чешихина, Л. В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки / Л. В. Чешихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89118/ (дата обращения: 13.07.2023).
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Чувства и переживания развиваются на протяжении всего дошкольного детства, поэтому педагогам необходимо постоянно обогащать эмоциональную сферу детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования решение задач эмоционального развития дошкольников предполагается в рамках реализации таких образовательных областей как «социально — коммуникативное развитие», «художественно — эстетическое развитие». В образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» решаются задачи развития у детей эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», частью которой является раздел «Музыка» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), становление эстетического отношения к окружающему миру.
Наибольшее влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка оказывает музыка, так как она может передавать эмоциональное состояние человека, выражать все богатство чувств. Б. М. Теплов писал, что «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения».
Восприятие музыки является одним из видов музыкальной деятельности детей. который наиболее способствует развитию эмоциональной отзывчивости.
Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, В.А,Деркунская, Д. М. Кабалевский, Б. М. Теплов, О. П. Радынова.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей старшего дошкольного возраста — это главная составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание вызывает у него сопереживание, сочувствие, соответствующее содержанию музыкального произведения.
Дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать музыку осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения, если с ними проводится специально организованная работа по слушанию музыки.
Работу по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста мы организуем на музыкальных занятиях и на музыкальных развлечениях.
В начале года мы составляем репертуар для слушания детьми. Отбор музыкальных произведений для слушания мы производили с учетом следующих требований:
— эмоциональность, чувственность музыки;
— яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
— богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
— подготовленность ребенка к конкретному эмоциональному переживанию в процессе слушания музыки (наличие опыта переживания эмоции);
— художественность и выразительность исполнения музыкального произведения.
В процессе организации слушания музыки с детьми старшего дошкольного возраста мы придерживаемся следующих правил:
— создание у детей настроя на восприятие музыки;
— первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.
— повторное слушание с последующим анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
— закрепление представлений у детей о прослушанной музыке, запоминание произведения.
Для развития эмоциональной отзывчивости, знакомства с различными эмоциональными состояниями у старших дошкольников мы использовали следующие музыкальные произведения: П.Чайковский «Итальянская песенка»; П. Чайковский «Болезнь куклы»; П.Чайковский «Новая кукла»; П.Чайковский «Баба Яга». М.Глинка «Марш Черномора»; Д.Кабалевский «Клоуны»; А.Дворжак «Симфония № 9 (часть 2)» — отрывок; М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».
Для обогащения эмоционального опыта старших дошкольников мы предлагали детям для прослушивания произведение К.Сен-Санса «Карнавал животных», в котором отдельные отрывки выражают разные настроения и чувства.
В работе по развитию эмоциональной отзывчивости мы использовали различные методы и приемы: наглядно-слуховой (исполнение музыкального произведения педагогом и слушание произведения в записи), наглядно-зрительный (использование репродукций картин, иллюстраций), словесный (беседа о характере произведения, рассказ о композиторе), практический (двигательные импровизации детей после прослушивания детьми произведения).
Так как у детей недостаточно развиты представления об основных эмоциях, мы использовали наглядно — дидактический материал. Предлагали детям картинки с изображением детей и взрослых с ярко выраженными эмоциональными состояниями. Обсуждали с детьми, что чувствуют люди, изображенные на картинке, какое у них настроение, как, мы догадались об этом. Картинки с изображением основных эмоций мы использовали в ходе слушания музыки: предлагали детям подобрать соответствующую прослушанной музыке картинку. Обсуждали с детьми, почему они выбрали ту или иную картинку.
Большое влияние на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей имеет беседа. После прослушивания каждого музыкального произведения мы проводили с детьми беседу. В ходе беседы мы подводили детей к характеристике эмоционально-образного содержания музыки. Побуждали детей использовать слова — прилагательные, характеризующие музыку: веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.
Для того чтобы дети могли выразить полученные впечатления после прослушивания музыки, мы предлагали детям передать настроение музыки в танцевальных импровизациях. Например, придумайте, как танцуют веселые клоуны, как двигаются рыбки в аквариуме.
Использование разнообразных по характеру музыкальных произведений, применение наглядности, проведение бесед по содержанию произведений способствуют достижению положительной динамики в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная отзывчивость, ребенок, музыкальное произведение, старший дошкольный возраст, Чайковский, музыка, восприятие музыки, коммуникативное развитие, образовательная область, слушание музыки.
Миронов, Б. Б. Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки / Б. Б. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1142-1145. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18259/ (дата обращения: 13.07.2023).
Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.
Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».
Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает — движение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство — пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.
Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят.
Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов.
Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Педагог должен разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Поэтому при правильном и грамотном изложении содержания, даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения. Произведения должны отличаться высокими художественными качествами — идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребенка.
Часто источником возникновения музыки являются реальные звучания природы и живые интонации человеческой речи. Многие ученые считают, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, и т. п. А так же отмечают, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека. Таким образом, ребята слушают разнообразную вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно отличают различные выразительные средства и характер музыки, узнают произведения различных композиторов современности и классики.
Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.:Просвещение, 1981.-240 с.
2. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. — М.: Музыка, 1980–256 с.
3. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. — Киев: Музична Украина, 1986. — 126 с.
4. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
Основные термины (генерируются автоматически): восприятие музыки, музыкальное восприятие, ребенок, музыка, музыкальная деятельность, ранний возраст, характер произведения, взрослый человек, дошкольное детство, жизненный опыт.
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный гуманитарный
университет имени М.А.Шолохова
Факультет культуры и музыкального
искусства
Кафедра культурологии и методологии
музыкального образования
«Развитие музыкального
восприятия в процессе слушания классической
музыки у детей старшего дошкольного возраста»
студентка 4 курса
Полетаева Алла Михайловна
Шевчук Любовь Эдуардовна
Музыкальное восприятие – это также
активный, творческий процесс. Эмоциональное
содержание музыки выражено в музыкальных
интонациях. Проводя параллели между музыкальной
и словесной речью, Б.В. Асафьев указывал,
что в речи, как и в музыке, всегда содержится
определенный тонус звучания – гнев, ласка,
привет, ужас. Он называл эту особенность
речи и музыки «речью чувства». Состояние
тонового напряжения, — писал Б.В. Асафьев,
— объединяет музыкальную и речевую интонацию»
(1, с.269). Чтобы воспринять музыкальное
произведение, надо проследить за сменой
интонаций, которые одновременно и образуют
музыкальную форму, и несут в себе содержание.
Многие ученые-исследователи, такие как
В.В. Медушевский, В.К. Белобородова, В.Д
Остроменский, отмечают следующие основные
особенности музыкального восприятия,
знание которых необходимо для развития
его у детей: целостность, эмоциональность,
осознанность, образность. На основании
этих особенностей музыкального восприятия
можно дать определение данному понятию.
Музыкальное восприятие (восприятие музыки) – это процесс целостного, эмоционального, осознанного,
образного познания музыкального произведения.
Кратко охарактеризуем каждый из четырех
важнейших свойств этого вида восприятия (13, с.153).
Целостность. Это характерное свойство всякого восприятия.
Человек воспринимает любой предмет –
дом, дерево, стол, шкаф и т. д. – как нечто
единое, нераздельное. Каждое такое целое
характеризуется восприятием отдельных
свойств данного Предмета: формы, объема,
цвета. Музыкальное восприятие также характеризуется
целостностью. Музыкальное произведение
тоже воспринимается человеком прежде
всего, как целое, но это осуществляется
на основе восприятия выразительности
отдельных элементов музыкальной речи:
мелодии, гармонии, ритма, тембра.
Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального
восприятия является его эстетическая
эмоциональность, которая понимается
как переживание красоты музыкального образа, чувств
и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое
восприятие музыки всегда эмоционально.
Всем хорошо известна способность музыки
воздействовать на эмоциональную сферу
человека. Дети дошкольного возраста уже
прекрасно чувствуют и понимают, что разные
музыкальные лады по-особому влияют на
настроение человека. Музыка, написанная
в мажоре, обычно веселая, радостная, задорная,
а в миноре – грустная, печальная, мрачная.
Таким образом, эмоциональность есть свойство
музыкального восприятия. Часто эстетическое
переживание музыки бывает настолько
сильным и ярким, что человек испытывает
при этом подлинное счастье. Выдающийся
композитор Д. Д. Шостакович отмечал, что
«это чувство возникает оттого, что в человеке
под воздействием музыки пробуждаются
до сих пор дремлющие силы души, и он познает
их». Музыка действительно способна пробуждать
в людях возвышенные мысли и чувства, воспитывать
красоту человеческих отношении.
Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением.
По определению С. Л. Рубинштейна, «мышление
– это все более полное и многостороннее
мысленное восстановление объекта, реальности,
действительности, исходя из чувственных
данных, возникающих в результате воздействия
объекта» (20, с.15-21).
Образность. Музыкальное восприятие характеризуется
образностью. Музыкальный образ есть совокупность
различных средств музыкальной выразительности,
использованных композитором для передачи
содержания произведения. Воспринимая
музыкальное произведение, слушатель
создает его образ на основе имеющихся
у него представлений о музыке в целом
и об отдельных ее выразительных средствах.
От ясности и богатства возникающего образа
зависит глубина и тонкость восприятия
музыки. По словам Асафьева, «процесс восприятия
музыки есть процесс становления музыкального
образа». Малоподготовленному слушателю,
в том числе дошкольнику, сложно воспринимать
всю Систему средств, создающих музыкальный
образ, так, как это способен сделать подготовленный
слушатель. Развивая музыкальное восприятие
дошкольников, можно научить их воспринимать
целостный образ музыкального произведения
– настроение, характер, средства выразительности.
На основании характеристик каждой из
особенностей можно сделать вывод: музыкальное
восприятие – это сложный процесс, в основе
которого лежит способность слышать, переживать
музыкальное произведение как художественно-образное
отражение действительности. На необходимость
развития разных сторон восприятия неоднократно
обращали внимание музыковеды-методисты,
работавшие с детьми.
На основании экспериментальных исследований
и практических наблюдений выделяются
пять структурных компонентов музыкального
восприятия:
Все они наряду с самим понятием восприятия
представляют отдельные самостоятельные
разделы общей психологии. В то же время,
как уже отмечалось эмоции, мышление и
другие компоненты входят в понятие музыкального
восприятия как необходимые составные
части (22, с. 87).
Способность к творчеству в психологическом механизме музыкального
восприятия играет роль ведущего компонента.
Подготовленный слушатель воспринимает
музыку творчески. Под этим понимается
сопереживание и воссоздание слушателем
содержания музыкального произведения,
которое обогащается деятельностью воображения,
чувствами и жизненными ассоциациями.
В результате творческого восприятия
музыкального произведения слушатель
получает эстетическое наслаждение.
Каждый из вышеназванных компонентов
является необходимой действенной частью
музыкального восприятия, и ни один не
может быть из него исключен без ущерба
для всего процесса.
Большое влияние на качество музыкального
восприятия оказывает тип высшей нервной
деятельности человека. Восприятие у ребенка
и у взрослого неодинаково в силу различного
музыкального и жизненного опыта. Восприятие
музыки детьми раннего возраста отличается
непроизвольным характером, эмоциональностью.
Постепенно, с приобретением некоторого
опыта, по мере овладения речью, ребенок
может воспринимать музыку более осмысленно,
соотносить музыкальные звуки с жизненными
явлениями, определять характер произведения.
У детей старшего дошкольного возраста
с обогащением их тезауруса (жизненный
опыт, «словарь эмоций») восприятие музыки
рождает более разнообразные впечатления.
Ведь даже взрослых, сформировавшихся
слушателей различают по типам восприятия.
Выдающийся дирижер Л. Стоковский утверждал,
что «музыку можно воспринимать по-разному.
Некоторые просто наслаждаются физической
красотой звучания, другие реагируют на
музыку только эмоционально. Иные реагируют,
в основном, на интеллектуальную сторону
музыки сознательно следят за развертыванием
музыкальной формы».
Как уже отмечалось, развитие музыкального
восприятия имеет первостепенное значение
в музыкальном развитии детей и является
основой формирования их музыкальной
культуры. Еще в 70-е годы Д. Б. Кабалевский
наиболее точно и многогранно определил
значение восприятия музыки в своей концепции
музыкального воспитания детей. «Активное
восприятие музыки – основа музыкального
воспитания в целом, всех его звеньев,
– указывал он. – Только тогда музыка
может выполнить свою эстетическую, познавательную
и воспитательную роль, когда дети научатся
по-настоящему слышать и размышлять о
ней. Настоящее, прочувствованное и продуманное
восприятие музыки – одна из самых активных
форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний
духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Вне слышания музыка как искусство вообще
не существует. Бессмысленно говорить
о каком-либо воздействии музыки на духовный
мир детей и подростков, если они не научились
слышать музыку как содержательное искусство,
несущее в себе чувство и мысли человека,
жизненные идеи и образы». Таким образом,
сущность восприятия музыки заключается
в способности слушать ее, переживать
или эмоционально откликаться (3, с.140).
Музыкальное восприятие развивается
во всех видах музыкальной деятельности
детей: пении, музыкально-ритмических
движениях, игре на музыкальных инструментах
и т. д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным
видом музыкальной деятельности, который
организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении.
Обычно в методической литературе этот
вид деятельности и определяется как «слушание
музыки», в ходе которого дети знакомятся
с музыкальным произведением (1, с.13-15).
Слушание музыки – один из наиболее эффективных и развивающих
видов музыкальной деятельности, в процессе
которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и
анализировать ее. Слушая музыку, они получают
значительно больше впечатлений, чем в
других видах музыкальной деятельности.
Крупный ученый и музыковед В. В. Медушевский
отмечал, что в процессе слушания «развивается
музыкальное восприятие – мышление» –
универсальная музыкальная способность,
необходимая для любого вида музицирования.
Методически правильно организованное
слушание музыки в дошкольном учреждении,
разнообразные приемы активизации музыкального
восприятия способствуют развитию интересов,
музыкальных способностей и творческих
проявлений детей, что, в конечном итоге,
воспитывает их музыкальную культуру.
Выдающиеся музыканты – просветители,
теоретики музыкального воспитания Б.В.
Асафьев, Б.Л. Яворский, Б.М. Теплов считали
слушание музыки основой системы музыкального
воспитания. Б. В. Асафьев говорил о необходимости всеобщего обучения детей слушанию музыки
и педагогического руководства этой деятельностью,
Б. Л. Яворский подчеркивал необходимость
широкого ознакомления детей с классической
музыкой, воспитания у них хорошего вкуса
и любви к подлинному искусству. Он отвергал
мнение о том, что «дети не поймут взрослой
музыки», связывая решение этой проблемы
с доступностью музыкального произведения
и силой его эмоционального воздействия.
Единый по своей психофизической основе
процесс формирования полноценного музыкального
восприятия каждого музыкального произведения
может быть условно разделен на несколько
стадий, качественно отличающихся друг
от друга. Эти стадии особенно четко выявляются
в музыкальном восприятии неподготовленных
слушателей, в частности у детей, но наличие
их характерно и для восприятия музыки
достаточно подготовленным слушателем
(19, с.107-111).
Первая стадия музыкального восприятия
наступает при первом (а иногда и последующем)
прослушивании музыкального произведения
и отличается целостностью, смутностью,
нерасчлененностью впечатлений. Малоподготовленный слушатель,
в том числе дошкольник, получает лишь
общее впечатление о музыкальном образе,
улавливает отдельные яркие детали музыки.
У детей этого возраста при первом знакомстве
с музыкальным произведением возникает
непосредственный эмоциональный отклик
на музыку. Довольно часто эмоциональная
реакция является положительной. Музыка
волнует маленького слушателя, рождает
определенные ассоциации. Например, ритмичный
«Марш деревянных солдатиков», из «Детского
альбома» П. И. Чайковского, вызывает у
детей радость, хорошее настроение, эмоциональный
подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того
же альбома, заставляет грустить, переживать,
жалеть. Однако бывает и так, что из-за
неполноценного первого восприятия ребенок
остается равнодушным к музыкальному
произведению.
Образ, возникающий у дошкольников при
первом прослушивании, может быть разным
по своей глубине. Главное, чтобы дети
почувствовали характер и настроение
музыки, проявляли к ней эмоциональное
отношение, понимали музыкальный образ.
На этой стадии музыкального восприятия
дети достаточно точно могут выразить
характер прослушанной музыки в жестах,
мимике, моторно-двигательных проявлениях,
а также в словесных оценках. Занятие по
слушанию музыки должно быть построено
таким образом, чтобы дети могли услышать
данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие.
В ряде случаев удается построить занятие
так, что эта музыка звучит и большее количество
раз. Глубина восприятия музыки на первой
стадии зависит от разных причин: привлекательности
для детей музыкального произведения,
их общего развития и индивидуальных особенностей.
Задача педагога здесь – помочь ребенку
найти свое отношение к музыкальному произведению,
понять, какие чувства вызывает у него
эта музыка.
Вторая стадия представляет собой
процесс углубления в содержание произведения,
который характеризуется способностью
вслушиваться, выделять наиболее яркие
и интересные его особенности, осознавать
выразительность отдельных элементов
музыкальной речи. Этот процесс может
происходить при повторном восприятии
музыкального произведения. При этом закрепляются
полученные ранее и наслаиваются новые
положительные впечатления от музыки.
Повторное слушание обычно вызывает у
дошкольников «привыкание» к музыкальному
произведению и порой меняет отношение
к услышанному в положительную сторону.
Это обстоятельство педагоги должны учитывать
при организации слушания музыки дошкольниками, например, музыкальному
произведению, которое дети уже слушали,
можно посвятить еще одно-два занятия.