Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России

Овчинников анатолий владимирович — диссертации — известные ученые

Научная тема:« ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРОЦЕСС В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 1801-1917 ГГ. »

Научная биография   « Овчинников Анатолий Владимирович »

Членство в Российской Академии Естествознания

Специальность:13.00.01

Год:2022

Отрасль науки:Педагогические науки

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. В системе общего образования на всём протяжении его исторического развития протекает политико-правовой процесс, выступающий в качестве специфического, многогранного культурно-исторического феномена, составными элементами которого являются: бытие в пространстве образования разнообразных политических воззрений на роль и место образования, воспитания, просвещения в общественном развитии; процесс выработки на основе этих воззрений разнообразных путей развития образовательной сферы, поиски оптимальных форм и механизмов реализации этих стратегий в конкретно-историческом контексте развития исторически и географически определенной образовательной сферы, закрепление результатов политико-правового развития в действующем законодательстве; обеспечение баланса традиций и новаций в национальной системе образования.
  2. Политика российской власти в области народного образования на протяжении ХIХ-начала ХХ века состояла в стремлении к реальному осуществлению идеи научного и духовно — нравственного просвещения максимально возможного числа детей, что привело со временем к необходимости законодательного закрепления принципа всеобщего начального обучения. Власть учитывала в принимаемом законодательстве традиционалистские особенности страны, в то же время осознавая необходимость изменений образовательной политики, направленной на решение основной задачи — подготовки гражданина и жителя страны, существовавшей в реальных условиях интенсивного развития; воспитания в нем качеств, способствовавших его нормальной жизнедеятельности в условиях изменения социального уклада страны, при сохранении имеющихся духовно-нравственных начал российской цивилизации. Законодательные акты, издаваемые центральными органами государственной власти, закрепляли основополагающие направления этой политики, и, оказывая влияние на определение содержания обучения в российских школах, опосредованно влияли на разработку и развитие отечественной педагогической теории.
  3. В начале ХХ столетия преобразилось отечественное образовательное пространство. Одной из причин этого стало изменение политического режима в стране, появление и начало деятельности политических партий — института, ранее неизвестного в России. Реализуя политические интересы различных слоёв российского населения, они стали влиять на политику в области образования, представив отечественному сообществу широкий веер идей и концепций дальнейшего развития народного просвещения в стране. Политические партии России и их представители существенным образом повлияли на активизацию политико-правового процесса в отечественном образовании, заставив монархическую власть искать формы взаимодействия с ними при разработке развития отечественного образования.
  4. Важное значение для дальнейшего развития общего образования в России имело начало работы Государственной Думы — представительного законодательного органа, одной из задач которого стала разработка оптимального законодательства в области образования с целью обеспечения возможности государственной власти провести реформу школы, учитывая как традиции, так и новации, возникавшие в образовательной сфере. Дума, интенсифицировав своей деятельностью политико-правовой процесс в общем образовании, выступила общественно-политическим институтом нейтрализации крайних политических взглядов на общее образование, и обеспечила возможность выработки рациональных проектов модернизации российской школы.
  5. Активизация политико-правового процесса в сфере российского образования, наметившаяся в начале XX века, была вызвана значительным увеличением круга субъектов, получивших реальную возможность выражать свои интересы относительно путей развития российского образования. Это обстоятельство повысило общий интерес власти и общества к педагогической науке. В России в начале XX столетия была разработана политическая и правовая основа для оптимального развития народного образования с учетом российских традиций и необходимости внедрения новых отечественных и зарубежных научно-педагогических идей и опыта их практической реализации.

Список опубликованных работ

Публикации в журналах, входящих в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК РФ.

1. Овчинников, А.В. Партии и школа в дореволюционной России. [Текст] / Л.В.Кривцун, А.В.Овчинников // Педагогика. – 1991. – № 4. – С.119-126. – 1 авт.л.

2. Овчинников, А.В. Образование – дело приоритетное [Текст] / Л.В.Кривцун, А.В.Овчинников // Педагогика. – 1992. – № 11-12. – С.3-12. – 1 авт.л.

3. Овчинников, А.В. История образования: наука и учебный предмет [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 1996.– № 4. – С.118-119. – 0,4 авт.л.

4. Овчинников, А.В. Вопросы народного образования в Государственной думе II созыва [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 1997. – № 5. – С.93-98. – 1 авт.л.

5. Овчинников, А.В. Научная конференция «Педагогика и политика в образовании России конца XIX – начала XX вв.» [Текст] / Л.Н.Беленчук, А.В.Овчинников // Вестник РГНФ. – 1997. – № 4. – С. 269-272.– 0,3 авт.л.

6. Овчинников, А.В. Великому русскому педагогу посвящается [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2000. – № 1. – С. 108-109. – 0,3 авт.л.

7. Овчинников, А.В. Снова о проблемах историко-педагогической литературы для студентов [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2000. – № 6. – С.95-98. – 0,4 авт.л.

8. Овчинников, А.В. Дума народного просвещения [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2000. – № 8. – С.73-79. – 0,7 авт.л.

9. Овчинников, А.В. О научных подходах к изучению истории просвещения [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 66-69. – 0,6 авт.л.

10. Овчинников, А.В. Всероссийская научная конференция «Философско-исторические основы общего образования в России» [Текст] / В.А.Мясников, А.В.Овчинников // Вестник РГНФ. – 2003. – № 1. – С. 263-267. – 0,3 авт.л.

11. Овчинников, А.В. Народное просвещение в годы правления Николая I [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 61-67. – 0,6 п.л.

12. Овчинников, А.В. Реформирование школы в царствование Александра II [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика. – 2005. – № 5. – С.79-87. – 0,7 авт.л.

13. Овчинников, А.В. Юридическая наука об общем образовании в пореформенной России [Текст] / А.В.Овчинников // Право и образование. – 2006. –№ 1. – С.179-187. – 0,8 авт.л.

14. Овчинников, А.В. Народное просвещение и Государственная Дума [Текст] / А.В.Овчинников // Образование и общество. – 2006.– № 3. – С. 107-112. – 0,6 авт.л.

15. Овчинников, А.В. Народное просвещение и третья Государственная Дума [Текст] / А.В.Овчинников // Образование и общество. – 2006.– № 4.– С. 96-103. – 0,6 авт.л.

16. Овчинников, А.В. Законодательство в области народного просвещения в годы правления Александра Первого [Текст] / А.В.Овчинников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2008.– № 4. – С. 132-142. – 0,7 авт.л.

17. Овчинников, А.В. Политико-правовое развитие российского образования в годы правления Николая I. [Текст] / А.В.Овчинников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2009. – № 4 (16). –С.191-200. – 0,7 авт.л.

Монографии, главы в монографиях

18. Овчинников, А.В. Политико-правовой процесс в российском образовании XIX – XX века: монография [Текст] / А.В.Овчинников. М.: УРАО ИТИП, 2009. – 258 с.– 12 авт.л.

19. Овчинников, А.В. Вопросы народного образования в программах политических партий дореволюционной России [Текст] / А.В.Овчинников // Российское образование на рубеже двух веков: монография. – М.: ИТОиП РАО, 1996. – С.36-56. – 1,5 авт.л.

20. Овчинников, А.В. Государственное регулирование в сфере образования [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX – начала XX вв.: монография. – М.: ИТО и П РАО, 2002. – С. 45-107. – 3 авт.л.

21. Овчинников, А.В. Правовые основы педагогики пореформенной России [Текст] / А.В.Овчинников // Методологические, нравственные и этнические основания педагогики пореформенной России: сб.науч.тр. – М.: ИТИП РАО, 2007. – С. 40-65. – 1,5 авт.л.

22. Овчинников, А.В. Законодательство в области народного просвещения первой половины XIX века. [Текст] / А.В.Овчинников // Законодательство в области образования в России первой половины XIX века: сб.научн.ст. – М. ИТИП РАО, 2008.– С. 5-49. – 2 авт.л.

Учебные пособия

23. Овчинников, А.В. Антология по истории педагогики в России (Первая половина XX века) [Текст] / А.В.Овчинников, Л.Н.Беленчук, С.В.Лыков. – М.: Академия, 2000.– 24 п.л. – 8 авт.л.

Научные статьи, доклады, тезисы

24. Овчинников, А.В. Ценностный подход в политологии образования [Текст] / А.В.Овчинников // Тезисы XV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки 17-18 мая 1994 г. / Под ред. чл.-корр. РАО З.И.Равкина. – М., 1994. – С. 46-49. – 0,2 авт.л.

25. Овчинников, А.В. Роль традиций в политологии образования [Текст] / А.В.Овчинников // Тезисы конференции молодых ученых Института развития личности. – М., 1994.– С. 62-63. – 0,1 авт.л.

26. Овчинников, А.В. Русское просвещение и политика [Текст] / А.В.Овчинников // Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы: сборник тезисов. – М., 1995. – С. 10-12. – 0,2 авт.л.

Читайте также:  Требования ВАК к докторской диссертации: к соискателю, к объему диссертации, к публикациям, к защите

27. Овчинников, А.В. Политические и правовые ценности Российского просвещения [Текст] / А.В.Овчинников // История образования. Наука и учебный предмет: материалы федеральной конференции. – Нижний Новгород: НГПУ, 1996. – С. 10-12. – 0,3 авт.л.

28. Овчинников, А.В. О взаимосвязи политико-правовых и образовательных традиций в истории развития России [Текст] / А.В.Овчинников // Российское образование. Прошлое, настоящее, будущее. – М.: ОДИ-International, 1996. – С. – 14-17. – 0,2 авт.л.

29. Овчинников, А.В. Роль и значение политической культуры в образовании России и Башкортостана. Традиции и перспективы [Текст] / И.П.Малютин, А.В.Овчинников // История образования в Южно-Уральском регионе Башкортостана: историко-социологический аспект: сборник науч.тр. – Уфа, 1996. – С.58-62.– 0,2 авт.л.

30. Овчинников, А.В. Вопросы народного образования в Государственной Думе I и II созывов [Текст] / А.В.Овчинников // Педагогика и политика в образовании России конца XIX – начале XX вв.: материалы конференции. – М., 1997. – С. 107-136. – 1 авт.л.

31. Овчинников, А.В. О правовой регламентации взаимоотношений земств, органов народного образования и попечительских советов учебных заведений общего образования в России пореформенного периода [Текст] / А.В.Овчинников // Образование в регионах России. Уроки истории и перспективы. – М., 1997. – С. 8-10. – 0,2 авт.л.

32. Овчинников, А.В. Политические дискуссии о народном просвещении в начале XX века [Текст] / А.В.Овчинников // Об итогах работы Института в 1996 г. – М., 1997. – С. 23-25 – 0,2 авт.л.

33. Овчинников, А.В. Уроки деятельности Государственной Думы в области народного образования 1906-1917 [Текст] /А.В.Овчинников // Итоги научной работы Института в 1997 г. Материалы конференции по итогам года / Под ред. В.И.Додонова. – М., 1998. – С.34-36. – 0,2 авт.л.

34. Овчинников, А.В. Некоторые вопросы разработки Законодательства в области народного образования в III созыве Государственной Думы [Текст] /А.В.Овчинников // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: сб.науч.работ. – М., 1998. – С. 8-11. – 0,3 авт.л.

35. Овчинников, А.В. Становление и развитие гуманистических основ образовательной политики России начало XVIII – рубеж XIX-XX вв. [Текст] / А.В.Овчинников// Гуманистическая парадигма образования и воспитания. Теоретические основы и опыт реализации. – М.: ИТОиП РАО, 1998. – 0,2 авт.л.

36. Овчинников, А.В. Работа над законодательством о народном просвещении в Государственной Думе IV созыва [Текст] / А.В.Овчинников// История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы: тезисы в сборнике. – М., 1998. – С. 13-17. – 0,4 авт.л.

37. Овчинников, А.В. Регламентация взаимоотношений земств, органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах народного образования в России пореформенного периода [Текст] / А.В.Овчинников// Материалы научно-практической конференции по итогам работы Института в 1998 г. – М.: ИТОиП РАО, 1999. – С.57-61. – 0,3 авт.л.

38. Овчинников, А.В. Некоторые вопросы истории школьного законодательства [Текст] / А.В.Овчинников// Теоретические исследования в 1999 г. / Под ред. В.А.Мясникова. – М.: ИТОиП РАО, 2000. – С. 43-57. – 0,5 авт.л.

39. Овчинников, А.В. К вопросу о научных подходах к изучению истории образования и ее предмете [Текст] /А.В.Овчинников/ Философия и история образования учебный предмет в системе подготовки будущего учителя. – Нижний Новгород, 2000. – С. 51-55. – 0,3 авт.л.

40. Овчинников, А.В. Традиционность государственных начал в историческом развитии отечественного просвещения [Текст] / А.В.Овчинников // Традиции отечественного образования: сборник статей по материалам межвузовской научной конференции 30 мая 2000 г. г.Коломна. – Коломна, 2000. – С.11-13. – 0,2 авт.л.

41. Овчинников, А.В. Развитие законодательства о народном образовании на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / А.В.Овчинников// Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX – начала XX вв. – М.: ИТОиП РАО, 2000.– С. 22-42. – 1,5 авт.л.

42. Овчинников, А.В. Проблемы правового регулирования народного образования в России на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / А.В.Овчинников// Теоретические исследования в 2000 г.: материалы научной конференции. – М.: ИТОиП РАО, 2001. – С 112-117. – 0,3 авт.л.

43. Овчинников, А.В. Исторические уроки развития школьного права в России [Текст] /А.В.Овчинников// Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы. Материалы межвузовский научной конференции 27-29 ноября 2001 г. – Смоленск, 2001. – С. 112-114. – 0,3 авт.л.

44. Овчинников, А.В. К вопросу о методологических основах изучения истории отечественного законодательства в области народного образования [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2001 г. – М., ИТОП РАО. – С.79-83.

45. Овчинников, А.В. Политика в области народного просвещения в годы правления Николая I (1825-1855) [Текст] /А.В.Овчинников// Философско-исторические основы общего образования в России: материалы Всероссийской научной конференции. – М.: ИТОП РАО, 2002. – С. 249-263. –1 авт.л.

46. Овчинников, А.В. Духовно-нравственные начала регулирования взаимоотношений российского государства и общества в сфере народного просвещения в пореформенной России [Текст] /А.В.Овчинников/ Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям / Под ред.З.И.Равкина. – М., 2003. – С.132-136. – 0,3 авт.л.

47. Овчинников А.В. Министерство народного просвещения в политическом и правовом развитии общего образования в пореформенной России [Текст] /А.В.Овчинников/ Теоретические исследования в 2002 году. Материалы научной конференции посвященной 60-летию академии / Под ред. В.А.Мясникова. – М., ИТОП РАО, 2003. – 0,7 авт.л.

48. Овчинников, А.В. Государство, общество и право в образовательной сфере России [Текст] /А.В.Овчинников// Проблемы государственного и муниципального управления: сборник научных трудов. Вып.3. – М.: МАГМУ, 2004. – С. 191-200. – 0,3 авт.л.

49. Овчинников, А.В. Некоторые методологические основы изучения истории школьного законодательства России [Текст] /А.В.Овчинников// Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования: материалы Всероссийского методологического семинара. Т.2. – СПб., 2004. – С. 81-86. – 0,3 авт.л.

50. Овчинников, А.В. Российская власть и церковно-приходское образование на рубеже XIX-XX вв. [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2004 года: материалы ежегодной конференции. – М.: ИТИП РАО, 2005. – 0,4 авт.л.

51. Овчинников, А.В. История педагогики: традиции и современность [Текст] /А.В.Овчинников // Учитель. – 2005.– № 6.– С. 28-30. – 0,3 авт.л.

52. Овчинников, А.В. Учителя России – депутаты Первой Государственной Думы [Текст] /А.В.Овчинников// Учитель. – 2006. – №4.– С. 77-79. – 0,3 авт.л.

53. Овчинников, А.В. Методологические основы источниковедения школьного законодательства [Текст] /А.В.Овчинников// Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы. Материалы V Всероссийского семинара по методологии педагогики. – М.: ИТИП РАО, 2006. – С. 153-155. – 0,25 авт.л.

54. Овчинников, А.В. П.Ф.Каптерев о взаимоотношениях государства и общества в реформировании отечественного образования [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2005 года. – М.: ИТИП РАО, 2006. – С.211-215. – 0,3 авт.л.

55. Овчинников, А.В. Традиции и инновации в реформах отечественного образования [Текст] /А.В.Овчинников// Судьбы реформ и реформаторства в России: материалы научной конференции. – Коломна, 2006. – С.423-426.– 0,2 авт.л.

56. Овчинников, А.В. Проблемы школьного законодательства дореволюционной России в отечественной историографии советского периода [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2006 года. – М.: ИТИП РАО, 2007. – С.232-237. – 0,3 авт.л.

57. Овчинников, А.В. Советская и российская историография законодательного обеспечения отечественного образования во второй половине XIX–начале XX вв. [Текст] /А.В.Овчинников, Е.А.Прокофьева // Вестник ИТИП РАО. – 2007. – № 2. – С.61-66. – 0,5 авт.л.

58. Овчинников, А.В. Российское законодательство в сфере частного образования (историко-педагогический контекст) [Текст] /А.В.Овчинников, Е.А.Прокофьева// Теоретические исследования 2007 года: материалы ежегодной конференции. – М.: ИТИП РАО, 2008. – С. 339-343. – 0,3 авт.л.

59. Овчинников, А.В. Законодательная деятельность Первой сессии Государственной Думы четвертого созыва в области народного просвещения [Текст] /А.В.Овчинников// Теоретические исследования 2008 года: материалы ежегодной конференции. – М.: ИТИП РАО, 2009. – С. 210-216. – 0,5 авт.л.

Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов мвд россии

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время в большинстве вузов МВД России физическая культура рассматривается специалистами а основном как физическая подготовка, или профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) к выполнению служебно-боевой деятельности сотрудников полиции (Ю.Ф. Подлипняк, 1986; приказ от 29 июля 1996 г. №412; распоряжение министра внутренних дел РФ от 27 августа 2001 г. № 1/15420; B.C. Кшевин, 2003; А.Н. Волков, 2006; А.В. Еганов и др., 2006; Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России, 2007; В.А. Торо-пов, 2008).

Согласно перечисленным документам основным ориентиром и критерием физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) выступают установленные единые контрольные упражнения и нормативы по физической подготовке сотрудников МВД России (приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510; Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России, 2005; Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России, 2007).

Читайте также:  Сущность региональной политики в государственном управлении курсовая

Многие специалисты (СВ. Непомнящий, 1987; Е.Н. Захаров и др., 1994; СВ. Кузнецов, 1996; И.М. Медведев, 1999; В.Н. Лавров, 1999-2002; В.И. Косяченко, 2000; СВ. Кузнецов, 2002; В.Н. Лавров, 2002-2008; B.C. Кшевин и др., 2003; И.М. Медведев и др., 2004; С.Н. Баркалов, 2006; А.Н. Волков, 2006; А.В, Еганов и др., 2006; В.П. Полянский, Е.В. Флусов, 2006; А.В. Афанасьев, 2009) неоднократно осуществляли попытки свести решение проблем физической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел к созданию различных педагогических систем и технологий, однако практического эффекта оказалось немного, так как уровень физической подготовленности среди представителей правоохранительных органов остается до сих пор низким, на что указывает ряд инструктивных документов (приказ МВД России от 11 января 1995 г. № 11; распоряжение министра внутренних дел РФ от 27 августа 2001 г. № 1/15420; приказ МВД России от 22 октября 2003 г. № 5 км/2; приказ МВД России от 15 марта 2002 г. № 240; приказ МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829; приказ МВД России от 15 января 2008 г. №38).

На наш взгляд, основная причина, порождающая данную ситуацию, заключается в самом подходе, который физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку курсантов и слушателей вузов МВД России сводит в основном к формированию у них необходимых двига-

тельных навыков и развитию важных психофизических способностей. Разработанные на основе такого подхода методики и технологии обучения, а также учебные программы по дисциплине «Физическая подготовка» не формируют у курсантов и слушателей необходимого уровня теоретических знаний основ физической культуры и спорта, ценностных ориентиров и положительной мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, не ориентируют выпускников вузов на соблюдение здорового образа жизни и постоянное профессиональное совершенствование своей физической подготовленности, не позволяют им эффективно решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью, часто подвергая их риску получения тяжелых ранений и гибели а ходе борьбы с преступностью.

Для решения существующей проблемы и устранения вытекающих из нее противоречий необходим другой, альтернативный подход, позволяющий значительно расширить рамки сложившихся представлений. В этом случае следует говорить не о физической и профессионально-прикладной физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России, а о формировании их профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), которая не только органично включает в себя узко направленные задачи физической подготовки, но и содействует развитию и оптимизации условий для реализации психофизиологических свойств и психофизиологических процессов в организме человека во время осуществления профессиональной деятельности, формирует устойчивую потребность к физическому совершенствованию, развивает личностные качества и способности полицейских, способствует повышению эффективности их работы.

С точки зрения современной науки профессионально-прикладную физическую культуру курсантов и слушателей вузов МВД России целесообразно рассматривать как педагогическую систему формирования заданных характеристик, определяемых, прежде всего, целью и задачами профессиональной подготовки полицейских. Естественно, что при таком подходе компонентов системы, то есть ее содержание, будет больше, как и решаемых при этом задач, сложнее станут и их взаимосвязи, что предполагает более высокий уровень качества создаваемого научно-педагогического продукта.

Таким образом, можно заключить, что изучаемая в данной диссертационной работе научная проблема актуальна и своевременна, а предлагаемые изыскания в этом направлении являются исследованиями первостепенной важности и значимости.

Объект исследования: процесс формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России.

Предмет исследования: средства, методы и организационные формы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России.

Цель исследования: разработать и обосновать систему продуктивного формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России.

Гипотеза исследования: система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России будет эффективной и педагогически целесообразной, если основу ее разработки составят:

комплекс задач: образовательные — направленные на формирование знаний основ физической культуры и спорта; воспитательные — направленные на формирование мотивации и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом; обучающие — направленные на формирование профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развивающие — направленные на развитие профессионально важных психофизических свойств и качеств личности;

оптимальная структура содержания процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры, включающая теоретический, физический, технический, практический и психологический компоненты, а также наиболее эффективные средства и методы решения комплекса педагогических задач;

модельно-целевой подход, характеризующийся системным единством операций теоретического, проектировочного и практического моделирования педагогического процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры;

педагогический контроль на всех этапах обучения курсантов и слушателей вузов МВД России, включающий комплекс педагогических тестов и тестовых испытаний для мужчин и женщин, характеризующих все стороны их подготовленности: теоретическую, физическую, техническую и практическую.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Сформулировать и обосновать основную цель формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России.

  2. Разработать и обосновать концепцию и концептуальную модель системы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, ее структуру и содержание.

  3. Выявить наиболее эффективные средства, методы и организационные формы ключевых компонентов подготовки: теоретического, физиче-

ского, технического, практического и психологического — в системе формирования профессионально-прикладной физической культуры в вузах МВД России в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка».

4. Разработать и обосновать критерии и нормативы проведения ком
плексного контроля за уровнем основных видов подготовленности: теоре
тической, физической, технической и практической — курсантов и слуша
телей вузов МВД России на весь период их обучения.

  1. Разработать систему формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей Волгоградской академии МВД России в учебном процессе по дисциплине «Физическая подготовка».

  2. Апробировать авторскую систему формирования профессионально-прикладной физической культуры хурсантов и слушателей Волгоградской академии МВД России в ходе изучения дисциплины «Физическая подготовка».

Теоретико-методологической основой исследования являются:

основополагающие идеи и концепции отечественной теории и методики физической культуры (Б.Н. Ашмарин, С.С. Коровин, Ю.Ф. Курам-шин, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, В.П. Полянский и др.);

системный подход к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, Л. фон Берталанфи, В.Л. Васильев, Н. Винер, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин);

деятельностный подход (Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

теоретические основы модельно-целевого подхода в спортивной тренировке (Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев);

теоретические основы оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин);

идеи построения педагогической технологии на основе личностно ориентированного подхода (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, B.C. Поллат В.М. Полонский, Г.К. Селевко);

концептуальные основы педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский Б.Г. Бовин, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, И.П. Подласын, Н.Ф. Талызина);

теоретические основы педагогического контроля в целом и физического воспитания в частности (B.C. Аванесов, Ю.В. Верхошанский МА. Годик, И.Н. Гулидов, А.В. Еганов, А.И. Завьялов, В.А. Запорожанов’ Л.П. Матвеев, Ю.И. Смирнов);

теоретические основы координационной подготовки (В.И. Лях A.M. Пидоря, Е. Садовски, И.И. Сулейманов, А.С. Тодоров);

базовые положения профессионально-прикладной физической подготовки (В.П. Жидких, Б.И. Загорский, В.И. Ильинич, В.А. Кабачков С.С. Коровин, Р.Т. Раевский, Ю.А. Суворов);

— теоретико-методические основы физической подготовки сотрудни
ков правоохранительных органов (И.С. Барчуков, В.Я. Кикоть, В.Г. Колю-
хов, А.А. Кочкаров, В.Н. Лавров, СВ. Непомнящий, Ю.Ф. Подлипняк,
В.В. Яншин).

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяются: научно-теоретическим обоснованием избранного исследовательского направления, опирающегося на современную научно-методологическую базу знаний педагогического, психологического, дидактического и методического уровней, позволивших сформулировать непротиворечивость установок, основополагающих идей исследования; научными положениями, представленными в диссертации, позволившими осуществить правильный выбор критериев оценки деятельности; логичностью мышления, включающего последовательность, определенность, недекларированность и обоснованность выводов и положений диссертации, адекватность поставленной цели и решаемых задач; репрезентативностью выборки исследования; многолетними динамическими наблюдениями, проверкой основной гипотезы исследования в условиях реального учебного процесса с участием курсантов Волгоградской академии МВД России; продолжительностью (пять лет) и большим количеством участников (100 человек) опытно-экспериментальной части исследования; корректностью обработки математическими и статистическими методами, включающими использование современных информационных технологий (факторный анализ, компьютерные программы); корректной педагогической интерпретацией полученных экспериментальных данных; всесторонним анализом полученных результатов и их широким обсуждением.

Научная новизна результатов проведенного исследования заключается в том, что впервые:

Читайте также:  Занимательные задания по русскому языку 5 класс с ответами

разработана и обоснована концепция системы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России, включающая системное единство педагогических процессов — теоретического, проектировочного и практического моделирования;

разработана и обоснована концептуальная модель системы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, включающая пять основных видов подготовки: теоретическую, физическую, техническую, практическую и психологическую;

установлена структура и содержание профессиограмм базовых специальностей системы МВД России (следователь, оперуполномоченный, эксперт-криминалист), определяющих иерархию профессионально значимых прикладных двигательных умений и навыков, физических способностей и личностных качеств сотрудников правоохранительных органов;

разработан комплекс педагогических тестов и тестовых заданий, включающий испытания для мужчин и женщин, характеризующие основные стороны подготовленности курсантов: теоретическую, физическую, техническую и практическую;

созданы модели, содержащие стандартизированные нормы уровня физической подготовленности курсантов и слушателей вузов МВД России по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Судебная экспертиза»;

разработана и апробирована технология комплексного педагогического контроля, обеспечивающая ряд последовательных процедур: формулировку цели процесса физической подготовки курсантов и слушателей; постановку задач для достижения цели; процедуру тестирования курсантов и слушателей в соответствии с видами педагогического контроля (входной, оперативный, текущий, тематический, рубежный, этапный, итоговый, междисциплинарный), а также оценку их уровня физической, теоретической, технической и практической подготовленности;

определен интегральный показатель готовности сотрудников ОВД к выполнению своих служебных обязанностей, к успешному решению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в рамках освоения дисциплины «Физическая подготовка», который определяется посредством прохождения специализированного учебного полигона с выполнением ряда задач;

разработана и апробирована в процессе педагогического эксперимента учебная программа по дисциплине «Физическая подготовка» для курсантов и слушателей, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Судебная экспертиза», для формирования у них личностной профессионально-прикладной физической культуры;

разработана и обоснована система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка».

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в дополнении теории и методики профессионально-прикладной физической культуры положениями и выводами, в которых:

на основе модельно-целевого подхода дается более полное описание содержания процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка» для базовых специальностей (следователь, оперуполномоченный, эксперт-криминалист);

подробно объясняются причинно-следственные отношения в улучшении качества педагогического процесса за счет использования объективных критериев оценки уровня теоретической, физической, технической и практической подготовленности сотрудников МВД России;

дается понимание смысла и целесообразности использования интегральной оценки уровня сформированное профессионально-прикладной физической культуры личности сотрудника ОВД и отношения к ней со стороны субъектов образовательного процесса;

обеспечивается более высокая точность прогнозированных изменений надлежащих нормативов физической подготовленности курсантов и слушателей, обусловленных низким уровнем общей подготовленности абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения МВД России.

Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что разработанная авторская система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России существенно повышает уровень их физической, технической и практической подготовленности в системе служебно-боевой подготовки как неотъемлемой части профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и в конечном итоге способствует росту профессионализма сотрудников органов внутренних дел и снижению уровня преступности в стране.

Полученные результаты дают возможность существенно расширить и дополнить содержание профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России, а также оказать методическую помощь в составлении учебно-методической документации: примерных программ, учебных программ, тематических планов.

Разработанная и научно обоснованная учебная программа по дисциплине «Физическая подготозка», ориентированная на формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей, может использоваться в учебном процессе различных вузов МВД России. Результаты исследования положены в основу создания учебных и учебно-методических пособий и разработок для подготовки сотрудников ОВД.

Основные положения, выносимые на защиту:

І. Основу продуктивности разработанной системы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России составляют: комплекс образовательных, воспитательных, обучающих и развивающих задач; модельно-цглевой подход, включающий последовательное теоретическое, проектировочное и практическое моделирование педагогического процесса в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка»; оптимальная структура содержания процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры, объединяющая теоретический, физический, технический, практический и психологический компоненты, а также наиболее эффективные средства и методы решения комплекса педагогических задач; педагогический контроль на всех этапах обучения курсантов и слушателей вузов МВД России, включающий

комплекс педагогических тестов и тестовых испытаний для мужчин и жен-шин, характеризующих все стороны их подготовленности.

  1. Ключевым положением концептуальной модели системы формирования ППФК курсантов и слушателей вузов МВД России выступает утверждение, что учебная дисциплина «Физическая подготовка» играет роль интегрирующего предмета, являясь ведущей и определяющей в системе служебно-боевой подготовки как неотъемлемой части профессиональной подготовки курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России.

  2. Процесс формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей высших учебных заведений МВД России направлен на ее персонифицирование, объединяющее в себе контексты культуры личности в целом, а также знание и владение системой организационно-методических приемов и способов, содействующих формированию профессионально значимых прикладных двигательных умений и навыков, развитию и реализации важных физических способностей, психофизических свойств и личностных качеств сотрудников ОВД в служебно-боевой деятельности, устойчивой потребности к физическому совершенствованию, повышению эффективности профессиональной деятельности.

  1. Интегральной оценкой уровня ППФК курсантов и слушателей вузов МВД России является результат выполнения комплексного упражнения в условиях специализированного учебного полигона, где моделируются все основные действия сотрудника правоохранительных органов при задержании преступника по схеме: «преследование — ведение единоборства — силовое задержание — огневое поражение».

  2. Разработанная и научно обоснованная педагогическая система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России является эффективной и педагогически целесообразной, так как способствует существенному улучшению всех видов их подготовленности: теоретической, физической, технической и практической — качественному росту уровня сформированности личностной профессионально-прикладной физической культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования на различных этапах представлены в научных докладах и получили положительную оценку на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научно-методических и научно-практических конференциях, проводившихся в Праге, Перемышле, Софии, Волгограде, Воронеже, Иркутске, Красноярске, Орле, Уфе, Челябинске! Хабаровске.

По теме диссертации опубликовано более ПО научных, учебных и учебно-методических работ (общим объемом более 1 80*0 печатных листов). Материалы исследования обобщены в монографии «Управление про-

фессионально-прикладной физической подготовкой курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России», 16 статьях в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Внедрение результатов в практику. Результаты исследования опубликованы в 1 монографии, 2 учебных и 6 учебно-методических пособиях. Подготовлены и изданы методические и практические рекомендации, компьютерные тесты, тесты, определяющие уровень физической и технической подготовленности курсантов и слушателей, которые широко используются во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России и других учебных заведениях: Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киева (Украина), Луганска (Украина), а также практическими органами: Волгограда, Кизляра (Дагестан), Назрани (Ингушетия), станицы Шелковской (Чечня), Кабардино-Балкарии, о чем свидетельствуют акты внедрения результатов исследования.

Во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2009 г. «О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с Приказом МВД России от 28 августа 2009 г. № 668 «О порядке присуждения грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и на основании протокола заседания Совета по грантам для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ от 23 ноября 2009 г. № 2 проекту «Педагогические технологии моделирования технико-тактических действий по задержанию правонарушителей» под руководством В.А. Овчинникова присужден грант МВД России в 2009 г. Согласно письму Департамента государственной службы и кадров (ДГСК) МВД России от 27 декабря 2022 г. № 21/22/12253 программа проекта размещена на центральном портале системы дистанционных образовательных технологий МВД России и рекомендована к использованию в учебном процессе образовательных учреждений МВД России.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 387 страницах, состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложений. Текст работы иллюстрирован 50 таблицами и 20 рисунками. Список литературы включает 495 источников, в том числе 16 на иностранных языках.

Оцените статью
VIPdisser.ru