Собачье сердце система уроков 9 класс

— Понимает ли Шариков, насколько выше его в своём развитии профессор?

— Стыдится ли Шариков своей необразованности?

— Более того, он даёт профессору советы. Одинок ли Шариков в

произведении, или есть герои, похожие на него своими взглядами на жизнь?

— Переходим к обсуждению похожего на Шарикова героя –

Швондера. Охарактеризуйте, пожалуйста, этого героя. Он является идейным

наставником Шарикова и натравливает его на профессора.

— В произведении есть нечто, что спасло Клима Чугунова от второй

судимости и что даёт право Шарикову считать себе тружеником. Что это?

Если забыли, обратитесь к тексту. (Пролетарское происхождение).

— Что означало пролетарское происхождение, какую роль оно играло в то

Итак, подведём итоги сказанному выше. Подобно тому, как профессор создал

Шарикова, большевики создали нового хозяина жизни – человека с

— Чтобы выяснить, что приносит новый хозяин в жизнь, обратимся к

анализу образа Москвы 1924х годов.

— Опишите Москву глазами Шарика.

— историю дома, в котором жил профессор.

— Что приносят новые люди в Москву? Какое слово употребляет профессор,

характеризуя состояние Москвы? (Разруха).

— Где мы уже встречались сегодня с этим словом? (Разруху принёс Шариков в

— Случайно ли Булгаков употребляет слово «разруха» в двух ситуациях? О

чём это говорит? (Между ними есть связь).

— Давайте определим связь между рассказом о создании Шарикова и

повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.

Получается следующая логическая цепочка:

— Подберите антоним к слову разруха (созидание).

— С кем из героев произведения можно связать это слово? ( с профессором)

— Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»? (образование,

— Все согласны с такой последовательностью? Исходя из этой цепочки,

сделайте вывод, каким был замысел Булгакова, зачем он рассказал историю

Шарикова? (Нельзя из собаки сделать человека. Не стоило и из пролетария

без предварительной подготовки делать хозяина жизни). А.М. Горьки

писал, что «звериный русский быт» нельзя изменить сразу, «в одночасье».

Таким образом, мы с вами сегодня раскрыли «двойное дно» повести, её

философский подтекст. Хотелось бы обратить ваше внимание на такой

момент: каковы основные черты характера Шарикова? (Наглость,

бескультурье, отсутствие интеллекта) Какая черта, на ваш взгляд, самая

Конспект урока литературы

по теме: М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

Герлейн Анастасия Александровна,

учитель русского языка и литературы

КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)» ,

— обучающая: познакомить обучающихся с историей создания и сложной судьбой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»; закрепить понятие о сатире; прояснить цели булгаковской сатиры; познакомить обучающихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А. Булгакова; привлечь внимание к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;

— развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи; учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;

— воспитывающая: воспитывать интерес к русской литературе XX века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

УУД: предметные: — умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано; — умение анализировать, делать обобщающие выводы; личностные: — развивать творческие способности учащихся; — формировать нравственно-этическое оценивание; регулятивные: — умение контролировать свою деятельность по результату; — адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников; коммуникативные: — строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества; — высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе; – овладевать монологической и диалогической формами речи.

Карта целей (для обучающихся):

Определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести «Собачье сердце»;

Сформулировать свою позицию о гуманистической направленности идейного содержания произведения;

Учиться работать с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой;

Развивать умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Обучающиеся школы – осужденные, преступившие закон, имеющие прочные криминальные и антисоциальные установки, привычки антиобщественного поведения, неадекватную защитную динамику, невосприимчивость к воспитательным воздействиям, неадекватную (завышенную или заниженную) самооценку. Такие осужденные проявляют импульсивность, агрессивность при любых социальных контактах, обладают достаточно устойчивыми представлениями и установками, которые с трудом могут корректироваться. Большинство осужденных имеют негативное отношение к учебе и школе, педагогическую запущенность по всем основным предметам школьной программы, сниженный уровень обучаемости в результате употребления наркотиков и алкоголя, длительный перерыв в обучении, низкую мотивацию к обучению.

Класс состоит из 14 человек. Материал урока и задания на различных этапах деятельности адаптированы к возрастным особенностям и познавательным интересам молодых людей 20-30 лет. Учитывается то, что у многих обучающихся отсутствует постоянное внимание; поэтому задания даются разнообразные, небольшие по объёму.

Домашние задания в школе закрытого типа не предусмотрены, поэтому в ходе урока базовые изучаемые элементы неоднократно повторяются. Самоконтроль проводится в течение всего урока. Урок рассчитан на один академический час (40 минут).

Урок литературы в 9 классе

Предварительная подготовка: одному ученику дается задание подготовить сообщение по теме: «История создания повести «Собачье сердце»», «Картина Москвы времён НЕПа».

На изучение повести М.А. Булгакова в 9 классе по программе В.Я. Коровиной отводится 2 часа. Данный урок является вторым в теме. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с жизнью и творчеством М.А. Булгакова. На уроке используется технология личностно-ориентированного обучения, элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения. Для оптимального использования временного ресурса урока организуется работа в группах смешанного состава. Задача групп: провести сравнительную характеристику героев повести, сформулировать тезисы для записи в тетрадь.

Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Хорош тот врач (а Булгаков врач), который не только поставит диагноз, но и постарается прогнозировать течение болезни. Булгакова, в частности, волновала проблема правомерности социальных экспериментов, происходивших в масштабах нашей страны. Эту проблему он развернул как тему ответственности науки перед жизнью в повести «Собачье сердце» (1925). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

Повесть «Собачье сердце» не публиковалась в России до 1987 г. Запрет на публикацию произведения побудил Булгакова вплоть до конца 1920-х годов основное внимание уделять драматургии.

Представить, что было бы, если бы повесть попала на страницы печати сразу после ее создания, пожалуй, невозможно, В послереволюционной России свободы слова и печати не было. Строжайший идеологический отбор литературных произведений велся на самом высоком уровне.

Повесть «Собачье сердце» стала необыкновенно популярна после шестидесятилетнего табу. Она много раз переиздавалась разными издательствами, приобрела и счастливую кинематографическую судьбу. Булгакова экранизировать очень трудно, удач бывает мало. Одна из них — экранизация «Собачьего сердца».

Сатира — вид комического (komikos-греч.,весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры — противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Революционный плакат эпохи. «Россия — не лягушка для экспериментов Ленина!»

В.Короленко призывал «вожаков скороспелого коммунизма отказаться от эксперимента».

Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью».

М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных».

А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения социальных опытов».

Приложение №4.Работа в группах.

1 группа. Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек? Какая книга становится для него учебником жизни? Сравните Шарикова с Шариком, соотнеся с персонажами следующие определения.

Ученики. Шариков — груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он, во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером — переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского — все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для Шарикова же стать начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.

Читайте также:  Диссертация на тему «Иммуносупрессивные и противоопухолевые фармакодинамические эффекты флавоноидов корней солодки», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 14.03.06 - Фармакология, клиническая фармакология

Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.

Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.

2 группа. Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его.

Ученики. Швондер – это человек, у которого за душой нет ничего: он жалок, хотя амбициозен; злобный, он считает себя устроителем новой жизни. Его принцип – отобрать и поделить. Он хочет получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский. Он считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права, вооружает «идейной фразой». И делает все это не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку».

3 группа. Кто противостоит Шарикову и « товарищам»? Расскажите о профессоре Преображенском, о докторе Борментале. К какому выводу приходит профессор?

У Профессора есть помощник Борменталь, с которым он любит болтать на разные скользкие темы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде. Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто едой, а довольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что «новоблагославенная очень приличная. Тридцать градусов». Филипп Филиппович возражает: « Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать». Все эти замечания,казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере раскрывать и реализовать свой талант.

Приложение №5. Тест.

Критерии оценки: задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задания 7,8 – в 2 балла

10 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

5-6 баллов – «3»

Менее 5 баллов – «2»

Тест. М.А.Булгаков «Собачье сердце»

1. Жанр произведения «Собачье сердце»

2. Повествование начинается от лица

В) профессора Преображенского.

3.Из пролетариев, по мнению Шарика, сама гнусная тварь:

4. – Как это вам удалось подманить такого нервного пса? – спросил приятный мужской голос.

5. Поздним вечером поставили диагноз. Филипп Филиппович, как истый учёный, признал свою ошибку – перемена гипофиза дает не омоложение, а полное:

6. Какая черта формирования человека из Шарика говорит о наследственности гипофиза

А) совершенный человек по строению тела

Б) вес около трёх пудов

В) рост маленький

Г) голова маленькая

Д) начал курить

Е) ест человеческую пищу

Ж) одевается самостоятельно

З) гладко ведет разговор

7. Что называется сатирой?

8. Назовите минимум две сатирические черты произведения.

Презентация к уроку М.А.Булгаков «собачье сердце»PPT / 2.94 Мб

Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Разработала: Манирка Н.А., преподаватель

КГБ ПОУ ВМК ЦОПП п. Ванино

Цель: познакомить учащихся с повестью М. Булгакова «Собачье сердце», помочь уяснить важность поднимаемых писателем проблем в произведении.

учить сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить, анализируя художественное произведение, делать выводы и обобщения;

развивать навыки логического мышления и монологической речи;

воспитывать интерес к русской литературе ХХ века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: текст повести М. Булгакова «Собачье сердце», компьютер, проектор, аудиоколонки, презентация «Повесть «Собачье сердце», нарезка фрагментов из х/ф «Собачье сердце» (режиссер В. Бортко, 1988 г.), демонстрационные таблички со словарными словами: евгеника, гипофиз, пролетариат и буржуазия, люмпен.

Время занятия: 2 часа

Природа не терпит неточностей

и не прощает ошибок.

І. Организационный момент.

– Проверка подготовки рабочего места к уроку.

На экране появляется портрет М. А. Булгакова (слайд 1).Презентация «Собачье сердце»PPTX / 3.43 Мб

ІІ. Вступительное слово учителя.

Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине, безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму Природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.

На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники, занимавшейся «выведением» особой породы людей.

Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

Самым главным эндокринным органом является гипофиз — небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием «турецкое седло».

Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

III Активизация опорных знаний.

Сегодня мы начнем работу над повестью М. А. Булгакова «Собачье сердце», основу которой составляет великий эксперимент гениального ученого (слайд 2, на доске таблички со словарными словами). Действие в повести происходит в послереволюционное время (слайды 3-7).

Вывод: итак, что необходимо, чтобы стать «новым человеком» в послереволюционный период? (Примерные ответы студентов – «не нужно много трудиться, достаточно того, что ты пролетарий, значит имеешь право «быть хозяином жизни»).

Учитель: перейдем непосредственно к повести!!!

(Подготовленный домашний доклад двух студентов) «М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести: «Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова — умная и зрячая». Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя М. Булгаков продолжил: у Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения (кольцевое)».

Учитель: Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили. Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В. Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова. Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров? (Предполагаемые ответы студентов: «повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи»)

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Проблемы, волновавшие писателя в начале прошлого столетия, небезразличны и нам. Какие это проблемы? (Предполагаемые ответы студентов: Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны. Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека).

Читайте также:  Аптечные сети и перспективы их работы на фармацевтическом рынке курсовая работа

Учитель: Вы правы. Попытаемся разобраться. Итак,

Персонажи повести (8 слайд + раздаточный материал на партах)

Шарик — бездомный пёс, которого профессор Преображенский подобрал на московской улице.

Полиграф Полиграфович Шариков — человек, в которого превращается пёс после проделанной профессором Преображенским операции.

Филипп Филиппович Преображенский — блестящий хирург, «величина мирового значения», проживавший в 1920-е годы в Москве.

Иван Арнольдович Борменталь — молодой доктор, ассистент профессора Преображенского.

Зинаида Прокофьевна Бунина — молодая девушка, «социал-прислужница» профессора Преображенского.

Дарья Петровна Иванова — кухарка профессора Преображенского.

Фёдор — швейцар дома, где проживает профессор Преображенский.

Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган, чей гипофиз и семенные железы использовались для пересадки Шарику.

Швондер — председатель домкома (домового комитета).

Вяземская, Пеструхин и Жаровкин — сослуживцы Швондера, члены домкома.

Васнецова — машинистка подотдела очистки МКХ.

Москва, декабрь 1924 года. (видеофайл №01; 5:30).

Учитель: Какой изображена Москва? (Предполагаемые ответы студентов: «Москва предстаёт грязной, неуютной. В этом городе царят злоба, жестокость, ненависть, хаос).

Профессор Преображенский представитель московской русской интеллигенции. Выдающийся хирург (9 слайд)

Учитель: Рассмотрим фигуру профессора поподробнее (работа с текстом)

Филипп Филиппович Преображенский. Возраст профессора Преображенского — 60 лет. Профессор Преображенский является хирургом с мировым именем.

Характер Ф.Ф. Преображенского (видеоролик 02, 8 мин)

Учитель: Итак, Доктор достиг замечательных результатов в омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческих гипофиза и семенников.

Ему в этом помогает доктор Борменталь (10 слайд). В качестве подопытного животного был выбран бездомный пёс Шарик (11 слайд). Результаты операции превзошли все ожидания — Шарик постепенно начал принимать человеческий облик! (12 слайд)

История с собакой, превратившейся в человека, быстро стала известна в медицинских кругах, а затем оказалась достоянием и бульварной прессы. Профессору Преображенскому выражают своё восхищение коллеги, (Шарика демонстрируют в медицинском лектории, а к дому профессора начинают приходить любопытствующие. (видео 03, 14 мин)

Но сам Преображенский не рад итогу операции, так как понимает, что может выйти из Шарика (слайд 13)

Внешность гражданина Шарикова (работа с текстом)

Учитель: Тем временем Шарик попадает под влияние коммунистического активиста Швондера, внушившего ему, что тот — пролетарий, страдающий от угнетения буржуазией (в лице профессора Преображенского и его ассистента доктора Борменталя), и настроившего его против профессора (видеоролик 04, 3:30 мин)

Учитель: Швондер, будучи председателем домкома, выдаёт Шарику документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, устроив его работать в службе отлова и уничтожения бездомных животных (в «очистке») и вынуждает профессора официально прописать Шарикова в своей квартире. В службе «очистки» Шариков быстро делает карьеру, став начальником. Под дурным влиянием Швондера, поверхностно начитавшись коммунистической литературы и почувствовав себя «хозяином положения», Шариков начинает грубить профессору, развязно вести себя дома, воровать вещи с деньгами и приставать к прислуге. (видеоролик 05, 11 мин)

Учитель: В конце концов, дело доходит до того, что Шариков пишет лжедонос на профессора и доктора Борменталя. Этот донос лишь благодаря влиятельному пациенту доктора не доходит до правоохранительных органов. Тогда Преображенский и Борменталь приказывают Шарикову убраться из квартиры, на что тот отвечает категорическим отказом. Доктор с профессором, будучи не в силах больше выносить наглые и дерзкие выходки Полиграфа Полиграфовича и ожидая только ухудшения ситуации, решаются сделать обратную операцию и пересаживают Шарикову собачий гипофиз (видеоролик 06; 4:30 мин)

Учитель: Ваши первые впечатления от увиденного и услышанного на сегодняшнем уроке (Эмоциональные высказывания студентов)

Учитель: Скажите, кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

(Предполагаемые ответы студентов: «Шариков — безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность. Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки».

«Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.»

Учитель: Хорошо, ребята! Это произведение — яркий пример острой политической сатиры. Шариков — аллегорический образ обыкновенного люмпен-пролетария, который, получив неожиданно большое количество прав и свобод, начинает вести себя эгоистично и нагло.

Только постепенное приобщение к культуре, самосовершенствование человечества, по мысли Булгакова, — залог прогресса общества человека.

Учитель: Каков же итог повести?

Профессору удалось обратное превращение человека-монстра в собаку. Но в реальной жизни это невозможно, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени.

Учитель: Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя? Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент. Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

В конце урока проводится викторина (контрольные вопросы на знание текста произведения) (приложение: Викторина, время прохождения- 7-8 мин)

Контрольный тест DOCX / 16.32 Кб

Домашнее задание: Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

Собачье сердце система уроков 9 класс

Проблема и художественные особенности повести М.А.Булгакова

Эпиграф к уроку: «Сатира, действительно, как известно

всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдётся в мире хоть

один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной»

(М.А.Булгаков. Жизнь господина де Мольера»)

1. познакомить учащихся с системой образов художественного

произведения; закрепить понятие о сатире

2. сопоставить характеры героев, их поступки;

3. показать мастерство и гражданское мужество писателя, актуальность

4. воспитание чувства ответственности за свои идеи и поступки;

5. развивать умения и навыки работы с текстом;

6. развивать навыки монологической речи;

7. учить сравнивать, сопоставлять;

2) текст художественного произведения М.А.Булгаков «Собачье

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся

2. Реализация домашнего задания

Вопросы по биографии М.А.Булгакова:

Собачье сердце система уроков 9 класс

-Расскажите о семье М.А.Булгакова, его юношеских годах

-Что определяло отношение М.А.Булгакова К революции?

-Как складывалась литературная судьба писателя?

-Почему советская критика так резко отрицательно относилась к

— Что вы знаете о сценической судьбе драматических произведений

3. Сообщение целей урока

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце»,

анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный

мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля

4. Работа с терминами

Мы с вами прочитали высказывание: «Собачье сердце»

булгаковской сатиры.Сатира Булгакова – умная и зрячая.В.Сахаров

Сатиравид комического, эстетическая категория, единственным

предметом которой является человек и его пороки. Сатира отличается

отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство

Источник сатиры противоречие между общечеловеческими

ирониякогда смешное скрывается под маской серьезного; юмор когда

серьезное скрывается под маской смешного; сарказм высшая степень

иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры гиперболизм, гротескное несоответствие между

определением предмета и его действительным состоянием; контраст между

тем, чем должен заниматься человек и тем, что он делает.

Собачье сердце система уроков 9 класс

Поисковое чтение. Проследите по тексту повести, где встречаются

виды и средства сатиры.

Гротескпредельное преувеличение, основанное на фантастике,

сочетании реального и фантастического.(Превращение Шарикова в

Полиграфа Полиграфовича Шарикова).

Сарказм (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским, высказывает

суждения по поводу прочитанного).

Юмор(Мы видим Москву 30х годов глазами пса Шарика).

Гипербола.(Чрезмерное преувеличениеповедение Шарикова).

Ирония( Операция Шарикова: Преображенский и Борменталь

«заволновались, как убийцы», «глаза Борменталя напоминали два черных

дула, направленных на Шарикова в упор лексика, заимствованная из

уголовной хроники; пациенты, желающие омолодиться, и т. д.).

5. Аналитическая беседа по повести «Собачье Сердце»

Повесть состоит из восьми глав и эпилога. Предложим ученикам

пересказать главы, озаглавить их. (Задание для работы в группах было

1 группа1 глава: «Показался гражданин, а не товарищ, и дажеверне

2 группа2 глава: «Боже! Пропал Калабуховский дом!»

3 группа3 глава: «Разруха не в клозетах, а в головах»

5 группа5 глава: «Перед нами новый организм»

6 группаглава: «Дорогой доктор, я измучился за эти две больше, чем

за последние четырнадцать лет. Вот ведь тип, я вам додожу»

7 группа7 глава: «Ей богу я, кажется, решусь»

8 группа8 глава: «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак»

9 группа9 глава: «То есть он говорил? Это ещё не значит быть

В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс

Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе.

Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика.

Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь.

Собачье сердце система уроков 9 класс

Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая

Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального

1) В чём фантастичность этого образа?

( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он

даже умеет читать.)

2) Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает:

Читайте также:  Курсовая работа налоги и налогообложение

«Жаль мне её, жаль»

Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и

Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему

И, наконец, он обладает какимто секретом покорять сердца людей:

«Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает

Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые

картины пролетарской жизни страны.

3) Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами

(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания

«До чего бессмысленны, тупы жестоки повара».

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему

непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те

бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них

заведующий хозяйством уворовал

Собачье сердце система уроков 9 класс

А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам

получал», «щёткой сколько раз морду уродовали».)

Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет

«тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего

Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не

приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения:

Использует он и приём противопоставления.

Основной темой повести является изображение трагической стороны

тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.

4) Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям,

(«Из дверей магазина вышел гражданин, а не товарищ, и даже вернее

всего – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. –

Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов

«преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора,

преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами

5) Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин,

(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза –

значительная вещь! Вроде барометра».)

6) В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути

(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к

Собачье сердце система уроков 9 класс

Внешность профессора говорила о его достоинствезначимости: «Хозяин

вваливался в чёрнобурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток,

пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как

командная труба, разносился по всему жилищу».

Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь

совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом

фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».

«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень

Поражает Шарика удивительно роскошная квартира , кабинет, ужин

Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий

уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке,

он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно

сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность.

Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в

полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не

представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность,

они возомнили себя чемто важным, значительным, потому что они

«защитники революционного интереса».

В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами

сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.

7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.

(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они

жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя

устроителями новой жизни.

Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё,

Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть,

которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей,

диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)

Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так

язвительно высмеять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к

жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его

товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния

благодаря своему уму и таланту.

Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в

адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».

Скептически относится Преображенский и к советской власти

Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и

духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла

красота и внешняя, и душевная

7.Анализ эксперимента профессора Преображенского.

1). Охарактеризуем образ Шарика.

— Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?

— пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за

пищу? Приведите цитаты из текста.

— Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора? Каково его

отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.

2). Перейдём к образу Клима Чугунова

— Дайте характеристику Климу Чугунову.

Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.

3). Итак, пересадив псу Шарику гипофиз Клима Чугунова, Преображенский

получил новое существо – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему

— Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?

— Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой?(

— Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую

— Как Шариков в конечном счёте поступает с профессором?( Совершает на

— Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов

мы узнаём об этом? (Из слов профессора)

-Как вы думаете, почему автор так внимателен к внутренним монологам

Шарика, «лишает» Шарикова этих монологов?Шариков – бездушное

существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель

Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только

такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.

Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он, во что бы то ни

что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется

труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф

Полиграфович Шариков (так теперь называют это существо) надевает

грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами

Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу,

рекомендованную Швондером переписку Энгельса с Каутским. С точки

зрения Преображенского — все это блеф, пустые потуги, которые никоим

с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне

подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением

создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение,

сделали его маленьким начальником. Для Шарикова же стать начальником

— значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и

происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на

государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки

Профессор Преображенский всетаки не оставляет мысли сделать из

Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но

жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя,

ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное

в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни,

8. Основные идеи повести

Итак, автор нам поведал историю эксперимента по пересадке гипофиза

и половых желёз, взятых у человека, в тело собаки. По мнению

М.А.Булгакова, строительство социализма – опасный эксперимент. На

страницах повести развивается мысль об ответственности науки перед живой

К чему пришёл профессор в результате своего эксперимента?

(Понимая свою ошибку, профессор делает повторную операцию, и всё вроде

бы встаёт на круги своя: Шарик с перебинтованной головой лежал на ковре у

дивана, а существо, чуть не погубившее Филиппа Филипповича, исчезло из

Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он

приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и

общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье

сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается

в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные

эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом

начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей

стране в 1917 г.

В повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все

безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно

до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна

яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность

составить представление о нём.

В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.

Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой,

ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.

9. Домашнее задание по выбору учащихся:

1. Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова

2. Смешон или страшен Шариков?

3. Написать письмо профессору Преображенскому, в котором

выразить своё отношение к его эксперименту.

4. Написать мини сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни»

5. Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце».

6. Сатирическое мастерство М.А.Булгакова. (По повести «Собачье

7. Фантастическое и реальное в повести

Собачье сердце система уроков 9 класс

Оцените статью
VIPdisser.ru