Вдошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в дошкольном возрасте формируют свой жизненный опыт, в этот опыт входят нормы поведения в группе сверстников, способы эффективных выходов из трудных ситуаций, контролирование и решение своих эмоциональных проблем, также выстраиваются границы дозволенного, ребенок всецело познает мир. А в дошкольном возрасте все новое хорошо познается через игру, поэтому в данной статье сделан акцент на социализацию детей дошкольного возраста при помощи игр. Также в статье определена роль дошкольной образовательной организации в эффективности процесса социализации ребенка и важность взаимодействия педагогического коллектива с родителями ребенка.
Ключевые слова:
ребенок дошкольного возраста, социализация, межличностные отношения, игры, дошкольное образование.
В современном социуме, который постоянно развивается и трансформируется, к личным качествам человека предъявляются определенные требования. В этих требованиях можно отметить способность эффективно взаимодействовать с другими людьми и умение легко адаптироваться к изменениям деятельности и существования. В настоящее время многие люди испытывают трудности в общении с другими людьми. Именно поэтому в современном мире большое внимание уделяют процессу социализации. А умение взаимодействовать, общаться с другими людьми, уважительно относится к людям, к окружающему миру, к самому себе, узнавать правила и нормы поведения в обществе, устанавливать границы дозволенного — все это создается и развивается в период дошкольного возраста, этот период считается наиболее позитивным для социализации.
Понятие «социализация» трактуется как процесс овладения определенной системы знаний, ценностей и норм, необходимых для успешного функционирования в конкретном обществе в качестве полноправного члена общества. В данный момент общество страдает от увеличения количества людей, ведущий образ жизни аморальный, асоциальный. Это подталкивает исследователей на изучения начальной стадии социализации человека, то есть социализацию при помощью семьи.
Межличностные отношения детей и социализация личности — процесс противоречивый и сложный, перед которым стоят многочисленные кризисы и препятствия, а социализация дошкольников является важным этапом для дальнейшего успешного развития ребенка.
Опять же хочется отметить, что дошкольный возраст наиболее оптимальный и значимый период для социализации ребенка. В этом возрасте ребенок активно овладевает навыком речи, приобретает знания о нормах и правилах в обществе и учится им соответствовать, учится общаться со сверстниками и со взрослыми. Так как в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность и коммуникация, то ребенку будет проще социализироваться при помощи игры и общения.
Во время игровой деятельности у ребенка развивается также: мышление, память, внимание, воля, эмоции, воображение, речь. Развиваются физические и духовные силы ребенка.
Дети очень подражательны и наблюдательны. Поэтому дети часто отражают в игре то, что видят в окружающем мире. Именно по игре можно увидеть, как общество выглядит в глазах детей и как оно влияет, стихийно или осознано, на эту игру.
Если рассматривать технологию игры с эмоциональной точки зрения, то она является феноменальной и не похожа на другие воспитательные технологии. Игра предлагает детям разнообразные развлечения, удовольствие и наряду с этим игра формирует нужные для жизни в обществе образцы нравственного поведения.
Усваивая знания, полученными в процессе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой существует и к культуре мира. Игра дает возможность ребенку освоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Помимо этого в игре происходит активное общение ребенка со сверстниками. Это развивает уровень общения и взаимодействия с другими людьми. Кроме того в игре ребенок учится овладевать новыми для него действиями, учится преодолевать трудности, а все это развивает его волю. Именно в игре ребенок развивает умственную деятельность, так как игра требует решать новые задачи, а также постоянно усложняет эти задачи. Ребенок придерживается правил игры и считается с чужим мнением, он понимает, что его действия должны устраивать всех остальных участников игры.
Так какие же игры встречаются на пути ребенка дошкольного возраста?
Сюжетно- ролевые игры.
Они являются важным средством социально- коммуникативного развития ребенка. Они помогают усвоить правила и нормы поведения в социуме, усвоить определенные социальные навыки и умения. В игре дети примеряют на себе различные ситуации и роли согласно сюжету игры, приобретенные навыки в игре помогут в дальнейшем справится с проблемами в настоящей жизни. Так как в сюжетно-ролевых играх рассматриваются нормы отношений между людьми, то главным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. В этих играх от педагога требуется обучение детей правильному выполнению игровых действий, поощрения детей к самостоятельным распределением ролей. Чтобы у детей сформировался коммуникативный опыт, педагог должен создавать условия для преодоления отрицательных эмоций, а также устранять влияние на игру следующих черт характера: неуверенность, высокое самолюбие, обидчивость, застенчивость и прочих. Также педагог должен ставить перед детьми определенные игровые задачи, которые помогут развить способность ребенка к общению. Так, например, в игре «Моряк» капитаном выбирается застенчивый ребенок, и он учится преодолевать свои трудности в общении.
Но стоит не забывать, что сюжетно-ролевая игра — это коллективная игра, в которой общение происходит по двум направлениям: общение исполнителей и общение персонажей. В процессе общения персонажей происходит моделирование и разыгрывание ситуаций взрослого мира, отношений, освоение типов поведения. А в моменте общения исполнителей строятся отношения между детьми в коллективе.
Сюжетно-ролевые игры обучают навыку совместной работы, формируют дружный и самостоятельный коллектив.
Дидактическая игра.
Также средство воспитания и обучения, воздействующее на интеллектуальную, эмоциональную сферу детей, формирует способность самостоятельного принятия решения, обучает навыкам кооперации.
В процессе таких игр как «Волшебные слова», «Секрет», решаются задачи нравственного воспитания. Игры такие как «Кубик», «Экран эмоций, Путешествие в мир эмоций», помогают усваивать коммуникативные навыки, налаживать взаимодействие и общение друг с другом.
При игре «Путешествие пешехода» развивается речь, усваиваются правила поведения в обществе.
Хоть дидактические игры и направлены на умственное развитие ребенка, но также нужно помнить, что польза этих игр также зависит и от количества радости ребенка при ее решении.
Все перечисленные игры применяются в детских образовательных организациях, вся работа в детских образовательных организациях регулируется при помощи ФГОС ДО, реализация данного стандарта помогает обеспечить самоценность и уникальность детства как важного периода в развитии и жизни ребенка, который предполагают за собой лично- развивающие и гуманистические характеристики взаимодействия родителей педагогических работников, уважительно относящиеся к личности ребенка, через познавательную, исследовательскую и игровую деятельность. Работа в дошкольных образовательных организациях по социализации ребенка ведется в нескольких направлениях:
— Развитие взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками;
— Знакомство с правилами и нормами поведения в обществе;
— Развитие уважительного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей семье;
— Усвоение нравственных и моральных ценностей;
— Развитие позитивного отношения к труду;
— Развитие самостоятельности, а также саморегуляции собственной деятельности.
Стоит отметить, что наилучший результат при работе в перечисленных направлениях достигается за счет совместной работы родителей и педагогических работников, так как именно родители выступают в роли заказчика образовательных услуг и рассматриваются как партнеры детской образовательной организации в реализации образовательной деятельности детей.
Подводя итоги изложенному, хочется отметить, что процесс социализации ребенка дошкольного возраста пройдет более эффективно при учете знаний о возрастных особенностях детей, с учетом влияния современного социума и семьи на данный процесс, а также при успешном взаимодействии между родителями и педагогическими работниками в процессе постижения ребенком окружаемого его мира и постижения себя самого как неотъемлемой части.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, ребенок, норма поведения, игровая деятельность, общество, окружающий мир, современный социум, социализация детей, социализация ребенка.
- Публикация «Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности» размещена в разделах
- Анализируя проблему социализации детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующее
- Процесс социализации как вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных ролей и функций, ее понятие в психолого-педагогической литературе. Особенности реализации педагогических условий социализации детей через игры с правилами.
Публикация «Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности» размещена в разделах
Расскажите коллегам и друзьям!
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Яна Позднякова Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности
Анализируя проблему социализации детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующее
— дошкольный возраст — сенситивный период в социальном развитии человека;
— социальное развитие — это способность растущей личности адекватно ориентироваться в социальном мире, осознавать самоценность свою и окружающих, выражать чувства и отношения к культурным традициям и ценностям мира;
— социальное развитие осуществляется в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе стихийного влияния социальных факторов и в организованном образовательном процессе;
— целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков;
— содержание социального развития определяется различными основаниями социальной идентификации в том или ином возрасте (видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая);
— эффективность социального развития предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов (с учетом особенностей каждого ребенка).
Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).
Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, — посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.
Становления и овладение высшими психическими функциями (суть ядро личности), их социогенез происходит в процессе взаимодействия ребёнка с социальной действительностью в деятельности и общении; качественные возрастные новообразования являются показателями личностного развития.
Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:
— адаптации к социальному миру;
— интеграции и принятия социального мира как данности;
— дифференциации — способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.
Исходя из рассмотренных выше стадий социализации, устанавливаются следующие содержательные изменения культурогенеза (появление индивидуальности) детства — адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).
Процесс социализации ребёнка происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.
Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в непосредственном виде. Для ребёнка социальная действительность как совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации.
Общее для всех точек зрения на социализацию и включение в социальную действительность ребёнка — это то, что в ходе взаимодействия с социумом субъект социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую мир, других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).
В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:
1) в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
2) взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
3) социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
4) социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).
Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых — комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития.
Анализ процесса социализации как педагогического явления (Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, О. Л. Карпова, Т.Г. Пташко и т.д.) и особенностей развития личности дошкольника (К.Б. Коваль, Н.Е. Щуркова, А.И. Щетинская и др.) позволяет представить особенности социально-личностных качеств дошкольника в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.
По мнению А.А. Бодалева, А.В. Запорожца и других, мотивационно-эмоциональный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы ребенка. Он включает в себя ориентацию на ценности, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден». Кроме того, для дошкольного возраста весьма существенным является эмоциональная составляющая данного компонента.
Как отмечают Ю.А. Аксёнова, Л.П. Буева, Э.А. Голубева, Ж. Пиаже, В.С. Юркевич, Р. Штайнер, коммуникативно-когнитивный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов, вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в игровой и театральной деятельности. Реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая чтение детской литературы, просмотр мультфильмов, реализация познавательных программ («АБВГдейка», «Угадайка», «Хочу все знать», «Самый умный» и др.).
Как утверждают Е.А. Ануфриев, Л.П. Станкевич, В.Я. Силе, деятельностно-творческий компонент выступает как обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества
Результатом социализации ребенка является социальный опыт, который он приобретает посредством деятельности и сформированные качества личности.
Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь, и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.
Разрешение возникающих противоречий позволяет ребёнку обретать динамическое равновесие с социальным миром, а, следовательно, и развиваться. Отечественная традиция в психолого-педагогических исследованиях выделяет основными формами развития ребёнка — деятельность и общение — стихийные и организованные виды активности ребёнка. Они, в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов становления личности ребёнка.
Основные механизмы социализации связаны с деятельностной компонентой в развитии человека и их действие обусловлено характером взаимодействия и отношений ребёнка с окружающими, влиянием окружающей социальной и природной среды, наличным индивидуальным опытом ребёнка, культурой общества.
Социализация личности ребёнка старшего дошкольного возраста происходит под влиянием всех перечисленных выше факторов, и каждый ребенок, наряду с чертами, обусловленными непосредственным окружением, аккумулирует в себе многообразные культурно-исторические ценности, с данным окружением непосредственно не связанные. Это имеет большое значение, так как чем глубже и шире культурно-историческая перспектива личности, тем богаче и разностороннее она сама, тем менее зависит от своего непосредственного окружения (оно может быть различным и не всегда благоприятным) в определении своих жизненных перспектив.
Приобретаемый опыт взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.
Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.
На наш взгляд, ДОУ должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение и на основе этого способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.
Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.
По нашему мнению, важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал необходимые условия для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе.
Таким образом, особенности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:
— социализация детей старшего дошкольного возраста проходит несколько стадий: адаптация к социальному миру; интеграция и принятие социального мира как данности; дифференциация — способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём;
— процесс социализации в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум; взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера);
— на процесс социализации детей старшего дошкольного возраста влияют несколько факторов: микрофакторы — непосредственная среда жизнедеятельности ребёнка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум; мезофакторы — этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типа поселения(мегаполис, средний город, малый город; портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село — большое, среднее, малое); макрофакторы — страна, этнос, общество, государство (как определённая социально-экономическая, социально-политическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности); мегафакторы — космос, планета, мир, которые соотносятся с аспектами национального, регионального, континентального и глобального в развитии человека.
В следующем параграфе рассмотрим педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.
1.3 Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Одним из педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами, по мнению Н.А. Рыжовой,
С. Новоселовой, В.А. Петровского и др., является включение в игровую среду зоны, включающей дидактические игры (настольно-печатные, словесные игры).
Все компоненты предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровой мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Процесс социализации как вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных ролей и функций, ее понятие в психолого-педагогической литературе. Особенности реализации педагогических условий социализации детей через игры с правилами.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Теоретические аспекты социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами
1.1 Понятие «социализация» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами
2.1 Диагностика уровня социализации детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами
В современном мире проблема социализации подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги часто задаются вопросом, что нужно сделать, чтобы ребенок стал уверенным, счастливым, добрым, успешным.
В настоящее время, когда Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены, дошкольные образовательные учреждения перестраивают воспитательно-образовательный процесс в соответствии с этими требованиями.
Одна из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации — формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Разработка теоретических аспектов проблемы социализации дошкольников, развернувшаяся в философии, социологии, социальной психологии, способствовала активному обращению к исследованиям в этой области и отечественных ученых. Этой проблемой занимались Н. Ф. Басов, В. Г. Бочарова, Л. Б. Боярская, Б. З. Вульфов, Р. Г. Гурова, И. С. Кон, З. А. Мальковская, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Б. Д. Парыгин, М. И. Рожков, Т. Ф. Яркина и др.
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.
Многие известные педагоги и философы (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, и др.) обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка.
Исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики, так или иначе, затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка, специфики внешнего воздействия. Этой проблеме посвящены исследования Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, Г. М. Гуткиной, В. В. Давыдова, А. А. Люблинской, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.
На прохождение процесса социализации ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, в частности, является ли она интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект), психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни — это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание, и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволяет выделить следующие противоречия: между необходимостью в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и отсутствием теоретически обоснованных педагогических условий эффективного решения данной проблемы.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Социализация детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами». социализация педагогический игра ребенок
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.
Объект исследования: процесс социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.
Предмет исследования: педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.
Постановка проблемы, темы, цели, объекта и предмета исследования позволила выдвинуть гипотезу: процесс социализации детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий:
— включение в игровую среду зоны, включающей дидактические игры (настольно-печатные, словесные игры);
— включение детей в подвижные игры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогическую практику по проблеме исследования;
2. Определить особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами;
3. Выявить критерии и показатели развития социализации детей старшего дошкольного возраста;
4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.), философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (Э. Дюркгейм, И.С. Кон, С.А. Беличева, Н.И. Шевандрин, Б.Д. Парыгина и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа, статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МА ДОУ д/с №14 города Ишима, Тюменской области. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек. В экспериментальной группе 10 детей, в контрольной группе 10 детей.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап — постановочный (сентябрь — ноябрь 2012г.) — выбор и осмысление темы, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы и исследования.
Второй этап — собственно-исследовательский (ноябрь 2012г.- апрель 2013г.) — разработка и организация опытно-экспериментальной работы: проведение диагностики (констатирующий этап эксперимента), проверка гипотезы (формирующий этап эксперимента) и контрольный срез.
Третий этап — интерпретационно-оформительский (апрель — июнь 2013г.) — обобщение результатов исследования, литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Новизна исследования состоит в том, что теоретически обоснована игра с правилами как условие социализации детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные и экспериментально проверенные игры с правилами как условие социализации детей старшего дошкольного возраста, будут использоваться в деятельности ДОУ.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложение.
Для того чтобы приступить к рассмотрению аспектов социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами в психолого-педагогической литературе, мы попытаемся дать определение главному понятию.