Социальная защита семей воспитывающих ребенка инвалида диплом

Политика
государства в сфере социальной защиты инвалидов

Социальная
политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается
отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами,
связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан,
улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей,
совершенствованием образа жизни.

Социальная
политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль, включая
(формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества
(индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества,
в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в
которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище,
отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические
особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.

Социальная
защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных,
экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его
пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Характерным
для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики
социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое
значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты
понимается система принципов и способов организации и построения теоретической
и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной
жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть
кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов
исследования и операций практического и теоретического освоения социальной
защиты населения как системы.

Система
социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

·  
социальное обеспечение;

·  
социальное
страхование;

·  
социальную
поддержку (помощь).

Осуществляется
социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально
создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Под социальной защитой детей-инвалидов понимается целенаправленная,
согласованная система психолого-педагогических, медицинских, правовых и
духовных мер, обеспечивающих полноценное включение детей-инвалидов в социальную
жизнь на основе формирования у них отношения к тем или иным ограничениям, заданным
болезнью, не как к отягчающим обстоятельствам, а как к определенному образу
жизни.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических,
педагогических, социально-экономических мероприятий,
направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация инвалидов включает в себя:


медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной
хирургии, протезирования и ортезирования;


профессиональную реабилитацию инвалидов, состоящую из профессиональной
ориентации, профессионального образования,
профессионально- производственной адаптации и трудоустройства;

• социальную
реабилитацию инвалидов, которая состоит из
социально-средовой ориентации и социально-бытовой
адаптации.


определение потребности инвалида в тех или иных реабилитационных
мероприятиях;


сопоставление их с реальными возможностями социума и
реабилитационным потенциалом инвалида;


осуществление
взаимодействия между объектом и субъектом
реабилитации;


ресоциализация инвалида в условиях конкретного общества.

Реабилитационный потенциал — это степень
способности
инвалида к взаимодействию с социальной средой. Принципы реабилитации:

•  
Принцип равных социальных прав и возможностей инвалидов. В соответствии с
ним инвалиды рассматриваются
не только как объект заботы общества, но и
как субъекты своей собственной жизнедеятельности.

•  
Принцип активного участия самих инвалидов в организации
работы служб помощи для них.

•  
Принцип независимой
жизни лиц с ограниченными возможностями,
который заключается в их максимальном
развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению.

•  
Принцип неразрывной связи инвалида с ограниченными возможностями и
социальной среды.

•  
Принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей
инвалида, ибо для каждого инвалида его семья должна являться наиболее совершенной и функционально
социализирующей и реабилитационной средой.

•  
Принцип комплексности и последовательности реабилитационных
мероприятий.

•  
Принцип государственных
социальных гарантий, которые не должны развивать иждивенческую позицию самого инвалида.

•  
Принцип приоритета прав и законных интересов лиц с
ограниченными возможностями. Структура реабилитации:

Начальным звеном системы общей
реабилитации является медицинская реабилитация, которая представляет из себя
комплекс мер, направленных на вое становление утраченных или компенсацию
нарушенных функций,
замещение утраченных органов, приостановление
прогрессирования заболевания.

·  
Психологическая реабилитация — самостоятельное направление
реабилитационной деятельности, направленное на преодоление страха перед
действительностью, изживание социально-психологического комплекса
«калеки».

·  
Педагогическая реабилитация включает в себя в первую очередь
мероприятия воспитательного и обучающего характера.

·  
Социальная реабилитация инвалидов подразумевает деятельность по
социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации.

·  
Социально-трудовая адаптация — это направленный к единой цели
комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям
инвалида и адаптацию инвалида к требованиям производства.

·  
Профориентация, обучение и переобучение инвалидов.

·  
Образовательная реабилитация — сложный комплекс, который
включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования, при необходимости — различных уровней и видов
специального или дополнительного образования, профессиональной переподготовки
для получения новой профессии.

Социокультурная реабилитация удовлетворяет блокированную у
инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах
творчества.

Разновидностью социокультурной
реабилитации является спортивная реабилитация.

Коммуникативная реабилитация направлена
на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида,
укрепление его социальной сети.

Изучение
мирового опыта социальной защиты инвалидов, знакомство с постановкой проблем и
их решением — это необходимый этап совершенствования отечественной системы
социальной помощи и реабилитации.

В настоящее
время только в 12 странах Европы, входящих в ЕЭС, 30 млн. человек страдают от
серьезных и длительных заболеваний физического или психического характера.
Среди них более 10 млн. человек лица преклонного возраста.. Уже одно это
позволяет оценить масштабы медицинской, санитарной, социальной и правовой
помощи, в которой эти лица нуждаются. К этому следует добавить, что число лиц
весьма преклонного возраста удвоится в ближайшие 35 лет.

Конечно,
сегодня трудно себе представить в деталях каково будет положение лиц
преклонного возраста за пределами нынешнего столетия. Оно будет зависеть от
воздействия множества факторов экономического, миграционного, политического и
иного порядка, которое ныне еще трудно определить. Однако если уже сегодня не
будут приняты самые решительные меры, проблемы, которые дают о себе знать
сейчас, могут резко обостриться.

Назовем лишь
некоторые из них, такие как прекращение активной трудовой деятельности,
физическое и духовное здоровье, одиночество, которые в силу возрастания
продолжительности жизни будут вызывать нарастающие трудности при решении
вопросов, затрагивающих доходы (пенсионные права), жилищные права, уход за
лицами преклонного возраста и его финансирование и т.п.

Конституционная
защита социальных прав находит свое выражение в Законе о социальном обеспечении
1982 г. Это закон-рамка, который подчеркивает право индивида на получение
помощи со стороны коллектива в соответствии с пятью основными принципами.

1. Принцип
нормализации. По мере возможности, каждый гражданин должен обладать правом
трудиться и жить в условиях и окружающей среде, максимально близким и
нормальным.

2. Принцип
глобальности человеческих потребностей. Все, что необходимо для благополучия
человека, будь то его психологические, физические и социальные потребности,
должно быть принято во внимание, составляя единую и цельную совокупность.

3. Принцип
самоопределения. Он предполагает уважение единства и неприкосновенности
человеческой личности. Каждый имеет право выбирать свой образ жизни и право
принятия самостоятельных решений. Право на личную безопасность и
самостоятельное распоряжение собой должны согласовываться с императивами ухода,
необходимого для лиц преклонного возраста.

4. Принцип
участия. Каждый человек должен иметь возможность не только воздействовать на
собственные условия жизни, но и на жизнь коллектива в его совокупности. Лица
преклонного возраста также хотят брать на себя ответственность и чувствовать
себя необходимым.

5. Принцип
здравого стимулирования. Лицам преклонного возраста должно поручаться
выполнение задач в соответствии с их возможностями и в сотрудничестве с другими
лицами в условиях нормальной и стимулирующей их окружающей среды.

Наиболее
важную часть рассматриваемого закона составляет ст. 6, озаглавленная
«Право на помощь». Предусмотренное в ней право трактуется весьма
широко и имеет в виду не только финансовую помощь.

Например, в
том, что касается ухода за лицами преклонного возраста «комитет по
социальным делам обязан следить за тем, чтобы лица преклонного возраста могли
вести автономное, активное и наполненное существование. Жилище, снабженное
всеми необходимыми удобствами, специально приспособленные средства транспорта,
семейная помощь — таковы лишь некоторые из мер, среди прочих, позволяющие
успешно выполнять эту задачу».

Этот закон
подтверждает право каждого лица преклонного возраста на помощь со стороны
коллектива и обязанность каждой коммуны предоставлять, в частности, лицам
преклонного возраста, утратившим самостоятельность, все необходимые помощь и
услуги, дабы обеспечить их автономию.

Государственная
политика Великобритании в отношении престарелых граждан и инвалидов
ориентирована на создание полноценных условий для их проживания в домашних
условиях, в первую очередь за счет широкого предоставления нестационарных форм
и видов социального обслуживания.

Одной из
причин этого является недостаточное развитие сети интернатных учреждений, часто
не располагающих возможностями оказания полноценной помощи этой категории лиц
из-за отсутствия собственной медицинской службы, условий интенсивного
медицинского и бытового ухода. Социальная и медицинская помощь, предоставляемая
престарелым и инвалидам на дому, рассматривается в качестве важного элемента
реализации всей социальной политики в стране, в значительной мере позволяющей
разрешить многие проблемы этой категории лиц, связанные с одиночеством и
утратой интереса к жизни, способствующей развитию контактов с окружающими,
улучшению жизненных условий.

Читайте также:  Реферат по философии джон локк

Основная
ответственность за предоставление социальных услуг для пожилых людей лежит на
отделах социальной службы местных органов власти в Англии и Уэльсе, отделах
социальной работы в Шотландии и департаментах социальной службы в Северной
Ирландии.

Большая
часть из предоставляемых социальными службами средств направлена на оказание
клиентам помощи для того, чтобы они могли независимо жить в своих собственных
домах. Трудности по ведению домашнего хозяйства могут быть облегчены визитами
сотрудников «помощи на дому», а также предоставлением услуг по стирке
и доставке обедов на дом. Сюда входят и услуги органов здравоохранения по месту
жительства: например, визит участковой сестры, чтобы помочь старому человеку
принять ванну, сделать уколы, перевязки. Посещение дневных центров может помочь
облегчить изоляцию, в которой обычно живут одинокие люди. В этих дневных
центрах действуют ланчен-клубы, мастерские, могут предоставляться услуги по
посещению мозольного оператора, другого медицинского обслуживающего персонала,
преподавателей для получения дальнейшего образования.

К числу
наиболее распространенных организационных форм оказания социальной помощи
престарелым и инвалидам следует отнести «социальные клубы» или
«социальные кафе», создаваемые обычно религиозными и
общественно-благотворительными организациями. Основные направления их работы —
организация общения престарелых, их досуга, предоставление им недорогих обедов,
медицинских, юридических, социально-психологических консультаций. Единой структуры
или программы деятельности этих учреждений нет. Некоторые клубы имеют
медицинские и физиотерапевтические кабинеты, залы лечебной физкультуры, комнаты
социальных работников, другие только столовую или помещение для отдыха.

Для
удовлетворения потребности пожилых граждан в труде и улучшения их материального
положения по инициативе общественных организаций в ряде графств созданы
специальные цехи с использованием простых видов труда и оборудования. Многие
местные фирмы в качестве благотворительной деятельности представляют таким
цехам бесплатно материалы и обеспечивают их заказами.

Во Франции,
как и во многих других странах, одной из основных целей предоставления
престарелым и инвалидам социально-бытовой помощи является создание условий для
их максимально долгого пребывания в привычных домашних условиях. Наибольшее
распространение получили два вида такой помощи — оказание услуг т.н.
«домашними помощниками» и сестринский уход за престарелыми на дому.

Служба
«домашних помощников» или социально-бытового обслуживания на дому,
создание которой относится к середине пятидесятых годов, предназначена для
оказания услуг преимущественно бытового характера пожилым людям, испытывающим
затруднения в приобретении продуктов питания, приготовлении пищи, содержании
жилых помещений и т.п. Финансируется она или за счет системы государственного
страхования, или частных страховых компаний.

Для
престарелых со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию
предназначается служба «сестринского ухода», которая включает в себя
как элементы обычного надомного обслуживания, так и предоставление доврачебной
медицинской помощи и услуг гигиенического характера. Основанием к принятию
престарелых на такое обслуживание является решение лечащего врача, а само
обслуживание осуществляется бригадным методом — медицинской сестрой и ее
помощницей (няней). Медицинские сестры выполняют врачебные назначения и
контролируют работу своих помощников, которые, в частности, могут переодеть
больного, умыть его, сделать клизму и т.п. Оплата услуг по установленным
расценкам проводится за счет страхования по болезни.

Для лиц
пожилого возраста, выписываемых из стационарных медицинских учреждений и не
требующих интенсивного лечения, может быть организован «госпиталь на
дому». Обслуживание таких лиц осуществляется врачами и медицинскими
сестрами совместно с социальными работниками, оказывающими услуги бытового
характера.

Во многих
городах и районах Франции также имеются клубы для пенсионеров, работа которых
преимущественно нацелена на организацию их досуга, устранение социальной
изоляции и содействие активному участию в общественной жизни.

Заслуживает
внимания тот факт, что для поддержки новаций в деле оказания социально-бытовых
услуг населению, в т.ч. престарелым и инвалидам, государство может предоставить
организациям или добровольным объединениям финансовую помощь.

Таким образом, сравнительный анализ организации защиты
пожилых людей в России и за рубежом показал, что система защиты пожилых и
инвалидов в России предоставляет значительно меньший объем услуг и социальных
благ, чем в западных странах. Это связано прежде всего с системой
финансирования социальной защиты, т.к. за рубежом объем средств, выделяемых на
социальные программы больше в несколько раз.

Заимствование зарубежного опыта может оказаться полезным в
рамках разработки комплексных социальных программ.

Понятие и
классификация инвалидности

Изменение
отношения общества инвалидам довольно долгий и кропотливый процесс, однако
сейчас уже можно говорить о появлении в современной России нового курса,
позволяющий говорить о качественно новом уровне понимания проблемы инвалидов. В
основу нового видения проблемы инвалидов положена принципиально иная концепция
инвалидности, в которой инвалид рассматривается как лицо, имеющее определенные
ограничения жизнедеятельности, а не только ограничение или утрату
трудоспособности. Серьезным шагом в этом направлении стало принятие
Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
который закрепил основные принципы, изменившие представление об инвалидности
как о явлении медико-социальном, связанном, в первую очередь, с комплексом
медицинских вопросов, и, который выводит проблему инвалидности на уровень
острейшей социальной проблемы. Таким образом, общество признает социальную
природу проблемы инвалидности, а значит, ищет и предлагает такие пути и способы
ее решения или смягчения последствий, которые ориентированы на все большее
участие в разрешении разнообразных общественных структур.

Вся деятельность по работе с инвалидами в РФ определяется
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
20 июля 1995 года, целью которой является обеспечение инвалидам равных с
другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата
лицом способности или возможности:

·  
осуществлять
самообслуживание — самостоятельно удовлетворять основные физиологические
потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной
гигиены;

·  
самостоятельно
передвигаться — самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать
препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой,
общественной, профессиональной деятельности;

·  
ориентироваться —
определяться во времени и пространстве;

·  
общаться —
устанавливать контакты между людьми путем восприятия, переработки и передачи
информации;

·  
контролировать
свое поведение — осознавать себя и адекватно вести с учетом социально-правовых
норм;

·  
обучаться —
воспринимать знания (общеобразовательные, профессиональные и др.), овладевать
навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми);

Всемирная
организация здравоохранения в своей Международной классификации расстройств
здоровья, нетрудоспособности и инвалидности различает эти понятия и дает им
следующие определения основным понятиям, используемым в данной работе :

Дефект: «любая утрата психической, физиологической или анатомической
структуры или функции, или отклонение от нее». Дефекты представляют собой
расстройства на уровне органов, которые включают дефекты или потерю конечности,
органа или другой структуры тела, а также дефекты или потерю умственной
функции. Примерами дефектов являются слепота, глухота, потеря зрения на один
глаз, паралич конечности, ампутация конечности, умственная отсталость,
частичная потеря зрения, потеря речи, мутизм.

Инвалидность: «ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из
дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности
выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от
возрастных, половых, социальных и культурных факторов». В этом определении
рассматривается функциональное ограничение или препятствие для нормальной
деятельности, вызванное дефектом. Инвалидность представляет собой разновидность
расстройства на уровне индивидуума. Примеры инвалидности включают: неспособность
слышать групповой разговор, видеть печатный текст, неспособность говорить, ясно
изъясняться, запоминать вещи, передвигать нижние конечности, вытягивать руки,
сжимать что-нибудь в руках, самостоятельно одеваться, принимать пищу,
использовать туалет, вставать с постели.

Нетрудоспособность: «ограниченность конкретного индивидуума, которая
вызвана дефектом или инвалидностью и которая препятствует или мешает его
возможности выполнять роль, считающуюся для индивидуума нормальной (в
зависимости от возраста, пола, социальных и культурных факторов)».
Классификация нетрудоспособности — это классификация обстоятельств, в которых
могут оказаться инвалиды, т.е. «обстоятельств, которые могут поставить таких
индивидуумов в невыгодное положение по отношению к другим членам общества».
Слово «обстоятельства» относится не только к характерным особенностям
индивидуума, но и к характерным особенностям физических и социальных условий. В
рамках классификации исследуется взаимосвязь между обществом, культурой и
людьми, имеющими дефекты или ту или иную степень инвалидности, что отражается
на жизни этих людей. Примеры видов нетрудоспособности включают ограничение
свободы передвижения пределами жилища; прикованность к постели, неспособность
самостоятельно пользоваться общественным транспортом, социальная
изолированность.

Нетрудоспособные
люди «озабочены неблагоприятным положением, в котором они оказываются в
результате дефектов или инвалидности. Таким образом нетрудоспособность отражает
их взаимодействие с окружающим миром и попытку к нему приспособиться», —
говорит один из инвалидов, руководитель неправительственной организации.

Инвалиды не
представляют собой однородную группу. Например, психически больные или
умственно отсталые люди, инвалиды с дефектами зрения, слуха или речи, инвалиды
с ограниченной подвижностью или с так называемой нетрудоспособностью по
состоянию здоровья сталкиваются с барьерами различного характера, которые
требуют различных путей для их преодоления.

Читайте также:  Организация производства молока реферат

Предупреждение дефектов, инвалидности и нетрудоспособности означает меры, направленные на
предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов
(профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в
постоянное функциональное ограничение (профилактика второго уровня).

Восстановление трудоспособности означает целенаправленный и
ограниченный во времени процесс, имеющий целью дать возможность личности
достичь оптимального физического, умственного и/или социального уровня
функционирования с предоставлением ей тем самым возможностей для изменения ее
жизни. Это может потребовать мер, направленных на компенсацию утраты функций
или устранение функционального ограничения (например, с помощью технических
средств) и других мер, способствующих облегчению приспособления или
корректировки в социальном плане.

Создание равных возможностей означает процесс, с помощью которого
такие общие системы общества, как физическая и культурная среда, жилищные
условия и транспорт, социальные службы и службы здравоохранения, доступ к
образованию и работе, культурной и социальной жизни, включая спорт и создание
условий для отдыха, делаются доступными для всех.

Таким
образом, предотвращение инвалидности и восстановление трудоспособности имеют
отношение к особым качествам (или их отсутствию) у индивида и могут быть
связаны с наличием особых нужд. Создание равных возможностей означает процесс
создания соответствующих условий для разумного удовлетворения этих нужд.

Инвалидность — это социальная недостаточность вследствие
нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к
ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных
государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам
условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности
и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия
в жизни общества.

В зависимости от степени расстройства функций организма и
ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается
группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет — категория
«ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной
службой медико-социальной экспертизы.

Положением о
признании лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.96 №
965 предусмотрено, что признание лица инвалидом осуществляется при наличии
одновременно трех оснований:

·  
нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

·  
ограничение
жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или
возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или
заниматься трудовой деятельностью);

·  
необходимость
осуществления мер социальной защиты гражданина.

Группа
инвалидности (I, II или III) определяется в зависимости от степени нарушения
функций организма и ограничения жизнедеятельности.

Критерием
для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность,
требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со
стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко
выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их
сочетания:

·  
способности к
самообслуживанию (ограничение 3-й степени);

·  
способности к
передвижению (3-й степени);

·  
способности к
ориентации (3-й степени);

·  
способности к
общению (3-й степени);

·  
способности
контроля за своим поведением (3-й степени).

Критерием
для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность,
требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со
стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному
ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетания:

·  
способности к
самообслуживанию (ограничение 2-й степени);

·  
способности к
передвижению (2-й степени);

·  
способности к
трудовой деятельности (3-й или 2-й степени);

·  
способности к
обучению (3-й или 2-й степени);

·  
способности к
ориентации (2-й степени);

·  
способности к
общению (2-й степени);

·  
способности
контроля за своим поведением (2-й степени).

Критерием
для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность,
требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со
стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма,
обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к
не резко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий
жизнедеятельности или их сочетания:

·  
способности к
самообслуживанию (ограничение 1-й степени);

·  
способности к
передвижению (1-й степени);

·  
способности к
обучению (1-й степени);

·  
способности к
трудовой деятельности (1-й степени);

·  
способности к
ориентации (1-й степени);

·  
способности к
общению (1-й степени).

Степень
ограничения способности к трудовой деятельности в настоящее время определяется
в соответствии с приказом Минздрава России № 30 и постановлением Минтруда
России № 1 от 29.01.97 “Об утверждении классификаций и временных критериев,
используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы”. Данный
нормативный правовой акт принят в соответствии с п. 2 постановления
Правительства РФ от 13.08.96 № 965.

I степень
ограничения способности к трудовой деятельности соответствует способности к
выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или
уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения
работы по своей профессии.

II степень
означает способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных
условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально
оборудованного рабочего места, с помощью других лиц.

III степень
– это неспособность к трудовой деятельности. Установление инвалидности, как
правило, производится на определенный срок: инвалидность I группы
устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Вместе с тем
предусмотрено установление инвалидности бессрочно, например мужчинам старше 60
лет и женщинам старше 55 лет, а также инвалидам с необратимыми анатомическими
дефектами.

Датой
установления инвалидности, имеющей значение для определения срока назначения
трудовой пенсии по инвалидности, считается день поступления в учреждение
заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему
документами.

Срок, на
который устанавливается инвалидность, определяется до первого числа месяца,
следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование. На
этот срок в соответствии с п. 6 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях назначается
трудовая пенсия по инвалидности.

Дети-инвалиды – это особая социальная
группа и субкультура, специфическая социальная общность. Она является большой
социальной общностью, так как она многочисленна и разбросана на обширной
территории, пространстве. Каждый ребенок, член данного общества, могут не иметь
непосредственных контактов друг с другом, могут не взаимодействовать между
собой, но их объединяют качества, признаки, которые присущи каждому ребенку. А
также изучение социальных институтов, которые связаны с образованием,
воспитанием и реабилитацией детей-инвалидов. В свете социологии все это
приобретает социальное значение.

Деятельность
Комитета социальной защиты населения Колпинского района Санкт-Петербурга

В число
районов г.Ленинграда город Колпино был включен в августе 1936 года после
ликвидации Пригородного района Ленинградской области. А в качестве
административной единицы район окончательно сформировался после присоединения к
городу Колпино в 1954 году Усть-Ижорского, Понтонного (1953г.) и
Петро-Славянского (1954г.) поселковых Советов, входивших ранее в состав
Тосненского района Ленинградской области.

В 1996 году
на территории Колпинского района было создано пять муниципальных образований:
МО пос.Металлострой, МО пос.Понтонный, МО пос.Усть-Ижора, МО пос. Саперный, МО
пос.Петро-Славянка. В 1997 году муниципальное образование было сформировано и
на территории г.Колпино.

В настоящее
время Колпинский административный район Санкт-Петербурга расположен на
Юго-Восточной окраине города и граничит с Невским, Фрунзенским и Пушкинским
районами Санкт-Петербурга, а также со Всеволожским (по р.Нева), Кировским и
Тосненским районами Ленинградской области. Расстояние между крайними точками
Колпинского административного района в направлении с северо-запада на
юго-восток составляет 15 км, с запада на восток — 8 км., от Колпино до центра Санкт-Петербурга — примерно 25 км.

Площадь
территории района 105,6 кв.км., что составляет 7,5% территории Санкт-Петербурга
с пригородами (1359 кв.км.). Сравнительно небольшой по территории Колпинский район
представляет собой городскую агломерацию, с развитой транспортной
инфраструктурой, расположенную между р.Невой и Октябрьской ж.д.

Сегодняшнее
Колпино — это развитый промышленный район Санкт-Петербурга. Здесь сосредоточено
свыше тридцати крупных промышленных, транспортных и строительных предприятий, в
том числе ОАО «Ижорские заводы» — одно из крупнейших предприятий
Северо-Западного региона.

Доля
граждан, обслуженных учреждениями социальной защиты населения, составила 64% от
общей численности населения, что на 11,4% больше 2005 года.

Так, в 2006
году, более 5 000 граждан получили социальные выплаты до прожиточного
минимума на сумму 18,8 млн.рублей. Льготы по оплате жилья предоставлены почти
37 тысячам гражданам. Сумма субсидий за 2006 год составила 187,5 млн.рублей.

Численность
инвалидов Колпинского района в 2007 году составила 4347 чел.

Рис. 2.1. Доли инвалидов различных
групп, в % от общей численности

Среднемесячная
численность граждан, обслуженных Комитетом социальной защиты населения
Колпинского района, составила в 2006 году 3362 человек.

Данные
таблицы 2.1. иллюстрируют основные показатели деятельности центра в 2006 году.

Информация о численности граждан, обслуженных в 2006 году

Санкт-Петербургское
государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания
населения Колпинского района» является учреждением, осуществляющим на
территории района практическую деятельность по оказанию различных видов
социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения,
нуждающимся в социальной защите.

Учреждение
имеет широко развитую сеть структурных подразделений.

Читайте также:  ТатНИПИнефть - Новости диссовета

1. Отделения
срочного социального обслуживания.

Созданы для
оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание
деятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, т.е.

·  
предоставление
необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;

·  
обеспечение
бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами,

·  
оказание
материальной помощи;

·  
направление
граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного
разрешения их вопросов;

·  
оказание
экстренной психологической, юридической и социально-бытовой помощи престарелым
и инвалидам.

2. Отделения
социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Созданы для
социально-бытового обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов,
нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к
самообслуживанию.

К числу
надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем
гарантированных государством социальных услуг, относятся:

·  
организация
питания, включая доставку продуктов питания на дом;

·  
помощь в
приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой
необходимости;

·  
содействие в
получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские
учреждения;

·  
поддержание
условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

·  
содействие в
организации юридической помощи и иных правовых услуг;

·  
содействие в
организации ритуальных услуг;

·  
другие надомные
социальные услуги.

3.
Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому
граждан пожилого возраста и инвалидов.

Созданы для
постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания и
оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях пенсионерам и
инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию или страдающим
заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию на обслуживание
отделением социальной помощи на дому.

·  
выявление и учет,
совместно с государственными и общественными организациями, пенсионеров и
инвалидов, нуждающихся в специализированном обслуживании на дому;

·  
оказание
пенсионерам и инвалидам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и
доврачебной помощи на дому, психологической помощи обслуживаемым лицам и членам
их семей;

·  
систематическое
наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых лиц и проведение мероприятий,
направленных на профилактику обострений хронических заболеваний; обучение
родственников практическим навыкам общего ухода за нуждающимися в нем больными;

·  
содействие в
предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных
действующим законодательством.

Создано для
выявления нуждающихся и организации практической социальной помощи другим
группам населения, нуждающимся в социальной поддержке, кроме обслуживаемых на
дому (одиноким и многодетным матерям, неполным семьям с малолетними детьми,
семьям с детьми-инвалидами, другим малоимущим гражданам, попавшим в критическую
жизненную ситуацию).

·  
выявление и учет
всех категорий населения района, нуждающихся во временной или постоянной
социальной поддержке;

·  
своевременное и
регулярное представление сведений о нуждающихся гражданах в отдел социальной
защиты населения для формирования и корректировки банка данных о малоимущих
гражданах района;

·  
осуществление
приема граждан по социальным вопросам не менее двух раз в неделю
непосредственно по микрорайонам и муниципальным округам с целью максимального
приближения приема к месту жительства граждан;

·  
оказание помощи
одиноким гражданам в реализации прав и преимуществ, установленных действующим
законодательством;

·  
организация
выдачи натуральных и других видов помощи, талонов на бесплатное питание
малоимущим гражданам в микрорайонах, либо на дому;

·  
проведение
разъяснительной работы среди населения по месту жительства о льготах различным
категориям граждан, о новых нормативных актах по социальной защите населения, информация
о проводимых в районе мероприятиях, направленных на социальную поддержку
граждан.

5. Отделение
дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

Является
полустационарным подразделением социального обслуживания и включает
социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого
возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в
посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Для
посещения отделения дневного пребывания приглашаются нуждающиеся в нем граждане
пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и
активному передвижению.

Решение о
зачислении в отделение дневного пребывания принимается руководителем учреждения
социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина
пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии
его здоровья.

7. Отделение
временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Отделение
действует с июня 2002 года и рассчитано для одновременного проживания 10
человек.

Отделение
создано для оказания помощи и предоставления временного приюта
особо-ослабленным нетрудоспособным гражданам, а также тем пожилым и инвалидам,
которые оказались в критической ситуации по социальным причинам (аварийное
жилье, пожар, конфликты в коммунальных квартирах и т.д.).

8.
Консультативное отделение по реабилитации

Создано в
целях реализации Приказа Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 29.11.2004 № 287, которым утверждена форма
индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР), выдаваемой федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы.

ИПР –
комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных
видов деятельности, которая является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти.

ИПР включает
следующие виды реабилитации:

·  
медицинскую;

·  
профессиональную
(для лиц в возрасте 14 лет и старше);

·  
социальную;

·  
психолого-педагогическую
(для детей в возрасте до 18 лет).

Отдел
социальной защиты населения определяет исполнителей мероприятий и услуг в части
социальной реабилитации.

Основными
функциями консультативного отделения по вопросам реабилитации являются:

·  
информирование и
консультирование по вопросам реабилитации;

·  
оказание
юридической помощи;

·  
социально-психологический
и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида;

·  
адаптационное
обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности (обучение
навыкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания,
обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению,
организации быта и др.), в которых нуждается инвалид;

·  
содействие в
получении технических средств реабилитации для бытовой и общественной
деятельности;

·  
психологическая
реабилитация (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое
консультирование и др.);

·  
социокультурная
реабилитация (информировании и консультировании по вопросам социокультурной
реабилитации, оказании содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о
показанных к занятиям видах искусства);

·  
мониторинг
учреждений, осуществляющих реабилитационные услуги;

·  
мониторинг
инвалидов с целью определения объемов и видов необходимых реабилитационных
услуг.

Анализ деятельности комиссий, созданных на
территории Колпинского района Санкт-Петербурга

В
соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание
условий для беспрепятственного пользования инвалидами транспортными средствами
осуществляют Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти
города, органы местного самоуправления и организации независимо от их
организационно-правовых форм.

Оборудование
транспортных средств специальными приспособлениями и устройствами осуществляют
организации, занимающиеся производством транспортных средств либо
осуществляющие транспортное обслуживание населения.

Комиссия по
содействию в создании условий по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности в районе создана при Администрации района.

Комиссия
имеет право по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти
города привлекать их специалистов к своей работе для консультаций.

Комиссия
имеет право вносить предложения по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности в Комитет социальной защиты населения.

В Колпинском
районе создана на базе муниципального учреждения «Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями» создана
межведомственная комиссия.

Комиссия в
своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Законом
Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации».

Межведомственная
комиссия созывается по мере необходимости, при наличии заявлений от родителей
(законных представителей) о приеме детей и подростков с ограниченными
возможностями для получения реабилитационных услуг в муниципальном учреждении
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями» (далее именуется — учреждение).

Межведомственная
комиссия работает на базе муниципального учреждения «Реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

·  
координирует
проведение реабилитационных мероприятий в учреждении;

·  
изучает
социальный паспорт семьи (с целью определения статуса семьи);

·  
осуществляет
дифференцированный отбор детей и подростков с ограниченными возможностями для
выделения путевки в учреждение;

·  
принимает
коллегиальное решение по исполнению индивидуальной программы реабилитации,
представленной государственной службой медико-социальной экспертизы, с
дополнениями и изменениями;

·  
определяет
количество путевок для прохождения реабилитационных мероприятий на дневном
стационаре в учреждении;

·  
решает вопросы
предоставления льгот на питание детям и подросткам с ограниченными
возможностями в учреждении.

На основании
полученных документов секретарь назначает время проведения межведомственной
комиссии и извещает об этом членов комиссии, родителей или законных
представителей.

Межведомственная
комиссия правомочна при наличии на заседании 2/3 состава комиссии. Решение
межведомственной комиссии считается принятым, если за него проголосовало
большинство членов комиссии.

Для
осуществления своей деятельности межведомственная комиссия имеет право:

·  
запрашивать и
получать от организаций, учреждений и должностных лиц необходимые для своей
деятельности документы и сведения;

·  
приглашать и
заслушивать на межведомственные комиссии представителей от заинтересованных
учреждений, организаций и предприятий.

По
результатам работы межведомственная комиссия:

·  
принимает решение
о количестве путевок и пребывании детей и подростков с ограниченными
возможностями в учреждении;

·  
передает протокол
с решением межведомственной комиссии в учреждение.

Оцените статью
VIPdisser.ru