Структура магистерской диссертации — примеры

Структура магистерской диссертации — примеры Диссертации

Из чего состоит структура магистерской диссертации

Общепринятая структура магистерской диссертации выглядит следующим образом.

Элемент СодержаниеОбъем
Титульный лист, титулка, титульник, обложкаПервая страница работы, на которой указывается название образовательного учреждения, кафедры, название и тип работы, дисциплина и специальность, данные автора работы и информация о научном руководителе.

Внизу страницы указывают город и год защиты. В зависимости от требования кафедры, могут отдельно указываться данные рецензента, информация о дате защиты и т.д.

1 страница
Содержание или оглавлениеПишется в самую последнюю очередь, когда все структурные части готовы и уже не будут переделываться. В оглавлении указываются все части работы, даже те, которые не считаются в общем объеме диссертации — список литературы и приложения.

Пространство между названием главы или подглавы и номером страницы заполняется точками. После номера страницы точку не ставят. Названия глав и параграфов пишут без отступов слева

1-2 страницы
Список обозначений и сокращенийВсе обозначения, сокращения и аббревиатуры, использованные в тексте, с расшифровкой. В этот же список добавляются авторские сокращения, сокращения, используемые на конкретной кафедре и т.д.

Оформляется список сокращений на одном листе в виде двух колонок: в первой — сокращение, во второй — расшифровка. Располагается список сокращений между оглавлением и введением

1-2 страницы
ВведениеВо введение описывают основные параметры работы:

●        тему;

●        актуальность;

●        научную новизну;

●        цели и задачи исследования;

●        объект и предмет исследования;

●        методы исследования.

В конце введения описывается структура работы. Введение по объему не превышает 2-3 страниц. В нем не допускается использование графических элементов

2-3 страницы
Основная частьСамый большой структурный элемент, за счет него набирается требуемый объем работы. Объем основной части варьируется в диапазоне 60-80 страниц, точный объем зависит от дисциплины.

Количество глав зависит от дисциплины и темы исследования. Количество страниц каждой из трех глав рекомендуется делать одинаковым, не допуская слишком больших разниц в размере

80% общего объема работы
ЗаключениеВ заключении автор работы кратко описывает актуальность, цели и задачи исследования и сообщает, что удалось достичь и какие трудности у него возникли.

Также в заключении описываются выводы на основе полученных результатов исследования, обосновывается научная новизна исследования. Приводится мнение автора по проблеме, его прогнозы на дальнейшее развитие исследования вопроса

2-3 страницы
Список источников (литературыСписок использованной литературы или библиографический список содержит все источники, которые автор использовать в работе. Важно, чтобы на них были ссылки в основном тексте.

В зависимости от дисциплины к возрасту источников предъявляются отдельные требования. Чаще всего требуется, чтобы они были не старше 5 лет. Объем списка литературы не нормирован. Сам раздел в общем объеме работы не учитывается

Ограничений по объему нет
ПриложениеРаздел, который всегда размещают в конце работы. В него выносят справочную информацию, которую из-за объема автор не смог поместить в основной текст работы. Упоминая материалы в тексте, он указывает ссылку на конкретный файл.

Справочная информация из приложения должна подтверждать тезисы автора работы. В приложение выносятся все виды графических материалов. Объем приложения не регламентируется. При подсчете общего объема работы приложения не учитываются

Ограничений по объему нет

Автореферат, рецензия и отзыв научного руководителя прикладываются к магистерской диссертации, но в ее структуру не входят.

Ниже представлен примерный образец составления плана диссертации, включающего необходимые разделы:

  1. Введение. Раскрывает основную тему научной работы, обозначает вопрос или проблему.
  2. Цель исследования, поставленные диссертантом задачи. В данном параграфе необходимо доказать актуальность проведения изысканий.
  3. Описание объекта исследования, представление собственной научной гипотезы.
  4. Подробное раскрытие методов, использованных при написании научного произведения.
  5. Выводы и результаты работы.
  6. Перечисление глав с краткими названиями и их содержанием.
  7. Заключение.
  8. Список литературы.

Подробнее про оформление отдельных элементов диссертации мы писали тут

План подготовки диссертации составляют заранее и подают в отдел аспирантуры в конце первого семестра. До этого момента на заседании кафедры или научном совете уже должна быть утверждена тема будущей работы. Представленный выше шаблон можно взять за основу, обсудить с научным руководителем, сократить или добавить некоторые разделы, изменить и отредактировать формулировки.

Последовательность работы над диссертацией, виды  аттестации

Год обученияПолугодия и этапы работы Что делатьАттестация*
1 Первое полугодие

Тематический (подготовительный)

Аналитический обзор литературы по теме. Обоснование направлений исследований, обоснование объекта и предмета исследованийОтчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

Второе полугодие

Методический

(теоретический)

Анализ методов исследования, методика исследования,

рабочая программа диссертационного исследования

Защита рабочей программы диссертационного исследования.

Отчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

2Третье полугодие

Основной (экспериментальный)

Проведение основных теоретических и экспериментальных исследований натурных и на моделяхДоклады на конференциях, публикации.

Отчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

Четвертое полугодие

Основной

(описательный)

Выводы по  теоретической и экспериментальной частиДоклады на конференциях, публикации.

Отчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

3Пятое полугодие

Обобщающий

(выводы по разделам и общие)

Выводы по разделам, обобщение материала, акты внедрения, изобретения, полезные модели

Уточнение названия темы

Доклады на конференциях, публикации.

Отчет на кафедре,

отчет на аттестационной комиссии

Шестое полугодие

Заключительный (диссертация)

Рукопись диссертации с обоснованием каждого научного положения.Итоговый отчет на кафедре,

Итоговый отчет на аттестационной комиссии.

Предварительная экспертиза диссертации

Образец плана для диссертации магистра

Работа студента по написанию диссертации магистра начинается с подбора определенной, актуальной темы и ее утверждения. После этого студент должен получить специально подготовленный для написания работы бланк, разработанный в соответствии типового задания. В этом бланке один из важнейших и обязательных пунктов – это составление плана для последующего написания работы. Определено, что такой план должен быть максимально подробный и полностью раскрывать все этапы работы над магистерской диссертацией.

Читайте также:  [7 образцов] План оформления магистерской диссертации по ГОСТ

Лучший способ составления такого плана – это последовательная поэтапная работа под непосредственным руководством учителя или преподавателя. Кроме того, целесообразно использовать типовой образец плана диссертации магистра, который поможет в выработке собственного документа.

Важно также понимать, что план – это всего лишь помощь в выполнении работы, способ сделать процесс максимально управляемым, последовательным и эффективным. В процессе непосредственного выполнения работы вполне возможно, что потребуется тем или иным способом вносить коррективы в ранее составленный план, который поначалу всего лишь дает информацию первоначально собранную, которая только первый этап в работе над темой.

Обязательные вопросы

Любой полноценный, тщательно подготовленный образец плана для диссертации магистра, в обязательном порядке должен включать в себя следующие пункты и разделы:

1 раздел

— Формирование проблемы как исходной, отправной точки для начала работы.

— Определение основной цели исследования (возможно – 2-3 вспомогательные цели, которые, в свою очередь, станут основанием для получения конечного результата).

— Четкая постановка задачи.

Вероятно, что на данном этапе необходимо будет опубликовать обзорную статью по данной теме исследования.

2 раздел

— Принятие решения по методу исследования.

— Чтобы наиболее полно и качественно охарактеризовать данный этап работы, потребуется еще одна публикация.

— При необходимости производится разработка программного обеспечения, которое поможет в проведении дальнейшего исследования и решения разного рода задач.

3 раздел, экспериментальный

— Здесь должен быть запланирован специальный эксперимент по теме работы.

— При необходимости, ход эксперимента и его результаты должны быть закреплены в специальной итоговой публикации.

4 раздел, практический

— Внедрение в повседневную жизнедеятельность общества.

— Еще одна публикация, раскрывающая практическую ценность предлагаемого решения вопроса в той или иной сфере деятельности.

В результате, при написании диссертации магистра и разработке плана работы, должно быть предусмотрено не менее 4-х практических публикаций.

Примерный план работы

Предлагаем вашему вниманию образец плана для диссертации магистра по теме: «Налоговая система государства, как фактор стабильности, социальной справедливости и благополучия граждан». Примерный план работы, который может быть взят за образец, предлагается в следующем виде:

*  Вводная часть.

*  Основная часть.

*    Глава 1:  Точка зрения производственной организации (компании) по формированию налогообложения.

  1.    Государственный взгляд на цели, задачи и функции налогообложения.
  2.    Сбор налогов и их распределение, как составная часть  развития и жизнедеятельности государства.
  3.    Назначение налогов, их основные функции.
  4.    Принципы и методы, применяемые в сфере налогообложения.
  5.    Основные проблемы, которые возникают при попытках уклонения  от внесения налоговых взносов.
  6.    Построение правовых взаимоотношений между фирмами и компаниями и органами государственной власти.
  7.    Чрезмерное воздействие на предпринимателей со стороны государственных органов в сфере начисления и сбора налогов.
  8.    Различные варианты и способы, позволяющие решить данную проблему.

*     Глава 2: Степень фактического положения дел в сфере уклонения от уплаты налогов.

  1.    Существующие системы начисления налогов, а также основные способы уклонения от их уплаты.
  2.    Характеристика основных видов налогов, с учетом существующих принципов уклонения от них.
  3.    Разновидности систем в начислении налогов.
  4.    Как налоговая система и способы уклонения от уплаты налогов взаимодействуют между собой.
  5.    Почему некоторые плательщики предпочитают уклоняться от уплаты налогов.
  6.   Практические примеры уклонения от налогов на территории РФ.
  7.    Сравнительный анализ существующих в мире путей и способов уклониться от уплаты налогов.

*     Глава 3. Какие могут быть негативные последствия у тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

  1.    Последствия для уровня государственного масштаба.
  2.    Как могут не выполняться государственные программы по причине отсутствия средств, собранных в виде налогов.
  3.    «Сэкономленные» деньги уходят в теневой сектор экономики.
  4.    Пути и способы решения проблемы уклонения от уплаты налогов.
  5.    Общепринятые варианты действий для решения проблемы.
  6.    Методы профилактического плана, позволяющие обеспечить защиту от уклонения от налогов.

*      Заключительная часть.

*     Список используемой литературы и других источников информации.

Приложения в магистерской диссертации

Наличие приложений не является для магистерской диссертации строго обязательным, нормативными документами их количество не регламентировано, они не учитываются при определении общего объема текста, представляющего результаты исследования.

Тем не менее, к оформлению и содержанию приложений предъявляются определенные общие требования:

  • все страницы, на которых они размещены, должны иметь сквозную нумерацию с основным текстом работы;
  • каждому нужно присвоить номер, указанный в специальном заголовке, располагаемом справа в углу листа;
  • на них обязательно следует оформить ссылки в тексте диссертации.

Основное назначение любых приложений – перенос занимающего полезный объем многостраничного, иллюстративного, громоздкого, уточняющего, но раскрывающего полезные и выигрышные аспекты проведенного по теме исследования материала, из основного текста в конец диссертации (после библиографии).

Они позволяют более многоаспектно раскрыть достижения магистранта, свидетельствующие о профессиональной зрелости и вкладе в соответствующие отрасли науки и практики.

Учитывая то, что диссертации готовятся к защите магистрантами различных направлений подготовки (технических, гуманитарных, медицинских, сельскохозяйственных и др.) по самым разнообразным темам, наполнение и оформление приложений в них может быть самым разнообразным. Наиболее универсальными вариантами являются:

  • фотографии (каждую следует снабдить подписью и кратким комментарием, чтобы было четко ясно, что на ней происходит, становилась очевидной ее значимость в контексте исследования);
  • подробное описание диагностических методик (например, проективных, тестовых);
  • сценарии мероприятий, упражнения, логические структуры тренингов, игры;
  • большие таблицы, содержащие многокомпонентные данные;
  • копии, сканированные варианты исторических документов, страниц первоисточников (в том числе, на иностранных языках);
  • рисунки, чертежи, схемы, модели, изображения, диаграммы.

Несмотря на необязательность оформления приложений, их богатство и насыщенность традиционно принимаются во внимание при выставлении итоговой оценки членами аттестационной комиссии на защите. Но реальная практика свидетельствует, что защищаемые результаты исследования с большим трудом воспринимаются адекватно, если представленный текст магистерской диссертации излишне перегружен.

Читайте также:  Разработка требований к магистерским диссертациям по педагогике

Поэтому при подготовке приложений важно достичь рационального баланса между их количеством и объемом основного текста магистерской диссертации. Нецелесообразно искусственно наращивать их за счет общеизвестных и легкодоступных материалов, на которые достаточно просто сослаться, не копируя полностью.

Пример введения магистерской диссертации по психологии

Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре».

Объект исследования: ролевые взаимоотношения детей старшего возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста, и разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза исследования: развитие ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре будет успешным, если:

В процессе коррекционно-педагогической работы будут учтены:

  • уровень развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • особенности сформированности компонентов сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений будет направлена на:

  • развитие умения ставить игровые задачи взрослым и сверстникам, принимать их или тактично от них отказаться;
  • обогащение игрового опыта детей с задержкой психического развития;
  • на развитие ролевых способов решения игровых задач;
  • активизирующее общение воспитателя с детьми в игре;
  • формирование положительных взаимоотношений с окружающими.

Задачи исследования:

  1. Изучить и теоретически обосновать необходимость развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Выявить уровень развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Теоретической и методологической основой исследования явились:

  • Работы И. Ф. Марковской, К. С. Лебединской, Е. С. Слеповича, рассматривающие проблемы задержки психического развития в контексте игровой деятельности детей;
  • Исследования сюжетно-ролевой игры психологами (Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др.) и педагогами (Р. И. Жуковской, А.П. Усовой, Н. Я. Михайленко и др.). Эти исследования играют особое значение, т.к. овладение навыками сюжетно-ролевой игры – одно из наиболее важных требований к успешному становлению основных психических процессов, а также социализации детей. Исходя из этого, особое значение представляет не только участие детей в данных игровых процессах, но также и коррекционная работа в закреплении оптимальных установок, связанных с ролевыми взаимоотношениями в контексте сюжетно-ролевых игр.

Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.

Теоретическая значимость исследования:

  • проведен анализ изученности проблемы развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  • обоснована необходимость и целесообразность использования сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений между детьми с задержкой психического развития.

Практическая значимость:

  • разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
  • результаты исследования могут быть использованы в организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Структура исследовательской работы.

Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.

В первой главе «Теоретическое изучение проблемы развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» представлена теоретическая база, содержащая понятия и характеристики развития ролевых взаимоотношений, и роли сюжетно-ролевой игры в их развитии.

Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» представлена программа констатирующего этапа эксперимента, продемонстрированы количественные результаты исследования и качественный анализ полученных данных, позволяющие сопоставить теоретические данные с состоянием развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В третьей главе «Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.

В заключении, подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Выпускная квалификационная работа состоит из 80 страниц, 3 таблиц и диаграммы. Список литературы включает в себя 73 источника.

Пример плана магистерской диссертации по экономическим наукам

Рассмотрим на наглядном примере план магистерской диссертации. Первая глава включает в себя обзор теоретических источников исследуемой проблемы. Примерное название первой главы — «Теоретические основы макроэкономического регулирования банковского сектора».

Глава должна состоять из 2-4 параграфов в зависимости от специализации студента и темы работы. Как правило, она включает 3 параграфа. В первом из них делается обзор литературных источников, в которых исследовалась данная проблема. Примерное название для первого параграфа — «История развития экономической мысли 20-го века в области управления рисками».

Во втором параграфе можно остановиться на обзоре международного опыта решения проблем, выявленных в описанных источниках. Например: «Система риск-менеджмента в развитых странах: опыт макроэкономического регулирования».

Наконец, в третьем параграфе можно раскрыть накопленный отечественный опыт решения указанных проблем. Например: «Опыт российского регулирования системы управления рисками на макроэкономическом уровне».

Во второй главе анализируется объект исследования. Название второй главы должно плавно вытекать из первой. Так, если в первой главе изучались теоретические основы макроэкономического регулирования банковского сектора, то вторая глава должна быть посвящена анализу систем макроэкономического регулирования на объекте практики, например, в конкретном банке. Примерное название второй главы — «Реформирование системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Читайте также:  Электронный научный архив УрФУ: Стратегическое финансовое планирование в государственных учреждениях : магистерская диссертация

Вторая глава состоит, как правило, из 2-3 параграфов. В первом параграфе целесообразно изучить объект практики и выявить основные проблемы, присущие ему в области изучаемого вопроса. К примеру: «Основы построения системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Второй параграф должен быть посвящен выявлению проблем, присущих объекту практики в изучаемом в теоретической части вопросе. Например: «Организация системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ: основные проблемы и недостатки».

Третья глава должна быть посвящена решению проблем и разработке конкретных моделей и рекомендаций по их решению. Примерное название главы — «Совершенствование системы риск-менеджмента в ПАО Банк ВТБ».

Тогда первый параграф должен состоять из анализа основных путей решения проблемы и выявления наиболее оптимальных из них. К примеру: «Направления оптимизации системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Во втором параграфе третьей главы следует разработать конкретную модель по устранению выявленных проблем. Например: «Построение многофункциональной модели управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Наконец, третий параграф может состоять из оценки предложенной модели и составления прогноза на ближайшую перспективу. Как пример: «Анализ предложенных мероприятий по построению системы управления рисками в ПАО Банк ВТБ».

Таким образом, третья глава должна также состоять из 2-3 параграфов. Как правило, магистры включают в нее только два параграфа из-за того, что им трудно разработать собственную модель. Это уже является задачей для соискателя на степень кандидата наук.

Итак, правильно составленный план магистерской диссертации – уже половина пути к ее успешной защите. Ведь, в конечном итоге, книгу ценят по обложке. А многие члены комиссии даже не будут читать вашу работу, а лишь остановятся на ее плане. И они будут задавать вопросы, исходя именно из него.

Примерные темы магистерских диссертаций

Примеры тем магистерских диссертаций по менеджменту, экономике, финансам

  1. Анализ и контроль деятельности государственных корпораций на основе системы стратегических показателей.
  2. Стратегический анализ денежных потоков и оценка перспективной платежеспособности компании.
  3. Бюджетный анализ и аудит эффективности управления финансами.
  4. Маркетинговые инструменты развития бизнеса на ранних стадиях кризиса.
  5. Организационно-экономический механизм управления инновационными проектами.
  6. Разработка системы стратегического управления проектами в компании.
  7. Актуальные направления взаимодействия финансовой политики компании с финансовой политикой государства.
  8. Современный рынок электронных финансовых услуг.
  9. Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности компании.

Примеры тем магистерских диссертаций по логопедии, образованию, педагогике

  1. Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности.
  2. Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  3. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.
  4. Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  5. Семейно-ориентированное сопровождение коммуникативного развития младших школьников.
  6. Развитие творческих способностей у детей старшего школьного возраста в процессе интеграции искусств.
  7. Организация личностного и профессионального роста педагога дошкольного образования в процессе деятельности.

Примеры тем магистерских диссертаций по юриспруденции, гражданскому, уголовному праву

  1. Гражданско-правовое положение различных видов учреждений.
  2. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи.
  3. Понятие и виды мер государственного принуждения, применяемые к нарушителям гражданских прав.
  4. Правовое значение метода и процесса производства товара в соглашении ВТО о технических барьерах в торговле.
  5. Правовое регулирование сообщества всемирных межбанковских финансовых коммуникаций.
  6. Некоторые проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере нефтедобычи.
  7. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации.
  8. Производные доказательства и их источники в советском уголовном процессе.
  9. Применение гражданского законодательства.

Пример заключения магистерской диссертации по психологии

Возникновение способности принимать на себя роль, и следующее за этим освоение множества различных ролей в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с нормальным развитием органично наступает в период старшего дошкольного возраста. В случае детей с задержкой психического развития данный процесс требует дополнительной, внешней стимуляции, иначе говоря – коррекционно-педагогической работы.

Необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию ролевых взаимоотношений определяется и тем, что сюжетно-ролевая игра может оказывать поистине неоценимую помощь в рамках развития мыслительной и речевой активности детей. Помимо этого, сюжетно-ролевая игра успешно стимулирует развитие и основных психических процессов.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений со стороны как педагога-дефектолога, так и воспитателя позволяет обогатить содержание игр дошкольников, сделать сюжеты более интересными, сложными и развитыми. С этой точки зрения сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как самовоспроизводящийся феномен, строящийся на постоянном импровизационном обновлении, а также творческой активности детей.

Рассматривая конкретные случаи детей с задержкой психического развития, был сделан ряд практических выводов, во многом подтверждающих теоретические наработки большинства исследователей.

Задержка психического развития на данном возрастном этапе характеризуется в том числе сниженной заинтересованностью, инертностью, апатичностью детей, а её наиболее негативным последствием является дефицит общения на предшествующих этапах развития ребёнка.       Вследствие этого, главной задачей педагога-дефектолога на первом этапе коррекционной работы является пробуждение детского непосредственного интереса путём «заражения» их примером собственной увлечённости и позитивного настроения в рамках сюжетно-ролевой игре.

Ввиду того, что основным содержанием ролевых взаимоотношений является речевой компонент, а также учитывая тот факт, что диагностика принятия или непринятия ребёнком той или иной роли строится в первую очередь на словесном подтверждении осознанности игры, не менее важной задачей становится стимулирование развития речевой деятельности. Естественный путь развития ролевых взаимоотношений в рамках сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития – это движение от осознания ребёнком факта принятия им роли, подтверждённого словесным согласием, до возникновения у ребёнка ролевых высказываний и – на заключительном этапе – ролевых бесед как с педагогом-дефектологом или воспитателем, так и со сверстниками.

С целью пополнения корпуса теоретических источников по рассматриваемой теме были предложены разработанные в рамках исследования методические рекомендации, ставшие итогом проведённой практической работы, направленной на развитие ролевых взаимоотношений с помощью коррекционно-педагогических средств.

Оцените статью
VIPdisser.ru