Учимся писать грамотную аннотацию к магистерской диссертации *

Учимся писать грамотную аннотацию к магистерской диссертации * Диссертации

Анализ литературы в курсовой работе: что это такое и где его место?

Специально предназначенного для описания задействованных источников в курсовой работе не предусмотрено. Подобного рода подпункт свойственен более масштабным исследованиям: монографии, диссертации, НИР, иногда – дипломный проект и пр.

Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах
Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах

В курсовых работах принято кратко описывать использованные первоисточники без конкретизации роли. При этом согласно действующим нормам и методическим рекомендациями при вузах, включать в структуру проекта обзор литературы не запрещено. Поэтому в какой форме, насколько подробно или емко указывать информационный фундамент – решать только Вам и научному руководителю.

Анализ литературы в курсовой работе чаще всего производится в 1-2 абзацах во введении, реже – в заключении. Притом непосредственно полный список задействованных материалов с отражением из авторов, публикационных особенностей оформляется в библиографическом списке.

Формы включения первоисточников в НИР
Формы включения первоисточников в НИР

Анализ использованных в ходе написания исследования источников представляет собой краткий обзор фундаментальных трудов, послуживших опорой при раскрытии темы. Отсюда следует: что описывать все подряд материалы не стоит, важно выделить лишь самые важные.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:

  • Анализ литературы в курсовой работе носит вспомогательный характер для конкретизации основы исследования. он позволяет отметить самые важные труды, сыгравшие ведущую роль в раскрытии темы и схеме исследования (методологии).
  • Место и объем литературного обзора в курсовой работе определяется непосредственно автором и научным руководителем с учетом действующих правил: ГОСТом, методическими рекомендациями.

Основная часть диссертации. обзор литературы — презентация онлайн

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДИССЕРТАЦИИ

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ — не более 1/3 всего объема работы, т.е. 20-25 стр.

Написание литературного обзора (вместе со списком литературы

он составляет чуть ли не половину диссертации) — наиболее

сложный и затратный по времени и усилиям этап подготовки

вашей работы.

Главная задача литературного обзора — представить, в каком

состоянии на современный момент находится избранное научное

направление, что уже сделано другими авторами, что в этом

вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования.

Помните, что любые сведения, приводимые в вашей

работе, но заимствованные из литературы (цитаты,

цифры, факты, использованные приёмы анализа,

формулы, рисунки, таблицы и т.п.), должны обязательно

иметь ссылку на источник.

Допускается использование коротких цитат (2-3 предложения).

Большое количество ссылок на различные источники

свидетельствует о вашей добросовестной работе с

литературой и производит хорошее впечатление. Напротив,

большое количество цитат говорит о слабой возможности к

анализу проработанного материала и о неумении излагать его

своими словами.

Таким образом, анализируемый материал должен быть

представлен не в виде набора фактов и цитат, а

преподноситься как обоснованный ссылками авторский анализ

и интерпретация предлагаемых подходов и известных

фактов.

Обзор литературы по теме должен показать:

1.

Основательное знакомство со специальной литературой,

2.

Умение систематизировать источники, критически их

рассматривать;

3.

Выделять существенное,

4.

Оценивать ранее сделанное другими исследователями,

5.

Определять главное в современном состоянии изученности

темы.

Помните, что ваш литературный обзор должен быть именно

аналитическим, т. е. показывать состояние проблемы на

сегодняшний день.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ «ПОМИНАЛЬНИК» или «АНАЛИЗ»?

Обзор литературы – это не описание полученных ранее фактов

или теорий (расширенный реферат), а их анализ.

Правильно построенный и выполненный обзор литературы

должен содержать в себе элементы нового знания и

прояснять путь к решению проблемы.

Наивно рассчитывать создать литературный обзор простой

компиляцией рефератов статей и монографий.

Главное в литературном обзоре – его внутренняя логика,

подводящая читателя к мысли о необходимости и

«неизбежности» вашего исследования.

Кроме краткой истории вопроса, в литературном обзоре

необходимо осветить наиболее известные точки зрения и

подходы к постановке и решению интересующей вас

проблемы, а также современное (за последние 5 лет)

состояние исследований в этой области: что и как сделано по

данному вопросу, а что ещё нужно сделать.

Анализируемый материал должен быть преподнесен так, чтобы

можно было проследить историческую логику развития

проблемы и понять чрезвычайную актуальность,

несомненную значимость и необходимость того подхода к

решению проблемы, который предлагаете вы.

Помните, что обзор литературы – база для обоснования

актуальности выбранной вами темы, ее цели, необходимости

решения тех или иных конкретных задач.

Поэтому в обзоре литературы вы должны дать не только очерк

основных этапов исследования проблемы, но и определить свое

место в решении проблемы, т.е. не только изложить литературные

данные, но и дать к ним собственный комментарий.

Как отбирать материал для литературного обзора?

Отбор работ следует делать только по вопросам выбранной темы,

а вовсе не по всей проблеме в целом.

Перегруженность литературного обзора ненужными

сведениями – одно из наиболее частых замечаний

рецензентов. В обзоре незачем анализировать всю литературу,

относящуюся к данной проблеме, или то, что имеет косвенное

отношение к вашей работе. Но все сколько-нибудь ценные

публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к

теме диссертации, должны быть названы и критически

оценены. Изложение материала должно быть конкретным и

содержать данные, имеющие непосредственное отношение

только к исследуемому вами вопросу.

Набирать и анализировать материал по теме диссертации

необходимо с учетом положительных и отрицательных

мнений различных авторов.

Помните, что основная ваша задача – указать на пpотивоpечия в

понимании пpиpоды изучаемого явления и дать собственную

оценку своего видения пpоблемы, её отдельных стоpон. Это

должен быть действительно аналитический обзор.

Анализируемый материал должен быть определенным

образом структурирован (вы должны выстроить «каркас»

вашего литературного обзора).

Принцип построения и структурирования обзора литературы:

1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ (последовательность выхода работ)

Например: «В 1999 году Иван Иванович Иванов установил…», «В

2005 году Петр Петрович Петров показал», и т.д.

Худший вариант «поминальника»: «Тем-то и тем-то занимались

многие исследователи» — и далее с скобках следует более

дюжины фамилий с инициалами и датами публикаций.

Часто такое перечисление заканчиваться еще «и др.».

Помните, что о чем бы вы ни рассказывали в обзоре литературы,

однотипных ссылок можно приводить не более трех-четырех

подряд.

2. ПРОБЛЕМНЫЙ (предпочтительнее – логичность и

аналитичность).

Помните главную цель вашего обзора литературы – показать

основные идеи, выдвигаемые в рамках исследуемой проблемы, и

проанализировать их развитие.

Вы должны выявить внутреннюю структуру рассматриваемого

предмета и последовательно проанализировать каждый

из главных его элементов, показывая, как

сформировались современные представления о нем.

Выявив структурные единицы познания (идеи, концепции и пр.),

Вы можете нарисовать их в виде схемы, обозначить

преемственные и противоборствующие точки зрения,

уточнить их соподчиненность конкретной задаче вашего

исследования (что основное, а что дополнительное).

Это поможет вам наметить структуру (план) литературного обзора

и в целом правильно подойти к изложению материала.

Если проблемный принцип построения применим для

общего построения обзора литературы, то

хронологический принцип вы можете применять

относительно характера изложения материала

внутри каждого из его разделов.

Например, если есть два и более

противоборствующих или комплементарных

подходов к решению проблемы, излагайте

формирование каждого из них в хронологическом

порядке, доведя изложение до событий последнего

времени.

Как систематизировать материал и правильно структурировать ваш

обзор литературы?

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБЗОРА

1. Составьте план литературного обзора. Для этого выделите в

качестве самостоятельных несколько отдельно рассматриваемых

аспектов исследуемой проблемы. Дайте этим подразделам

(тематическим рубрикам) соответствующие названия, отражающие

логическую связь и последовательность раскрытия проблемы

исследования.

2. Создайте общий файл Word «Обзор», крупным шрифтом выделите

в нем заголовки и подзаголовки, соответствующие плану обзора.

3. Скопируйте все отсканированные вами работы в отдельные

файлы и внимательно перечитайте их.

4. Разбейте их на части таким образом, чтобы в каждой из них

содержалась отдельная идея (желательно, чтобы эти части

соответствовали плану вашего обзора).

5. Если ссылки на источники в оригинале даны в виде цифр,

необходимо поменять их на фамилии в соответствии с

приведенным списком литературы. Старайтесь тут же заносить

источник в формирующийся список литературы вашей

диссертации.

6. Удалите ненужный материал, а материал, который может хоть

как-нибудь пригодиться, необходимо сохранить, озаглавить и

после его обработки вставить в определенный подраздел

обзора.

7. В дальнейшем работа ведется с каждым сформированным вами

заголовком (подразделом) обзора.

8. Старайтесь разбить каждый подраздел на максимальное

количество пунктов – это обеспечит вам возможность все

«разложить по полочкам», объединив разрозненные

фрагменты в соответствии с логикой, связно изложить суть той

или иной идеи.

9. В каждом выделенном куске в качестве основы взять базу,

заложенную обзорными работами и наполнить ее

актуальными статьями и их анализом.

10. Добивайтесь не только связности и логичности

повествования внутри каждого подраздела, но и

сохранения смысловой и логической связи между

отдельными подразделами обзора.

11. Ваш обзор не должен напоминать «лоскутное одеяло» – он

должен быть подчинен единой нити повествования и

изложен в едином литературном, авторском, стиле.

Название и структура обзора

(примеры)

Желательно дать первой главе название, которое

Тема:

будет

«Теропротекторное

«Исследование

«Характеристики

чуть шире названия

мю-ритма

имитируемых

действие

самой

в ЭЭГ

вилона

диссертации,

говорящими

человека

на органы

при

иммунной

выполнении

птицами

с добавлением

гласных

системы

различных

слов

звуков»

крыс

«современное

задач»

различногосостояние

возраста»

Глава

проблемы»

1. Имитация

Старение иорганов

Мю-ритм

птицами

его роль

иммунной

гласных

в организации

звуков

системы:

мозговой

человеческой

современное

речи:

активности:

современное

современное

состояние

состояниепроблемы

состояние

проблемыпроблемы

Помните, что для формулировки названия

1.1. Интеллект

Теории старения

Исследования

птицсистемы зеркальных нейронов на

литературного обзора вашей работы нужно

1.2. Особенности

Возрастные

животных изменения

формирования

в иммунной

песни системе в

четко понимать проблему, в рамках которой

1.2. Восприятие

1.3.

Исследование

целом

звука

зеркальных

птицами нейронов на человеке

находится ваше исследование

1.3. Генерация

1.4.

Возрастные

Характеристики

звуков

изменения

мю-ритма

птицами-имитаторами

в тимусе

в ЭЭГ человека

и селезенке

1.4. Акустические

1.5.

Применение

Связь

мю-ритма

пептидов

характеристики

и системы

тимуса

зеркальных

звуков

для коррекции

речи,

нейронов

1.5. Исследования

имитируемых

нарушений

различными

иммунной

на больных

системы

птицами

аутизмом

1.5. Слабое радиоактивное облучение как модель

преждевременного старения

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

1. Обзор литературы начинайте с описания самого объекта

исследования (функции, процесса, явления и т.п.).Возьмите

главное, скорее всего – наиболее часто встречающееся в

вашей работе слово (оно есть в названии диссертации), и

объясните, что под ним следует понимать.

Например: «Старение, согласно…. (ссылки на

литературные источники), представляет собой …». Можно дать

перечисление теорий старения (не более 1 стр. машинописного

текста!).

Советы:

Если поставленная в вашей диссертации проблема «с

бородой», учтите это и воздайте должное классикам. Однако не

увлекайтесь историей вопроса. Достаточно назвать

приоритетные работы и «крупными мазками» изобразить то,

что происходило между временем их написания и временем

«настоящее минус 5».

Когда вы ссылаетесь на «старые» работы, не используйте

глаголы в настоящем времени («И.П.Павлов считал…»).

2. Далее переходите к изложению логики развития проблемы (за

последние 5 лет) в ее фундаментальном и прикладном аспектах.

Например: «Разработка лекарственных средств,

замедляющих процесс естественного старения,

привела к созданию таких-то групп препаратов».

Здесь дайте (в очень сдержанных выражениях)

критику каждой из этих существующих групп

лекарств.

Советы:

Помните, что ваш литературный обзор не имеет целью

сравнивать достоинства работ Иванова, Петрова, Сидорова.

Главное в нем – понять, как развивалось общее знание о

предмете исследования, поэтому многочисленные

литературные данные необходимо объединять по

функциональным критериям.

Соблюдайте меру в подборе литературы за и против. Если

много за – в чем ваша заслуга? Если много против – ваши

доводы сомнительны.

3. В конце концов перейдите к предварительным данным

(полученным в вашем коллективе, почерпнутых из литературы),

позволяющих надеяться, что предложенный вами метод, подход

и пр. окажется в чем-то лучше ранее созданных.

Советы:

Помните, что литературный обзор констатирует состояние

проблемы до вас, поэтому в него не следует включать данные

собственных работ.

Как в обзоре литературы отразить авторскую позицию?

После изложения сколько-нибудь крупного вопроса (особенно,

если существуют противоположные точки зрения) вы должны

высказать свое обоснованное мнение. Вы можете и должны

взвешивать вероятности и высказывать предположения – это еще

раз подведет читателя к мысли о необходимости вашей работы и

того подхода, который вы предлагаете для решения поставленной

проблемы.

Поэтому не забывайте делать заключения по каждому из подразделов

вашего литературного обзора!

Очень хорошо, если сделанный вами обзор литературы

завершится четко сформулированным резюме, содержащим

краткие выводы.

Это будет адекватным переходом к изложению уже ваших

собственных поисков и полученных результатов.

Как начать резюме?

Заголовок для такого резюме не требуется.

Чтобы отделить его от основного текста обзора, можно

поставить по середине страницы три звездочки (***), а далее

фразу:

«Анализ современного состояния проблемы…

показывает, что…» или

«Совокупность литературных данных,

представленных в настоящем обзоре, дает основание

предположить…».

Как писать резюме (заключение) обзора?

Резюме (заключение) – это главная часть вашего литературного

обзора.

Заключение обзора должно быть кратким (не более одной страницы)

и содержать изложение основных идей без указания конкретных

цифр и ссылок. В заключении не рекомендуется употреблять

сокращений.

Цель заключения – еще раз обосновать необходимость проведения

вашего исследования. Поэтому вам надо указать:

К каким умозаключениям вы пришли, читая чужие работы (что

известно, что можно предположить с высокой степенью

вероятности, как это предположение проверить

экспериментальными или клиническими методами).

Таким образом в заключении вы высказываете главную гипотезу,

проверке которой будет посвящена вся ваша работа.

Пример заключения обзора литературы (диссертация посвящена разработке

нового метода лечения/профилактики)

***

Таким образом, согласно обзору литературы, заболевание Х

является широко распространенным во всем мире. Заболевание Х

характеризуется высокой инвалидизацией, смертностью, тенденцией к

хронизации, поздней выявляемостью. Кроме того, в последние годы

наблюдается рост заболеваемости и смертности от заболевания Х. Это

обуславливает необходимость (своевременного) лечения

(профилактики) заболевания Х. Вместе с тем существующие на сегодня

методы лечения заболевания Х являются недостаточно эффективными,

обладают множеством побочных эффектов, способствуют

формированию лекарственной зависимости и аллергизации, вызывают

кратковременный терапевтический эффект, недоступны широким слоям

населения вследствие высокой стоимости, что делает актуальной

проблему поиска новых методов его лечения.

В основе патогенеза заболевания Х, лежат изменения на уровне …

систем. В настоящее время разработаны новые методы коррекции …

изменений, характеризующиеся высокой эффективностью и не

вызывающие побочных эффектов, оказывающие комплексное и

многостороннее положительное действие на течение заболеваний.

Эти методы лечения успешно применяются в … областях медицины.

Эффективность этих методов лечения основана на их способности …

и заключается в активации …, стимуляции …. Методы … могут

оказывать специфическое патогенетическое воздействие на звенья

патогенеза …, что связано с их влиянием на …

Все вышеуказанное свидетельствует о возможности применения

препарата Y для патогенетического лечения заболевания Х. Однако

имеются лишь единичные исследования применения препарата Y при

заболевании Х, большая часть из которых проведена на небольшом

клиническом материале без оценки влияния препарата Y на

патогенетически значимые параметры. Не выработаны четкие

показания, противопоказания к применению препарата Y у больных Х,

недостаточно исследованы его побочные эффекты. Изучение этих

вопросов является целью настоящего исследования.

Имена в тексте

Инициалы в ссылках ставим после фамилии автора.

В собственном тексте инициалы предшествуют фамилии.

Например: «… (Князькин И.В., 2006; Begly D.J., 2008)». Но: «Как показали в

своих работах И. В. Князькин (2007) и Д. Дж. Бигли (Begly D.J., 2008)…».

Если упоминается иностранный автор, в тексте даем транскрипцию

его имени, а в скобках оригинальное написание.

Например: «Согласно результатам проведенного Р. Прибрамом (Рribman,

2004) исследования…».

«Внутри» каждой ссылки расставляйте авторов в хронологическом

порядке, независимо от языка, на котором опубликована работа.

Если у работы два автора, указываем обоих (через запятую перед

годом публикации).

Например: (Иванов И.И., Петров П.П., 2008).

Если авторов больше, оставляем только первого, остальных

заменяем на «с соавт.» и «et al.». Между работами разных авторов

ставим точку с запятой .

Например: (Иванов И.И. с соавт., 2007; Begly D.J. et al., 2009)

Таблицы, рисунки и схемы в

литературном обзоре

Пример использования

таблицы

Автор

исследования и

год публикации

данных

Кол-во

обследо

ванных

детей

Возраст

Nathanson, 1989

62

Nathanson, 1998

Гендерные различия

Диагноз детей на

момент обследования

мальчики

девочки

2-6

Умственная

отсталость

71

2-12

Various disabilities

Nathanson et al.,

1997

47

2-13

27

20

Sever disabilities

Nathanson, Faria,

1993

8

3-8

5

3

Умственная

отсталость

Lukina, 1999

147

4-12

Различные

психоневрологические

нарушения

Lukina, 2000

173

3-12

Аутизм

Servais, 1999

15

1-3

Аутизм

В том случае, если различные авторы не имеют однозначного мнения

по поводу того или иного показателя, эти сведения также уместно

представлять не в виде перечисления, а в виде сводной таблицы.

Табл. 1. Сроки закладки верхней и нижней височных борозд височной

области мозга человека в пренатальном онтогенезе по данным

различных авторов

Авторы статей

Superior temporal

sulcus

Inferior temporal

sulcus

Chi et al., 1977

23 недели (задняя

часть

30 недель

Ghai, 2006

24 недели (задняя

часть)

нет данных

Dorovini-Zis, Dolman,

1977; Ghai, 2006

28 недель

нет данных

Glenn, 2009

23-27 недель

32-35 недель

При помощи рисунков описывают, например, разработанные

авторами схемы экспериментов, инструментарий и пр.

На схемах удобно иллюстрировать какие-то существующие

теории в рамках рассматриваемой вами проблемы.

Помните, что если вы используете схему или рисунок в

оригинальном исполнении, обязательно нужно ссылаться на

источник, откуда вы его взяли (либо вносить свои

модификации).

ЕЩЕ РАЗ О ССЫЛКАХ И

ЯЗЫКЕ ИЗЛОЖЕНИЯ

Особое внимание уделяйте тому, чтобы ссылки были

разнообразными. Недопустимо, чтобы подряд шли

несколько абзацев, содержащие ссылки только на один

и тот же источник или на одного и того же автора.

Распространенным недочетом является чрезмерное

использование определенных однотипных

формулировок. Внимательно следите за тем, чтобы в

следующих друг за другом абзацах обороты не

дублировались.

Для этого можно пользоваться речевыми клише:

«Формулировки, часто используемые при написании

обзоров»

«Формулировки, которых необходимо избегать»

Какие могут возникнуть проблемы при написании обзора?

1. Отсутствие

литературы по

теме.

2. Недостаточный

объем обзора

литературы

3. Недостаточное

количество

источников

Исходя из реальных возможностей

скорректировать план обзора.

Добавить дополнительные подразделы –

поместить в обзор историческую справку,

материалы по этиологии, патогенезу,

механизмам действия, диагностике и

методам изучения того или иного процесса

или явления с упором на их недостаточную

эффективность, сложность применения,

побочные эффекты и т.д.

В целях профилактики подобной ситуации рекомендуется на стадии

сбора литературы отбирать все материалы, которые могут пригодиться.

Постараться изменить формулировки, введя дополнительные фразы,

предложения. Однако это дает лишь незначительное увеличение объема.

Увеличить общее количество источников путем введения абзацев,

содержащих большое количество ссылок и дополнительную

второстепенную информацию.

Например: «Изучению проблем лечения заболевания Х посвящено

множество отечественных (…) и зарубежных (…)

исследователей».

Медицинская диссертация — обзор литературы заказать | (нма литобзор) обзоры, статистика для медицины

Основное направление нашей работы –  написание литературных обзоров. 
С 2006 по 2022 год нами были написаны более 670 обзоров для диссертаций.


Основные условия работы
Базовые параметры обзора литературы кандидатской диссертации
Методология написания обзора для кандидатской диссертации
Сбор литературы


Основные условия работы:

    1. Литературный обзор выполняется в соответствии с утверждаемым научным руководителем планом (который мы предоставим составит вам не  позже 2 недель)
    2. Доработка обзора литературы входит в стоимость работы и осуществляется в пределах  полугода с момента получения окончательной версии обзора при условии соответствия исправлений утвержденному плану
    3. Общая стоимость обзора литературы для кандидатской диссертации рассчитывается индивидуально для каждого научного проекта. Оплата осуществляется только после утверждения плана и текста научным руководителем

Отправьте запрос на БЕСПЛАТНЫЙ экспресс-анализ литературы по вашей теме и расчет стоимости:


Базовые параметры обзора литературы для кандидатской диссертации

  • Объем –  от 25 с. (14 шрифт, промежуток 1,5). В зависимости от темы, дисциплины и существующей литературы. Обсуждается индивидуально с заказчиком.
  • От 150 источников в списке литературы
  • Основные источники — диссертации, авторефераты для диссертаций, сайты зарубежных журналов, установка контакта с авторами иностранных статей, библиотека ГЦНМБ, РГБ, НБ МГУ, Medline и пр.
  • Срок выполнения — обговаривается индивидуально с клиентом, не более 45 дней. 

Методология написания обзора литературы для кандидатской диссертации

Обзор литературы выполняется на основе разработанной нами методологии. При написании литературных обзоров нами используются как  иностранные источники (статьи из иностранных журналов, Medline, полнотекстовые статьи, получаемые непосредственно от авторов), а также отечественные (статьи из журналов и сборников, материалы конференций, монографии, диссертации, авторефераты диссертаций и т.д.). Исчерпывающий охват источников и большой опыт написания дают прекрасные результаты.


Сбор литературы

Мы также предоставляем услуги по сбору источников литературы по теме работы в объеме, достаточном для самостоятельного написания литературного обзора.  При этом мы предоставляем как отечественные источники (диссертации, статьи, монографии), так и иностранные статьи в оригинале. Срок выполнения — до 20 дней.

Пример введения магистерской диссертации по психологии

Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре».

Объект исследования: ролевые взаимоотношения детей старшего возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста, и разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза исследования: развитие ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре будет успешным, если:

В процессе коррекционно-педагогической работы будут учтены:

  • уровень развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • особенности сформированности компонентов сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений будет направлена на:

  • развитие умения ставить игровые задачи взрослым и сверстникам, принимать их или тактично от них отказаться;
  • обогащение игрового опыта детей с задержкой психического развития;
  • на развитие ролевых способов решения игровых задач;
  • активизирующее общение воспитателя с детьми в игре;
  • формирование положительных взаимоотношений с окружающими.

Задачи исследования:

  1. Изучить и теоретически обосновать необходимость развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Выявить уровень развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Разработать рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре.

Теоретической и методологической основой исследования явились:

  • Работы И. Ф. Марковской, К. С. Лебединской, Е. С. Слеповича, рассматривающие проблемы задержки психического развития в контексте игровой деятельности детей;
  • Исследования сюжетно-ролевой игры психологами (Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др.) и педагогами (Р. И. Жуковской, А.П. Усовой, Н. Я. Михайленко и др.). Эти исследования играют особое значение, т.к. овладение навыками сюжетно-ролевой игры – одно из наиболее важных требований к успешному становлению основных психических процессов, а также социализации детей. Исходя из этого, особое значение представляет не только участие детей в данных игровых процессах, но также и коррекционная работа в закреплении оптимальных установок, связанных с ролевыми взаимоотношениями в контексте сюжетно-ролевых игр.

Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.

Теоретическая значимость исследования:

  • проведен анализ изученности проблемы развития ролевых взаимоотношений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
  • обоснована необходимость и целесообразность использования сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений между детьми с задержкой психического развития.

Практическая значимость:

  • разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
  • результаты исследования могут быть использованы в организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Структура исследовательской работы.

Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.

В первой главе «Теоретическое изучение проблемы развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» представлена теоретическая база, содержащая понятия и характеристики развития ролевых взаимоотношений, и роли сюжетно-ролевой игры в их развитии.

Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей развития ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» представлена программа констатирующего этапа эксперимента, продемонстрированы количественные результаты исследования и качественный анализ полученных данных, позволяющие сопоставить теоретические данные с состоянием развития ролевых взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В третьей главе «Коррекционно-развивающая работа по развитию ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре» разработаны рекомендации по развитию ролевых взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.

В заключении, подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Выпускная квалификационная работа состоит из 80 страниц, 3 таблиц и диаграммы. Список литературы включает в себя 73 источника.

Пример магистерской рецензии

КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана

  • Арсентьева Никиты Константиновича
  • на тему «Исследование и анализ подсистемы контроля знаний в автоматизированных обучающих системах»,
  • по направлению 230100.68 — Информатика и вычислительная техника
  • магистерской программы «Интеллектуальные системы»
  • Магистерская диссертация выполнена в объеме:
  • Расчётно-пояснительная записка на 119 страницах формата А4.
  • Графические работы на 10 листах формата A1.

Создание универсальной унифицированной обучающей системы для средней и высшей школы — задача, стоящая перед современной системой образования.

Развитие информационных технологий и появление новых требований к методике преподавания и качеству образования ставит задачу внедрения автоматизированных обучающих систем нового типа. Обучающие системы, внедряемые сегодня, не имеют общего, унифицированного начала и используются только в конкретных предметных областях.

В связи с этим система нового типа должна иметь, с одной стороны, универсальную типизированную структуру, а с другой — высокую совместимость с разными предметными областями.

Первая глава диссертации раскрывает исторические аспекты развития таких систем, описывает классификацию, а также приводит анализ недостатков. Основное внимание главы сконцентрировано вокруг нескольких вещей: требования к подобным системам, инструментальные оболочки АОС, тенденции их развития.

Вторая глава приводит основные принципы, на которых строятся автоматизированные обучающие системы.

В центре внимания главы находится ряд ключевых вопросов, а именно: логическая структура автоматизированной обучающей системы, контроль знаний, модель обучаемого.

Все аспекты рассмотрены тщательно и подробно, приводится анализ параметров проведения контроля знаний и требований к описанию моделей предметной области.

Ключевая тема третей главы — анализ подсистемы контроля знаний, а именно: особенности работы и характеристики таких подсистем.

Автор подробно останавливается на вопросе разработки теоретических методов анализа ответа учащегося.

Описаны методы, призванные определять правильность выбранных ответов, приводятся типы подобных ответов и анализ различных форм их представления в автоматизированных системах.

Следует особо отметить проведенное автором исследование по снижению вероятности случайного ввода верного ответа — значительный объем главы посвящен работе по моделированию ситуаций, в которых правильный ответ оказывается введенным учащимся случайно. Приводится анализ таких ситуаций, вероятность их возникновения, предлагаются меры, призванные снизить такие вероятности.

Четвертая глава приводит рекомендации по реализации автоматизированных систем обучения. В центре внимания — типовые формы вопросов и ответов, язык описания тестов, меры по ускорению процесса подачи и обработки материалов тестирования.

Одним из главных преимуществ работы является всестороннее и полное изложение теоретических аспектов реализации автоматизированной системы обучения и подсистемы контроля знаний.

Особого упоминания заслуживает глубокое изучение мер по снижению вероятности случайного ввода правильного ответа.

Достоинство работы в сугубо научном, математическом подходе к обоснованию использования определенных типов вопросов.

Недостатки работы — в поверхностном анализе моделей обучаемого и предметной области.

Магистерская диссертация заслуживает оценки «отлично». В целом следует отметить высокий научно-технический уровень выполнения работы с соблюдением стандартов.

Пример рецензии на магистерскую диссертацию

Рецензияна магистерскую диссертациюГригоревич Марины Васильевны

Тема диссертационного исследования: «Повышение конкурентоспособности компании»Актуальность темы: в условиях современного рынка проблема конкурентоспособности предприятий становится все более актуальной.

Опыт ведущих фирм говорит о том, что для устойчивого коммерческого успеха на рынке необходима система управления созданием, изготовлением и реализацией не просто качественной, а именно конкурентоспособной продукции.

При этом, конкурентоспособность предприятия является важнейшей характеристикой деятельности, которую каждый хозяйствующий субъект не только должен постоянно оценивать, но и предпринимать разного рода мероприятия по ее повышению.

Однако разработку и реализацию данных мероприятий можно осуществлять лишь после четкого формирования перечня факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия.Степень самостоятельности работы и творческого подхода: работа выполнена студенткой самостоятельно.

По содержанию работа целостная, раскрывает все пункты, видно, что студентка провела глубокое и качественное исследование. Объем и оформление работы соответствуют заявленным требованиям. Уже из первой главы видно, что у автора отличный уровень знаний по теории, и она смогла сформулировать свои собственные выводы.

Студентка брала за основу не только научную литературу, где описывались мнения разных ученых в области данной темы, но и учебную, откуда рассматривались теоретические вопросы. Во второй главе автор исследовала практическую часть работы, а также представила полный и глубокий анализ по выбранной теме.

Также студентка провела статистику деятельности предприятия за последние 3 года, благодаря чему, автор выявил существенные проблемы, которые стали основой для разработки данного исследования.

В третьей главе студентка рассказала о конкретных способах устранения проблем и внесла всесторонние предложения, как оптимизировать бизнес и повысить конкурентоспособность на данном предприятии.
Полнота разработки темы: Диссертация является законченной практической разработкой.

Прослеживается тщательная работа по каждому разделу рассматриваемой темы. Полностью раскрыта тема работы, достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи. Использованный практический материал достоверен, сделанные выводы обоснованы, рекомендации имеют практическую значимостьСтепень достижения цели: все цели, поставленные в работе, достигнуты.

Положительные стороны работы: разработаны мероприятия для повышения конкурентоспособности ООО «Фарман», такие как: повышение эффективности деятельности ООО «Фарман»; совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Фарман». Практические рекомендации были проверены и оказалось, что действительно у организации могут быть действительно высокие показатели, если придерживаться рекомендаций.Недостатки работы: существенных недостатков нетРекомендуемая оценка: отлично

ДиректорООО «Фарман» Мамедов Д.Ж.

Подпись Мамедов Д.Ж., заверяюДиректор Мамедов Д.Ж.

Ознакомлен:_________________________/Григоревич М.В./ «__» ________________2022г.

Рецензия на магистерскую диссертацию

Рецензия на магистерскую диссертацию – это неотъемлемая часть этого проекта. Данный документ носит довольно серьезный характер и предназначается для того, чтобы у соискателя ученой степени был отзыв от более квалифицированных людей на его работу.

Таким образом, написание рецензии должно основываться на достоверных данных, которые отражают не только саму суть работы, но и личностные характеристики автора магистерской диссертации.

Итак, если вы читаете тему данной статьи, то вас, наверняка, интересует вопрос о том, как написать рецензию к магистерской диссертации и зачем она вообще нужна.

На самом деле это довольно простой вопрос, который мы и рассмотрим в данной статье.

Каждый научный проект, будь то кандидатская или докторская диссертация, должен включать в свой состав не только автореферат, который требуется для изучения самого смысла работы. В таких проектах всегда должна присутствовать рецензия. Дело в том, что это приложение отражает некую оценку проведенной работы автора. Рецензию кратко также можно назвать отзывом на диссертацию.

Рецензия комплексно включает в свой состав оценку всей проведенной работы комплексно. Также в этом документе должен быть приведен список соответствия проекта определенным требованиям и стандартам.

Именно рецензия служит для того, чтобы у членов ученого совета сложилось определенное мнение по поводу того, какой оценки достоин диссертант. При этом учитывается неопределенная, то есть примерная оценка работы, либо в рецензии может быть указана конкретная оценка.

Как только диссертант начинает составление своего проекта, он обязан включить пункт о написании рецензии в план работ. Вся укомплектованность проекта устанавливается методическими указаниями, которые считаются обязательными для их соблюдения.

У методических указаний есть своя собственная стандартная форма, но для каждого ВУЗа применимы некие дополнения, которые также должны быть соблюдены.

Если рассматривать ситуацию с защитой магистерской диссертации, то нередко возможно обходиться и без предоставления автореферата, в зависимости от специфики доклада. Но без рецензии обойтись никак нельзя, ведь она считается обязательной для написания ее рецензентом.

Для этого изначально устанавливается определённый человек, чья деятельность непосредственно связана с работой диссертанта. Рецензентом может являться человек, обладающий ученой степенью, который относится к кафедре соискателя.

Но известны случаи, когда рецензент выбирается с другого учебного заведения или организации.

К выбору рецензента также подходят основательно. Он должен быть человеком образованным и грамотным в тех вопросах, которые непосредственно связаны с написанием научной диссертации. Наличие у этого человека ученой степени обязательно.

В написании рецензии есть несколько этапов, которым следует придерживаться в составлении этого документа.

На первом месте в рецензии рассматривается именно тот предмет исследования, которому уделено внимание в работе. Этот пункт будет служить некой вводной частью, так как в ней будет написано о данных соискателя и о теме работы.

Следующим пунктом в работе будет являться определение актуальности темы для науки и человечества. Доказательством актуальности должны быть именно факты, которые считаются неоспоримыми.

При этом, актуальность должна быть напрямую связана с темой работы, то есть с первым пунктом рецензии.

После основных пунктов в рецензию включается краткое описание работы. Для простоты описания следует воспользоваться общим планом работ, который применялся для составления общей концепции диссертации. Таким образом, этот пункт станет общим представлением всей работы, над которой работал автор.

Следующий этап считается специфичным именно для рецензии. Этот пункт включает проставление оценки работы. Он пишется от лица рецензента. Его задачей будет описать все основные моменты, которые рассмотрел автор, а также выявить в них определенную значимость, либо неточности, которые в дальнейшем станут влиять на итог защиты диссертации.

В завершении следует привести итог, который также взаимосвязан с пунктом предоставления оценки. Поскольку основной целью рецензии будет считаться именно отзыв, то и в заключительной ее части следует сделать акцент именно на это.

Читайте также:  Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации
Оцените статью
VIPdisser.ru