Управление стрессом в организации курсовая работа

Введение

Работа в медицине традиционно относится к профессиям с высоким риском профессионального стресса и эмоционального выгорания. Интенсивность коммуникаций, часто негативных, ежедневная необходимость принятия серьезных решений и значительная ответственность делают стресс в профессии медработника хроническим. При таких условиях активный поиск путей достижения эффективной адаптации становится актуальной задачей. Под эффективной адаптацией в данном случае подразумевается возможность личности не просто приспособиться, а успешно реализовать возможность своего максимального развития, повысить эффективность труда и удовлетворенность от результатов своей жизнедеятельности.

Цель курсовой работы – изучение профессионального стресса на примере исследования коллектива одной из детских поликлиник г. Перми.

— раскрыть понятие, сущность и виды стресса.

— изучить практику управления стрессом в организации.

— дать характеристику профессиональной деятельности работников здравоохранения, на примере исследования коллектива одной из детских поликлиник г. Перми.

— проанализировать факторы (причины) и симптомы (проявления) профессионального стресса у сотрудников учреждений здравоохранения.

Предмет — управление профессиональным стрессом.

Объект — факторы и последствия профессионального стресса на примере исследования коллектива одной из детских поликлиник г. Перми.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Очень важным документом,
характеризующим экономическую 
эффективность организации, является
отчёт о прибылях и убытках .

SWOT–анализ – метод стратегического планирования,
используемый для оценки факторов и явлений,
влияющих на проект предприятия.

Все факторы делятся 
на 4 категории:

Метод включает определение 
цели проекта и выявление внутренних
и внешних факторов, способствующих её достижению
или осложняющих его.

Сильные и слабые стороны предприятия

Из этого анализа видно, что слабыми сторонами
предприятия являются высокая энергоемкость
производства, достаточно высокие цены
на производимую продукцию, отрицательное
влияние производства на экологию области
и др. Но всего этого можно избежать, используя
имеющиеся у предприятия возможности.

3    Уровень стресса в ЗАО «Мирный»

3.1 Анализ  существующего
уровня стресса в ЗАО «Мирный»

В рамках данной курсовой
работы в ЗАО «Мирный» было проведено исследование
на выявление существующего уровня стресса
у персонала организации. ЗАО «Мирный»
— это крупное предприятие с числом работающих
более 350 человек (основных работников
– 181 человек; временных – 183 человека).
/Приложение В, Приложение Г/

Исследование на наличие 
стресса у персонала организации 
проводилось с использованием теста на оценку стрессоустойчивасти,
который был разработан ученым-психологом
Медицинского центра Университета бостона.
Данный тест предлагалось пройти двадцати
специалистам ЗАО «Мирный», выбранным
произвольно. Среди работников, прошедших
тестирование, были следующие специалисты:
начальник цеха механизации, зам. начальника
цеха механизации, начальник цеха растениеводства,
зам. директора по строительству, юрист,
менеджер по снабжению, научный консультант
по правовым вопросам, главный бухгалтер,
зам. главного бухгалтера, главный инженер,
инженер-электрик, три бригадира, бухгалтер-
диспетчер, бухгалтер- кассир, двое экономистов,
комендант, агроном по защите растеньем.
Этим специалистам было предложено ответить
на двадцать следующих вопросов теста:

1)Вы едите, по крайней мере, одно горячее
блюдо в день.

2)Вы спите 7 – 8 часов, по крайней мере,
четыре раза в неделю.

3)Вы постоянно чувствуете любовь других
и отдаёте свою любовь взамен.

4)В пределах пятидесяти км. у вас есть
хотя бы один человек, на которого вы можете
положиться.

5)Вы упражняетесь до пота хотя бы 2 раза
в неде6лю.

6)Вы выкуриваете меньше половины пачки
сигарет в день.

7)За неделю вы потребляете не больше пяти
рюмок алкогольных напитков.

8)Ваш вес соответствует вашему росту.

9)Ваш доход полностью удовлетворяет ваши
основные потребности.

10)Вас поддерживает ваша вера.

11)Вы регулярн6о занимаетесь клубной или
общественной деятельностью.

12)У вас много друзей и знакомых.

13)У вас есть один или два друга, которым
вы полностью доверяете.

15)Вы можете открыто заявить о своих чувствах,
когда вы злы или обеспокоены чем-либо.

16)Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми
вы живете, ваши домашние проблемы.

17)Вы делаете что-то только ради шутки хотя
бы раз в неделю.

18)Вы можете организовать время эффективно.

19)За день вы потребляете не более 3-х чашек
кофе, чая или других содержащих кофеин
напитков.

20)У вас есть немного времени для себя в
течении каждого дня.

Далее в таблице 5 приведены 
результаты тестирования специалистов
ЗАО «Мирный», их специальности и имена. Также приведена
месячная заработная плата, т. к. это может
сыграть определенную роль при сопоставлении
уровней стресса. Еще одним интересным
критерием сравнения является пол работника,
поэтому таблица 5 разделена на две части:
в первой части расположены данные сотрудников
женского пола, прошедших тестирование,
а во второй – данные сотрудников мужского
пола.

Таблица 5  Результаты тестирования сотрудников
ЗАО «Мирный»

Таким образом из результатов 
тестирования видно, что средние результаты тестирования работников
и женского и мужского пола не превышают
30 баллов, что свидетельствует о среднем
уровне стресса, но необходимо все же обратить
внимание, что итоговые средние результаты
очень близки к значению 30. Поэтому необходимо
в обязательном порядке проводить мероприятия
по предупреждению стрессов, по их психогигиене.
Обратить внимание на здоровье работников
необходимо не только руководству, но
и самим работников для достижения минимального
уровня вредных воздействий стрессов.
Если рассматривать конкретных работников,
то особое внимание нужно обратить на
результат Нешевой Ольги Федоровны (7),
который составил 56 баллов. Этот сотрудник
подвержен стрессу чрезмерно, что может
оказаться губительным для ее здоровья.
Также результаты выше среднего показали
Куртнезирова Диляра Юнусовна (4), Сейтмамбетова
Ирина Павловна (8) и Рузанкина Лариса Михайловна
(9). Среди работников мужского пола никто
не набрал более 50 баллов, что является
положительным показателем. Но результаты
тестирования таких работников, как Щербаков
Алексей Николаевич (14), Зайцев Александр
Филиппович (18), Каленик Николай Иванович
(19) и Мишин Сергей Васильевич (20), показали,
что уровень стресса в их жизни выше среднего.
На это также следует обратить внимание.
Еще необходимо отметить следующий отрицательный
момент:  ни один из тестируемых не набрал
менее 10 баллов. Это говорит о том, что
никто не обладает высокой стрессоустойчивостью
и низким влиянием стресса на организм.

Что касается половых 
различий сотрудников, то необходимо заметить,
что у работников женского пола уровень 
стресса выше, чем у работников
мужского пола. Но это различие столь незначительно,
что ему не следует предавать значения.
Можно предположить, что оно вызвано психологическими
особенностям личностей.

Читайте также:  Подготовка речи соискателя на защиту кандидатской диссертации *

Если сопоставить уровень 
среднемесячной зарплаты и результаты тестирования, то можно заметить,
что, как правило, у работников с уровнем
зарплаты от 13.000 и ниже уровень стресса
выше, чем у работников с более высоким
уровнем зарплаты. Руководству ЗАО «Мирный»
необходимо обратить на это внимание и
выяснить причину повышения уровня стресса,
поскольку повышенный уровень стресса
не позволяет персоналу работать наиболее
эффективно, с полной отдачей.

3.2   Рекомендации 
по снижению уровня стресса в ЗАО «Мирный»

На основе результатов исследования, проанализированных
в главе 3.1 можно сделать вывод, что в ЗАО
«Мирный» необходимо осуществлять деятельность
по управлению стрессами. Такая деятельность
производится на основе использования
способов элиминирования факторов стресса
– действий, которые либо смягчают негативные
состояния персонала вследствие дистрессоров,
либо уменьшают частоту их появления /11,
с.88/. Основные способы элиминирования
можно разделить на 2 группы: применяемые
непосредственно самим работником и применяемые
менеджером по отношению к подчиненным.
Обе группы этих методов необходимо применять
по отношению к работникам организации
для снижения уровня стресса. Даже методы
управления стрессом, применяемые непосредственно
самим работником, должны быть донесены
до него его руководством. В ходе опроса
персонала в ЗАО «Мирный» не осуществляется
деятельность по ознакомлению персонала
с методами управления стрессом в самом
себе. А это в значительной степени усложняет
решение задачи по снижению стресса, поскольку
работники организации подвержены влиянию
личностных, внешних и других стрессоров,
действие которых трудно устранить менеджеру.

Федеральное
государственное бюджетное  образовательное 
учреждение высшего профессионального
образования «Сочинский государственный
университет»

Филиал  федерального государственного
бюджетного  образовательного учреждение
высшего профессионального образования
«Сочинский государственный университет»

Управление рабочим стрессом

«Правило номер один:
не изводите себя по

мелочам, правило номер 
два: все на свете мелочи».

В последнее время 
понятие «стресс» приобрело большую 
популярность – недаром прошедший
20 век назвали веком стресса. Сегодня 
на дворе 21 век, но стресс, не признавая 
никаких границ, с легкостью шагнул
в новое тысячелетие, и продолжает свои позиции.

Во времена СССР стресс
практически не упоминался в отечественных 
учебниках по психиатрии, хотя исследования
в этой области ведутся достаточно
давно. Сейчас это понятие становится
весьма популярным, стресс стал объектом
внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных
психологов и менеджеров по управлению
человеческими ресурсами, что стимулируется
последними изменениями в экономике и
обществе в целом.

В частности, можно отметить,
что современные отечественные 
организации вынуждены тщательно просчитывать
свой бюджет и прилагать максимум усилий
для оптимального использования ограниченных
ресурсов, в том числе человеческих. Постепенно приходит понимание,
что одной из значимых статей непродуктивных
расходов организации являются издержки,
обусловленные стрессом.

Одним из эффектов
длительного воздействия стресса 
является так называемый «синдром выгорания»,
который приводит к резкому снижению
эффективности деятельности работника,
иногда равносильному его потере.
Особенно часто он встречается среди менеджеров,
целиком отдающих себя работе. Первыми
обратили внимание на это явление исследователи
Японии, которые начали анализировать
факторы, способствующие проявлению синдрома,
и предлагать меры по их нейтрализации.

Но отрицательные последствия не исчерпываются только
негативным экономическим эффектом. Врачи
считают, что 90% жалоб пациентов связаны
с различными расстройствами из-за стресса. И хотя удовлетворительный
уровень стресса на работе относится скорее
к гигиеническим факторам, чем к мотивационным,
нельзя забывать о его значимости для
работников.

Таким образом,
длительно испытываемый сотрудниками
стресс – один из самых «дорогостоящих»
видов издержек фирмы, негативно воздействующий
как на состояние здоровья работников,
так и на прибыль компании.

Все вышесказанное 
подтверждает актуальность исследований
стресса на рабочем месте с 
целью минимизации его негативного 
влияния на эффективность деятельности
организации.

Целью данной работы является
изучения понятия стресса и фактор, оказывающий влияния на работника
и на организацию в целом,борьба со стрессом на рабочем
месте, как организационного, так и индивидуального
применения.

Объектом практического 
исследованияявляется ООО «Салон студия Д-Люкс».

Задача контрольной работы осуществляется в
следующем:

– Дать полную характеристику
понятию стресса;

– Выявить причины 
стресса на рабочем месте;

– Изучить методы предупреждения
стресса и «борьбы» с ним;

При подготовке курсовой
работы широко использовалась литература Аширов Д.А,Глумаков, В.Н. Джуэлл Л., и др.,
а также периодические издания – статьи
Веденяпина О. и электронные ресурсы.

1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА

Само понятие «стресс»
появилось сравнительно недавно 
– в 1936 году «с легкой руки» канадского ученого, лауреата Нобелевской
премии ГансаСелье: «Стресс есть неспецифический
ответ организма на любое предъявленное
ему требование». Проводя свои исследования,
Селье случайно обнаружил явление,
которое назвал синдромом общей адаптации
(generaladaptationsyndrome – GAS), а десять лет спустя
в его работах появился сам термин «стресс».

Классическая 
модель синдрома общей адаптации 
включает три стадии развития стресса
(тревога, сопротивление, истощение) и 
отражает физиологически ориентированный 
подход к стрессу. Современные исследования
стресса уделяют внимание также 
и другим аспектам стресса: психологическому
и поведенческому

Физиологические
отклонения сопровождаются повышением
артериального давления, сердечно-сосудистыми 
заболеваниями, а иногда язвенной болезнью
и артритом.

Психологические
отклонения выражаются в том, что 
у людей появляется раздражительность,
агрессивность, депрессия. Человек начинает
плохо относиться к своим обязанностям
на рабочем месте, сопротивляется распоряжениям
начальства или впадает в неверие в свои
способности.

Все три аспекта 
важны для понимания стресса 
на рабочем месте и методов 
управления стрессом в современных 
организациях.

Стресс обычно
воспринимается как отрицательное 
явление (реакция работника на выговор
начальника и др.). Но существует и позитивный
стресс«ю-стресс» (греческое «eu» означает
хороший), который может быть вызван приятными
событиями (повышение по службе, крупный
лотерейный выигрыш и др.). Небольшие стрессы даже полезны организму
– они его постоянно тренируют, вводя
в состояние активации или тренировки.

Внешние. Естественно на сотрудников
организаций воздействуют внешние факторы,
такие как экономическая и политическая
нестабильность в обществе, финансовые
условия, инфляция безработицаизменения,
вызванные научно-техническим прогрессом.
Серьезным фактором стресса работников
являются и семейные кризисы (семейные
проблемы, старение, смерть близкого родственника,
рождение ребенка и т.п.).

Организационные. Это – различия систем ценностей
сотрудника и организации, организационные
изменения (особенно приостановка производства
или перевод на другую работу), фрустрация
(блокирование мотивации – стремление
индивида достичь желаемой цели), автократическое
руководство, атмосфера незащищенности
на рабочем месте, давление фактора времени,
рабочие перегрузки и др.

К наиболее ярким стрессорам, связанным
с производственной средой, я бы отнесла:

Согласно 
этой классификации человек
типа А:

В отличии 
от такого человека человек типа В:

2 Изучение профессионального стресса

Анализ уровня жизнестойкости выявил значительное различие этого показателя по профессиональному признаку: в группе врачей преобладали (100%) лица с высоким и средним уровнем ОЖС. Компоненты ОЖС 130 (включенность, контроль и принятие риска) у врачей находились в синергизме, а у медсестер – в дисбалансе, что усиливало различия. Сравнительный анализ подтвердил более высокие показатели ОЖС и ее компонентов у врачей по сравнению с медсестрами.

Читайте также:  Оформление и правка диссертаций | Профессиональные корректоры

Корреляционный анализ выявил свойственную для обеих групп в равной мере положительную прямую связь между ОЖС и продуктивным копингом на эмоциональном уровне (r=0,56). Исследование привычных копинг-стратегий выявило характерное для обеих групп преобладание адаптивных стратегий, прежде всего на эмоциональном уровне (73% у врачей и 53% у медсестер), положительно коррелирующех с уровнем ОЖС. Основная стратегия при этом у большинства респондентов – оптимизм (60%). На самом оптимальном, по мнению автора методики Е. Хайма, поведенческом уровне адаптивный копинг используют 46% сестер и лишь 13% врачей, причем врачи практически не используют адаптивное «обращение» за помощью, а более половины врачей и 1/3 сестер используют неадаптивные копинги «активное избегание» и «отступление».

Медсестры же на самом проблемном для них когнитивном уровне не применяют проблемно-ориентированные стратегии, опираясь на само- оценку и самообладание. Итогом работы стала рабочая программа, отражающая перспективные стратегии (не используемые совсем и малоприменяемые адаптивные копинги) для тренинговой работы с коллективом. По результатам исследования стало понятным, что в данном коллективе адаптация носит преимущественно приспособительный характер. На трех основных уровнях жизнедеятельности личности (эмоциональном, поведенческом и когнитивном, т.е. мыслительном) эффективные стратегии используются дисгармонично. Свой резерв жизнестойкости сотрудники «тратят» прежде всего на совладание со своими эмоциями, предпочитая стратегии поведения, сдерживающие собственную активность в направлении поиска возможности сотрудничества и решения проблемы.

«Оптимизм» – единственная из 4 возможных продуктивная стратегия эмоционального уровня, которую применяли обследованные медработники, напрямую связана только с основным ресурсом личности – жизнестойкостью. Это увеличивает риск его истощаемости со временем даже при привычном для личности уровне стрессогенности среды.

Если уровень стрессогенности существенно возрастет, то следствием дезадаптации каждой личности может стать разобщение коллектива и, далее, снижение эффективности труда. При этом медсестры – более «уязвимы» в отношении когнитивных функций (анализ, мышление, воля), а врачи – поведенческих. Активное обучение медработников продуктивным стратегиям на «дефицитных» уровнях будет способствовать оптимизации адаптации, раскрытию творческого потенциала их личности, сплочению коллектива и повышению эффективности труда.

Полученные результаты позволили:

1) разработать и апробировать на практике диагностический инструментарий, помогающий выявить резервные возможности по оптимизации адаптивного поведения сотрудников коллектива одной их детских поликлиник г. Перми;

2) определить роль основных ресурсов оптимизации адаптации медработников в условиях профессионального стресса – продуктивные копинг-стратегии и жизнестойкость;

3) показать, каким образом результаты диагностики помогают психологу подобрать комплекс тренинговых методик коррекции совладающего со стрессом поведения с учетом индивидуальных особенностей каждой личности и групповых особенностей целого коллектива;

4) разработать конкретную рабочую программу для исследуемого коллектива детской поликлиники, внедрение которой может посредством увеличения стрессоустойчивости отдельной личности создать условия не только для ее «выживания» в условиях профессионального стресса, но и для ее полноценной реализации и плодотворной работы в коллективе.

1 Постановка проблемы

Хронический характер профессионального стресса требует от современного медработника жизнестойкости (или стрессоустойчивости) и разнообразного набора продуктивных (или адаптивных) стратегий преодолевающего стресс поведения (или копинг-стратегий). Но жизнестойкость – свойство, воспитанное в ребенке в глубоком детстве и, следовательно, трудно поддающееся коррекции, тогда как копинг-поведение – во многом сознательная функция личности, поддающаяся тренировке. Этим объясняется исследовательский интерес к изучению феномена жизнестойкости, его роли в сознательном выборе медработниками совладающего (или копингового) поведения по преодолению стресса, а также выявлению частных форм этого поведения с оценкой их адаптивности и определением направлений его оптимизации.

Цель работы – поиск основного ресурса оптимизации адаптации медработников в условиях профессионального стресса. Материалы и методы. Объектом исследования стали 30 сотрудников одной из детских поликлиник г. Перми, женщины в возрасте от 40 до 55 лет, стаж работы по специальности – от 15 до 25 лет. Исследуемые были поделены на 2 группы: 15 врачей (100% данного коллектива) и 15 медсестер (96%). Предметом исследования послужили: общий уровень жизнестойкости сотрудников (ОЖС), определенный с помощью теста С. Мадди, и привычные копинг-стратегии медработников с оценкой их адаптивности (продуктивности, эффективности – аналог.) по методике Е. Хейма.

Статистическая обработка проводилась методами математической статистики (t-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона r).

1 Понятие, сущность и виды стресса

Согласно Г. Селье, I стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта, уже описанных как «триада стресса». Если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

II стадия стресса — стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.

Однако, независимо от природы стрессора, физиологические механизмы стрессовой реакции организма одни и те же. В этом и заключается уникальность открытия Г.Селье, он смог доказать, что не зависимо от источника стресса существует общая реакция стресса в организме на внешнее экстремальное воздействие. Таким образом, стресс это неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие нарушающая его гомеостаз (равновесие). При этом, как писал Г.Селье, «не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации».

В различных исследованиях трудового стресса предпринимаются попытки дать четкое определение этого явления. Л.В. Куликов, О.А. Михайлова приводят следующие виды стресса, возникающие в трудовой деятельности:

— рабочий стресс (в иностранной литературе job stress, work stress), возникающий из-за причин, непосредственно связанных с работой, — условия труда;

— профессиональный стресс (occupational stress) появляется из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности;

— организационный стресс (organizational stress) формируется вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Можно перечислить множество профессиональных стрессов, их виды – понятие довольно условное, но объемное, это помогает распознать причину стресса и устранить ее. Итак, психологи выделяют следующие виды профессиональных стрессов:

Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований трудового стресса позволяет сделать вывод о том, что в целом существует три основных типа моделей данного явления:

— Первый тип определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную — как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического.

Читайте также:  Правила оформления списка литературы в диссертации с примером — ДипломТайм

— Второй тип рассматривает трудовой стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную — экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.

Оба описанных выше подхода представляют собой линейные модели, отличающиеся только определением понятия «стресс».

Кроме того, приведенные выше типы анализа трудового стресса имеют целый ряд недостатков. Во-первых, краткость даваемых определений в рамках данных моделей делает их неопределенными и затрудняет анализ стресса на рабочем месте. Во-вторых, они концептуально основываются на относительно простой схеме «стимул — реакция» и практически игнорируют индивидуальные различия в психологической природе и процессах восприятия и познания, которые могут быть фундаментальными. В-третьих, эти два подхода трактуют человека как пассивное звено для перевода стимулирующих характеристик среды в психологические и физиологические ответные реакции. Они не принимают во внимание взаимодействие между индивидом и различной средой, что является неотъемлемой частью системных подходов к биологии, поведению, психологии.

По другой, более общей классификации, стрессы разделяют в зависимости от продолжительности: кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия. Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. Долговременный стресс не обязательно является следствием острого. Возникая из-за малозначительных факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами и родственниками и т.п.) он имеет более сильные негативные последствия. По своим проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие с разной интенсивностью. Одним из наиболее значимых последствий, особенно в профессиональной среде является синдром профессионального выгорания.

2 Практика управления стрессом в организации

Для управления стрессом в организации и на индивидуальном уровне, необходимо распознавать признаки стресса и его влияние. Стресс может иметь как положительное, так и отрицательное значение для человека и его деятельности. Он влияет на различные стороны организма человека и его деятельности.

Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

Факторы, зависящие от самого работника, — это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

На сегодняшний день существует несколько моделей построения программ профилактики трудового стресса. Основная их задача состоит в сокращении числа существующих производственных стрессоров и/или помощи работникам в преодолении последствий воздействия данных явлений (Ivancevich et al., 1990). Большинство моделей базируется на идее динамического комплекса, состоящего из:

— профилактических мероприятий и психологической интервензии .

Для преодоления последствий воздействия стресса (Bornevasser, 1994; Risret al., 1997; F. Covey, 1999). Мерфи (Murphy, 1988) разделил стратегии управления трудовыми стрессами на следующие группы:

— первичные вмешательства, нацеленные на организацию;

3 Характеристика профессиональной деятельности работников здравоохранения

Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, «живут» три роли:

— администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу;

— врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям;

Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента :

Для анализа как самой характерной для данной специальности комбинации стрессогенных факторов, так и её субъективной картины у данного, или иного сотрудника учреждения здравоохранения, весьма удобной представляется следующая двумерная классификация:

По одному измерению стрессоры разбиваются на три группы по степени специфичности для данной профессии:

В соответствии с такой классификацией, например, физический дискомфорт, вызванный упомянутыми эргономическими просчётами конструкторов и изготовителей хирургического оборудования должен квалифицироваться как частноспецифический биологический фактор стресса в профессиональной деятельности врача-хирурга.

Список использованной литературы

Большой энциклопедический словарь под. ред. А.М.Прохорова, 2-е изд., 2012 г. – 1456 с.

Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. Питер; СПб.; 2011. – 251С.

Зелигман, М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. — М., 1999.

Мир Вашего Я, статья. www.psychologist.ru

Мякшина, Т Виды профессиональных стрессов, 2013. http://vitaportal.ru/psihologiya/

Николаенко, В Как эффективно управлять трудовым стрессом? Модель формирования стресс-компетентности «Кадровик. Кадровый менеджмент», 2007, N 12 В.Николаенко, О.Сафронова

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского язык — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2011. — 944 с

Понятия профессионального стресса, http://www.bibliofond.ru/

Психодиагностика стресса: практикум/сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М- Казань: КНИТУ, 2014.-212 с.

Таламова, И.Г. Стресс: лекции. Омск. 2014г. – 9 С.

Заключение

Понятие стресса в литературе представлено широко и разнообразно. Часто профессиональный стресс определяют как синоним «профессионального выгорания», хотя эти понятия отличаются – одно следствие другого. Так же понятие стресс используют для обозначения стресс-факторов, или причин стресса.

Стресс (стресс-реакция) — особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя: физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие). Иногда термин «стресс» употребляют (не вполне правомерно) по отношению к низшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональной регуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когда они подвергаются экстремальным воздействиям.

На примере исследования коллектива одной из детских поликлиник г. Перми определен основной ресурс успешной адаптации медработников, апробирован диагностический инструментарий для изучения привычных стратегий совладающего с профессиональным стрессом поведения, оценена их адаптивность, даны рекомендации по его коррекции в целях оптимизации адаптации и обеспечения возможности полноценной реализации медработника в условиях профессионального стресса.

Оцените статью
VIPdisser.ru