- ПОДСПОРЬЕ
- Тест по русскому языку «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса
- ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
- Упражнения
- Упражнения по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи»
- Правописание причастий
- Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
- КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
- № 2
- № 3
- № 4
- Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.
- № 6
- № 7
- № 8
- № 9
- № 10
- № 11
- № 12
- Контрольный словарный диктант
ПОДСПОРЬЕ
1. В каком слове пишется одна Н?
2. В каком слове пишется одна Н?
3. В каком слове пишется одна Н?
4. В каком слове пишется одна Н?
5. В каком слове пишется НН?
6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
8. В каком ряду есть «третье лишнее»?
9. На месте каких цифр пишется НН?
В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.
а) 1,2; б) 2; в) 2,3; г) 3,4
10. На месте каких цифр пишется НН?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
а) 1,2; б) 2,3; в) 1, 2, 3; г) 3, 4
Вход
Регистрация
Тест по русскому языку «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса
Укажите слово, в котором на месте пропуска пишутся две буквы Н:
Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется одна буква Н:
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ
ЧАСТЯХ РЕЧИ
1. Когда в прилагательных пишется нн?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с
суффиксом -н- от причастия с -нн-?
4. Какие исключения в правописании отглагольных
прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в
кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и
существительных, образованных от прилагательных
и причастий?
Упражнения
1. Образуйте от существительных и
глаголов прилагательные по образцу:
кожа – кожаный: песок, рожь;
барабан – барабанный: брань, ураган,
карман, туман, весна, манна, рань;
глина – глиняный: береста, вода, жесть,
смола, шерсть, торф;
вязать – вязаный: драть, звать, путать,
тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
валять – валяный: веять, паять, сеять,
стрелять.
2. От данных существительных образуйте
прилагательные, выделите суффикс.
Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух,
муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина,
равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия,
экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня,
чугун, ворона, конь.
3. Образуйте от существительных и
глаголов прилагательные, суффиксы выделите по
образцу:
болезнь – болезненный.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число,
клюква, солома, листва, мужество, отечество,
родство, чувство.
бесить – бешеный.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить,
кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить,
слоить.
4. Графически объясните написание н
и нн в словах:
кошеный луг – некошеный, скошенный
и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор – крашеный – давно не
крашенный – некрашеный;
нетканая скатерть – тканная золотом –
сотканная – несотканная;
раненый воин – раненный в бою –
легкораненый – поранены плугом;
жженый сахар – полусожженная рукопись –
выжженная пустыня.
5. Проведите выборочный диктант с
объяснением. Выпишите в два столбика слова с н
и нн.
1) Старый Мазай любит до страсти свой
низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала
через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем
вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные
корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя
суровая зимняя заря проступала сквозь
мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни
звериного следа не было видно. 7) Послышался стук
лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного
коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой).
9) Настя была столь же ветрена, как и ее
барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная.
6. Составьте и запишите диктант из
слов-исключений на все случаи данной темы.
7. Спишите, образуйте от данных слов с
помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений-
существительные, обозначьте орфограммы.
Сдержа_ый, рассмотре_ый, реше_ый,
опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый,
консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый,
вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышле_ый,
свяще_ый.
8. Объясните написание н и нн
в словах.
Пряник, труженик, гостиница,
мороженое, путешественник, дружинник,
родственник, малинник, священник,
воспитанник, ученик, лиственница, конница,
гривенник, именинник, пленник,
ставленник, конопляник, нефтяник,
сушеница, учительница, путаница,
торжественность.
9. Перестройте словосочетания так,
чтобы проиллюстрировать все возможные случаи
написания причастий.
Образец: тушеные овощи (несов.
вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные
в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не-
не влияет на правописание); потушенные овощи
(приставка).
Кованый сундучок, груженная кирпичом
баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо,
названный в честь, сеченные градом поля,
купленный товар.
10. Объясните написание н и нн,
указав слово, от которого образовано сложное
прилагательное: широколиственное (лиственное).
Болезненно вялый вид, длиннорукий
юноша, пряно-нежный аромат, послеобеденный
сон, свежемороженое мясо, свежезамороженные
фрукты, самотканый ковер, малоношеный
пиджак, высокохудожественный вкус,
долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь,
новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые
интересы, обществе_о полезный труд.
11. От данных глаголов образуйте
страдательные причастия с приставками и
отглагольные прилагательные без приставок.
Образец: белить – выбеленный –
беленый.
Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить,
носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать,
чесать, солить, сушить, точить, красить.
12. Вставьте пропущенные буквы, найдите
слова с суффиксами, суффиксы выделите.
Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий,
дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый,
накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый,
революцио_ый, воро_ий, пога_ый.
13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-,
-ость-, -ик- образуйте, если возможно,
производные слова по образцу: родственный –
родственник, родственность.
Подлинный, современный, ветреный,
прелестный, мужественный, низменный,
квалифицированный, искусственный,
хозяйственный, странный.
14. Объясните разницу в написании
однокоренных слов.
1) Все мои друзья образованны.
Комиссии уже образованы.
2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были
озабочены зачетом.
3) Сборы прошли организованно. Организовано
хорошее питание.
4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история
запутанна и неясна.
5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно,
горячо.
15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике
запишите номера слов с н , во 2-м – с нн).
1) Размешанные краски,
2) бесценная вещь,
3) выкрашенные лавки,
4) поляна освещена,
5) тканый узор,
6) туристы размещены,
7) комиссия образована,
8) румяные лица,
9) свиные окорока,
10) некрашеная ткань,
11) писаная красавица,
12) тетрадь исписана,
13) кожаный портфель,
14) ветреный день,
15) ветряной двигатель,
16) безветренный день,
17) рассеянный мальчик,
18) нечаянная ошибка.
Упражнения по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи»
Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн-. Образуйте от них наречия. Составьте с наречиями словосочетания. Какие из образованных наречий можно употребить в переносном значении.
Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.
От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.
Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.
Н или НН? Спишите причастия и прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу слова.
Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.
Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Спишите, вставляя пропущенные Н или НН ( 1 вариант). Составьте именные словосочетания.
Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый, революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.
Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.
Дайте толкование подчеркнутых слов. Выпишите существительные, образованные путем перехода из одной части речи в другую.
Превратите Н в НН при помощи приставок.
Образец: жареная – пережаренная
Точеный, крученый, моченый, толченый, гашеный, пареный, кошеный, вязаный, крашеный, тушеный, соленый, давленый, сушеный, золоченый, званый, печеный.
Превратите Н в НН при помощи зависимых слов.
Образец: жареная рыба – жаренная на сковородке рыба
Мощеная дорога, плетеная шляпа, мороженые ягоды, крашеные стены, беленый потолок, соленый огурец.
Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки. Разберите по составу выделенные причастия.
Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.
Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.
От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.
Собранные улитки, затоптанный ковер, сожженные свечи, найденный капкан, закопанный клад, затопленная печь, освещенный? коридор, порабощенный народ, освобожденная страна, засушенный гербарий, выброшенные на ветер деньги, купленный билет, связанный свитер, разработанный план, украшенная елка?, оставленный замок, загнанные лошади.
Объясните различия в написании созвучных слов.
1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.
2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.
Замените придаточные предложения причастными оборотами.
Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.
1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн.
Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.
Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия. Как помогают они в написании Н и НН в наречиях.
Испуга_о, отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о, притвор_о, тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.
Какие два слова не являются наречиями? Какой частью они являются? Как это влияет на написание Н и НН?
Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные буквы.
Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыша_о прошли.12) Она выглядит роскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о. 16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.
Правописание причастий
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы.
Выпишите прилагательные и причастия по
столбикам. Укажите графически, как вы определили
причастия.
Зва_ый вечер, кипяч_ное молоко. Маринова_-ные
грибы, беше_ный пес, око_ные рамы, выполне_ная
работа, смышле_ный ребенок, разгада_ная тайна,
спрята_ное мороженое, кожа_ные перчатки.
Запута_ная история, журавли_ные крики, изране_ный
солдат, рва_ная одежда, выуче_ный урок, плете_ная
дедушкой корзина, заплете_ная коса, кроше_ный мел,
прочита_ная книга, багря_ый закат. Румя_ный
пирожок, позолоч_ное кольцо, серебря_ная ложка.
Карточка 2. Выпишите только причастия.
Варе_ный картофель, замороже_ные фрукты, хорошо
выпече_ный хлеб, выкраше_ный пол, сплете_ные
ленты, золоче_ная рама, иллюстрирова_ный журнал,
асфальтирова_ное шоссе, утопта_ная тропинка,
хорошо выбеле_на, растеря_ные в дороге вещи,
ветре_ный день, обветре_ное лицо, безветре_ная
погода, груже_ные кирпичом машины.
Карточка 3. Измените словосочетания так,
чтобы причастия стали прилагательными, а
прилагательные – причастиями. Вставьте
пропущенные буквы.
Зва_ные гости, покраше_ый пол, краше_ные стены.
Беле_ная ограда, побеле_ные деревья, море_ный дуб,
мороже_ная дичь, суше_ные яблоки. Пече_ный
картофель, запече_ная рыба, зажаре_ная в сметане
рыба, жаре_ные грибы, соле_ный сыр, засоле_ные
грузди, кале_ные орехи. Пута_-ный ответ, запута_ные
веревки.
Карточка 4. Прочитайте и озаглавьте текст.
При списывании разделите его на два абзаца.
Расставьте знаки препинания, графически
объясняя их. Вставьте пропущенные буквы.
Путь
на озеро был долог. День стоял тума_ный засыпан_ый
сухими берез_выми листьями. Посвист_вали синиц_
курлыкали журавли над вершинами сосен. Ваня
узн_вал старые места лесные заброш_ные дороги
уводившие в зар_сли оси_ника прос_ки заросшие
вереском бе_смертником и колосистой травой и
мур_вьиные тропы в рыжем зернистом песке. Над
лесным краем стояла прозрачная т_шина та
особенная т_шина когда кажет_ся что зв_нит даже
паутинка перелетающая через поляны. (К.Паустовский)
Карточка 5. Прочитайте и озаглавьте текст.
При списывании разделите его на абзацы.
Расставьте знаки препинания, графически
объясните их. Вставьте пропущенные буквы.
Просторная новая те_раса дачи была ярко
освещ_на лампой и четырьмя канделябрами
рас_тавле_ными на дли_ном ч_рном столе. Июльский
вечер быстро темнел. Старый липовый сад густо
обступивший со всех сторон дачу потонул в темном
мраке. Только листья с_рени в упор осв_щаемые
лампой ре_ко и странно выступали из темноты.
(Не)подвижные гладкие бл_стящие точно выреза_ные
из зеленой жести. Несмотря на раздвинутые
полотняные занавески, свечи г_рели ровным
(не)мигающим пламенем. Было душно и чу_ствовалось
что в нагретом наэлектризова_ном воздухе
медленно надвигалась ночная гроза. Пахло медом
цв_тущей липой. (А.Куприн)
Карточка 6. Спишите текст, образовывая от
глаголов в скобках страдательные причастия
прошедшего времени. Расставьте знаки препинания.
Вставьте пропущенные буквы.
Вскоре князь ост_новился. Множество колодцев
(обложить) ветвями саксаула было (разбросать)
посреди (истоптать) скотом (выжечь) степи. Большой
каме_ный идол (высечь) из целого камня глядел
слепыми выпуклыми глазами, держа в руках каме_ную
чашу. Князь Тами а за ним и все остальные путники
спешились и поочередно пол_жили идолу в чашу по
кусочку (вялить) баранины лепешек или (не)сколько
зерен ячменя. (В.Ян)
Карточка 7. Переставьте абзацы, чтобы
получился связный текст. При списывании
расставьте знаки препинания и вставьте
пропущенные буквы.
Вот натюрморт написа_ный И.И. Машковым. Он
называется «Снедь московская». Хлебы. Круглый
красного дерева стол и полка уставле_ны и увеш_ны
хлебными изделиями. Здесь ржаной с поджаре_ным
краем хлеб румя_ные ватрушки подрумяне_ный
пышный каравай глазирова_ные пирожки кренделя
бублики усыпа_ные ч_рными дробинками мака.
Художники пишущие натюрморты передают в своих
картинах красоту даров природы и вещей созда_ных
руками человека.
Обилие хлеба яркие красочные сочетания светлый
фон создают ощущение радости и довольства. (По
С.Дружинину)
Карточка 8. Спишите текст, деля его на
абзацы. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Вставьте пропущенные буквы.
Война подходила к концу и мать Коли посеяла на
огород_ полоску пшениц_. Когда собрали первый
урожай бабушка испекла два коржа величиной с
подсолнух. Коржи были румя_ные п_хучие. Бабушка
смазала их масл_ным перышком и посыпала солью,
крупной, как толченое стекло. От корж_й ш_л пар и
они св_тились как два маленьких посоле_ных
солнца. Мальчик с_дел перед столом и его
ввалившиеся глаза пр_р_сли к коржам. Он ждал когда
его уг_стят и вдыхал в себя дух испеч_нного хлеба.
Наконец бабушка подошла к нему и сказала Отведай
внуч_к моего коржа. Корж та_л с (не)уд_ржимой силой.
И его скоро (не)стало. А второй корж, такой же
подрумяне_ный и вкусный, бабушка попросила
отнести деду. (По Ю.Яковлеву)
Карточка 9. Вставьте, где надо, букву н.
3) ране_ный в ногу;
4) вяза_ный свитер;
5) сорва_ные цветы.
1) Свящ_ные книги;
2) протопле_ная печь;
3) лакирова_ная мебель;
4) стриже_ный в кружок;
5) обнародова_ные документы.
1) Жаре_ный в масле;
2) тисне_ный золотом;
3) покраше_ный пол;
4) сожже_ные документы;
5) задача реше_на.
1) Краше_ный карниз;
2) подсушен_ое белье;
3) беле_ые стены;
4) жела_ная весть;
5) уже ноше_ная вещь.
Гласные в суффиксах страдательных
причастий
прошедшего времени
Карточка 1. Переставьте местами
предложения, чтобы получился связный текст.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте
причастные обороты, выделите суффиксы причастий.
Вставьте пропущенные буквы.
Странно видеть в (не)пролазной завал_ной
бурьяном дикой чащ_бе зеленые ра_работа_ные
человеком поля. Протопт_ная в ягодниках и мхах
тр_пинка ведет к опытному полю устро_ному на
болоте. Поле окруж_но лесом болотистой тайгой.
Сквозь нависшие увеш_ные моховыми бородами ветви
в лесу видны новые крыши хозяйственных построек.
Карточка 2. Переставьте предложения
местами так, чтобы получился связный текст.
Спишите, расставляя знаки препинания. Графически
обозначьте причастные обороты и выделите
суффиксы причастий. Вставьте пропущенные буквы.
Новое в жизн_ отр_жается в языке но новые слова
(не)выдум_ваются а образуют_ся от старых по
определенным моделям уже имеющ_ся в языке. Первое
из них – «лу_ник» возникшее в 1959 году когда
наша р_кета достигла поверхности Луны и
доставила на нее советский вымпел. Наша страна
вписала в историю освоения космоса новую
страницу первая ра_пахнула окно в лу_ный мир. А на
Земле уже по_вились новые слова отр_жавшие новые
победы в изучени_ вечного спутника Земли.
Карточка 3. Переставьте предложения так,
чтобы получился связный текст. Спишите,
расставляя знаки препинания и выделяя
причастные обороты. Укажите суффиксы причастий.
Вставьте пропущенные буквы.
Хорошо утопт_ная тропинка пр_вела к жив_-писному
болоту образовавш_муся из лесной заросш_й речки.
Кое-где в_днеются брош_ные в яркую зелень ч_рные
зеркала вод. Яркая зелень камыша перемешивалась
(с,з)десь с белыми обл_ками цветущ_го дягиля
кудрявого ивн_ка спл_тившегося по берегу болота
(с,з)держивая напор елового леса. Когда идеш_
лесом невольно хватаеш_ся за ветки протянувш_ся к
тропинк_.
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Учитель. Начнем мы наш урок с устного опроса. Открывает его наша
постоянная рубрика “Повторенье – мать ученья”.Что такое причастие?
Ученик. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает
признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего
времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам. В предложении
являются определениями или сказуемыми.
Учитель. В чем отличие действительных причастий от страдательных?
Ученик. Действительные причастия – это причастия, обозначающие признак
того предмета, который сам производит действие. Страдательные причастия – это
причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе
действие со стороны другого предмета.
Учитель. Ребята, что такое причастный оборот и в каких случаях он
обособляется?
Ученик. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Если
причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме
запятыми, а если причастный оборот находится перед определяемым словом, запятыми
не выделяется.
Учитель. Ребята, а почему действительные причастия настоящего времени
имеют две пары суффиксов?
Ученик. Действительные причастия настоящего времени образуются от
глаголов настоящего времени, которые имеют два спряжения: 1-е с окончаниями – ут,
– ют; 2-е – с окончаниями – ат, – ят. Значит, причастия будут иметь две пары
суффиксов: – ущ –, – ющ –; – ащ –, – ящ –.
Учитель. Тогда, ребята, скажите, что общего у действительных и
страдательных причастий?
Ученик. Страдательные причастия настоящего времени, как и
действительные, имеют две пары суффиксов: -ем– (-ом-), -им-, так как тоже
образуются от глаголов 1-го и 1-го спряжения.
Учитель. А сейчас проверим разноуровневое домашнее задание (проверяем
по группам). Дальше проводим словарный диктант(у доски работает 1 ученик).
Утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный
день, обманные слова, порционное блюдо, пустынная местность, соломенное чучело,
стеклянная посуда, былинный герой, старинный шкаф.
(В это время 2 учащихся работают по карточкам на закрытой части доски).
Карточка 1. Колебл..мый ветром, вид..мый в микроскоп, слыш..мый звук,
ожида..ого поезда, обожа..мый родителями, навева..мый воспоминаниями, рокоч..щий
вдали, согрева..мый солнцем, озаря..мая луной, дремл..щий великан, готов..щие
выступление, соверша..мый перелет.
Карточка 2. Дежур..щий милиционер, дремл..щий великан, колебл..щийся
тростник, бре..щийся мужчина, ороша..мый водами, вид..мый вдали, скач..щие на
конях, стел..щийся туман, маяч..щие огни, раздува..мый ветром, клокоч..щий
океан, расстила..щийся туман.
Учитель. Вспомните, ребята, когда в прилагательных пишется Н и НН?
Ученик 1. НН пишется у прилагательных, образованных от существительных
с основой на –Н (стариННый, кармаННый), а также в прилагательных с суффиксами –
ОНН, -ЕНН (соломеННый, революциоННЫый). Исключение – ветреный.
Ученик 2. Н пишется у прилагательных с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН– (песчаНый,
глиняНый, воробьиНый). Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.
Учитель. Приступаем к следующему этапу нашего урока. Его продолжает
рубрика “ Синтаксическая разминка” (1 ученик разбирает предложение у
доски).
Лес, стоящий все лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься
удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами.
Какие причастия встретились в этом предложении?
Ученик. Стоящий – это действительное причастие настоящего времени,
наполнявший – это действительное причастие прошедшего времени.
Учитель. Ребята, перестройте данное предложение так, чтобы причастные
обороты стали необособленными.
Ученик. Стоящий все лето сухим лес загорелся, и в небо стал
подниматься наполнявший воздух густыми кольцами удушливый дым.
Учитель. Следующий этап нашего урока – рубрика “Хочу все знать!”
Открываем тетради и записываем новую тему: “Правописание Н и НН в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных”.
Прилагательные могут быть образованы не только от существительных, но и от
глаголов. Если слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида,
то перед нами – прилагательное, в суффиксе которого пишется Н. Например,
вареный, крашеный, путаный. Исключения – нежданный, негаданный.
Не влияет на написание и приставка НЕ (невареная, неквашеная, некошеная).
Запишем 1 вывод в тетради. Прилагательные , образованные от бесприставочных
глаголов несовершенного вида, пишутся с Н.
Определим, когда слово будет являться причастием.
В остальных случаях и в кратких страдательных причастиях прошедшего времени
пишется Н (закончен, исправлена). Основные обобщающие тезисы по теме
учащиеся записывают в тетради для конспектов.
Учитель. Ребята, прослушайте внимательно лингвистическую сказку: “Как
причастия с прилагательными подружились”.
Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по
соседству с ними бродили по лесу причастия. Не было у них ни хлеба, ни крова.
Тогда причастия собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на
постоянное жительство к прилагательным.
Решили и подошли к избушке. Пришли, постучали и слышат:
– Кто там?
– Это мы, причастия.
– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.
– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, – ответили
причастия.
– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного
происхождения.
– Подождите, мы посоветуемся.
Посоветовались прилагательные и говорят:
– Мы пустим вас, только отбросьте приставку и Н из суффикса.
Причастия посоветовались и отбросили приставку и одно Н из суффикса. И с тех
пор живут прилагательные и причастия в большой дружбе.
Учитель. А сейчас постараемся закрепить полученные знания, и наш урок
продолжает рубрика “Готовимся к ЕГЭ”. Вам предстоит поработать с текстом –
выборочный диктант “Проверь себя” – и выписать из него страдательные причастия
прошедшего времени с Н и НН, объяснив их написание.
В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под
которой во многих местах виднелись края, изрезанные ножами. Кругом стола было
несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов.
Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них:
прямо под окнами – дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая
колея давно знакомы и милы мне, за дорогой – стриженая липовая аллея, из-за
которой кое-где виднеется плетеный частокол.(учащиеся выполняют работу
самостоятельно).
Учитель. А какой заголовок можно подобрать к данному тексту?
Ученик 1. Вид из окна.
Ученик 2. Милый сердцу пейзаж.
Учитель. Ребята, какой тип текста представлен в данном отрывке?
Ученик. Я думаю, перед нами текст-описание, так как здесь преобладают
прилагательные и причастия, которые характеризуют описание комнаты и вида из
окна этой комнаты. Они делают текст более выразительным и ярким.
Учитель. Переходим к следующему этапу урока – “Цифровой диктант”,
где каждый в течение 2 минут самостоятельно выполнит эту работу. Цифровой
диктант на тему: “Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени”.
(Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН).
(Взаимопроверка: ученики проверяют работу друг у друга. На доске – критерии
оценивания работы: “5” – 1 ошибка, “4” – 2-3 ошибки, “3” – 4-6 ошибок, “2” –
больше 6 ошибок)
“5” – сочинить лингвистическую сказку о причастиях;
“4” – доработать сочинения;
“3” – упражнение 102
КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Задание 1. Запишите рядом с
полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный – ребенок румян,
девочка румяна, дитя румяно.
Несравненный, единый, ценный,
революционный, пустынный, современный.
Задание 2. Объясните написание
слов с помощью прилагательных, от которых они
образованы.
Образец: масленица – масленый
(блин).
Непринужденность, бешено,
бесцеремонность, жизненно, доверенность,
гостиница, ветрено, лиственница,
карманник, таможенник, родственник.
№ 2
Задание 1. Вставьте н и нн,
выделите суффиксы.
Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис,
земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое
предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый
оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа,
цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
Задание 2. Образуйте от данных
прилагательных их краткую форму в женском роде.
Неожиданный, священный, ветреный,
пустынный, длинный, румяный, юный, искусный,
раненый, образованный, искусственный.
№ 3
Задание 1. Замените данные
словосочетания синонимичными выражениями,
выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционное
время.
Командир дивизии, автобус для
экскурсии, треугольник с равными сторонами,
комиссар батальона, азарт дискуссии, знак
пунктуации, сбор по традиции, день с ветром,
институт информации.
Задание 2. Объясните написание н
и нн по образцу.
Образец: копченость – копченый.
Смышленость, воспитанник,
мудреность, масленица, избранник,
туманность, путаница, запутанность,
ремесленник, юность.
№ 4
Задание 1. Превратите причастия
в прилагательные.
Образец: печенная в золе рыба – печеная
рыба, позолоченное кольцо – золоченое
кольцо.
Квашенная в бочке капуста, побеленный
потолок, растопленное масло, груженная
лесом баржа, вымо-щенная улица, раненный в
руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное
поле, посаженные детьми кусты.
Задание 2. От данных слов
образуйте наречия с помощью суффикса -о-.
Бешеный, самонадеянный,
торжественный, масленый, ветреный, буйный,
безымянный, безветренный, организованный,
продуманный, неслыханный.
Задание 1. Образуйте краткую
форму, выделите орфограмму.
Спутанные волосы, рассыпанные бусы,
перекрашенные чулки, художественные
произведения, многочисленные огни, стриженые
волосы, данные слова, юные существа, образованные
юноши, сосредоточенные лица.
Задание 2. Превратите
прилагательные в страдательные причастия,
добавив либо зависимое слово, либо приставку.
Моченые яблоки, раненая птица,
стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба,
нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.
№ 6
Задание 1. Вставьте н
или нн, объяснив свой выбор.
Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под
икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты;
улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые
туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые
волосы; смышле_ые дети.
Задание 2. Запишите все
исключения по теме «Н и нн в
прилагательных».
№ 7
Задание 1. Образуйте от данных
глаголов краткие причастия и наречия, составьте
словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутана,
говорить запутанно.
Организовать, сосредоточить, оживить,
заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить,
рассеять, взволновать, осудить.
Задание 2. Подчеркните слова с
суффиксом -онн-.
Сезонный, редакционный, бездонный,
композиционный, революционный, бульонный,
законный, бессонный, неугомонный, комиссионный,
наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный,
бетонный, реакционный, операционный.
№ 8
Задание 1. Объясните написание
следующих слов (покажите графически).
Кошеный луг – нескошенный луг
крашеное изделие – давно не крашенный
забор
плетенная умельцем корзина – корзина не
сплетена
купленный хлеб – раненый солдат
данный пример – тканый узор
полусожженная рукопись – полувяленая
рыба
мороженое мясо – незамороженная ягода
Задание 2. Запишите
слова-исключения по теме «Н и нн в
причастиях и отглагольных прилагательных».
№ 9
Задание 1. Образуйте
прилагательные от существительных и глаголов,
данных в скобках, запишите с ними словосочетания,
объясните графически н или нн.
(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой
человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер,
(вдохновение) музыка, (газифицировать) район,
(пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена)
фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия)
медсанбат, (не ждать) визит.
Задание 2. Объясните написание н
или нн.
Решения обдуманны (верны) – все
ходы обдуманы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленны
(решительны)
Бумаги направлены в суд – двигаться направленно
№ 10
Задание 1. Образуйте от
глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – беленый, давно не беленные
стены.
Квасить, косить, мостить, плавить,
студить, топить, учить.
Задание 2. Объясните написание
по образцу: тканный золотом платок (есть
зависимое слово).
Спрятанное мороженое, запутанное
дело, путаная история, юный шахматист,
история запутанна, нерешенная задача,
нетканый материал, золоченая нить.
неразгаданная тайна, слоеный пирог,
кипяченая вода.
№ 11
Задание 1. Вставьте пропущенные
буквы, распределите в две колонки с н и нн.
Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес,
квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка,
выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы,
смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце
грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода,
поране_ый палец, жела_ый день.
Задание 2. Рядом с полными
причастиями и прилагательными запишите краткие.
Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –
№ 12
Задание 1. Спишите, вставляя
буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны;
кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли
организова_о; озабоче_ы состоянием больного;
огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о;
подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы;
неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый
хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые
полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите
предложения или словосочетания со словами:
воспитаны – воспитанны,
изолированы – изолированны, спаяны –
спаянны, рассеяны – рассеянны, сдержаны
– сдержанны.
Контрольный словарный диктант
Зеленый лес, масляный двигатель,
масленый блин, оловянный солдатик, рдяный
рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный
успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный
– изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный
успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный
рассвет, неслыханная весть, медленный ход,
невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый
малец, полувяленая рыба, долгожданный визит,
кожаный плащ, свежевыкрашенный забор,
легковерный зверь, ветряная мельница,
беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная
линия, кипяченая вода, замечание ценно,
искусственный мед, печеное яблоко, недоеные
коровы, сеченные градом поля, названый брат,
раненные в грудь, странный случай, целинный
урожай, недлинная история, миллионный житель,
истинные ценности, валяная обувь, стреляный
воробей, подлинная истина, дети рассеянны и
невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно
шафраном, румяная именинница, полынные заросли,
отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце,
государственные таможенники, чеканный шаг,
рваная рана.