Внешние параметры диссертации. подготовка автореферата
Успех защиты диссертации определяется не только качеством ее содержания. Немалую роль играют здесь и «внешние данные», прежде всего — композиционное построение, уровень научного аппарата, стилистические достоинства.
В данном разделе мы дадим характеристику внешних параметров диссертации с позиции как нормативного подхода, так и профессионального многолетнего опыта по оформлению научных работ. Итак, поговорим о нормативах, отражающих структурную композицию материалов диссертации.
Содержательная часть диссертационной работы начинается с введения. Этот раздел текста попадает под особый прицел оппонентов. Во введении автор дает, по сути, оценку своей работы, обозначает наиболее важные позитивные итоги.
Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Диссертанту следует привести аргументы, свидетельствующие в пользу значимости рассматриваемой проблемы. Актуальность должна быть обоснована по одному или нескольким из возможных параметров — для экономики страны, для интеграционных объединений, для функционирования международных и национальных рынков, промышленных комплексов и предприятий, для внешнеэкономических связей России. Однако даже в тех случаях, когда исследуются сугубо международные проблемы стран, рынков, деятельности транснациональных компаний и пр., должна быть показана значимость результатов исследования для России.
В продолжение темы актуальности работы отметим, что во многих диссертациях введение содержит еще одну часть — «степень изученности и разработанности проблемы». Здесь указывается, какие исследователи и по каким направлениям уже работали над обозначенной темой. Обычно диссертант делает вывод о том, что один из аспектов научных исследований по теме еще не получил достаточной разработки и его исследование способствует тому, чтобы заполнить данную научную нишу.
Центральной частью введения является формулировка цели и задач диссертационного исследования. Определение цели показывает обозначенный автором ориентир на решение указанной в диссертации проблемы. Диссертанту следует помнить, что цель должна быть единственной и конкретной. Желательно, чтобы изложение поставленной в работе цели было предельно емким (не более 10—12 слов).
Реализация поставленной в диссертации цели требует решения определенного ряда задач: аналитических, теоретических, методических, практических. Задачам следует давать конкретные формулировки. Нельзя говорить, что одной из задач является «…изучение… или исследование…», поскольку само по себе изучение есть начальный этап любого познания.
Следующий содержательный блок вводной части — характеристика объекта и предмета исследования, т.е. тех процесса, явления, области научных изысканий, в пределах которых автор выполняет научную работу.
Объектами анализа могут быть закономерности, виды деятельности, связанные с проблемой, сформулированной автором. Предмет изучения — тот элемент объекта, который непосредственно исследуется в диссертации. Один и тот же объект может быть исследован с различных сторон, т.е. стать предметом различных научных изысканий. Обычно именно предмет исследования находит свое отражение в названии диссертации.
После определения объекта и предмета исследования автор приводит раздел «Теоретическая и методологическая база (основа) исследования». В этом блоке дается обзор того, что явилось информационной и методологической базой исследования.
Наиболее важным элементом во введении следует считать формулировку автором своего вклада в пауку, что фиксируется в разделе «Научная новизна». Хорошо лексически выстроенный подбор фраз должен отразить всю полноту научного результата.
Далее следует указать практическую значимость результатов исследования. Здесь принято обозначать, в каких областях научной, практической деятельности и каким образом (в какой форме) могут быть использованы результаты диссертационного исследования. Например, теоретические и методические разработки стоит рекомендовать научным учреждениям и вузам, положения о мерах регулирования — государственным и правительственным органам, выкладки о формах и видах деятельности — хозяйствующим субъектам. Важно, чтобы рекомендации были конкретными и носили адресный характер.
Раздел «Реализация и апробация работы» показывает некоторые результаты, которые уже достигнуты соискателем. Если некоторые из научных проработок уже реализованы, то автор указывает, где (в каких учреждениях, организациях, фирмах и др.) и какие его разработки уже применяются или приняты для использования. Объектом внедрения может быть учебный процесс в вузах в рамках определенных дисциплин, что обычно подтверждается соответствующими актами и справками. Апробация работы предусматривает, что ее результаты стали достоянием профессиональной (отраслевой) или научной общественности. Диссертанту следует пояснить, когда и на каких конференциях, симпозиумах и семинарах он делал доклады или представлял свои научные материалы.
В разделе «Публикации» указывается информация о количестве и объеме опубликованных работ. Сведения по объему публикаций в случае наличия совместных изданий приводятся в расчете па авторскую долю (без соавторства).
И наконец, в последнем разделе введения сообщаются данные о структуре и объеме работы. Следует указать количество глав, страниц (в основной части диссертации), приложений, использованных источников.
Необходимо избегать устаревшего метода (своего рода рудимента советской эпохи) — фраз, составленных по типу «в третьем параграфе второй главы содержится…».
Основная часть диссертационной работы всегда сугубо индивидуальна. Поэтому воздержимся от рекомендаций по ее формированию и написанию.
Заключение, наравне с введением, является индикатором качества диссертации. Этот раздел тщательно изучают и оценивают рецензенты, официальные оппоненты и эксперты ведущей организации. Часто по нему судят обо всей работе. Типичной ошибкой многих соискателей является написание заключения в виде аннотации, где приводится краткое содержание работы. На самом деле заключение должны составлять выводы и предложения. Из его содержания должно быть ясно, что диссертант смог достичь заявленной цели исследования. Каждый вывод или каждое предложение должны отражать вклад соискателя в пауку или практику.
Список использованных источников является разделом работы, расположенным за пределами основного содержания диссертации. Диссертанту следует помнить, что в списке источников должны присутствовать и его собственные работы, опубликованные по теме исследования. Оппоненты и члены ВАК обращают па библиографию пристальное внимание. Обзор списка показывает, насколько автор осведомлен о наличии новейших публикаций по своей теме как российских экономистов, так и зарубежных.
Приложения не всегда присутствуют в диссертационных работах. Как правило, в них содержатся данные, иллюстрирующие и дополняющие основной текст: большие таблицы, диаграммы со статистическими показателями; некоторые расчетные модели; опросные анкеты; нормативные акты или извлечения из них и др. Приложения оформляются таким же образом, как и основная часть работы. Все приложения должны иметь ссылки на источники.
Расскажем теперь о нормативах компьютерного набора текста.
Рукопись работы должна быть набрана на компьютере. Ее текст распечатывается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4. Размер кегля (шрифта) для текста диссертации — 14. Поля текста: левое — 30 мм, правое— 10—13 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм. Лучший шрифт для печати — Times New Roman, интервал — 1,5.
Для таблиц и сносок эффективнее использовать кегль 12 , интервал 1. В этом случае таблицы выглядят более компактно и легче воспринимаются читателем.
Рукопись печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются всякого рода текстовые и (или) табличные, иллюстративные вставки на обороте листов или дополнительных листах. Все страницы нумеруются, начиная со страницы, следующей за титульным листом. Первой, обозначаемой номером страницей (с порядковым номером 2) является оглавление диссертации. Цифры, обозначающие номер страницы, ставятся в середине ее верхнего поля.
Диссертация начинается с титульного листа, оформление которого строго регламентировано. Каждый новый раздел диссертации (оглавление, введение, главы, заключение, список использованных источников и приложения) начинается с новой страницы и распечатывается большими (прописными) буквами. Названия же параграфов следуют по тексту без переноса па новую страницу.
В оглавлении названия основных разделов диссертации набираются большими (прописными) буквами, а параграфов — маленькими (строчными). Если некоторые параграфы имеют дальнейшую разбивку, то названия их частей в оглавление не выносятся. Названия глав, параграфов и приложений могут содержать сокращения, в случае если они являются общепринятыми. В конце каждого названия не принято ставить точку.
Расстояние между названиями главы и параграфа равно одной строке при интервале 1,5. Такое же расстояние должно быть между названием параграфа и текстом или названием подпараграфа, если подобное дробление в нем имеет место. Название параграфа следует за названием главы.
Не приветствуются какие-либо способы выделения как заголовков работы, так и ее текста (курсивом, цветом, подчеркиванием, жирным шрифтом и др.). Однако в журнальных, монографических публикациях выделения очень уместны и современны, они способствуют привлечению внимания читателя к наиболее важным мыслям и положениям.
Каждый абзац текста начинается с «красной строки», получаемой отступом от левого края на 1,25 см.
При использовании таблиц, диаграмм, графиков, рисунков следует на каждый такой иллюстративный элемент давать ссылку в тексте. Например: «Данные о динамике объемов внешней торговли России представлены в табл. 1.4.». Или: «Финансовая система государства представляет собой совокупность экономических и организационных элементов, создающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике (схема 3.1)». Ссылки на таблицы и рисунки даются по тексту в сокращенном виде — «табл.» и «рис.». Однако в оформлении таблиц и рисунков эти слова приводятся дифференцированно: «Таблица 1.4», «Схема 3.1», «Рис. 2.3».
Нумерация наглядных материалов в каждой главе индивидуальная. При этом первая цифра в номере таблицы или рисунка обозначает номер главы, в которой находится таблица или рисунок, а вторая — порядковый номер таблицы или рисунка в главе. Также последовательно внутри каждой главы нумеруются формулы.
Термины «Таблица», «Схема» приводятся справа вверху над таблицей или схемой и их названиями. Если же речь идет о рисунке, его термин указывается внизу, под изображением, и выполняется по такому типу: «Рис. 6.2. Модифицированная кривая Филлипса».
Композиция диссертационной работы — мегалекции
Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного произведения, что, прежде всего, находит отражение в его композиции.
Композиция диссертации – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно–сопроводительного аппарата.
Разумеется, нет и не может быть никакого стандарта по выбору композиции диссертационного труда. Каждый автор волен избирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить их внешнее расположение и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла. Традиционно сложилась определенная композиционная структура диссертационного произведения, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение
4. Главы основной части
5. Заключение
6. Библиографический список
7. Приложения
8. Вспомогательные указатели
Титульный лист (приложение 2) является первой страницей диссертационной работы и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения или научной организации. Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
Далее указываются фамилия, имя и отчество диссертанта (в именительном падеже).
В среднем поле дается заглавие диссертационной работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.
Очень краткие названия научных работ (одно – два слова) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В диссертационных работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным.
Не следует допускать в заглавии диссертационной работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о…», «К изучению…», «Материалы к…».
Если соискатель хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.
После заглавия диссертации помещается шифр из номенклатуры специальности магистранта и ученая степень, на соискание которой представляется диссертация.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.
В нижнем поле указываются место выполнения диссертационной работы и год ее написания (без слова «год«).
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки диссертационной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещены на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.
Во введении к диссертации обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.
Таким образом, введение – очень ответственная часть диссертации, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики. Поэтому основные части введения к диссертации рассмотрим более подробно.
Актуальность – обязательное требование к любой диссертации. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство диссертанта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.
Поскольку магистерская диссертация обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно диссертанту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме диссертации, должны быть названы и критически оценены.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Обязательным элементом введения диссертационной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру диссертационной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
В главах основной части диссертационной работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение диссертанта сжато, логично и аргументированно излагать материал, изложение и оформление которого должны соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Третья часть диссертационной работы представляет собой заключение. Как и всякое заключение, эта часть диссертации выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты диссертации.
Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие возникают новые научные задачи в связи с проведением диссертационного исследования.
Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня диссертации, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.
В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.
Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично диссертантом и внедренных на производстве.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самостоятельную творческую работу диссертанта.
Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте диссертационной работы.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации, помещают в приложениях.
Диссертацию желательно снабжать вспомогательными указателями, которые помещаются после приложений или на их месте, если последние отсутствуют.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
§
Наименование элементов | Интенсивность отказов на 106 ч | ||
максимальное значение | среднее значение | минимальное значение | |
Адаптеры волноводов | 9,31 | 3,475 | 0,139 |
Аккумуляторы | 19,3 | 7,2 | 0,40 |
Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в диссертации. Слово «таблица» пишется с прописной буквы (например, Таблица 5).
Если в диссертации одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например: «По данным таблицы.. «, «Согласно результатам анализа (см. таблицу)… «.
Если в диссертации две таблицы и более, то они должны быть пронумерованы и на каждую необходима ссылка в тексте. Слово «таблица» в этом случае приводят в сокращенном виде, например: «Данные анализа (табл. 5) показывают, что…«.
В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавлять общепринятое сокращение от слова «смотри» – «см.«, например: «Повторный анализ (см. табл. 5) свидетельствует, что…«.
Тематический заголовок определяет содержание таблицы и употребляется в случае необходимости ее использования без обращения к тексту. Такой заголовок, как и нумерационный, пишется с прописной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформулировать таким образом, чтобы не дублировался тематический заголовок, в котором следует избегать употребления следующих слов: значение, величина, расчет, зависимость.
Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.
Не допускается помещать в текст диссертации без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.
При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 5» (если таблица на этой странице не заканчивается) или «Окончание таблицы 5» (если таблица на этой странице заканчивается). Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Пример 2
Таблица 6
Разностные векторы и нормали к элементарным граням при полюсе и опорном векторе
Пример 3
Продолжение таблицы 6
В диссертационных работах очень часто применяют упрощенные таблицы-выводы. Вывод, как правило, содержит боковики, отточия и одну или две графы (столбцы). Вывод приводят без заголовка, если он является непосредственным продолжением излагаемого материала и грамматически связан с вводной фразой текста; с заголовком, если вывод имеет самостоятельное значение.
4.3.3. Представление отдельных видов текстового материала
Иллюстрировать диссертации необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстрации случайных, связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации.
Все иллюстрации в диссертации должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в диссертации.
Не следует оформлять ссылки как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией, и где читателя нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рис. 3)«, либо в виде оборота типа: «…как это видно на рис. 3«.
Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.
Основными видами иллюстративного материала в диссертациях являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.
Чертеж – основной вид иллюстраций в инженерных диссертациях. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов.
Чертеж в диссертации не является рабочим чертежом, по которому изготовляется деталь или агрегат. Это, прежде всего, иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для понимания конструкции объекта либо характера его действия или устройства.
Названия узлов и деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо, по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.
Разрезы и сечения на чертежах, а также стрелки, указывающие расположения проекций, обозначают буквами русского алфавита. При этом слова «Сечение» и «Разрез» не пишут.
Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих отраслях науки и техники фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т.п.).
В некоторых случаях в диссертациях оправданы ранее опубликованные фотографии. Приведение подобных фотографий может быть оправдано лишь при хорошо выполненной оригинальной съемке с натуры в естественной обстановке. Вполне закономерна также иллюстрация диссертации оригинальными фотографиями в качестве доказательства существования чего-либо в определенном месте. В таких случаях снимок делается с документирующим фоном.
К фотографии в диссертации помимо чисто технических требований (четкость изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются еще требования особого рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к определенному подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее требование соответствия конкретизируется функцией, которую несет изображение.
Иногда на фотоснимке в диссертации желательно иметь изображение человека. Это оживляет снимок, делает его более документальным. Одновременно фигура человека рядом с машиной может служить своеобразным масштабом, помогая показать размеры объекта съемки. Но изображение человека не должно отвлекать внимание от данного объекта. Поэтому в этом смысле более предпочтительны снимки, где человек изображен не в центре фотографии. Если он должен по характеру съемки находиться в центре изображаемого, то желательно, чтобы черты его лица не просматривались на снимке или показать его со стороны спины (пульт управления, станок и т.п.).
При помощи фотоснимков не всегда можно выявить скрытые формы отдельных машин и механизмов, выделить некоторые наиболее важные их особенности, а также показать течение многих технологических процессов. От этих недостатков свободны технические рисунки, т.е. иллюстрации, которые выполнены с использованием художественно-графических приемов и средств.
Технические рисунки используются в диссертационных работах, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в аксонометрической проекции, что позволяет наиболее просто и доступно изобразить предмет. Несмотря на свою простоту, технический рисунок обладает широкими познавательными возможностями.
С помощью технического рисунка можно с большой степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов. Он помогает легко устранить все ненужное, мешающее понять суть дела и выделить основные части изображаемого, показать механизм или его деталь в разрезе. Особенно полезен технический рисунок, когда требуется показать монтаж устройства или отдельные детали его узлов.
Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.
На схемах различных устройств вся измерительная и коммуникационная аппаратура: электрические, электронные, кинематические, тепловые и другие виды приборов и механизмов – должна быть изображена с использованием обозначений, установленных соответствующими стандартами.
На схемах всех видов должна быть выдержана толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина линий их связей.
Сложные кинематические схемы различных механизмов машин с большим количеством перекрывающих друг друга деталей рекомендуется изображать в аксонометрии так, чтобы отчетливо были видны все детали и их связи.
В некоторых диссертациях пространственные схемы различных систем изображаются в виде прямоугольников с простыми связями–линиями. Такие схемы обычно называют блок-схемами. Однако для большей ясности и наглядности при вычерчивании блок-схем нужно стремиться к натурному изображению приборов и аппаратов, выдерживая примерно их размеры. При таком способе изображения схем отпадает необходимость включения в рукопись отдельных рисунков с изображением приборов и аппаратов, являющихся частью схемы.
Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядности изображения и анализа массовых данных.
В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В диссертациях наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных – столбиковые (ленточные) и секторные.
Для построения линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси ординат – показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. На линейные диаграммы одновременно можно наносить ряд показателей.
На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.
При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальном – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.
Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:
— общий заголовок графика;
— словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;
— оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;
— числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.
Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Можно при вычерчивании графиков вместо сетки по осям короткими рисками наносить масштаб. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Исключение составляют графики, ось абсцисс или ось ординат которых служит общей шкалой для двух величин. В таких случаях цифровые значения масштаба для второй величины часто пишут внутри рамки графика или проводят вторую шкалу (в случае другого масштаба). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.
На координатной оси этот множитель следует либо указывать при буквенном обозначении величины, откладываемой по оси, либо вводить в размерность этой величины.
По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.
Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.
4.3.4. Общие правила написания формул, символов и оформления экспликаций
Формула – это комбинация математических или химических знаков, выражающих какое–либо предложение.
Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк в подбор. В подбор рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.
Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.
Нумерация формул также требует знания некоторых особенностей ее оформления. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.
Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Номер, не умещающийся в строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы. Номер при переносе формулы должен быть на уровне последней строки. Номер формулы в рамке находится вне рамки в правом краю против основной строки формулы. Номер формулы-дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.
Нумерация небольших формул, составляющих единую группу, делается на одной строке и объединяется одним номером.
Нумерация группы формул, расположенных на отдельных строках и объединенных фигурной скобкой (парантезом), производится справа. Острие парантеза находится в середине группы формул по высоте и обращено в сторону номера, помещаемого против острия парантеза в правом крае страницы.
Формулы – разновидности приведенной ранее основной формулы – допускается нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой. Например: «(14а)», «(14б)».
Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значения и приводимые лишь для вывода основных формул, нумеруют либо строчными буквами русского алфавита, которые пишут прямым шрифтом в круглых скобках, либо звездочками в круглых скобках. Например: (а), (б), (в), (*), (**), (***).
Сквозная нумерация формул применяется в небольших работах, где нумеруется ограниченное число наиболее важных формул. Такую же нумерацию можно использовать и в более объемных работах, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылок на формулы из других глав.
Рассмотрим теперь оформление ссылок на номера формул в тексте. При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (3.7)«; «из уравнения (5.1) вытекает…«.
Если ссылка на номер формулы находится внутри выражения, заключенного в круглые скобки, то их рекомендуется заменять квадратными скобками. Например: «Используя выражение для дивергенции [см. формулу (14.3)], получаем…«.
Следует знать и правила пунктуации в тексте с формулами. Общее правило здесь таково: формула включается в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.
Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации: 1) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово; 2) этого требует построение текста, предшествующего формуле.
Знаки препинания между формулами, следующими одна за другой и не разделенными текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулами до их номера.
Знаки препинания между формулами при парантезе ставят внутри парантеза. После таких громоздких математических выражений, как определители и матрицы, допускается знаки препинания не ставить.
Символ – это условное обозначение, во-первых, математических и физических величин, во-вторых, единиц измерения величин и, в-третьих, математических знаков. В качестве символов используются буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы.
Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавитов, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа вверху или внизу. Однако верхние индексы используются крайне редко, так как это место расположения степени. Не допускается применение одновременно и верхнего, и нижнего индексов.
При использовании символов и индексов необходимо соблюдать следующие требования.
1. Одна и та же величина в тексте всей диссертации должна быть обозначена одинаково.
2. Символы и индексы физических величин и их единиц измерения должны соответствовать СТ СЭВ 1052–78.
3. Буквенные индексы должны соответствовать начальным или наиболее характерным буквам наименования понятия или величины, на связь с которыми указывает индекс (например, Кр – константа равновесия).
4. Индекс 0 (ноль) необходимо использовать только в случаях, указывающих на начальные или исходные показатели.
Экспликация – это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:
1) размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой;
2) начинаться со слова «где«;
3) символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а затем – знаменатель;
4) должна включать все символы из формулы или группы формул, после которых экспликация расположена.
Знаки препинания расставляются в экспликации следующим образом:
1) между символом в расшифровке ставят тире;
2) внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой;
3) после расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой;
4) в конце последней расшифровки ставят точку.
Например:
,
где – надежность рассматриваемой резервированной группы;
– надежность основного элемента «0»;
=
– вероятность гипотезы отказа основного элемента «0» на отрезке времени
;
– вероятность безотказной работы резервного элемента «1» к моменту
при условии, что основной элемент «0» отказал в момент времени
.
4.3.5. Оформление библиографического аппарата
Библиографический аппарат в диссертации – это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Кроме того, такой аппарат в определенной мере есть выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности диссертанта в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат диссертации представлен библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1. -2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Рассмотрим вначале оформление библиографического списка, который иногда неверно называют литературой.
Библиографический список – элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей диссертации, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.
Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п. Благодаря этому можно избежать повторных проверок, вставок пропущенных сведений.
В диссертационных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы диссертантом. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.
В диссертациях по техническим наукам обычно приводится как дополнительный список перечень авторских свидетельств и патентов, на которые есть ссылки в основном тексте.
В диссертациях используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, тематике, видам изданий, характеру содержания, списки смешанного построения.
Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке диссертации.
Принцип расположения в списке библиографических описаний источников – «слово за словом».
Записи рекомендуется располагать:
1) при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.;
2) при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий;
3) при авторах–однофамильцах – по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим);
4) при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими, – по алфавиту фамилий соавторов.
При алфавитном способе расположения библиографических описаний источников их список обычно не нумеруют. Связь библиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилии автора и года издания.
Библиографический список по хронологии публикаций целесообразен в диссертации, когда основная задача списка – отразить развитие научной идеи или иной мысли. Принцип расположения описаний здесь – по году издания.
В сложных случаях описания располагают:
1) описания под одним годом издания – по алфавиту фамилий авторов и основных заглавий (при описании под заглавием);
2) описания на других языках, чем язык диссертации, – под своим годом издания после описания на языке диссертации в алфавите названий языков;
3) описание книг и статей – под своим годом издания, но в пределах одного года обычно сначала книги, потом статьи;
4) описание книг, созданных самостоятельно и в соавторстве, – в списке книг одного автора (персоналии) под одним годом сначала самостоятельно созданные, затем – в соавторстве.
Форма связи записей с основным текстом здесь – по номерам записей в списке. Такие номера обычно заключают в квадратные скобки. Цифры в них показывают, под каким номером следует в списке литературы искать нужный источник.
Если в расположенных подряд библиографических описаниях совпадают сведения, то во втором и последующих описаниях их заменяют словами «то же» и т.п.
Библиографический список, построенный тематически, применяется, когда необходимо отразить большое число библиографических описаний. Такое построение позволяет быстро навести справку о книге на одну из тем, в то время как при алфавитном или хронологическом построении для этого пришлось бы прочитывать весь список, отыскивая книги на нужную тему.
Расположение описаний в таком списке может быть различным:
1) по темам глав произведений с выделением в отдельную рубрику общих работ, охватывающих все или значительную часть тем;
2) по рубрикам того или иного раздела тематической классификации литературы, который соответствует общей теме диссертации.
В тематическом библиографическом списке расположение описаний внутри рубрик может быть:
1) по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием);
2) по характеру содержания (от общих по содержанию источников к частным);
3) по виду издания и алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий.
Связь описания с основным текстом осуществляется по номерам записей в списке.
Библиографический список по видам изданий используется в диссертациях для систематизации тематически однородной литературы. При составлении таких списков обычно выделяются следующие группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, справочные и др. Их порядок и состав определяются назначением списка и содержанием его записей.
Принцип расположения описаний внутри рубрик здесь такой же, как и в списке, построенном по тематическому принципу, а форма связи описания с основным текстом – по их номерам в списке.
Библиографический список, построенный по характеру содержания описанных в нем источников, применяется в диссертациях с небольшим объемом использованной литературы. Порядок расположения основных групп записей здесь таков: сначала общие или основополагающие работы, размещаемые внутри по одному из принципов (от простых к сложным, от классических к современным, от современных к исторически важным, от отечественных к зарубежным и т.н.), затем источники более частные, конкретного характера, располагаемые внутри либо как составные части общей темы диссертации, либо по ее более частным вопросам. Связь описаний с основным текстом оформляется по номерам описаний в списке.
В диссертациях довольно часто встречаются библиографические списки смешанного построения, когда внутри главных разделов списка применяются другие виды построения. Например: внутри алфавитно–хронологический (для работ одного автора), внутри списка по видам изданий, по алфавиту, или по характеру содержания, или по тематике. Возможны и другие сочетания видов и подвидов построения, которые определяются целевым и читательским назначением списка, а также особенностями его построения.
Ниже приведены примеры библиографического описанияразличных видов произведений печати.
Книги
одного, двух, трех авторов
Flanaut, J. Les elements des terres rares / J. Flanaut. – Paris: Masson, 1964. – 165 p.
Гришин, Ю.П. Радиотехнические системы: учебник для вузов по специальности «Радиотехника» / Ю.П. Гришин, В.П. Ипатов, Ю.М. Казаринов; под ред. Ю.М. Казаринова. – М.: Высш.школа, 1990. – 118 с.
Книги
четырех и более авторов, а также сборники статей
Комплекснозначные и гиперкомплексные системы в задачах обработки многомерных сигналов / Я.А. Фурман, А.В.Кревецкий, А.А.Роженцов и др.; под ред. Я.А. Фурмана. – М.: Физматлит, 2004. – 456 с.
Khafizov, R.G. Recognition of spatial image by means of form / Khafizov, R.G. // 8th International Conference “Pattern Recognition and Image Analysis: New Information Technologies” (PRIA-8-2007): Conference Proceedings, Yoshkar-Ola, the Russian Federation, october 8-12, 2007 y. – Yoshkar-Ola: MarSTU, 2007. – Pp. 146-149.
Статьи из журналов и газет
Фурман, Я.А. Распознавание групповых точечных объектов с неупорядоченными отметками / Я.А. Фурман, А.А. Роженцов, А.О. Евдокимов // Автометрия. – 2005. – Т.41, №1. – С.19-28.
Стандарты
ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.: ил.
Сборник стандартов
Система стандартов безопасности труда: сборник. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 102 с.
Патентные документы
Приемопередающее устройство: пат. 2187888 Рос. Федерация: МПК7 H 04 В 1/38, Н 04 J 13/00 / Чугаева В. И.; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-ислед. ин-т связи. – № 2000131736/09; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с.: ил.
Депонированные научные работы
Разумовский, В. А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В. А. Разумовский, Д. А. Андреев; Ин-т экономики города. – М., 2002. – 210 с.: схемы. – Библиогр.: с. 208–209. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, № 139876.
Отчеты о научно-исследовательской работе
Теория потенциальной помехоустойчивости распознавания изображений (итоговый) / МарГТУ; рук. Роженцов А.А.; исполн.: Евдокимов А.О. [и др.]. – Йошкар-Ола, 2007. – 75 с. – Библиогр.: с. 72-74. – № ГР 01840051145. – Инв. № 2006-59/ГК-2.
Диссертации
Роженцов, А. А. Синтез и анализ систем распознавания изображений групповых точечных объектов с оценкой их потенциальной помехоустойчивости: дис. … д-р. техн. наук / Роженцов Алексей Аркадьевич. – М., 2008. – 324 с.
Автореферат диссертации
Смирнова, Г.И. Дидактические условия развития системообразующих компетенций студентов радиотехнических специальностей: автореф. дис…канд.пед.наук / Г.И. Смирнова. – Казань, 2006. – 21с.
Рассмотрим теперь правила оформления библиографических ссылок. Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.
При оформлении таких ссылок допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников.
При включении элементов описания в синтаксический строй основного текста соблюдаются правила оформления текста, а не библиографического описания, в частности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сериальных изданий пишут в кавычках), при расположении инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними).
Между областями описания знак «точка и тире» можно заменять точкой: допускается использование формы краткого описания.
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по«, либо «Цит. по кн.«, или «Цит. по ст.«.
Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами «См.«, «См. об этом«.
Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например«, «См. в частности«.
Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также«. Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют: «Ср.:«. Если работа, указанная в ссылке, более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут «Об этом подробнее см.«.
По месту расположения относительно основного текста диссертации библиографические ссылки бывают:
1) внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста;
2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы;
3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.
Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст диссертации так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например: Эта сторона математической логики так характеризуется в книге Д.Гильберта и Ваккермана «Основы теоретической логики» (М., 1947): «Логические связи, которые существуют между суждениями, понятиями и т.д., находят свое выражение в формулах, толкование которых свободно от неясностей, какие легко могли бы возникнуть при словесном выражении» (С. 17).
Подстрочные ссылки на источники используют в тексте диссертации, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справки.
В тех случаях, когда диссертант приводит ссылки в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
§
Защита магистерской диссертации происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии. Такая комиссия состоит из экзаменационных комиссий по приему итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, приему итогового междисциплинарного экзамена по направлению (специальности), а также защите выпускных квалификационных работ в соответствии с перечнем аттестационных испытаний, включаемых в состав итоговой государственной аттестации по конкретной образовательной программе.
Защита магистерской диссертации происходит публично. Она носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации.
Заседание Государственной аттестационной комиссии начинается с того, что председательствующий объявляет о защите диссертации, указывая ее название, фамилию, имя и отчество ее автора, а также докладывает о наличии необходимых в деле документов и кратко характеризует «учебную биографию» магистранта (его успеваемость, наличие текстов публикаций (если они имеются), а также выступлений на тему диссертации на заседаниях научных обществ, научных кружков и т.п.). Далее председательствующий предоставляет слово научному руководителю магистранта. В своем выступлении научный руководитель раскрывает отношение магистранта к работе над диссертацией, а также затрагивает другие вопросы, касающиеся его личности. При отсутствии на заседании Государственной аттестационной комиссии научного руководителя магистранта председательствующий зачитывает его письменное заключение на выполненную диссертационную работу.
Затем слово для сообщения основных результатов научного исследования предоставляется самому магистранту. Свое выступление он строит на основе заранее подготовленных тезисов доклада, призванных показать его высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно изложить основные научные результаты проведенного исследования.
Знакомя членов Государственной аттестационной комиссии и всех присутствующих в зале с текстом своего доклада, магистрант должен сосредоточить основное внимание на главных итогах проведенного исследования, новых теоретических и прикладных положениях, которые им лично разработаны. При необходимости следует делать ссылки на дополнительно подготовленные чертежи, таблицы и графики. Возможно также использование специально подготовленных слайдов, кино– и видеороликов, плакатов и т.п. Все материалы, выносимые на схемы и чертежи, должны оформляться так, чтобы магистрант мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в зале.
Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или пересказа) и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты, имеет смысл сообщить некоторые правила публичного выступления. Особенно важно, чтобы речь магистранта была ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Это вовсе не значит, что доклад готовится в какой–то упрощенной форме, учитывая, что состав Государственной аттестационной комиссии представлен учеными различных специальностей, которые иногда весьма далеки от тематики защищаемой диссертации. Наоборот, магистрант должен поставить себе задачу сделать доклад строго научным, хорошо аргументированным по содержанию. Тогда он будет понятен широкой аудитории специалистов.
Речь магистранта должна быть не только ясной и уверенной, но и выразительной, что зависит от темпа, громкости и интонации. Если он говорит торопливо, проглатывая окончания слов, или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям. Известная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению к нему со стороны членов Государственной аттестационной комиссии, а также всех присутствующих на защите.
Магистрант делает свой доклад, стоя на трибуне, обращая внимание при помощи указки на какие-либо объекты, изображаемые на плакатах или рисунках. В нужных случаях он сходит с трибуны, чтобы написать какие-либо формулы на доске, объяснить особенности экспоната или в других случаях. Неприглядное впечатление оставляет тот, кто во время выступления прохаживается возле стола с членами Государственной аттестационной комиссии. После выступления магистранта председательствующий зачитывает отзыв на выполненную диссертацию официального оппонента и предоставляет слово ее автору для ответа на его замечания и пожелания.
После этого начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. Члены Государственной аттестационной комиссии и лица, приглашенные на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в диссертации, методам исследования, уточнять результаты и процедуру экспериментальной работы и т.п. Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. Магистранту следует проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и записать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.
После окончания дискуссии по желанию магистранта ему может быть предоставлено заключительное слово, после которого можно считать, что основная часть процедуры защиты магистерской диссертации закончена.
На закрытом заседании членов Государственной аттестационной комиссии подводятся итоги защиты и принимается решение об ее оценке. Это решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Затем председатель Государственной аттестационной комиссии объявляет всем присутствующим эту оценку, сообщает, что защитившемуся присуждается академическая степень магистра, и закрывает совещание.
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведении в Российской Федерации результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день, после оформления в установленном порядке предусмотренного процедурой защиты протокола.
Термины и определения
Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного на соискание ученой степени.
Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.
Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Информация:
обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;
реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.
Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) – устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.
Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Историография – научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.
Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Конъюнктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.
Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.
Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.
Научная дисциплина – раздел науки, который на данном уровне ее развития в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.
Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.
Научно-техническое направление научно-исследовательской работы – самостоятельная техническая задача, обеспечивающая в дальнейшем решение проблемы.
Научный доклад – научный документ, содержащий изложение научно–исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Научный отчет – научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.
Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Определение (дефиниция) – один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения – уточнение содержания используемых понятий.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Понятие – мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.
Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме – такова логика постановки вопроса.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:
исследовательская – комплекс родственных тем, исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
научная – совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Суждение – мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка – «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).
Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.
Формула изобретения – описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.
Формула открытия – описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания и правила оформления / Ф.А. Кузин. – М.: МАМАРМЕН, 1993.
2. Кузин, Ф.А. Дипломная работа / Ф.А. Кузин. – М.: МПИ, 1990.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка /С.И.Ожегов. – М.: Русский язык, 1986.
4. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Постановление Госкомвуза России № 42 [принято 10 августа 1993].
5. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 170с.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту:
§
Утверждено постановлением
Государственного комитета Российской
Федерации по высшему образованию
от 10.08.93 № 42
1. Введение магистерской подготовки
1.1. Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
1.2. Магистерская подготовка открывается по направлениям высшего образования, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 07.05.93 № 3 в высших учебных заведениях, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно-исследовательской базой. Лицензия (разрешение) на право подготовки магистров предоставляется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию на основании заключения экспертной комиссии, создаваемой по заявлению учредителя образовательного учреждения.
К заявлению, помимо документов, представляемых в соответствии с Положением о лицензировании на право ведения образовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования, прилагаются решение ученого совета образовательного учреждения с указанием перечня магистерских программ (и аннотаций к ним),предполагаемых к ведению в данном вузе, а также заключение учебно-методического объединения соответствующего профиля о возможности введения магистерской подготовки в данном высшем учебном заведении с характеристикой научно-исследовательской деятельности вуза по направлениям магистерской подготовки.
2. Прием в магистратуру. Финансирование магистерской подготовки.
2.1. Правом обучения по программе магистра обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных профессиональных программ высшего образования и имеющих диплом о высшем образовании.
2.2. Правила приема в магистратуру высшего учебного заведения определяются вузом на основе настоящего Положения и в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26.06. № 597.
2.3. В случаях, когда в магистратуру поступают лица, имеющие диплом бакалавра по соответствующему направлению, условия приема в магистратуру и перечень вступительных контрольных испытаний (экзамены, тестирование, собеседование и др.) устанавливает вуз, которому предоставлено право вести подготовку магистров.
Для лиц, не имеющих диплома бакалавра по соответствующему направлению, устанавливается обязательный экзамен в объеме требований, предъявляемых Госкомвузом России к образованию бакалавра по направлению, соответствующему направлению магистратуры.
2.4. Поступающие в магистратуру представляют следующие документы:
личное заявление на имя ректора с указанием направления магистратуры и названия магистерской программы (специализации);
документ об образовании;
другие документы по перечню, устанавливаемому вузом.
Зачисление для обучения в магистратуре оформляется приказом ректора с указанием направления магистратуры, специализации и научного руководителя студента.
2.5. Финансирование подготовки магистров в государственных высших учебных заведениях осуществляется в порядке, определенном Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров – правительства Российской Федерации от 26.06.93 № 597.
3. Общие требования к магистерской программе
3.1. Магистерская профессиональная образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня, которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Образовательная часть программы должна включать дополнительные главы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также специальные дисциплины. Содержание научно-исследовательской работы студента определяется индивидуальным планом.
3.2. Обучение в магистратуре осуществляется с отрывом или без отрыва от трудовой деятельности. Нормативный срок обучения по магистерским программам III уровня для очной формы обучения составляет 2 года. При обучении без отрыва от трудовой деятельности не допускается сокращение учебного времени, отводимого на освоение соответствующей магистерской программы.
3.3. Обучение в магистратуре по программе третьего уровня осуществляется в соответствии с индивидуальным планом студента под руководством научного руководителя, который должен иметь учебную степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе. В случае выполнения магистерских программ на стыке направлений допускается назначение, помимо научного руководителя, одного или двух научных консультантов.
3.4. Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента. В связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения). Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемая в различных формах. Общее число экзаменов за период времени освоения третьего уровня магистерской программы должно быть не менее шести.
3.5. Методические рекомендации по структуре и содержанию профессиональных образовательных программ магистратуры с указанием примерного перечня экзаменов разрабатываются соответствующими учебно-методическими объединениями.
4. Итоговая аттестация в магистратуре
4.1. В завершающем семестре магистратуры предусматривается защита выпускной работы – магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов, в том числе по направлению высшего образования. Высшим учебным заведением предоставляется право засчитывать результаты выпускных магистерских экзаменов в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по магистерской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума.
4.2. Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, – с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.
4.3. Лицам, полностью выполнившим индивидуальный план по профессиональной программе магистра в вузах, имеющих свидетельство о соответствующей государственной аккредитации и право осуществлять магистерскую подготовку, присуждается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца.
Выпускнику магистратуры выдается также приложение к диплому – выписка из зачетной ведомости с указанием темы магистерской диссертации.
Приложение 2
Оформление титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Марийский государственный технический университет
Кафедра радиотехнических и медико-биологических систем
ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТОЧЕЧНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СЦЕНЫ И ФОРМИРОВАНИЕ
АНАЛИТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Диссертация на соискание степени магистр техники и технологии
по направлению 210300.68 – Радиотехника
Научный руководитель
д-р техн.наук, профессор Фурман Я.А.
Йошкар–Ола
Учебное издание
ФУРМАН Яков Абрамович
ХАФИЗОВ Ринат Гафиятуллович
ЗАРНИЦЫНА Евгения Анатольевна
ОФОРМЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Учебное пособие
Редактор М.И.Шигаева
Компьютерная верстка Е.А.Зарницына
Подписано в печать 30.04.08. Формат 60х
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл.п.л. 3,7. Уч.-изд.л. 2,9
Тираж 50 экз. Заказ № 3817.
Марийский государственный технический университет
424000 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3
Редакционно-издательский центр
Марийского государственного технического университета
424006 Йошкар–Ола, ул. Панфилова, 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: