федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
«Северный
(Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Введение
Тренировочный процесс предусматривает
воспитание моральных и волевых
качеств, а также психологическую
подготовку. Спортсмен (ученик) должен
обладать сильным характером и твердой
волей, вести здоровый образ жизни.
Основными методами в воспитании
моральных качеств являются: разъяснение,
убеждение, одобрение, поощрение и
наказание, а также наглядный
пример. Используя разъяснение и
убеждение, педагог-тренер добивается
четкой ясности в том, что является
нравственным, а что безнравственным.
Выражая одобрение хороших поступков,
он закрепляет в сознании воспитуемого
важность положительных действий. Такие
действия могут отмечаться поощрением
(грамотой, подарком), в котором особенно
нуждаются менее подготовленные
ученики. Однако поощрение не должно
превращаться в захваливание. За нежелательные
поступки следует наказывать — объявить
замечание, выговор, удалить с занятий,
отстранить от соревнований.
Огромное значение в воспитательной
работе имеет личный пример тренера
и учителя, его отношение к
людям, труду, а также дисциплинированность.
Воспитатель должен быть воспитан сам.
От педагога-тренера требуется умение
организовать, занимающийся у него
коллектив, сформировать в нем здоровые
традиции. Это способствует укреплению
дружбы, взаимопониманию, взаимопомощи,
умению подчинять личные интересы интересам
коллектива, помогает искоренять проявления
эгоизма и другие отрицательные
моменты.
В процессе воспитания волевых
качеств основную роль играет преодоление
постепенно возрастающих трудностей в
тренировочных занятиях и соревнованиях.
Это заставляет проявлять настойчивость,
упорство, целеустремленность, волю к
победе, создает уверенность в
своих силах.
Волевые качества проявляются
в строгом соблюдении режима, в
регулярном выполнении утренней зарядки,
аккуратном посещении занятий, самостоятельном
выполнении заданий тренера, в преодолении
трудностей, возникающих на тренировках
и соревнованиях.
Хорошая психологическая
подготовленность — это умение владеть
собой, способность полностью сосредоточиться
на выполняемом упражнении, несмотря
на посторонние раздражители, в любых
условиях осуществлять максимальные усилия
без нарушения координации движений,
не поддаваться отрицательным воздействиям,
быть готовым к борьбе с более
сильными соперниками.
Каждый человек обладает
большими потенциальными возможностями,
которые не проявляются в обычных
условиях. Для их раскрытия нужен
мощный эмоциональный подъем, значительно
усиливающий работоспособность
центральной нервной системы. Такой
подъем и должна создавать правильно
организованная психологическая подготовка,
в которой особое место занимает
морально-волевая.
1.1. Волевые усилия
и их значение в спортивной подготовке
Всякое произвольное действие
требует для своего совершения определённого,
хотя бы минимального, волевого усилия.
Волевые усилия отличаются от мышечных.
Правда, при всяком волевом усилии имеются
какие-то мускульные движения, хотя бы
в зачаточной форме. Но эти движения не
составляют главного в волевом усилии,
для которого характерно состояние внутреннего
напряжения. Волевые усилия всегда носят
сознательный характер, будучи связаны
с более или менее ясным осознанием цели
и ожидаемых результатов действия. Наиболее
отчётливо волевые усилия выступают именно
тогда, когда при совершении волевого
акта мы встречаемся с препятствиями для
его совершения. Интенсивность волевых
усилий прямо пропорциональна затруднениям,
которые при этом приходится преодолевать.
Субъективно волевое усилие
переживается как особое внутреннее
состояние, связанное с преодолением
той или иной трудности. Наличие
трудностей является обязательным, необходимым
условием для проявления волевого усилия.
Когда человек действует, не встречая
даже самых незначительных препятствий,
у него, естественно, отсутствует
внутреннее состояние усилия. Величина,
или степень волевых усилий и
характеризуется теми трудностями,
которые преодолеваются с их помощью. В
спортивной деятельности волевые усилия
могут быть самыми разнообразными по-своему
характеру и степени.
Волевые усилия при
мышечных напряжениях. Выполнение физических упражнений
почти всегда связано с волевыми усилиями.
К этим усилиям спортсмена побуждает необходимость
совершать в процессе физических упражнений
большие или меньшие, но всегда превышающие
обычные мышечные напряжения, совершать
в разнообразных условиях и именно тогда,
когда это надо. Будучи многочисленными
и часто повторяемыми, подобные мышечные
напряжения, даже незначительные по своей
интенсивности, оказывают большое влияние
на формирование способностей спортсмена
к затрате волевых усилий. Вот почему всякое
учебное и тренировочное занятие, требующее
сосредоточения внимания, есть в то же
время и упражнение по воспитанию способности
спортсмена к волевым усилиям. Большое
значение при этом имеет борьба с отвлечением
внимания, когда те или иные внешние раздражения,
чувства или представления стремятся
целиком заполнить собой наше сознание
и тем самым отвлекают нас от выполняемой
работы. Регулируя трудность заданий,
требующих от занимающихся напряжения
внимания, тренер тем самым воспитывает
у них способность к волевым усилиям.
Волевые усилия, связанные
с преодолением утомления и чувства усталости. В этом случае волевые усилия
направляются на преодоление мышечной
инертности, заторможенности, иногда несмотря
на своеобразное ощущение боли в мышцах.
Волевые усилия, связанные
с соблюдением режима, могут быть крайне разнообразными.
Соблюдение режима, особенно в начальном
периоде тренировки, когда ещё не выработалась
привычка к нему, всегда требует значительных
усилий, направленных на то, чтобы заставить
себя приступить к данному виду занятий
точно в установленное время и поддерживать
требуемую интенсивность работы в течение
всего времени, отведённого на это занятие.
Особенностью усилий, связанных с соблюдением
режима, является их относительно
спокойный, в эмоциональном отношении,
характер. Они допускают различные формы
смены занятий и детальную дозировку по
количеству материала, скорости работы,
её продолжительности и пр. Всё это в умелых
руках тренера превращает такого рода
напряжения в прекрасное средство воспитания
способности к волевым усилиям
Волевые усилия, связанные
с преодолением опасности и
риска. Их особенность — сильная эмоциональная
насыщенность, поскольку они направляются
на борьбу с отрицательными эмоциональными
состояниями: страхом, робостью, растерянностью,
смущением и пр.
Морально-волевая подготовка спортсмена
Задача морально-волевой
подготовки состоит в целенаправленном
формировании моральных и волевых качеств,
черт характера спортсмена, которые позволили
бы ему с одной стороны гармонично сочетать
занятия спортом с другими занятиями,
а с другой — успешно реализовать свои
специальные навыки и умения во время
соревнований.
В условиях занятий спортом
постоянно возникают трудности
и проблемы, преодоление и решение
которых закаляет характер, укрепляет
волю. Сама суть спортивного совершенствования
требует не обхода, а сознательного
преодоления большим трудом и
усилием воли возникающих трудностей.
В числе основных волевых качеств
можно выделить целеустремленность,
инициативность, решительность, самообладание,
стойкость, настойчивость и смелость.
Как уже отмечалось, занятия спортом
предоставляют неограниченные возможности
воспитания воли. Например, целеустремленность
и решительность развиваются
в процессе освоения новых упражнений.
Стойкость и настойчивость — результат
регулярного преодоления утомления
при выполнении тренировочных занятий
и в соревнованиях, особенно в
неблагоприятных условиях. Самообладание
воспитывается в обстановке жестокого
соперничества на ответственных
соревнованиях, при необходимости
срочно исправить сделанные ошибки.
Воспитание моральных
качеств заключается
в формировании у спортсмена представлений,
понятий, взглядов и убеждений, навыков
и привычек поведения, соответствующих
принципам общечеловеческой морали; в
развитии чувства патриотизма, преданности
спорту, своему спортивному коллективу.
Среди мероприятий по нравственному воспитанию
спортсменов следует выделить: систематические
беседы на темы воспитания, лекции по истории
спорта, рассказы о жизни замечательных
людей; просмотры кино- и видеофильмов;
чтение литературы; встречи с выдающимися
людьми; вовлечение спортсменов в общественную
работу; укрепление традиций спортивных
коллективов (чествование победителей,
торжественный прием в члены сборной,
празднования дней рождения, посещение
театров, музеев, исторических мест, походы,
поездки за город и т.п.).
Важнейшими задачами волевой
подготовки спортсмена являются: 1) научиться
максимально мобилизоваться для достижения
успеха; 2) научиться управлять своим эмоциональным
состоянием; 3) воспитывать у себя такие
качества, как целеустремленность, решительность
и смелость, настойчивость и упорство,
выдержка и самообладание, самостоятельность
и инициативность.
Морально-волевая подготовка
осуществляется успешно, если процесс
воспитания спортсмена органически
связан с совершенствованием тактико-технического
мастерства, развитием физических качеств
и других сторон подготовки. Практической
основой методики морально-волевой подготовки
в учебно-тренировочном процессе являются:
регулярное приучение к обязательному
выполнению тренировочной программы и
соревновательных установок; систематическое
введение в занятия дополнительных трудностей;
широкое использование соревновательного
метода и создание в процессе тренировки
атмосферы высокой конкуренции.
В процессе воспитания моральных
и волевых качеств применяется широкий
круг методов — убеждение, принуждение,
метод постепенно повышающихся трудностей,
соревновательный метод. Умелое их использование
приучает спортсменов к дисциплине, воспитывает
у них требовательность к себе, настойчивость
и упорство в достижении цели, способность
к преодолению трудностей, уверенность
в своих силах, смелость, решительность,
чувство коллективизма, волю к победе,
способность к предельной мобилизации
сил в условиях тренировочных занятий
и соревнований.
При совершенствовании психических
возможностей спортсмена одним из важных
направлений является снижение уровня
эмоционального возбуждения с целью
улучшения общего баланса нервных
процессов и успокоения легкоатлета.
Здесь могут быть использованы такие приемы,
как словесные воздействия тренера (разъяснение,
убеждение, одобрение, похвала и др.), с
помощью которых снижается эмоциональная
напряженность спортсмена, неуверенность
его в своих силах, уменьшается чрезмерное
чувство ответственности за выступление.
Весьма эффективными являются приемы,
связанные с применением движений и внешних
воздействий, способствующие снижению
уровня возбуждения: произвольная задержка
выразительных движений, свойственных
возбужденному состоянию; произвольная
регуляция дыхания, изменяя интервалы
вдоха и выдоха или задерживая его; последовательное
расслабление основных групп мышц (сидя
или лежа) с применением успокаивающей
автогенной тренировки; чередование напряжения
и расслабления локальных групп мышц;
контроль за собственной мимикой, выражением
лица, моторикой рук и ног и другими внешними
проявлениями и приведение их к уровню,
соответствующему нормальному, спокойному
состоянию; успокаивающие приемы массажа
и самомассажа.