Юридический состав административного правонарушения курсовая работа

Системный анализ правового характера категории «административное правонарушение»

1 Анализ правового регулирования административного правонарушения

1.1 Нормативно-правовая основа административной ответственности

1.2 Юридические элементы состава административного правонарушения

2 Административное правонарушение как основание административной ответственности

2.1 Понятие и основные признаки административного правонарушения

2.2 Виды и классификация административных правонарушений

Актуальность . Административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку протекают во все без исключения сферы и области жизни, управления. Этот вывод четко вырисовывался после ознакомления с особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В правоведении правонарушение рассматривается в качестве основания юридической ответственности. Следовательно, основанием административной ответственности является административное правонарушение. В этом проявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность административного правонарушения и административной ответственности: с одной стороны, без правонарушения нет административной ответственности, а с другой стороны, основанием административной ответственности является правонарушение. В силу этого понятия «административное правонарушение» и «административная ответственность» существуют как неразрывные правовые категории.

Вместе с тем, анализ юридической литературы, законодательных актов дает полное основание утверждать о том, что в настоящее время отсутствует концепция административного правонарушения, что, по нашему мнению, является существенным пробелом, как в общей теории права, так и теории отечественной административистики, и, значительно затрудняет не только ведение успешной борьбы с таким негативным явлением, как правонарушение, но и проведение исследований, анализа состояния законности, правопорядка, ответственности и других компонентов правовой действительности.

В юридической литературе решению этого вопроса уделялось достаточное внимание. В частности, учеными-административистами разработано много различных определений административного правонарушения (проступка).

Изложенные проблемные аспекты подчеркивают актуальность рассматриваемой темы, а также значимость ее дальнейшей разработки.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с реализацией уполномоченными субъектами юрисдикционной деятельности связанной с существованием и применением норм, предусматривающих административную ответственность за конкретные составы административных правонарушений.

Предмет исследования — нормативные правовые акты и нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в различных отраслях государственного управления, общая и специальная литература, посвященная исследуемой проблеме.

Целями исследования являются проведение комплексного, системного анализа категории «административное правонарушение», выработка и обоснование на его основе выводов, предложений и рекомендаций правового характера, направленных на всесторонний анализ административно-правовой теории и законодательства.

Для достижения указанных целей в рамках исследования ставятся следующие задачи:

— проанализировать виды и дать классификацию административных правонарушений;

— провести анализ нормативно-правовой основы административной ответственности;

— опираясь на анализ научной литературы рассмотреть признаки административного правонарушения и выработать его определение;

— исследовать особенности структуры состава административного правонарушения.

Методы исследования. При подготовке дипломной работы применялись общенаучные и специальные методы познания: системный, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический.

Практическая значимость. Содержащиеся в работе выводы могут служить целям формирования единообразного понимания административного правонарушения и его видов. Кроме того, некоторые положения работы могут быть использованы при изучении учебного курса административное право.

Внимание, уделяемое в настоящее время административной ответственности, вполне обоснованно: административные правонарушения — самые распространенные из всех видов правонарушений, и уже в силу этого, противодействие им приобретает первостепенное значение.

Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие.

Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Учитывая требования местных органов власти, НКВД РСФСР разработал проект Административного устава, который был разослан в октябре 1924 г. всем народным комиссариатам, областным и губернским исполнительным комитетам и их административным отделам.

В период работы II сессии ВЦИК 12-го созыва обсуждался вопрос о необходимости и своевременности издания Административного кодекса. Совещание ВЦИК единогласно признало необходимость Административного кодекса и обратилось в Президиум ВЦИК с просьбой поручить Совету Народных Комиссаров приступить к его рассмотрению с таким расчетом, чтобы кодекс мог поступить на утверждение очередной сессии ВЦИК.

Проект этого кодекса содержал четыре части: обеспечение революционной законности в советском управлении, обязательные постановления и административные взыскания, публичные права граждан, охрана революционного порядка.

Указом отменялось наложение штрафов в административном порядке на учреждения, предприятия и организации. Рекомендовались союзным республикам создание и порядок деятельности административных комиссий.

Предоставлялось на тот период право двадцати четырем органам управления применять наложение штрафов в административном порядке без обращения в административные комиссии.

Порядок производства по делам об административных нарушениях устанавливался законодательством союзных республик.

Указ был введен в действие 1 января 1962 г. и имел обратную силу в отношении не взысканных штрафов, наложенных на граждан и должностных лиц, а также на учреждения, предприятия и организации.

Структурно Основы состояли из четырех разделов, объединяющих 42 статьи.

Раздел II — «Административное правонарушение и административная ответственность». Впервые на законодательном уровне сформулировано понятие административного правонарушения (ст. 7). Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Впервые были установлены виды административных взысканий (ст. 12): предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест.

Раздел III — устанавливал полный перечень органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Раздел IV — «Производство по делам об административных правонарушениях». Это своего рода административный процесс, но в усеченном виде. Тем не менее, этот раздел для будущих республиканских кодексов сыграл большую роль в систематизации норм производства. Так, впервые в законодательном порядке были установлены реквизиты протокола об административном правонарушении.

Предусматривались правовые гарантии — лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.

Впервые на территории РСФСР возникли законные административно-правовые отношения между гражданами, должностными лицами, лицами без гражданства и юрисдикционными органами, применяющими меры административного принуждения и виды административных взысканий.

Вобрав в себя все положения Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, Кодекс выстроил логическую последовательность норм, регулирующих административную ответственность с точки зрения ее структурного содержания, обозначил и систематизировал приоритетность объектов правонарушений, перечень деяний, признаваемых противоправными, квалифицированными как административное правонарушение.

На тот период Кодекс имел следующую структуру. В первом разделе, включающем девять статей, содержались общие положения. В них закреплялась структура законодательства об административной ответственности.

Второй раздел открывал общую часть, состоящую из тридцати статей в трех главах. В общей части сосредоточены положения, касающиеся оснований административной ответственности: понятие административного правонарушения, перечень видов взыскания и их существенная правовая характеристика и правила наложения.

Особенная часть состояла из девяти глав, объединяющих 153 состава административных правонарушений. В этих двух разделах сконцентрированы нормы материального права. В остальных трех разделах КоАП последовательно закреплены процессуальные, процедурные нормы, которые составляют производство по делам об административных правонарушениях.

Читайте также:  Магистерская диссертация: примеры работ, образцы

Третий раздел установил систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Четвертый раздел содержал процессуальные нормы о статусе лиц, участвующих в процессе по делу об административном правонарушении, стадии рассмотрения и пересмотра дела в связи с обжалованием или опротестованием решения по делу.

Пятый раздел предусматривал нормы, регламентирующие порядок и процедуру исполнения постановлений о каждом виде административных взысканий. Из 307 статей КоАП 113 составляли административно-процессуальные нормы. В таком структурном виде Кодекс РСФСР об административных правонарушениях начал действовать на всей территории России. За весь период своего действия (около 16 лет) в КоАП РСФСР были внесены значительные изменения и дополнения.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации подняло на новый уровень нормотворчество, как в России, так и в субъектах Российской Федерации.

При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, что следует из смысла ст. 72, ч. 2 ст. 76 и ч. 1 ст. 77 Конституции и вытекает из природы совместной компетенции. С принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с ним.

Закрепление в Конституции Российской Федерации статуса правового государства учитывает переход к кардинальным преобразованиям всей системы правовых отношений и системы законодательства, а также переосмысление теоретических положений правового регулирования.

Административная ответственность в современных рыночных условиях представляет собой институт государственного принуждения. Меры административной ответственности применяются в единстве со многими другими мерами административного принуждения.

Российское государство всеми имеющимися правовыми средствами ведет решительную борьбу с административными правонарушениями. Для этого оно пользуется не только мерами убеждения, но и мерами административного наказания, предусмотренными соответствующими нормативно-правовыми актами.

Законодательство об административной ответственности направлено на охрану жизни и здоровья человека и гражданина, государственных интересов, соблюдение Конституции Российской Федерации, всего спектра правовых норм. Применяя административное принуждение к правонарушителям, юрисдикционные органы охраняют установленный в государстве правопорядок и тем самым обеспечивают нормальные условия деятельности органов государственной власти.

Административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку протекают во все без исключения сферы и области жизни, управления. Этот вывод четко вырисовывался после ознакомления с особенной частью Кодекса, забегая вперед, выделяем этот важный аспект.

Достаточно сказать, что особенная часть КоАП РФ начинается с характеристики административных правонарушениях, посягающих на права граждан (гл. 5) продолжается в гл. 6, посвященной административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, и далее развивается в главах – 7 и 8 и других – об административных правонарушениях в области охраны собственности, окружающей природной сферы и природопользования, а также в других основных сферах и отраслях публичного управления.

Таким образом, в особенной части КоАП РФ подчеркнута особая по существу всеохватываемая и возрастающая по мере усложнения рыночная экономика и социальной инфраструктуры актуальность проблемы административных правонарушений.

В КоАП РФ перенесен центр тяжести на защиту прав граждан, перемещен акцент охраны интересов государства на защиту прав, законных интересов, свобод гражданина, человека, что придает новому Кодексу черты подлинно демократического закона с внутренне присущими ему глубоко гуманистическими сущностью и направленностью.

Эта отличительная особенность видна не только на примере особенной части нового Кодекса. В не меньшей степени она проявляется в разделе 1. «Общее положение» в частности, в ст. 1.4. – принцип равенства перед законом; 1.5. – принципе невиновности, диапазон действия которой новым Кодексом значительно рассматривается, она применяется в сфере административных правонарушений; 1.6. – обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

Большое внимание в КоАП РФ уделено общим вопросам построения (структуры) Кодекса, разграничению предметов ведения РФ в области законодательства об административных правонарушениях. В частности, в ст. 1.3. Кодекса к ведению РФ отнесено установление общих положений принципов законодательства об административных правонарушениях: перечня видов административных наказаний, правил их применения и др.

Кодекс РФ об административных правонарушениях единственный кодифицированный акт административно-правового значения. В нем приведен в определяющую систему нормативно-правовой материал, составляющий институт административной ответственности. Тем самым осуществлено упорядочивание значительного массива действующих административно правовых норм различного уровня.

КоАП РФ в целом воспринял структуру КоАП РСФСР 1984 г. те же пять разделов содержащих, как и ранее 32 главы. Тем не менее, некоторые усовершенствования можно обнаружить и в структурном плане КоАП РФ. Раньше искусственно проводился раздел между общими положениями и общей частью КоАП, в силу чего единичные нормы концептуального характера расположились в двух разделах кодекса. Сейчас весь нормативный материал подобного рода в полном соответствии с логикой объединен в раздел I “Общие положения”. Это дает возможность до ознакомления с видовым разнообразием административных правонарушений получить целостное представление об их законодательной трактовке.

КоАП Российской Федерации имеет следующую структуру.

Раздел I «Общие положения» методологический самый важный. В нем зафиксирован современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в круг субъектов административной ответственности введены юридические лица; терминологически административные взыскание трансформировались в административные наказания; усовершенствована их система (упразднены исправительные работы, введен новый вид наказания – дисквалификация).

Раздел II «Особенная часть» наиболее развернутый структурный элемент кодекса, содержащий систему административных правонарушений, группируемых по определенным сопредельным признакам (например: посягательство на права граждан в области охраны собственности, в области предпринимательской деятельности и т.д.). В отличие от КоАП 1984 г. теперь этот раздел включает не 10, а 17 глав. Количество конкретных составов административных правонарушений с 273 возросло до 402.

Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержат нормы, определяющие с учетом пресечений в сфере реализации исполнительной власти систему названных субъектов, наделяемых юридически-властными полномочиями, а также объем их компетенции в отношении составов правонарушений, т.е. подведомственность дел об административных правонарушениях.

Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях», содержащих административно — процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения разрешения дел об административных правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока еще не разработаны реальные проекты административно- процессуального законодательства, подобные УПК, ГПК и АПК.

Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» посвящен основам административно-исполнительного производства.

Сложность и многообразие административно — правовых норм, обуславливающих значительное разнообразие источников законодательства от административной ответственности.

Рассмотрим основные источники законодательства об административной ответственности.

Конституция Российской Федерации Конституция в широком смысле — основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником законодательства об административной ответственности. Это, например, ст. 110-117, ч. 2 ст. 77; ч. 1,2,3 ст. 78 определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполняющей власти.

Нормы, содержащиеся в Конституции (указанные выше), являются, прежде всего, нормами конституционного и одновременного административного права.

Нормативные указы Президента РФ. Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе и законодательстве об административной ответственности.

Читайте также:  Отчет по производственной практике на предприятии программист

Постановления Правительства РФ. Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно правового нормотворчества: утверждает, акты об органах исполнительной власти издает правовые положения и иные акты, содержащие административно правовые нормы либо целиком, посвященные административно- правовым вопросам.

Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и другими органами исполнительной власти. При том непременном условии, что в названных актах содержится административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют подведомственный характер.

В заключение можно сделатьследующие выводы.

1. Административная ответственность выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и другие административно-правовые отношения.

2. С принятием в 1984 г. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, впервые на территории РСФСР возникли законные административно-правовые отношения между гражданами, должностными лицами и юрисдикционными органами, применяющими меры административного принуждения и виды административных наказаний.

3. В КоАП РФ перенесен центр тяжести на защиту прав граждан, что придает новому Кодексу черты подлинно демократического закона.

Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное научное и практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами по субъектам административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, оказывает профилактическое воздействие, повышает общую правовую культуру населения.

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков. Необходимо определение юридического состава административного правонарушения.

В конкретном административном правонарушении имеются четыре юридических элемента (признаки или стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Каждый из них представляет собой юридические особенности, дополняющие и взаимо-обусловливающие друг друга.

Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний.

Административное правонарушение имеет сложный юридический состав, который включает в себя ряд взаимосвязанных признаков, характеризующих объект действий, их внешнее проявление, субъект действий и его психическое отношение к совершаемым действиям. Состав правонарушения рассматривается юридической наукой как совокупность четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны (См. приложение № 2). Указанный набор элементов обязателен, отсутствие хотя бы одного из них не позволяет признать деяние административным правонарушением.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Это общее понятие названного объекта.

Непосредственный объект представляет конкретное общественное отношение, которому причинен вред в результате совершения определенного правонарушения.

Во многих случаях вред причиняется путем воздействия на предметы материального мира. Поэтому можно говорить не только об объекте, но и о предмете правонарушения. В качестве такового могут выступать огнестрельное оружие, лесная дичь и др.

Объективная сторона представляет собой совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону административного правонарушения, последствия, время, место и иные обстоятельства его совершения. Именно по объективной стороне определяется противоправный характер правонарушения; она лежит в основе разграничения административных правонарушений и сходных с ними преступлений. При этом для состава административного правонарушения в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется наличия всех указанных признаков.

По особенностям конструкции объективной стороны различаются материальные и формальные составы административных правонарушений.

Формальными считаются правонарушения, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий. Таковыми являются большинство административных правонарушений, т.е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от правонарушения. Достаточно самого факта нарушения определенных правил, например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и многие другие.

Довольно часто в состав объективной стороны законодатель включает такие признаки, как место, время и способ совершения правонарушения. Указанные обстоятельства могут иметь двоякое значение. Иногда они выступают в качестве обязательных признаков конкретного правонарушения, поскольку на них указывается в диспозиции нормы права. Так, для квалификации правонарушения по ст. 20.20 КоАП РФ необходимо установить, что лицо, находясь в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство или общественную нравственность, было обнаружено на улице или в ином общественном месте. В других случаях место, время и способ совершения являются показателем общественной вредности правонарушения. Например, для характеристики действий как мелкого хулиганства важное значение имеет то, что данные действия совершаются, как правило, публично, в присутствии других граждан.

Признаком объективной стороны некоторых административных правонарушений является время. В ст. 5.10 КоАП РФ говорится о проведении предвыборной агитации в период, когда такая агитация запрещена, а ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату административного штрафа в срок, установленный законом. Здесь время является обязательным признаком состава правонарушения.

К признакам объективной стороны закон иногда относит средства совершения правонарушения. Это различные предметы и вещества, свободный оборот которых запрещен либо ограничен: взрывчатые вещества, гражданское и служебное оружие, этиловый спирт, алкогольная продукция и др. Например, ст. 14.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное промышленное производство этилового спирта.

Субъектом административного правонарушения признается физическое или юридическое лицо, виновным деянием которого причинен вред личным или общественным интересам.

Вместе с тем при совершении определенных административных правонарушений (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения) лица в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях. Но и в этих случаях с учетом характера совершенных правонарушений, личности виновных, дела на указанных лиц могут быть переданы на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Подростки в возрасте до 16 лет административной ответственности не несут, но в некоторых случаях за их действия отвечают родители или заменяющие их лица. Например, ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает ответственность родителей за появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста.

К административной ответственности могут привлекаться не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.

В отношении отдельных категорий граждан законодательством предусмотрен особый порядок их привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений. Так, должностные лица несут административную ответственность за нарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, например, в сфере охраны здоровья населения, обеспечения правил пожарной безопасности, оборота оружия и др. При этом к ним применяются более строгие наказания.

КоАП РФ (ст. 2.4) впервые закрепил понятие должностного лица, под которым следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее полномочия представителя власти, т.е. наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а равно в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

К должностным лицам отнесены также руководители и работники иных организаций, выполняющие организационные и административно-хозяйственные функции. Для целей КоАП РФ к должностным лицам приравниваются и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Характерно, что должностные лица несут ответственность не только за собственные противоправные действия, но и при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с установленными правилами, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. Так, если работники магазина нарушают правила торговли, а директор и другие должностные лица, ответственные за их соблюдение, не принимают к ним необходимых мер, то они могут быть оштрафованы.

Читайте также:  Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина (МГЮА) | КонсультантПлюс - студенту и преподавателю

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и таможенных органов за совершение административных правонарушений несут ответственность по дисциплинарным уставам. В то же время за нарушение законодательства о выборах и референдумах, о налогах и сборах, об охране окружающей природной среды, правил дорожного движения, таможенных правил, правил пограничного режима и некоторые другие (ст. 2.5 КоАП РФ) эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Но к ним не применяется административный арест, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, и штраф. В связи с этим, материалы о привлечении указанных лиц к административной ответственности передаются по месту службы нарушителей для применения в отношении них дисциплинарного воздействия.

Особые условия привлечения к ответственности за административные правонарушения предусмотрены для лиц, исполняющих специальные государственные функции, установленные Конституцией РФ и федеральными законами (депутатов, членов Совета Федерации, судей, прокуроров). Названные условия предусмотрены не КоАП РФ, а иными законодательными актами.

Как уже отмечалось, наряду с физическими лицами субъектами административной ответственности могут быть и юридические лица. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признаются организации, отвечающие ряду признаков. К их числу относятся: наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Субъективную сторону административного правонарушения составляют: вина нарушителя, мотив и цели, которыми он руководствовался при совершении правонарушения.

Вина является основным, а нередко и единственным признаком субъективной стороны. Необходимость выявления наличия вины вытекает из ст. 2.1 КоАП РФ. В ней вина признается обязательным признаком правонарушения. Вина – это психическое отношение лица к своим противоправным действиям и их последствиям. Она может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (мелкое хищение чужого имущества, мелкое хулиганство и аналогичные им действия совершаются только умышленно). В зависимости от волевого момента различают прямой умысел, когда лицо желает наступления последствий, и косвенный, когда оно лишь сознательно допускает их наступление.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины: легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежность – не предвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Административные правонарушения, как правило, совершаются по небрежности, так как в результате недостаточной осмотрительности нарушитель не сознает антиобщественный характер своего поведения, однако, при необходимой требовательности к себе, он мог и должен был сознавать, что его действия (бездействие) противоречат требованиям правовых норм. По небрежности совершаются многие нарушения правил в области охраны природы, пожарной безопасности и др.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. Для последнего характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате совершаемого действия.

В статьях Особенной части КоАП РФ форма вины, как правило, не определена. В этих случаях административная ответственность наступает независимо от того умышленно или по неосторожности совершено правонарушение. Однако установление формы вины имеет важное значение для определения меры наказания, применяемого к нарушителю.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны существуют признаки факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Ст. 13.10 КоАП РФ предусматривает, в частности, административную ответственность за изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов. Отсутствие цели сбыта исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

Законодательное определение вины, как психическое отношение к совершаемому деянию, в большей степени можно отнести к физическому лицу. Иначе решается вопрос о виновности юридического лица. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Такой подход обусловлен тем, что выяснение характера вины юридического лица через призму умысла или неосторожности является беспредметным. Вина здесь состоит в непринятии всех необходимых и возможных мер для предотвращения нарушения либо смягчения его неблагоприятных последствий. Подход к вине юридического лица должен быть комплексным, учитывающим объективную и субъективную вину организации. Объективная вина – это вина организации с точки зрения государственного органа, налагающего административное взыскание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила. Субъективная вина – это отношение организации в лице ее коллектива, администрации, должностных лиц к противоправному деянию. При этом субъективная вина может выступать при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего ответственность. Наличие в действиях юридического лица объективной вины является достаточным основанием для привлечения организации к ответственности. Тем самым будет снят вопрос о невиновной ответственности юридических лиц.

Таким образом, только при выяснении всех элементов состава административного правонарушения, лицо, его совершившее может быть привлечено к ответственности. По итогам рассмотрения первой главы, полагаем необходимым, сделать следующие выводы:

4. Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное научное и практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами по субъектам административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, оказывает профилактическое воздействие, повышает общую правовую культуру населения.

5. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

6. Способ совершения административного правонарушения представляет собой определенный порядок, последовательность действий и приемов, применяемых правонарушителем. Если способ совершения отражен в статье КоАП РФ, то он влияет на правовую оценку содеянного.

Оцените статью
VIPdisser.ru