Задание 4, ОГЭ, география
Сай Любовь Михайловна, учитель географии МБОУ СОШ № 6 ст.Новолеушковской Павловского района Краснодарского края
Уметь приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием
среды их обитания; уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения
экологических проблем / умение выбирать и использовать источники географической информации
(картографические), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни.
Уровень – базовый. Максимальный балл – 1. Время выполнения – 3 минуты.
Задание 4. Природные ресурсы, их использование и охрана
Задание 4. Особо охраняемые природные территории
Группа туристов из Финляндии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу русских степей. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?
1) Курильский, 2) «Остров Врангеля», 3) Оренбургский, 4) Костомукшский
Атлас, 8 класс
Карта «Природные святыни»: с помощью легенды карты находим указанные в задании заповедники.
По карте растительности (8 класс) определяем, в каких природных зонах находятся заповедники.
Оренбургский заповедник находится на юге Урала. Здесь природная зона степей. Ответ: 3
Группа зарубежных туристов своими глазами хочет увидеть места обитания песцов, оленей, леммингов и понаблюдать за животными. Какой из заповедников России им необходимо для этого посетить? 1) «Черные земли», 2) «Большой Арктический», 3) Воронежский, 4) Кивач
По карте «Животный мир» (8 класс), по легенде карты определяем, в каких природных зонах находятся заповедники и какие животные там обитают.
Большой Арктический заповедник находится на севере, на полуострове Таймыр, где можно наблюдать животных тундры: песцов, леммингов, оленей. Ответ: 2
Задание 4. Занятия населения
Чум – конический шатер, обтянутый покрывалами, сшитыми из оленьих шкур. Чум приспособлен к кочевому образу жизни в суровых климатических условиях. У какого из перечисленных народов чум является традиционным жилищем?
1) марийцы, 2) башкиры, 3) эвены, 4) калмыки
С помощью легенды карты определяем, где живут указанные в задании народы.
Эвены живут на севере страны (суровые климатические условия). Чум – традиционное жилище народов Севера и Сибири.
К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится пастбищное животноводство (овцеводство, коневодство и верблюдоводство)?
1) карелы, 2) марийцы, 3) коми, 4) калмыки
С помощью легенды карты определяем, где живут указанные в задании народы. Калмыки живут в зоне полупустынь (подсказка: верблюдоводство). Таким образом, овцеводство, коневодство, верблюдоводство традиционно развивалось в засушливых условиях полупустынных пастбищ. Жители этих районов – калмыки.
Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?
1) почвенные, 2) минеральные, 3) климатические, 4) биологические
Природные ресурсы по степени исчерпаемости делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть возобновимыми (ресурсы растительного и животного мира, водные) и невозобновимыми (полезные ископаемые). К неисчерпаемым или альтернативным ресурсам относятся энергия ветра, солнечная радиация, энергия приливов, климатические ресурсы. Ответ: 3.
Задание 4. Утверждение о климате
Используя данные климатограммы, определите верное утверждение о климате пункта А.
1) Самый теплый месяц в году — октябрь.
2) В январе атмосферных осадков выпадает больше, чем в октябре.
3) Среднемесячные температуры воздуха имеют только положительные значения.
4) Среднегодовое количество атмосферных осадков составляет менее 800 мм.
Для выбора правильного ответа надо вспомнить, как составляют климатограммы. Вертикальных осей со значениями здесь две. На левой — дана температура воздуха в градусах, на правой — месячное количество осадков в мм. Линия графика показывает годовой ход температуры воздуха, столбики — месячное количество осадков. Анализ диаграммы показывает, что верно определение: Среднемесячные температуры воздуха имеют только положительные значения. На графике средние температуры колеблются около 25°С.
Информационные источники
Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна.
Барабанов В.В. География. 32 варианта. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ/ В.В.Барабанов, А.А.Жеребцов. – М.: Издательство экзамен, 2021.
https://geo-oge.sdamgia.ru/test?theme=6
Увеличение числа и мощности природных катаклизмов (засух, лесных пожаров, наводнений, снегопадов) заставляет все большее количество людей задуматься о причинах, вызывающих природные катастрофы. Ученые однозначно указывают на глобальное потепление, изменяющее термодинамические процессы экосистемы планеты. Для замедления глобального потепления разрабатывается ряд мер. Одной из них является сохранение естественных природных экосистем – создание системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Подробнее эту тему рассмотрит в статье наш преподаватель географии Татьяна Валентиновна.
Природа России разнообразна и уникальна. Её бескрайние просторы вносят невосполнимый вклад в сохранение устойчивости экологического баланса планеты. О мировом значении природы России говорит статус объектов Всемирного природного наследия. Такой статус на территории России имеют одиннадцать объектов, куда входят 13 заповедников, 7 национальных парков, 3 федеральных заказника, несколько памятников природы и буферные зоны заповедников. К ним относятся:
Всего в России по состоянию на 1 января 2017 года насчитывалось около 12 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Федеральное значение имеют 296 ООПТ, в том числе 103 государственных природных заповедников, 49 национальных парков и 59 государственных природных заказников, а также 17 памятников природы и прочие ООПТ федерального значения.
Тема охраны природы нашла отражение в тестовых материалах ОГЭ. Задание предусматривает выбор, из предложных четырех вариантов ответов заповедника, соответствующего описанию условия. Чаще всего в заданиях упоминаются следующие объекты.
Астраханский природный биосферный заповедник располагается в дельте реки Волги в Астраханской области. Главными объектами охраны являются лотос, чилим, рдест, рогоз, валлиснерия. Здесь останавливаются на пролёте белые журавли — стерхи, — одни из самых редких птиц на планете. Так же здесь гнездятся кудрявые пеликаны, малые бакланы, колпицы, египетские цапли. Среди рыб под охраной находятся белуга, осётр, севрюга.
Кивач – один из самых первых заповедников России, центральным объектом, которого является одноимённый водопад. Водопад располагается на реке Суна в Карелии. Рельеф территории создан древним ледником, обработавшим кристаллические породы Балтийского щита. Поэтому здесь стремительное течение водных потоков, наличие водопадов, а в низинах между кристаллическими грядами (сельгами) расположены малые лесные озёра-ламбы. Стремительный водный поток окружен тайгой, возраст некоторых деревьев достигает до 300 лет.
Командорский заповедник располагается на востоке России, в северной части Тихого океана. Здесь охраняются уникальные лежбища морских млекопитающих: каланов (морской бобр), командорского ремнезуба (китообразное млекопитающее), антура (островной тюлень), малого полосатика (вид китов). Из птиц — белоголовый орлан, кречет, сапсан. На территории заповедника существуют объекты исторического и культурного наследия: Стоянка экспедиции Витуса Беринга в 1741—1742 годах с могилой Беринга.
Тунгусский заповедник – располагается в районе реки Подкаменной Тунгуски (Красноярский край) в природной зоне тайги.
Большой Арктический заповедник состоит из семи участков. Находится на полуострове Таймыр. Охраняется экосистема арктической пустыни переходящая в тундру.
Гыданский заповедник занимает северную часть Гыданского полуострова и прилегающие острова. Под охраной находятся экосистема арктической пустыни с популяциями дикого северного оленя, белого медведя, белоклювой гагары, краснозобой казарка, орлана-белохвоста, сапсана, белой чайки.
По характеру растительности территория Оренбургского заповедника входит в Евроазиатскую степную область. Охраняется степная растительность, лошадь Пржевальского, сайгаки, орлан белохвост, обыкновенный фламинго и др.
В Сихоте-Алинском заповеднике (Приморский край) охраняются малонарушенные горные экосистемы Дальнего Востока, а также редкие видов фауны: гималайский медведь и амурский тигр.
Приокско-Террасный (Московская область). Объект охраны – приокские боры с участками широколиственных лесов, в подлески которых произрастают степные виды. То есть здесь происходит переход смешанных лесов в степь.
На Камчатке в Кроноцком заповеднике расположены 8 действующих вулканов, высочайшим из которых является Кроноцкая Сопка, термальные озера, знаменитая Долина гейзеров, водопады. Основную часть территории заповедника занимают леса из каменной берёзы (березы Эрмана), в верхних частях склонов гор распространены заросли кедрового и ольхового стланика.
Ильме́нский заповедник называют «музеем в природе». Здесь можно в природе найти около 200 видов минералов. В пегматитовых жилах, встречаются топазы, аквамарины, цирконы, сапфиры, турмалины, амазониты.
Всего в ответах тестовых заданий используется более 50 названий ООПТ. Особенности всех заповедников и национальных парков знать сложно. Тем более повторить перед экзаменом. Поэтому можно воспользоваться алгоритм рассуждения при ответе на тестовое задание.
Учёные-биологи должны исследовать места обитания популяций овцебыков, белых медведей, некоторых видов птиц. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить для проведения исследовательской работы?
Рассуждение. Белые медведи и овцебыки обитают в зоне арктических пустынь. Рассмотрим расположение заповедников: Магаданский – зона тайги и область высотной поясности, Командорский – тундра, морская акватория, Печоро-Илычский – тайга, «Остров Врангеля» — зона арктических пустынь. Правильный ответ – 1) «Остров Врангеля.
Кроме того, стоит знать и особенности территориальной дифференциации природной зоны. Например.
Студенты естественно-географического факультета исследуют видовой состав елово-лиственничных лесов с элементами маньчжурской флоры и распространение зарослей кедрового стланика. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить?
Здесь надо знать, что маньчжурская флора произрастает на Дальнем Востоке. Ответ –2) Зейский, который располагается на Дальнем Востоке.
Таким образом, знания по теме «Особо охраняемые природные территории» поможет не только в решении тестовых заданий, но в таком важном деле как сохранение природы и жизни на планете Земля.
* жирным шрифтом обозначены особо охраняемые территории, которые упоминаются в тестовых заданиях.
ПАМЯТКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ.
№1. Особенности природы и народов Земли.
Атлас 7 класс Указатель географических названий
Знать Крупнейшие страны по числ. населения.
Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония
Крупнейшие страны по площади:
Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Алжир
Крупнейшие народы России:
русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне
большое море — маленькое море
протяженные горыАнды, крупная равнинаАмазонская,
полноводная рекаАмазонка, глубокое озероБайкал,
большое озеро-Каспийское море, высокий вдпАнхель
большое течениеТечение Западных ветров
Самая глубокая впадина на суше находится на Аравийском полуострове Евразии. впадина
Самоесамое в России:
высокие горы — Кавказ (в Сибири —
дл. рекаОбь с Иртышом,
мелководное и маленькоеАзовское
высокие приливы — Охотское море, зал. Шелихова,Пенженская губа
Джеймс Кук исследовал и нанёс на карту восточное побережье Австралии.
Абель Тасман исследовал районы близи Австралии, в том числе и Новую Зеландию.
Джордж Ванкувер —
вер — остров, расположенный на западном побережье Канады в
провинции Британская Колумбия.
Первое кругосветное плавание возглавил Фернан Магеллан.
В воздухе более всего азота — 78%. Далее кислород —
На долю пресных вод приходится около 3%.
Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 760 мм рт. ст.
Классификация горных пород
№2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.
Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России» «Физическая карта России»
Россия имеет сухопутную границу с 16 странами. На западе: Норвегия, Финляндия, Эстония,
Латвия, Беларусь, Украина. Здесь же находится Калининградская область, граничащая с Польшей
и Литвой. На юге от Черного к Каспийскому морю: Грузия, Южная Осетия, Абхазия,
Азербайджан; От Каспийского до Охотского моря: Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.
Крайней западной точкой России является Балтийская коса в Гданьском заливе Калининградской
Крайняя южная точка России — г. Базардюзю расположена в Дагестане на границе с республикой
Азербайджан в пределах Кавказских гор. По Кавказу проходит государственная граница с такими
странами как: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан.
Крайняя северная точка – м.Флигели (о.Рудольфа), м. Челюскин – материк
Крайняя восточная точка –о. Ратманова (Берингов пролив), М Дежнёва материк
№3. Особенности природы России.
Атлас 8 класс «Почвы» «Климат»
Климат.Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на
восток (чем ближе к западу – тем теплее). Минимальные температуры воздуха в нашей стране в
зимний период наблюдаются в Восточной Сибири, максимальные на Восточноевропейской
равнине изза согревающего влияния Атлантического океана. Чем дальше на восток (от
Атлантического океана), тем холоднее. Летом закономерность широтная, чем дальше на север, тем
холоднее, на юг — Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зимаг. Якутск.
Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.
Минимальное количество осадков в нашей стране наблюдается в Астраханской области и
Республике Калмыкия, максимальное — регистрируется в районе города Сочи. Общая
закономерность в распределении осадков в нашей стране сводится к тому, что чем дальше
населённый пункт находится от побережья Атлантического или Тихого океана, тем меньше там
Почвы. Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических
пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней
гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундровоглеевых почвах крайнего севера, а
максимальное — в чернозёмах степной зоны.
№4. Природные ресурсы их использование и охрана. Вопросы о заповедниках.
Атлас 8 класс «Особо охраняемые природные территории. Памятники Всемирного наследия»
Атлас 8 кл «Растительность» для определения природной зоны
Атлас 9 класс «Народы» и «Животноводство» для определения народов и промысел
Традиционные занятия народов России: Оленеводство, рыболовство, охота – ненцы, коми, карелы
(Север Русской равнины); ханты, манси (Западная Сибирь); эвенки, якуты, юкагиры (Восточная
Сибирь); чукчи, коряки (Северо – Восток Сибири). Земледелие, бортничество, животноводство,
охота, в степях кочевое скотоводствомордва, марийцы, удмурты, чуваши, башкиры, калмыки,
татары (русская равнина); алтайцы, тувинцы, хакасы, буряты, эвенки (Южная Сибирь). Охота
пушная и мясная, сезонное рыболовство, собирательствонанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки,
нивхи (Приамурье, Приморье, Сахалин). Земледелие, отгонное скотоводство, садоводство,
виноградарство, виноделие, обработка шерстичеркесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др.
№5. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.
Вопрос по синоптической карте.
В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление) ЦИКЛОН, АНТИЦИКЛОВ
пытаемся создать ассоциацию с алфавитом
№6. Вопрос по синоптической карте. (Атмосферные фронты)
В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)
В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)
Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт
показывают направление движения фронта
при любом фронте изменение погоды и осадки.
При теплом затяжные моросящие,
при холодном кратковременные, ливневые
№7. Географические координаты.
Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)
Если гора, вулкан – Атлас 7 кл– физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)
Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.
Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная
Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу.
Географическая широта — это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в
градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов
(широта полюсов). (градусы на параллелях сбоку карты)
Географическая долго — величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в
градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов. (градусы на
экваторе или в верхней или в нижней части карта на меридианах)
№8. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их
возраста (от самого молодого до самого древнего).
Чем слои горных пород – тем моложе. Самый верхний слой самый молодой.
находим верхний горизонт (если надо в порядке возрастания), или нижний (если надо в порядке
определяем название породы
находим название породы в вариантах ответа
повторяем алгоритм действий
№9. Определить расстояние по топографической карте.
Измеряем линейкой расстояние между объектами, измеряем от середины до середины объекта
Умножаем на величину масштаба (например в 1 см 100м)
4 см х 100 = 400 м
Ответ округляем до десятков (в конце «0»)
Правило округления числа до десятых.
Чтобы округлить десятичную дробь до десятых, надо оставить после запятой только одну цифру, а
все остальные следующие за ней цифры отбросить.
Если первая из отброшенных цифр 0, 1, 2, 3 или 4, то предыдущую цифру не изменяем.
Если первая из отброшенных цифр 5, 6, 7, 8 или 9, то предыдущую цифру увеличиваем на
№10. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта
1.Обращаем внимание на стрелку в левом углу топографической карты, показывающую
направления на С и Ю
2. Чертим стороны горизонта с указанием направления от того объекта, от которого нам надо
№11. Определить какой профиль подходит
Надо помнить, что верх числа, подписанной горизонтали показывает направление повышения
с помощью условных знаков определяем, через, сколько метров проведены горизонтали
определяем высоту точки А (уменьшим таким образом количество профилей)
определяем высоту точки В
чертим линию между точками и пытаемся разобраться, как изменяется рельеф. Если протекает
река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к
другутем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону
определяемся с ответом
№12. Определить какой из участков подходит для (2 балла)БЛАНК № 2
Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)
футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)
фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)
Теория: Горизонтали линии, соединяющие точки с одинаковой высотой. Сближение
горизонталей показывает крутизну склона. Если через участок проходят горизонтали, то это склон
(неровный участок), если их нет, то — это ровная местность.
Если про катание на лыжах, санках, ищем неровный участок. Проблемы: Для катания на санках
нужен склон, на ровном участке кататься нельзя.
Если про футбол, баскетбол, волейбол, ищем ровный участок.
Определяем характер растительности (см. условные знаки). Если участок без растительности, то в
ответе записывайте, что нет деревьев/леса/кустарников.
Запись “Отсутствует растительность, мешающая катанию” оценивается “0 б”
Рекомендуется оценивать и 2 других участка (т.к. можно забыть указать № участка, чтото не
Немного СЛОЖНЕЕ про фруктовый сад. Здесь нужно найти дорогу или шоссе расположенную
ближе всего к участку и склон южной экспозиции.
Не обращайте внимание на объекты за пределами участка их описывать не нужно.
№13. Задача на расчёты.
Соленость воды определяется в промилле — ‰ (тысячная доля числа). 25‰ — это значит, что в 1
литре воды содержится 25 грамм соли.
Задачи решаются с составлением пропорции. Процент — сотая доля от числа.
1) Густота железных дорог =Длина дорог /
Ответ округляем до целого числа (правила округления в задании №9)
2) Задачи на определение доли
(Долю того, что нам нужно ×100%) : всего = ответ округлить до целого числа
3) Задача на солёность
Литр × ‰ =грамм
4)Задача на атмосферное давление и температуру
А 1)Из атмосферного давления (t) у подножия отнять атмосферное давление (t) на вершине.
Целое (общее) – 100% то,что нужно найти –х%
Б 1) высоту горы
2) составляем пропорцию
5) Задача на относительную влажность
Температура не нужна.
(Меньшее число гна большее число г/м3)×100% = ответ округляем в %
№14. Стихийные природные явления.
Атлас 8 класс «Опасные природные явления» засухи, суховеи, сейсмоопасные районы.
Атлас 8 класс «Водные ресурсы»многолетняя мерзлота.
Атлас 8 класс «Почвы»агроклиматические ресурсы – увлажнение территории
Атлас 7 класс «Строение земной коры» показаны действующие вулканыдля определения
сейсмоопасных районов стран мира.
Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури возникают в
тех природных зонах, где испытывается недостаток влаги. К таким природным зонам мы можем
отнести: степи, полупустыни и пустыни. (для определения природ зон карта 8 класса
Пример: Землетрясенияг. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян; вулканы – Камчатка,
Курильские ова, о. Сахалин; пыльные бури, засухи, суховеи – Астраханская обл., Волгоградская
обл. Р.Калмыкия; лавины, обвалы, сели –г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян,
Уральские горы; цунами – около Охотского моря: Камчатский край, Сахалинская обл.
Магаданская обл. ; таяние ледников на берегу морей – Калининградская обл., Ленинградская
обл.(Санкт – Петербург), и т.д.; многолетняя мерзлота –северная часть страны: Мурманская обл.,
Архангельская обл., Ямало – Ненецкий АО, Ненецкий А.О., Красноярский край, Р.Саха (Якутия),
Каскады ГЭС – реки: Кама, Волга, Енисей, Лена, Ангара.
№Рациональное и нерациональное природопользование. Природные ресурсы по
Рациональное – такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при
котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные
последствия своей деятельности:
создание культурных ландшафтов
применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье
повторное использование отходов производства
создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
рекультивация земель и т.д.
Нерациональное –тип взаимоотношения природой, при котором не учитываются требования
охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе):
неумеренный выпас скота
сплав леса по рекам отдельными брёвнами
распашка земель вдоль склонов
создание терриконов в местах добычи угля
радиоактивное, тепловое загрязнение среды.
избыточное орошение в засушливых районах
осушение болот в верховьях рек и т.д.
Классификация природных ресурсов по исчерпаемости
Агроклиматические ресурсысвойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное
Земельные ресурсы – поверхность Земли, на которой могут размещать различные объекты
хозяйства, города, села, заводы и т.д.
Почвенные ресурсыособенности почв, использующиеся в лесном и сельском хозяйстве.
Рекреационные – особенности природы, используемые для отдыха и оздоровления.
№16. Задания по таблицам. Анализируем таблицы.
Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Далееопределяемся
в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).
Отработать каждый вопрос
Просмотреть в таблице арифметическую последовательность
Чтобы определить годовую амплитуду температуры воздуха, надо найти разницу между
температурой самого тёплого и самого холодного месяца, например
Июль +31 январь +24 Июль +32 Январь
+31- (+24) =7 +32-(-17) = 49
Количество осадков — отношение к норме в %
№17. Географические следствия движения Земли.
— В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени
поднимается над горизонтом?
Чем восточнее пункт, тем раньше Солнце встает над горизонтом.
— Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим?
Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим
— Где продолжительность светового дня буде наибольшим (наименьшим)?
22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь.
22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь.
В летний тип освещения – по мере отдаления от экватора средняя продолжительность дня растёт.
В зимний тип освещения, чем ближе населённый пункт к экватору, тем больше световой день.
— Где Солнце будет выше над горизонтом?
23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком) Следовательно,
выше всего над горизонтом 22 июня в полдень по местному солнечному времени оно будет в том
городе, который ближе всего к северному тропику.
21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)
Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш
№18. Анализ информации о разных территориях Земли (климатограммы)
По графику температуры определяемся с полушарием: если температура выше в июле, то это
северное полушарие и наоборот, если июль холоднее января, то это южное полушарие
Северное полушарие Южное полушарие
Как правило, остаются 2 пункта
Используем атлас за 7 класс, выбираем карту климат (январь, июль, среднегодовое количество
осадков)того материка, который указан в задании для оставшихся 2х точек.
Рассуждаем на тему, “а может ли в субтропическом поясе зимой “100 “ ?” и т.д.
В ответе указываем цифру под которой находится правильная буква.
Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.
Умеренныйt изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.
Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние
Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)
Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом
Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)
№19. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год
Атлас 8 класс. Административная карта.
Найти нужные регионы или города, обязательно находим все три региона указанных в вопросе.
Новый год начинается на востоке.
Проблема: Не путать Краснодар (юг) и Красноярск (Восточная Сибирь); Архангельск
(европейский север) и Астрахань (Поволжье); Вологда (Европ север) и Волгоград (Поволжье)
№20. Вопрос о туристических фирмах.
Регионы –атлас 9 класс карта административная.
Слоган – субъект РФ атлас 8 класс стр 4
Слоганстрана, то Атлас 7 класса, стр.2
8 кл Музей янтаря, самый зап. регион –Калининградская обл.
Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия, Мурманская о.
Телецкое озеро – Алтайский край;
Дельта крупнейшей реки Русской равнины – Астрахань;
Река Катунь, горы Сибири – Р. Алтай;
Мин. Воды, лечебные грязи – Ставропольский край;
Водопад Кивач , озера, памятники – Кижи и Валаам, белые ночи – Р. Карелия;
Субтропический климат, горы, море – Краснодарский край;
Морские пляжи, термальные источники – Р. Дагестан.
7 кл Фьорды – Норвегия
Г.Альпы – Швейцария, Австрия,
Троп.леса, орангутанги – Индонезия, Индия
Северное сияние – Норвегия
Пляж, горы, о. Тенерифе – Болгария
Памятники византийской и османской культурТурция;
Многообразие подводного мира, Красное море – Египет;
Пляжи, вулканы, тропическая природыМексика;
Сафари – ния.
№21. Базовые географические понятия (выучить, понимать)
Миграция – выбывшие, прибывшие
Эмиграция – выезд на постоянное место жительства в другую страну
Иммиграция — въезд в страну на постоянное место жительства
Урбанизация– процесс повышения роли городов и распространение городского образа жизни над
Воспроизводство — смена поколений путем рождений и смертей (синоним Естественный прирост)
Агломерацияскопление небольших городов вокруг городацентра
Режим реки — это периодические изменения в состоянии реки: половодье, паводки, ледостав,
Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.
Климат — многолетний режим погоды. К климату относятся описания времен года, сезонов.
Цунами – крупные волны, подводные землетрясения
Бассейн реки – территория с которой река и её притоки собирает воду (водосборная площадь)
Дельта реки— низменность у устья реки, сложенная речными наносами.
на реки — отрицательная, линейновытянутая форма рельефа с однообразным падением.
Паводокподнятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.
Барханыпесчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением.
Карстовые процессысовокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды
выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот (пещер).
Циклональный тип погоды – пасмурная погода с осадками (атмосф давление низкое,облачная
погода с прояснениями, синоптики предупреждают о грозе и сильном ветре, умеренные дожди с
Антициклональный тип погоды – ясная погода (атмосферное давление высокое, без осадков)
Отраслевая структура хозяйства Россииэто совокупность отраслей, удовлетворяющих
однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.
№22.Вопрос по таблице или графику
Определить по графику, таблице необходимую величину.
№23. Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами.
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность ЕП= Р
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост С= Р
Пример: 12,1-15,0 = -2,9; -7918- (-2382)= -5536
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция МП= ИЭ
Иммигранты – приехавшие, эмигрантыуехавш МП= Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
Миграционный прирост = Общий прирост населения Естественный прирост
Естественный прирост = Общий прирост населения Миграционный прирост
Плотность населен =
Густота сети железных (авто) дорогДлина железнодорожных путей
Естественная убыль – самый отрицательный ЕП.
В каком году из указанных в табл наблюдалось наименьшее превышение смертностью над
Наименьшее превышение смертности над рождаемостью, будет то число, где будет наименьший
ЕП (и наоборот)
Наименьшее превышение выбывших(убывших) над прибывшими, будет то число, где МП будет
наименьшим (и наоборот)
№24. Особенности населения России.
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6)
Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения
выше чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть
России, кроме севера и юг Сибири).
№25. Разные территории Земли: анализ карт.
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Смотрим города по кружочкам.
Города – миллионеры!
Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск,
Омск, Самара, Ростов – на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград.
№26. Основные географические объекты России.
Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и
т.д. Открываем соответствующую отраслевую карту. Если на этой карте города обозначены,
значит это центры, если нет –нет. Вместо городов могут быть субъекты РФ.
Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь (КУЗБАСС),Р Коми – Печорский уголь. Курская
обл. – железо. Европейский Север -лес. Волгамашиностроение. Юг РФ – с/х (Ставропольский,
Тольятти (ВАЗ) и Нижний Новгород (ГАЗ) — являются крупными центрами автомобилестроения.
В России 10 действующих атомных электростанций. Курская, Балаковская (Саратовская область),
Ленинградская, Смоленская, Кольская (Мурманская область), Калининская (Тверская область),
Нововоронежская, Ростовская, Белоярская (Свердловская область), Билибинская (Чукотский АО).
Центры алюминиевой промышленности привязаны к крупным ГЭС, так как производство
алюминия очень энергозатратно. Рядом с Красноярском и Братском расположены крупнейшие в
России ГЭС. Крупные центры цветной металлургии России — Красноярск и Норильск.
Тракторостроение налажено в Челябинске и Волгограде. Центрами сельскохозяйственного
машиностроения являются города Рязань и Ростов
Крупнейшие металлургические комбинаты полного цикла расположены в Магнитогорске,
Лесная и деревообрабатывающая промышленность развита в Архангельской области и Республике
Карелия, Красноярский край.
Наибольшая добыча природного газа в России происходит в Западной Сибири, в ЯмалоНенецком
АО. Кроме этого добыча ведётся в Оренбургской и Астраханской областях.
Наибольшая добыча нефти в России происходит в Западной Сибири, в ХантыМансийском АО.
Кроме этого добыча ведётся в республиках Татарстан и Башкортостан.
Крупнейшими центрами чёрной металлургии России являются города Челябинск и Липецк.
№27Анализ текста о природных особенностях Земли.
Подсказка Кейптаун. Ответ: Территория ЮАР.
Подсказка – Кубань. Ответ: Краснодарский край
Подсказка – море Росса. Ответ: Тихий; Южный океан.
Анализируем текст используя ключевые слова и атласы и записываем ответ на БЛАНКЕ №2
29) Объяснение особенностей того, о чем говорится в тексте, причинноследственные связи:
Рассуждаем, используем легенды карт, обязательно отвечаем используя БЛАНК № 2
№30 Выявление признаков географических объектов и явлений
Определение страны. Атлас 7 класс «Политическая карта мира»
Определение города или региона РФ Атлас 8 класс «Административная карта» или
«Федеративное устройство РФ»
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Сайт «Решу ОГЭ»
Возможность работы без регистрации;
Возможность бесплатного пользования;
Возможность распечатать материал для работы
Ежемесячное обновление готовых тестов;
Возможность посмотреть пояснение к типовым заданиям;
Возможность узнать примерные экзаменационные баллы после выполнения тестов.
Сайт «ФИПИ» — задания прошлых лет.
В «КОНТАКТЕ» тематические группы для подготовки к ОГЭ.
«ИНФОУРОК» короткие видеоролики.
РУ «РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК» вебинары В.Б. Пятунина
Пособия для подготовки под редакцией:
Амбарцумова Э.М. ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты, М., «Национальное
Барабанов В.В, Жеребцов А.А ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты, М
!!! Обязательно отвечаем на Бланке № 2, вопрос № 12,28,29 не пропускаем.
!!! Базовые задания обязательно решаем, доводим до автоматизма.