Онтологические основы купринской концепции личности
Человек — феномен, над разгадкой которого не одно столетие работают философы, психологи, социологи, литературоведы. Активно включены в этот процесс и писатели, в произведениях которых ставятся серьезные вопросы человеческого бытия.
Само понятие «личность» долго оставалось расплывчатым и неопределенным, а иногда двусмысленным. В эпоху античности личность воспринималась, как проекция на человека социальных запросов и потребностей. В средневековой философии личность выступает, как особая сущность, и интерпретируется, как деформированное первородным грехом «подобие» личности Бога.
Весомый вклад в рассмотрение проблемы личности внесли представители немецкой классической философии. У Лейбница встречаем мысль о том, что человек реализует себя как личность в способности к познанию Бога, как вечной истины. Кант сформулировал идею о том, что человек реализует себя как личность благодаря самосознанию, отличающему его от животных и позволяющему свободно подчинять свое «я» нравственным законам общества.
Кант обозначил проблему активности человека и его разума. Для Гегеля «каждый человек, преодолевая природность своего самосознания, повинуется всеобщему…по отношению к другим ведет себя так, как надлежит вести себя всем, — признает их тем, чем сам хотел быть признанным, т. е. свободным человеком, личностью» (43, с.26). В качестве вечных, личностно значимых качеств индивида Гегель выделял моральность, нравственность, религиозность.
Основой философских размышлений Л. Фейербаха является антропологический подход к проблеме человека. К. Маркс во многом по-новому подходил к проблеме личности, связывая ее с человеческой сущностью и характером.
Ф. Ницше осуждал приоритетность социального и утверждал индивидуальное начало, которое должно стремиться «почитать самого себя, любить себя самого, быть безусловно свободным в отношении себя самого» (124, с.18).
Своеобразный подход к интерпретации мира личности через различные «феномены культуры» сложился в XX веке в рамках философской герменевтики, рассматривающей личность как некий «понимающий мир феномен» (119, с. 67).
Философы предлагают следующую типологию личности: 1. «деятели» — люди, которые считают главным действие, изменение мира и себя; 2. «мыслители» — люди размышляющие, думающие; 3. люди чувств и эмоций; 4. милосердные люди.
Считается, что чаще всего личность сочетает в себе признаки всех четырех типов. Однако в каждой личности можно выделить определенную доминанту. К примеру, Н. Бердяев основу личности видел в свободе и творческом преображении мира. Под свободой он понимал возможность для самовыражения (23, с. 135).
Современная наука (философия, социология, психология, литературоведение) разрабатывает проблему личности весьма продуктивно. Среди вопросов, которые выносятся на обсуждение: структура личности, факторы ее формирующие, мотивация и ценностная ориентация, прогнозирование личности. Само же понятие «личность» до сих пор является дискуссионным.
Термин «личность» происходит от латинского «persona» в значении «маски», которую надевали актеры во время представлений. Это первоначальный, так сказать внешний, поверхностный смысл. Многообразие теорий личности в зарубежной и отечественной науке приводит к многообразию толкований этого понятия: субъективно воспринимаемая сущность, внутреннее нечто, уникальный способ осознания жизненного опыта.
Но при всем многообразии определений практически всеми учеными подчеркивается значение индивидуальности, относительная неизменность личности, ее связь с обществом. Обилие мнений по проблемам личности можно свести к двум вариантам: 1. личность как социальная характеристика человека; 2. личность как единство социального и индивидуального в человеке.
На наш взгляд, второе понимание является более объективным, исследования многих ученых убеждают в двойной структуре личности, сочетающей в себе сознательное и бессознательное. Этот вывод, по нашему мнению, следует учитывать при анализе литературных произведений.
Проблема личности, так или иначе, связана с вопросом ее структуры. Платонов, например, предлагает концепцию динамической структуры личности, возникающей в процессе взаимодействия 4 аспектов: 1. биологическое начало; 2. индивидуальные особенности психических процессов; 3. опыт; 4. социальный элемент (134, с.26). А.
Лазурский не без основания утверждает, что личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития (эк-зопсихика и эндопсихика) (95, с. 9). А. Ковалев и В. Мясищев выделяют в качестве основных структурных особенностей личности соотношение социальных и индивидуальных тенденций. Большинство ученых представляют структуру личности в виде следующей схемы:
В каждой личности конечно можно выделить наиболее значимые компоненты. Современная наука достаточно далеко продвинулась в осознании происхождения и функционирования человека как системы. Благодаря сочетанию в человеке свойств открытой и закрытой систем, его сознание является одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним миром личности.
Автобиографизм прозы а. и. куприна
преображения в сознании автора воплощается в текст, полный образности и размышлений о проблеме.
Два писателя во многом сходятся в трактовке предмета искусства. Они смотрят на искусство, как на высшую форму развития человеческой культуры, видят избранность художника, чувствуют веяние новой эпохи. Оба защищают и искусство, и художника, и произведения, созданные им, оба обращаются к другим авторам для подтверждения своих слов.
Бальмонт становится далеко не единственным поклонником таланта Уайльда в литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. С этим ирландским автором у русской литературы сложился довольно прочный «роман»: у многих писателей Серебряного века мы встречаем переводы, цитаты из произведений Уайльда, пристальное внимание к нему самому, к его теоретическим работам, большая часть среди которых — это эссе.
Эта форма появляется не только в творчестве К. Бальмонта, но у В. Брюсова, Н. Гумилева, А. Блока, Ф. Сологуба, В. Маяковского. Жанр эссе ясно определяется, стоит только внимательнее взглянуть на работы, которые мы называем критическими статьями и очерками.
«Элементарные слова о символической поэзии» К. Бальмонта можно назвать частью той эссеистики, которая определяла черты мировоззренческой концепции писателя, как и многие другие его теоретические работы. Общность эстетики К. Бальмонта и О. Уайльда проявляется в области мыслей о предмете и сути искусства («преобразование фактов»).
Эссе всегда шире и всеохватнее критической статьи, так как снимает с автора жанровые ограничения и позволяет ему использовать свой художественный язык в полной мере, без оглядки на «правила»; именно к такому типу исследования принадлежит вышеназванная работа К. Бальмонта.
Эссе можно рассматривать в качестве «кода» творчества писателя. В этом размышлении о символической поэзии ярко проявляется авторское «я», К. Бальмонт демонстрирует свой жизнетворческий потенциал.
Эссе стало важной составляющей творчества отечественных писателей Серебряного века, этот жанр существовал, развивался и «цвел» на русской почве, на которую упало несколько семян англо-ирландской эссеистики, оброненных Оскаром Уайльдом. Самобытная форма русского эссе полюбилась авторам, разделенных годами, но объединенных настроением перемен, которое захватило и Россию, и Европу на рубеже веков. И именно к форме эссе мы должны обращаться сейчас, чтобы понять основы развития русской литературной и философской мысли в XX веке.
1. Ерофеев И. Ю. Рецепция творчества О. Уайльда в русской журнальной периодике конца XIX-начала XX века : дис. … канд. филол. наук. Омск, 2022. 150 с.
2. Добрицкая А. В. Русская литература начала XX века и творчество Оскара Уайльда: проблемы влияния, перевода и типологических контактов : дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2005. 202 с.
3. Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поэзии. URL: http://az.lib.rU/b/balxmont_k_d/text_0340.shtml (дата обращения: 22.05.2022).
4. Уайльд О. Истина о масках: эссе / пер. с англ. А. Зверева, О. Кириченко, М. Корнеевой, К. Чуковского. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. 288 с.
© Учакина В. М., 2022
УДК 821.161.1
АВТОБИОГРАФИЗМ ПРОЗЫ А. И. КУПРИНА
Проза А. И. Куприна показывает путь творческих исканий писателя, свидетельствуя о жизненных испытаниях, суровой армейской службе, становлении личности. Автором статьи проведен контекстуальный анализ прозаических произведений А. И. Куприна, выявлены эпизоды, портретные черты персонажей, жизненные факты, которые могут быть поняты через обращение к биографии писателя.
Ключевые слова: А. И. Куприн, автобиографизм, психологизм, рассказ, роман, повесть.
T. n. Ma^a^an T. P. Shalatskaya
AUTOBIOGRAPHICISM OF A. I. KUPRINA’S PROSE
The prose of A. I. Kuprin shows the way of creative searches of the writer, attesting about trials of life, severe army service, formation of personality. The author of the article conducted a contextual analysis of A. I. Kuprin’s prose works, revealed episodes, portraits of characters, life facts that could be understood through an appeal to the biography of the writer.
Keywords: A.I. Kuprin, autobiography, psychology, story, novel, tale.
В XXI веке значительно усилился интерес литературоведов к проблеме автобиографичности прозы. Автобиографизм как одна из особенностей творчества писателя доминирует в сфере отечественных исследований; опубликованные материалы свидетельствуют о внимании к осо-
бенностям трансформации автором художественного текста «жизненного материала», раскрывающего экзистенциальные аспекты. Так, исследователь А. О. Большев отмечает исповедально-автобиографическое начало в русской литературе второй половины XX века [1]; Т. В. Завер в диссерта-
ции сосредоточивает внимание на том, что отличительными чертами русской городской прозы ХХ века являются автобиографизм и автопсихологизм [2]; Ю. А. Косова характеризует автобиографические письма [3]; А. Н. Ларионова изучает поэтику автобиографической прозы А. А. Григорьева [4], Т. О. Личманова исследует феномен «нового автобиографизма» на материале прозы А. Варламова, О. Павлова, М. Шишкина [5], Е. Г. Самарская обращается к понятию «автобиографическое представление» [6] и т. д.
Цель статьи — охарактеризовать автобиографический ракурс прозы А. И. Куприна. Материалом анализа является ряд художественных текстов: «Святая ложь», «Река жизни», «Яма», «Поединок», «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». В этих произведениях писателя не только определены тенденции развития русской литературы конца XIX — начала XX вв., но и отображены биографические материалы. Отметим, что несмотря на обилие в современном куприноведении работ, посвященных поэтике, жанровой специфике, образам автора и героев, элементам фольклора и т. п., не все особенности творчества писателя изучены в полном объеме.
Впечатляет читателей и привлекает внимание многочисленных исследователей богатый жизненный опыт и творчество писателя. Детские годы А. И. Куприна невозможно назвать радостными и безоблачными. После смерти отца мать, оказавшись без средств к существованию, вынуждена была заботиться о детях. Всю свою злобу за нагрянувшую нищету гордая женщина вымещала на сыне: истерики, безосновательные обвинения, насмешки, бесчисленные унижения и побои. Подобное отношение породило в душе мальчика глубокую ненависть к самому родному человеку.
Уже в ранних произведениях писателя прослеживаются первые автобиографические сведения. Так, школьные годы главного героя рассказа «Святая ложь» отмечены постоянным унижением и необоснованными наказаниями, в образе «сердобольной» заметно проявляется сходство с матерью Куприна Любовью Алексеевной.
Содержание произведения «Река жизни» точно передает впечатления главного героя: «Она рано овдовела, и мои первые детские впечатления неразрывны со скитаньем по чужим домам, клянченьем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами, угодливостью, попрошайничеством, слезливыми, жалкими гримасами, с этими подлыми уменьшительными словами: кусочек, капелька, чашечка чайку… Меня заставляли целовать ручки у благодетелей — у мужчин и у женщин» [7]. Детские психотравмы оставили глубокий след в душе и памяти. Дальнейшее пребывание в сиротском доме или закрытом благотворительном казенном пансионе отравляло неокрепшую психику ребенка подглядыванием, ябедничеством, воровством и т. п. Казенный пансион при гимназии, куда был принят А. И. Куприн, имел свои отличительные особенности, там, кроме питания, ему были даны незабываемые жизненные уроки: обыски, зубрежки, шпионаж, курение, употребление алкоголя, раннее общение с проституткой, неприличное заболевание. «Не я один погиб от этой моральной заразы», — сообщает студент из повести «Река жизни» [7]. Характер студента, главного героя этого произведения, раскрывается изнутри, автор умело использует «рассказ в рассказе», что придает текстовому материалу большую достоверность. Жизнь отображена как объективная реаль-
ность, опосредованная в нарративной структуре образом главного героя, морально-этическая позиция которого изложена в записках или рассказах и совпадает полностью или частично с авторской.
Традиция русских писателей новой генерации побуждала к фактографически точному воссозданию действительности средствами художественной выразительности, читатель должен понять причину поведения определенного героя, увидеть течение жизни, социальные явления, окружение персонажа. Опираясь на обширный документальный материал, А. И. Куприн создает повесть «Яма» (1908-1915), неоднозначно воспринятую критиками. Метафорическое название ассоциативно перекликается с драмой М. Горького «На дне». Страшную правду жизни открывает автор своему читателю, знакомя последнего с непростыми женскими судьбами.
Однако значительный интерес в контексте обозначенной ранее тематики вызывает мужской образ. В художественном тексте «Ямы» представлен газетный репортер Сергей Иванович Платонов, в чертах характера которого прорисовываются качества, близкие самому автору: работал в порту, в редакции, любил труд на свежем воздухе, тонко чувствовал, любил жизнь во всех ее проявлениях, изучал ее как исследователь.
Не случайно именно Платонову девица легкого поведения Женька открывает свою израненную душу: «Одного человека я видела ласкового и снисходительного… Ты какой-то странный. Ты все где-то бродишь, ищешь чего-то.» [8, с. 297]. Не понимая истинных причин, заставляющих Платонова постоянно что-то менять в своей жизни, Женька отмечает свободолюбие его натуры и душевную широту. Устами этой героини писатель рассуждает на глубокие философские темы, комментирует и оценивает явления и события описанной отвратительной действительности: «тысячи человек брали меня, хватали, хрюкали, сопели. как ненавижу я их всех! Пу-бли-чная!.. Это значит ничья: ни своя, ни папина, ни мамина, ни русская, ни рязанская, а просто — публичная!» [8, с. 296-297]. Содержание ее речи носит исповедальный характер. Писатель, работая репортером, часто оказывался в злачных местах, видел гнусные социальные явления, разложение нравов. Но к падшим он относился с сочувствием, с болью слушал их откровения, по-христиански жалел погубленные души.
Образ умного и чувствительного человека традиционен для А. И. Куприна. Его герой так говорит о себе: «бродяга и страстно люблю жизнь. Я был токарем, наборщиком, сеял и продавал табак, махорку-серебрянку, плавал кочегаром по Азовскому морю, рыбачил на Черном …» [8, с. 103]. И не только род занятий объединяет героя с автором — эти связи очевидны. Гораздо больше обнаруживается их в поведении, речи, поступках. Так, объясняя Лихонину и Рамзесу причину, по которой русские писатели не изображают в своих произведениях публичные дома, он предполагает, что факторы различны: брезгливость, малодушие, страх прослыть порнографическим писателем, боязнь вторжения в личную жизнь, нежелание копаться в грязном белье. Многое из сказанного придется пережить самому А. И. Куприну, ведь далеко не все ценители литературы приняли должным образом натуралистически жесткую повесть «Яма», немало осуждений и обвинений последовало в адрес автора.
Гуманитарные исследования • 2022 • № 2 (19)
93
Писатель смело взялся за раскрытие взрывоопасной темы, обнажил общественные пороки, заставил посмотреть правде в глаза и ужаснуться содеянному. В уста героя автор вложил свое мнение о правдивости художественных текстов своих современников: либо ложь, либо театральные эффекты для детей младшего возраста, либо хитрая символика.
В Платонове прослеживаются главные черты таких ранее созданных персонажей-правдоискателей, как инженер Андрей Бобров («Молох»), подпоручик Георгий Алексеевич Ромашов, офицер Василий Нилович Назанский («Поединок»). Образ репортера-интеллигента продолжает панораму мужских характеров, исповедующих морально-этические ценности.
Повесть «Поединок», посвященная М. Горькому и вышедшая после цусимской трагедии, стала литературным событием. Внимание автора приковано к захолустному гарнизону с отупляющим укладом, в котором служит подпоручик Ромашов, внешне малопримечательный. Молодой офицер Георгий (Юрий) Алексеевич Ромашов — прекрасный человек, наивно полагающий, что жизнь возможна без войн. В начале повествования он неуравновешен, смешон, несмел. Однако образ главного героя подан автором в динамическом развитии. Потрясенный мученической участью солдата Хлебникова, Ромашов, наделенный «диалектикой души», бунтует. В момент жизненного испытания герой оказывается одинок, против него выступают не только другие офицеры, но и Шурочка, к которой он испытывал чувства. А. И. Куприн, пройдя все круги ада армейской жизни, хорошо знал атмосферу, царившую в мире солдат и офицерского состава. Писателю после лет армейской службы понятны были проблемы достоинства, офицерской чести и предательства. Причины, отчасти разрушавшие государственный уклад, автор видел в том числе и в хаосе, царящем в гарнизонах. Помимо Ромашова, в интересующем нас аспекте следует выделить из системы персонажей повести еще одного героя. Назанскому больше тридцати, он внешне привлекателен, свободолюбив, обладает живым умом, любит жизнь, склонен к философским суждениям и к пьянству. Назанский ненавидел армейскую жизнь, сам не мог объяснить, почему находится в гарнизоне, только с Ромашовым мог поговорить по душам. Этот персонаж наиболее полно провозглашает позитивные идеи писателя. Он любит природу, женщин, солнце и т. п. Критически настроенный Назанский более радикален в своих взглядах, чем Ромашов, в котором мы сначала узнаем черты характера молодого писателя, затем видим, как под влиянием окружающей действительности и армейской рутины в нем растет протест против социальной несправедливости. Принципиально важен факт изменения мировидения главного героя, в суждениях и поступках которого все сильнее проступает образ А. И. Куприна. Раскрывая мысли, желания персонажа, автор стремиться проникнуть в глубины внутреннего мира, выявить причины, возмущающие душу. В анализируемых текстах через мелкие детали (жест, походку) проглядывает психологическое состояние героя. Автора не столько интересует портретное описание персонажа, сколько волнует нравственная составляющая проблемы.
Тематическим и логическим продолжением упомянутых повестей, а также повести «На переломе (Кадеты)» —
воспоминаниях писателя о годах обучения и воспитания в кадетском корпусе, по мнению литературоведов, является роман «Юнкера», написанный А. И. Куприным в период эмиграции. По мнению А. А. Волкова, именно в этом произведении в наибольшей мере раскрылась душа писателя [9]. Главный герой Александров мечтал «сделаться поэтом или романистом» [10, с. 129], занимался переводами, когда сидит в карцерее. Текст романа повествует о юношеской поре А. И. Куприна, когда наивно мечталось о счастье, радостно воспринималась действительность, легко можно было влюбиться.
Автобиографизм как одна из особенностей авторского стиля робко проявляется в ранних текстах («Святая ложь»), проходит красной нитью сквозь такие художественные произведения, как «Река жизни», «Яма», «Поединок», «На переломе (Кадеты)»,«Юнкера». Специфика автобиографизма в проанализированных текстах проявляется на вербальном и невербальном уровнях. При этом важная миссия возложена автором на главного героя, знаковым является и место, в котором раскрываются характеры персонажей. Самовыражение героя происходит через его рефлексию: самоанализ, оценку событий или социальных явлений, описание фактов и т.п. Автобиографический персонаж проходит сквозь ряд испытаний, подобно автору, он пребывает в поиске истины, ищет себя, поэтому берется за любую работу от военного до грузчика или рыбака, он чуткий и свободолюбивый, готов выразить протест, когда сталкивается с унижением человеческого достоинства.
1. Большев А. О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века : авто-реф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2003. 35 с.
2. Завер Т. В. Дом и бездомье героев русской городской прозы 2-й половины XX века : автореф. дис. … канд. филол. наук. Архангельск, 2022. 22 с.
3. Косова Ю. А. Автобиографическое письмо в трилогии Ж. Руо («Поля чести», «Знаменитые люди», «Мир не в фокусе»): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2022. 20 с.
4. Ларионова А. Н. Поэтика автобиографической прозы А. А. Григорьева: автореф. дис. … канд. филол. наук. Вологда, 2022. 28 с.
5. Личманова Т. О. Феномен «нового автобиографизма» в прозе А. Варламова, О. Павлова, М. Шишкина // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 6. № 6. Ч. 1. 2022. С. 258-262.
6. Самарская Е. Г. Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте : автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2008. 22 с.
7. Куприн А. И. Река жизни: повесть. URL: 11йр://гиНЬга1у ru/kuprin/reka_zhizni/87 (дата обращения: 12.02.2022).
8. Куприн А. И. Яма: роман. М. : Изд-во АСТ, 2022. 350 с.
9. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна М. : Худож. лит., 1981. 360 с.
10. Куприн А. И. Соч. : в 2 т. М. : Худож. лит., 1980 Т. 2: Романы. Рассказы. 1980. 398 с.
© Шалацкая Т. П., 2022