Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский Государственный Университет нефти и газа им. И.М. Губкина
Кафедра философии и социально-политических технологий
«Что такое философия»
Выполнил: студент Савенков Л.А.
к.филос.н. Желнова А.М.
Что такое философия?
Что же такое философия? Над этим вопросом задумывались многие учёные, такие как Аристотель, Сократ, Гегель, Кант, Маркс, Соловьев и многие-многие другие. Слово «философия» происходит из древнегреческого языка и означает «любомудрие» или «любовь к мудрости». По определению философия – это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия.
Аристотель говорил, что «философия – это знание об истине». Сократ считал, что «философия – это поиск истины». Гегель полагал, что « философия – это эпоха, схваченная в мыслях». Кант думал, что философия – это метод исследования разума человека. В.С. Соловьев предполагал, что философия – это познание через веру. Маркс же гласил, что « философия – духовная квинтэссенция своего времени», призванная вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно — историческому прогрессу. Как мы видим, учёные из разных эпох трактовали понятие «философия» по-своему. У каждого из них была своя любовь к мудрости. Но при этом все они хотели отыскать истину, смысл, сущность, закономерность существования человека в мире.
Предметом философии, то есть общим в системе « Человек – мир», являются природа, человек или общество. То есть при помощи философии мы можем выявить общие закономерности существования природы и общества, а также найти тенденцию развития мышления человека.
Человек в процессе своей жизни задается множеством вопросов, таких как: откуда появилась жизнь? Как устроен мир? Зачем мы живем? Как человек относится к миру? Как он познает этот мир? Что такое человек? и многие другие. Философия помогает людям найти ответы на эти сложнейшие вопросы. У философии, разумеется, существуют свои функции: мировоззренческая (философия дает картину мира в целом, объединяет данные наук, искусств, практик), критическая (философия стремится разрушить старые идеалы и взгляды человека, пытается сформировать новое мировоззрение), гуманистическая (самоценность человека как личности, право на свободу, счастье), методологическая (философия определяет способы достижения какой-либо цели), творчески-конструктивная (философия помогает мысленно моделировать будущее), аксиологическая (философия определяет истинные ценности и идеалы людей), прогностическая (философия прогнозирует этапы развития человека, общества, природы (материи) на основе знаний об окружающем мире).
Философия – понятие весьма расплывчатое, абстрактное. Оно способно принимать различные формы, причем не только в плане самого её смысла, но и в объяснении того, чем же она все-таки является.
Несомненно, это наука, само название говорит нам, что она о любви к мудрости, древнегреческий философ Аристотель заслуженно величал её «царицей наук». Как и в любой науке, философия имеет собственный предмет изучения – мир и человек, как составляющие одного целого. Также она имеет свойственные науке статичные системы из основополагающих принципов и рациональных размышлений. Ясна нам и цель философского учения, как науки, она заключается в создании путем мыслительной деятельности картины мира и бытия человека в нём. Если как наука, философия определяется более менее однозначным образом, то как понятие абстрактное, она принимает разнообразные вариации истолкования. С чем же это может быть связано?
Для объяснения своей концепции философии, я бы хотела рассмотреть понятие абстракции, как одного из инструментов формирования философии. Абстракция – это взятие во внимание главных аспектов явления и формирование представлений о нём. Таким образом, есть 2 понимания философии. Как науку мы её определяем с помощью конкретного понимания, а расхождения в понятии философии, как осмысления образов реальности можно объяснить абстрактным её пониманием.
Каждому из нас свойственно воспринимать этот мир по своему, поэтому у каждого из нас есть и своя философия. Фридрих Ницше говорил: «Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов». Я согласна с этим высказыванием, так как действительно считаю, что наша собственная философия обладает стабильностью, что нельзя сказать о внешнем мире, в котором мы живем. Это может даровать нам покой, в некоторых случаях исцеление. Цицерон отмечал, что «философия является медициной души». Также я думаю, что наша философия обладает при этом пластикой, может подвергаться изменениям лишь по нашей воле. Можно заимствовать у других положения философии, и этими людьми могут быть как древние философы, так и наши родственники, преподаватели, одногруппники. Например, мой одногруппник на семинарном занятии озвучил мысль Фридриха Ницше о том, что «мыслитель – это тот, кто смотрит на сложные вещи по простому». Я задумалась над этим высказыванием и поняла, что действительно нельзя множить сущности без необходимости, и это важно понять. Данного принципа следует придерживаться любой науке, начиная с её родоначальницы – философии. При этом, по моим наблюдениям явления множества сущностей распространено только на научной части философии и в любой другой науке, в абстрактной же составляющей причин для впадения в крайность не имеется. В этом и прелесть философии, так как абстрактное понимание присуще лишь ей. Другим переломным моментом является чрезмерное увлечение философией как наукой, Платон говорил, что «философия прелестна, если заниматься ей в молодости и умеренно, но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она — погибель человека»
Выполнила: Лайкина Тамара Олеговна
Философия — это наука о мире в целом, предельно общих
законах бытия и месте человека в мире?
Я считаю, что философия является основоположником объяснения всего сущего в этом мире, так как это наука о наиболее общих законах природы, общества, и человеческого мышления, объективно-субъективное знание, сохраняющее следы личности философа.
Слово философия в переводе с древнегреческого значит любомудрие (термин Пифагора).
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Этот предмет шире предмета исследования любой отдельной науки, он обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание и не стоит над ним.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно ( обращённость мысли на саму себя и своё сознание);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Изучив такие разделы философии как:
можно увидеть, что данная наука охватывает практически всё происходящее в этом мире и рассматривает, казалось бы одни и те же вещи, но с разных сторон философской мысли. Своего рода, это наука о познании, которая овладевает объяснениями всего существующего с разных точек зрения прямо пропорционально течению времени. Для меня философия — это учение духовное, которое приходит с опытом и может дать ответы на множество вопросов, причём рассуждений, мировоззрений и мнений на одну конкретную ситуацию предоставляется целое множество. Это учение очень значимо для общих законов бытия.
К примеру, наука без философии — это “слепой человек в степи”. Наука — это то, что изучает историю, а философия открывает будущее. Восточная философия еще тысячи лет тому назад открыла то, что наука пытается доказать по сей день(это то, что наш мир и человек, в том числе, состоит из энергии и, что наш мир — это иллюзия. Реальность — это проекция ума).
Рассмотрим направление, которое изучает бытие и место человека в нём:
– направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
(1889 – 1976) занимался разработкой самих основ экзистенцианалистического понимания предмета и задач философии.
Экзистенция по Хайдеггеру — бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.
1)Что изучает философия?
Философия – это наука, которая занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира в целом (и внутреннего, духовного мира человека). Данная наука охватывает изучение всего мира в целом, в то время как любая другая наука рассматривает только какую-либо определенную часть этого мира. Поэтому утверждение «наука обо всем» применимо именно к философии. Но не обо всем вообще, а только о самых главных чертах, основных признаках мироздания и человека.
Если рассмотреть любую науку, то она изучает и рассматривает только определенную сторону мира. Философия же смотрит на мир сразу со всех его сторон. Любая наука видит лишь одну грань мироздания, а философия видит этот мир полностью, целиком. Философию совершенно точно можно назвать метанаукой, поскольку она пытается добыть сразу все знания, обрести полную истину в отличие от любой другой науки, которая изучает что-то определенное, тем самым получая только часть знания.
Философия изучает очень важные вопросы: Откуда произошел мир? По каким законам он устроен и развивается, или же в нем нет никаких законов? И существует ли мир вообще? Может ли быть так, что все нами видимое — всего лишь иллюзия, и ничего нет? Кто такой человек? Откуда он взялся и куда движется, в чем смысл его появления и существования, какое предназначение призван он осуществить во Вселенной? Или же у него нет ни смысла, ни предназначения, а жизнь его — только воля слепой случайности? И почему все вообще так, как есть? А может ли быть иначе? А как должно быть? И можно ли что-либо изменить?.. За всю свою историю человек почти нисколько не продвинулся в поисках ответа на эти вопросы и назвал их вечными. Философия, таким образом, — это бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания.
Изучив вопросы, которые изучает философия, можно сделать вывод, что данная наука не рассматривает что-то конкретное, а изучает в целом мир, не зацикливаясь на какой-либо определенной его стороне.
Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник для вузов / С.Р. Аблеев. — Люберцы: Юрайт. -2016. — 318 c
Рассел Б. История западной философии. Том 1 / Б. Рассел. — М.: АСТ. -2018. — 768 c.
2)Что такое натурфилософия? Сравните две из этих философских школ: Милетская школа, Элейская школа, пифагорейцы, атомисты.
Натурфилософия – это направление философской мысли в центре которого стоит проблематика осмысления природы, ее первоначал, проявлений и свойств.
Милетская школа объединяет философов, стремившихся к поиску первоначала мира в различных стихиях, и воспринимавших мир как постоянно движущееся, изменяющееся естество. Гераклит установил изменчивость, постоянное движение как главную форму существования мира, и потому в качестве первоначала выбрал огонь, как наиболее изменчивую стихию. Он указывал, что все в мире состоит из противоположностей, который притягиваются друг к другу, холодное становится теплым, а теплое в свою очередь холодным и т.д. Но противоположности не только взаимосвязаны, но и борются друг с другом, их борьба – главный способ движения мира и его существования. Главным соперником Милетской школы являлась Элейская школа, появившаяся примерно в то же время. Представители Элейской школы вопросами естествознания не занимались. Они изучали бытие. Самый яркий представитель этой школы, Парменид, развивал метафизическую концепцию бытия – он считал его единым, неделимым, неподвижным и неизменяющимся. Он полагал, что мир – это шар, в котором всё едино и не существует границ между предметами, а всё многообразие объектов и предметов – это лишь формы проявления единого мира. Парменид отрицал наличие любых частей у мира. То есть не существует четких границ между предметами, следовательно и самих предметов, нет пустоты, есть лишь сам единый мир. Поскольку пустоты и предметов не существует, то соответственно не может быть никакого движения. А поскольку предметы не могут менять свое положение в пространстве, значит, нет и самого течения времени – всё это лишь суть иллюзии человеческого мозга.
Рассмотрев милетскую и элейскую школы философии, стало ясно, что это две противоположные школы, поскольку первые считали, что мир состоит из взаимосвязанных частей, а вторые – что мир един и не имеет четких границ, а движение и предметы – это человеческие иллюзии.
Герасимова И.А. Натурфилософия античности в зеркалах науки и культуры: учения о первоначалах // Epistemology & Philosophy of Science. – 2007. — Т.Х, №2 – стр. 192 – 202
Штомпель О.М. Натурфилософия как феномен культуры // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2005. — №3. – стр. 1-7
3. Что является субстанциональной основой бытия с точки зрения материализма? Назовите формы материализма.
В материалистическом понимании субстанциональной основой бытия мира является материя. Классики марксизма сделали попытку преодолеть тождество материи и физической реальности. В.И. Ленин, развивая взгляды Энгельса на природу материи, определяет материю как философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях. В основе этого определения лежит противопоставление материи другой, столь же объемной по своему содержанию, категории – сознанию. Материальным является то, что противостоит сознанию, отображается сознанием и не зависит от сознания. Материя есть субстанция сущего, она самодостаточна и через сознание отражается в практической и теоретической деятельности человека.
В истории философии можно выделить следующие формы материализма:
1. Стихийный материализм. Это исторически первая форма материалистической философии в странах древнего мира. Стихийный материализм основан на представлении о том, что всё существующее возникло из нескольких изначальных стихий, материальных по своему характеру (как правило, назывались в качестве стихий земля, вода, огонь, воздух).
2. Атомистический материализм. Предполагалось, что всё существующее состоит из мельчайших, неразложимых далее, то есть простых, частичек – атомов. Представители атомистического материализма полагали, что все процессы и явления в мироздании могут быть объяснены действием атомов.
3. Пантеистический материализм. Эта форма материализма характеризуется представлением о тождестве материи и божественного начала. На материю переносятся свойства, изначально приписываемые Богу (вечность, бесконечность, способность к сотворению и пр.). Очень часто пантеистический материализм подразумевает учение о всеобщей оживотворённости и одушевлённости материи.
4. Механистический (метафизический) материализм. От атомистического материализма была заимствована идея о наличии мельчайших частиц, из которых состоит всё мироздание. Считалось, что эти частички подчиняются действию законов механики. Поскольку же из таких корпускул состоит всё существующее, полагали, что всё может быть объяснено из законов механики (механицизм).
Таким образом, в материалистической философии материя определяется как субстанция всех вещей и явлений в мире. Материализм имел 4 формы: механистическую, пантеистическую, атомистическую и стихийную.
Богданов А.А. Философия живого опыта: Материализм, эмпириокритицизм, диалектический материализм, эмпириомонизм, наука будущего. Популярные очерки / А.А. Богданов. — М.: Красанд. — 2019. — 272 c.
Энгельс Ф. Исторический материализм: Дискуссии, размышления, философские проблемы / Ф. Энгельс, К. Каутский, П. Лафарг и др. — М.: КД Либроком. — 2018. — 408 c.
4. Что такое свобода личности? Как свобода человека соотносится с ответственностью?
После того как человек появляется на свет, он вступает во взаимоотношения с обществом, в результате этого приобретает определенные социальные качества, таким образом превращаясь в личность. Философия признает личность не только носительницей конкретных общественных отношений, но и носительницей собственного «Я», носительницей свободы воли, свободы выбора и ответственности. Чтобы разобраться в понятии «свобода личности», необходимо разобрать понятия волюнтаризма и фатализма, а также определить границы необходимости, без которой невозможна реализация свободы. Волюнтаризм-это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Он проявляется в основном в социально- политической практике как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно решать проблемы жизни общества. Действовать в духе волюнтаризма – значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Фатализм предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли волей Бога (в христианстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими.
«Свобода как познанная необходимость» — сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Как правило, люди уверены, что они наделены свободой воли и их поступки – это лишь то, что они сами хотят. Однако, это не совсем правильное утверждение. Свобода – это иллюзия, поскольку большинство людей понимают то, что делают, но не вникают в причины, их обусловливающие. Свобода и ответственность – неотделимые понятия, парадокс, поскольку чтобы соблюсти свободу всех людей, нужно придерживаться определенных принятых правил, то есть ограничивать себя в каких-либо действиях. Если человек нарушает эти правила, в дальнейшем он будет отвечать за свои поступки и принятое решение как перед самим собой, так и перед обществом. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу в нужное русло.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений.
Строганова Н. И. Свобода человека: философская и правовая категория // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2012.
Кто такой философ
Философия (с греческого это слово переводится как «любовь к мудрости») — система идей и представлений о мире, рационально обоснованных и систематизированных. Можно сказать, что философ — это тот, кто размышляет на философские вопросы, например о Боге, любви, политической жизни, и пишет научные труды, в которых предлагает логически выстроенные решения. Исследователь опирается на философскую традицию, то есть на идеи мыслителей, которые задавались теми же вопросами раньше. Философ может продолжать чей-то труд, а может критически переосмысливать его и даже спорить с ним. Философ сегодня, как правило, рассуждает на актуальные темы, а также анализирует тексты своих предшественников и распространяет артефакты человеческой мысли, вступая в диалог с мыслителями прошлого.
Чем занимается философ в обществе
Философ зачастую занят анализом современных культурных и социальных проблем. Он изучает общество и человека, наши взаимодействия друг с другом, отношения с государством, принципы работы мышления и языка. Обращаясь к людям, философы делятся рассуждениями, чтобы у нас была возможность приобрести новый взгляд на обыденные вещи, выйти за пределы привычной бытовой мудрости, порефлексировать и лучше понять самих себя и мироздание.
Изображение: Oleg Agafonov / Dribbble
Как стать философом
Строго говоря, чтобы стать философом, заканчивать университет необязательно, но если для вас эта наука — неизведанная интеллектуальная территория, то вуз окажет вам большую поддержку в знакомстве с историей идей и философскими традициями. Этому учат на философских факультетах, которые есть во многих вузах, в том числе в таких, как МГУ, ВШЭ и РГГУ.
Чтобы поступить на философский, как правило, нужно сдавать ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому, иногда к ним добавляется английский. В вузе вы будете читать много философских трудов — от древнегреческих до современных, анализировать их, сравнивать, изучать логику, историю, знакомиться с гуманитарными дисциплинами и приобретать навыки научной аргументации, писать эссе и проводить исследования.
Как сами философы понимают свою профессиональную деятельность и роль философии в жизни общества? Об этом мы поговорили со студентами философских факультетов и с исследовательницей в области философской антропологии.
студентка первого курса философского факультета МГУ
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ФИЛОСОФИЯ?
Если давать философии определение, то получится, что философия — это не совсем наука. У меня скорее возникает ассоциативный ряд с историей мысли, с познанием себя и бытия вокруг.
В какой-то момент я поняла, что всё, что меня интересует — наука, искусство, религия, — всё сходится в одной точке, и этой точкой оказалась философия. Гуманитарные факультеты дают базу. Ты можешь забыть, как звали египетского царя в V веке до нашей эры, но всё равно после учёбы останется что-то, что позволит тебе смотреть на мир сложнее.
ПРИКЛАДНОЙ ФУНКЦИИ У ФИЛОСОФИИ НЕТ. НО ФИЛОСОФИЯ — ЭТО ЖИВАЯ МАТЕРИЯ. МНЕ КАЖЕТСЯ, АБСОЛЮТНО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ФИЛОСОФСТВУЕТ.Философский труд, конечно, может написать не каждый, но каждый может прийти к тем же мыслям, что высказываются в этом труде. Поэтому нельзя ограничивать философию только кругом людей, получивших философское образование.
Главная ценность философии — это осознание себя в этом мире, мира внутри себя и всего существующего. Во время изучения философии у тебя получается раздвоиться и начать задавать себе вопросы, которыми ты бы не задавался иначе. Философия позволяет смотреть с другой высоты на себя и на мир — без такой смены перспективы невозможно двигаться дальше. Думаю, что философия — это уровень рефлексии. А без рефлексии жизнь, конечно, возможна, но что это за жизнь тогда такая?
студентка четвёртого курса Школы философии и культурологии ВШЭ
КАК ТЫ РЕШИЛА ПОСТУПАТЬ НА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ?
Кажется, всё началось с факультатива по логике. Там я познакомилась с преподавателями и студентами Школы философии ВШЭ. Общение с преподавателями-философами дало понять, что философия может дать мне фундаментальное гуманитарное образование и поможет в моём дальнейшем академическом пути.
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ФИЛОСОФИЯ?
Можно по-разному определять её: от любви к мудрости до способа мышления. По сути, это некое стремление к вопрошанию и поиску причин в метафизическом дискурсе. Вместо вопроса «Почему небо голубое?» философ спрашивает: «Почему мы видим небо голубым? Почему правильно, что небо голубое?» Философия обращает внимание на те вещи, которые часто остаются вне стандартного поля вопросов. Мне кажется, что все дети — философы: они интересуются миром, размышляют о том, почему что-то происходит.ФИЛОСОФИЯ — ЭТО НАУКА, КОТОРАЯ СТОИТ ВНЕ ОСТАЛЬНЫХ НАУК И НАД НИМИ. В ЭТОМ ЕЁ СМЫСЛ.
В ЧЁМ ЦЕННОСТЬ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА?
Человек не может жить без культуры. Кем бы ни работал человек, он приходит домой с работы и в свободное время занимается чем-то, отдыхает. Его досуг связан с культурными практиками, а культура — это вотчина гуманитарного знания. Устройство общества завязано на гуманитарном знании. Без понимания человека и культуры никакие институции бы не смогли работать. В буклете философского факультета как возможное место работы выпускников указана госслужба — в этом есть правда. Навыки теоретизации и понимания процессов, связанных с государством, человеческой жизнью и мышлением, необходимы при устройстве жизни общества.
младший научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН
Я бы ответила так — в какой бы ситуации ни находилось человеческое существо, оно задаётся вопросами по поводу своего положения. Философия позволяет проследить причинно-следственные связи между нашими суждениями, и так мы гармонизируем картину мира, она становится менее противоречивой. Иными словами, философия — это инструмент для сборки человека, то есть её миссия довольно прагматична.
КАК ТЫ РЕШИЛА СТАТЬ ФИЛОСОФОМ?
Я с ранних лет тяготела к книгам, к анализу текстов и их написанию. Философское образование представлялось мне тем пространством, которое позволяет студенту получить самый широкий спектр знаний. Нужно сказать, что мои ожидания оправдались: философское образование даёт выходы на бесчисленное количество гуманитарных наук — и на психологию, и на культурологию, и на эстетику, и на логику. На примере тех, кто учился со мной в одно время, я могу сказать, что люди, окончив философский, двигаются с полученным багажом знаний в самых разных направлениях, и я уверена, что этот багаж способен обогатить любую сферу деятельности.
Моя же ситуация такова, что уже на третьем курсе, когда настала пора выбирать кафедру и научного руководителя, я попала в очень интересный сектор — сектор аналитической антропологии. Университет, в котором я училась, — это университет при Академии наук, и большая часть преподавательского состава относилась непосредственно к Институту философии при Академии наук.
Выбирая научного руководителя, ты также выбирал сектор (кафедру), к которой будет относиться твоя курсовая или дипломная работа. Я выбрала философскую антропологию как дисциплину, которая, на мой взгляд, затрагивала наиболее актуальные вопросы и тексты. В дальнейшем, познакомившись с исследователями с этой кафедры, мне уже не хотелось расставаться ни с кафедрой, ни с коллегами, так что после диплома я поступила в аспирантуру и в мае этого года защитила кандидатскую диссертацию — уже в статусе научного сотрудника.
ЭТО СПОРНЫЙ ТЕЗИС, НО МНЕ КАЖЕТСЯ, НИКАКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ФИГУРЫ УЧИТЕЛЯ, НАСТАВНИКА ИЛИ МАСТЕРА.
Я вижу подтверждения этому в самых разных сферах — и в искусстве, и в кино, и в науке: там, где имеет место творческий процесс, важно найти ориентир, авторитет, источник вдохновения, в диалогах с которым — очных и заочных — ты сможешь обучаться и расти. Для меня таким источником был мой научный руководитель, Валерий Александрович Подорога — создатель метода аналитической антропологии и основатель одноимённого сектора в ИФ РАН.
ЧТО ВХОДИТ В СФЕРУ ТВОИХ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ?
Меня всегда привлекал феномен коллективности. Я начала исследования с написания курсовых и диплома о французской социологической школе: меня заинтересовали Жорж Батай и Роже Кайуа. Эти мыслители задавались вопросами, которые кажутся актуальными и сейчас: что есть феномен сакрального вне религиозности, в «светском» пространстве? Как общество коллективно переживает сакральный опыт? Чем подпитывается коллективный аффект? В дальнейшем я осталась в лоне «континентальной» традиции и посвятила кандидатскую французскому исследователю Рене Жирару.
Дописывая диссертацию, я увлеклась темой экологии. Мне казалось очень важным осмыслить экологические проблемы с философских позиций, и я организовала просветительский лекторий Repubblica Verde, в котором учёные из разных сфер могут знакомить широкую аудиторию с разными аспектами «зелёной» повестки.
Другая тема, которой я увлеклась в последнее время, это экофеминизм — теория, которая проводит параллель между угнетением социальных групп, в первую очередь женщин, и отношением человека к природе. Экофеминизм предлагает нам порефлексировать на тему того, как преодолеть иерархическую модель отношений с природой и выстроить более здоровые и менее ресурсно-ориентированные отношения между всеми живыми существами.
КАК ВЫГЛЯДИТ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ФИЛОСОФА?
Любопытно, что любой исследователь всегда находится в режиме «работы» и никогда не находится в режиме «отдыха»: любая интеллектуальная пища становится поводом для размышления, и получается, что грань между состояниями работы и не-работы стирается, особенно когда ты погружён в какую-то интересующую тебя тему и охвачен азартом. В философии это усугубляется тем, что мысль не имеет локализации, она не привязана к конкретным инструментам, без которых невозможен рабочий процесс.
Но я всё же настаиваю на том, что мы все нуждаемся в гигиене труда и «переключении режимов». Например, мне нравится работать в библиотеке, писать от руки, я люблю книги в бумажном формате. В этом плане я стою на осознанно ретроградных позициях и симпатизирую «тёмной академии», потому что она придаёт учебно-исследовательскому процессу эстетическое измерение.
Пандемия существенно изменила форматы взаимодействия в РАН: раньше мы имели возможность побеседовать с коллегами очно, спонтанно заглянуть на чей-то семинар, узнать любопытную новость во время смол-тока в коридоре. Теперь мы больше взаимодействуем онлайн, и это повлияло как на взаимодействие внутри сообщества, так и индивидуальные распорядки дня. Сейчас институт снова переходит на прежний режим работы, и я думаю, что возвращение в офлайн заставит нас под другим углом взглянуть на процесс исследования.
КАКОВА СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ?
МНЕ КАЖЕТСЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО, КОГДА МЫ ТЕРЯЕМ ПОЧВУ ПОД НОГАМИ, В ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТАХ МЫ МОЖЕМ НАЙТИ СВОЕГО РОДА МАЯКИ, В СВЕТЕ КОТОРЫХ ИЗ РАЗРОЗНЕННЫХ АФФЕКТОВ, ИДЕЙ И ТЕРМИНОВ СКЛАДЫВАЕТСЯ НАШЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ.
Философия показывает, из какой точки производятся те или иные наши высказывания, как устроены наши идейные остановки, касающиеся общественного устройства, социальной справедливости и морали, ценности искусства. Потому что эти установки в той или иной форме есть у каждого Homo sapiens, но мы не всегда умеем защищать свою позицию, находить нужные аргументы, строить из них непротиворечивую систему, как я упомянула ранее.
Философское образование укореняет где-то в подсознании мысль, что ты не одинок в своём вопрошании: какую бы позицию ты ни занимал, что бы ни переживал, какие дилеммы бы перед тобой ни стояли, найдётся автор, который может стать твоим заочным собеседником. Это особенно ощутимо и ценно в эпоху турбулентности, такую, какую мы переживаем сейчас. Я замечаю подъём интереса к гуманитарным наукам, это видно в том числе и по возрастающему запросу на научно-популярные тексты и передачи.