- ИсследованиФормирование здорового образа жизни у старших дошкольников
- Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
- 1 Понятие здорового образа жизни в педагогике
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИсследованиФормирование здорового образа жизни у старших дошкольников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РОЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
.1 Понятие здорового образа
жизни в педагогике 5
.2 Условия формирования
здорового образа жизни у старших дошкольников 14
.3 Роль дошкольного
образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших
дошкольников 23
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
.1 Этапы, методы и методики
исследования 35
.2. Программа формирования
основ здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ 45
.3 Анализ результатов
исследования роли ДОУ в формировании здорового образа жизни старших
дошкольников 58
Выводы по второй главе 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка —
это основа формирования личности. Задача раннего формирования культуры здоровья
актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь
именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных
систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные
возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег,
гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание — все эти средства
обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется
контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных
периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде
закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит
становление двигательных способностей, формируется интерес к физической
культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие
качества.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для
формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я»,
правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того
насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом,
на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.
Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и
личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в
его сознании этого понятия.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что
формирование здорового образа жизни у дошкольников является серьезной
проблемой, решение которой находится в сфере педагогики. Все сказанное выше
определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и
практически исследовать роль дошкольного образовательного учреждения в
формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль ДОУ в формировании здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста.
1. Изучить психолого-педагогическую и
методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить условия формирования
здорового образа жизни у старших дошкольников.
3. Вывить роль дошкольного
образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших
дошкольников.
4. Разработать программу формирования
здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования: дошкольное образовательное
учреждение играет важную роль в формировании здорового образа жизни у старших
дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
наблюдение, эксперимент.
База и этапы исследования: МДОУ — д/с № 7 пос. Саргазы
В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап — анализ психолого-педагогической литературы, нормативных
документов по проблеме исследования, формирование основного положения
исследования, подбор методик для определения уровня сформированности здорового
образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап — проведение экспериментального исследования по определению эффективности
программы формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ.
Третий этап — обработка результатов эксперимента, письменное оформление
работы, подготовка ее к защите.
Практическая значимость работы: предложенная программа может быть
использована в методической работе типового ДОУ, в деятельности педагогов по
формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов,
заключения, списка литературы в количестве 45 источников, таблиц и рисунков в
количестве 4 штук, приложений.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего
здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического
воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных
ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических
возможностей.
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у старших
дошкольников являются физкультурные занятия в дошкольном образовательном
учреждении.
Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического
обучения физическим упражнениям в детском саду.
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных
двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих
положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует
развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия
одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение
материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными
действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного
выполнения в другие ситуации.
Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения
одновременно всей группой, организуясь различными способами, что формирует у
них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям,
умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или
творчески выполнять предложенные задания.
Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора
педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных
движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный
опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания
составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое
движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято
движение, требующее подстраховки. Целенаправленный подбор упражнений для
усвоения сложных движений может осуществляться в любой части занятия до
выполнения ведущего движения.
Таким образом, физкультурные занятия способствуют передаче дошкольникам
общественно-исторического опыта и культуры выполнения движений, выработанной
человечеством. Групповой способ выполнения физических упражнений успешно решает
задачи закрепления и совершенствования движений.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у
дошкольников входят следующие составляющие:
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание; закаливание;
Сложившаяся на сегодняшний день система образования не формирует должной
мотивации к здоровому образу жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит
к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.
Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных
эмоций.
Семья в наше время не является в наше время местом формирования и
укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний,
ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы.
Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской
деятельностью здорового образа жизни дошкольников, проведением
лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной
работой с детьми является информационно-просветительская и воспитательная
работа с их родителями.
Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ
охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование
интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для
социального и профессионального самоопределения, профилактические меры — все
это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни. Отсутствие у
ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое
здоровье — это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование
должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что
укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря
совместным усилиям детского сада, семьи, общества, подрастающий гражданин
должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное
здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его
здоровье — это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и
личное счастье.
Информационно-просветительские и воспитательные меры должны
осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводе с
греческого — предохранительный, предупредительный) — это целый комплекс
мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень
здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний
(например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий
для труда, быта, отдыха.
Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый
образ жизни. Общественная профилактика — это целостная система мер: социальных,
экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и
санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько
сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и
здоровья окружающих его людей.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно
важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств
физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное
учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового
образа жизни, используя различные формы работы.
И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии
развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность
здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно
формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Зачастую у дошкольников отсутствует заинтересованность в занятиях
оздоровительного характера. По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что,
во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего
в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных
эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются
указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того,
выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека
значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника,
имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью,
воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья
формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и
внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
По словам Б.Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только
заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить
здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его
(родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него
атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа
жизни.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и
соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического
характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для
создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой
жизни.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком
пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать,
прислушаться к своему организму.
Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении
своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно
исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни,
их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения.
В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со
сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального
здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного
места.
Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в
безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни
вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы
должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с
социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в
дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием
развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную
часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу
специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители,
ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только
санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены
нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений.
Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время
укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий,
здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их
пробуждении. Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки
возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье
и здоровом образе жизни у здорового человека.
Необходимо понимать, что воспитание у детей этой потребности — задача
государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного
образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью,
которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.
Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек
здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за
время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести
анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь
избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана,
должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы.
Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении,
предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков
здорового образа жизни, нужно учитывать эффект задержанной обратной связи. Его
суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным
здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу
заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект
далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого
не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов
от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют
их механически (так надо), а если появляется возможность, то попросту
увиливают.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни
является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом
образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка
формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и
личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно.
Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.
Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный
интегрированный курс с другими образовательными областями.
Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы,
что позволяет «укладываться» в отведенное для занятий время и не перегружать
детей.
Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы
дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами
сформулировать соответствующие выводы.
В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику
самомониторинга здоровья.
В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать
практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном
учреждении. Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая
его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом
взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их
собственной заботой о нем.
1 Понятие здорового образа жизни в
педагогике
Согласно определению Всемирной организации
здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и
социальную категорию, т.е. здоровье — это состояние телесного, душевного и
социального благополучия.
Из приведенных определений видно, что понятие
«здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды
и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и
социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов.
Так или иначе, ученые выходят на проблему зависимости
всех видов здоровья от того, как человек относится к дарованной ему жизни. От
того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни — биологический или
духовный, какие ценности становятся для него главными в реализации избранного
пути — позитивные или негативные. Чем избранные ценности, в свою очередь,
определяются — обыденным мнением толпы, ориентированной на животные инстинкты
или нравственным императивом, исходящим от высших сил природы. Иными словами,
проблема образа жизни становится ведущей в решении задач сохранения и
приумножения здоровья.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от
здоровья. Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития
детского организма.
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка
заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле —
вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает
и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного,
тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или
несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого
тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по
этому пути» (В.,с.54).
Таким обоазом, великие философы — мыслители утверждали, что сам человек
главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и
стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
Великий русский ученый М.В. Ломоносов в 18 веке написал обращение «О
сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по
сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни
страны, представил социально-экономическую программу.
М.В. Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии,
физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению,
позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать
педагогам.
Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам
валеологии.
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
По мнению С.В. Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать
вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и, кроме того, что это
определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или
приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации».
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья
отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и
социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов)
здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма
человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального
развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных
этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются
пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают
индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем
организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные
резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
. Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу
которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими,
так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
Признаками здоровья являются:
· специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к
действию повреждающих факторов;
· показатели роста и развития;
· функциональное состояние и резервные возможности организма;
· наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта
развития;
· уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%,
то состояние здоровья, лишь на 10% зависит от деятельности системы
здравоохранения, на 20% — от наследственных факторов, на 20% — от состояния
окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа
жизни, который он ведет.
Образ жизни — тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями
общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются
труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и
культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и
проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья,
то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно
рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное
взаимодействие индивида с окружающей средой.
Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория,
представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных
потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в
удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная
категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека,
то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и
психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который
в большей степени носит персонифицированный характер и определяется
историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными
наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более
или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества,
каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их
удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от
воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в
понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению
человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для
здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении
формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного
здоровья.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы
и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и
совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное
выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от
политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает
ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения
и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста,
воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того,
что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Таким образом, исходя из названных определений, за
основу было взято положение о здоровом образе жизни, как типичных формах и
способах повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и
совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное
выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических,
экономических и социально-психологических ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты диагностики уровня сформированности здорового образа жизни
старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
. Что значит быть здоровым? 1
. Здоровье мое и моей семьи. 1
. Откуда берутся болезни? 1
. Здоровый образ жизни — путь к счастью и долголетию.
2
Итого: I блок — Здоровье — бесценный дар природы 5
. Движение — свойство всего живого 2
. Физическая культура — кладовая жизни и источник
здоровья 2
. Физические упражнения — источник молодости,
оптимизма и долголетия. 1
. Какие бывают движения? 1
. Самые древние виды движений человека. Азбука
двигательного опыта. 7
. Гимнастика — путь к здоровью, красоте и
гармоничности 2
. Игры — не только забава, но и здоровье. 3
. Туризм. 2
. Мой друг — Спорт. 2
. Двигательный режим. 1
Итого: II блок — Движение — путь к здоровью 23
. Что такое закаливание? 1
. Солнце — источник жизни на земле. 1
. Каким воздухом мы дышим? 2
. Чистая вода — для хвори беда. 2
. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья! 2
. Массаж — средство профилактики болезней 2
Итого: III блок — Если хочешь быть здоров — закаляйся
10
Всего занятий 38
Тема. Осанка — стройная спина
Программное содержание. Продолжать формировать у детей
представление о факторах, формирующих здоровье, Познакомить с правилами
поддержания правильной осанки, с физическими упражнениями для укрепления мышц
спины. Учить детей правильному использованию физической культуры, ее
разнообразных средств в повседневной жизни, в игре;
Развивать умение поддерживать беседу: правильно по
форме и содержанию отвечать на вопросы. Развивать речедвигательные навыки,
произвольную память;
Способствовать воспитанию сознательной установки на
здоровый образ жизни: гигиеническое поведение, обеспечение собственной
безопасности.
Предварительная работа. Рассматривание скелета
человека и животного (иллюстрации). Настольная игра «В мире опасных предметов».
Упражнения на развитие равновесия. П/и «Совушка».
Материал. Куклы настольного театра обезьяна и мышонок,
плакат с изображением скелета человека, детская майка с ярко прорисованной
линией вдоль позвоночника, карточки с 3-4 изображенными предметами, один из
которых представляет опасность при неправильном использовании, цветные
карандаши.
. Введение в тему.
) Чтение детям стихотворения «Встреча» (автор С.
Королева) с использованием кукол настольного театра
Мышонка Пика спозаранку,
Как живешь? — его спросила.
Ответ грустный получила.
Очень трудно жить на свете
Несовсем здоровым детям.
У меня спина болит,
Сердце медленно стучит,
Задыхаюсь я немного,
А еще ослабли ноги.
Тебе совет, дружочек, дам:
Не спеши ты к докторам,
Помочь себе ты сможешь сам.
Сердце, ноги и спина —
Это ведь беда одна:
Плечи ты не расправлял?
Спину прямо не держал?
За столом сидел, как дед,
Ты и в завтрак и в обед?
Спортом ты не занимался?
И сутулым ты остался!
Вот и сердце заболело,
Ногам тоже надоело,
Ты запомни мой совет:
Для тебя сейчас важна
Осанка — стройная спина!
Тут Мышонок разогнулся,
И пошел к себе домой
С приподнятой головой.
По дороге думал Пик:
Зря сутулиться привык.
Если дальше так пойдет,
То беда меня ведь ждет
Не помогут доктора!
Вы согласны, детвора?
) Беседа по содержанию:
Почему был грустным Мышонок?
Почему у него все болело?
Что посоветовала Обезьянка?
Что такое правильная осанка?
Почему она важна
. Определение цели занятия
Вы считаете свою осанку правильной?
Кто должен заботиться о вашей осанке?
Что нужно делать, чтобы быть стройным и иметь ровную
спину?
Чтобы получить компетентный, грамотный ответ на этот
вопрос, давайте обратимся к специалисту. В стране Здоровячков, где мы уже были
с вами, есть Доктор Красивая Осанка. Он точно знает, что и как надо делать. Вы
готовы отправиться в страну Здоровячков?
. Физминутка + речевая зарядка
Дети маршируют по группе, повторяя за воспитателем
речевку (2-3 раза)
Раз-два — нам нужна
Осанка — стройная спина,
Три-четыре — в путь готов —
Идем в страну Здоровячков
. Работа над темой
) Встреча с Доктором Красивая Осанка (далее КО)
Дети формулируют проблему, просят его помочь —
рассказать о том, как формировать правильную осанку.
) Рассматривание скелета человека (иллюстрация)
КО — Ребята, вы знаете, что это такое?
Из чего состоит скелет?
Как называется главная часть нашего скелета, которая
держит наше тело ровным?
Найдите у себя позвоночник. А теперь друг у друга.
Нащупайте его. Ровный ли позвоночник у вас и у вашего товарища?
Когда позвоночник искривлен, то возникает скалеоз. От
него страдают сердце, легкие и т. д. Чтобы этого не случилось с вами,
необходимо соблюдать правила для поддержания правильной осанки.
) Знакомство с правилами для поддержания правильной
осанки
Первое правило. «Ходи всегда правильно: голову держи
прямо, плечи развернуты, мышцы расслаблены»
КО, не говоря детям правило, демонстрирует его и
предлагает детям сформулировать его. Повторяют 2-3 ребенка.
Давайте подойдем к зеркалу и посмотрим на свою осанку.
А теперь походим, соблюдая это правило. Можно ходить с небольшим предметом на
голове.
Второе правило. «Правильно сиди за столом: не горбись,
не наклоняй низко голову»
КО предлагает ребенку надеть майку со схематическим
изображением позвоночника и сесть, сначала сгорбившись и согнувшись, затем
прямо. Остальные дети наблюдают, что происходит с линией, на майке.
Что происходит с позвоночником при неправильном
сидении?
Каково второе правило? (повторяют 2-3 ребенка)
Воспитатель: — Давайте покажем КО, как мы умеем
правильно сидеть.
Работа с карточками:
КО — Найдите на карточке и раскрасьте предмет, который
может быть опасен при неправильном обращении с ним
Почему вы раскрасили этот предмет? Какую опасность он
может представлять? Как правильно им пользоваться?
Третье правило. «Выполняй упражнения по укреплению
мышц туловища»
КО показывает картинку с изображением упражнений. Дети
догадываются, какое следующее правило (повторяют 2-3 ребенка) .
КО проводит «Гимнастику для спины»
• Упражнение «Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в
колене левую, руки вверх ладонями наружу.
• Упражнение «Вырастем большими»: стоя на носках, руки
вверх ладонями наружу.
• Упражнение «Лягушонок»: стоя, ноги на ширине плеч,
кисти к плечам, ладони вперед, пальцы врозь
• Упражнение «Силачи»: стоя, руки к плечам, пальцы в
кулаки, лопатки сблизить
• Упражнение «Пистолет»: Полуприсест на правой ноге,
левую вперед, руки на пояс, локти назад.
Подвижная игра «Совушка» (3 раза)
Игроки стоят в кругу, взявшись за руки. Совушка (ребенок)
в кругу. Дети идут по кругу со словами:
Ах, ты, Совушка-Сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь
Ночь летаешь, днем ты спишь.
Подается команда: День наступает, все оживает.
Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в
разных направлениях
Подается команда: Ночь наступает, все замирает
Дети замирают на месте, приняв позу с правильной
осанкой (из предыдущего задания «Гимнастика для спины»
Совушка осматривает игроков и хвалит тех, у кого
правильная осанка.
. Итог занятия
КО — Ну что все правила усвоили?
Так что нужно делать, чтобы сберечь правильную осанку?
Готовы ли вы выполнять эти правила каждый день?
Тогда вот вам еще один совет: чаще смотрите в зеркало,
которое подскажет вам, какая у вас осанка. (Прощается с детьми)
Воспитатель: Мы возвратимся в д/с, если будем говорить
дружно речевку:
За осанкой я слежу,
Спину ровно я держу.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу. (2-3 раза)
Результаты диагностики уровня сформированности здорового образа жизни
старших дошкольников (контрольный эксперимент)
Расчет критерия Т при сопоставлении показателей сформированности
здорового образа жизни дошкольников