Эпистемология и логика
Платон воспринял слова Сократа о ценности того, что для познания бытия есть идеи, и перешел от «идей» как архетипов мира, через явления чувственного мира, в котором эти «идеи» представлены как истинные формы бытия в искаженной форме, к идеям, признающим сущность явлений — их идентичность и непреложную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а фундаментальные свойства предметов раскрываются в понятиях о них, Платон пришел к выводу, что понятия — это не просто наши помыслы о существовании, но они существуют сами по себе, безоговорочно и безоговорочно, независимо от разумного мира. Это было опровергнуто Аристотелем.
Идея вещи, скажем, дома, находится в самой этой вещи, как общей вещи, присущей всем отдельным домам. Это обычная вещь, которую признает наука. Знание общего, что есть в вещах, первые причины существования вещей, является задачей философии. «Философия исследует то, что существует независимо и недвижимо». Она стоит за явлениями разумного мира, за физикой и, таким образом, предстает как метафизика («мета» — это предлог, означающий «позади» или «позади»). Это определение установило для метафизики, в отличие от диалектики, значение бытия как откровения вечных и неизменных форм.
Главное для Аристотеля — определить причины движения, познать природу. Для Аристотеля реальный мир важнее мира идеалов.
Чтобы объяснить развитие, Аристотель предполагает четыре причины: формальную, благодаря которой вещь является такой, какая она есть; материальную, из которой что-то рождается; движущую и целеустремленную. Например, при строительстве дома материальной причиной является кирпич, бревна и т.д.; формальной причиной является форма дома, его обустройство; движущей причиной — деятельность застройщика; а целенаправленной причиной — назначение дома: предположение о проживании в нем. В той или иной форме каждая из этих причин уже упоминалась предшественниками Аристотеля. Но именно он обобщил и прокомментировал эти обобщения. Таким образом, «физиологи» проанализировали материальную причину с точки зрения «воды», «воздуха» или «аперона». Эмпедокл говорил о любви и вражде как об аналогиях оперативного дела. Идеи Платона, безусловно, являются формальным началом бытия. А в Гераклите вечный огонь соединяет материал и движущую силу, которые в Аристотеле противопоставляются друг другу как Бог и первичная материя.
Установив важность причин и определив мудрость как «науку о первопричинах», Аристотель по праву может считаться родоначальником науки как таковой. Наука становится возможной, когда идея и материя считаются принадлежащими друг другу, а идея признается своей правдой через исследование материи. Аристотель утверждает, что «знание того, что есть знание общего». Таким образом, Аристотель дает определение научному знанию.
Аристотель систематизировал и приблизил учение Платона к реальности. Три величайших философа древности — Сократ, Платон и Аристотель — сходятся друг с другом и олицетворяют собой триумф непрерывности. Различия между Платоном и Аристотелем похожи на различия между индийской и китайской философией. Истина индийской философии, как и «мир идей» Платона, лежит на другой стороне чувственного мира; истина китайской философии лежит в этом мире, как и вещи Аристотеля, в котором идея и реальность неразрывно слиты воедино. Философия Платона ориентирована на мир мысли, идеалов. Это нормативная философия, антитеза материалистической философии Гераклита. Философия Аристотеля ориентирована на мир реального, актуального.
В отличие от гераклитовской диалектики и на основе «Идей» Платона, Аристотель призывает к изучению чувственного мира, и это задача науки. Для того чтобы научное знание было возможным, Аристотель формулирует два предположения: 1. существует неизменная природа вещей; 2. начало знания обслуживается недоказуемыми определениями. Предположение Аристотеля о существовании вечных причин лежит в основе позиции о существовании вечных законов природы.
Материя и форма
Аристотель не отрицал существование идей, но, в значительной степени инакомыслящий со своим учителем Платоном, считал, что они живут в отдельных вещах как принцип и метод, как закон их становления, как энергия, форма, цель. При таком понимании слово «идея» позже стало называться латинским словом «форма». В отличие от Демокрита, Платон говорил о бесформенности материи, а Аристотель, который синтезировал эти идеи, рассматривал идею как формообразующую пассивную материю. Материя — это то, от чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». В русском языке слово «материя» также имеет бытовое значение: материя как вещество. Другое однородное слово, используемое в том же значении, является материальным. «По материи я понимаю, например, медь; по форме я понимаю контур — образ; по тому, что состоит из того и другого — скульптура в целом».
Форма и материя — это простые эссенции, из которых рождаются все вещи. Один и тот же объект чувственного мира можно рассматривать и как материю, и как форму. Медь является веществом по отношению к сфере, отлитой из нее, но она имеет такую же форму по отношению к этим элементам, в результате сочетания которых появляется вещество меди. Форма — это реальность того, что имеет значение. Аристотелевское деление на форму и материю можно проиллюстрировать на примере генетики. Наследственный аппарат действует как форма, а материя тем самым преодолевается.
Определяя материю как возможность, Аристотель считает, что Анаксагор и другие древнегреческие философы приблизились к этому выводу, заявив, что «все вместе было в возможности, но не в реальности».
Развивая взгляды своих предшественников на элементы, составляющие мир, Аристотель позиционирует как основу первобытной материи неопределенное начало мира, которое он называет «хора» и противопоставляет Богу как высшему благу. Наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Сочетание этих качеств дает четыре элемента: Огонь, воздух, вода и Земля. Из этих элементов формируется каждое тело, которое может трансформироваться друг в друга (например, вода в пар). К четырем элементам Аристотель добавляет квинтэссенцию, божественный эфир, из которого состоят вечные тела, звезды и небеса.
Природа находится в постоянном движении и изменении; она всегда существовала и будет существовать. Аристотель различал формы движения по сущности (создание и уничтожение), качеству (преобразование), количеству (увеличение и уменьшение) и положению (движение). По мнению Аристотеля, каждое природное явление содержит в себе изначальную внутреннюю цель своего развития. Завод реализует возможность, содержащуюся в мраморе. Мысль о том, что все происходящее имеет цель, называется богословием (от греческого «талос» — цель). Последовательная теологическая точка зрения заставила Аристотеля утверждать, что форма предшествует материи, точно так же, как и план здания предшествует структуре.
Понятия движения, развития и цели имеют большое значение в философии Аристотеля. Спрашивая о происхождении движения и развития всего сущего, Аристотель предполагал, что на них действует космический дух, который в своем учении занял место потустороннего платонического мира идей. Главный двигатель приводит мир в движение, так же, как, скажем, человек заводит свои часы. Однако в концепции Аристотеля не хватает прямого этического смысла, присущего идее добра, заложенной Платоном. Аристотель объясняет существование вечного первичного двигателя вечным движением небесных тел. Поскольку светильники вечны, то «то, что движет ими, должно быть и вечным и предшествовать тому, что движется ими».
Если, по мнению Платона, материя «не существует» без понятия, т.е. не существует, то, по мнению Аристотеля, и форма не существует без принадлежащей ей материи. Аристотель сравнивает отношения между материей и формой с отношениями между мрамором и статуей, и это сравнение не случайно, ведь Аристотель считал мир произведением искусства (не зря древние греки считали космос гармонией, порядком и даже красотой).
Другие биографии
Категории — это основные понятия философии. Среди категорий Аристотель включает в себя: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, Фактически, он исследует другие необходимые формы бытия, а именно: «форму» и «материю», «движение», «необходимость» и «непредвиденные обстоятельства» (в современном языке, непредвиденные обстоятельства). В то же время он чаще всего говорит о категориях, как о «формах повествования» о мире. Сам термин «категории» он взял из грамматики.
Таким образом, Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка, имеющие субъективный смысл и объективное значение. В конце концов, если мы говорим, что солнце больше земли, то мы уверены, что слово «больше» в нашем языке имеет то же значение, что и в реальности. Другое дело, что категории — это не просто необходимые формы языка. Прежде всего, это те формы нашего мышления, которые отражаются и в языке, и в делах, во всех рациональных действиях человека. Внизу, категории являются необходимыми условиями для истины знания о мире. Ибо как формы мышления они в то же время являются объективными формами окружающего нас мира.
Помимо метафизики и учения силлогизмов, средневековые мыслители в одноименном трактате уделили особое внимание доктрине души Аристотеля. Аристотель начинает с того, что не только у людей есть души. Растительная душа, по словам Аристотеля, обладает способностью расти, питать себя и размножаться. Душа животного отличается тем, что у нее есть чувства. Человеческая душа — чувствующая душа.
Аристотель последовательно утверждает, что душа не может быть чем-то вроде конкретного тела, потому что, как он выразился, это смысл и форма. Не зря Аристотель увлекался биологией, изучением живых организмов. Дело в том, что организм, как нечто живое, существует не благодаря своей внешней форме, а благодаря своей внутренней организации. Аристотель отождествляет эту организацию, или форму, с душой: «Душа — это первая энтелехия — в философии Аристотеля и в схоластике — целеустремлённость, целеустремлённость как движущая сила, активное начало, которое превращает возможность в действительность. естественного тела, которое обладает жизнью в возможности».
Таким образом, Аристотель выражает специфическую природу формы живого тела через понятие энтелеки. Без этого понятия невозможно понять учение Аристотеля о душе. Однако, в отличие от пифагорейцев и его учителя Платона, Аристотель настаивает на том, что душа неотделима от тела, поэтому метемпсихоз — это религиозно-мистическое учение о переносе души умершего человека в новорожденный организм. В частности, это касается душ растений и животных. Что касается человеческой души, то Аристотель позволял себе расходиться во мнениях по вопросу ее бессмертия, что вызывало горячие споры среди его последователей в Средневековье и Ренессансе. Но даже принимая бессмертие рациональной души, Аристотель не думал, что оно может быть перенесено в тело животного как орган, неподходящий для него.
Аристотель различает растительные, животные и рациональные души и не противопоставляет их друг другу. Скорее, мы имеем дело с тремя этапами развития одной и той же души. Животное, по словам Аристотеля, отличается от растения способностью чувствовать, а в человеке это дополняется интеллектом. Обладая способностями роста и чувств, человек в некотором смысле является растением и животным.
Надо сказать, что Аристотель анализирует факультеты чувств, воображения и мышления в мельчайших деталях. Его суждения по этому вопросу частично наивны, частично остроумны. Но в некоторых случаях он предвидит более поздние взгляды. Например, когда он сравнивает чувства животных и человека, он правильно утверждает, что человек превосходит всех других существ в смысле осязания. Аристотель напрямую связывает это превосходство с разумом. Таким образом, Аристотель помещает человеческую душу в центр.
Аристотель не менее проницателен, когда замечает, что мысль — это сочетание чувств. Это объясняет связь между мыслью и воображением. Суждение как комбинация невозможно без разделения. Например, отделить красный цвет от розы возможно только в воображении. Прямо в восприятии мы никогда и нигде не встретим розу без цвета. Но воображение содержит в себе элемент произвола; оно разделяет то, что всегда связано, и соединяет то, что на самом деле не связано. Поэтому, по мнению Аристотеля, воображение — это и источник истины, и источник обмана. В этом случае чувства не сбиваются с пути, но человек, который доверяет или не доверяет чувствам, когда он судит, сбивается с пути. И поэтому вопрос о критериях истинности наших знаний занимает центральное место в учении Аристотеля. Среди этих критериев он считает прежде всего использование правильных логических форм.
Аристотель не отрицал существование идей, но, в значительной степени инакомыслящий со своим учителем Платоном, считал, что они живут в отдельных вещах как принцип и метод, как закон их становления, как энергия, форма, цель. При таком понимании слово «идея» позже стало называться латинским словом «форма». В отличие от Демокрита, Платон говорил о бесформенности материи, а Аристотель, который синтезировал эти идеи, рассматривал идею как формообразующую пассивную материю. Материя — это то, от чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». В русском языке слово «материя» также имеет бытовое значение: материя как вещество. Другое однородное слово, используемое в том же значении, является материальным. «По материи я понимаю, например, медь; по форме я понимаю контур — образ; по тому, что состоит из того и другого — скульптура в целом» Аристотеля.
Эпистемология и логика.
Идея вещи, скажем, дома, находится в самой этой вещи, как общей вещи, присущей всем отдельным домам. Это обычная вещь, которую признает наука. Знание общего, что есть в вещах, первые причины существования вещей, является задачей философии. «Философия исследует то, что существует независимо и недвижимо» Аристотеля. Она стоит за явлениями разумного мира, за физикой и, таким образом, предстает как метафизика («мета» — это предлог, означающий «позади» или «позади»). Это определение установило для метафизики, в отличие от диалектики, значение бытия как откровения вечных и неизменных форм.
Краткая биография
Аристотель продолжил преемственность, начавшуюся с Сократа. В отличие от Сократа и Платона, он родился не в Афинах, а в северной Греции, недалеко от Македонии, в городе Стагира в 384 году до нашей эры. Его отец Никомах в свое время был придворным врачом македонского царя Аминта 3. 17 лет Аристотель приехал в Афины и поступил в Академию Платона. Среди учеников и друзей Платона Аристотель выделялся большим желанием и большим интеллектуальным талантом. Ему суждено было стать самым известным учеником Платона и достойным его преемником. Аристотель не только принял систему Платона, но постепенно стал развивать собственную доктрину, подвергая взгляды своих предшественников серьезной критике.
После смерти Платона Аристотель покинул Академию в 347 году и вернулся в свою страну. Аристотель уже был известным философом, поэтому неудивительно, что македонский царь Филипп пригласил его быть учителем для своего 13-летнего сына Александра, ставшего впоследствии знаменитым завоевателем. Аристотель, как истинный грек, никогда не пренебрегавший государственными делами (по его определению, человек был политическим существом), согласился. В отличие от Платона, который считал, что философы должны править в совершенном состоянии, Аристотель считал, что сам правитель не должен философствовать, а должен прислушиваться к советам мудрецов.
Аристотель написал книгу для Александра Македонского о том, как править и как нужно царю быть хорошим. И поэтому Аристотель, кажется, выполнил свою задачу. «Сегодня я не правил, — говорил Александр в других случаях, — ибо я никому не делал добра». Участие Аристотеля в воспитании Александра Македонского помогло ему стать человеком глубоких знаний в различных областях, но в целом попытка философа оказалась столь же неудачной, как и попытка Платона создать на Сицилии идеальное государство. По мере того, как Александр Македонский завоевывал одну страну за другой, он становился все более коварным, тяжеловесным и быстро мстил тем, кто осмеливался противостоять ему. Учение Аристотеля было забыто, и дурной нрав Александра взял верх. Вместо благородного царя Александр Македонский оказался вероломным завоевателем. Возможно, именно этот неудачный педагогический эксперимент заставил Аристотеля, в отличие от Сократа, сделать вывод о том, что «знание имеет мало или вообще не имеет ценности по отношению к добродетели» и что привычки, сформировавшиеся в первые годы жизни ребенка, имеют большую ценность.
Около 335 года Аристотель вернулся в Афины и основал свою собственную школу рядом с храмом Аполлона, Лицеем, после чего близлежащий район был назван Лицеем (от греческого слова «волк», так как богу Аполлону поклонялись как волку). Учебное заведение, Лицей, было названо в честь лицея Аристотеля.
Аристотель преподавал во время прогулок в саду, поэтому его последователей называли Перипатетиками (по-гречески «перипатео» — ходить), а учеников Платона — Академиками.
В отличие от Платона, который покинул Афины, чтобы создать идеальное государство, Аристотелю пришлось бороться с настоящей тиранией, угрожавшей Греции. Как подобает древнегреку, Аристотель активно участвовал в политической жизни и смело провозглашал свои взгляды. В 323 году его обвинили в нечестии за то, что он «не поклонялся идолам, которым поклонялись в те дни, обвинение, аналогичное обвинению Сократа» .. Не дожидаясь суда, Аристотель отправился на остров Эвия. На вопрос, почему он покинул Афины, Аристотель ответил, что не хочет, чтобы его сограждане совершили второе преступление против философии.
Аристотель не следовал примеру Сократа, и причиной этого, возможно, было его происхождение: он не был коренным афинянином и поэтому не обязан своим образованием Афинам. И должен ли он повторить то, что Сократ прославил на века? В любом случае, Аристотель сделал то, что считал правильным. Он умер в изгнании, и если верить Диогену из Лаэртаса, он покончил жизнь самоубийством в возрасте 61 года.
Взгляды на политику
Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени — и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.
Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля — это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы — их верными слугами.
Этические взгляды
Аристотель, по праву считающийся основоположником многих наук, сформулировал фундаментальные идеи этики как доктрины добродетели. Ему принадлежит название этой науки (от слова «этос» — обычай, нравственность, характер, образ мышления) и первый трактат по этике «Никомаховская этика», адресованный его сыну Никомаху.
Аристотель дает определения основных понятий этики. Хорошее, значит, «то, что ищут», согласно «Этике Аристотеля». Благо для грубых людей заключается в удовольствии, для благородных людей — в чести, для мудрых людей — в совести.
Цель человека заключается в умственной деятельности, которая отличает его от растений и животных. Так же, как в Олимпийских играх награждаются не самые сильные и красивые, а победители, так и добро достигается действием. Черты характера, которые мы приобретаем, зависят от того, что мы делаем.
Наибольшее благословение или счастье — это деятельность в соответствии с величайшей добродетелью. .. Счастье требует как совершенства добродетели, так и достаточного запаса внешнего богатства Аристотеля. В отличие от циников, Аристотель считал, что человек не может быть счастлив, когда его пытают, и, в отличие от киринеев, никто не будет счастлив, если ему придется жить с умом ребенка, даже если он проводит его в удовольствиях. Аристотель отделяет счастье от блаженства, как независимо от внешних обстоятельств.
Аристотель различает намерение, которое относится к тому, что находится в нашей власти, и желание, которое не может зависеть от нас. Поскольку достижение добродетели — это деятельность, а не просто созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели. Аристотель ставит свободную волю человека на место судьбы и гибели.
Проанализировав неспособность Платона построить идеальное государство и его собственный педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу, что нравственность должна воспитываться с раннего возраста путем приобретения необходимых привычек. Наука дает знание, которое отличает истину от обмана; нравственность дает ценности, которые отличают добро от зла. Знания приобретаются в процессе познания, но для того, чтобы стать нравственной силой и активным началом, они должны быть использованы человеком, стать частью его плоти и крови, способствовать формированию определенного настроя души, накоплению опыта, соответствующих переживаний и привычек.
Аристотель объясняет свою точку зрения следующим образом: Семя — это знание, почва — это внутреннее расположение человека, его желания. Оба необходимы для сбора урожая. Давая общую картину формирования добродетели, Аристотель подчеркнул, что не существует непреложных правил, применение которых гарантирует достойное похвалы поведение. Наличие определенных добродетелей в человеке отменяет правила. Стыд и совесть служат внутренними механизмами, указывающими на добродетельность действий.
Начиная с изучения реальности как таковой, Аристотель подвел эту черту и в области этики. В Платоне добродетель основывается на изначальных качествах души, которые вытекают из отношения души к миру идей. Идеал добродетели был задуман Платоном как норма, внешняя по отношению к реальному человеку. Аристотель, который принимает единство формы и материи, считает добродетель приобретенной душой в процессе образования.
Хотя Аристотель ассоциирует добродетель с человеческими эмоциями, для него главными добродетелями, согласно основной древней традиции, являются мудрость, благоразумие и здравый смысл. Эти добродетели имеют безусловную ценность, поскольку они не зависят от частных мирских обстоятельств.
Среди рациональных добродетелей Аристотеля мы находим науку, искусство, практичность и изобретательность. Аристотель отвергает веру Платона в то, что философы должны управлять государством.
Различая мудрость и разум, Аристотель пишет, что «мудрость направлена на вещи, которые доказаны и неизменны, а разум направлен не на них, а на вещи, которые изменчивы». Разум действует как распорядитель мудрости, и ее задача — научиться управлять чувствами и подчинять действия до определенной цели. Заботясь о своих душевных качествах, личность создает себя сама.
По мнению Аристотеля, растительная часть души, которая отвечает за рост и развитие тела, не может обладать добродетелями. Животное или страстная часть обладает добродетелями, которые Аристотель называет этичными. В отличие от чувств — например, гнева, страха, зависти, застенчивости — они не врожденные, а приобретенные через образование и привычку, свободно и сознательно избранные. Согласно Аристотелю, этические добродетели представляют собой средоточие между двумя противоположными чувствами: Мужество — между трусостью и храбростью, щедрость — между скупостью и экстравагантностью, снаряжение — между самоэкзальтацией и самоуничижением, умеренность в удовольствиях — между несдержанностью и несдержанностью. Мужчины, естественно, склонны к крайностям. Одна крайность всегда более неправильна, чем другая. Поэтому нужно выбирать меньшее зло (храбрость лучше, чем трусость и т.д.). Поскольку удовольствие и страдание управляют всеми нашими действиями, мы должны научиться контролировать их, больше всего отворачиваясь от удовольствия.
Все имеет свою меру: корабль, завод, государство. «Повышенные или недостаточные физические нагрузки развращают физическую силу, так же, как недостаточное или чрезмерное употребление пищи и питья развращают здоровье». Лучшее — это «золотая середина». «Поэтому все лишнее или недостаточное — порок, а все, что находится между ними, — добродетель» (этика Аристотеля). Конфуций сказал то же самое чуть раньше.
Аристотель выявил 11 этических добродетелей: Мужество, Воздержание, Щедрость, Честолюбие, Равновесие, Истина, Вежливость, Доброта и Справедливость. Последнее наиболее необходимо для совместной жизни.
По мнению Аристотеля, нравственная личность — это тот, кто руководствуется разумом в сочетании с добродетелью. Аристотель берет идеал созерцания Платона, но ведет к нему через деятельность, так как человек рождается не только разумом, но и действием.
Для Платона человек — несовершенный бог; для Аристотеля Бог — совершенный человек. Поэтому мерилом всего сущего и истины для Аристотеля является совершенный нравственный человек.
Наибольшее благословение или счастье — это деятельность в соответствии с величайшей добродетелью. Счастье требует как совершенства добродетели, так и достаточного запаса внешнего богатства Аристотеля. В отличие от циников, Аристотель считал, что человек не может быть счастлив, когда его пытают, и, в отличие от киринеев, никто не будет счастлив, если ему придется жить с умом ребенка, даже если он проводит его в удовольствиях. Аристотель отделяет счастье от блаженства, как независимо от внешних обстоятельств.
Различая мудрость и разум, Аристотель пишет, что «мудрость направлена на вещи, которые доказаны и неизменны, а разум направлен не на них, а на вещи, которые изменчивы», Аристотель. Большая этика. 1197a, p. 334. Разум действует как распорядитель мудрости, и его задача — научиться управлять чувствами и подчинять действия до определенной цели. Заботясь о своих душевных качествах, личность создает себя сама.
По мнению Аристотеля, растительная часть души, которая отвечает за рост и развитие тела, не может обладать добродетелями. Животное или страстная часть обладает добродетелями, которые Аристотель называет этичными. В отличие от чувств — например, гнева, страха, зависти, застенчивости — они не врожденные, а приобретенные через образование и привычку, свободно и сознательно избранные. По словам Аристотеля, этические добродетели представляют собой средоточие между двумя противоположными чувствами: Мужество — между трусостью и храбростью, щедрость — между скупостью и экстравагантностью, снаряжение — между самоэкзальтацией и самоуничижением, умеренность в удовольствиях — между несдержанностью и несдержанностью. Мужчины, естественно, склонны к крайностям. Одна крайность всегда более неправильна, чем другая. Поэтому нужно выбирать меньшее зло (храбрость лучше, чем трусость и т.д.). Поскольку удовольствие и страдание управляют всеми нашими действиями, мы должны научиться контролировать их, больше всего отворачиваясь от удовольствия.
Все имеет свою меру: корабль, завод, государство. «Повышенные или недостаточные физические нагрузки развращают физическую силу, так же, как недостаточное или чрезмерное употребление пищи и питья развращают здоровье», Лучшее — это «золотая середина». «Поэтому все лишнее или недостаточное — порок, а все, что находится между ними, — добродетель» (этика Аристотеля). Конфуций сказал то же самое чуть раньше.
Категории — это основные понятия философии. Среди категорий Аристотель включает в себя: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, Фактически, он исследует другие необходимые формы бытия, а именно: «форму» и «материю», «движение», «необходимость» и «непредвиденные обстоятельства» (в современном языке, непредвиденные обстоятельства). В то же время он чаще всего говорит о категориях, как о «формах повествования» о мире. Сам термин «категории» он взял из грамматики.
Аристотель последовательно утверждает, что душа не может быть чем-то вроде конкретного тела, потому что, как он выразился, это смысл и форма. Не зря Аристотель увлекался биологией, изучением живых организмов. Дело в том, что организм, как нечто живое, существует не благодаря своей внешней форме, а благодаря своей внутренней организации. Аристотель отождествляет эту организацию, или форму, с душой: «Душа — это первый энтелехий энтелехий — в философии Аристотеля и в схоластике — целеустремлённость, целеустремлённость как движущая сила, активное начало, преобразующее возможность в действительность. естественное тело, обладающее жизнью в возможности».
Аристотель не менее проницателен, когда замечает, что мысль — это сочетание чувств. Это объясняет связь между мыслью и воображением. Суждение как комбинация невозможно без разделения. Например, отделить красный цвет от розы возможно только в воображении. Прямо в восприятии мы нигде не встретим розу без цвета. Но воображение содержит в себе элемент произвола; оно разделяет то, что всегда связано, и соединяет то, что на самом деле не связано. Поэтому, по мнению Аристотеля, воображение — это и источник истины, и источник обмана. В этом случае чувства не сбиваются с пути, но человек, который доверяет или не доверяет чувствам, когда он судит, сбивается с пути. И поэтому вопрос о критериях истинности наших знаний занимает центральное место в учении Аристотеля. Среди этих критериев он считает прежде всего использование правильных логических форм.
Великий естествоиспытатель
Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.
Что изучал и описывал Аристотель?
Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.
Достижения и открытия
Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».
Этика и учение о душе
Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны — с материальной составляющей, а с другой — с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.
Этика Аристотеля — это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики — это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки — это не одно и то же.
Вклад в философию
Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида — теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.
Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.
Значение трудов Аристотеля
Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги — 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.