Первая треть XIX века в истории России названа Золотым веком, разумеется, неслучайно. Именно в этот период наблюдается стремительный рост искусства и науки.
Одним из главных событий, повлиявших на развитие России, стала Отечественная война 1812 года.
Во-первых, война объединила людей против внешнего врага, что поспособствовало росту патриотизма и национального самосознания.
Во-вторых, множество русских людей побывало за границей, увидели демократическое общество, либеральную власть.
Вернувшись в Россию, наиболее развитые умы, преимущественно дворяне, начали бороться с консерватизмом русской власти. В 1826 году вышел цензурный устав, который значительно уступал в либерализме прежнему уставу. Согласно этому уставу, цензор имел право вымарывать любые куски текста, которые, на его взгляд, оскорбляли церковь и действующую власть.
Золотой век в искусстве
Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, сумев синтезировать опыт прошлого века, а также опыт европейских деятелей искусства.
К Золотому веку русской литературы относят прозу всего XIX века, а Золотой век русской поэзии просуществовал лишь первую треть столетия. Именно в это время сформировался русский литературный язык, а также поэтический и жанровый каноны в литературе.
Среди наиболее выдающихся деятелей этого периода выделяют А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Кроме того, в русскую литературу хлынул мощный поток новых жанров. В поэзии популярными становятся жанры элегии, романса и баллады, а в прозе – повести, исповеди, дневники, а также, исторический роман.
Литература популяризируется, благодаря изданию так называемых «толстых» журналов, самым читаемым из которых был «Современник», издававшийся под началом А. С. Пушкина. Важно отметить деятельность Н. М. Карамзина, который вводит в литературу понятие исторического романа и исторической повести. Карамзин создаёт объёмный трактат «История государства Российского», в котором повествует о прошлом Отечества, почерпнутого из летописей. Кроме того, Карамзин пишет художественные исторические повести, например, «Марфа Посадница» и «Наталья – боярская дочь».
Золотой век русской литературы ознаменовался также и стремительной сменой направлений. В первой трети века господствовал сентиментализм, его основоположником стал Н.М. Карамзин, а ведущим произведением его повесть «Бедная Лиза». Очень скоро сентиментализм вытесняется романтизмом, мэтром которого по праву считается В. А. Жуковский. Романтизм же сменяется реализмом, а самым известным писателем этого направления был А.С. Пушкин, раннее творчество которого, однако, относится к романтизму.
Архитектура и скульптура
В архитектуре и скульптуре того времени господствовал классцизм, который отличался чёткостью форм и возвышенностью, а также подражанием античной архитектуре. В Санкт-Петербурге именно в этот период времени были построены:
В это время преображается также и Москва. Благодаря отечественным и приглашённым архитекторам, в некогда провинциальном городе были возведены:
В первой половине XIX века, художники отдавали предпочтение романтизму, черты которого можно проследить в творчестве О.А. Кипренского и С.Ф. Щедрина. Кипренский состоялся как блестящий портретист. Его кисти принадлежит лучший портрет А. С. Пушкина, а также Е. П. Ростопчиной. Щедрин же знаменит благодаря серии картин «Гавани в Сорренто». В своём творчестве Щедрин поэтизировал мир Италии. Уникально творчество К.П. Брюллова, который удачно соединяет романтизм с классицизмом. Среди известнейших картин Брюллова можно выделить «Последний день Помпеи», «Вирсавия».
В 1870 году возникло так называемое Товарищество передвижников, с которого началось распространения другого направления – реализма. Наиболее полно реалистические тенденции отражались в творчестве В.И. Сурикова, который написал знаменитые «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову», а также в работах И. Е. Репина. Именно Репину принадлежит знаменитая картина «Бурлаки на Волге».
Золотой век русской культуры – век расцвета театрального искусства. Попытки создать театр в России были в прошлом столетии, но эти попытки не двинулись дальше крепостного театра, в который набирали в качестве актёров крепостных крестьян. Наконец, XIX век породил таких высококлассных драматургов, как А. Н. Островский, Н. В. Гоголь. Перу Островского принадлежат пьесы «Гроза», «Бесприданница» и многие, многие другие. Мощный толчок развитию театра в России дала комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цензура отказывалась давать разрешение на постановку пьесы, и только личное вмешательство императора Николая I разрешило эту ситуацию. Несмотря на консервативную политику, Николай I оказался благосклонен к комедии Гоголя.
Золотой век искусства подарил России великолепных музыкантов, творчество которых прославило страну за рубежом. Среди таких выдающихся гениев были М. И. Глинка и А.С. Даргомыжский. Творчество Глинки публика восприняла неоднозначно: опера «Жизнь за царя» была встречена восторженными овациями, а «Руслан и Людмила» не впечатлила зрителя. Непризнанным гением был А.С. Даргомыжский, музыка которого была не столь привычна слуху современника, как мелодичные мотивы Глинки. Музыка Даргомыжского отличалась экспрессией, поскольку композитор ставил перед собой цель отражать внутреннее состояние героев произведений при помощи музыки. Особенно холодно отнеслась публика к опере Даргомыжского «Русалка».
Благодаря становлению единой системы образования, по указу Александра I, представители среднего класса получили возможность получить образование. Этот успех в области просвещения послужил мощным толчком к развитию науки. В области математики отличился Н.И. Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. Открытия в области физики изменили быт того времени: Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, П. И. Шиллинг – электротелеграф. Э. Х. Ленцем было установлено направление индукционного тока.
В области химии широко известна деятельность Д. М. Менделеева, благодаря которому был открыт Периодический закон химических элементов.
XIX век стал также и веком географических открытий российскими путешественниками. Именно в это время была открыта Антарктида экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
Благодаря открытиям Н. И. Пирогова и Н. Ф. Склифосовского в медицинской практике начал применяться наркоз, а хирургические операции проводились антисептическим методом.
Причинами возникновения декабризма стала экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Лучшие дворянские умы того времени понимали, что крепостничество и консерватизм – это не лучший выбор для России, если она претендует роль развитого государства. Особенно это убеждение укрепилось после Отечественной войны 1812 года, когда многие дворяне побывали в заграничном военном походе и смогли сравнить жизнь в России и в других странах. Молодые люди, преимущественно дворянского сословия, которые были заинтересованы в будущем России, стали объединяться в кружки, которые впоследствии составили реальную оппозицию монархии.
Западники и славянофилы
В 1828–1830-гг. увидели свет «Философические письма» П. Я. Чаадаева, которые раскололи русские просвещённые умы на два враждующих движения, перед которыми стоял единый вопрос: как должна развиваться Россия. Представители одного движения, так называемого западничества, предлагали ориентироваться на европейский путь развития, а именно: заменить крепостничество наёмным трудом, установить конституционную монархию, отстранение церкви от государства.
Западникам противостояли славянофилы, которые ратовали за сохранение крестьянской общины, сохранении абсолютной монархии и за приоритет церкви при решении государственных вопросов. Славянофилы верили, что Россия должна пойти по своему собственному пути, который выражался формулой: «Православие, самодержавие, народность».
Среди известных западников можно назвать В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв.
К славянофилам причисляют: Н. М. Карамзина, А. С. Хомякова, К. С. Аксаков, В. И. Даль.
В эпоху Золотого века, Россия шла по пути просвещения, но просвещения противоречивого. С одной стороны, было открыто множество школ, изучались гуманитарные науки, делались открытия, поспособствовавшие прогрессу не только России, но и всего мира.
С другой стороны, консервативная политика государства сдерживала развитие общества, поскольку ещё не была решена проблема крепостного права и жёсткой цензуры.
Таким образом, эпоху Золотого века в истории России можно назвать весьма противоречивой. Да, делались грандиозные успехи в области искусства и науки, начался культурный диалог с Европой, но в то же время государство было не согласно с развитием России по пути демократии, что доказала казнь декабристов, а также высокий градус ксенофобии, царивший в славянофильских кружках.
2) Золотой век русской культуры
XIX
столетие в истории России явилось прямым
продолжение предыдущего. Россия
продолжала расширять свои территории.
Начатые
Петром I
преобразования также продолжались.
Россия медленно и как бы нехотя выходила
из своего средневекового прошлого и
все больше втягивалась в Новое
время.
Наиболее
глубокие и впечатляющие изменения
происходили в духовной
культуре. В
этой области XIX
столетие стало для России временем
невиданного взлета и расцвета. Основная
заслуга в этом при надлежит двум великим
русским писателям — Ф.М.
Достоевскому и Л.Н.
Толстому. Знакомство
с их творчеством явилось для Запада
настоящим открытием, откровением и
потрясением. Их огромный успех
способствовал возвышению авторитета
всей русской духовной культуры, усилению
ее влияния и быстрому распространению
во всем мире.
В
материальной
культуре,
экономической и социально-политической
областей, достижения России были
скромнее. Уже в первой половине XIX
в. в России рождается отечественное
машиностроение. Широкое распространение
получают паровые двигатели. Появляется
первый пароход (1815). Между Москвой и
Петербургом начинает действовать первая
железная дорога (1851). Основу рождающейся
промышленности составляет быстро
развивающаяся металлургия (Урал). Успешно
развивается текстильная промышленность.
Рост
промышленности способствует росту
городов, увеличению численности их
населения. Города все ощутимее начинают
доминировать над селом.
Сохраняющиеся
крепостное право и самодержавие тормозят
развитие социально-политическое. Реформа
1861 г., отменившая крепостное право,
несколько изменила положение. Однако
ее воздействие оказалось ограниченным.
Практически не затронутой оставалась
система самодержавия. Вместе с тем те
же факторы оказывали стимулирующее
влияние на духовную жизнь. Они побуждали
русскую интеллигенцию вновь и вновь
ставить и искать ответы на ставшие для
нее извечными вопросы: «Кто
виноват?», «Что делать?».
Главными
событиями, определявшими развитие
русской культуры XIX в., были Отечественная
война 1812 г.. восстание декабристов 1825
г., крепостничество и реформа 1861 г. по
его отмене.
Восстание
вызвало мощный подъем общественной и
философской мысли. Свою близость к идеям
и духу декабризма выражал в своем
творчестве А.С. Пушкин. Одной из центральных
тем русской общественной и философской
мысли была тема выбора пути развития, тема
будущего России.
Она мучила декабристов и перешла по
наследству к двум важным течениям
русской мысли —
западничеству и славянофильству.
Оба течения отвергали существующий
режим самодержавия и крепостничества,
однако в понимании путей переустройства
России глубоко расходились.
Западники
— среди
которых были П.В. Анненков, В.П. Боткин,
Т.Н. Грановский — стояли на позициях
рационализма: они высоко оценивали
петровские реформы, выступали за развитие
России по западному пути, считая его
универсальным и неизбежным для всех
народов.
Западники были сторонниками европейской
образованности, науки и просвещения,
определяющей роли законов и права в
организации общественной жизни.
Славянофилы,
которых представляли И.С. и К.С. Аксаковы,
И.В. и П.В. Киреевские. А.С. Хомяков,
напротив, стояли на позициях культурного
релятивизма и православия. Они отрицательно
оценивали петровские преобразования,
нарушившие, по их мнению, естественную
эволюцию России. Славянофилы
отвергали западноевропейский путь
развития, настаивали на самобытном
развитии России, делали упор на ее
религиозно-историческом и культурно-
национальном своеобразии.
Славянофилы
(И.В. Киреевский. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков
и др.) положили начало развитию оригинальной
и самобытной русской
философии,
основу которой составляет не западный
рационализм, а православная религиозность.
В
познании истины западная философия
отдает предпочтение разуму. Славянофилы
разрабатывают концепцию целостности
духа, согласно которой в познании
участвуют все способности человека —
чувства, разум и вера, а также воля и
любовь.
Соборность противостоит
индивидуализму и разобщенности.
Рассматривая свободу, славянофилы
подчеркивали ее обусловленность
внутренними мотивами и побуждениями,
отвергали ее зависимость от внешних
обстоятельств. Человек в своих поступках
и делах должен руководствоваться своей
совестью, духовными, а не материальными
интересами.
Главным
регулятором отношений между людьми
должны выступать истинная вера и истинная
Церковь, поэтмоу славянофилы скептически
смотрели на правовые формы регулирования
поведения людей. Они были убеждены, что
именно русское Православие с наибольшей
полнотой воплощает подлинно христианские
начала, тогда как католицизм и протестантизм
отошли от истинной веры.
В
связи с этим они выдвигают идею
о мессианской роли России в спасении
человечества. Идеи
славянофильства оказали большое влияние
на последующее развитие русской
философии, они получили свое продолжение
в идеологии
почвенничества,
одним из главных представителей которого
был Ф. Достоевский.
Основными
направлениями русского искусства были
сентиментализм, романтизм и реализм.
Основоположником
и центральной фигурой сентиментализма в
России был Н.М.
Карамзин. В
повести «Бедная Лиза» он ярко показал
характерные черты данного направления
в искусстве: внимание
к простому человеку раскрытие его
внутреннего мира чувств и переживаний,
воспевание «естественной простоты»
патриархального уклада жизни.
Романтизм имел
гораздо большее влияние и распространение.
В нем существовало несколько течений:
тема
гражданственности, патриотизма и свободы
(наиболее сильно выражена в произведениях
поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И.
Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские
и вольнолюбивые мотивы звучат также в
творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова,
Н.М. Языкова.), глубины
и состояние духовного мира с налетом
фантастики и меланхолии составляют
содержание произведений В.А. Жуковского
и К.Н. Батюшкова, философская
лирика, глубокий психологизм,
славянофильские идеи и трепетная любовь
к России
нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева
и В.Ф. Одоевского.
К
началу 1830-х гг. в русской литературе
утверждается реализм и
становится главным направлением. В его
становлении важную роль сыграло
творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова. Однако
самыми великими именами русского
реализма, всей русской литературы и
культуры являются А.С.
Пушкин, Ф.М. Достоевский и
Л.Н. Толстой.
А.С. Пушкин стал
родоначальником русской словесности,
создателем русского литературного
языка. Его
ранние произведения — «Руслан и Людмила»,
«Цыганы», «Кавказский пленник» и др. —
находятся в русле романтизма. Затем он
переходит на позиции реализма.
В поэзии он выступает как певец
свободы. В романе «Евгений Онегин»
рисует масштабные картины русской
жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть
«Капитанская дочка» посвящены значительным
событиям в истории России.
А.С.
Пушкин был не только великим художником,
но и выдающимся историком и мыслителем.
В споре с П. Чаадаевым он дает более
тонкое, глубокое и убедительное понимание
места и роли России в мировой истории.
Критически оценивая существующие в
России азиатское невежество, дикий
произвол и насилие, бесправие народа,
он выступает против насильственных
способов изменения существующего
положения.
Ф.М.
Достоевскому и Л.Н. Толстому русская
литература и культура обязаны своей
мировой славой и признанием. В своем
творчестве Ф.М. Достоевский бился
над тем, что он определил как «тайна
человека». Разгадке этой тайны посвящены
главные его произведения — «Преступление
и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»
и др. В них он рассматривает проблемы
смысла жизни, добра и зла, цели и средства
достижения, веры и неверия, свободы и
ответственности, страсти и долга. Своим
творчеством он оказал огромное воздействие
на такие философские течения,
как экзистенциализм и персонализм,
на всю современную духовную культуру.
В
творчестве Л.Н. Толстого одной
из центральных тем является поиск
нравственного идеала и смысла жизни.
Эта тема проходит практически через
все его произведения — романы «Анна
Каренина», «Воскресение», повесть
«Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной
эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает
истоки победы русского народа в войне
1812 г., которые он усматривает в необычайном
подъеме патриотического духа.
Толстой
является создателем религиозно-философскою
учения, основу которого составляет
разработка «истинной религии» всеобщей
любви, добра и ненасилия. Он оказал
огромное влияние на мировую литературу
и культуру.
К
числу великих русских писателей,
получивших мировое признание, относятся
также М..
Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев,
И.А. Гончаров, А.П. Чехов.
Наряду
с литературой удивительный расцвет
переживает русская
музыка.
Многие тяготеют к романтизму. Ведущим
жанром является романс. Его представляют
А.А. Алябьев, П.П. Булахов. А.Е. Варламов,
А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев и др.
Самыми
великими именами в русском музыкальном
искусстве являются М.И.
Глинка и Г1.И.
Чайковский. Глинка
является родоначальником русской
классической музыки. Главные его
произведения — оперы «Жизнь за царя»
и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями
«Камаринская», «Испанские увертюры» и
др. композитор заложил основы русского
симфонизма.
Чайковский.
Именно ему она в первую очередь обязана
своей мировой славой. Самыми известными
его операми являются «Евгений Онегин»
и «Пиковая дама». Мировое признание
получили балеты «Лебединое озеро»,
«Спящая красавица», «Щелкунчик». Он
создал шесть симфоний, несколько
фортепьянных и скрипичных концертов.
Огромный
вклад в развитие русской и мировой
музыкальной культуры внесла «Могучая
кучка» —
группа выдающихся русских композиторов,
куда входили М.А. Балакирев (руководитель),
А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и
Н.А. Римский-Корсаков.
Успешному
развитию русской музыки способствовало
открытие консерваторий в Петербурге
(1862) и Москве (1866).
Большими
достижениями отмечено также развитие
изобразительного искусства,
особенно живописи.
Романтизм
в русской живописи XIX
в. представляют О.А. Кипренский и
С.Ф. Щедрин. Первый
известен главным образом как портретист,
написавший «Автопортрет с кистями за
ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина»
и др. Второй создал поэтические образы
итальянской природы, в частности серию
«Гавани в Сорренто».
В
творчестве К.П.
Брюллова романтизм
сочетается с классицизмом. Его кисти
принадлежат такие известнейшие картины,
как «Последний день Помпеи», «Вирсавия»
и др.
С середины XIX
в. ведущим направлением в русской
живописи становится реализм.
Его
утверждению и успешному развитию
способствовало возникшее в 1870 г.
Товарищество передвижников, куда вошли
почти все лучшие русские художники того
времени. Наивысшего
расцвета реализм в живописи достиг в
творчестве И.Е.
Репина и В.И.
Сурикова. Первый
создал такие шедевры, как «Бурлаки на
Волге», «Крестный ход в Курской губернии»,
а также портреты «Протодьякон»,
«Мусоргский» и др. Второй известен
полотнами «Утро стрелецкой казни»,
«Боярыня Морозова», «Ментиков в Березове»
и др.
Выдающимися художниками-реалистами
были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов,
В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов,
И.И. Шишкин.
Весьма
успешно развивается также русский
театр. Его
расцвет связан с именем великого
драматурга А.Н.
Островского,творческая
судьба которого была соединена с Малым
театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза»,
«Доходное место», «Лес», «Бесприданница»,
постановка которых сделала русский
театр классическим. Выдающимся актером
на русской сцене был М.С.
Щепкин.
Достижения XIX
века в области культуры могут быть лишь
кратко перечислены. Главное влияние на
сознание россиян в этот период оказывали
война 1812 г., общественное движение в
России и Европе, войны и поражения,
великие реформы Александра II.
В 1802 г. в числе
других было создано министерство
просвещения, которое вместе с военным
министерством, Синодом, другими
ведомствами развивало сеть начальных
школ. Среднее
образование давали классические и
реальные гимназии.
В последней трети века появились
воскресные
школы для взрослых.
На протяжении века открылись университеты
в Казани, Дерпте (Тарту), Одессе,
Томске. Появились технические вузы –
Путей сообщения, Технологический,
Инженерно-строительный, Лесотехническая
академия в Петербурге, Высшее
техническое училище в Москве и др. В
конце века появились политехнические
институты в Киеве, Риге, Харькове,
Петербурге, а всего в стране было
около 50 вузов. Существовали закрытые
привилегированные заведения –
Царскосельский, Нежинский, Демидовский
лицеи, Училище правоведения. Вузы были
центрами науки, просвещения, подготовки
кадров интеллигенции, боролись за
внутреннюю автономию.
Русская наука
приобрела мировое значение. В первой
половине XIX
в. Н.И.
Лобачевский
создал учение о неэвклидовой геометрии.
Химик Н.Н.Зинин
получил анилин – красящее вещество для
текстильной промышленности. Б.С.Якоби
разрабатывал электродвигатель,
телеграфные аппараты и т.д. В.Я.Струве
создал первоклассную Пулковскую
обсерваторию. Хирург Н.И.Пирогов
на себе испытал действие хлороформа
для обезболивания при хирургических
операциях. Во второй половине века
П.Л.Чебышев
внес крупный
вклад в теорию машин и механизмов.
Д.И.Менделеев
открыл периодический закон химических
элементов. И.М.Сеченов
исследовал физиологию человеческого
мозга. А.С.Попов
первым в мире изобрел радиотелеграф.
А.Ф.Можайский
первым в мире сконструировал самолет.
П.В.Яблочков
и А.Н.Лодыгин
создали первые электрические лампочки.
К.Э.Циолковский
разработал проект дирижабля и принципы
ракетных двигателей, межпланетных
полетов.
Русские
моряки и ученые совершили кругосветные
путешествия (И.Ф.Крузенштерн,
Ф.Ф.Белинсгаузен,
М.П.Лазарев
и др.), открыли Антарктиду, острова в
Тихом океане, создали новые географические
карты. Уникальные путешествия и
исследования провели П.П.Семенов-Тян-Шанский,
Н.М.Пржевальский, Н.Н.Миклухо-Маклай.
Не менее богатым
был XIX
в. и для русской литературы. Окончательно
оформился современный русский литературный
язык, что обычно связывают с именем
А.С.Пушкина.
Журналы, литераторы, издатели принадлежали
к разным направлениям, идейным течениям.
Все образованное общество следило за
творчеством таких поэтов и писателей
как К.Ф.Рылеев,
В.А.Жуковский, А.А.Дельвиг, Е.Б.Баратынский,
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь,
Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский,
И.С.Тургенев, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский.
В сокровищницу
мировой музыкальной культуры вошли
произведения М.И.Глинки,
М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского,
П.А.Римского-Корсакова.
Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные
в XIX
в., стали классикой.
В столице империи
возводятся величественные архитектурные
ансамбли, формируются основные
площади, центр города приобрел свой
современный вид. С именами архитекторов
связаны их творения: Казанский собор –
А.Н.Воронихин;
Александринский театр с улицей Росси
– К.И.Росси;
Исаакиевский собор, Александровская
колонна – О.Монферран;
Биржа на Стрелке Васильевского острова
– Тома де
Томон;
Адмиралтейство –
А.Д.Захаров.
В Москве были построены Большой и Малый
театры, Александровский сад у Кремлевской
стены, памятник Минину и Пожарскому
на Красной площади и др.
В живописи
получили отражение различные стороны
жизни страны в прошлом и настоящем (для
художников того времени). У Г.Г.Угрюмова,
К.П.Брюллова
и других приверженцев академической
школы – картины на античные и религиозные
сюжеты. У А.Г.Венецианова
– картины крестьянского быта, русской
природы. У П.А.Федотова
– бытовые сюжеты. Русский реализм в
изобразительном искусстве представлен
именами И.Е.Репина,
В.Г.Перова
и других. Большую роль для пропаганды
русского искусства сыграли Товарищество
передвижных художественных мастерских,
открывшиеся Третьяковская галерея,
Русский музей, деятельность выдающегося
искусствоведа и критика В.В.Стасова.
За звездами русской
культуры первого ряда, которых в XIX
в. можно считать десятками, не следует
забывать о других десятках и сотнях
талантливых людей, организаторов,
работников и творцов «золотого века».
Без их многотрудной деятельности
российская культура не смогла бы обрести
мощный фундамент в виде научных
учреждений, вузов, лабораторий в
промышленности, больниц, книгоиздательств,
профессиональных театров, газет,
журналов.
Мощное культурное
развитие отразило зрелость, постоянный
духовный подъем русской нации,
самоотверженное служение своему народу
российской интеллигенции. Правда,
большая часть населения страны находилась
в неведении относительно культурного
богатства России. 3/4 населения к концу
XIX
в. оставалось неграмотным.
Золотой
век Русской культуры
Формирование
современной лингвистической системы
Начало
XIX века — это переломное время в искусстве,
которое ознаменовало выход русской
литературы на мировую арену. Литература
начала утверждать высокие принципы
свободы личности. Именно в этот период
общество начало учиться читать между
строк, что особенно беспокоило
правительство. И несмотря на жестокие
условия, в которых развивалась русская
литература, она все-таки смогла занять
положенное ей высокое место в фонде
мирового искусства.
Первая
половина XIX в. вошла в историю как «золотой
век» русской культуры. Культурный
прогресс определялся небывалым ростом
национального самосознания русского
народа под влиянием Отечественной войны
1812 г. и развивался нередко вопреки
консервативной политике правительства.
Одну
из главных ролей играла русская литература
и конечно же язык.
В
начале XIX в. сентиментализм в русской
литературе под влиянием войны 1812 г.
сменился романтизмом (В.А. Жуковский,
К.Ф. Рылеев). Основоположниками реализма,
утверждавшегося тогда в европейской
литературе, в России стали А.С. Пушкин,
А.С. Грибоедов. Метод изображения
действительности, примененный в романе
«Евгений Онегин» и пьесе «Горе от ума»,
стал преобладать в русской литературе.
Без
сомнений, одним из ярчайших представителем
Золотого века русской литературы
является знаменитый поэт, отец русского
литературного языка А. С. Пушкин.
Произведения Александра Сергеевича
сделали настоящий переворот в литературе.
Поэзия Пушкина, роман «Евгений Онегин»
и повесть «Пиковая дама» не только
пополнили фонд Русской классики, но и
стали определенной стилистической
подачей, которой неоднократно в будущем
пользовались многие отечественные и
мировые литераторы.
Также
для литературы Золотого века были
свойственны и философские концепции.
Наиболее ярко они проявляются в творчестве
М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего
своего творческого пути, автор восторгается
декабристскими движениями, отстаивает
права и свободы человека.
Исключительное
значение для развития русской литературы
имели «толстые» литературные журналы
— «Современник», основанный А.С. Пушкиным,
и «Отечественные записки». Распространение
частного книгоиздательства в 30—40-е гг.
XIX в. связано прежде всего с именем А.Ф.
Смирдина, основавшего серию «Библиотека
для чтения». Он снизил стоимость книг
и сделал их широкодоступными даже для
покупателей со скромными средствами.
Также
широко обсуждались Проблемы русского
языка в Обществе любителей российской
словесности, занявшейся разработкой
правил и норм русского литературного
и разговорного языка, соотношения в нем
иностранных слов, неологизмов и архаизмов.
Проблема была особенно острой, так как
русская аристократия говорила
преимущественно на французском языке,
а простые сословия хранили давние
традиции церковнославянского языка. В
противовес Н.М. Карамзину, предлагавшему
«писать, как говорят, и говорить, как
пишут», литератор А.С. Шишков представлял
в Обществе противоположную точку зрения:
он предлагал ориентироваться на
книжно-славянский язык во имя сохранения
национальных корней. Становление
современного русского языка принято
связывать с творчеством А.С. Пушкина.
Большую роль в этом сыграли также
«Практическая русская грамматика» Н.И.
Греча и первый «Словарь Российской
Академии».
Структурную
сложность системы языка установили
давно. Об этом свидетельствует, например,
традиционное выделение таких уровней,
как фонетика, морфология, синтаксис.
Однако глубокое теоретическое осмысление
система языка получила лишь в современных
уровневых теориях языка.
Одной
из первых таких теорий можно считать
учение Л. Ельмслева о двух планах языка
— плане выражения и плане содержания,
восходящее в основе своей к учению Ф.
де Соссюра об означающих и означаемых.
Выделение этих двух планов прочно вошло
в современное языкознание, но все другие
членения языка на ярусы, уровни и
подуровни остаются пока дискуссионными.
Любой
язык как система состоит из трёх ярусов:
Фонетического, лексико-грамматического
семантического, находящихся в отношении
дополнительности друг к другу. Основной
единицей фонетического яруса является
звук, лексико-грамматического —
словоформа, семантического — семема
(от греч.-«обозначать» минимальная
единица плана содержания языка)