Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова
1. Белинский В. Г. Собрание сочинений в 9-ти т. М., 1976-1982.
2. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Уч. Заведений.-2-е изд., переработ. и доп.-М.: Издательский центр «Академия»,-416 с., 2000.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — этопроцесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развить у него способность видеть красоту окружающего мира, развитие способностей детей к творчеству, искусству и созиданию. Эстетическое воспитание повышает познавательную активность, способствует обогащению чувственного опыта, развивает эмоциональную сферу личности, влияет на познание нравственной стороны действительности.
Эстетическое развитие-это результат эстетического воспитания.
Средствами эстетического воспитания детейявляются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:
1. Эстетика быта. Она призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее.
2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи) , графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации) , малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева) , произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло и др..).
3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.) .Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь.
4. Специальное обучение. Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду.
Таким образом, эстетическое воспитание является очень важным для развития личности ребенка и включает в себя разнообразные средства эстетического воспитания.
Библиографическое описание
Борзиева, З. М. Эстетическое воспитание детей / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62114/ (дата обращения: 13.07.2023).
В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстетического восприятия действительности и задачи эстетического воспитания.
Ключевые слова: детство, эстетическое воспитание, направления эстетического воспитания.
Детство — период развития человека, когда в сознании откладываются внутренние и внешние фундаментальные качества, являющиеся ведущими в течение всей его жизни. Поэтому очень важно подойти к воспитанию детей очень ответственно, с целью формирования полноценной здоровой личности.
Помимо нравственного, трудового, физического воспитания, необходимо прививать ребенку любовь к эстетическим ценностям.
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание детей с помощью средств прекрасного в природе, искусстве, окружающей действительности, приобщение к культурным ценностям, их развитие.
Эстетическое воспитание воздействует на чувства и мысли человека, вносит огромный вклад в формирование мировоззрения.
Формирование эстетической культуры — процесс, направленный на развитие способности личности к восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Человек по натуре своей — художник. Так говорил М. Горький. Эти слова отражают истину, ибо красота повсюду, нужно только уметь видеть её. Когда с ранних лет детей знакомят со всеми красотами мира, прививают им любовь к ним, то, чаще всего, они вырастают творческими личностями. Способность видеть все удивительное вокруг себя сильнее развита у детей, нежели у взрослых. Но если в детстве их не научили этому, то им приходится, в лучшем случае, самим учиться, в худшем — из них вырастают люди, видящие во всем негатив.
Освоение эстетической действительности не ограничивается рамками одного лишь искусства. Сюда входит вся человеческая деятельность; труд, который может выступать не только как процесс получения определенного материального результата, но и как процесс получения эстетического удовольствия; человеческие взаимоотношения, которые имеют место быть в числе эстетических ценностей, только в случае если они характеризуются как здоровые, искренние, теплые.
Рассмотрим основные направления эстетического воспитания детей.
− Образовательный процесс. Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического развития. Находясь в стадии поиска новых знаний, занимаясь изучением особенностей и свойств окружающих предметов, ребенок может испытывать массу эстетических чувств, связанных с различным спектром эмоций — от удивления до восхищения.
− Труд. Эстетическое влияние труда кроется в самом процессе труда, в его содержании, в целях, в результатах. Правильно организованный детский труд, способен доставить ребенку чувство удовлетворения или наслаждения. Если деятельность ребенка производит значимые для окружающего мира продукты, то это доставляет ему огромную радость и вселяет уверенность в себя. Для того, чтобы труд не ложился на плечи ребенка тяжестью, он должен быть одухотворен общественно-значимой целью, он должен приносить эстетическое удовольствие. Важно создавать такие ситуации, которые давали бы детям выполнять ту или иную работу с особым рвением. Например, приучать убирать за собой игрушки, создавая в голове ребенка установку, что так в комнате будет намного просторней и чище.
− Природа — это самый доступный и ничем незаменимый источник прекрасного. Взаимодействие с природой развивает мышление, воображение, что в свою очередь углубляет эстетические чувства. Природа — источник богатейших эстетических переживаний. Все, что относится к природе, отличается натуральностью и подвижностью. Её легко ощутить. Прогулки по окрестностям села или города, вдыхание свежего воздуха, пение птиц, шелест листьев — все это огромный спектр красок природы, который не стоит на месте, а меняется в зависимости от времени года, суток. Оберегать природу, ухаживать за растениями и животными, учиться различать цветы, коллекционировать минеральные камни и горные породы — вот чему нужно учить детей, пока они еще малы.
− Общение. Общение — это то, что способно удовлетворять внутренние эстетические требования. Средствами общения, как известно, являются речь (устная и письменная), жесты, мимика. Для того, чтобы общение приносило удовольствие, оно должно отпечатываться в сознании как нечто особенное, прекрасное. Красноречие человека всегда производит особое впечатление. Чистая, грамотная речь, лишенная всяких недостатков оживляет, заряжает, такого человека хочется слушать без конца. Это в какой-то степени даже мотивирует на самосовершенствование, саморазвитие. Поэтому очень важно организовывать для детей встречи с умными людьми, водить их на интеллектуальные программы.
− Чувство вкуса и стиля. Редко кто может не восхищаться человеком, умеющим одеваться со вкусом. А задумывался ли кто-либо, откуда в нем зародилось это чувство? Да, безусловно, работа над собой, над своим внутренним миром, самосовершенствование, стремление познать как можно больше приносит свои плоды, и человек, который ранее не умел сочетать те или иные вещи, предстает перед обществом, как гуру стиля и моды. Но есть и другая сторона — этому человеку, возможно, в детстве давали свободу выбора во всем, что называется стилем. Ему разрешали подбирать себе то, что подходит под его характер, темперамент. Так и зарождалось в нем умение сочетать сочетаемое и став уже взрослым человеком он четко знает, что ему нужно.
− Искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть мир глазами художника, то есть через призму образности. Художник показывает нам мир через свое острое и своеобразное восприятие. Каждый вид искусства имеет важное значение для формирования эстетических ценностей. Будь то скульптура, живопись, архитектура вызывает чувство внутреннего наслаждения и сопричастности к творчеству художника. Искусство может отражать какое-либо событие как момент пошлого или будущего, вызывая глубокие чувства.
− Литература. Художественная литература — одно из самых ярких направлений эстетического воспитания, которое влияет на духовный мир человека, создавая в нем яркие образы и жизненные установки.
Перейдём теперь к рассмотрению задач эстетического воспитания. К задачам эстетического воспитания можно отнести следующие:
Таким образом, эстетическое воспитание — работа, направленная на развитие творческих умений и навыков, способностей видеть и замечать прекрасное вокруг себя, а также формирование ценностей и убеждений, мировоззрения и установок.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, вид искусства, воспитание детей, искусство, окружающий мир, природа, процесс получения, ценность, эстетическое удовольствие.
Эстетическое
воспитание — многоаспектное философское,
общекультурное психолого-педагогическое
образование, о чем, в частности,
свидетельствует категорийный аппарат,
которым пользуются специалисты. Оно
охватывает две близкие, но не тождественные
области приложения интеллектуальных
и волевых усилий философов, социологов,
деятелей культуры, психологов, педагогов.
Родовое понятие (эстетическое воспитание)
включает два видовых: воспитание
художественными (искусство) и
внехудожественными средствами (природа,
труд, организация окружающей среды,
общественная деятельность, учение).
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс
формирования творчески активной личности
ребенка, способной воспринимать,
оценивать, любить, утверждать в жизни,
природе., искусстве прекраснов,
совершенное, гармоничное, жить «по
законам красоты».
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ — организация
жизни и деятельности детей, способствующая
развитию эстетических чувств ребенка,
формированию представлений и знаний о
прекрасном в жизни
и искусстве,
эстетических оценок и эстетического
отношения со всему, что нас окружает.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
— это формируемое с учетом возрастных
особенностей и жизненного опыта ребенка
представление о совершенстве и красоте
человека, окружающей среды, искусстве.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО — эмоциональное
переживание, рожденное отношением
ребенка к произведению искусства,
общественному явле-1ию, человеку, природе,
окружающей среде, предметному миру,
выдающееся в наслаждении или
отвращении, сопровождающем восприятие,
постижение и оценку данного предмета.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ — процесс освоения знаний,
умений, навыков в области искусства и
художественного, в том 1исле, самостоятельного
творчества.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ — формирование способности
чувствовать, понимать, оценивать, любить
искусство и наслаждаться им; художественное
воспитание неотделимо от побуждения к
художественно-творческой деятельности,
к посильному созданию эстетических, в
том числе художественных ценностей.
ХУДОЖСТВЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
— создание объективно значимого (для
ребенка прежде всего) нового продукта,
придумывание к известному ранее не
используемых детали, по-новому
характеризующих создаваемый образ,
придумывание нового начала, конца, новых
действий, характеристик героев и .п.,
применение усвоенных ранее способов
изображения или средств «разительности
в новой ситуации, проявление ребенком
инициативы во всем, придумывание разных
вариантов изображения, ситуаций,
движений.
МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ -это способы совместной
взаимосвязанной деятельности воспитателя
и ребенка, направленные на развитие
эстетических представлений, эстетических
чувств и художественной деятельности,
предполагающей формирование основ
эстетического вкуса и развитие творческих
способностей.
МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ — это способы совместной
взаимосвязанной деятельности воспитателя
и ребенка, направленные на развитие
способности понимать и верно оценивать
произведения искусства, а также
формирование и развитие
художественно-творческих потребностей
и способностей в процессе художественной
деятельности.
Теория эстетического
воспитания использует данные эстетики
— одной из философских наук, науки о
закономерности эстетического освоения
человеком мира, о сущности, законах и
роли искусства. Процесс эстетического
воспитания включает в себя три
взаимосвязанные звена: приобретение
опыта эстетических переживаний,
практическую художественно-эстетическую
деятельность, художественное
образование.
Эстетическое
воспитание тесно связано с
духовно-нравственным, физическим,
интеллектуально-познавательным
воспитанием.
Работа по
эстетическому воспитанию строится на
следующих принципах:
— эстетическое
воспитание осуществляется во взаимосвязи
со всей воспитательно-образовательной
работой в дошкольном учреждении;
— детское творчество
связано с жизнью, вта связь обогащает
содержание детской художественной
деятельности;
— художественно-творческая
деятельность взаимосвязана со всей
воспитательно-образовательной работой;
— вариативность
содержания, форм и методов художественной
деятельности;
— индивидуальный
подход в эстетическом воспитании,
основанный на выявлении индивидуальных
различий детей и определении оптимальных
путей развития творческих способностей
каждого ребенка. Работа по эстетическому
воспитанию должна осуществляться в
течение всего дня, начиная с прихода
детей в дошкольное учреждение.
Задачи
эстетического воспитания условно можно
разделить на две группы:
— приобретение
теоретических знаний (формирование
эстетических знаний; воспитание
эстетической культуры; формирование
эстетического отношения к
действительности; развитие эстетических
чувств, восприятий, переживаний;
формирование эстетического идеала,
стремления быть прекрасным во всем: в
мыслях, делах, поступка, внешнем виде;
приобщение к прекрасному в жизни, труде,
природе);
— формирование
практических умений.
Эстетическое
воспитание дошкольников осуществляегся
с помощью таких средств. как игра и
игрушка, искусство, эстетика быта,
природа, труд, самостоятельная
художественно-творческая деятельность,
праздники и развлечения.
Игра всегда
включает творческое начало. Если
представления дошкольников об окружающем
бедны, отсутствуют яркие эмоциональные
переживания, то и игры их бедны и
однообразны по содержанию. Расширение
впечатлений осуществляется в процессе
чтения художественных произведений,
с помощью рассказа воспитателя,
наблюдений. Материалом игры являются
игрушки. Все игрушки должны быть
привлекательно, красочно оформлены,
вызывать у детей интерес, будить
воображение.
Используя все виды
искусства — сказки, рассказы, загадки,
песни, танцы, картины и другие, воспитатель
формирует у детей отзывчивость на все
доброе и красивое, обогащает их духовный
мир.
Основными
требованиями к оформлению дошкольного
учреждения
являются целесообразность обстановки,
ее практическая оправданность,
чистота, простота, красота, правильное
сочетание цвета и света, наличие единой
композиции. Разумеется, мало окружить
детей красивыми вещами, надо научить
их видеть красоту, беречь ее. Поэтому
воспитатель должен обращать внимание
детей на чистоту помещения, на красоту,
которую вносят цветы, картины, а главное
— поощрять попытки самих дошкольников
украсить комнату.
С малых лет детей
надо приучать к эстетике внешнего вида
в сочетании с культурой поведения.
Большую роль в этом отношении играет
личный пример взрослых, единство их
внешней и внутренней культуры поведения.
С малых лет
необходимо учить детей не только
любоваться красотой цветов, деревьев,
неба и т.д., но и вносить свой посильный
вклад в ее приумножение. Уже в младшей
группе дети с небольшой помощью взрослых
могут кормить рыбок, поливать цветы на
грядке и в группе и т.д. С возрастом объем
работы для дошкольников увеличивается.
Дети более самостоятельно и ответственно
относятся к выполнения того или иного
дела.
Трудовая деятельность
является одним из средств эстетического
воспитания дошкольников. В младшем
возрасте воспитатель знакомит детей с
трудом работников дошкольного учреждения,
подчеркивая, что и няня, и повар, и
дворник работают старательно, красиво.
Постепенно воспитатель подводит детей
к пониманию, что труд всех людей города
и села дает возможность жить радостно.
При этом ватмо, чтобы дошкольники не
только созерцали красоту труда взрослых,
но и сами принимали в нем посильное
участие. Поэтому в детском саду
используются все формы трудовой
деятельности.
Праздники и
развлечения обогащают детей новыми
яркими впечатлениями, связанными со
знаменательными датами, воспитывают
эмоциональную отзывчивость и интерес
к разным видам художественной
деятельности. С малых лет дети проявляют
интерес к пению песен, чтению стихов,
танцам, рисованию. Это и есть первые
творческие проявления.^?
— метод побуадекия
к сопереживанию, эмоциональной
отзывчивости на прекрасное и осуждение
безобразного в окружающем мире. Этот
М!Ггод предполагает, чтобы произведения
искусства отличались высокой
художественностью, а при слушании детьми
стихов, сказок, музыки важно не только
точное воспроизведение воспитателем
текста, музыкального рисунка, но и
эмоционально-образное его исполнение.
Только в этом случае можно достичь
воспитательного эффекта;
— метод убеждения
позволяет развивать у детей эстетическое
восприятие, элементы художественного
вкуса. Особенность этого метода
состоит в том, что использовать его
можно только тогда, когда воспринимаемое
явление прекрасно;
— метод приучения,
упражнения в практических действиях.
Метод приучения предполагает, чтобы
ребенок проявлял желание украсить,
улучшить окружающее, т.е. посильно
преобразовать его и порадовать этим
своих сверстников, взрослых;
— метод поисковых
ситуаций, побуждений детей к творческим
проявлениям. Используя этот метод
воспитатель предлагает детям придумать
рассказ, рисовать, лепить по замыслу и
т.д.
— методы и приемы
формирования элементов эстетического
сознания: эстетического восприятия,
оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д.
При использовании отой группы методов
воспитатель воздействует на эмоции и
чувства детей при помощи наглядных,
словесных, практических и игровых
методов и приемов обучения в зависимости
от того, с каким эстетическим явлением
знакомят детей;
— методы, направленные
на приобщение детей к эстетической и
художественной деятельности. К этой
группе методов и приемов можно отнести
показ способа действия или образца,
упражнения, показ способа сенсорного
обследования с сопровождением
разъясняющего слова;
— методы и приемы,
направленные на развитие эстетических
и художественных способностей,
творческих умений и навыков, способов
самостоятельных действий детей. Эти
методы предполагают создание поисковых
ситуаций, дифференцированного подхода
к каждому ребенку с учетом его
индивидуальных особенностей.
Классификация
методов художественного обучения
определена Н.А.Ветлугиной:
— в зависимости от
источника знаний (наглядные, словесные,
практические, игровые);
— в зависимости от
вида художественно-творческой деятельности
и учебных задач;
— в заивисимости
от задач развития художественно-творческих
способностей;
— в зависимости от
возрастных особенностей детей;
— в зависимости от
индивидуальных особенностей детей;
— в зависимости от
этапов художественных занятий.
Проблема
развития детского творчества в советский
период впервые нашла отражение в
«Положении о единой трудовой школе»
(1918 г.), где был поставлен вопрос о »
систематическом развитии органов
чувств и творческих способностей»
детей всех возрастов. Далее эта
проблема продолжает раскрываться во
всех программно-методических
документах дошкольных учреждений.
Вопрос развития музыкального
творчества детей нашел отражение в
работах Б.В.Асафьева, В.Н.Щацкой,
Б.М.Теплова, Д.Б.Кабалевского,
Н.А.Ветлугиной, Е.Р.Ремиэовской и др.
Проблема развития творческих способностей
в изобразительной деятельности
интересовала Флёрину, Н.П.Сакулину,
Т.И.Комарову, В.А.Силивон;
словесно-театрализованной деятельности
— К.И.Чуковского, , Н.С.Карпинскую,
,З.А.Артемову.
Проблема
детского творчества юлучила широкое
освещение в трудах зарубежных
исследователей К.Бюллера, С.Холла,
3,Фрейда и его последователей.
В
настоящее время разработана программа
по художественному развитию детей
дошкольного возраста, концепция
эстетического воспитания детей.
В
творческой деятельности ребенка следует
выделять три основных этапа, каждый из
которых, в свою очередь, может быть
детализирован.
1. Возникновение,
развитие, осознание и оформление замысла.
2. Создание детьми
образа.
3. Анализ результатов.
Условия
развития детского творчества:
широкое включение
в педагогический процесс игры, игровых
ситуаций, игровых приемов;
общественная
направленность занятий, положительная
оценка деятельности.
— изобразительная
деятельность, в процессе которой дети
рисуют, лепят, -конструируют, делают
аппликации;
— художественно-речевая
деятельность предполагает чтение детьми
стихов, пересказывание сказок, рассказов,
придумывание загадок, рассказов, обмен
впечатлениями об увиденном или услышанном,
обсуждение иллюстраций в книгах и
др.;
—
музыкальная деятельность ,в ходе которой
дети поют, водят хороводы, играют в
«концерт», одновременно играя на
музыкальных инструментах, слушают
музыку, сочиняют оперу.
—
театрализованная деятельность
предполагает игру детей в кукольном,
теневом, плоскостном, пальчиковом
театре, использование фланелеграфа,
игру-драматизацию.