Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста это

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова

1. Белинский В. Г. Собрание сочинений в 9-ти т. М., 1976-1982.

2. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Уч. Заведений.-2-е изд., переработ. и доп.-М.: Издательский центр «Академия»,-416 с., 2000.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — этопроцесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развить у него способность видеть красоту окружающего мира, развитие способностей детей к творчеству, искусству и созиданию. Эстетическое воспитание повышает познавательную активность, способствует обогащению чувственного опыта, развивает эмоциональную сферу личности, влияет на познание нравственной стороны действительности.

Эстетическое развитие-это результат эстетического воспитания.

Средствами эстетического воспитания детейявляются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

1. Эстетика быта. Она призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее.

2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи) , графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации) , малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева) , произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло и др..).

3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.) .Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь.

4. Специальное обучение. Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду.

Таким образом, эстетическое воспитание является очень важным для развития личности ребенка и включает в себя разнообразные средства эстетического воспитания.

Библиографическое описание

Борзиева, З. М. Эстетическое воспитание детей / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62114/ (дата обращения: 13.07.2023).

В данной статье будет рассмотрен такой важный аспект воспитания, как формирование у детей эстетических ценностей. Будет охарактеризована значимость эстетического воспитания именно с раннего детства. Также будут рассмотрены некоторые направления эстетического восприятия действительности и задачи эстетического воспитания.

Ключевые слова: детство, эстетическое воспитание, направления эстетического воспитания.

Детство — период развития человека, когда в сознании откладываются внутренние и внешние фундаментальные качества, являющиеся ведущими в течение всей его жизни. Поэтому очень важно подойти к воспитанию детей очень ответственно, с целью формирования полноценной здоровой личности.

Помимо нравственного, трудового, физического воспитания, необходимо прививать ребенку любовь к эстетическим ценностям.

Под эстетическим воспитанием понимается воспитание детей с помощью средств прекрасного в природе, искусстве, окружающей действительности, приобщение к культурным ценностям, их развитие.

Эстетическое воспитание воздействует на чувства и мысли человека, вносит огромный вклад в формирование мировоззрения.

Формирование эстетической культуры — процесс, направленный на развитие способности личности к восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Человек по натуре своей — художник. Так говорил М. Горький. Эти слова отражают истину, ибо красота повсюду, нужно только уметь видеть её. Когда с ранних лет детей знакомят со всеми красотами мира, прививают им любовь к ним, то, чаще всего, они вырастают творческими личностями. Способность видеть все удивительное вокруг себя сильнее развита у детей, нежели у взрослых. Но если в детстве их не научили этому, то им приходится, в лучшем случае, самим учиться, в худшем — из них вырастают люди, видящие во всем негатив.

Освоение эстетической действительности не ограничивается рамками одного лишь искусства. Сюда входит вся человеческая деятельность; труд, который может выступать не только как процесс получения определенного материального результата, но и как процесс получения эстетического удовольствия; человеческие взаимоотношения, которые имеют место быть в числе эстетических ценностей, только в случае если они характеризуются как здоровые, искренние, теплые.

Рассмотрим основные направления эстетического воспитания детей.

− Образовательный процесс. Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического развития. Находясь в стадии поиска новых знаний, занимаясь изучением особенностей и свойств окружающих предметов, ребенок может испытывать массу эстетических чувств, связанных с различным спектром эмоций — от удивления до восхищения.

− Труд. Эстетическое влияние труда кроется в самом процессе труда, в его содержании, в целях, в результатах. Правильно организованный детский труд, способен доставить ребенку чувство удовлетворения или наслаждения. Если деятельность ребенка производит значимые для окружающего мира продукты, то это доставляет ему огромную радость и вселяет уверенность в себя. Для того, чтобы труд не ложился на плечи ребенка тяжестью, он должен быть одухотворен общественно-значимой целью, он должен приносить эстетическое удовольствие. Важно создавать такие ситуации, которые давали бы детям выполнять ту или иную работу с особым рвением. Например, приучать убирать за собой игрушки, создавая в голове ребенка установку, что так в комнате будет намного просторней и чище.

Читайте также:  Ключевые правила оформления кандидатской диссертации

− Природа — это самый доступный и ничем незаменимый источник прекрасного. Взаимодействие с природой развивает мышление, воображение, что в свою очередь углубляет эстетические чувства. Природа — источник богатейших эстетических переживаний. Все, что относится к природе, отличается натуральностью и подвижностью. Её легко ощутить. Прогулки по окрестностям села или города, вдыхание свежего воздуха, пение птиц, шелест листьев — все это огромный спектр красок природы, который не стоит на месте, а меняется в зависимости от времени года, суток. Оберегать природу, ухаживать за растениями и животными, учиться различать цветы, коллекционировать минеральные камни и горные породы — вот чему нужно учить детей, пока они еще малы.

− Общение. Общение — это то, что способно удовлетворять внутренние эстетические требования. Средствами общения, как известно, являются речь (устная и письменная), жесты, мимика. Для того, чтобы общение приносило удовольствие, оно должно отпечатываться в сознании как нечто особенное, прекрасное. Красноречие человека всегда производит особое впечатление. Чистая, грамотная речь, лишенная всяких недостатков оживляет, заряжает, такого человека хочется слушать без конца. Это в какой-то степени даже мотивирует на самосовершенствование, саморазвитие. Поэтому очень важно организовывать для детей встречи с умными людьми, водить их на интеллектуальные программы.

− Чувство вкуса и стиля. Редко кто может не восхищаться человеком, умеющим одеваться со вкусом. А задумывался ли кто-либо, откуда в нем зародилось это чувство? Да, безусловно, работа над собой, над своим внутренним миром, самосовершенствование, стремление познать как можно больше приносит свои плоды, и человек, который ранее не умел сочетать те или иные вещи, предстает перед обществом, как гуру стиля и моды. Но есть и другая сторона — этому человеку, возможно, в детстве давали свободу выбора во всем, что называется стилем. Ему разрешали подбирать себе то, что подходит под его характер, темперамент. Так и зарождалось в нем умение сочетать сочетаемое и став уже взрослым человеком он четко знает, что ему нужно.

− Искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть мир глазами художника, то есть через призму образности. Художник показывает нам мир через свое острое и своеобразное восприятие. Каждый вид искусства имеет важное значение для формирования эстетических ценностей. Будь то скульптура, живопись, архитектура вызывает чувство внутреннего наслаждения и сопричастности к творчеству художника. Искусство может отражать какое-либо событие как момент пошлого или будущего, вызывая глубокие чувства.

− Литература. Художественная литература — одно из самых ярких направлений эстетического воспитания, которое влияет на духовный мир человека, создавая в нем яркие образы и жизненные установки.

Перейдём теперь к рассмотрению задач эстетического воспитания. К задачам эстетического воспитания можно отнести следующие:

Таким образом, эстетическое воспитание — работа, направленная на развитие творческих умений и навыков, способностей видеть и замечать прекрасное вокруг себя, а также формирование ценностей и убеждений, мировоззрения и установок.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, вид искусства, воспитание детей, искусство, окружающий мир, природа, процесс получения, ценность, эстетическое удовольствие.

Эстетическое
воспитание — многоаспектное философское,
об­щекультурное психолого-педагогическое
образование, о чем, в част­ности,
свидетельствует категорийный аппарат,
которым пользуются специалисты. Оно
охватывает две близкие, но не тождественные
области приложения интеллектуальных
и волевых усилий философов, социологов,
деятелей культуры, психологов, педагогов.
Родовое понятие (эстетическое воспитание)
включает два видовых: воспита­ние
художественными (искусство) и
внехудожественными средствами (природа,
труд, организация окружающей среды,
общественная деятельность, учение).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс
формирования творчески активной личности
ребенка, способной восприни­мать,
оценивать, любить, утверждать в жизни,
природе., искусстве прекраснов,
совершенное, гармоничное, жить «по
законам красоты».

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ — организация
жизни и деятельности детей, способствующая
развитию эстетических чувств ребенка,
формированию представлений и знаний о
прекрасном в жизни
и искусстве,
эстетических оценок и эстетического
отношения со всему, что нас окружает.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
— это формируемое с учетом возрастных
особенностей и жизненного опыта ребенка
представление о совершенстве и красоте
человека, окружающей среды, искусстве.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО — эмоциональное
переживание, рожденное отношением
ребенка к произведению искусства,
общественному явле-1ию, человеку, природе,
окружающей среде, предметному миру,
вы­дающееся в наслаждении или
отвращении, сопровождающем восприятие,
постижение и оценку данного предмета.

Читайте также:  Как составить план к магистерской диссертации по юриспруденции | Решатель

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ — процесс освоения знаний,
умений, навыков в области искусства и
художественного, в том 1исле, самостоятельного
творчества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ — формирование способности
чувствовать, понимать, оценивать, любить
искусство и наслаждаться им; художественное
воспитание неотделимо от побуждения к
художественно-творческой деятельности,
к посильному созданию эстетических, в
том числе художественных ценностей.

ХУДОЖСТВЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
— со­здание объективно значимого (для
ребенка прежде всего) нового продукта,
придумывание к известному ранее не
используемых дета­ли, по-новому
характеризующих создаваемый образ,
придумывание нового начала, конца, новых
действий, характеристик героев и .п.,
применение усвоенных ранее способов
изображения или средств «разительности
в новой ситуации, проявление ребенком
инициативы во всем, придумывание разных
вариантов изображения, ситуаций,
движений.

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ -это способы совместной
взаимосвязанной деятельности воспитателя
и ребенка, направленные на развитие
эстетических представлений, эстетических
чувств и художественной деятельности,
предполагающей формирование основ
эстетического вкуса и развитие творческих
способностей.

МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ — это способы совместной
взаимосвязанной деятельности воспитателя
и ребенка, направленные на развитие
способности понимать и верно оценивать
произведения искусства, а также
формирование и развитие
художественно-твор­ческих потребностей
и способностей в процессе художественной
дея­тельности.

Теория эстетического
воспитания использует данные эстети­ки
— одной из философских наук, науки о
закономерности эстети­ческого освоения
человеком мира, о сущности, законах и
роли ис­кусства. Процесс эстетического
воспитания включает в себя три
взаимосвязанные звена: приобретение
опыта эстетических пережива­ний,
практическую художественно-эстетическую
деятельность, худо­жественное
образование.

Эстетическое
воспитание тесно связано с
духовно-нравствен­ным, физическим,
интеллектуально-познавательным
воспитанием.

Работа по
эстетическому воспитанию строится на
следующих принципах:

— эстетическое
воспитание осуществляется во взаимосвязи
со всей воспитательно-образовательной
работой в дошкольном учреждении;

— детское творчество
связано с жизнью, вта связь обогащает
со­держание детской художественной
деятельности;

— художественно-творческая
деятельность взаимосвязана со всей
воспитательно-образовательной работой;

— вариативность
содержания, форм и методов художественной
дея­тельности;

— индивидуальный
подход в эстетическом воспитании,
основанный на выявлении индивидуальных
различий детей и определении опти­мальных
путей развития творческих способностей
каждого ребенка. Работа по эстетическому
воспитанию должна осуществляться в
те­чение всего дня, начиная с прихода
детей в дошкольное учреждение.

Задачи
эстетического воспитания условно можно
разделить на две группы:

— приобретение
теоретических знаний (формирование
эстетических знаний; воспитание
эстетической культуры; формирование
эстети­ческого отношения к
действительности; развитие эстетических
чувств, восприятий, переживаний;
формирование эстетического идеа­ла,
стремления быть прекрасным во всем: в
мыслях, делах, поступ­ка, внешнем виде;
приобщение к прекрасному в жизни, труде,
при­роде);

— формирование
практических умений.

Эстетическое
воспитание дошкольников осуществляегся
с по­мощью таких средств. как игра и
игрушка, искусство, эстетика бы­та,
природа, труд, самостоятельная
художественно-творческая дея­тельность,
праздники и развлечения.

Игра всегда
включает творческое начало. Если
представления дошкольников об окружающем
бедны, отсутствуют яркие эмоциональ­ные
переживания, то и игры их бедны и
однообразны по содержанию. Расширение
впечатлений осуществляется в процессе
чтения художест­венных произведений,
с помощью рассказа воспитателя,
наблюдений. Материалом игры являются
игрушки. Все игрушки должны быть
при­влекательно, красочно оформлены,
вызывать у детей интерес, бу­дить
воображение.

Используя все виды
искусства — сказки, рассказы, загадки,
песни, танцы, картины и другие, воспитатель
формирует у детей отзывчивость на все
доброе и красивое, обогащает их духовный
мир.

Основными
требованиями к оформлению дошкольного
учреждения
являются целесообразность обстановки,
ее практическая оправдан­ность,
чистота, простота, красота, правильное
сочетание цвета и света, наличие единой
композиции. Разумеется, мало окружить
детей красивыми вещами, надо научить
их видеть красоту, беречь ее. Поэтому
воспитатель должен обращать внимание
детей на чисто­ту помещения, на красоту,
которую вносят цветы, картины, а глав­ное
— поощрять попытки самих дошкольников
украсить комнату.

С малых лет детей
надо приучать к эстетике внешнего вида
в сочетании с культурой поведения.
Большую роль в этом отношении играет
личный пример взрослых, единство их
внешней и внутренней культуры поведения.

С малых лет
необходимо учить детей не только
любоваться красотой цветов, деревьев,
неба и т.д., но и вносить свой по­сильный
вклад в ее приумножение. Уже в младшей
группе дети с небольшой помощью взрослых
могут кормить рыбок, поливать цветы на
грядке и в группе и т.д. С возрастом объем
работы для дошколь­ников увеличивается.
Дети более самостоятельно и ответственно
относятся к выполнения того или иного
дела.

Читайте также:  Электролитическая диссоциация - уравнение и формула, степень

Трудовая деятельность
является одним из средств эстетичес­кого
воспитания дошкольников. В младшем
возрасте воспитатель знакомит детей с
трудом работников дошкольного учреждения,
под­черкивая, что и няня, и повар, и
дворник работают старательно, красиво.
Постепенно воспитатель подводит детей
к пониманию, что труд всех людей города
и села дает возможность жить радостно.
При этом ватмо, чтобы дошкольники не
только созерцали красоту труда взрослых,
но и сами принимали в нем посильное
участие. По­этому в детском саду
используются все формы трудовой
деятельности.

Праздники и
развлечения обогащают детей новыми
яркими впе­чатлениями, связанными со
знаменательными датами, воспитывают
эмоциональную отзывчивость и интерес
к разным видам художествен­ной
деятельности. С малых лет дети проявляют
интерес к пению песен, чтению стихов,
танцам, рисованию. Это и есть первые
твор­ческие проявления.^?

— метод побуадекия
к сопереживанию, эмоциональной
отзывчивости на прекрасное и осуждение
безобразного в окружающем мире. Этот
М!Ггод предполагает, чтобы произведения
искусства отличались вы­сокой
художественностью, а при слушании детьми
стихов, сказок, музыки важно не только
точное воспроизведение воспитателем
текс­та, музыкального рисунка, но и
эмоционально-образное его испол­нение.
Только в этом случае можно достичь
воспитательного эффекта;

— метод убеждения
позволяет развивать у детей эстетическое
вос­приятие, элементы художественного
вкуса. Особенность этого мето­да
состоит в том, что использовать его
можно только тогда, когда воспринимаемое
явление прекрасно;

— метод приучения,
упражнения в практических действиях.
Метод приучения предполагает, чтобы
ребенок проявлял желание украсить,
улучшить окружающее, т.е. посильно
преобразовать его и порадо­вать этим
своих сверстников, взрослых;

— метод поисковых
ситуаций, побуждений детей к творческим
про­явлениям. Используя этот метод
воспитатель предлагает детям придумать
рассказ, рисовать, лепить по замыслу и
т.д.

— методы и приемы
формирования элементов эстетического
сознания: эстетического восприятия,
оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д.
При использовании отой группы методов
воспитатель воздействует на эмоции и
чувства детей при помощи наглядных,
словесных, прак­тических и игровых
методов и приемов обучения в зависимости
от того, с каким эстетическим явлением
знакомят детей;

— методы, направленные
на приобщение детей к эстетической и
художественной деятельности. К этой
группе методов и приемов можно отнести
показ способа действия или образца,
упражнения, показ способа сенсорного
обследования с сопровождением
разъяс­няющего слова;

— методы и приемы,
направленные на развитие эстетических
и ху­дожественных способностей,
творческих умений и навыков, спосо­бов
самостоятельных действий детей. Эти
методы предполагают создание поисковых
ситуаций, дифференцированного подхода
к каж­дому ребенку с учетом его
индивидуальных особенностей.

Классификация
методов художественного обучения
определена Н.А.Ветлугиной:

— в зависимости от
источника знаний (наглядные, словесные,
прак­тические, игровые);

— в зависимости от
вида художественно-творческой деятельности
и учебных задач;

— в заивисимости
от задач развития художественно-творческих
спо­собностей;

— в зависимости от
возрастных особенностей детей;

— в зависимости от
индивидуальных особенностей детей;

— в зависимости от
этапов художественных занятий.

Проблема
развития детского творчества в советский
период впервые нашла отражение в
«Положении о единой трудовой школе»
(1918 г.), где был поставлен вопрос о »
систематическом разви­тии органов
чувств и творческих способностей»
детей всех возрас­тов. Далее эта
проблема продолжает раскрываться во
всех програм­мно-методических
документах дошкольных учреждений.
Вопрос раз­вития музыкального
творчества детей нашел отражение в
работах Б.В.Асафьева, В.Н.Щацкой,
Б.М.Теплова, Д.Б.Каба­левского,
Н.А.Ветлугиной, Е.Р.Ремиэовской и др.
Проблема развития творческих способностей
в изобразительной деятельности
интересовала Флёрину, Н.П.Сакулину,
Т.И.Комарову, В.А.Силивон;
словесно-театрализованной деятельности
— К.И.Чуковского, , Н.С.Карпинскую,
,З.А.Артемову.

Проблема
детского творчества юлучила широкое
освещение в тру­дах зарубежных
исследователей К.Бюллера, С.Холла,
3,Фрейда и его последователей.

В
настоящее время разработана программа
по художественному развитию детей
дошкольного возраста, концепция
эстетического воспитания детей.

В
творческой деятельности ребенка следует
выделять три основных этапа, каждый из
которых, в свою очередь, может быть
детализирован.

1. Возникновение,
развитие, осознание и оформление замысла.

2. Создание детьми
образа.

3. Анализ результатов.

Условия
развития детского творчества:

широкое включение
в педагогический процесс игры, игровых
ситуаций, игровых приемов;

общественная
направленность занятий, положительная
оценка деятельности.

— изобразительная
деятельность, в процессе которой дети
рисуют, лепят, -конструируют, делают
аппликации;

— художественно-речевая
деятельность предполагает чтение детьми
стихов, пересказывание сказок, рассказов,
придумывание загадок, рассказов, обмен
впечатлениями об увиденном или услышанном,
об­суждение иллюстраций в книгах и
др.;


музыкальная деятельность ,в ходе которой
дети поют, водят хо­роводы, играют в
«концерт», одновременно играя на
музыкальных инструментах, слушают
музыку, сочиняют оперу.


театрализованная деятельность
предполагает игру детей в ку­кольном,
теневом, плоскостном, пальчиковом
театре, использование фланелеграфа,
игру-драматизацию.

Оцените статью
VIPdisser.ru