Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
Исследование уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ «Росинка» города Ноябрьска.
В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Для решения поставленных задач опытно — экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии и показатели:
Критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).
Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).
Критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).
Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Ребёнок знает правила ухода за своим телом (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения), бережно относится к своему здоровью. Сформировано положительное представление о самом себе. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения, способен излагать свои знания компактно, умеет развернуть их в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала о физическом, психическом, социальном здоровье, способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками, устойчивый интерес к здоровью, активность при решении проблемных ситуаций.
Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Однако ребенок не всегда может развернуть знания в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала, способность к сочувствию, наличие положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками, но интерес к физическому, психическому, социальному здоровью не устойчивый.
Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о физическом, психическом, социальном (духовном) здоровье. Эмоциональная реакция на новизну материала, любознательность способность к сочувствию проявляются не всегда. Отсутствует интерес к физическому, психическому, социальному здоровью.
С целью выявления уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста мы использовали диагностические методики С.Е. Шукшиной, А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой и др.
1. Методика «Что я знаю о своём организме» (автор С.Е. Шукшина)
Цель: выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся человеческого организма.
Если ребёнок затруднялся, ему задавались наводящие вопросы. Например, какую роль играет сердце в организме человека? Ты знаешь, что у человека есть сердце? А как ты думаешь, зачем оно нам? и т.п. (см. анкету в приложении 4).
Результаты проведения констатирующего эксперимента.
В экспериментальной группе:
высокий уровень — отсутствует, что составляет 0%;
средний уровень — 3 ребёнка, что составляет 30%;
низкий уровень — 7 детей, что составляет 70%.
В контрольной группе:
средний уровень — 5 детей, что составляет 50%;
низкий уровень — 5 детей, что составляет 50%.
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что при проведении бесед испытуемые № 2, 4, 9, 10 нуждались в незначительной помощи взрослого в виде наводящих вопросов: Из чего состоит тело? Для чего мы должны питаться? Испытуемые № 1, 3, 6 не могли ответить на вопросы 7,11. Затрудняются ответить на вопросы 1,2,3,5,7,9,10,11,13,15 или вообще молчали.7 детей (испытуемые № 3,5,6,7,8,9,10) продемонстрировали низкий уровень знаний о человеческом организме.
Методика 2. «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (автор А.Д. Кошелева).
При чтении сказки С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» мы фиксировали особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценку событий.
При обработке данных:
Отмечали, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокойством, неосознанными (положил локоть на плечо сверстника и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведённого звука).
Обращали внимание, проявляется ли более определённое сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета:
а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик делает глоток воображаемой воды точно также, как гусь Мартин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются, наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижимает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния);
б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов сказки, связанное с сопереживанием её персонажей (например, мальчик берёт воображаемое ружьё и тихо стреляет из него в момент появления охотников);
в) желание избежать сильного сопереживания (некоторые дети ударяют себя, щиплют, закрывают глаза).
3. Фиксировали, сопровождается ли появление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям — зрителям).
О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персонажам мы могли судить по мимике испытуемых: на лицах не отражалась, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т.е. и слёзы, и тёплое отношение одновременно; появлялась улыбка в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегчённые вздохи, когда они избегают опасности и т.д. Когда грозила опасность, дети пугались: широко раскрывались глаза, вскакивали, вздрагивали.
Количественный анализ результатов методики позволил сделать вывод:
средний уровень — 7 детей, что составляет 70%;
низкий уровень — 3 ребёнка, что составляет 30%.
средний уровень — 6 детей, что составляет 60%;
низкий уровень — 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 2)
Качественный анализ результатов методики «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» показал, что у испытуемых со средним уровнем (исп.3,7,9) недостаточно проявляется сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета; испытуемые не всегда принимали на себя чувства другого, иногда проявляли помощь и поддержку, но не всегда это приводило к реальному содействию. У испытуемых с низким уровнем сформированности культуры здоровья (1,5,6) мы наблюдали безразличие к персонажам сказки, отсутствие каких-либо эмоциональных реакций, например, на лицах не отражалась, например, гримаса плачущего, когда плакал персонаж, отсутствие улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций и облегчённых вздохов, когда они избегали опасности и т.д. Кроме того, отсутствовало желание оказать другому помощь и поддержку и готовность прийти на помощь другому человеку.
Методика 3. «Изучение социальных эмоций» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Цель: выявить уровень воспитанности толерантности, эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Сначала мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем проводили индивидуально 2 серии.
Первая серия. Экспериментатор задавал ребёнку вопросы:
Можно ли смеяться, если твой товарищ упал?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия. Экспериментатор предлагал ребёнку ряд ситуаций, а испытуемый должен был ответить на вопросы (описание ситуаций представлено в приложении 5).
Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводился по схеме:
Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому-то предпочтение и почему.
Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная: неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).
Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чём оно выражается и в каких ситуациях.
Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его озаботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно — завидует успеху другого, радуется его неудаче).
Количественный анализ результатов методики позволил сделать вывод о том, что:
высокий уровень — 2 ребёнка, что составляет 20%;
высокий уровень — 3 ребёнка, что составляет 30%;
средний уровень — 4 ребёнка, что составляет 40%;
низкий уровень — 3 ребёнка, что составляет 30% (таблица 3).
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что испытуемые № 1,2 смогли оказать помощь по собственному желанию, делали это охотно, проявляли чувство долга, заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, замечали эмоциональное состояние других детей.
Испытуемые № 3, 6, 10 иногда проявляли чувство долга, заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, но, как правило, оказывали помощь только по просьбе сверстника, начинали помогать с энтузиазмом, но это быстро им надоедало.
Испытуемые № 4,5,7,8,9 относились к сверстникам отрицательно, оказывали помощь по предложению взрослого, делали это формально, на успех и неудачи других реагировали неадекватно (завидовали успеху другого, радовались его неудаче).
С целью изучения позитивных действий, как в реальной, так и вербальной ситуации мы использовали методику «Кораблекрушение». Описание методики приведено в приложении 6.
Цель: выявление активности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций, способности к определению задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.
Согласно методике, дети оправились в плавание и потерпели бедствие. Бурей их выбросило на необитаемый остров.
Определение проблемы: действия в экстремальной ситуации.
Постановка задач: переждать бурю; подать знак терпящих бедствие; определить тактику выживания на острове (найти воду, пищу, построить жильё); соорудить плавсредство, чтобы покинуть остров.
Экспериментатор спрашивал детей о том, что можно сделать, чтобы каждый, кто попадёт в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. Обсуждались предложенные детьми варианты.
низкий уровень — 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 4).
Качественный анализ результатов методики «Кораблекрушение» показал, что испытуемые со средним уровнем (исп.3,7,9) планировали этапы своих действий, аргументировали свой выбор, но затруднялись находить нестандартные решения в проблемных ситуациях и определять задачи на основе поставленной проблемы. Испытуемые с низким уровнем (исп.1,5,6) испытывали затруднения при определении задачи на основе поставленной проблемы, планировании этапов своих действий, аргументировании своего выбора, нахождении нестандартных решений в проблемных ситуациях и новых вариативных способов использования обычных вещей в решении проблемных ситуаций.
Соотношение уровня сформированности культуры здоровья испытуемых на констатирующем этапе эксперимента (таблица 5)
Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что в контрольной группе 70% (7детей) имеют низкий уровень сформированности культуры здоровья, 30% (3 ребёнка) имеют средний уровень, высокий уровень сформированности культуры здоровья не выявлен. В экспериментальной группе 60% (6детей) имеют низкий уровень сформированности культуры здоровья, 40% (4 ребёнка) со средним уровнем, высокий уровень сформированности культуры здоровья не выявлен.
Как видно, большая часть испытуемых детей находится на среднем и низком уровнях сформированности культуры здоровья, что подтверждает необходимость реализации условий, способствующих повышению уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста. Об организации работы по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителе пойдет речь в следующем параграфе.
Приложения
Критерии и показатели культуры здоровья личности
Комплекс методов изучения уровней культуры здоровья личности
Модель формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Результат: ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.
Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?
Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает?
Какая твёрдая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреждений?
Какие «силачи» находятся в твоём теле и заставляют двигаться твой скелет? Что могут делать мышцы?
Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри?
Смог бы ты жить, если бы твоё сердце захотело отдохнуть и перестало работать? Почему?
Для чего человеческому организму нужна кровь?
Зачем мы дышим?
Что может случиться с человеком, если он перестанет, не сможет дышать? Почему?
Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом? (Сделай глубокий вдох и задержи дыхание. Прислушайся к себе. Покажи то место, куда попал воздух).
Куда попадает пища, и что с ней происходит после того, как ты взял её в рот?
Для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку?
Как устроены все люди? Одинаково или каждый по-разному (по-своему)?
Почему люди болеют, и что ты должен делать, чтобы быть здоровым и никогда не болеть?
Описание диагностической методики «Кораблекрушение»
Экспериментатор: Бурей нас выбросило на берег. Идёт сильный дождь, на море шторм. Как нам переждать бурю?
Испытуемый № 3: Спрятаться в пещере.
Испытуемый № 10: Укрыться под деревьями.
Испытуемый № 6: Укрыться парусами от яхты, если их выбросило на берег.
Экспериментатор: Буря кончилась. Выглянуло солнце. Посмотрите, где мы оказались. Со всех сторон нас окружает вода. Где мы?
Испытуемый №7: На острове.
Экспериментатор: Как позвать помощь?
Испытуемый № 10: Громко покричать.
Испытуемый №9: Зажечь на самом высоком месте костёр.
Испытуемый №6: Поднять кусок яркой ткани на длинной палке.
Испытуемый №5: Выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово — «спасите!»
Испытуемый №2: Написать записку, положить в бутылку, закупорить её и бросить как можно дальше в море.
Испытуемые №1,4,8 не дали ответа.
Экспериментатор: Что нужно сделать, чтобы сохранить наше физическое здоровье на острове?
Испытуемый №7: можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в костре в воде или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.
Испытуемый №3: Изготовить посуду.
Испытуемый №2: Оборудовать жилище.
Экспериментатор: Морская вода не пригодится для питья, нужно поискать родниковую или озёрную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи?
Испытуемый №10: Собрать дождевую воду или снег на вершине горы.
Экспериментатор: Можно ли такую воду сразу пить?
Испытуемый №6: Нет. Она грязная.
Экспериментатор: Договоритесь, и выберите самое верное решение по разведению костра.
Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, очки — линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие травинки, высечь искры с помощью кремня, дерева — вращать палочку; собирать сухие ветки и растения для костра.
Слышится звук самолёта. Дети привлекают его внимание, размахивая яркими косынками, рубашками и т.п. Самолёт сбрасывает записку о том, что помощь близка.
Экспериментатор: Что мы будем делать дальше?
Испытуемый №3: Изготовим плот.
Испытуемый №9: Создадим свиток полезных советов для терпящих бедствие. Запечатаем его в банку и оставим на острове.
Родительское собрание на тему «Здоровье дошкольников»
Цель: создание ситуации, позволяющие каждому родителю раскрыть содержание своего собственного опыта в воспитании ребенка.
ознакомить родителей с особенностями физического развития дошкольников;
ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей дошкольников на занятиях физической культуры.
на доске цитата Л. Кьюби: “Здоровье — это возможность возможностей. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь».
Что нужно знать родителям о физиологии дошкольников?
Формирование убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
Пути решения данной проблемы.
Вступительное слово воспитателя.
Что более ценным является для человека — богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делает человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.
Самое драгоценное, что есть у человека — это здоровье. С этим трудно не согласиться. Но в последнее время состояние здоровья у детей вызывает большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие у ребёнка — важное условие успешного усвоения им школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируется в результате целенаправленного воздействия со стороны детского сада и семьи.
Тема нашего родительского собрания важна и актуальна. Мы живем в 21 веке, который уже назвали веком максимальных скоростей и нагрузок.
И это высказывание нельзя подвергать сомнению. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой.
Родители должны помнить о том, что возраст 5-6 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности.
У детей в дошкольном возрасте легче формируется способность к длительной целенаправленной деятельности как умственной, так и к физической.
По мнению физиологов, в эти годы полезно развивать выносливость детей, особенно к циклическим нагрузкам, требующим длительного выполнения.
Родители должны помнить, что физические нагрузки нужны детям еще и потому, что в этом возрасте регулирующие системы детского организма весьма незрелые. В первую очередь это эндокринная и нервная системы. Любое серьезное напряжение детского организма может вызвать активную перестройку работы всех органов и систем. Цена адаптации к новым условиям колоссальна.
Чем лучше здоровье, тем лучше уровень усвоения знаний.
Анкета для родителей
Нравятся ли вашему ребенку занятия физической культуры в детском саду?
Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с занятий физической культуры, если вам это необходимо?
Считаете ли вы занятие физической культуры равноценным по значимости с другими занятиями?
Присутствовали ли вы когда-нибудь на занятии физической культуры?
Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию?
Что вы знаете о спортивных достижениях вашего ребёнка, если таковые имеются?
Какой вы видите организацию спортивной работы в детском саду, в котором учится ваш ребёнок?
Анкета для учеников
Тебе нравятся занятия физической культуры?
Какие упражнения тебе больше всего нравятся на занятии физкультуры?
В каких кружках и секциях тебе хотелось бы заниматься?
В каких спортивных мероприятиях в детском саду ты хотел бы участвовать?
Чтобы ты хотел в себе исправить с помощью занятий физической культуры?
О чем хотел бы попросить родителей по данной теме?
Дискуссия с родителями.
Развитие умения переносить знания, полученные на занятиях физической культуры в повседневную жизнь.
Профилактика сутулости ребёнка.
Что должна сделать семья для решения данной проблемы?
Воспитатель: Что нужно знать родителям о физиологии дошкольника?
Полезные советы на каждый день.
Самое главное — сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет — не препятствуйте ему.
Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!
Планирование мероприятий для формирования среди дошкольников положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.
Уважаемые родители, спасибо вам за работу. Наше собрание хочется закончить четверостишием:
Ну а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт и удачу,
И здоровье, и радость нам всем!
2 Педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей
Условие — это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия — это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.
Педагогам и родителям в вопросах воспитания и формирования культуры здоровья необходимо сотрудничество. Развитие ребенка в дошкольном возрасте — залог успешного воспитания и обучения его в последующие годы. Гармоничное развитие возможно только при согласованности действий родителей и педагогов.
Как правило, педагоги могут назвать достаточно большое количество форм и методов работы с родителями.
Консультации через зоны сотрудничества с родителями;
Выступления на родительских собраниях;
Тетради взаимодействия с родителями;
Психологическая диагностика детей в присутствии их родителей;
Информационные письма и памятки;
“Почтовые Ящики» и др.
Так и нетрадиционные:
Конкурсы среди родителей;
Фотовыставки и фотоконкурсы;
Круглые столы и др.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и д/садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Организуя сотрудничество с семьей по формированию культуры здоровья ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.
Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.
Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в д/саду.
Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания).
Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада.
Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания.
Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми; «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.
Совместные физкультурные досуги, праздники.
Анкетирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.
Анкетирование показало, что хотя многие родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
Поэтому индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только «гибкий режим дня», закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей (которые я уже перечислила), так и в семейных клубах: «Здоровье», «Папа, мама и я — спортивная семья» и т.д.
Причем темы занятий в клубах и формы их проведения выбирают сами родители через анкетирование и «Книгу предложений».
Самой эффективной формой работы в семье являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, педагогов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.
Так основанная особенность метода «мозгового штурма» состоит в том, что он позволяет детям в поисках решения научиться проявлять творческий потенциал в большей степени, чем обычно. Его несомненное достоинство в том, что самооценка творческого участия ребенка высока, независимо от реального вклада в общее решение.
Эффективность данного метода связана с наличием творческой среды. При этом творческая среда, характеризуется:
доброжелательностью взрослого, отказом от критики ребенка и его идей;
новизной и разнообразием окружающей предметной среды
постоянным поощрением творческой инициативы, оригинальности идей;
принятием любого творческого продукта независимо от его качества;
поощрением любых вопросов со стороны ребенка;
использованием вопросов, предполагающих несколько ответов;
Для понимания специфики предлагаемых нами занятий существенное значение имеет обращение к рассмотрению методов эмоционального воздействия.
Метод эмоционально-сенсорного воздействия строится на механизме кратковременных эмоциональных реакций. Этот метод является начальным во всей совокупности методов, направленных на актуализацию кратких эмоциональных реакций в процессе образования, и используется с младшего дошкольного возраста.
Метод контрастного сопоставления строится на механизме эмоциональной дифференциации — пробуждении противоположных эмоций с целью развития эмоционально — ценностного отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам. Вводится в практику образования начиная со среднего дошкольного возраста.
Метод побуждения к сопереживанию строится на механизме идентификации, побуждающей эстетические, нравственные эмоции. Вводится в практику начиная со среднего дошкольного возраста.
Метод эмоционально — образного воздействия строится на механизме эмоционального обособления. Он направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении. Актуализации субъективного содержания испытываемой ребёнком эмоции.
Сущность метода эмоционально — сенсорного воздействия заключается в побуждении детей к эмоциональному реагированию путём воздействия на сенсорику — процессы ощущения и восприятия.
Метод контрастного сопоставления заключается в постижении содержания образования посредством сопоставления противоположных образов, способов действий, пробуждения к ним адекватных эмоций и на этой основе формирования эмоционально-ценностного отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам.
Сущность метода побуждения к сопереживанию заключается в пробуждении у ребёнка — дошкольника эмоциональных реакций через репрезентацию субъекту эмоциональных состояний другого, идентификацию себя с другим.
поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;
изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными и самостоятельными);
главный результат — овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления ПАВ), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому.
Таким образом, активное использование педагогами разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи формирования культуры здоровья дошкольников, способствует укреплению сотрудничества между родителями и педагогами (снижая проблемы общения между педагогами и родителям и повышая чувство педагогической компетентности у педагогов) и улучшает отношение родителей к ДОУ в целом, что положительно влияет на готовность к положительному сотрудничеству в перспективе.
В следующей главе мы рассмотрим опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей.