Глобальные проблемы современности и их влияние на организацию предпринимательской деятельности

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Одной из наиболее страшных и глобальных проблем современного человечества является терроризм и экстремизм. Терроризм — один из самых жестоких мер устрашения власти и народа, путем насилия с целью запугивания. Террористические акты уносят огромное количество невинных жизней, наводят страх и ужас на людей всего мира, что является угрозой национальной безопасности страны. Терроризм и его последствия являются основными и наиболее опасными проблемами современного мира. Это явление касается, и развитых обществ, и развивающихся государств. Любая страна, любой человек может стать жертвой терроризма. Самые страшные террористические акты начались в последние годы двадцатого века и продолжились до сих пор. В начале XXI века проблема терроризма стала особо актуальной для мирового сообщества. На сегодняшний день растет количество террористических организаций и активная деятельность этих организаций влечет за собой огромные потери среди мирного населения.

Международный терроризм является одной из важнейших проблем не только нашей страны, но и мира в целом. Это самое тяжкое преступление международного характера, совокупность деяний определенных лиц и организаций направленных на достижение политических и иных целей путем осуществления взрывов и других действий опасных для здоровья людей. Теракты влекут за собой гибель жителей данного государства, на долгое время дестабилизируют привычную жизнь, подрывает авторитет государственной власти и системы правоохранительных органов, причиняет непроходимую боль тысячам людей.

Международный терроризм может быть осуществлен как террористическими государствами (государствами поддерживающими терроризм), так и международными террористическими организациями. Их террористическая деятельность угрожает людям и странам всей планеты. Формами международно-государственного терроризма являются поддержка, финансирование, предоставление оружия, баз для обучения террористов и т.д. Это осуществляется некоторыми странами с военными диктаторскими режимами (например, Ливией, Афганистаном во время правления талибов) в собственных политических интересах. Этот вид государственного терроризма также получил международное осуждение. Против таких стран применяются жесткие политические, экономические и иные санкции.

Международный характер терроризма является его чертой на современном этапе. Так же его чертами являются:

— взаимосвязь террористических организаций с преступными группировками для обеспечения финансирования;

— значительная трансформация характера террористических акций и политики террористических организаций;

— изменение технических возможностей и оснащенности террористических организаций;

— широкое распространение суицидного терроризма – действия террористов-смертников, уничтожающих себя и людей находящихся рядом;

— новым явлением стало появление профессиональных террористов и специальных мест для их подготовки.

Международный терроризм нацелен прежде всего на подрыв безопасности государств. Борьба с ним может быть эффективной только при объединении сил всех или большинства стран. Под предводительством ООН за последние полвека сложилась современная система сотрудничества государств в борьбе с терроризмом. Было достигнуто единство во взглядах стран-участниц ООН, что является очень важным в следствии той опасности, которую представляют террористические акты. Были приняты многочисленные конвенции и протоколы ООН по борьбе с терроризмом и различным его проявлением. Непосредственно относящейся к документам, направленным на борьбу с терроризмом, является принятая стратегия в форме резолюция от 8 сентября 2006 года «Глобальная контртеррористическая стратегия ООН».

Данную резолюцию подписала и Российская Федерация. Свою борьбу с терроризмом она ведет уже не одно десятилетие. В соответствии с этим неотъемлемой частью государственной политики РФ является борьба с терроризмом, целью которой являются, обеспечение безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны. В соответствии с законодательством, на территории Российской Федерации запрещены 27 террористических организаций. Преступления против мира и безопасности человечества сгруппированы в главе 34 УК РФ, борьба с которыми ведется на международном уровне.

Российская Федерация уже многие годы является основным участников борьбы с международным терроризмом. Россия незамедлительно откликнулась на просьбу о борьбе с террористическими организациями в Сирии. Антитеррористические операции имели огромный успех, а страны Западной Европы и США вынуждены были признать огромный вклад Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Таким образом, терроризм — преступление, принадлежащее к группе наиболее опасных деяний, посягающих на личную, общественную, национальную и международную безопасность. Государства мира и человечество в целом должны принять все возможные усилия для установления контроля над этим явлением и борьбы с ним.

Смена типов воспроизводства
населения называется демографическим
переходом.

Устойчивая тенденция к росту
среднего возраста населения мира. В 1900
г. он составлял 15 лет, в 1995 г. — 25 лет, в 2000
г. — 27,5 лет. По прогнозам ООН в 2100 г. он составит
36 лет, а к 3000 г. — 43 года.

Увеличилась продолжительность
жизни на Земле. За последние 50 лет продолжительность
жизни выросла больше, чем за минувшие
5000 лет. До промышленной революции XVII —
XVIII вв. люди, перешагнувшие за 65 лет, составляли
только 2—3% населения Земли. В 1999 г. их
насчитывалось уже 14%. В XXI в. старение населения
будет носить повсеместный характер.

Быстрый рост мирового населения,
большая часть которого приходится на
развивающиеся страны с отсталой экономикой
и неразвитой социальной сферой, которые
не в состоянии обратить этот рост во благо
своего развития, создает глобальную демографическую
проблему, важность и значимость которой
в настоящее время признаны всеми государствами,
осознавшими, что связь между развитием
народонаселения и природой более хрупкая,
чем это казалось ранее, что рост вооруженных
конфликтов и гонка вооружений, особенно
в развивающихся странах, ведут к огромным
материальным затратам, значительно ухудшая
возможности для экономического и социального
развития и тем самым для решения проблем
народонаселения. Неконтролируемые миграция и урбанизация из
положительных явлений превращаются в
негативные. Решение всех этих проблем
возможно лишь при совместных усилиях
всего мирового сообщества. В значительной
мере этому способствовало создание в 1969 г. в
рамках ООН специального Фонда ООН для
деятельности в области народонаселения
и проведение под его эгидой Всемирных
конференций по проблемам народонаселения.

Читайте также:  Среднее арифметическое 5 класс самостоятельная работа

Одним из основных документов
фонда стал Всемирный план (программа)
действий в области народонаселения, принятый
в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет. В программе
были рассмотрены вопросы рождаемости,
смертности и темпы прироста населения,
вопросы урбанизации и миграции.

Основой для действительного
решения проблем народонаселения согласно
плану являются прежде всего социально-экономические
преобразования. В программе рассматриваются
взаимосвязи между народонаселением,
устойчивым экономическим ростом и устойчивым
развитием, содержится призыв к разработке
политики и законов, обеспечивающих более
эффективную поддержку семьи, а также
к содействию ее стабильности.

Многие государства стали регулировать
рост населения. Правительство самой многолюдной
страны – КНР – задалось целью ограничить
рождаемость, запретив семьям иметь больше
одного ребенка. В результате годовой прирост
населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже
среднемирового. По китайскому пути решила
последовать и многонаселенная Индия.

В некоторых развитых странах(Франция,
Германия, Дания) проводится политика,направленная
на повышение деторождаемости: семьям
с двумя и более детьми выделяются хорошие
пособия, предоставляются различные льготы.

Международная экономическая
интеграция — это процесс хозяйственного
и политического объединения стран на
основе развития глубоких устойчивых
взаимосвязей и разделения труда между
национальными хозяйствами, взаимодействия
их экономик на различных уровнях и в различных
формах. На микроуровне этот процесс идет
через взаимодействие отдельных фирм
близлежащих стран на основе формирования
разнообразных экономических отношений
между ними, в том числе создания филиалов
за границей. На межгосударственном уровне
интеграция происходит на основе формирования
экономических объединений государств
и согласования национальных политик.

Самая простая и наиболее распространенная
форма экономической интеграции – зона
свободной торговли в рамках которой отменяются
торговые ограничения между странами-участницами,
и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли
усиливает конкуренцию на внутреннем
рынке между национальными и зарубежными
производителями товаров, что, с одной
стороны, увеличивает опасность банкротств,
а с другой является стимулом для совершенствования
производства и внедрения нововведений.
Отмена таможенных пошлин и нетарифных
ограничений касается, как правило, промышленных
товаров; в отношении сельскохозяйственных
товаров либерализация импорта ограниченна.
Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается
в Североамериканском регионе и Латинской
Америке. Другая форма – таможенный союз
— предполагает наряду с функционированием
зоны свободной торговли установление
единого внешнеторгового тарифа и проведение
единой внешнеторговой политики в отношении
третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные
отношения касаются лишь сферы обмена,
с тем чтобы обеспечить для стран-участниц
одинаковые возможности в развитии взаимной
торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется
платежным союзом, обеспечивающим взаимную
конвертируемость валют и функционирование
единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является
общий рынок, который призван обеспечивать
его участникам наряду со свободной взаимной
торговлей и единым внешнеторговым тарифом
свободу передвижения капитала и рабочей
силы, а также согласование экономической
политики.

Высшей формой межгосударственной
экономической интеграции является экономический
и валютный союз, совмещающий все указанные
формы интеграции с проведением общей
экономической и валютно-финансовой политики:
Этот союз имеет место лишь в Западной
Европе. Только здесь процесс экономической
интеграции прошел все указанные этапы.

2.1.Факторы развития
международной экономической интеграции

1.Углубление международного
разделения труда

Главные участники и организаторы
интеграционного процесса:

2.2.Цели и значения
международной экономической интеграции:

1.Использование преимуществ 
экономии от масштаба за счет 
расширения размеров рынка, сокращения 
трансакционных издержек.

2.Создание более стабильной 
и предсказуемой среды для 
взаимной торговли, а также благоприятной 
внешнеполитической среды, т.е. укрепление 
взаимопонимания и сотрудничества 
участвующих стран в политической,
военной, социальной, культурной и 
других неэкономических областях.

4.Содействие структурной 
перестройке экономики стран, осуществляющих 
глубокие экономические реформы,
при подключении их к региональным 
торговым соглашениям со странами,
находящимися на более высоком 
уровне рыночного развития.

Преимущества экономической
интеграции:

1.Увеличение размеров 
рынка — действие сквозь масштабы 
производства (для стран с малой 
емкостью национального рынка), на 
этой основе необходимо определение 
оптимального размера предприятия.

Недостатки экономической
интеграции:

1. Для более отсталых 
стран интеграция приводит к 
оттоку ресурсов (факторов производства),
идёт перераспределение в пользу 
более сильных партнёров.

2. Олигопольный сговор между
ТНК стран- участниц , что приводит к повышению
цен.

Значительный вклад в решение
задачи сохранения и улучшения окружающей
среды в рамках всего мира вносит ООН.
С 1972 г. начала действовать специализированная
организация «Программа ООН по окружающей
среде» (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится
в столице Кении Найроби. Одной из целей
этой организации является создание мировой
системы станций наблюдения (мониторинга)
за состоянием и изменением биосферы.
В 1972 г. прошла I Международная конференция
ООН по проблемам окружающей среды, в работе
которой принимали участие 112 стран. На
этой конференции была принята Декларация
защиты среды человека и оповещено, что
в защите жизненной среды заинтересовано
все человечество. Особое значение для
решения глобальных экологических проблем
имели Всемирная коференция ООН в Рио-де-Жанейро
(1992 г.) и Йоханесбурге (2002 г.). Первая конференция
ООН по образованию и проблемам среды
проходила в Тбилиси в октябре 1977 г., на
которой была принята Декларация по проблемам
сохранения природной среды.

Другие специализированные
учреждения ООН в рамках основной деятельности
в сферу своих интересов включают и вопросы
охраны природы. Организация Объединенных
Наций по вопросам образования, науки
и культуры (ЮНЕСКО) большое внимание уделяет
природоохранительному образованию, изучению
состояния окружающей среды. Продовольственная
и сельскохозяйственная организация (ФАО)
разработала программу обеспечения человечества
продовольственными ресурсами, занимается
вопросами сохранения и улучшения плодородия
почв, а также лесами и морскими биологическими
ресурсами.

Учитывая прогрессирующее накопление
парниковых газов и отрицательное воздействие
изменяющегося климата на функционирование
природы и состояние здоровья человека,
ОНН приняла в 1992 г. Рамочную конвенцию
об изменении климата, а в 1997 г. был принят
Киотский протокол, который установил
квоты на выбросы парниковых газов для
развитых стран и стран с переходной экономикой.
В настоящее время Протокол ратифицировали
113 стран.

Читайте также:  Оформление магистерской диссертации | правила оформления магистерской диссертации требования и положения

Проблемами здоровья людей
на Земле занимается Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ). Можно выделить
два основных направления в деятельности
ООН: сохранение мира и сохранение жизненной
среды.

Важное значение в охране окружающей
среды принадлежит региональному сотрудничеству
стран. Примером такого сотрудничества
может служить план действия средиземноморских
стран по защите Средиземного моря от
загрязнений. В 1954 г. в Лондоне была заключена
Конвенция по предотвращению загрязнения
морских вод нефтью (Балтийское и Северное
моря, а также Атлантический океан признаны
запретными зонами для сбрасывания углеводородных
соединений). Хороший пример эффективного
регионального сотрудничества продемонстрировали
Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Польша
и бывший СССР, которые в 1974 г. заключили
Конвенцию о запрете любых загрязнений
Балтийского моря.

Разработана Конвенция по регулированию
международной торговли редкими и исчезающими
видами животных и растений. Немало заключено
международных соглашений в области рыболовства,
а также добычи китов и других морских
животных.

Охрана природы осуществляется
через деятельность многих международных
организаций. Одним из основателей природоохранительного
движения в мире является Международный
союз охраны природы и природных ресурсов
(МСОП), который был создан в 1948 г. Штаб-квартира
МСОП расположена в Швейцарии. Основным
направлением его деятельности является
охрана живой природы. По инициативе МСОП
была создана и сейчас постоянно пополняется
Красная книга о состоянии популяций редких
и исчезающих видов животных и растений.
Создается Зеленая книга. МСОП разрабатывает
конкретные программы по сохранению природных
экосистем и популяций отдельных видов
и групп животных. Важным политическим
и юридическим актом, содействующим экологизации
правовых международных отношений, является
Всемирная стратегия охраны природы, которая
была одобрена XIV Генеральной Асамблеей
МСОП (Ашгабат, 1978 г.) и принята во многих
странах мира. Тесно с МСОП взаимодействует
Всемирный фонд охраны дикой природы,
который был образован в 1963 г. Главная
цель его – организация конкретных проектов
по охране животных и природных экосистем,
оказание помощи в организации и улучшении
деятельности заповедников и национальных
парков. Так, например, Всемирный фонд
охраны дикой природы совместно с Индией
разработал проект операции «Тигр», который
направлен на сохранение небольшой популяции
тигров в Азии (образованы резерваты и
заповедники в Индии, Бангладеш, Непале
и Индонезии, запрещена охота и торговля
шкурами). Аналогичные проекты осуществляются
по охране куланов, антилоп, лошади Пржевальского,
ягуаров, леопардов, гепардов, белого медведя,
человекообразных обезьян и др.

Другой важной организацией,
где определяются перспективы мировой
продовольственной ситуации, является
ФАО .До последнего времени Россия участвовала
в работе ФАО в качестве постоянного наблюдателя.
В 2006 г. Россия приняла Устав ФАО и стала
полноправной участницей этой организации.

1.5.Экологическая 
проблема и проблема устойчивого развития

Проблема экологии
и устойчивого развития — это проблема прекращения вредного
воздействия деятельности человека на
окружающую среду.

Еще в середине прошлого века
экология была внутренним делом каждой
страны, потому что загрязнение в результате
промышленной деятельности проявлялось
лишь в районах с повышенной концентрацией
экологически вредных производств. В1980-е
гг. экологическая проблема стала региональной:
вредные выбросы достигают близлежащих
стран, приходят вместе с ветром и облаками
от соседей (кислотные дожди, порожденные
выбросами в атмосферу отходов промышленных
производств Великобритании и ФРГ, выпадали
в Швеции и Норвегии, а в Великих озерах
на границе США и Канады живые организмы
погибали от ядовитых стоков американских
предприятий).

В 1990-х гг. экологическая проблема
вышла на глобальный уровень, что проявляется
в следующих негативных тенденциях:

Климатические изменения принято
связывать с усилением «парникового эффекта»
— роста концентрации парниковых газов
в атмосфере, которые попадают туда от
сжигания топлива, попутного газа в местах
добычи, с одной стороны, и сведения лесов
и деградации земель — с другой. Хотя существует
и другая точка зрения: потепление климата
связано не с увеличением концентрации
СО, в атмосфере, а с вековыми ритмами солнечной
активности и вытекающими из этого климатическими
циклами на Земле.

Основные последствия загрязнения
окружающей среды сводятся к следующему:

Обострение экологических проблем
в развитых странах привело уже в 70-х гг.
к резкому изменению государственной
политики в области охраны окружающей
среды. В ряде стран Западной Европы возникли
тогда влиятельные партии и движения «зеленых».
Государство стало устанавливать все
более и более жесткие экологические нормативы.
К 2000 г. произошел рост расходов на природоохранные
мероприятия до 250 млрд долл., что более
чем в 6 раз превысило уровень расходов
в 1970 г. Развитые страны в среднем расходуют
до 1,7% своего ВНП на экологические нужды,
но этого мало, так как величина ущерба,
наносимого природной среде, ежегодно
исчисляется примерно 6% ВНП.

В 1980-х гг. мировое сообщество
пришло к пониманию, что экологические
проблемы не могут быть решены в границах
отдельного государства, так как благодаря
глобальным круговоротам вещества и энергии
географическая оболочка является единым
природным комплексом. Это привело к возникновению концепции
устойчивого развития , которая предполагает
развитие всех стран мира с учетом жизненных
потребностей нынешнего поколения людей,
но без лишения этой возможности будущих
поколений.

Концепция устойчивого развития
была одобрена на Конференции ООН по окружающей
среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992
г. Она предполагает построение устойчивой
глобальной экономики, которая смогла
бы решить проблему загрязнения планеты,
сокращения ресурсов, одним словом, восстановить
экологический потенциал планеты для
будущих поколений. Причиной экологических
бедствий авторы концепции провозглашают
быстрое экономическое развитие ведущих
стран мира, а также значительный рост
населения Земли.

Читайте также:  Реферат про здоровый образ жизни

В результате мировая
экономика сталкивается с противоречием:
каким образом поддерживать устойчивое
развитие, одновременно ослабляя негативное
воздействие хозяйственной деятельности
на экологию. Сократить уровень экологической
нагрузки можно тремя способами:

Первый способ фактически уже
реализуется естественным образом в развитых
и многих переходных экономиках, где значительно
снизилась рождаемость. Постепенно этот
процесс охватывает все большую часть
развивающегося мира. Однако рост общей
численности мирового населения будет
продолжаться, по крайней мере, еще несколько
десятилетий.

Сокращение уровня потребления
едва ли возможно, хотя в последнее время
в развитых странах складывается новая
структура потребления, в которой преобладают
услуги и экологически чистые компоненты
и продукты повторного использования.

Поэтому первостепенное значение
для устойчивого развития мировой экономики
приобретают технологии, направленные
на сохранение экологических ресурсов
планеты:

К настоящему времени развитые
страны смогли снизить уровень загрязнения
окружающей среды или, по крайней мере,
стабилизировать его. Примером является
Япония, страдавшая в 1960-1970-е гг. от непомерного
загрязнения атмосферы многочисленными
металлургическими заводами, тепловыми
электростанциями на угле и т.д., но сумевшая
к настоящему времени приобрести статус
одной из самых передовых в экологическом
смысле стран мира. Однако это произошло
не только за счет использования вышеупомянутых
технологий, но и потому, что Япония и другие
развитые страны заметно переориентировались
на формирующиеся экономики как производителей
той продукции, выпуск которой сильно
загрязняет окружающую среду (химия, металлургия
и др.). Причем процесс сворачивания «грязных»
производств в развитых странах шел не
столько сознательно, сколько стихийно,
как вытеснение местной продукции более
дешевой импортной, хотя ТНК развитых
стран содействовали этому, перенося «грязные»
производства в страны с более низкими
издержками.

В результате во многих из этих
стран проблема экологии и устойчивого
развития стала обостряться.

Наиболее впечатляющим примером
международной экологически ориентированной
политики является Киотский протокол.
Этот документ был принят в 1997 г. на Третьей
конференции участников Рамочной конвенции
ООН об изменении климата в Киото (Япония)
и в 2005 г. вступил в силу после ратификации
его государствами, на долю которых приходится
55% мировых выбросов СО,. В Киотском протоколе
участвуют в основном страны Европы. Россия
и Япония, тогда как США и Австралия вышли
из нею по экономическим причинам, а большинство
остальных стран не подписали его. Цель
Киотского протокола — сокращение выбросов
парниковых газов на 5,2% ниже уровня 1990
г. для развитых стран в 2000-2012 гг. В Киотском
протоколе предусмотрены основанные на
рыночных механизмах способы сокращения
выбросов:

Надо заметить, что сокращение
выбросов дорого обойдется развитым странам.
Выгоды, к которым приведут усилия по предотвращению
изменения климата, станут очевидными
лишь в долгосрочной перспективе, тогда
как издержки, связанные с такими мерами,
придется нести в настоящее время.

Если в 1900 г. численность населения
составила 1 млрд. 660 млн. человек, то к 2000-му
году, по различным оценкам она превысит
6 млрд. чел. Именно поэтому термин «демографический
взрыв», означающий быстрый рост численности
населения появился в 20 веке. Десятки тысяч
лет численность человечества росла очень
медленно. Примерно 10 тыс. лет назад на
Земле жило, вероятно, около 5 млн. человек.
Производство продовольствия обеспечило
нарастание численности людей – до 200-300
млн. к началу новой эры. В средние века
темп роста замедлился из-за эпидемий
и войн.

По прогнозам за длительный
исторический период временные отрезки
удвоения численности населения сокращаются.
Первое удвоение произошло за 1500 лет (начало
нашей эры — 1500 г.), второе — за 300 лет (1500-1800гг.),
третье — за 120 лет (1800-1920 гг.), четвертое
— за 50 лет (1920-1970 гг.), пятое — за 48 лет (1970-2018
гг.)

Численность населения зависит
от основных условий длительного существования
популяций (биологических, этологических,
экологических). Рост населения в мире
не был плавным. В отдельных странах и
регионах он ускорялся, в других оставался
неизменным или сокращался, что определялось
рядом вышеуказанных причин. Так, чума
в 1348-1377 гг. в Европе привела к уменьшению
населения по меньшей мере на 40%, а демографическое
восстановление заняло свыше сотни лет.

Темпы роста народонаселения
Земли происходят неравномерно. Население
США, Западной Европы, бывших постсоциалистических
стран растет медленнее, чем среднемировые
показатели. В то же время в развивающихся
странах Африки, Латинской Америки, Азии
численность населения растет быстро
— более 2% и выше в год.

Такой демографический «взрыв»
связан со сменой самого типа воспроизводства
населения. Традиционный тип воспроизводства
означает высокую смертность и высокую
рождаемость, быструю смену поколений
и незначительный прирост населения, непродолжительный
срок жизни. Современный тип воспроизводства
отличается от традиционного следующим:
низкий уровень рождаемости, высокая смертность,
низкий темп прироста населения и значительный
рост продолжительности жизни. Причина
такой ситуации — в улучшении благосостояния
населения развитых стран с рыночной экономикой,
высокий уровень развития культуры производства,
жилищных и коммунальных условий, среды
обитания, достижений науки и техники,
образования и медицины.

В связи с тем, что современные
крайне высокие темпы роста численности,
населения земного шара в решающей степени
определяются темпами его увеличения
в развивающихся странах, демографический
взрыв этих стран превратился в мировой.
За 1950—1970 гг. прирост населения повысился
с 1,8 до 2,0% в среднем в год, затем в 1990—1995
гг. он опустился до 1,6% (табл. 1).

Таблица 1. Темпы прироста населения,
%

МИНИСТЕРСВО ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЁТА»
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Оцените статью
VIPdisser.ru