ГНУ НИИММП — Диссертационный совет

ГНУ НИИММП - Диссертационный совет Диссертации

Объявления диссертационного совета — объявления — гну нииммп

Решение диссертационного совета Д 006.067.01, созданного на базе ФГБНУ Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции о приёме к защите диссертации Широковой Надежды Васильевны на тему «Хозяйственно-биологические особенности и рациональное использование овец разного генетического потенциала при производстве и переработке баранины в условиях юга России» на соискание ученой степени доктора биологических наук.

Работа выполнена по специальности: 06.02.10 – частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства. 

Диссертационная работа выполнена в ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции» 

Диссертация принята к защите  19 января 2021 г. протокол № 1.

Научный консультант:

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН, Заслуженный деятель науки РФ Горлов Иван Федорович.

Отзыв научного консультанта

Лицо, утвердившее заключение организации, где выполнялась работа:

Сложенкина Марина Ивановна, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт производства и пере­работки мясомолочной продукции».

Назначены официальными оппонентами:

Селионова Марина Ивановна – доктор биологических наук, профессор (ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, заведующая кафедрой разведения, генетики и биотехнологии животных);

Сведения о официальном оппоненте

Согласие официального оппонента

Отзыв официального оппонента

Лушников Владимир Петрович – доктор сельскохозяйственных наук, профессор (ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова», профессор кафедры «Технология производства и переработки продукции животноводства»);

Сведения о официальном оппоненте

Согласие официального оппонента

Отзыв официального оппонента

Двалишвили Владимир Георгиевич – доктор сельскохозяйственных наук, профессор (ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста», главный научный сотрудник отдела генетики, разведения с.-х. животных и технологий животноводства).

Сведения о официальном оппоненте

Согласие официального оппонента

Отзыв официального оппонента

Ведущая организация: ФГБОУ ВО «ФГБНУ «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. Н.Б. Нармаева – филиал ФГБНУ «Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук»»

Адрес: Россия, Астраханская область, Черноярский район, село Соленое Займище, Северный квартал, 8

Телефон: 7 (85149) 2-55-65, 7 (85149) 2-54-11

Сайт: pniiaz.ru

Сведения о ведущей организации

Согласие ведущей организации

Отзыв ведущей организации

Члены комиссии диссертационного совета, подписавшие заключение о приёме диссертации к защите:

Натыров Аркадий Канурович, доктор сельскохозяйственных наук, 06.02.08 – кормопроизводство, кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов, профессор, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», аграрный факультет, декан;

Николаев Дмитрий Владимирович, доктор сельскохозяйственных наук, сельскохозяйственные, 06.02.10 – частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства, ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции», ведущий научный сотрудник;

Чамурлиев Нодари Георгиевич, доктор сельскохозяйственных наук, сельскохозяйственные, профессор, 06.02.10 – частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», профессор кафедры «Частная зоотехния».

Автореферат Широковой Н. В.

Внешние отзывы

Заключение диссовета

§

Решение диссертационного совета Д 006.067.01, созданного на базе ФГБНУ Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции о приёме к защите диссертации Иванова Сергея Михайловича на тему «Научно-практическое обоснование использования минеральных и растительных усилителей роста нового поколения в кормлении моногастричных животных» на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук.

Работа выполнена по специальностям: 06.02.10 – частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства; 06.02.08 – кормопроизводство, кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов.

Диссертационная работа выполнена в ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции» и ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет».

Диссертация принята к защите 9 сентября 2020 г. протокол № 5.

Научные консультанты:

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН, Заслуженный деятель науки РФ, Горлов Иван Фёдорович;

доктор биологических наук, профессор, Сложенкина Марина Ивановна.

Лица, утвердившие заключения организаций, где выполнялась работа:

Федотова Гилян Васильевна, доктор экономических наук, зам. директора по НИР ФГБНУ Поволжский научно-исследовательский институт производства и пере­работки мясомолочной продукции;

Навроцкий Александр Валентинович,  доктор химических наук, ректор ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет».

Заключения организаций выполнения

Назначены официальными оппонентами:

Федюк Виктор Владимирович, доктор сельскохозяйственных наук (ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», профессор кафедры разведения сельскохозяйственных животных и зоогигиены им. академика П.Е. Ладана);

Сведения о официальном оппоненте

Согласие официального оппонента

Отзыв официального оппонента

Комлацкий Григорий Васильевич, доктор сельскохозяйственных наук (ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», профессор кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента);

Сведения о официальном оппоненте

Согласие официального оппонента

Отзыв официального оппонента

Саломатин Виктор Васильевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор (ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», профессор кафедры частной зоотехнии).

Сведения о официальном оппоненте

Согласие официального оппонента

Отзыв официального оппонента

Ведущая организация: ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет»

Адрес: Ботаническая ул., 30, Пенза

Телефон: 7 8412 62-83-59, 7 8412 62-81-34,

Сайт: pgau.ru

Сведения о ведущей организации

Согласие ведущей организации

Отзыв ведущей организации

Члены комиссии диссертационного совета, подписавшие заключение о приёме диссертации к защите:

Водянников Владимир Иванович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, 06.02.07 – разведение (селекция), генетика и воспроизводство сельскохозяйственных животных, профессор кафедры «Частная зоотехния» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»;

Бараников Владимир Анатольевич, доктор биологических наук, биологические, 06.02.08 — кормопроизводство, кормление сельскохозяйственныхживотных и технология кормов, ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции», ст. научный сотрудник;

Комарова Зоя Борисовна, доктор сельскохозяйственных наук, сельскохозяйственные, 06.02.10 – частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства, ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции», ведущий научный сотрудник.

Автореферат Иванова С.М.

Внешние отзывы на диссертацию Иванова С.М.

Заключение диссовета

§

Решение диссертационного совета Д 006.067.01, созданного на базе ФГБНУ Поволжский научно-исследовательский институт производства и пере­работки мясомолочной продукции о приёме к защите диссертации Михеевой Ольги Владимировны  на тему «Продуктивность и технологические качества мяса свиней при использовании биопрепаратов» на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук по специальностям: 06.02.10 – частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства и 06.02.08 – кормопроизводство, кормление сельскохозяйственныхживотных и технология кормов.

Диссертационная работа выполнена в Федеральном государственном  бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Донской государственный аграрный университет» и Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции».

Диссертация принята к защите  30 июля 2022 г. протокол № 14

Научные руководители:

доктор сельскохозяйственных наук, профессор  Федюк Виктор Владимирович;

доктор биологических наук, профессор, профессор РАН Сложенкина Марина Ивановна.

Лица, утвердившие заключения организаций, где выполнялась работа:

Клименко Александр Иванович, доктор с-х. наук, профессор, академик РАН, ректор ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»;

Анисимова Елена Юрьевна, кандидат биол. наук, зам. директора по НИР ФГБНУ Поволжский научно-исследовательский институт производства и пере­работки мясомолочной продукции.

Назначены официальными оппонентами: 

Злепкин Виктор Александрович – доктор с.-х. наук, доцент (ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», заведующий кафедрой частной зоотехнии); 

Сведения о официальном оппоненте

Согласие официального оппонента

Отзыв официального оппонента

Кулик Дмитрий Константинович – кандидат с.-х. наук (ФГБНУ «Всероссийский научноисследовательский институт орошаемого земледелия», старший научный сотрудник отдела интенсивных технологий). 

Сведения о официальном оппоненте

Согласие официального оппонента

Отзыв официального оппонента

Ведущая организация: ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» 

Адрес: Ботаническая ул., 30, Пенза

Телефон:  7 8412 62‑83-59, 7 8412 62‑81-34,

Сайт: pgau.ru

Сведения о ведущей организации

Согласие ведущей организации

Отзыв ведущей организации

Члены комиссии диссертационного совета, подписавшие заключение о приёме диссертации к защите:

Водянников Владимир Иванович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, 06.02.07 – разведение (селекция), генетика и воспроизводство сельскохозяйственных животных, профессор кафедры «Частная зоотехния» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»;

Комарова Зоя Борисовна, доктор сельскохозяйственных наук, сельскохозяйственные, 06.02.10 – частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства, ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции», ведущий научный сотрудник;

Бараников Владимир Анатольевич, доктор биологических наук, биологические, 06.02.08 — кормопроизводство, кормление сельскохозяйственныхживотных и технология кормов, ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции», ст. научный сотрудник.

Защита диссертации планируется на 24 октября 2022 г.

Автореферат Михеевой О.В

Внешние отзывы

Заключение диссовета

Особенности алгоритмической торговли на фондовом рынке

Федотова Г.В., Ботнарь С.Ю. ОСОБЕННОСТИ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ТОРГОВЛИ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ

Аннотация. В статье дана оценка технологическому развитию фондового рынка и определены перспективы алгоритмического трейдинга. В работе поставлены и последовательно решены следующие задачи: проведен анализ объемов алгоритмизации торговли на российском фондовом рынке, проанализирована сложившаяся мировая экономическая ситуация последних лет, рассмотрена методика построения и работы торгового робота, проведена его апробация и анализ результатов деятельности на Московский фондовой бирже, сделан прогноз развития алгоритмического трейдинга.

Ключевые слова. Рынок ценных бумаг, робот, трейдинг, стратегия.

Fedotova G.V., Botnar S.Y. PECULIARITIES OF ALGORITHMIC TRADING ON THE STOCK MARKET

Abstract. The article assesses the technological development of the stock market and perspectives of algorithmic trading. In the work were solved the following problems: the analysis of the volume of algorithmic trading on the Russian stock market, analyzed the current world economic situation in recent years, the method of construction and operation of a trading robot, tested it and analysis of results of operations on the Moscow stock exchange, the forecast for the development of algorithmic trading.

Читайте также:  Законность и конституционная юстиция в современной России - диссертация и автореферат по праву и юриспруденции ". Скачайте бесплатно автореферат диссертации на тему Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Keywords. The securities market, robot, trading, strategy.

В настоящее время все большую популярность среди инвесторов набирает алгоритмическая торговля на фондовых рынках, и все чаще можно встретить упоминания о так называемых «торговых роботах», с помощью которых легко можно заработать. Просторы интернета пестрят яркими лозунгами вроде: «Эта история о том, как 100 000 рублей превращаются в 500 000 рублей за 3 месяца». Конечно же, такого рода рекламные призывы требуют осторожного к себе отношения. Однако, при умелом использовании робота, как показывают расчеты и практика, инвестор может получать относительно стабильный доход.

Алгоритмическая торговля или алгоритмический трейдинг — формализованный процесс совершения торговых операций на финансовых рынках по заданному алгоритму с использованием специализированных компьютерных систем — торговых роботов [1]. Всего 12-14 лет назад алгоритмическая торговля на российском рынке практически полностью отсутствовала. По экспертным оценкам, доля торговых роботов в общем объеме торгов на ММВБ в 2000 году не превышала 0,1%. Сейчас на их долю уже приходится не менее 40% всех совершаемых сделок, причем некоторые специалисты оценивают ее на отечественном рынке акций еще выше — в 60-70% (рис. 1).

Выясним, почему же торговые роботы в последние годы набирают такую популярность? Как показывает сегодняшняя практика, фондовые рынки в долгосрочном периоде имеют тенденцию к

ГРНТИ 06.61.33

© Федотова Г.В., Ботнарь С.Ю., 2022

Гилян Васильевна Федотова — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансов предприятий Волгоградского государственного технического университета. Светлана Юрьевна Ботнарь — Волгоградский государственный технический университет. Контактные данные для связи с авторами (Федотова Г.В.): 400131, г. Волгоград, пр. Ленина, 28 (Russia, Volgograd, Lenina av., 28). Тел.: 8 (8442) 24-73-74. Е-mail: g_evgeeva@mail.ru.

росту, что и наблюдалось на российском рынке акций вплоть до 2022 года, где положительная динамика ключевых индексов отчетливо просматривается даже с учетом резкого снижения в разгар кризиса 2008 года. Однако в последние несколько лет динамику отечественного фондового рынка можно назвать скорее «боковой» (рис. 2). Это не значит, что на таком рынке невозможно зарабатывать, это означает лишь то, что стратегия «купил-и-держи» в данных условиях теряет свою актуальность.

80% 70% 60% 50% 40% 30°% 20% 10% 0%

2000 2005 2022 2022

Рис. 1. Доля алгоритмического оборота на фондовом рынке ММВБ [2].

2 ООО

1 750

1 500

1 250

1 ООО J I А/

750 Г

боод/чА^

■2feo

о

2004 2006 2008 2022 2022 2022 2022

Рис. 2. Динамика индекса ММВБ в 2003-2022 гг. [3].

Следовательно, инвесторам приходится «отрабатывать» все более мелкие рыночные колебания, использовать в своей торговле все более короткие временные интервалы (в том числе внутридневные), т.е. следует переходить от пассивного инвестирования к активному трейдингу. Современные трейдеры осознали, что только использование системного подхода в торговле является основой для получения стабильного положительного финансового результата на фондовом рынке. Системная торговля предполагает осуществление операций в соответствии с некоторым набором правил для входа и выхода из позиции. Если правила торговой системы четко сформулированы, то в 90% случаев такую систему можно автоматизировать. А с развитием современных биржевых технологий то, чем раньше могли пользоваться только крупные банки и инвестиционные компании, становится доступным широкому кругу инвесторов. Поэтому все большее число трейдеров предпочитают автоматизировать свою работу при помощи торговых роботов [4].

По сути, торговый робот — это специализированная компьютерная программа для совершения операций на биржевом рынке. Как правило, торговые роботы ориентированы на использование определенного торгового алгоритма. Он может быть предельно простым. Например, робот может быть запрограммирован на использование одного индикатора технического анализа. Однако, в последние несколько лет рынок стали «завоевывать» адаптивные торговые роботы, «умеющие» анализировать текущее состояние рынка и выбирать из нескольких возможных наиболее рациональный алгоритм совершения сделок. Торговые роботы позволяют совершать сделки практически

мгновенно, на несколько порядков опережая в скорости принятия решений живых людей. Так, даже очень профессиональному трейдеру требуется хотя бы 15-20 секунд для оценки ситуации и совершения сделки, в то время как торговый робот способен проделать то же самое за несколько десятков миллисекунд. Он может принимать решения в 400-500 раз быстрее человека.

«Плюсы» и «минусы» торговых роботов приведены в таблице. Отметим, что колоссальное преимущество торговых роботов в скорости принятия решений приводит к тому, что сейчас практически все высокочастотные торговые стратегии (например, скальперские или арбитражные) стали «вотчиной» алгоритмических трейдеров, так как обычные инвесторы просто физически не способны конкурировать с ними. Кроме того, торговые роботы позволяют полностью нивелировать «человеческий фактор». В отличие от человека они не устают, не отвлекаются, не сомневаются и, тем более, не подвержены эмоциональным перегрузкам. Заданный алгоритм не позволяет роботу отклониться от строгих правил системной торговли. Он не совершает торговые сделки, основываясь на интуиции.

Таблица

Достоинства и недостатки применения торгового робота_

Достоинства Недостатки

Скорость Отсутствие реакции на нестандартные ситуации

Отсутствие «человеческого фактора» Дополнительные финансовые затраты

«Нахождение в рынке» в течении всей торговой сессии Конкуренция роботов со схожими стратегиями

Возможность одновременно отслеживать все активы Риск компьютерных сбоев

Источники: [1-3].

Кроме того, торговые роботы дают возможность «быть в рынке» в течение всей торговой сессии, одновременно охватывая широкий круг ценных бумаг, на нем представленных. Любой, даже самый элементарный торговый робот, способен одновременно отслеживать курсы всех акций, представленных на российском рынке, в то время как обычный инвестор, как правило, работает с 10-15 выпусками ценных бумаг одновременно. На большее просто не хватает внимания.

При очевидных «плюсах» торговых роботов им присущи и недостатки. Так, в отличие от людей, торговые роботы не способны адекватно реагировать на изменение рыночной ситуации. В частности, в последнее время на рынке акций достаточно часто возникает ситуация, когда движение рыночных котировок зависит от выхода макроэкономической статистики. Полученные данные могут значительно расходиться с ожиданиями участников рынка, а это приводит к сильному и, что самое главное, непредсказуемому движению котировок. Если обычный инвестор в ситуации неопределенности предпочтет дождаться выхода статистики и только потом совершать торговые операции, то робот этого учесть, естественно, не в состоянии.

Также надо помнить, что покупка или «создание с нуля» торгового робота требует определенных затрат. Но и эти затраты еще не гарантируют успеха. Роботы, реализующие сходные стратегии, начинают активно конкурировать между собой, что снижает эффективность их применения. Торговым роботам присущ также специфический риск компьютерных сбоев. В случае компьютерного сбоя робот будет систематически повторять одну и ту же ошибку, совершая все новые и новые убыточные сделки. В этом случае высокочастотный робот за одну торговую сессию вполне может практически «обнулить» счет инвестора. Перечисленные недостатки позволяют констатировать, что пока торговые роботы не могут полностью заменить человека на фондовом рынке, однако они вполне могут использоваться как инструмент повышения эффективности биржевой торговли, что особенно актуально в периоды, когда в экономике страны наблюдаются кризисные явления [5, 6].

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что торговые роботы — это новые возможности, которыми важно научиться пользоваться современным трейдерам, т.к. именно на них будет базироваться весь фондовый рынок будущего. Грамотное использование сильных сторон автоматических торговых систем поможет улучшить результаты биржевой торговли каждого инвестора. Можно прогнозировать, что со временем роботы будут брать на себя все больше технических операций, оставляя людям время для аналитической работы. Однако необходимо понимать, что торговые роботы — это только инструмент в руках успешного трейдера, основную работу должны проделывать люди.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашина О.И. Сравнительный анализ инвестиционных стратегий участников фондового рынка // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2022 г.). Уфа: Лето, 2022. С. 53-56.

2. Алгоритмическая торговля на финансовых рынках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gasinv.ru/algoritmicheskaya-torgovlya-na-finansovykh-rynkakh (дата обращения 01.08.2022).

3. Бесплатные и готовые торговые роботы опасны для инвесторов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wealthinvestor.ru/articles/fondovyy_rynok/besplatnye_i_gotovye_torgovye_roboty_opasny_dlya_in vestorov (дата обращения 01.08.2022).

4. Обухова С.В., Федотова Г.В. Эффективность применения традиционных портфельных стратегий в современных российских условиях // Политика современных социально-экономических систем: сб. матер. I всерос. науч.-практ. студ. конф. (г. Волгоград, 17 марта 2022 г.) / Волгоградский филиал НОУ ВПО «Институт управления» [и др.]. Волгоград, 2022. С. 172-175.

5. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Системный подход в оценке путей преодоления финансово-экономического кризиса // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2022. № 3. С. 213-224.

6. Фед отова Г.В., Плотников В.А. Развитие национальной системы стратегического контроля // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (94). С. 31-36.

Правовое регулирование аудита эффективности бюджетных расходов: зарубежный опыт и практика применения в российской федерации

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития аудита эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации. Системный анализ передового опыта зарубежных стран важен для выявления и дальнейшей адаптации лучших практик проведения аудита эффективности бюджетных расходов к сложившимся в Российской Федерации административным, политическим и социально-экономическим условиям в целях постепенного формирования национальной «российской модели» аудита эффективности бюджетных расходов.

Читайте также:  Как составить план магистерской диссертации? Образец плана

Применение такой модели должно обеспечить качественно новый уровень контроля за эффективностью использования бюджетных средств, и, как следствие, оказать благотворное воздействие на процессы формирования бюджета и управления государственными средствами в будущем.

Высшие органы аудита зарубежных стран в середине ХХ века пришли к осознанию того, что существующий на тот момент финансовый контроль законности осуществления расходов не может решить все проблемы, касающиеся процессов управления государственными средствами. Вследствие этого возникла потребность в создании и внедрении принципиально нового вида контроля, который в совокупности с финансовым аудитом позволил бы государству обеспечивать как законность, так и эффективность использования государственных ресурсов.

Так началась разработка и внедрение аудита эффективности бюджетных расходов в деятельность высших органов аудита зарубежных стран, который за прошедшие пять десятилетий стал действенным механизмом контроля эффективности управления государственными финансами исполнительной властью.

Включение данного вида финансового контроля в компетенцию большинства высших органов аудита обусловлено тем, что проведение аудита эффективности бюджетных расходов оказывает положительное влияние на осуществление полного цикла управления государственными финансами: от

принятия до выполнения органами государственной власти решений, связанных с использованием государственных ресурсов.

Результаты проведения аудита эффективности бюджетных расходов способны оказать положительное влияние на прозрачность и добросовестность государственного управления посредством предоставления парламенту и гражданам достоверной и качественной информации об использовании бюджетных средств.

Актуальность и важность внедрения аудита эффективности бюджетных расходов в государственный финансовый контроль России неоднократно подчеркивалась на различных форумах контрольно-счетных органов, в документах органов государственной власти по проблемам повышения эффективности бюджетных расходов и формирования контроля за ее достижением. В течение последних 10 лет государство ставит задачу повышения эффективности бюджетных расходов и использования адекватных инструментов контроля.

Согласно Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами до 2022 года1 признается необходимой реализация ряда мероприятий, направленных на оптимизацию бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов бюджетирования, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и других бюджетополучателей по использованию государственных средств, а также обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в Бюджетном послании на 2022-2022 годы отметил первоочередность решения задач повышения эффективности расходов, проведения социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников

1Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами до 2022 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 2593-р : по сост. на 1 мая 2022 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2022. — № 2 (часть II) . — ст. 219.

экономических отношений и достижение измеримых общественно значимых результатов2.

В связи с тем, что в Российской Федерации началось формирование государственного бюджета на основе программно-целевого метода, возросла необходимость проведения аудита эффективности как контроля результатов использования бюджетных средств. В настоящее время проведение аудита эффективности бюджетных расходов является одним из законодательных полномочий Счетной палаты Российской Федерации как высшего органа аудита. Однако в силу исторических, экономических и политических обстоятельств аудит эффективности бюджетных расходов для Российской Федерации по сравнению с развитыми зарубежными странами является новым видом финансового контроля, еще не получившим необходимого правового развития.

Степень разработанности темы диссертационной работы. Несмотря на то, что государственный финансовый контроль широко исследован в российской научной литературе, фундаментальные труды в области аудита эффективности немногочисленны.

Необходимо отметить, что в научной литературе аудит эффективности бюджетных расходов рассматривается преимущественно с точки зрения экономической категории, а вопросы его правового регулирования исследуются фрагментарно. К тому же, до настоящего времени отсутствует сравнительно-правовое исследование регулирования аудита эффективности бюджетных расходов в российском и зарубежном законодательстве.

Значительный вклад в изучение аудита эффективности бюджетных расходов внесли такие ученые, как Ю.М.Воронин, Е.И.Иванова, Ю.А.Крохина, Р.Е.Мешалкина, С.Н.Рябухин, А.Н.Саунин, С.В.Степашин, Н.С.Столяров, С.М.Шахрай, С.О.Шохин, чьи научные труды, рассматривающие преимущественно содержательные аспекты аудита эффективности, являются существенными для данного исследования. В рамках диссертационной работы

2О бюджетной политике в 2022-2022 годах [Электронный ресурс]: бюджетное Послание Президента Российской Федерации от 13 июня 2022 года: по сост. на 1 мая 2022 года. URL: http://kremlin.ru/acts/news/18332 (дата обращения: 01.05.2022)

были изучены научные работы таких зарубежных авторов, как Н.Азума, М.Апельблат, Э.Морзе, Е.Нормантон, К.Поллитт, Х.Сумма, Д.Энгельс.

Вследствие недостаточной разработанности научной базы правовое регулирование аудита эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации содержит ряд значительных недостатков, выступающих в виде законодательных пробелов, коллизий и конкуренции правовых норм. Это свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к правовому регулированию аудита эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что и предопределило выбор цели и постановку задач исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования аудита эффективности бюджетных расходов в зарубежных странах и Российской Федерации.

Предметом диссертации выступают законодательные и иные нормативные акты зарубежных стран, Европейского союза, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовые акты муниципальных образований Российской Федерации, международные стандарты ИССАИ, научные исследования в области правового регулирования аудита эффективности использования бюджетных средств.

Нормативную основу исследования составили законодательные и иные нормативные акты зарубежных стран (Австралии, Австрии, Бангладеш, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Канады, Индии, Испании, Италии, Мальты, Нидерландов, Новой Зеландии, Соединенных Штатов Америки, Уганды, Финляндии, Швеции, Южно-Африканской Республики) и Европейского союза, внутренние нормативные акты (стандарты, методические руководства) высших органов аудита зарубежных стран и Европейского союза, международные стандарты ИССАИ, законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовые акты муниципальных образований Российской Федерации, внутренние нормативные акты Счетной

палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Выбор указанных зарубежных стран обусловлен необходимостью репрезентативной выборки для наибольшей объективности анализа и осуществлен исходя из опыта высших органов аудита зарубежных стран по осуществлению аудита эффективности бюджетных расходов. Так, в целях настоящей диссертации выделяются следующие группы зарубежных стран:

страны, сформировавшие общепринятую методологию осуществления аудита эффективности бюджетных расходов (Великобритания, Канада, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Швеция);

страны с выраженными национальными особенностями методологии осуществления аудита эффективности бюджетных расходов (Австралия, Австрия, Бразилия, Индия, Мальта, Новая Зеландия);

страны, находящиеся в процессе формирования методологии осуществления аудита эффективности бюджетных расходов

(Бангладеш, Греция, Уганда, Южно-Африканская Республика) Методологической основой исследования являются общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический, системный и функциональный) и частнонаучные (исторический, различения сущего и должного в праве, толкования, формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания.

Целью диссертационной работы является определение правовых и методологических основ аудита эффективности бюджетных расходов, необходимых для его применения в Российской Федерации в соответствии с общепринятыми в Международных стандартах аудита ИССАИ принципами и с учетом зарубежного опыта, а также разработка предложений по внесению соответствующих изменений в российское законодательство.

Для достижения данной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1) установить условия и предпосылки возникновения аудита эффективности бюджетных расходов в государственном финансовом контроле зарубежных стран;

2) определить особенности правового регулирования и организации аудита эффективности бюджетных расходов в деятельности высших органов аудита зарубежных стран;

3) раскрыть содержание и понятийный аппарат аудита эффективности бюджетных расходов, закрепленный в международных стандартах высших органов аудита (ИССАИ) и стандартах высших органов аудита зарубежных стран;

4) определить общие нормы и выделить особенности процесса осуществления аудита эффективности бюджетных расходов высшими органами аудита зарубежных стран, а также правового механизма его применения Европейским судом аудиторов;

5) раскрыть процесс формирования концепции аудита эффективности бюджетных расходов и определить предпосылки его внедрения в Российской Федерации;

6) выявить особенности и проблемы правового регулирования и практики осуществления аудита эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях;

7) сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации и внутренних нормативных актов Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в части организации и осуществления аудита эффективности бюджетных расходов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в проведении комплексного сравнительного анализа правового регулирования аудита эффективности бюджетных расходов в зарубежных странах и Российской Федерации, выявлении возможностей применения иностранного опыта и разработке предложений по совершенствованию российского законодательства, категориального аппарата и методологии, которые обеспечивали бы проведение

аудита эффективности в России в соответствии с общепринятыми международными принципами.

В результате проведенного исследования правового регулирования аудита эффективности бюджетных расходов в зарубежных странах и Российской Федерации автором разработаны следующие положения, которые выносятся на защиту.

1. Возникновение аудита эффективности в развитых западных странах было обусловлено совокупностью одновременно сложившихся объективных факторов, повлекших за собой осознание необходимости разработки нового вида государственного аудита по контролю за результатами бюджетных расходов. Такими факторами были, в частности, реформирование государственного управления; переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат; увеличение государственных расходов; обеспечение рационального использования природных ресурсов; повышение прозрачности деятельности и подотчетности органов, управляющих бюджетными средствами, и другие.

Процесс формирования и внедрения аудита эффективности в государственный финансовый контроль в зарубежных странах, начавшийся в 60-е годы прошлого века, проходил в течение нескольких десятилетий и практически завершился к концу столетия.

Читайте также:  Магистерская диссертация - пример (образец) оформления магистерской диссертации. Требования и правила. Как написать.

В Российской Федерации факторы, порождающие необходимость применения аудита эффективности бюджетных расходов, сформировались, в основном, в начале 2000-х годов. Однако процесс его внедрения в государственный финансовый контроль в настоящее время находится фактически на начальном этапе, поскольку до сих пор не создана достаточная правовая и методологическая база для осуществления аудита эффективности в соответствии с общепринятыми международными принципами.

Для оптимизации и ускорения этого процесса необходимо использовать зарубежный опыт применения аудита эффективности, изучению и анализу которого в российской научной литературе уделяется мало внимания.

2. Существуют несколько способов закрепления полномочий на проведение аудита эффективности бюджетных расходов как одной из гарантий независимости высшего органа аудита, исходя из юридической силы акта, в частности:

в конституциях (основных законах) — Бутан, Германия, Уганда;

в законах — Бразилия, Великобритания, Швеция, Южно-Африканская Республика;

в иных нормативных актах — Индия, Соединенные Штаты Америки.

Для обеспечения указанной гарантии в законодательстве Российской Федерации предлагается уточнить полномочия Счетной палаты Российской Федерации, внеся следующие изменения в статью 14 Федерального закона от 5 апреля 2022 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»:

а) подпункт 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1) осуществляет финансовый аудит (контроль), аудит эффективности, стратегический аудит, иные виды аудита (контроля) в рамках контрольной деятельности;»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.».

3. Понятие «аудит эффективности бюджетных расходов» необходимо рассматривать в следующих аспектах:

как вид финансового контроля экономических и социальных результатов использования бюджетных средств — среди других видов внешнего финансового контроля;

как контроль деятельности объектов аудита по достижению запланированных целей, решению поставленных задач и выполнению возложенных функций, на которые были использованы бюджетные средства — как реализация функции финансов;

как процесс определения эффективности (экономности, продуктивности и результативности) бюджетных расходов в соответствии с утвержденными критериями — с точки зрения методологии осуществления.

4. Понятийный аппарат, закрепленный в российском законодательстве и используемый в научной литературе в области аудита эффективности бюджетных расходов, требует приведения в соответствие с международными стандартами высших органов аудита и унификации по следующим основаниям:

во исполнение требований законодательства Российской Федерации;

в связи с необходимостью выполнения обязательств, вытекающих из членства Счетной палаты Российской Федерации в ИНТОСАИ;

в целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственного аудита Российской Федерации и зарубежных стран при проведении совместных контрольных мероприятий, а также использования зарубежного опыта.

Для обеспечения единообразия терминологического аппарата и устранения существующих противоречий в определении содержания аудита эффективности бюджетных расходов, сформулированы предложения по определению соответствующих понятий, а также по внесению изменений в законодательство:

а) статью 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны обеспечивать достижение заданных результатов в установленный срок (результативность) с использованием наименьшего объема бюджетных средств на приобретение необходимых ресурсов (экономность) и их минимальные затраты в процессе производства товаров или оказания услуг (продуктивность).»;

б) абзац второй пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«аудиту эффективности, направленному на определение экономности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств;»;

в) подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2022 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» изложить в следующей редакции:

«4) осуществление аудита эффективности, направленного на определение экономности, продуктивности и результативности использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;».

Предлагается закрепить в Стандарте внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 «Аудит эффективности» следующие определения понятий «аудит эффективности», «эффективность использования бюджетных средств», а также ее элементов: «экономность», «продуктивность», «результативность», приведенные в соответствие с положениями соответствующих международных стандартов ИССАИ:

«Аудит эффективности представляет собой вид внешнего государственного аудита (контроля), направленный на совершенствование использования объектами аудита федеральных и иных ресурсов, полученных для достижения запланированных целей и решения поставленных задач социально-экономического развития Российской Федерации, путем формирования рекомендаций по устранению недостатков, выявленных в ходе определения эффективности использования указанных средств.»;

«Эффективность использования бюджетных средств характеризуется соотношениями, с одной стороны, фактических результатов бюджетных расходов, а, с другой, — расходов на приобретение необходимых ресурсов (экономность),

3 Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 104 «Аудит эффективности»: утв. постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30 ноября 2022г № 4ПК : по сост. на 1 мая 2022 года // Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

затрат на их достижение (продуктивность), а также запланированных результатов (результативность).»;

«Экономность характеризуется достижением объектом аудита запланированных результатов с использованием установленного или наименьшего объема федеральных и иных ресурсов.»;

«Продуктивность характеризуется объемом затрат (финансовых, трудовых, материальных и иных), произведенных объектом аудита на единицу полученного результата (продукции или услуги).»;

«Результативность характеризуется достижением объектом аудита запланированных или более высоких результатов и социально-экономического эффекта.».

Предлагается восстановить в указанном стандарте трехэлементное содержание эффективности, указав, что в рамках проведения отдельного аудита эффективности бюджетных расходов может производиться оценка как одного, так и различного сочетания элементов содержания эффективности использования бюджетных средств.

5. В российском законодательстве и научной литературе существуют подмены и конкуренция созвучных понятию «аудит эффективности бюджетных расходов» как контрольному мероприятию таких терминов, как «контроль за эффективным использованием средств», «проверка и анализ эффективности», «государственный аудит эффективности и соответствия нормативным правовым актам», экспертно- аналитическое мероприятие «Аудит эффективности», применение которых размывает и искажает общепринятое в мире содержание аудита эффективности как одного из видов государственного аудита.

В этой связи предлагается четко разграничивать порядок и случаи осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности (путем предложенных ранее поправок в подпункт 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2022 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), а также финансового аудита и аудита эффективности бюджетных расходов в контрольных мероприятиях Счетной палаты Российской Федерации, чтобы в

рамках правоприменения был реализован соответствующий набор способов и методов, необходимый для их проведения. В целях совершенствования юридической техники Федерального закона от 5 апреля 2022 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» предлагается исключить из положений указанного закона понятия, созвучные термину «аудит эффективности бюджетных расходов».

6. Совершенствование правового регулирования аудита эффективности бюджетных расходов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований требует формирования единой методологической базы осуществления аудита эффективности бюджетных расходов контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В этих целях предлагается внести в законодательство следующие изменения:

а) пункт 6 статьи 35 Федерального закона от 5 апреля 2022 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» изложить в следующей редакции:

«6. В целях реализации возложенных полномочий Счетная палата разрабатывает и утверждает в установленном порядке общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), определяющие правила проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также финансового аудита, аудита эффективности и стратегического аудита контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.»;

б) пункт 2 статьи11 Федерального закона от 7 февраля 2022 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» изложить в следующей редакции:

«Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации;».

Соответствующие изменения необходимо внести в региональное законодательство, правовые акты муниципальных образований, а также внутренние нормативные документы контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении и уточнении научных представлений относительно содержания и сущности, а также организации и процесса осуществления аудита эффективности бюджетных расходов. В диссертации предложены авторские определения понятий «аудит эффективности бюджетных расходов», «экономность», «продуктивность», «результативность», «эффективность использования бюджетных средств», выявлены общие нормы и особенности осуществления аудита эффективности бюджетных расходов в зарубежных странах и Российской Федерации, разграничены способы нормативного закрепления полномочий на проведение аудита эффективности бюджетных расходов в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты диссертационного исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы:

палатами Федерального Собрания Российской Федерации для совершенствования правового регулирования аудита эффективности бюджетных расходов путем ликвидации существующих пробелов и устранения правовых коллизий в российском законодательстве по вопросам государственного финансового контроля;

законодательными органами субъектов Российской Федерации в целях совершенствования законодательных актов, регламентирующих деятельность региональных контрольно-счетных органов в части применения ими аудита эффективности бюджетных расходов;

Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Федерации и муниципальных образований при разработке стандартов и в практике проведения аудита эффективности бюджетных расходов;

высшими учебными заведениями в рамках учебных дисциплин по финансовому праву, государственному аудиту и аудиту эффективности.

Оцените статью
VIPdisser.ru