Готовые психологические портреты известных личностей

Готовые психологические портреты известных личностей Диссертации

Готовые психологические портреты известных личностей

Что я могу сказать в дополнении ко всему здесь указанному? А только одно. Вне зависимости от характера моего сугубо личного отношения к каждому из представленных здесь персонажей я буду стараться проявлять объективность и описывать как положительные, так и отрицательные психологические стороны их характеров, совершенно не стремясь при этом угодить кому бы то ни было или наоборот кого-то позлить.

Материалы, которые в ближайшее время будут опубликованными в этом разделе:

Благодушный злодей и хладнокровный проказник: Психологический портрет Анатолия Чубайса

Витиеватый бесогон и нравоучительный обманщик: Психологический портрет Никиты Михалкова

Пренебрежительная активистка и кичливая натурщица: Психологический портрет Дженнифер Псаки

Впечатлительная кокетка и насмешливая соглашательница: Психологический портрет Марии Захаровой

Язвительный циник и самодовольный пошляк: Психологический портрет Дональда Трампа

Колеблющийся опровергатель и предусмотрительный наглец: Психологический портрет Александра Лукашенко

Многозначительная вопрошательница и рассудительная обманщица: Психологический портрет Ангелы Меркель

Хулиганствующая вымогательница и изощренная скандалистка: Психологический портрет Валентины Матвиенко

Воинствующий запугиватель и обаятельный злодей: Психологический портрет Рамзана Кадырова

Упирающийся подкаблучник и рассудительный демагог: Психологический портрет Ким Чен Ына

Натужная выскочка и сентиментальная сочинительница: Психологический портрет Натальи Поклонской

Простодушная критикантка и нервозная скандалистка: Психологический портрет Надежды Савченко

Азартный соблазнитель и навязчивый компаньон: Психологический портрет Билла Гейтса

Несуразный ловкач и самонадеянный приспособленец: Психологический портрет Марка Цукерберга

Присматривающаяся сутяжница и задиристая шалунья: Психологический портрет Юлии Тимошенко

метки: Психологический, Преступление, Психология, Создание, Преступник, Криминалистика, Основа, Оперативно

Глава 1 Теоретические и практические подходы к определению содержания понятия “психологический портрет преступника”

1.1 Понятие и виды психологического портрета преступника, общетеоретические основания и существующие подходы к его разработке

1.2 Опыт использования психологического портрета в следственной и розыскной деятельности правоохранительных органов

Глава 2 Методические аспекты разработки психологического портрета преступника

2.1 Общая характеристика технологии составления психологического портрета преступника

2.2 Методика разработки психологического портрета преступника

Глава 3 Жертва преступления и составления психологических портретов отдельных лиц, совершивших преступления

3.1 Жертва преступления как источник данных о личности преступника

3.2 Практика составления психологических портретов отдельных лиц, совершивших преступления

Список использованной литературы и источников

В условии роста преступного насилия требуется предприимчиво заниматься и вводить новейшие виды и способы оперативно — следственной работы для увеличения действенности расследования непростых уголовных дел. Необходимым слагаемым успеха, а в комплексе случаев нужным элементом решения оледенение-оперативных задач считается умение определить индивидуальную сторону преступления и психологические специфики личности преступника.

Под преступником понимается лицо, которое совершило преступление .

Преступлением, согласно статье 14 УК РФ, может быть признано виновным, если было совершено опасное деяние, которое запрещено настоящим кодексом под угрозой наказания.

Особую актуальность данной задачи имеет при расследовании преступлений со скрытой мотивацией в обстоятельствах глубокого либо значимого отсутствия сведений о совершивших их лицах. “Суть главного затруднения, зачастую случающийся на пути успешной работы по определенным делам, состоит в отсутствии некой информации о виновном‚ которую можно было бы положить в основу результативных версий и направлений расследования и розыска”. Дефицит информации в следственной и оперативно — розыскной деятельности может быть восполнен психологическим анализом преступления‚ нося в большей степени комплексно — исследовательский характер, где определение психологических особенностей преступника способно сыграть решающее значение.

Личность преступника зачастую так зашифрована в признаках события (следах) и условиях криминальной ситуации, что их дешифрирование и обнаружение подходящих для поиска признаков требует использования особенных методов познания как “ключей”. Их определение — актуальная задача новых направлений юридической психологии, среди которых многообещающих на наш взгляд считается разработка методики синтезирования психологического портрета преступника.

5 стр., 2242 слов

Министерством внутренних дел России принята программа проведения научно-практической разработки методов формирования психологических портретов неизвестных преступников по делам о серийных преступлениях против личности.

Перспективность использования методики разработка психологического портрета формируется ее способностями в решении многочисленных принципиальных задач служебной деятельности, стоящие перед правоохранительными органами на различных стадиях производства по уголовным делам, а именно: выявление и ограничение круга подозреваемых по делу лиц; предсказывание поведения преступника при задержании либо освобождении заложников; создание действенной тактики допросов, которые проходят по делу лиц, осуществлении целей осуществления наказания и т.п.

При помощи методики разработки психологического портрета может разрешаться и комплекс наиболее частных задач, в число которых входит: установление мотива преступления; детализирование поисковых признаков; решение вопроса об объединении в единое производство уголовных дел (выявление серии) по наличию общих признаков в разных элементах преступлений; обнаружение приоритетности версий и более перспективных направлений розыска; обнаружение возможности совершения в будущем подобных преступлений; создание антивиктимных профилактических мероприятий. Обозначенным не ограничиваются вероятности применения психологического портрета преступника в деятельности правоохранительных органов.

Зарубежная и отечественная практика расследования преступлений уже подтвердила рациональность применения психологический портрета. Он используется в работе органов уголовной юстиции ряда развитых зарубежных стран (США, Англия, Голландия) на основе выработанной компьютерной базы данных. Отечественный опыт синтезирования психологического портрета преступника производит лишь первые шаги действиями ученых, которые откликнулись на запрос практиков, зашедших в тупик при решении непростых криминалистических задач по ряду уголовных дел.

Это же обстоятельство заставило ряд научных учреждений в современное время включить такой предмет исследования в круг своих интересов.

Совместным решением МВД России и Генеральной прокуратуры России в 1992 г. официально были организованы и по сей день действуют на альтернативной основе, постоянно действующие рабочие группы по разработке методов психологического портрета.

Перед самостоятельными группами сформулированы такие основные задачи, как:

а) создание психологических и психиатрических типологий сексуальных серийных убийц;

24 стр., 11941 слов

Психологический портрет серийного преступника

б) выявление методов определения главных признаков личности и поведения таких преступников;

в) установление статической значимости обнаруженных характерных признаков личности и поведения указанных правонарушителей;

г) разработка модели сексуального убийцы и вырабатывание психологического портрета по определенным делам в целях розыска.

Формулировка задач говорит о том, что объект создания психологического портрета ограничивается установленной категорией преступников — сексуальными серийными убийцами, а, значит, по-видимому и конкретной категорией преступлений. Для конструирования методов его получения подразумевается обнаружить их личностные типологии и надлежащие им модели типичного поведения, это должно сделать возможным выполнить истинной попытку их статистической увязки. Следовательно, определение статистически значимые для конкретного типа личности криминалистические характеристики преступления, можно будет применить при анализе криминального события для разработки психологического портрета преступника, по уголовным делам, где личность виновного была пока не установлена, в целях его розыска. Из этого места, цель разработки психологического портрета неустановленного преступника выявляет его вероятное содержание. Оно должно указывать на такие признаки виновного, которые дозволят ограничить круг поиска и по вероятности выявить его приоритетные направления.

Вместе с тем, несмотря на то, что конкретные выработки в технологии разработки и применения психологического портрета преступника уже присутствуют, они носят неполный, не классифицированный, частенько бессознательный, практический характер. Отсутствует единая трактовка самого понятия “психологический портрет” и его структурных компонентов,» не выявлены вероятные методы его создания по материалам определенного уголовного дела. В наибольшей степени же значимым преградой в создании такого направления и обширного использования психологического портрета в практике раскрытия преступлений считается отсутствие в юридической психологии конструктивной теории о закономерностях отображения психологических качеств личности в следах преступления. По-видимому, одно из вероятных объяснений тому — особенность объекта исследования, носящего междисциплинарный характер и обладающего трудно опосредованную детерминацию. При этом, ключевая проблема создания психологического портрета неустановленного преступника содержится в том, что от криминалистических признаков — представляющихся материальными (объективными), наблюдаемыми компонентами явления, перейти напрямую к психологическим признакам личности преступника, представляющимся — субъективными, не наблюдаемыми компонентами преступного поведения, как правило невозможно. Они не сопоставимы и разнообразные по своей природе, механизмами образования и проявления, а отсюда недостаток прямой причинно-следственной связи. Именно такой разрыв считается до настоящего момента практическим и теоретическим камнем помехи на пути разработки методик сопоставления психологического портрета преступника.

В связи с этим, решение проблемы создания психологического портрета преступника востребовало, первоначально, определить недостающее промежуточное звено, что осуществлено в дипломированном исследовании в пределах его главной гипотезы.

24 стр., 11851 слов

Объектом исследования является система теоретических принципов построения психологического портрета преступника, а также практика расследования преступлений.

Предметом исследования является концепция и методика создания психологического портрета неустановленного преступника, его содержание, свойства и практика разработки.

Целями и задачами исследования данного дипломного исследования, ставит – выявление предпосылок и создание теоретических и методических основ разработки психологического портрета преступника.

Выше обозначенная цель исследования была достигнута при помощи постановки и решения таких задач, как:

а) рассмотреть, что в научной литературе понимается под «психологическим портретом преступника», и в каких случаях его эффективно можно использовать;

б) рассмотреть психологические особенности личности преступника, выяснить, что влияет на формирование такой личности;

в) рассмотреть и проанализировать подходы в составлении психологического портрета преступника;

г) рассмотреть и проанализировать методы, способы и приемы по составлению психологического портрета преступника;

Читайте также:  Информация как фактор производства реферат

д) рассмотреть реальное уголовное дело и попробовать составить психологический портрет неизвестного преступника.

Ключевая гипотеза исследования: создание психологического портрета неустановленного преступника вероятна на основе технологии постепенной перестройки преступной деятельности виновного по следам и комплексе обстоятельств криминального события, с привлечением психологических методов и приемов анализа.

Частной гипотезой возникло предположение, что присутствует принципиальная вероятность сделать довольно четкие предложения о признаках лица по признакам совершенного им деяния, так как любое преступление имеет личностный момент, предоставляющий прямое либо опосредованное воздействие на его криминалистическую характеристику.

Согласно с изложенным на защиту выносятся такие созданные главные положения:

а) под психологическим портретом неустановленного преступника понимается своеобразный продукт умозаключительной деятельности должностных лиц и привлеченных для работы по делу специалистов;

б) создание психологического портрета неустановленного преступника разрешается на основе установления содержательной связи, существующей между криминалистическими признаками преступления и признаками преступника;

1. УК РФ (Уголовный кодекс РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

Учебники и учебные пособия

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения. — М.: Аспект Пресс, 2012. – 308 с.

3. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Портреты преступников. Криминолого-психологический анализ. М.: Инфра-М, 2014. – 240 с.

4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений (переизд.).

19 стр., 9439 слов

Психологический портрет одаренного ребенка

— М.: Академия, 2015. — 412 с.

5. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. Чикатило и другие (переизд.).

М.: Академия, 2013. — 320 с.

6. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика. – М.: Инфра-М, 2014. – 446 с.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2015. – 608 с.

8. Владимиров В.Ю. Ситуалогическая экспертиза места происшествия (переизд.).

СПб.: Питер, 2012. – 206 с.

9. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия: Монография (переизд.).

– М.: Норма, 2015. — 248 с.

10. Густов Г.А. Программно-целевой метод организации раскрытия убийств. Санкт — Петербург. 1993. – 308 с.

11. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие (переизд.).

– Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 124 с.

12. Егоров Н.Н., Ищенко Е.П. Криминалистика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 546 с.

13. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. – М.: Норма, 2013. – 640 с.

14. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. М.: Норма, 2015. – 640 с.

15. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. — М.: Проспект, 2011. – 146 с.

16. Ермолович В.Ф. Способы и механизм преступления. – Минск: Амалфея, 2015. — 107 с.

17. Жердев В.А., Комиссаров В.И. Расследование серийных корыстно-насильственных преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе. – М.: Юрист, 2012. – 402 с.

18. Зелинский С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. — CANADA: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc, 2014. — 571с.

19. Зорин Г. А. Криминалистическая методология (перераб.).

— науч.- попул. изд. — Минск: Амалфея, 2014. — 608 с.

20. Иоголевич В.А. Бражников Д.А., Цишковский Е.А., Ярославцев С.Ф., Панюшин Д.Б. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности: материалы всероссийской видеоконференции «Розыскная работа в ОВД», Тюмень, 29 февраля 2012 г. – Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ, 2012. – 132 с.

21. Ищенко Е.П. Криминалистика. – СПб.: Питер, — 2013. – 448 с.

22. Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Осмотр места происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие и исследование следов. – М.: Wolters Kluwer, 2013. – 762 с.

23. Косарев В.Н., Макогон И.В. Использование микрообъектов в расследовании преступлений. — ВолГУ, Урюп. фил. -Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2015 — 232 с.

24. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М.: Логос, 2012. — 640 с.

25. Криминалистика: тактика, организация и методика расследования преступлений: Учебник / Под ред.: Резвана А.П., Субботиной М.В., Харченко Ю.В. (переизд.) – Волгоград: МВД России, 2012. – 328 с.

26. Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступления. М.: Академия, 2015. – 304 с.

27. Кучеров И.И. Сегодняшний преступник – интеллектуал. М.: Эж-Юрист, 2012. – 318 с.

28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2011. – 450 с.

29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Юрист, 2012. – 392 с.

30. Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект).

13 стр., 6056 слов

– Екатеринбург: Азимут, 2012. – 632 с.

31. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Академия, 2015. – 224 с.

32. Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего. Уголовный процесс криминалистика и судебная экспертиза. Оперативно-розыскная деятельность /И. А. Макаренко. Науч. рук. А. А. Эксархопуло. — Саратов, 2007. — 62 с.

33. Маклаков А.Г.

Практика составления психологических портретов отдельных лиц, совершивших серийные преступления

Экспериментальная база для исследования проблемы разработки психологического портрета серийного преступника — Ачинский городской суд Красноярского края, Краевая психиатрическая больница № 4 г. Ачинска. В ходе исследования были составлены психологические портреты пяти серийных преступников на основании анализа уголовных дел.

Психологический портрет В.

уголовное дело №515742

место преступления — г. Ачинск

В период с 2000 по 2004 гг. В. совершил в г. Ачинске три убийства с ограблением и одно ограбление.

Характер преступлений — однотипный. Преступник звонил в квартиры потерпевших и представлялся работником социальных служб, тем самым добиваясь доверия пенсионеров. В первых двух и последнем убийствах проникая в дома, он вел со стариками долгие душевные разговоры, стараясь выведать, где они хранят свои «гробовые». Не найдя их, он все равно убил пенсионеров, забрал продукты питания и мелкие деньги. В третьем по счету преступлении он просто заставил пенсионерку отдать все накопленные у нее сбережения.

место рождения — г. Черногорск, респ. Хакасия

дата рождения — 1977 г.

место работы — временные случайные заработки

семейное положение — холост

Жертвы — пенсионеры.

Криминальное прошлое — ранее не судим.

По типу относится к организованному преступнику — преступления всегда были спланированы заранее. Внешне, как большинство западных организованных преступников обаятельный — приятной наружности, высокого роста, правильного телосложения. Именно внешние данные помогали В. втираться в доверие жертвам.

Мотив лежит на поверхности — корыстный. Но при этом В. не имел материальных трудностей, был из благополучной семьи. Закончил 11 классов, после школы поступил в торгово-экономический институт на платное отделение, которое ему оплачивали родители.

Семья была полная, родители круглыми сутками работали, чтобы обеспечить своему единственному сыну достойное существование. Возможно именно постоянное отсутствие их дома,а в связи с этим — отсутствие должного внимания ребенку, а также как признал, сам В. их постоянные претензии к нему из-за плохой успеваемости и напоминания ему, кто его «кормит, поит, одевает» развили у В. определенные комплексы, низкую самооценку. Таким образом, можно предположить, что убийства пенсионеров стали для В. способом самоутверждения, доказательством силы и состоятельности, которую он не чувствовал дома. Он оставил в живых третью потерпевшую. Жертва всецело была в его руках, именно от него от одного зависело, что с ней сделать: оставить ее в живых или убить. Да и сам выбор жертвы неслучаен — беспомощные старики.

Все это позволяет сделать вывод, что по мотиву, В. относится к типу преступника — тирану.

Психологический портрет К.

уголовное дело №47813

В 1988—1992 гг. убил 5 человек на почве личных неприязненных отношений.

Своих жертв он убивал на дачных участках, в парках. При этом он использовал ножи и предметы быта. Во всех случаях преступник скрывался с места происшествия, забирая ценные вещи и золотые украшения жертв.

К. отличался непредсказуемостью и крайней жестокостью. Самым громким эпизодом среди этих преступлений стало убийство в июле 1992 года в один день трех женщин, которые приехали отдохнуть на выходные в дачный поселок «Восточный». К. зашел в гости к приехавшим и познакомился с ними. Решили отметить знакомство. В какой-то момент, как объяснял сам К, женщины неожиданно начали смеяться над его неславянской внешностью, что и повергло маньяка в ярость. Он схватил кочергу и шашлычный шампур и накинулся с ними на женщин. К. бил девушек по голове и протыкал руки и ноги шампуром. Через несколько минут две жертвы уже перестали сопротивляться, а третью маньяк задушил голыми руками.

Между тем подвела маньяка в конце концов собственная болтливость — он рассказал об убийствах сожительнице, которая заявила в правоохранительные органы.

место рождения — г. Душанбе, Таджикистан

дата рождения — 1953 г.

место работы — безработный, существовал на средства женщин, с которыми заводил знакомства

семейное положение — гражданский брак

Характер преступлений— непредсказуемость и крайняя жестокость.

Жертвы — как правило становились наиболее беззащитные — женщины пенсионного возраста или, наоборот, молодые девушки.

Криминальное прошлое: ранее не судим.

Родился в Душанбе, 6-м из 8 детей, семья испытывала материальные трудности. В школу не ходил, был на домашнем обучении. Воспитывался у тети, т. к. мать находилась в местах лишения свободы.

Понимал, что за содеянное придется отвечать, но не жалеет о том, что сделал, считая, что все убитые им люди были виноваты сами.

Читайте также:  Практическая работа осевая и центральная симметрия 6 класс

По типу относится к дезорганизованному преступнику — преступления никогда не были спланированы заранее и начинались ситуационно, когда убийце начинало казаться, что над ним смеются или его обижают (особенно женщины). Например, над его акцентом или внешностью.

нигде не работал и существовал на средства женщин, с которыми заводил знакомства

Не было постоянных отношений, периодически сожительствовал с кем-либо.

Внешне —малопривлекательный, вставные зубы

Все жертвы — случайные, нет определенного типажа.

Мотив — личные неприязненные отношения, обидчивость, злоба, сильная и внезапно возникшая иррациональная ненависть к потерпевшим. Отсюда вывод — относится к типу «тиран»- человек низкой самооценкой, для которого убийство -способ самоутверждения, доказательство силы и состоятельности.

Психологический портрет Г.

уголовное дело №20116081

место преступления — дер. Черная, Козульский район, Красноярский край

жертва: Е., 1954 г.р., уроженка г.Чита. образование — среднетехническое, вдова, работала сторожем в маг. «Солнышко» пос.Козулька, ранее не судима. Со слов знакомых — вела разгульный образ жизни, злоупотребляла спиртными напитками.

Обстоятельства дела: в марте 2010 г. Г. изнасиловал Е.в магазине «Солнышко» во время ее смены.

место рождения — г. Алмалык, Ташкентская область, Узбекистан

дата рождения — 1992 г.

образование — студент, нигде не работал

криминальное прошлое — ранее не судим

По типу относится к организованному преступнику — преступление спланировал заранее, жертву выбрал неслучайно, знал образ ее жизни и место работы. Следы не оставлял, улики скрыл, не хотел, чтобы его нашли: действовал в черной непроницаемой маске с прорезями для глаз, в перчатках; позаботился о том, чтобы семяизвержение было не в жертву, а в тряпку, которую в последствие сжег. Нож, которым пугал жертву, унес с собой.

Образование — по характеристике с места учебы (профлицей в г.Ачинске)— учился без троек, участвовал в общественной жизни группы. Также его характеризуют как спокойного, доброжелательного человека.

Внешне — приятной наружности, высокий, стройный, брюнет с голубыми глазами.

По мотиву: преступник-миссионер: как позже признался сам Г., на преступление его толкнула личная неприязнь к жертве, он относил ее к категории «проституток и алкоголичек», которых он по его словам не любил еще с детства и считал, что таким не место в обществе («не боялся бы срока — убил»), т. е. решил возложить на себя некую миссию «очищения» общества от «нечисти». Чтобы подавить волю жертвы, насильник угрожал ей ножом, бил ее по лицу кулаками, когда та падала — добивал ногами. Преступление длилось около двух часов, состояло из нескольких половых актов. И только последний был завершенным. Все предыдущие заканчивались ничем, отчего преступник приходил в ярость, снова бил жертву, оскорблял ее, после чего распалялся. Перед последним половым актом Г. приказал потерпевшей заняться «самобичеванием», оскорблять саму себя, делая акцент на своем образе жизни (занятии проституцией и злоупотреблении алкоголем). При этом все слова жертвы записывал на диктофон. Лишь после этого получил сексуальную разрядку. Занимался с ней исключительно анальным сексом. Все этого свидетельствует о том, что преступник наслаждался унижением жертвы, подчеркивая ее низкое положение в обществе.

Г. рос в неполной семье, отношения с матерью были натянутые, часто в школьные годы вынужден был ночевать у друзей, т. к. мать постоянно пила и приводила к себе в дом посторонних мужчин. После окончания школы в деревне Черная (где он родился), уехал в Ачинск учиться и с матерью прекратил все отношения. Однако периодически приезжал в родную деревню на выходные, жил у бабушки, навещал школьных друзей. Бабушке неоднократно признавался, что мать ненавидит именно из-за ее образа жизни. Возможно, мать и стала типажом для жертвы.

В июле 2010 г. в г. Ачинске познакомился в автобусе с женщиной намного старше себя (50 лет), которая пригласила его в гости к себе домой. Ее он тоже изнасиловал. Впоследствии признается, что тоже из-за личной неприязни, т.к. понял, что она тоже ведет разгульный образ жизни и злоупотребляет алкоголем. Характер действий тот же — бил по лицу, пинал ногами, оскорблял, заставлял оскорблять саму себя. Что тоже свидетельствует о том, что выбор типажа жертвы неслучаен и мотив один и тот же в обоих случаях.

При составлении двух последующих психологических портретов использовались не только материалы уголовных дел, но и данные, полученные в процессе проведения интервью с преступниками. Место проведения — Краевая психиатрическая больница № 4 г. Ачинска.

В обоих случаях интервью было не стандартизированным, свободным — соответствовало лишь общему плану, вопросы задавались по ситуации. Интервью было индивидуальным.

Личная встреча с преступниками, а также выбор именно этого метода позволили составить более подробные психологические портреты (Приложение 1,2)

1. Расскажите о себе.

2. Вспомните свою семью: родителей, братьев и сестер, если они есть.

3. Какие у вас были отношения с ними?

4. Как вы учились в школе? Какие отношения были со сверстниками?

5. Чем болели в детстве?

6. У вас есть своя семья?

7. Где работали/учились до преступления?

8. Вы здесь впервые? Когда вы первый раз попали в психиатрическую клинику?

9. Когда вы сюда попали/после чего?

10. Расскажите о своем поступке подробнее.

11. Осознавали ли вы в момент совершения преступления, что вы делаете?

12. Зачем вы это сделали? Чем руководствовались?

13. Вы знали потерпевшего ранее?

14. Какие отношения у вас были с потерпевшим?

15. Вы сожалеете о случившемся? Не хотите попросить прощения у потерпевшего/родственников потерпевшего?

16. Как вы относитесь к обществу в целом, к окружающим?

17. Какие ценности у вас?

18. Как вы относитесь к отдельным видам деятельности: к службе в армии, спорту, медицине, работе с людьми и т.д.

19. Расскажите о своих привычках, в том числе и о вредных.

20. Расскажите о своих навыках, умениях, которые вы приобрели в течение своей жизни.

21. Каким вы видите свое будущее?

Психологический портрет Ч. (Приложение № 1)

Уголовное дело № 311172

Мера наказания— принудительное лечение

место преступления — пос. Малиновка, Ачинский район, Красноярский край.

В сентябре 2001 г. Ч. убил трех человек (нанес колото-резаные раны, в результате которых все трое скончались). Произошло данное преступление в квартире у одного из убитых, где все четверо распивали спиртные напитки. Всех троих Ч. хорошо знал.

место рождения — г. Николаевск-на-Амуре

дата рождения — 1965 г.

По типу Ч. относится к дезорганизованному (импульсивному) преступнику— убийца с наличием психического заболевания (шизофрения),не старался скрыть улики и следы преступления — оставил отпечатки, нож. Кроме этого, он социально дезадаптирован — перебивался случайными заработками, холост.

образование: 9 классов, после — мореходное училище (г. Николаевск-на-Амуре), во время учебы в училище — первый раз попал в психиатрическую клинику. По характеристике с места учебы — отличался спокойным нравом до тех пор, пока не употреблял спиртного. После употребления — вел себя крайне агрессивно, лез в драку. После училища — переехал в пос. Малиновка, жил у родной тети, которая характеризует его так же, как и бывшие сокурсники.

Внешне — невысокого роста, коренастый, русый со светлыми глазами, одет опрятно, гладко выбрит.

В ходе беседы — на все вопросы отвечал охотно, планомерно, спокойно. Фон настроения — ровный.

По мотиву — убийца-визионер: утверждает, что убил всех троих, т. к. ему «вдруг послышались голоса,приказывающие убить своих жертв», основываясь на том, что они занимаются детской порнографией — сажают к себе в машины возле школ детей, насилуют их, все свои действия снимают на камеру и выкладывают в интернет. Подробностей он не слышал, но и этого хватило, чтобы у преступника мгновенно вспыхнула ярость к своим знакомым, агрессия, жестокость, в ходе которой у каждого из убитых было обнаружено около 40 ножевых ранений.

Как подтверждают родственники убитых, ничем подобным последние не занимались — были примерными семьянинами, работали на заводе.

В целом верит только в свою версию, по которой он совершил убийство, в своем поступке не раскаивается, т. к. уверен, что поступил правильно, соответственно, и прощения у родственников убитых просить не собирается, а даже наоборот — уверен, что они ему должны принести слова благодарности за то, что он избавил их от «неправильных членов семьи».

Вырос в неполной семье, воспитывался одной матерью. Сам Ч. поясняет, что отношения с матерью были натянутые, когда о ней рассказывал, на глазах появились слезы. Признает, что в детстве ему не хватало родительской любви и ласки. Сам он это объясняет тем, что мать ему не родная, взяла его еще совсем маленьким из детского дома. Данный факт не подтвердился, а уверенность Ч. в нем лишь служит дополнительным доказательством плохих отношений с матерью, либо признаком его болезни.

В мореходном училище отношения со сверстниками не складывались. Наблюдались нарушение коммуникации, трудности в установлении неформального общения, избегание свойственных мальчикам агрессивных проявлений. В свою очередь, эти черты подмечались другими и служили основанием для жестокого отношения, в частности давались унижающие клички (сам Ч. вспоминает, что его за замкнутость вечно обзывали). Кроме этого, Ч. регулярно подвергался насилию даже в тех случаях, когда был явно сильнее своих противников, что вызывало у него ответную ожесточенность. Во время одной из драк в училище Ч. получил травму головы и впоследствии все время мучился головными болями.

Читайте также:  Особенность развития мануфактуры в россии в xviii в

Видимо все эти психотравмирующие ситуации, стрессы с одной стороны ускорили возникновение болезни (впервые попал в клинику именно обучаясь в училище), а с другой стороны — и стали предпосылкой, для совершения Ч. столь жестокого преступления.

Сам Ч. относится к своему нынешнему положению спокойно, ровно, а в будущем планирует уйти в монастырь («подальше от всех грехов и нечисти»)

Психологический портрет Н. (Приложение №2)

Уголовное дело № 405102

В сентябре 2010 г. Н. были совершены насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего Г. В октябре 2011 г. — насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего Ю.

место рождения — с. Атаманово, Сухобузимский район

дата рождения — 1994 г.

По типу относится к дезорганизованному преступнику, с наличием легкой умственной отсталости.

Родился в неполной семье, отец ушел из семьи, когда мать была на 9 месяце беременности. Всю беременность мать злоупотребляла спиртными напитками. Помимо этого, Н. получил травму мозга во время родов — был задушен пуповиной. Последствия этой травмы в дальнейшем отрицательно сказались на нем — всю жизнь он страдал от головных болей, а в подростковом возрасте у него возникли особенности личности, которые психиатры называют «эпилептоидной», или «органической», психопатией. У таких людей «вязкая» психика, они склонны надолго «застревать» на каком-то травмирующем событии.

Отношения с ней и отчимом не складывались с детства: оба пили и применяли физическое насилие. Николаев был старшим из детей в многодетной семье. Оставшиеся четверо детей были рождены от отчима, таким образом все детство ощущал разницу в отношении и матери, и отчима к нему и другим детям. Перенес ряд простудных и инфекционных заболеваний, отставал в психофизическом развитии.

Образование: в школе учился без желания, в поведении был расторможен: вспыльчив, раздражителен, агрессивен. Бил окна. На уроках дезорганизован. В 2003 г. (2 класс) ему был поставлен диагноз и переведен в спец.школу..

Внешне — явное отставание в физическом развитии; на вид — лет 12. (с 14 лет вдыхал пары ароматических углеводородов — бензин, лак)

В ходе беседы — на все вопросы отвечал неохотно, суждения-поверхностны, незрелы; речь замедленная. Наряду с заметной умственной недостаточностью имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

По мотиву — преступник-тиран: признается, что насиловал мальчиков, чтобы показать, что имеет некую власть над ними, доказать свою силу и состоятельность, поэтому жертвы — не случайны: младше, физически слабее, воспитанники детского дома. Во время полового акта старался снимать все на мобильный телефон — мольбы детей о помощи и сам акт. Однако как утверждает, никуда потом данные видео не выкладывал, не распространял, а делал это «для себя», чтобы «потом смотреть и радоваться». Таким образом, можно сделать вывод, что он наслаждался унижением и беспомощностью жертвы, ощущением своего всевластия и могущества.

У Н. Присутствует один из факторов, присущих серийным маньякам — среднеслабая половая конституция. В отношениях отсутствует так называемое развитие романтической стадии, не возникает свойственных человеку чувств любви, привязанности. Отношения с противоположным полом у Н. были, однако все они ограничиваются рассказами лишь о сексуальных контактах с девочками, что подтверждает версию о том, что никаких чувств, кроме инстинктов к ним он не испытывал, и никакой романтической стадии в отношениях не было. Скорее всего, Н. можно привлечь еще и за изнасилования его предыдущих «пассий».

Так и не смог сформулировать, признает ли он свою вину и просит ли он прощения.

Будущее свое никак не видит.

Был проведен контент-анализ на основании пяти уголовных дел.

За единицу анализа были приняты следующие слова и словосочетания:

· алкогольное опьянение

· знал жертву

· ранее судим

· не работал

за единицу счета — количество уголовных дел, в которых встречаются перечисленные слова и словосочетания.

Было изучено пять уголовных дел — 100%:

· алкогольное опьянение — встречается в трех уголовных делах (60%):

· невменяем — в двух (40%)

· агрессивность — в четырех (80%)

· жестокость — в пяти (100%)

· ранее знал жертву — в трех (60%)

· холост — в четырех (80%)

· удар — в пяти (100%)

· ранее судим — ни в одном из дел не встречается (0 %)

· угроза — в двух (40%)

· не работал — в пяти (100%)

Таким образом, исходя из контент-анализа, можно сделать следующий психологический портрет российского серийного преступника:

это лица, нигде не работающие (либо не имеющие постоянного источника доходов), как правило, ранее не судимые, в большинстве своем не состоящие в браке (возможно, это в силу юного возраста). Как правило, со своими жертвами они до преступления были знакомы, таким образом, выбор жертвы — не был случайным. Преступления совершаются такими лицами в основном в состоянии алкогольного опьянения, однако во вменяемом состоянии. В процессе совершения преступления проявляют в основном агрессивность — редко, когда угрожают своим жертвам расправой, чаще переходят от слов к конкретным действиям. Отличаются всегда особой жестокостью — наносят многочисленные удары, в том числе и конкретными орудиями преступления.

Этапы разработки психологического портрета преступника

1) Составление криминалистической
информационной модели события преступления;
2) Ситуационное моделирование;
3) Психологическая интерпретация поведения
преступника;
4) Оформление выводной информации о
признаках личности преступника в
психологическом портрете.

III Гедонист
• Кошер-сластолюбец
• Искатель острых ощущений
Андрей Романович Чикатило
Серийный убийца
Андре́й Рома́нович Чикати́ло —
советский серийный убийца, педофил,
некросадист, некрофил и
каннибал. Родился: 16 октября 1936
г., Яблочное, Украина
Умер: 14 февраля 1994 г., Новочеркасск
Анатолий Емельянович Сливко
Серийный убийца
Анато́лий Емелья́нович Сливко́ —
советский серийный маньяк-убийца и
педофил, действовавший в городе
Невинномысск Ставропольского края
с 1964 по 1985. Заслуженный учитель
школы РСФСР.
Родился: 28 декабря 1938 г., Избербаш
Умер: 1989 г., Новочеркасск

В середине 80-х, после создания в
США Национального центра по
изучению насильственных
преступлений, метод
психологического профилинга,
который создал Д.Бруссель получил
официальное признание и стал
широко использоваться в мировой
полицейской практике.

Типология серийных убийц

Герберт Уильям
Маллин
Серийный убийца
Родился: 18 апреля 1947
г. (68 лет),Салинас,
Калифорния, США
Образование: Колледж
Кабрильо
I Визионер

История

Чезаре Ломброзо
Ломброзо родился 6 ноября 1835 года в Вероне в
богатой еврейской семье. Он изучал литературу,
лингвистику и археологию в университетах Падуи,
Вены и Парижа, но поменял свои планы и стал
хирургом в армии в 1859 году. В 1866 году он был
назначен приглашенным лектором в Павии, а
позднее, в 1871 году, возглавил психиатрическую
больницу в Пезаро. Ломброзо стал профессором
судебной медицины и общественной гигиены в
Туринском университете в 1876 году. В том же году
он написал свою наиболее важную и влиятельную
работу «L’Uomo delinquente» («Преступный
человек»), выдержавшую пять изданий на
итальянском языке и опубликованную на различных
европейских языках.
С 1862 года профессор Павийского университета, а
с 1896 года профессор психиатрии Туринского
университета и уголовной антропологии (1906) в том
же университете.
Умер в Турине в 1909 году.

Мотивация

• Управлять, властвовать, помыкать
• Выбор жертвы
• Акт возмездия за прошлое

Виды

I. По предназначению:
• Розыскной;
• Прогностический;
• Следственный;
• Пенитенциарный;
• Постпенитенциарный.
II. В зависимости от содержания и определенности
исходной информации :
• Психологический портрет известного преступника;
• Психологический портрет неизвестного преступника
III. По количественному признаку объекта отображения:
• Психологический портрет преступной группы;
• Психологический портрет преступника.

Бухановский А.

Бухановский наиболее известен как
эксперт по серийным убийцам. Он,
в частности, был экспертом в
деле Чикатило. Александр
Бухановский во время следствия по
просьбе оперативной группы
составил психологический портрет
преступника. Руководство
следствием обращалось за
помощью к психиатру и после
задержания Чикатило. На тот
момент преступника допрашивали
десять дней, но он ни в чём не
сознавался. Однако после
разговора с Бухановским Чикатило
рассказал о совершенных им 56
убийствах и начал давать
показания.

Психологические приемы реконструкции виновного

Приемы идентификации личности
виновного:
• Рефлексия,
• Эмпатия,
• Стереотипизация,
• Имитация

Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И. Павлова Кафедра Психиатрии

Психологический портрет
преступника
Подготовил: студент 6 курса 6 группы Лечебного факультета Силкин А.Д.
Научный руководитель: к.м.н доц. Шитов Е.А.

Методические аспекты разработки психологического портрета преступника

Уровни анализа:
• 1) Криминалистический.
• 2) Поведенческий.
• 3) Диагностический.

Александр Николаевич
Спесивцев
Серийный убийца
Алекса́ндр Никола́евич
Спеси́вцев — российский
серийный убийца, маньякканнибал, с февраля по
сентябрь 1996 года
насиловал, пытал, убивал и
ел женщин и детей. На его
счету 4 доказанные жертвы.
Преступления совершались
в Новокузнецке.
Родился: 1 марта 1970 г. (45
лет), Новокузнецк
IV Тиран

Психологические особенности личности серийного преступника

• Психологические особенности личности -относительно
стабильная
совокупность
индивидуальных
определяющих типичные формы поведения.
качеств,

II Миссионер
Кевин Спейси в роли Джона Доу в к/ф
«Семь»

Оцените статью
VIPdisser.ru