1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности :
б) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки
в) принятие Декрета о земле
2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке 1)1941г
б) оборона Брестской крепости 2)1922г
в) создание совнархозов 3)1993г
г) принятие действующей Конституции РФ 4)1957г
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко второй половине XX в. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Ускорение 2) гласность 3) раскулачивание 4) коллективизация 5) период разрядки 6) дефолт
4. Напишите пропущенное слово.
Вооруженная борьба между социальными группами, характеризуемая такими понятиями как «красный террор», «белый террор» называется ______________________ войной.
5. Установите соответствие между описанием, характерными чертами, особенностями событий Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. и названиями событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
6. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) аренда мелких и средних предприятий
3) всеобщая трудовая повинность
4) концессии иностранным предпринимателям
5) бесплатные коммунальные услуги
6) широкое кооперативное движение
7. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Герой Российской Федерации Вера Волошина была повешена немцами в ходе сражения за ____________.
Б) За неумелое командование войсками Западного фронта в начальный период войны был казнен генерал ____________.
В) Встреча наших войск с союзниками произошла на реке Эльбе в апреле ____________ года.
1) Лениград 2) Москва 3) Г. К. Жуков 4) Д. Г. Павлов 5) 1945 г. 6) 1943 г.
8. Установите соответствие между событиями отечественной истории и фамилиями руководителей СССР, в период управления которых эти события произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
9. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите политический псевдоним автора.
«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела.
Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно.
Я не буду дальше характеризовать других членов ЦК по их личным качествам. Напомню лишь, что октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева, конечно, не являлся случайностью, но что он также мало может быть ставим им в вину лично, как небольшевизм Троцкому.
Из молодых членов ЦК хочу сказать несколько слов о Бухарине и Пятакове. Это, по-моему, самые выдающиеся силы (из самых молодых сил), и относительно их надо бы иметь в виду следующее: Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики)».
10. Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом.
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.
2) Правительство, которое пришло на смену прежнему, называлось Временное.
3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.
4) Автор лояльно относится к новой власти.
5) Новое правительство поддержали все слои русского общества.
6) Россия выиграла эту войну.
11.Привести в соответствие:
А) стихотворение «Жди меня» 1) автор В.И.Мухина
Б) скульптура «Рабочий и колхозница» 2) создано в годы Великой Отеч войны
В)картина «Чёрный квадрат» 3)создано во 2 половине 20в.
Г) монумент «Воин-освободитель» в Берлине4)автор К.Малевич
12. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний историка Е. В. Гутновой.
13. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.
14. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.
15. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился пойти Николай II? Приведите три объяснения.
16. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Н. С. Хрущев начал борьбу с «культом личности» и политику десталинизации в целях усиления своей личной власти
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
А )выступление ГКЧП
б ) начало экономической реформы А. Н. Косыгина
в) принятие Декрета о мире
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)начало Второй мировой войны 1)1956г
Б) Венгерский кризис 2)1939г
В) мятеж Чехословацкого корпуса 3)1977г
Г) принятие Конституции «развитого социализма» 4)1918г
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям периода перестройки. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Альтернативные выборы 2) гласность 3) раскулачивание 4) Съезд народных депутатов
5) индивидуальная трудовая деятельность 6) совнархозы
4. Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, называется ______.
5. Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
6. Какие три из перечисленных черт характеризуют период «застоя» в СССР? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) дефицит промышленных и продовольственных товаров
2) значительный разрыв в материальном положении разных слоёв общества
3) борьба с диссидентским движением
4) быстрые темпы внедрения современных технологий в производство товаров народного потребления
5) социальная стабильность, высокая степень социальной защищённости населения
6) альтернативный характер выборов
А) Летчик-герой, трижды герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество самолетов противника, в годы Великой Отечественной войны ____________.
Б) Василий Чуйков прославился при обороне г. ____________.
В) Варшава была освобождена в ____________ г.
1) 1944 г. 2) А. Маресьев 3) 1945 г. 4) Москва 5) И. Кожедуб 6) Сталинград
8. Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры второй половины XX в. — начала XXI в. и сферами их творчества.
9. Прочтите отрывок из документа и укажите фамилию его автора.
10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.
«Таврический дворец к ночи превратился в укреплённый лагерь Весь зал заседаний, хоры и соседние залы были наполнены солдатами. Потом в зале заседаний, вперемежку с солдатами, открылись заседания «Совета рабочих и солдатских депутатов». У него были свои заботы. Пока мы принимали меры к сохранению функционирования высших государственных учреждений, Совет укреплял своё положение в городе, разделив его на районы. В каждом районе войска и заводы должны были выбрать своих представителей; назначены были «районные комиссары для установления народной власти в районах». Временный комитет Думы был оттеснён в далекий угол дворца , Родзянко уже чувствовал себя главой и вождём совершившегося. Около трёх часов ночи мы получили первые известия о действиях царя. Не имея под руками текста манифеста о престолонаследии, мы не сообразили тогда, что самый акт царя был незаконен. Сопоставляя факты, нельзя было не прийти к выводу, что царь хитрил, — как он хитрил, давая октябрьский манифест».
1) Упоминаемые в отрывке события относятся к первой российской революции.
2) Октябрьским манифестом, упоминаемым в отрывке, в России учреждалась Государственная Дума.
3) Описанные в отрывке события происходили в Петрограде.
4) Родзянко впоследствии возглавил правительство.
5) В отрывке идёт речь об отречении царя в пользу брата.
6) Итогом описанных событий явился переход всей власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ характеристика
А) «Москва слезам не верит» 1)фильм создан в 1980гг Т.Абуладзе
Б) кинофильм «Покаяние» 2)автор получил премию «Оскара»
В) здание МГУ на Воробьёвых горах 3) автор получил Нобелевскую премию
12. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С. 3. Гйнзбурга:
«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек.
Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь.
С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: ,Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.
На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад.
Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением „завета отцов»».
13. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трёх черт, особенностей.
14. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин недовольства части рабочих своим положением.
15. После окончания Второй мировой войны сложились условия для сохранения тесного союза СССР с западными странами (США и Великобританией) в интересах предотвращения новой войны и борьбы против возможности возрождения фашизма. В таком духе делались заявления лидерами сразу после окончания войны.
Но вскоре прозвучала речь У. Черчилля в Фултоне, и началась «холодная война» между бывшими союзниками. Приведите три объяснения такого поворота событий.
16. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешнеполитический курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности:
а) введение продразвёрстки
б) убийство С. М. Кирова
в) арест и казнь Л. П. Берии
а)Брестский мир 1)1943г
б) Курская битва 2)1979г
в) ввод советских войск в Афганистан 3)1945г
г) Ялтинская конференция 4)1918г
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям 1917-1921 гг. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Совнарком 2) рабочий контроль 3) коллективизация 4) военный коммунизм
5) индустриализация 6) продразверстка
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется ___________.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
в)перестройка 3)подписание ОСВ 1
г) разрядка международной напряженности4) отмена всеобщей трудовой повинности
5)борьба с диссидентами
6. Какие три из перечисленных документов были приняты в 1920-х гг
1) Декрет о земле
2) резолюция «О единстве партии»
3) первая Конституция СССР
4) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»
6) первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
7. Заполните пропуски , используя приведённый список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер элемента.
А) __ — летчик, Герой СССР, после ранения и ампутации ног, вернулся в строй и продолжал летать
Б) Потсдамская конференция работала летом ____________ г.
В) Международный трибунал над фашистскими преступниками заседал в г. ____________.
5) А. Покрышкин
8. Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период
правления которых они были проведены
9.Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала Г. К. Жукова и назовите город, вблизи которого разворачивались события, которые описывает автор.
«Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через Ладожское озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации. Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон. Особенно крупная группировка танковых и моторизованных соединений противника концентрировалась на подступах к Урицку, Пулковским высотам и Слуцку. Все говорило о том, что враг готовится к решительному штурму. Обстановка становилась день ото дня напряженнее».
10. Прочтите отрывок из заявления политического деятеля.
«Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Комитет не сумел занять решительную позицию осуждения и противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руководства, ряд партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных преступников. Это поставило коммунистов в ложное положение.
Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как граждан от необоснованных обвинений.
В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций определят они сами.
Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост.
2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев.
3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом СССР.
4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков.
5) Заявление сделано в 1993 г.
6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России.
А) «Доживём до понедельника» 1)автор Е. Вучетич
Б) «Родина-мать» 2)фильм о советской школе
В) «Василий Теркин» 3)автор получил Нобелевскую премию
Г) рассказ «Один день Ивана Денисовича» 4)автор издавал журнал «Новый мир»
12. Прочтите отрывок из мемуаров Г. К. Жукова и кратко ответьте на вопросы . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.
О какой военной операции вспоминает маршал? В каком году она осуществлена?
13. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух особенностей этой операции. Кто их советских военачальников отличился в этом сражении?
14. Какое значение для общего хода войны имела описываемая операция? Укажите её военные и политические результаты.
15. В конце 1930-х гг. советское руководство активно начало готовиться к войне. Советскому обществу внушалась мысль, что противник будет легко разгромлен Красной Армией. Но летом 1941 г. после нападения фашистской Германии Красная Армия оказалась на грани полного разгрома. Дайте не менее трёх объяснений произошедшему.
«Победа «красных» объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».
А) распад СССР
Б)начало освоения целины
А) Карибский кризис 1)1941г
Б)начало Великой Отечественной войны 2)1962г
В) подавление Пражской весны 3)1985г
Г) начало перестройки 4)1939г
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в период 1953−1964 гг.
1) Варшавский договор 2) «Пражская весна» 3) Карибский кризис 4) десталинизация
5) «оттепель» 6) ввод советских войск в Афганистан
4.Напишите пропущенное понятие (термин).
Политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей, проводимая в конце 1960-х — конце 1970-х гг., получила название «период ______».
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) факты
А)Коллективизация 1)Брусиловский прорыв
Б) большой террор 1930-х гг. 2)массовый голод
В) Первая мировая война 3)борьба с троцкистами
Г) Великая российская революция 1917 г. 4)создание Временного правительства
5) « Кровавое воскресенье»
6. Какие три предложения по реформированию экономики СССР из перечисленных ниже содержались в программе «500 дней»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) усиление и развитие планирования экономических показателей
2) проведение «политики ускорения»
3) приватизация государственной собственности
4) децентрализация управления экономикой
5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы
6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства
А) ____________ сержант Красной армии, прославившийся при обороне дома во время боев за Сталинград, впоследствии дом был назван его фамилией.
Б) Висло-Одерская операция проводилась в ____________ г.
В) 6 ноября 1943г ценой больших потерь был освобожден г. ____________.
1) 1944 г. 2) А. Матросов
3) Я. Павлов 4) 1945 г. 5) Минск 6) Киев
8. Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями.
9. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, — речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.
Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».
10. Прочтите отрывок из доклада руководителя коммунистической партии СССР.
На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность — обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.
Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, — вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».
1) Руководитель партии, выступивший с данным докладом, — М. С. Горбачёв.
2) На съезде, о котором идёт речь, руководитель партии выступил с докладом о культе личности И. В. Сталина.
3) Доклад относится к периоду «оттепели».
4) Выступление относится к 1980-м гг.
5) Результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет.
6) Перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» — свои посты покинули многие прежние руководители.
11. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) «Доктор Живаго» 1)автор вынужден был покинуть СССР
Г) «Оттепель» 4)создано произведение при И.Сталине
12. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».
Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период.
13. Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений).
14. На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин принятия данного постановления.
15. В конце 1950-х гг. Н. С. Хрущёв добился максимального укрепления своих позиций в политическом руководстве СССР.
Укажите не менее трёх внутриполитических событий (явлений), способствовавших укреплению позиций Н. С. Хрущёва в политическом руководстве СССР.
16. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
15.05.2020.
Тест. История, 10 класс
Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Контрольная работа за курс 10 класса с 1914 по 1945 гг.
Будьте внимательны, время ограничено — 55 минут.