Контрольное изложение 4кл, 4-я четверть
Маленького зайчика сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка. Она болталась.
Мы принесли беднягу домой. Заяц бился в руках и вырывался.
Папа достал бинт и завязал ножку. Мы посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку. Она поставила мисочку с водой.
Зайка прожил у нас целый месяц. Мы ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика. Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес. Так мы и сделали.
(По Г. Скребицкому)
Русский язык 4 класс
УМК «Школа России»
Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану
Вастьянова Л. Л.,
учитель начальных классов
МБОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2021 год
Сижу правильно,
пишу красиво!
Семнадцатое марта.
Изложение.
Знакомимся с текстом!
с. 79 упр. 162
Издание с рассказами Василия Бочарникова «Утя» и «Пастух и лисёнок»
Василий Алексеевич Бочарников
1921 — 1991
Знакомимся с автором текста!
Жил и работал в Костроме, прозаик и поэт.
Тема текста – как учитель помог перезимовать уточке
Основная мысль текста — дикие животные должны жить в природе.
Уточка Утя и учитель
Уточка и учитель
Живи на воле!
Учимся составлять цитатный план к тексту!
Это план при составлении которого каждую часть текста озаглавливаем предложением из прочитанного текста.
Озаглавим 1 часть текста!
1. Учитель и Утя привыкли друг к другу.
Озаглавим 2 часть текста!
ПОЛЫНЬЯ́ — растаявшее место на ледяной поверхности реки.
Озаглавим 3 часть текста!
РАЗЛУКА — расставание.
Озаглавим 4 часть текста!
Ещё раз прочитайте текст.
Цитатный план изложения
Назовите орфограммы и объясните правописание слов
Удачной работы!
Николай Дмитриевич; приволок с речки Покши; крылышко зажило; привыкли друг к другу.
Опорные слова
Николай Дмитриевич; приволок с речки Покши; крылышко зажило; привыкли друг к другу.
Появились полыньи; заволновалась; взлетать; хлопать крыльями; проситься на волю.
Посадил на ладонь; погладил; чувствовал; вынес на волю; снизу вверх.
В широкой полынье; то нырнёт, то вынырнет; на воле.
Подведём итоги работы!
Благодарю за работу!
Найдите и прочитайте
рассказы писателя
В. Бочарникова!
Выполните указанные виды разборов в 1 части текста
http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
Интернет источники
Использованная литература
Изложение деформированного текста
-Что значит написать изложение?
( Запомнить текст и записать его по памяти).
-Что необходимо для написания изложения?
( Необходим текст).
— Чему вы будете учиться работая над изложением?
( Цель: Учиться создавать текст, учиться записывать текст).
О ком или о чём нам предстоит написать изложение? Отгадайте загадку:
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
— Можно ли прочитанное назвать текстом?
(Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность).
-Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст.
Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.
Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.
— Кто желает прочитать свой текст?
— Есть другие варианты?
Беседа по содержанию.
— О чём рассказывается в тексте?
О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно.
— Что мы определили?
-Что ещё надо определить готовясь к изложению?
Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор.
Что главное хотел сказать автор?
Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь.
Как вы относитесь к поступку героев?
— Как бы вы поступили в подобной ситуации?
— Подберите заголовок к тексту.
Помощь пришла вовремя.
Анализ структуры текста.
— Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько?
Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.
— У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст?
Это текст повествование.
-Вспомним из каких частей состоит любой текст повествования?
-Текст повествования состоит из 4 частей.
Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?
— Как называется первая часть?
Это начало события или завязка .
— Прочитайте, как дальше развивается действие?
— Какая это часть?
— Какой самый острый интересный момент?
— Как называется самый напряжённый момент ?
Прочитайте, чем всё закончилось?
Конец события или развязка.
— Что мы составили?
Схему текста повествования.
Составление плана текста
Поработаем над каждой частью в отдельности.
В каком предложении отражено основное содержание первой части?
-Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана.
Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.)
Каким предложением выражена главная мысль третьей части?
Как можно озаглавить эту часть?
3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
Каково содержание последней части?
Как одной фразой выразить основную мысль части?
4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.
Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа
— Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста?
— Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?
Выпишите слова — опоры к первой части.
Услышали подошли кружились донёсся
— Какая по виду вторая часть рассказа?
Кого описывает автор?
Тело, голову, клюв
Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова?
Какие слова нужно выписать?
Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал
— Какие слова возьмём из третьей части?
Водворили смолкли доносился требовали накормили
— Что значит водворили , как поняли это слово?
Водворить — поселить на жительство, поместить.
— Какие слова возьмёте из последней части?
— Какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы?
Птенчик, дрозды, родители, птенцы.
Выпишите из текста 5 трудных слов, этими словами вы сможете пользоваться при написании изложения .
Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.
п о д о шли
о ст о рожн о
крош ечн ый
г о л о вастый
жал о бн о
д о н о сился
п о писк и вал
Повторное чтение текста
В последний раз перед записью прочитайте текст.
Самостоятельная запись текста
Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.
— Когда напишите, чем закончите работу?
— Что будете проверять?
Получился ли текст? Проверим орфограммы.
Что вам поможет?
1.Читаю как написано.
2.Выделяю те места, где сомневаюсь.
*Спрошу у взрослых
*Посмотрю в словаре
*Посмотрю слова — опоры
-Чему учились на уроке?
-Кто справился с работой?
-Кому ещё нужно время?
Помощь дроздам
Изложение деформированного текста
с.66 упр.110
4 класс
«Школа России»
Вурдова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «Усогорская СОШсУИОП»
П.Усогорск Республики Коми
Постановка учебной задачи.
— Умение подробно излагать — очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения.
Род птиц семейства дроздовых отряда воробьинообразных. 62 вида. Длина тела 20-25 см. По земле передвигаются прыжками, приседая при этом.
Распространены в Европе, Азии и Америке; завезены в Новую Зеландию. На зиму северные виды улетают на юг, собираясь большими стаями.
Гнездятся одиночками или небольшими колониями на деревьях, кустах или на земле; гнёзда массивные, часто с землёй или глиной в стенках. За лето дают 1-2 кладки, в каждой от 3 до 7 яиц.
Питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками, ягодами, часто кормятся на земле.
Чёрный дрозд и певчий — прекрасные певцы.
В России наиболее обычны: белобровик , деряба, рябинник и др.
— Можно ли прочитанное назвать текстом?
Что главное хотел сказать автор?
Как вы относитесь к поступку героев?
— Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько?
-Вспомним из каких частей состоит любой текст повествования?
Это начало события или завязка.
Поработаем над каждой частью в отдельности.
В каком предложении отражено основное содержание первой части?
-Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана.
Как одной фразой выразить основную мысль части?
Услышали подошли кружились донёсся
Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал
Водворили смолкли доносился требовали накормили
— Что значит водворили, как поняли это слово?
Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.
Выпишите из текста 5 трудных слов, этими словами вы сможете пользоваться при написании изложения.
— Когда напишите, чем закончите работу?
Интернет — ресурсы
Угловая виньеткаКлипарт «Бордюры — трава и цветы»
Ранько Елена Алексеевна
МАОУ лицей №21