- Как написать кандидатскую диссертацию
- Методические рекомендации по организации подготовки кандидатской диссертации для обучающихся и их научных руководителей
- Обзор литературы для диссертации
- Отпуск для написания диссертации
- Оформление библиографического аппарата кандидатской диссертации
- Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов в кандидатской диссертации
- Оформление текста, нумерации страниц, сносок
- Призовая игра. ответы на вопросы, заданные бета-тестерами (в смысле – первыми читателями)
- Рекомендации по написанию кандидатской
Как написать кандидатскую диссертацию
Рэнди Ингремансон – автор, который разработал простой метод написания научной работы. Рэнди занимался архитектурой сложных научных проектов и как многие авторы испытывал серьезные муки при разработке сюжетов собственных книг: подготовка к написанию занимала чрезвычайно много времени.
Данная методика получила название «снежинка» и нашла много откликов не только в научном мире, но и в литературном, что говорит о ее несомненной эффективности.
Главная идея «снежинки» – это выделение главной мысли, проблемы, логлайна или темы. Затем формируют направляющие лучи: так называемый каркас будущей работы и постепенно вносятся дополнения (мелкие лучики).
Основой для будущей работы, как и для «снежинки» будет выбранная, согласованная и утвержденная тема кандидатской. В случае возникновения затруднений с ее формулировкой стоит обратиться за помощью к научному руководителю. Обычно опытные наставники помогают с выбором проблемы, требуемой исследования.
В качестве основных лучей снежинки используют вводную часть и вторую главу. Наращивание объема произойдет на заключительном этапе работы, потому как необходимо выдержать определенный стиль повествования, логичность и связанность текста.
Аспиранты порой довольно скептически относятся к перспективе написания диссертации. Это обусловлено банальным страхом не справится, сложностями с выбором направления исследования. Но это все решаемо с течением некоторого времени и более глубоким изучением разных интересующих направлений.
Научный руководитель заинтересован в развитии исследуемой отрасли, поэтому поможет справиться с трудностями. Установление профессиональных отношений между соискателем и наставником поспособствует удачной исследовательской деятельности и оформление ее в научную работу.
После того как направление определено, тема выбрана, стоит переходить к структуре диссертации.
Методические рекомендации по организации подготовки кандидатской диссертации для обучающихся и их научных руководителей
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.048.2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации подготовки кандидатской диссертации для обучающихся и их научных руководителей
Разработчики: С.В. Иванова, И.М. Логвинова, М. Г.Победоносцева, В. В. Сериков
Эксперты:
Т.П.Афанасьева, Т.ЮЛомакина, В.М.Монахов, А. В. Овчинников, Н. Л. Селиванова
Диссертация кандидата наук — научно-квалификационная работа, соответствующая паспортунаучнойспециальности иотвечающаятребо-ваниям кприсуждению ученой степени кандидата наук, установленным Минобрнауки России или образовательной организацией, обладающей таким правом.
Представленные рекомендации выполняют задачу методического сопровождения подготовки преподавателей-исследователей в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации); задают научному руководителю и аспиранту ориентиры для определения методологии, структуры, сроков подготовки научно-квалификационной работы (диссертации), представления ожидаемых результатов по годам обучения в аспирантуре; призваны оказать помощь в разработке индивидуальных планов аспирантов, определении структуры их поисковой, теоретической и экспериментальной работы, способов представления и апробации результатов
Как цитировать статью: Иванова С.В., Логвинова И.М., Победоносцева М.Г., Сериков В.В. Методические рекомендации по организации подготовки кандидатской диссертации для обучающихся и их научных руководителей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 5 (54). С. 13-23.
исследования в форме завершенной научной работы.
Рекомендации подготовлены с учетом специфики становления молодого ученого в Институте стратегии развития образования РАО— одном из ведущих центров отечественной педагогической науки.
Первый год обучения Рекомендуемоесодержаниеподготовки аспиранта
Ознакомление с историей и традициями Института стратегии развития образования РАО, его научными школами и приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности.
Выполнение образовательной программы в соответствии с учебным планом.
Определение направления и замысла исследования, выявление актуальных проблем по данному направлению, задач, обучение постановке гипотезы (определениюнеобходимости гипотезы) взависимости от вида исследования. Изучение вопроса выбора объекта и предмета исследования, базовых понятий, основных задач исследования, определение примерногоплана или проспекта, тематики статей (УК-2)1. Обсуждение направления либо темы исследования назаседаниилаборатории (центра).
Выбор темы основывается на специализации лаборатории (центра), проектовгосударственного задания, выполняемыхданнойлабораторией (центром), собственных научных интересов аспиранта (УК-6). Иными словами, тема может предлагаться научным руководителем как часть
государственного задания, выполняемого Институтом; вытекать из направления научной школы руководителя; соответствовать научным интересам аспиранта.
Изучение методологии исследования данной проблемы и теории вопроса через ознакомление с трудами ученых из различных областей знания: философии, социологии, психологии, физиологии, педагогики, истории педагогических учений и образования, социальной педагогики, культурологии (УК-2).
Изучение уже существующих в отечественной и зарубежной науке идей, моделей, на которых строится концепция аспиранта, интерпретация изучаемогопедагогическогоявленияили проектированиепедагогической
1 В скобках даются ссылки на компетенции, указанные в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
деятельности для достижения требуемых целей (УК 1, 6).
Оценка аспирантом значимости решения проблемы, ее привлекательности, развивающего потенциала для самого аспиранта с учетом его профессионального и личностного опыта (ОПК-2).
Обоснование теоретической и практической актуальности решаемой в исследовании проблемы на основе проведенного ранее анализа научных источников.
Важно обратить внимание на необходимость анализа изучаемого явления в педагогических категориях: цель, содержание обучения или воспитания, условия личностных новообразований, развивающая среда (деятельность и общение), актуализация позиции субъекта, роль личности и компетентности педагога, критериальная база для рефлексии и оценки результатов и др. При этом трактовка и интерпретация указанных категорий может быть различной (ОПК-1).
В конце первого года обучения:
должен быть представлен аналитический обзор изученной научной литературы (УК-1);
должен сложиться первичный замысел исследования в виде гипотезы (если она необходима), методологической, историко-педагогической или компаративной идеи, замысла (ключевой идеи) будущей модели исследуемого педагогического процесса. Замысел исследования должен выражать ясное понимание вопроса, ответ на который ищется в диссертации, а также обоснованное представление о путях получения искомого педагогического знания, о том, за счет каких методологических, организационных и исследовательских ресурсов могут быть найдены решения задачи исследования (УК-2);
сформулированы цели и задачи исследования (в первой итерации) (УК-2);
разработана исследовательская программа с указанием ориентировочных сроков и результатов (УК-2);
представлена в общих чертах методология исследования (философ-ско-категориальныеоснования, методологические подходы и соответству-ющиеим регулятивыисследования); созданабрисконцепцииисследуемого процесса (педагогическойсистемы) иликакого-тодругого педагогического явления, например исторического развития одной из педагогических практик, содержания образования, метода, технологии и т.п.(ОПК-2);
осмыслена эмпирическая составляющая исследования, ее специфика в зависимости от вида исследования и начат поиск эмпирической базы (УК-6);
подготовлены: одна-две научные публикации (желательно — в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России); два отчетных выступления по теме исследования на заседании научного подразделения, не менее одного выступления на научном мероприятии (конференции, круглом столе, вебинаре и т.п.).
Второй год обучения Рекомендуемоесодержаниеподготовки аспиранта
Ознакомление с текущими исследованиями Института стратегии развития образования РАО, с возможностями использования научных результатов ученых Института в собственном исследовании, обеспечение соответствия направления исследования проблематике госзадания, выполняемого лабораторией, в которой проходит обучение аспирант (УК-3).
Выполнение образовательной программы в соответствии с учебным планом.
Прохождение научно-исследовательской практики в научных подразделениях Института (ОПК-4).
Продолжение исследования в соответствии с планом.
Уточнение намеченной темы, цели, задач, методологии исследования.
Отбор и обоснование выбора методов исследовательской работы.
Уточнение и дополнение источниковой базы, подтверждение теоретических основ исследования.
Разработка методологического аппарата и структуры диссертации (в первой итерации).
Уточнение основных используемых и вновь предлагаемых понятий и терминов.
Формулировка гипотезы и обоснование способов ее проверки.
Формулировка предполагаемой новизны научных результатов.
(УК-1, 2, 6; ОПК-1, 2)
Наблюдение и интерпретация педагогического опыта или источников и артефактов (в историко-педагогическом исследовании) (ОПК-3).
Проведение констатирующего и формирующего эксперимента (в теоретико-экспериментальных работах), сопоставление своих выводов
с позициями экспертов (в историко-педагогических исследованиях), с тенденциями развития образования (в работах по методологии, педагогической историографии, компаративистике) (ОПК-3).
Сотрудничество с учителями-экспериментаторами при разработке эмпирического аспекта исследования, общение с экспертами, представителями смежных наук при подготовке методологических, междисциплинарных, историко-педагогических и сравнительно-педагогических исследований (УК-4; ОПК-5).
В конце второго года обучения:
должна быть представлена аппаратная часть исследования с обоснованием актуальности, замысла, цели, задач, объекта, предмета, гипотезы и предполагаемой новизны результатов (УК-6; ОПК-3);
представлены первичные тексты некоторых разделов диссертации, включающие анализ источников, результаты обоснования изученности проблемы, материалы эмпирической части исследования (УК-1, 2, 3, 4, 6; ОПК-1, 2, 3, 4, 5);
в качестве количественных показателей: подготовлены три публикации, из них минимум одна в рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России; два выступления на всероссийских или международных конференциях; выступления на заседаниях научного подразделения, на заседании Ученого совета Института с обоснованием темы диссертационного исследования.
Третий год обучения Рекомендуемоесодержаниеподготовки аспиранта
Выполнение образовательной программы в соответствии с учебным планом.
Прохождение педагогической практики, аттестация аспиранта по ее результатам и/или осуществление эксперимента в рамках исследования (ОПК-6, 7, 8).
Завершение диссертационного исследования.
Подготовка к государственной итоговой аттестации, защите выпускной научно-квалификационной работы в виде научного доклада.
В конце третьего года обучения:
должна быть пройдена государственная итоговая аттестация; пред-
ставлен научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации); подготовлен проект диссертации, отвечающий требованиям, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации;
опубликовано достаточное количество научных статей по теме исследования (ОПК-6, 7, 8); пройдена практика;
осуществлено участие в ряде научных мероприятий; завершена и оформлена опытно-экспериментальная работа (при ее наличии);
подготовлен заключительный доклад и презентация для обсуждения диссертации в лаборатории (центре);
подготовлены: три публикации в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России; три выступления на всероссийских или международных конференциях; выступления на заседаниях научного подразделения.
Рекомендуемые функции научного руководителя аспиранта
Научный руководитель:
оказывает помощь в составлении индивидуального плана аспиранта, согласовывает с аспирантом график консультаций и отчетности и контролирует выполнение в установленные сроки;
представляет характеристику научно-исследовательской деятельности аспиранта один раз в полгода;
выявляет личностные и профессиональные интересы аспиранта в ходе выбора направления исследовательской работы;
консультирует на всех этапах работы аспиранта, помогая определить тему, цель, задачи исследования;
помогает определить круг изучаемых источников и теоретические, методологические основания исследования аспиранта;
обсуждает с аспирантом проблематику и план публикаций и выступлений;
оказывает помощь в обобщении сведений из различных областей знания, отечественных и зарубежных источников, включая собственные изыскания;
обсуждает проблемы, возникающие при воплощении научного замысла в научные тексты, доклады, методические разработки;
помогает определить содержание опытно-экспериментальной работы и организовать ее;
формирует и совершенствует навыки создания научных текстов различных видов, исследовательскую компетенцию;
организует выступления аспиранта в лаборатории (центре), на ученом совете Института;
осуществляет научное редактирование материалов аспиранта, подготовленных к публикации;
обеспечивает участие в конференциях и при возможности выступления с сообщениями;
организует контакты аспиранта с представителями других научных подразделений;
при необходимости дает отзыв на подготовленную к публикации рукопись;
регулярно заполняет предусмотренную отчетную документацию, включая отзыв о работе аспиранта;
помогает в исправлении замечаний экспертов по статьям и тексту диссертации;
оказывает помощь на всех этапах подготовки диссертации.
При подготовке диссертации необходимо знать: Вдиссертационномисследованииосуществляется:
— изучение фактов (описаний реальных образовательных событий, процессов), статистики, мнений экспертов, свидетельствующих о состоянии проблемы и имеющихся подходов к ее решению, выдвижение собственных идей и предположений;
— четкое выделение того нового знания, которое получено лично аспирантом посредством проводимого им исследования;
— корректировка и уточнение базовых понятий и концептуальных положений исследования;
— формулировка выводов исследования;
— сопоставление своих результатов с полученными другими авторами — отечественными и зарубежными;
— обоснование достоверности, новизны и теоретической значимости результатов;
— построениезащищаемых положенийкакинтегрированныхответов на задачи исследования;
— написание текста диссертации как развернутого отчета о ходе и результатах исследования;
— рефлексия новизны и теоретической значимости результатов;
— подготовка выводов, значимых для практики, как особого результата диссертационного исследования.
Примерная типология исследований
Исследования по истории педагогики и образования требуют работы в архивах, разработки источниковой базы, использования различных методик анализа источников, систематизации исторических фактов, сопоставления их различных интерпретаций.
Исследования по педагогической компаративистике предполагают перевод и изучение оригинальных неадаптированных источников, разработку критериальных оснований для сравнительно-педагогического анализа, систематизации зарубежных исследований попроблеме, владение приемами компаративного анализа. Требуется изучение и введение в научный оборот новых иноязычных источников, включая научные публикации, научные отчеты, нормативные акты различных уровней. В процессе исследования рекомендуется сотрудничество с учеными и представителями образовательных систем изучаемых стран.
Висследованиях почастнымметодикам целесообразен анализ отечественных и зарубежных предметных концепций и авторских систем предметного обучения.
В методологических исследованиях необходимо обращение к современным гносеологическим концепциям, анализ методологических подходов, опыта их использования в научных исследованиях и прикладных результатах.
В междисциплинарных исследованиях требуется анализ диалектики части и целого (частных представлений и целостной картины изучаемого явления), соотнесения функций и вклада различных дисциплин в создание холистического образа изучаемого процесса.
Концептуальное ядро исследования:
— в диссертациях по методологии педагогики (13.00.01): описание сущностных характеристик разрабатываемого методологического подхода или регулятива; раскрытие эффективности предлагаемого методологического подхода (регулятива) при проектировании, реализации и оценке результативности педагогического исследования;
— в теоретико-экспериментальных диссертациях по проблемам обучения и воспитания (13.00.01, 13.00.08): концептуальное описание исследуемого процесса — предполагаемой «связки»: цель-содержание-условия-методики-технологии-критерии;
— в диссертациях по проблемам педагогической компаративистики (13.00.01): предмет сравнительного анализа, источники, оценка зарубежного опыта и рекомендации по его использованию;
— в диссертациях по истории педагогики (13.00.01): проблема, хронологические рамки, источники, основные историографические характеристики изучаемого феномена; нахождение, систематизация и интерпретация фактического материала; разработка положений концепции, исторически обоснованные выводы;
— в диссертациях по частным методикам (13.00.02): выделение исследуемой области предметного содержания, замысел методической системы; содержательный и процессуальный аспект изучаемой области, разработка и апробация предлагаемой методической системы.
Указанные концептуальные характеристики задают определенные рамки и проблематику педагогического исследования, его абстрактную схему (модель), которую по мере решения исследовательских задач аспирант будет наполнять конкретным содержанием.
Актуальность исследования
Актуальность должна быть доказана посредством показа сути практической проблемы и дефицита научного знания, необходимого для ее решения. Анализ актуальности раскрывает «клубок противоречий», суть проблемы.
Объект, предмет и цель исследования
Объект—этопедагогическоеявление, процесс, деятельность, ситуация, которые существуют объективно, их можно наблюдать и измерять.
Предмет — сторона, проявление объекта, один из протекающих в нем процессов. Исследование предмета дает знание, необходимое для решения проблемы.
Цель — обобщенное описание, образ продукта исследования.
Гипотеза
Гипотеза должна ясно отражать предлагаемые автором нововведения
в образовательный процесс, эффективность которых можно проверить на опыте. Она, как наблюдаемое и проверяемое новшество, отражает идею исследования—представление о педагогической цели и средствах ее достижения. Чаще всего гипотеза — это предположение об условиях, при которых может быть достигнут ожидаемый результат.
Задачи исследования
Задачи содержат основания для выявления и обоснования предполагаемой новизны исследования. Задачи предпочтительнее формулировать с использованием не существительных, а глаголов: «установить», «выявить», «разработать», «проверить в эксперименте», «обосновать», «доказать», «создать» и т.п.
Новизна исследования
Новизна исследования проявляется в новой постановке проблемы и новых подходах к ее решению, в описании и трактовках новых явлений педагогической реальности; в критической оценке сложившихся подходов; в новых идеях, методиках и технологиях; в нахождении нового опыта, новых понятий и имен.
Основные методы исследования
Анализ: теоретический, сравнительно-сопоставительный, комплексный, системный, компаративный, факторный, корреляционный, регрессионный, историко-педагогический, историко-компаративный, контент-анализ.
Моделирование: дескриптивное, нормативное.
Классификация. Систематизация.
Экспертиза (метод экспертной оценки).
Создание экспериментальных ситуаций.
Педагогический эксперимент: формирующий, констатирующий, пилотный.
Прогностические методы: мультисценарность, метод усреднения вариантов и др.
Статистические методы.
Математические методы.
Анкетирование.
Интервьюирование (метод глубинных интервью).
Педагогическая диагностика: тестирование, мониторинг, опрос.
Монографическое изучение.
Нарративный анализ.
Применение любого из перечисленных во Введении методов требует своего отражения (а подчас — и обоснования) в научной работе.
Эмпирическая база исследования
Включает не только результаты собственных наблюдений и экспериментов, но и анализ передового и негативного опыта в рассматриваемой сфере.
Примечание.Данныерекомендации уточняютрядпозицийпоподго-товке диссертации по итогам экспертных наблюдений и не претендуют на полноту. При обучении по заочной форме рекомендации корректируются в расчете на 3,5-4 годаобучения.
Нормативные акты
ГОСТ Р 7.0.11-2022. Диссертация и автореферат диссертации. Структура, правила оформления
ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Общие требования и правила составления.
Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное постановлением Правительства РФ № 842 от 24.09.2022 г. (в действующей редакции).
ФГОС ВО понаправлению подготовки кадров высшейквалификации 44.06.01 Образование и педагогические науки, утвержденный приказом Минобрнауки России N° 902 от 30.07.2022 г. (в действующей редакции).
Обзор литературы для диссертации
Работа с научной литературой — это основная часть подготовительного этапа работы над диссертацией. На сегодняшний день существует большое разнообразие в литературных источниках и тематических разделах. Правильный метод последовательного ознакомления с источниками поможет оперативно и свободно ориентироваться в литературе по выбранной Вами теме.
Изучение научно литературы — это серьезная работа, требующая не только времени, но и внимания. Поэтому статью или книгу лучше всего читать с карандашом в руках, делая выписки. А если имеется собственный экземпляр периодического издания или книги, то можно делать пометки на полях — это существенно облегчить в дальнейшем поиск необходимых материалов. Рекомендации по изучению и отбору материала:
- Не весь выбранный материал Вы будете использовать в работе, поэтому необходим тщательный отбор и оценка.
- При отборе фактов надо быть научно обоснованным. НЕЛЬЗЯ отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение в Вашей работе.
- Достоверность научного факта зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характеристики их информации. Не пользуйтесь журналами и книгами, которые излагают сомнительные трактовки Вашего предмета исследования.
Отобранный материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п.
Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно — либо внутри Вашего авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек.
Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором.
Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений. Однако соискатель должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная и подогнанная под цели диссертанта цитата вовсе не украшает его работу и коверкает смысл цитируемого произведения.
Отпуск для написания диссертации
Довольно часто аспиранты берут постдипломный отпуск для того, чтобы спокойно и ни на что, не отвлекаясь, закончить диссертацию. Это позволит не разрываться между учебным планом или работой. Обычно такой отпуск предоставляется в последний летний месяц сразу после итогового экзамена, когда автореферат оформлен и сдан, а диплом получен. При этом стипендию продолжают выплачивать, что способствует большему погружению в исследовательскую деятельность.
Диссертационную работу надо закончить к сентябрю, чтобы на заседании кафедры ее приняли и дали рекомендации после предзащиты. Хотя в последние годы произошли такие изменения, которые не позволяют принимать работы уже закончивших обучение соискателей, но вузы часто идут навстречу аспирантам и оформляют документы нужной датой.
Заочникам работодатель предоставляет отпуск для работы над диссертацией. Это регламентировано статьей 173.1 ТК РФ. Отпуск ежегодный, на весь период обучения. Кроме того, в том случае если учебное заведение расположено не в месте проживания соискателя, то к стандартному 30 дневному отпуску добавляются дни на дорогу и оплачивается проезд.
Чтобы получить данный отпуск необходимо обратится в отдел кадров с заявлением о необходимом отпуске и подтверждением учебы в аспирантуре (справка).
Стоит заметить, что некоторые педагоги имеют право на творческий отпуск длиною в год. При этом рабочее место сохраняется. Этой привилегией могут воспользоваться работники научных организаций или образовательных учреждений.
Для этого необходимо иметь непрерывный 10 летний стаж (не обязательно в одном учебном заведении, главное чтобы перерыв при переходе был меньше 3 месяцев) и отсутствие сотрудника не вызовет негативных последствий для организации. Последний пункт самый спорный: педагога просто не отпустят, если заменить его некем, а это довольно частое явление в учебных заведениях.
С 2022г. каждый соискатель может взять 3 месяца отпуска после утверждения диссертационной работы, а для плодотворной деятельности над докторской диссертацией, предоставят отпуск в полгода.
Оформление библиографического аппарата кандидатской диссертации
Представляет собой все библиографические источники и ссылки, которые включены в диссертацию и регулируются ГОСТом 7.1.84. «Библиографическое описание документа» и сводом правил «Составления библиографического описания».
Библиографические описания должны содержать в себе полную информацию об источнике, без сокращений и пропусков элементов. Также, в диссертационных работах в списках не указываются источники, на которые нет ссылок непосредственно в самой работе.
В список не добавляются энциклопедии, справочники, научно-популярный издания. А в диссертациях по техническим наукам, в список вносится перечень свидетельств и патентов, если на них есть ссылки в тексте.
Способы построения библиографических списков:
- По характеру содержания.
- По видам издания.
- По тематике.
- По алфавиту фамилий авторов или заглавий.
- Список смешанного построения.
При использовании иностранной литературы и алфавитного списка, перечень иностранных источников указывается в алфавитном порядке после перечня источников на языке диссертации. При алфавитном библиографическом списке, источники не нумеруют.
Рекомендации расположения источников при алфавитном списке:
- Во время совпадения первых слов, источники располагаются по алфавиту вторых, третьих и т.д.
- При нескольких работах одного автора, располагаются по алфавиту заглавий.
- Если встречаются авторы однофамильцы, то очередность зависит от идентифицирующих признаков, от старших к младшим.
- При нескольких работах авторов в соавторстве, по алфавиту соавторов.
Присутствует вариант списка по хронологии публикаций. Используется в случаях, когда научная работа нацелена на показание развития научной идеи или мысли. Очередность в списке проставляется по году издания.
Рекомендации расположения источников в хронологическом порядке:
- При источниках, которые датируются одним годом, очередность определяется фамилиями авторов и основными заглавиями.
- При использовании иностранных источников, проставляются под своим годом, после описаний на языке диссертации.
- При взятии книг и статей под одним годом, сначала проставляются книги, а потом статьи.
- Книги, написанные одним автором и в соавторстве под одним годом – сначала проставляются самостоятельные, потом написанные в соавторстве.
Тематический список применяется, когда необходимо указать большое количество библиографических описаний.
Варианты расположения источников в списке:
- По темам глав произведений, где в отдельную рубрику выделяются общие работы, что охватывают все или значительную часть тем.
- По рубрикам раздела тематической классификации литературы.
Расположение внутри рубрик:
- По алфавиту фамилий авторов или заглавий.
- По характеру содержания.
- По виду издания и алфавиту авторов или заглавий.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов в кандидатской диссертации
Таблица содержит в себе цифровой материал, в который входит сопоставление и вывод определенных закономерностей.
Состоит из таких элементов:
- Порядковый номер и тематический заголовок.
- Боковик.
- Заголовки вертикальных и горизонтальных граф.
Таблицам присваивается номер и название, определяющее ее тему и содержание. Не допускаются сокращения в заголовках. Во время оформления таблицы, автор пишет слово «Таблица», после чего проставляется ее порядковый номер арабскими цифрами с правой стороны листа.
В случаях, когда таблица не умещается на одном листе, автор должен писать «Продолжение таблицы 1.1» с продолжение таблицы на следующем листе. Название таблицы не повторяется. Не допускается оставление пустого места в таблице. Если данные отсутствуют, нужно ставить тире или слово «нет». Если в тексте упоминается таблица – делается ссылка.
Несколько схем оформления иллюстраций в тексте:
- При необходимости ставится подрисуночный текст.
- Наименование иллюстрации.
- Надпись «Рис.» и порядковый номер арабскими цифрами. Пример: Рис.1.2.
- Изображение иллюстрации в виде схем, графика и прочего.
При использовании иллюстраций, фотографий и таблиц формата меньшего чем А4 или выполненных на прозрачном носителе, требуется плотно приклеить их на листы белой бумаги формата А4. Допускается сквозная нумерация иллюстраций или по главам. Во время нумерации иллюстраций используются римские цифры.
Оформление текста, нумерации страниц, сносок
Смысл научной работы открывается в таких частях:
- Введение – содержит главные цели и задачи, а также, основные характеристики научного труда.
- Основная часть текста разделяется на главы и параграфы. Они нумеруются и указываются в перечне содержания. Структурным аспектом данной части занимается сам автор, основываясь на своих знаниях, взглядах и сути самой работы.
- Заключение – подводит итог всей проделанной исследовательской работы, содержит в себе общие выводы и подтверждает новизну, значимость работы в теории и на практике.
Введение и заключение не должны дублировать друг друга.
Заключение должно указывать на полезность написанного труда для науки и доказать факт определенного вклада в научную сферу деятельности.
Нумерация глав и параграфов проходит в порядке возрастания и обозначается арабскими цифрами. При добавлении в текст выдержек из чужих трудов, требуется сопровождать их ссылками и сносками, которые свяжут текст и литературный перечень.
Правила оформления дословных выдержек в основном тексте кандидатской диссертации:
- Предложения, взятые из других источников, пишутся без корректировок, в первоначальном виде.
- Заключаются в кавычки.
- Указывается ссылка на исходный материал или публикацию.
- Исключение слов из цитаты допустимо, если при этом не теряется смысл, на месте пропущенных слов ставится многоточие. При пропуске целых предложение, многоточие ставится в скобках.
- Если сноска указывается впервые на источник, она записывается с указанием имени автора, заголовка публикации или книги, года и номера страницы.
Сноски оформляются внизу страницы, отгороженные горизонтальной линией от основного содержания. Межстрочный интервал – 1,5, размер шрифта должен быть меньше, чем у основного текста. При использовании нескольких сносок, они нумеруются, а присвоенный номер ставится в конце каждой цитаты.
ГОСТ разрешает использовать три варианта маркировки сносок в кандидатской диссертации:
- В рамках одной страницы.
- В рамках каждой главы.
- Возрастающая нумерация по всему тексту диссертации.
По окончании соответствующей фразы ставится ссылка, которая заключается в квадратные скобки и включает в себя порядковый номер источника, что указывается в перечне литературы, и номер страницы, с которой был взят материал. Пример оформления: [20, с. 15]. 20 – номер источника из литературного списка. 15 – номер страницы в указанном источнике.
Призовая игра. ответы на вопросы, заданные бета-тестерами (в смысле – первыми читателями)
1. И как, хорошие работы идут, какой уровень?
Попробую дать суммарную оценку, по опыту не только своих советов, но и когда я по приглашению присутствую в других городах/вузах на защитах. Если быть предельно честным, то из 10 кандидатских, которые я вижу, 3 действительно заслуживают степени без вопросов.
Для докторских ситуация получше, но там и фильтрация куда как серьезнее. Здесь я бы сказал, что из 10 работ где-то 5 достойные, еще 4 – на уровне очень хорошей кандидатской, а последняя – в лучшем случае на уровне плохой.
К сожалению, пока Советы оцениваются по числу кандидатов, а не по качеству работ, ситуация не улучшится. А все реформы РАН ориентированы не на повышение качества науки, а просто классический передел сфер влияния. Но это тема совсем другой дискуссии.
2. А вот со всеми своими требованиями, ты бы как собственную диссертацию оценил?Хороший вопрос. За докторскую мне и сейчас не стыдно, все, что там написано, имеет не только теоретическую базу, но и многократно доказывалось на практике. А вот кандидатская, честно говоря, у меня была сыровата, на троечку.
3. А что степень вообще дает для дальнейшей работы и бизнеса?
Сильно зависит от типа работы. На мой взгляд,
— если предстоит работать в государственных структурах – то пользуется уважением;
Кстати, есть очень простой проверочный критерий, купил ли крупный чиновник свою диссертацию. Посмотрите его официальную биографию, а потом проверьте год защиты. Если он сначала написал работу, а потом, через несколько лет, занял какую-то крупную должность – то все более-менее неплохо. А вот если сначала значительная должность, а потом степени повалили – то возникают определенные сомнения.
При этом, отмечу, не факт, что сама диссертация будет плохая — иногда нанимают писать очень неплохих ученых (примеры последних скандалов с плагиатами диссертаций всевозможных крупных шишек просто говорят о том, что дело настолько поставлено на поток, что писать и придумывать что-то новое нет ни времени, ни смысла).
Более того, для меня самого это был один из самых первых заработков в жизни, когда я, будучи в 9-м классе, помог написать главу диссертации по экономике, построив мат. модель и сделав программное обеспечение. Правда, к сожалению, это говорит не о том, что я был вундеркиндом, а об общем уровне диссертаций по экономике.
— eсли в образовательных – однозначно нужна, т.к. многие должности неофициально требуют ее наличие.
— eсли в бизнесе – то зависит от роли, в которой вы в бизнесе выступаете. Скажем, если в качестве разработчика (от техлида до CTO) – то скорее да. Если же в бизнес-роли – скорее нет. При этом если в России еще нормально воспринимается, и достаточно часто встречаются люди, успешно совмещающие научные степени и бизнес-хватку, то на Западе, чаще всего, подразумевается четкое разделение.
Поэтому есть шанс, что придется пробиваться через стереотип о сумасшедшем ученом, способном придумать rocket science, но не сильно ориентирующемся в коммерческих и бизнес-реалиях – т.е. умение заключения контракта, создание и менеджмент команды и т.п.
Поэтому лично я имею несколько различных визиток, с разными красивыми словами – под ситуацию.
4. А она помогает кандидату при приеме на работу?Зависит от работы, конечно. На мой взгляд, значительно чаще – мешает. Особенно если человек в процессе получения диссертации работал несколько лет исключительно при институте/университете.
Ибо в таком случае (не всегда, но часто) получается очень интересная комбинация – новоиспеченный кандидат наук имеет амбиции и чувство превосходства, а все его привычки и стиль работы не очень подходят для бизнеса и разработки в команде.
Если же удалось защитить диссертацию по теме, коррелирующей с основной работой, а в идеале без отрыва от нее или если работаешь в наукоемких производствах – то почему бы и нет.
5. А денег на науке заработать можно?В науку не надо идти с целью зарабатывания денег – ее задача в том, чтобы двигать мир вперед, открывая неизвестное и придумывая новое. Другой вопрос, что ученый должен иметь возможность заниматься наукой и не умереть с голоду.
Лет пятнадцать назад я вернулся домой, в Россию, после получения степени магистра в George Washington University. И одновременно пошел по двум дорогам – стал младшим научным сотрудником в одном НИИ и стал одним из основателей и первых работников компании, занимавшейся разработкой программных продуктов на основе различных методов artificial intelligence. В то время никто еще не догадался называть подобное стартапом, и была затея куда менее популярной, хотя и не более рисковой, чем сейчас.
Я рос в научном плане и карьере, рос и как профессионал в бизнесе. Не всегда линейно и прозрачно, но, так или иначе, росли и мои зарплаты. И ради интереса мне захотелось посчитать, как же соотносится доход от научной работы с коммерческой деятельностью.
Ответ следующий. Доход за науку в какой-то момент наконец-то догнал мою зарплату. Моя месячная зарплата на работе стала равна сумме, которую я заработал за 29 месяцев в институте. Еще раз – суммарно, за 29 месяцев. При этом не надо думать, ориентируясь на МРОТ, что получал я несусветные миллионы. Когда у институтов денег недостаточно, они идут на разные ухищрения. В частности, нет закона, мешающего принять вас, скажем, на 0.1 ставки.
И я вовсе не к тому, какой плохой институт – там работают замечательные люди, способные заниматься наукой в таких условиях. Но к тому, что с такими расценками я лично заниматься наукой полноценно не могу – семью кормить надо.
Ну и, конечно, существует множество бизнесов, использующих науку в производстве – вот там как раз очень удачная комбинация – можно найти и интересные задачи и посмотреть результаты на практике.
И есть еще одна трактовка данного вопроса – на науке заработать нельзя, а вот при науке кормятся многие – гранты, взятки, откаты, написание на заказ и прочее. Ну или просто ради разнообразия посмотрите зарплаты ректоров вузов.
Таким образом деньги в карман тоже можно класть, причем даже больше, чем с помощью бизнеса. Каждый, конечно, живет как считает нужным, но этот способ я рекламировать не собираюсь.
6. А что вообще в России с наукой сейчас и дальше будет?
А вот это самый главный вопрос. И развернутый ответ на него я осознанно не хочу давать – ибо каждый заинтересованный должен сам его задать и найти свой ответ. Мой такой – наука в России не умерла, не умрет, и будет только сильнее, но не благодаря, а вопреки.
Так что желаю всем (пусть и сказано было совсем по другому поводу) – холодную голову, чистые руки и горячее сердце.
Рекомендации по написанию кандидатской
Выбирая тему, проконсультируйтесь с научным руководителем. Во-первых, она должна соответствовать его научным интересам. Еще лучше, если у него есть научные публикации по этой теме. Тогда он действительно сможет вам помочь.
Если у вас есть диплом или магистерская диссертация по выбранной теме — считайте, вопрос со списком литературы и теоретической частью работы наполовину решен. Вам не нужно составлять список литературы с нуля, а достаточно дополнить его свежими исследования — опубликованными в последние два года.
Перед началом работы составьте план и согласуйте его с научником. Имея план и список источников, изучите теоретические аспекты вопроса.
На этом этапе вы можете начать писать научные статьи для публикации в журналах ВАК. Между написанием и публикацией статьи может пройти до полугода. Рекомендуется заранее узнать точно число публикаций для допуска к защите в вашем диссертационном совете.
Проанализировав состояние вопроса на текущий момент, выберете и обоснуйте методы исследования. Чтобы результаты исследования обладали научной новизной, методы исследования должны быть новыми.
Например, для расшифровки текста на шумерском языке вы предлагаете использовать новое ПО, представляющее собой самообучающийся искусственный интеллект. Ранее никто в научной среде подобный метод не использовал. В этом случае у вас появятся уникальные результаты исследования с высокой степенью научной новизны.
Подробно опишите проведение исследования: условия, процесс проведение, результаты.
Говоря о результатах, стоит делать акцент именно на новизну и практическую применимость.
Важно! Случается так, что полученные результаты исследования не соответствуют поставленной ранее цели. Например, введение вы писали в самом начале написания кандидатской, 3 года назад.
В этом случае рекомендуется переписать введение под полученные результаты. Заявленные во введении цель и задачи должны совпадать с указанным в заключении результатам и выводам.