Кандидатская диссертация Литвиненко Артема Николаевича | СГУ — Саратовский государственный университет

Литвиненко людмила ильинична — диссертации — известные ученые

Научная тема:« ЖАБРОНОГИЕ РАЧКИ РОДА ARTEMIA LEACH, 1819 В ГИПЕРГАЛИННЫХ ВОДОЕМАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ГЕОГРАФИЯ, БИОРАЗНООБРАЗИЕ, ЭКОЛОГИЯ, БИОЛОГИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ) »

Научная биография   « Литвиненко Людмила Ильинична »

Членство в Российской Академии Естествознания

Специальность:03.00.16

Год:2008

Отрасль науки:Биологические науки

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. Ареал артемий в Западной Сибири с севера ограничен широтой 560, на юге примыкает к казахскому ареалу зоны полупустыни. Фонд мелководных артемиевых озер, их акватория и продуктивность — величины непостоянные и меняются в зависимости от климатических условий.

2. На территории Западной Сибири артемии представлены комплексом морфологически различающихся партеногенетических популяций. Бисексуальные популяции единичны и встречаются на восточной границе ареала.

3. Соленость воды определяет видовой состав и продуктивность биоценозов гипергалинных озер, влияет на морфометрические параметры рачков артемии. Биоценоз артемиевого озера беден в видовом отношении и, как правило, богат в продукционном.

4. Промысловые запасы цист могут образовываться летом при высокой температуре и дефиците кислорода в воде. Осенние промысловые запасы цист не зависят от численности рачков первой генерации. Оптимальная численность рачков в озерах с учетом кормовых ресурсов – около 20 шт./л. Высокая численность рачков первой генерации приводит к подрыву кормовой базы и к резкому снижению плотности популяции. Промысел цист является сдерживающим фактором высокой численности рачков первого поколения.

5. Значительный запас бентосных цист в озерах, заготовить которые на данный момент практически невозможно, служит гарантом высокой численности первой генерации и является природной (биологической) защитой от истощения ресурса при интенсивном промысле.

6. Разработанные методики определения ОДУ способствуют рациональному использованию запасов артемии в гипергалинных водоемах.

Список опубликованных работ

Методические указания, пособия, инструкции:

1. Литвиненко Л.И., Мамонтов Ю.Г., Иванова О.В. и др. Инструкция по использованию артемии в аквакультуре. — Тюмень: СибрыбНИИпроект, 2000. – 58 с.

2. Литвиненко А. И., Литвиненко Л. И., Соловов В.П. и др. Методические указания по определению общих допустимых уловов (ОДУ) цист жаброногого рачка Artemia. — Тюмень: СибрыбНИИпроект, 2002. – 25 с.

3. Литвиненко Л.И. Определение общих допустимых уловов (ОДУ) водных беспозвоночных / Учебно-методическое пособие — Тюмень, 2008. — 36 с.

Научные статьи:

4. Литвиненко А.И., Литвиненко Л.И., Козлов О.В. и др. Перспективы использования биологических кормов из водоемов Западной Сибири в аквакультуре// Ресурсосберегающие технологии в аквакультуре: Тез. докл. междун. симп. (Адлер, Россия, 21-24 окт. 1996 г.) — Краснодар, 1996.- С. 20.

5. Литвиненко А.И., Литвиненко Л.И., Ягафаров Ф.Н. Современное состояние запасов артемии в озерах Западной Сибири и некоторые аспекты усовершенствования методов активации их диапаузирующих яиц // VII съезд Гидробиол. об-ва. Материалы съезда. – Казань, 1996. — Т. 2. – С. 43-45.

6. Литвиненко Л.И., Ягафаров Ф.Н. К исследованиям экосистем соленых озер // VII съезд гидробиологического общества РАН: Материалы съезда. (Казань14-20 окт. 1996 г.) — Казань, 1996, том 2. -С. 45-47.

7. Литвиненко Л.И., Литвиненко А.И., Ягафаров Ф.Н О состоянии жаброногого рачка артемии в гипергалинных озерах Зауралья и возможностях использования его запасов. //Аграрная наука и образование в Тюменской области: проблемы, поиски, решения: материалы научно- методической и практической конференции. — (Тюмень, март 1997). – Тюмень: ТСХА, 1997. — С. 147-148.

8. Литвиненко Л.И., Литвиненко А.И. Состояние запасов цист артемии в озерах Курганской области// Проблемы и перспективы развития аквакультуры в России: Материалы междунар. науч.-практ. конф.- Краснодар: «Здравствуйте», 2001. – С. 67-68.

9. Литвиненко Л.И., Ягафаров Ф.Н., Матвеева Е.П. и др. Структурные и функциональные особенности популяции жаброногого рачка Artemia sp. в озерах Западной Сибири // VIII съезд гидробиологического общества РАН: Тезисы докладов (Калининград, 16-23 сентября 2001 г.) — Калининград, 2001, том 1. — С. 187-188.

10. Литвиненко Л.И., Черняк М.А. Фитопланктон и первичная продукция соляных озер Западной Сибири // VIII съезд гидробиологического общества РАН: Тезисы докладов (Калининград, 16-23 сентября 2001 г.) — Калининград, 2001. – Т. 1. — С. 249-250.

11. Литвиненко Л.И., Черняк М.А. Фитопланктон озера Медвежье // Озеро Медвежье. Биологическая продуктивность и комплексное использование природных ресурсов гипергалинного озера. Тюмень: СибрыбНИИпроект, 2001.- С. 33-36.

12. Литвиненко Л.И., Уварова В.И., Соболева Г.Ф.. Коваленко А.И. Абиотические условия озера Медвежье // Озеро Медвежье. Биологическая продуктивность и комплексное использование природных ресурсов гипергалинного озера. Тюмень: СибрыбНИИпроект, 2001.- С. 25-32.

13. Литвиненко Л.И., Матвеева Е.П. Особенности биологии жаброногого рачка артемии // Озеро Медвежье. Биологическая продуктивность и комплексное использование природных ресурсов гипергалинного озера/под редакцией А.И. Литвиненко.- Тюмень: ФГУП СибрыбНИИпроект, 2001. — С. 37-42.

14. Mamontov J.P., Litvinenko A.I., Litvinenko L.I. About conditions and use of Artemia resources in Russia // International Workshop on Artemia (12-15 May, 2001). – Iran: Urmia University, 2001. – P. 32.

15. Литвиненко Л.И., Литвиненко А.И., Ягафаров Ф.Н. Функционирование экосистемы озера // Озеро Медвежье: биологическая продуктивность и комплексное использование природных ресурсов гипергалинного озера/Под ред. А.И. Литвиненко – Тюмень: CибрыбНИИпроект, 2001. – С. 43-45.

16. Litvinenko L.I, Kozlov A.V., Kobylina T.E., Bauer D.S. Salinity of water as a factor to determine the development of the brine shrimp Artemia populations in the lakes // 8th international conference on salt lakes: 23-26 July 2002. – Republic of Khakasia, Zhemehuzhny, 2002. – P. 84-85.

17. Kovalenko A.I., Litvinenko L.I. Water chemical сomposition in Artemia lakes of Western Siberia // 8th international conference on salt lakes: 23-26 July 2002. – Republic of Khakasia, Zhemehuzhny, 2002. – P. 84-85.

18. LitvinenkoA.I., Sorgeloos P., Marden B., Litvinenko L.I., Solovov V.P. New approach to determining the quota for Artemia cysts harvesting from the salt lakes of the Western Siberia // Artemia Biodiversity in the Newly Independent States: Current Global Resources and their Sustainable Exploitation. 17-19 July 2002, Moscow, Russia. — Тюмень: ФГУП СибрыбНИИпроект, 2002 – с. 19-22.

19. LitvinenkoL.I., LitvinenkoA.I., Solovov V.P. et al.. Bio-geography and characteristics of the Siberian Artemia habitats // Artemia Biodiversity in the Newly Independent States: Current Global Resources and their Sustainable Exploitation. 17-19 July 2002, Moscow, Russia. — Тюмень: ФГУП СибрыбНИИпроект, 2002 — с. 63-65.

20. Литвиненко А.И., Соргелос П., Марден Б, Литвиненко Л.И., Соловов В.П. Новый подход в методах определения общих допустимых уловов (ОДУ) цист артемии в соленых озерах Западной Сибири // Сборник докладов международного научно-исследовательского семинара 17-19 июля 2002 г. Москва «Биоразнообразие артемии в странах СНГ: современное состояние ее запасов и их использование».- Тюмень: ФГУП Госрыбцентр, 2004. – С. 29-40.

21. Литвиненко Л.И., Литвиненко А.И., Соловов В.П. и др. Биогеография и характеристика природных мест обитания сибирской артемии// Сборник докладов международного научно-исследовательского семинара 17-19 июля 2002 г. Москва «Биоразнообразие артемии в странах СНГ: современное состояние ее запасов и их использование».- Тюмень: ФГУП Госрыбцентр, 2004. – С. 3-28.

22. Litvinenko L.I, Litvinenko A.I., Sorgeloos P. et al. Brine shrimp Artemia in Western Siberia Lakes//Iran international Workshop on Artemia «INCO-DEV project on Artemia biodiversity», sep. 21-25, 2004. — Iran: Urmia University, 2004.- P. 62.

23. Литвиненко Л.И., Литвиненко А.И. Современное состояние запасов промысловых водных беспозвоночных в озерах Западной Сибири и перспективы их использования// Стратегия развития аквакультуры в условиях XXI века Aquaculture development strategy under conditions of XXI century: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 23-27 августа 2004 г.). — Минск: ОДО «Тонпик», 2004. — С. 209-213.

24. Бойко Е.Г., Литвиненко Л.И. Характеристика российских популяций артемии: морфометрия, цитогенетика // Аграрная наука на современном этапе. Сб. науч. тр. посвященный 45-летию академии и 60-летию Тюменской области. — Тюмень: Тюменская государственная сельскохо-зяйственная академия, 2004. – С. 47-49.

25. Бойко Е.Г., Литвиненко Л.И., Барминцев В.А. Определение видовой принадлежности артемии ряда озер юга Западной Сибири // Актуальнi проблеми аквакультури та рационального використання водних бiоресурсiв. Матерiали Мiжнародноi науково-практичноi конференцii 26-30 вересня 2005 р. м. Киiв/ за редакцiεю О.М. Третяка. – Киiв, 2005. – С. 30-38.

26. Литвиненко А.И., Литвиненко Л.И., Соловов В.П. и др. Результаты многолетних исследований и практического использования промысловых водных беспозвоночных Западной Сибири// Проблемы гидробиологии Сибири: Материалы Всерос. конф. «Современные проблемы гидробиологии Сибири». – Томск: Дельтаплан, 2005. — С. 146-164.

27. Литвиненко Л.И., Матвеева Е.П., Гуженко М.В. Зоопланктон в гиперсоленых озерах Западной Сибири // 7-я конференция «Водные экосистемы и организмы-7 (Aquatic ecosystems and organisms-7) Еcological Studies, Hazards, Solutions, Vol. 11. МГУ, 15 окт. 2005 г.- C. 64-65.

28. Литвиненко А.И., Литвиненко Л.И. Методические аспекты прогнозирования общих допустимых уловов //7 Всероссийская конференция по промысловым беспозвоночным: Тез. докл. (Мурманск, 9-13 окт. 2006). — Мурманск, 2006. – С. 24-26.

29. Литвиненко Л.И., Литвиненко А.И. Особенности промысла и оценки запасов цист артемии в разнотипных озерах//7 Всероссийская конференция по промысловым беспозвоночным: Тез. докл. (Мурманск, 9-13 окт. 2006 г.). — Мурманск, 2006. – С. 164-165.

30. Литвиненко Л.И. Анализ состояния запасов беспозвоночных и результатов их промысла в озерах Западной Сибири за период с 2000 по 2004 годы // 7 Всероссийская конференция по промысловым беспозвоночным: Тез. докл. (Мурманск 9-13 окт. 2006). — Мурманск, 2006. – С. 27-29.

Читайте также:  Приказ Минобрнауки России от 10.11.2017 N 1093

31. Литвиненко Л.И., Козлов А.В., Матвеева Е.П., Гуженко М.В. Результаты трехлетнего мониторинга артемиевых озер Курганской области // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Естественные науки», вып. 1, № 4(08). 2006. – С. 49-51.

32. Литвиненко Л.И. Моделирование сезонной динамики численности сибирских популяций артемии // IX Съезд Гидробиологического общества РАН (г. Тольятти, Россия, 18-22 сентября 2006 г.), тезисы докладов, т. I -Тольятти: ИЭВР РАН, 2006. – С. 273.

33. Литвиненко Л.И., Ядуванкина М.А. Альгоценозы соляных озер юга Западной Сибири // Альгологические исследования: современное состояние и перспективы на будущее: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2006 г. Уфа) Уфа: издательство БГПУ, 2006. — С. 66-69.

34. Бойко Е.Г., Литвиненко Л.И. Влияние некоторых экологических факторов на рост гипергалинного рачка Artemia юга Западной Сибири// IX Съезд Гидробиологического общества РАН (г. Тольятти, Россия, 18-22 сентября 2006 г.), тезисы докладов, т. I. – Тольятти: ИЭВР РАН, 2006. – С. 48.

35. Литвиненко Л.И., Гуженко М.В. Влияние некоторых факторов среды на развитие жаброногого рачка артемии – основного галобионта соленых озер // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. — Вып. 2. — 2007. — С. 81-85.

36. Литвиненко Л.И., Гуженко М.В. Определение оптимальных параметров инкубации цист артемии сибирских популяций // Рыбное хозяйство, № 2, 2007. – С. 90-94.

37. Литвиненко Л.И. Гиперсоленые озера Западной Сибири как среда обитания галофильного рачка артемии //Рыбное хозяйство, № 6, 2007.–С. 93-98.

38. Litvinenko L., Kozlov A., Kovalenko A., Bauer D. Salinity of water as a factor to determine the development of the brine shrimp Artemia populations in the lakes // Hydrobiologia, V. 576, № 1, February 2007. — P. 95-101.

39. Литвиненко Л.И., Бойко Е.Г. Морфологическая характеристика рачков сибирских популяций артемии // Биология Внутренних Вод. — № 1. — 2008. — С. 40-48.

40. Litvinenko L.I., Boyko E.G. The Morphological Characteristics of Artemia Shrimps from Siberian Populations // Inland Water Biology, 2008, Vol.1, № 1. — P. 37-45.

41. Литвиненко Л.И., Бойко Е.Г. Морфологические исследования искусственно выращенных рачков артемии сибирских популяций // Сибирский экологический журнал. — 1. — 2008. — С. 11-22.

42. Литвиненко Л.И. Некоторые закономерности сезонной динамики биомассы и численности артемии в озерах Западной Сибири // Современное состояние водных биоресурсов: Материалы международной конференции (26-28 марта 2008). – Новосибирск: «Агрос», 2008. – С. 58-64.

43. Литвиненко Л.И. Количественное развитие артемии – основного стартового корма для объектов аквакультуры — в озерах Западной Сибири // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. – 10. — 2008. – С. 74-81.

44. Литвиненко Л.И. Планктон гипергалинных озер Западной Сибири // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. – 12. — 2008.

Литвиненко наталья валерьевна — диссертации — известные ученые

Научная тема:« АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ »

Научная биография   « Литвиненко Наталья Валерьевна »

Членство в Российской Академии Естествознания

Специальность:19.00.07

Год:2009

Отрасль науки:Психологические науки

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. определены теоретические подходы к исследованию
    адаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде
    (антропологический подход обеспечивает исследование адаптации в аспекте
    психического развития человека и позволяет выделить в адаптационном процессе
    ведущие механизмы и факторы присвоения человеком объективных общественных форм,
    условий жизнедеятельности и избирательного превращения их в средства его собственного
    развития и преобразования окружающей действительности; системный подход
    обеспечивает исследование адаптации как многоуровневого процесса, особенности
    протекания которого обусловлены совокупностью факторов и условий, образующих
    сложную систему; субъектный подход обеспечивает исследование личности как
    субъекта адаптации, активность которого обусловлена внутриличностными
    детерминантами и проявляется в адекватном характере отражения изменений в
    социокультурной среде, в их оценке, в оценке собственных возможностей и
    способностей, в корректировке или смене ценностей-целей, в выборе адаптивной
    модели поведения);
  2. конкретизировано научное представление об
    адаптации школьника к образовательной среде как подсистеме социокультурной
    среды (суть конкретизации заключается в том, что адаптация осмыслена как
    непрерывный процесс взаимодействия школьника с образовательной средой,
    обеспечиваемый совокупностью социальных, культурных и специальных
    психолого-педагогических условий становления личности, содействующий присвоению
    школьником объективных общественных форм, условий жизнедеятельности при
    избирательном превращении их в средства его собственного развития, выявляющий
    устойчивое индивидуально-субъективное переживание эмоционального неблагополучия
    в школе, источником которого является превосходство требований образовательной
    среды над личностными возможностями школьника);
  3. раскрыто содержание понятия «адаптация школьника в
    критические периоды развития к образовательной среде» [многосторонний активный
    процесс вхождения школьника в новую социальную ситуацию развития, детерминированный
    объективными (смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений)
    и субъективными (совокупность качеств личности в единстве когнитивного,
    эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов ее структуры)
    факторами и содействующий формированию адекватных требованиям образовательной
    среды способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как
    социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для
    школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и
    социальное развитие];
  4. выявлены показатели и критерии адаптированности школьников к образовательной
    среде, с помощью которых определяются уровни адаптации: критериями
    деятельностного показателя являются учебная активность и успева­емость;
    критериями коммуникативного показателя являются благоприятный социометрический
    статус в коллективе сверстников, эмоциональная удовлетворенность своим
    положением в системе межличностных отношений в коллективе сверстников,
    эмоционально положительное отношение к учителю, значимость общения с ним;
    критериями эмоционально-поведенческого показателя являются оптимальный уровень
    школьной тревожности и адекватность поведения требованиям образовательной
    среды; уровни адаптации (полная адаптация, неполная адаптация, затрудненная
    адаптация скрытого характера, затрудненная адаптация открытого характера,
    дезадаптация);
  5. определены группы факторов адаптации школьников в
    критические периоды развития к образовательной среде: группы: факторы
    успешности адаптации, факторы риска дезадаптации, факторы дезадаптации (группа
    факторов успешности адаптации в период кризиса 6-7 лет: эмоциональная
    привлекательность учителя, успешность социальных контактов со взрослыми и
    сверстниками, эмоциональная зрелость, ответственность, умственное развитие; в период
    кризиса 11-12 лет: успешность социальных контактов со сверстниками, уверенность
    в себе, самоконтроль эмоций и поведения; в период кризиса 15-16 лет:
    эмоциональная привлекательность родителей, успешность социальных контактов со
    сверстниками, уверенность в себе, положительное самоотношение личности,
    экстраверсия, самодостаточность личности. Группа факторов риска дезадаптации в
    период кризиса 6-7 лет: тревожность в ситуациях школьного взаимодействия,
    социальная стрессированность, эмоциональная реактивность, эмоциональная
    незрелость, подверженность чувствам; в период кризиса 11-12 лет: тревожность в
    ситуациях межличностного взаимодействия, неуверенность в себе,
    фрустрированность личности, самооценочная тревожность; в период кризиса 15-16
    лет: неуспешность социальных контактов со сверстниками, тревожность в ситуациях
    школьного и межличностного взаимодействия, неуверенность в себе, самооценочная
    тревожность и невыраженность самодостаточности личности. Группа факторов
    дезадаптации в период кризиса 6-7 лет: дезадаптивное поведение, эмоциональная
    непривлекательность учителя, неуспешность социальных контактов со взрослыми и
    сверстниками, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям, умственное развитие; в
    период кризиса 11-12 лет: дезадаптивное поведение, значимость общения со
    сверстниками при неуспешности социальных контактов с ними, тревожность и
    агрессивность по отношению к взрослым; в период кризиса 15-16 лет:
    дезадаптивное поведение, эмоциональная непривлекательность учителя,
    индивидуализм);
  6. раскрыта психологическая сущность понятия «затрудненная адаптация
    школьника в критические периоды развития к образовательной среде» [дисгармоничное
    психологическое состояние, зафиксированное сознанием школьника в определенный
    момент времени интегральное ощущение неблагополучия и дискомфорта,
    обусловленное несформированностью одного или нескольких компонентов структуры
    личности (когнитивного, эмоционально-волевого, ком­му­ни­кативно-поведенческого),
    характеризующее личностно-функциональ­ную незрелость школьника и выступающее в
    качестве регулятивной функции его адаптации к новой социальной ситуации
    развития];
  7. определены особенности затрудненной адаптации школьников в критические
    периоды развития к образовательной среде (у школьников 6-7 лет: тревожность в ситуациях
    школьного взаимодействия, эмоциональная возбудимость и неустойчивость в
    сочетании со слабо развитым самоконтролем; у школьников 11-12 лет: тревожность
    в ситуациях взаимодействия со сверстниками, эмоциональная возбудимость и
    повышенная нервная напряженность в сочетании с неустойчиво выраженным
    самоконтролем; у школьников 15-16 лет: тревожность в ситуациях межличностного
    взаимодействия, тревожность в оценке своих возможностей и способностей,
    чувствительность к оценкам окружающих и зависимость от группы);
  8. выявлен различный характер протекания
    затрудненной адаптации у школьников в критические периоды развития к
    образовательной среде (скрытый и открытый); протекание затрудненной адаптации
    наиболее выражено у школьников 11-12 лет; у школьников с затрудненной
    адаптацией скрытого характера тревожность как индикатор стресса в ситуациях
    школьного взаимодействия обусловлена такими качествами личности, как робость и
    гипотимия, а у школьников с затрудненной адаптацией открытого характера — объективными
    трудностями в учебной деятельности, общении со сверстниками и особенностями
    самооценки; выявлены различия по эмоционально-волевому и коммуникативно-поведенческому
    компонентам структуры личности у школьников 11-12 лет с открытым и скрытым
    характером протекания затрудненной адаптации (школьников с затрудненной
    адаптацией скрытого характера отличают повышенная нервная напряженность с
    преобладанием пониженного настроения; школьников с затрудненной адаптацией
    открытого характера отличают эмоциональная неустойчивость, нерешительность,
    жесткость по отношению к окружающим);
  9. выявлены теоретические подходы, реализация которых
    в деятельности психолога и педагога обеспечивает адаптацию школьников в
    критические периоды развития к образовательной среде (сущность данных подходов
    заключается в следующем: ценностный подход ориентирует на целенаправленное приобщение
    школьника к ценностям общества, на формирование у него ценностных ориентаций,
    мотивирующих поведение в настоящее время, адекватное требованиям
    образовательной среды как подсистемы социокультурной среды, и программирующих
    будущее поведение; личностно-ориентированный подход — на помощь школьнику в
    осознании себя как личности, в выявлении и раскрытии его возможностей, в
    становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно
    приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения;
    диалогический подход — на установление педагогически целесообразных
    взаимоотношений, на преобразование позиций участников образовательного процесса
    в личностно равноправные, на проблематизацию взаимодействия и регулирование
    процесса взаимодействия средствами познания и самопознания, организации и
    самоорганизации, контроля и самоконтроля в условиях диалога; рефлексивный
    подход — на организацию деятельности школьника по осмыслению личностного опыта,
    самого себя, другого человека во взаимодействии, ситуации взаимодействия через
    анализ своей деятельности и своих возможностей как субъекта деятельности и общения);
  10. обоснована и разработана
    концептуальная структурно-функциональная модель адаптации школьников в
    критические периоды развития к образовательной среде, включающая цель
    (профилактика факторов риска дезадаптации); подходы (ценностный,
    личностно-ориентированный, диалогический и рефлексивный), обеспечивающие
    адаптацию школьников на основе актуализации их субъектной позиции в решении
    адаптационных проблем; организационно-психо­логические и психологические
    условия адаптации; виды деятельности психолога с субъектами образовательного
    процесса (просветительско-стимулирующая и коррекционно-развивающая);
    направления совместной деятельности психолога и педагога (мониторинг адаптации,
    психолого-педагогический консилиум, реализация индивидуальных программ
    адаптации); показатели адаптированности (деятельностный, коммуникативный, эмоционально-поведенческий)
    и прогнозируемый результат (адаптированность школьников к образовательной
    среде);
  11. определены организационно-психологические
    (выявление факторов риска дезадаптации и внутриличностных детерминант
    адаптационного процесса, повышение психолого-педагогической компетентности
    учителей и родителей в решении адаптационных проблем школьников, разработка
    индивидуальных коррекционно-развивающих программ адаптации) и психологические
    (актуализация субъектной позиции школьников в решении адаптационных проблем,
    формирование у них позитивного отношения к себе как субъекту учебной деятельности,
    социально приемлемых способов выражения эмоциональных состояний, навыков их
    самоконтроля и саморегуляции, а также уверенности в себе, развитие навыков
    конструктивного взаимодействия в системе значимых отношений) условия адаптации
    школьников в критические периоды развития к образовательной среде.
Читайте также:  Отчет по производственной практике бухгалтера на сельхозпредприятии

Список опубликованных работ

Научные монографии и главы в коллективных научных монографиях

1. Литвиненко, Н.В. Становление «Образа Я» / Н.В. Литвиненко // Реализация ценностного подхода в педагогике школы : монография / под ред. д.п.н., проф. А.В. Кирьяковой. – М. : Владос, 2000. – С. 79–105 (1,12 п.л.).

2. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников при пе-реходе из начальной в основную школу : монография / Н.В. Литвинен¬ко. – М. : Сфе-ра, 2006. – 141 с. (8,8 п.л.).

3. Литвиненко, Н.В. Особенности социально-психологической адаптации млад-ших подростков / Н.В. Литвиненко // Педагогика: семья – школа – общество : моно-графия / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 6. – Воронеж : ВГПУ, 2006. – С. 173–186 (0,88 п.л.).

4. Литвиненко, Н.В. Типичные проблемы социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития / Н.В. Литвинен¬ко // Педагогика: семья – школа – общество : монография / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 7. – Во-ронеж : ВГПУ, 2006. – С. 303–317 (0,94 п.л.).

5. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в кри-тические периоды развития (индивидуально-типологический подход) : монография / Н.В. Литвиненко. – М. : Сфера, 2007. – 350 с. (21,9 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации

основных положений докторской диссертации

6. Литвиненко, Н.В. Теоретико-методологические основы исследования соци-ально-психологической адаптации в критические периоды развития / Н.В. Лит¬виненко // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии». – Самара, 2006. – № 1. – С. 169–176 (0,73 п.л.).

7. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследования / Н.В. Литвинен¬ко // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург, 2006. – № 10. – С. 122–127 (0,56 п.л.).

8. Литвиненко, Н.В. Теоретические и практические аспекты социально-психологической адаптации младших подростков / Н.В. Литвиненко // Вестник Челя-бинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2006. – № 2. – С. 53–63 (0,55 п.л.).

9. Литвиненко, Н.В. Типичные проблемы социально-психологической адаптации первоклассников / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского государственного уни-верситета. Спец. выпуск «Наука и образование: проблемы и перспективы». – Орен-бург, 2006. – № 11, ч. 2. – С. 414–422 (0,6 п.л.).

10. Литвиненко, Н.В. Индивидуально-типологический подход к исследованию социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Ак-туальные проблемы психологии». – Самара, 2006. – № 3. – С. 90–97 (0,73 п.л.).

11. Литвиненко, Н.В. Исследование факторов социально-психологической адап-тации младших подростков / Н.В. Литвиненко // Вестник Челябинского государ¬ственного педагогического университета. – Челябинск, 2006. – № 6, ч. 3. – С. 112–121 (0,6 п.л.).

12. Литвиненко, Н.В. Динамические особенности социально-психологи¬ческой адаптации школьников в критические периоды развития / Н.В. Литви¬ненко // Соци-ально-гуманитарные знания. – 2006. – № 10. – С. 321–327 (0,43 п.л.).

13. Литвиненко, Н.В. Исследование факторов социально-психологической адап-тации школьников в период кризиса 7 лет / Н.В. Литвиненко // Известия Волгоград-ского государственного педагогического университета. – Волгоград, 2007. – № 1. – С. 35–38 (0,35 п.л.).

14. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация младших подрост-ков: индивидуально-личностный подход / Н.В. Литвиненко // Наука и школа. – 2007. – № 5. – С. 52–55 (0,35 п.л.).

Учебные пособия

15. Литвиненко, Н.В. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» / Н.В. Литвиненко; Мин-во образования и науки РФ. – Оренбург : ОГПУ, 2005. – 96 с. (5,54 п.л.).

16. Литвиненко, Н.В. История образования и педагогической мысли : учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031200 «Пе-дагогика и методика начального образования» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова; Мин-во образования и науки РФ. – 2-е изд., исправл. – Оренбург : ОГПУ, 2005. – 124 с. (авт. 3,58 п.л.).

17. Литвиненко, Н.В. Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста: за-рубежный опыт : учеб. пособие-хрестоматия для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Литвиненко; Российская академия образования. Южно-Уральский образователь-ный центр. – Оренбург : ОГПУ, 2006. – 244 с. (14,09 п.л.).

18. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация младших подрост-ков: диагностика, профилактика, коррекция : науч.-метод. пособие / Н.В. Литвиненко, В.А. Маликова. – Оренбург : РЦРО, 2007. – 173 с. (авт. 5,4 п.л.).

19. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация старших школьни-ков: диагностика, профилактика, коррекция : науч.-метод. пособие / Н.В. Литвиненко, М.Б. Чижкова. – Оренбург : РЦРО, 2008. – 242 с. (авт. 7,6 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в международных, российских

и региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках

20. Литвиненко, Н.В. Диагностика затрудненной адаптации у младших школьни-ков / Н.В. Литвиненко // Сборник трудов молодых ученых Оренбургского государ¬ственного педагогического института. – Оренбург : ОГПИ, 1994. – С. 16–19 (0,18 п.л.).

21. Литвиненко, Н.В. Диагностика ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности у младших школьников / Н.В. Литвиненко // Научные труды молодых ученых Оренбургского государственного педагогического института. – Оренбург : ОГПИ, 1996. – С. 219–227 (0,49 п.л.).

22. Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация младших школьников как предмет исследования / Н.В. Литвиненко // Научные труды молодых ученых Оренбургского государственного педагогического института. – Орен¬бург : ОГПИ, 1996. – С. 3–12 (0,63 п.л.).

23. Литвиненко, Н.В. Особенности структуры личности школьников с затруд-ненной адаптацией в переходный период из начальной в среднюю школу / Н.В. Литвиненко // Научные труды молодых ученых ОГПИ, 1997. Психолого-педагогические науки. – Оренбург : ОГПИ, 1997. – С. 193–203 (0,56 п.л.).

24. Литвиненко, Н.В. Валеологические аспекты затрудненной адаптации при пе-реходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Актуальные вопросы ва-леологии в образовании. – Оренбург : ООИПКРО, 1997. – С. 25–29 (0,25 п.л.).

25. Литвиненко, Н.В. Особенности мотивационно-ценностного отношения школьников с затрудненной адаптацией к учебно-познавательной деятельно-сти / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – Оренбург, 1998. – 3 (9). Гуманитарные науки. – С. 92–99 (0,43 п.л.).

26. Литвиненко, Н.В. Аффективно-поведенческий аспект затрудненной адапта-ции школьников / Н.В. Литвиненко // Вестник Оренбургского государственного педа-гогического университета. – Оренбург, 1999. – 4 (14). Гуманитарные науки. – С. 86–96 (0,6 п.л.).

27. Литвиненко, Н.В. Индивидуально-личностные особенности младших подро-стков с различным уровнем адаптации / Н.В. Литвиненко // Педагогический журнал. – Оренбург, 2005. – № 3 (16). – С. 25–33 (0,5 п.л.).

28. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в кри-тические периоды развития: постановка проблемы / Н.В. Литвиненко // Научное обо-зрение. – 2006. – № 2. – С. 192–196 (0,5 п.л.).

Материалы конференций

29. Литвиненко, Н.В. Гуманизация образования как фактор развития творческого потенциала личности школьника / Н.В. Литвиненко // Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика : материалы Республи-канской конф. – Оренбург : Южный Урал, 1993. – C. 390–391 (0,1 п.л.).

30. Литвиненко, Н.В. Преобразование позиции младшего школьника на основе ценностной переориентации в условиях дезадаптации / Н.В. Литвиненко // Материалы XVIII преподавательской и XXXVI студенческой науч.-практ. конф. Гуманитарные секции. – Оренбург : ОГПИ, 1994. – С. 12–13 (0,1 п.л.).

31. Литвиненко, Н.В. Адаптация как социально-психологический и педагогиче-ский феномен / Н.В. Литвиненко // Материалы XXI преподавательской и XXXIX сту-денческой науч.-практ. конф. – Оренбург : ОГПУ, 1997. – С. 61–63 (0,18 п.л.).

32. Литвиненко, Н.В. Тренинг общения преодоления затрудненной адаптации для младших подростков / Н.В. Литвиненко // Непрерывное педагогическое образование на пороге XXI века : материалы науч.-метод. конф. – Оренбург, 1998. – С. 49–50 (0,1 п.л.).

33. Литвиненко, Н.В. Теоретические подходы к изучению адапта-ции / Н.В. Литвиненко // Адаптация студентов к условиям обучения в педагогическом колледже : материалы науч.-метод. конф. Ч. II. – Оренбург : Оренбургский педагоги-ческий колледж №1, 1998. – С. 12–13 (0,1 п.л.).

34. Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация школьников и преемственность обучения при переходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Антро-пологический подход в начальном образовании : материалы Региональной науч.-практ. конф. в г. Бугуруслане Оренбургской области (21–22 апреля 1999 г.). – Орен-бург : ИПКРО, 1999. – С. 45–47 (0,18 п.л.).

Читайте также:  Галкин Александр Федорович - Диссертации - Известные ученые

35. Литвиненко, Н.В. Изучение процесса адаптации при переходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Материалы науч.-практ. конф. «80 лет высшему образованию Оренбуржья» (14–15 октября 1999 г.). Ч. I. Психолого-педагогические секции. – Оренбург : ОГПУ, 1999. – С. 152–154 (0,12 п.л.).

36. Литвиненко, Н.В. Специализированная программа-тренинг преодоления за-трудненной адаптации для младших подростков / Н.В. Литвиненко // Десять лет фа-культету педагогики и методики начального образования : материалы Юбилейной на-уч.-практ. конф. (27–31 марта 2000 г.). – Оренбург : ОГПУ, 2000. – С. 36–46 (0,62 п.л.).

37. Литвиненко, Н.В. Проблема затрудненной адаптации школьников при пере-ходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия – Германия : материалы Международной науч.-практ. конф. (20–21 апреля 2000 г.). Ч. I. – Оренбург : ОГПУ, 2000. – С. 258–264 (0,38 п.л.).

38. Литвиненко, Н.В. Вариативная модель образовательно-воспита¬тельного ком-плекса «Школа радости» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия – Германия : материалы Международной науч.-практ. конф. (20–21 апреля 2000 г.). Ч. II. – Оренбург : ОГПУ, 2000. – С. 189–194 (авт. 0,2 п.л.).

39. Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация младших подростков: критерии и показатели / Н.В. Литвиненко // Материалы XXIV преподавательской и XLII студен-ческой науч.-практ. конф. ОГПУ (4–5 апреля 2002 г.). Секции факультета педагогики и методики начального образования. – Оренбург : ОГПУ, 2002. – С. 8–12 (0,25 п.л.).

40. Литвиненко, Н.В. Теоретические аспекты процесса адаптации-дезадаптации школьников / Н.В. Литвиненко // Материалы XXV преподавательской и XLIII студен-ческой науч.-практ. конф. ОГПУ. – Оренбург : ОГПУ, 2003. – С. 216–227 (0,75 п.л.).

41. Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация школьников и педагогические ус-ловия ее преодоления / Н.В. Литвиненко // Дошкольник и младший школьник в сис-теме образования : материалы Международной науч.-практ. конф. (7–8 апреля 2004 г.). – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С. 199–203 (0,3 п.л.)

42. Литвиненко, Н.В. Особенности школьников с затрудненной адаптаци-ей / Н.В. Литвиненко // Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки : материалы XXVI преподавательской науч.-практ. конф. ОГПУ (7–8 апр. 2004 г.). Ч. 8. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – С. 212–219 (0,46 п.л.).

43. Литвиненко, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации школьников как фактор социализации / Н.В. Литвиненко // Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы : сб. ст. Международной науч.-практ. конф. (Оренбург, 26–27 мая 2004 г.) / отв. ред. В.Г. Рындак. – Оренбург : ОГПУ, 2004. Ч. II. – С. 201–208 (0,4 п.л.).

44. Литвиненко, Н.В. Психологическая поддержка школьников с затрудненной адаптацией при переходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Про-блемы и перспективы начального образования в современной России : сб. материалов Юбилейной международной науч.-практ. конф. (Самара, 23–24 сент. 2004 г.) / науч. ред. О.М. Буранок / отв. ред. Н.Г. Кочетова, Т.А. Чичканова. Ч. II. – Самара : Офорт ; СГПУ, 2004. – С. 43–48 (0,35 п.л.).

45. Литвиненко, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации школьников / Н.В. Литвиненко // Профессиональная компетентность учителя началь-ных классов в условиях личностно-ориентированного образования : материалы Все-российской науч.-практ. конф. (2–3 ноября 2004 г.). – Архангельск : Поморский ун-т, 2004. – C. 114–117 (0,23 п.л.).

46. Литвиненко, Н.В. Интерес в структуре мотивации школьников с различным уровнем адаптации / Н.В. Литвиненко // Система дошкольного и начального образо-вания: пути развития: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (5–6 апреля 2005 г.) / под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.И. Вергелес (Герценовские чтения). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 164–168 (0,25 п.л.).

47. Литвиненко, Н.В. Ориентация школьников на познание как ценность при пе-реходе из начальной в основную школу / Н.В. Литвиненко // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности : материалы Все-российской науч.-практ. конф. (Ульяновск, 17–18 мая 2005 г.). – Ульяновск : УлГПУ, 2005. – С. 77–81 (0,23 п.л.).

48. Литвиненко, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение младших под-ростков с затрудненной адаптацией / Н.В. Литвиненко // Психологическое и социаль-но-педагогическое сопровождение детей и молодежи : материалы Международной науч. конф. (6–8 декабря 2005 г.). В 2 т. Т. 2. – Ярославль : ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005. – С. 6–7 (0,13 п.л.).

49. Литвиненко, Н.В. Индивидуально-личностные особенности младших подро-стков как фактор взаимодействия с социумом / Н.В. Литвиненко // XX Мерлинские чтения: «В.С. Мерлин и системное исследование индивидуальности человека» : мате-риалы Межрегиональной юбилейной науч.-практ. конф. (19–20 мая 2005 г.). В 3 ч. Ч. 1 / науч. ред. Б.А. Вяткин, отв. ред. А.А. Волочков. – Пермь : ПГПУ, 2005. – С. 263–270 (0,44 п.л.).

50. Литвиненко, Н.В. Тренинг социально-психологической адаптации младших подростков / Н.В. Литвиненко // Инновационные педагогические технологии: пер-спективы применения и развития : материалы Международной науч.-практ. конф. – Актобэ : АМПИ, 2005. – С. 185–189 (0,47 п.л.).

51. Литвиненко, Н.В. Типичные проблемы социально-психологической адапта-ции младших подростков / Н.В. Литвиненко // Проблемы и перспективы начального и дошкольного образования и их профессионального обеспечения на современном эта-пе : сб. материалов Международной науч.-практ. конф. – Калуга : КГПУ им. К.Э. Циолков¬ского, 2006. – С. 132–136 (0,25 п.л.).

52. Литвиненко, Н.В. Типичные проблемы социально-психологической адапта-ции старших школьников / Н.В. Литвиненко // Социальная педагогика: диалог теории и практики : материалы Международной науч.-практ. конф. / под ред. Т.А. Моро¬зовой-Дорофеевой, Н.П. Кириленко, Т.Н. Черняевой. – Саратов : Научная книга, 2006. – С. 88–91 (0,25 п.л.).

53. Литвиненко, Н.В. Социально-психологическая адаптированность младших подростков как фактор преемственности образования / Н.В. Литвиненко // Актуальные проблемы модернизации российского образования : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (28 апреля 2006 г.). – Тверь: Твер. гос. тех. ун-т, 2006. – С. 69–73 (0,39 п.л.).

54. Литвиненко, Н.В. К вопросу о социально-психологической адаптации школь-ников в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко // Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций : материалы IV региональной науч.-практ. конф. (20–21 февраля 2006 г.). – Екатеринбург, 2006. – С. 479–482 (0,4 п.л.).

55. Литвиненко, Н.В. Исследование факторов социально-психологической адап-тации старшеклассников в период кризиса 15 лет / Н.В. Литвиненко // Современное образование и глобализация: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междуна-родной науч.-практ. конф. – Оренбург : Скорпион, 2007. – С. 45–50 (0,6 п.л.).

56. Литвиненко, Н.В. Исследование социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития / Н.В. Литвиненко // Вторые Калужские чтения: «Педагогика Н.К. Калугина – неиссякаемый источник общечеловеческих цен-ностей» : cб. ст. В 2 ч. Ч. I / под ред. А.В. Кирьяковой, Н.М. Киселева, С.А. Алешиной. – Оренбург : Оренбургский пед. колледж № 1, 2007. – С. 69–73 (0,4 п.л.).

Методические рекомендации, программы

57. Литвиненко, Н.В. Философия и история образования : метод. рек. для студ. заочного отделения / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 1999. – 55 с. (авт. 1,7 п.л.).

58. Литвиненко, Н.В. Философия и история образования : метод. рек. для студ. дневного отделения / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 1999. – 40 с. (авт. 1,28 п.л.).

59. Литвиненко, Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и история образова-ния» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2000. – 24 с. (авт. 0,75 п.л.).

60. Литвиненко, Н.В. Тестовые задания по курсу «Педагогические теории, си¬стемы, технологии». Теория воспитания / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Орен-бург : ОГПУ, 2000. – 28 с. (авт. 0,75 п.л.).

61. Литвиненко, Н.В. Тестовые задания по курсу «Педагогические теории, си¬стемы, технологии». Дидактика / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург :

ОГПУ, 2000. – 28 с. (авт. 0,75 п.л.).

62. Литвиненко, Н.В. Тестовые задания по курсу «Основы управления педагоги-ческими системами» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2000. – 28 с. (авт. 0,75 п.л.).

63. Литвиненко, Н.В. Педагогика : программа к государственному экзамену по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова, И.Г. Каткова, Н.И. Усова. – Оренбург : ОГПУ, 2003. – 44 с. (авт. 0,63 п.л.).

64. Литвиненко, Н.В. Теория обучения (тестовые задания) / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова, И.Г. Каткова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 44 с. (авт. 0,85 п.л.).

65. Литвиненко, Н.В. Теория воспитания (тестовые задания) / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова, И.Г. Каткова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 44 с. (авт. 0,85 п.л.).

66. Литвиненко, Н.В. История образования и педагогической мысли (тестовые задания) / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 48 с. (авт. 1,35 п.л.).

67. Литвиненко, Н.В. Управление образовательными системами (тестовые задания) / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 40 с. (авт. 1,15 п.л.).

68. Литвиненко, Н.В. История образования и педагогической мысли : метод. рек. для студ. заочного отделения / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 92 с. (авт. 2,66 п.л.).

69. Литвиненко, Н.В. История образования и педагогической мысли : метод. рек. для студ. очного отделения / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова. – Оренбург : ОГПУ, 2004. – 92 с. (авт. 2,66 п.л.).

70. Литвиненко, Н.В. Педагогика: программа к государственному экзамену по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» / Н.В. Литвиненко, Л.Д. Кузнецова, И.Г. Каткова. – Оренбург : ОГПУ, 2006. – 28 с. (авт. 0,6 п.л.).

Оцените статью
VIPdisser.ru