Коррекция агрессивного поведения младших школьников курсовая

Коррекция агрессивного поведения младших школьников курсовая Диссертации

Курсовая работа. Ранний детский аутизм. Проблема социально-бытовой адаптации детей, страдающих аутизмом

Коррекция агрессивного поведения младших школьников курсовая

Вопросы терминологии. Нарушения поведения. Типология агрессивного
поведения современных подростков. Причины и специфика проявления
агрессивности детей на разных стади-ях подросткового возраста.
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении
де-тей подросткового возраста. Коррекция агрессивного поведения

Глава 1. Агрессивность детей подросткового возраста как

психолого- педагогическая проблема.

1.1.        Проблема агрессивности и ее решение в

1.2. Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста.

1.3. Типология агрессивного поведения современных подростков.

Глава 2. Условия эффективной коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.

2.1. Основные принципы и направления коррекционной работы.

2.2. Разработка и апробирование программы «Мир без агрессии».

Список использованной литературы.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно- практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивилирование агрессивности. (11).

Проблема агрессивности подростков является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных подростков видео и компьютерными играми агрессивного содержания.

С проблемой агрессивного поведения подростка,  так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у подростков и условий ее эффективности.

В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения подростков. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учеными. Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения подростков. Вместе с тем, наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы. Таким образом, возникает противоречие между потребностью практической психологии в выявлении условий эффективной коррекции агрессивного поведения у подростков и дефицитом теоретических исследований по данной проблеме. Это противоречие определило проблему: каковы условия эффективной коррекции агрессивного поведения у детей подросткового возраста? (13)

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Предмет исследования – условия эффективной коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1.    На основании анализа  теоретической литературы по проблеме исследования охарактеризовать агрессию и агрессивность как психологический феномен.

2.    Проанализировать психологические исследования по проблеме подростковой агрессивности и ее факторов.

3.    Провести экспериментальное исследование коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста и на основании анализа его результатов выявить условия эффективной коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования: в нашей работе мы исходили из предположения о том, что необходимым условием эффективности коррекции подростковой агрессивности является участие подростков в коррекционных мероприятиях.

1.Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.

2.Методы экспериментального исследования:

а) диагностические методы: беседа, опросник Баса- Дарки.

б) методы формирующего эксперимента: психогимнастические игры и упражнения, техники психологического консультирования, социально- психологический тренинг.

3.Методы качественного и количественного анализа данных.

Методологическая основа исследования: в нашей работе мы опираемся на теорию агрессии, разработанную в современной психологии (К.Бютнер, Р. Кэпмбелл, К.Лоренц, Г.Паренс, А.А.Реан).

Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в школьных учреждениях, социально- психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого- педагогическим сопровождением детей школьного возраста.

В исследовании принимали участие 15 подростков (10 мальчиков и 5 девочек) средней общеобразовательной школы №18 г. Кирова.

Раздел 1. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого- педагогическая проблема.

1.1. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков носящих ожесточенный характер.

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом.

Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий.

В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.

В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах « задиристость», «драчливость», «озабоченность», «жестокость». (12)

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность — более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность  сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антогонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда  обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Психологи, находящиеся на бихивиорестических позициях, обычно говорят об агрессивном поведении, т.е. об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные и всегда приносящие объекту (человеку, а в некоторых случаях и неодушевленному предмету) кокой-то вред.

Читайте также:  Реферат на тему этапы развития человека

Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

Обычно указывается, что агрессивные действия весьма разнообразны по форме и по причиняемому вреду. Так, многие преступления рассматриваются как проявления агрессии: посягательства на благополучие и жизнь человека, например. В то же время агрессивное поведение нередко выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимаются даже более болезненно, чем агрессивные действия.

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительными. Представляется возможным выделить следующие трактовки этого понятия.

Во — первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л.Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

Во — вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. (7)

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Таким образом, определяя агрессию, некоторые психологи игнорируют коренные различия в поведении человека и животных. При этом приводимые ими определения носят формальный характер, так как при подобном подходе к проявлению агрессии можно причислить: действия волка, убивающего овцу и съедающего её, действия солдат, расстреливающих преступников; действия мальчика, который пытается помочь старушке, но делает это так неловко, что она падает, и т.д.

Фишбах предложил различать три вида агрессии: случайную, инструментальную и враждебную. Кауфман справедливо возражает против того, чтобы случайное, т.е. непреднамеренное действие, принесшее вред, назвать агрессивным. Но он не прав, сомневаясь в необходимости различать агрессию инструментальную и враждебную, или преднамеренную. Правда, в некоторых случаях нелегко установить, является агрессия средством или целью, но это различение весьма существенно.

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние; знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

Исключительно важен эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния- при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов — переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии.

Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением  которого является садизм.

Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных качеств.  Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: этологический, психоаналитический, фрустрационный, бихевиористический.

Конечно, подобное деление весьма условно, во многих эмпирических исследования агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.

Рассматривая этологический и психоаналитический подходы к пониманию агрессии и агрессивности, нельзя не заметить, что в них проявляется  биологизаторское понимание агрессивности как врожденного инстинкта.

Теория, согласно которой агрессия всегда есть результат действия фрустраторов, т.е. непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности или фрустрации.

В концепцию фрустрации – агрессии Берковиц ввел три существенные поправки:

·       Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.

·       Даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий.

·       Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Но следует заметить, что далеко не  всякая агрессия провотцируется  фрустрацией. Агрессия может возникнуть, например, с «позиции силы» и является выражением властности и тогда ни о какой фрустрации речи быть не может.

Фрустрационный подход по- прежнему представляет  в качестве основного соперника инстинктивистского биологизаторского подхода к изучению агрессии.

В отличие от психоаналитиков и этологов сторонники поведенческого подхода (бихевиористы) опираются преимущественного на данные контролируемых лабораторных экспериментов.

Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является  Ариольд Басс.

Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.

Во — первых, это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.

Во — вторых, это частое достижение успеха путем агрессии, которое по мнению Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешнем (устранение препятствия или достижение вознаграждения).

В — третьих, это культурные и субкультурные  нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности. Однако этот фактор частично прекрывается вторым фактором.

Читайте также:  Глава 4 Анимизм: религии примитивных народов Отличительные черты анимизма. Культы и мировые религии

А.Басс особо останавливается на роли темперамента. Определяя темперамент как «характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются  относительно неизменными», Басс к  переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности, относит импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость.

По Басу независимость имеет отношение  к стремлению, к самоуважению и защите от группового давления. Для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию. Для классификации агрессивного поведения Басс предлагает три варианта:

Физическое – вербальное, активное — пассивное, направленное — ненаправленное. Необходимо заметить, что данной классификацией пользуются многие психологи, так как рад  положений Басса не потеряли своего значения. Например, представление Басса о дифференциации агрессивности и враждебности.

Враждебность выражается  чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивная, и наоборот.

Другим представителем поведенческого подхода является А. Бандура. Он утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект  был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен еще иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания.

Так эмпирические данные  свидетельствуют о том, что наказания, например, может способствовать как подавлению агрессии, так и её стимуляции, включая овладение  формами агрессивных действий. Например, агрессивные мальчики воспитывались родителями, которые применяли к ним физическое насилие. Кроме того, мальчики, родители которых, особенно отец, часто и сильно их били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, в первую очередь, ровесникам, они проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная ситуация.

Именно поэтому ряд исследователей  считает наказания моделью агрессивного  поведения, которое передается от взрослых.

Необходимо отметить, что большинство исследователей агрессии вычленяют и различные формы и типы так, Басс ввел последовательное деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использованную в каждом случае систему органов.

Фишбах видит основную разделительную черту между различными типами агрессий в том, какой характер они носят.

Таким образом, анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющая физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). (8)

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В это период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий период от детства ук взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям.

Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», критический, конфликтный. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса – в физиологических изменениях подростках. Отсюда зачастую дается узкое определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание. Однако  в фундаментальных работах российских психологов (Божович Л.И., Фельдштейн Д.И.) показано, что половое созревание, как и другие изменения, связаны с развитием организма, несомненно, оказывает свое влияние на психологическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние опосредованно отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослыми, во-вторых, небиологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и стоящихся на почве жестких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности, а в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.

Характерно, что потребность в стихийно-групповом общении отмечается только у 14, 5% подростков, в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 56; 11-15 летних. ПО мнению Д.И.Фельдштейна, данное обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка  в интимно- личностном общении в основном удовлетворяется, то его потребность  в социально- ориентированной форме в 38,5% случаев остается неудовлетворенной, обуславливая преобладание стихийно- группового общения.

В современной психологии показано, что человек не рождается эготистом, скромным и хвастливым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. В этом убеждает и практика отечественной школы. Так, уже опыт А.С.Макаренко по формированию нравственной сферы личности трудных подростков установил, что ни состав, ни специфические качества фактов асоциального поведения не определяются «прирожденными механизмами», что «никаких природных трудных характеров нет» (Макаренко А.С. т.V,с.133).

А.С.Макаренко реально доказал, что даже наиболее педагогически запущенные подростки — обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами»

В этом убеждает и исследование, проведенное, например, Д.И.Фельдштейном по изучению  подростков- правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые  дети). Оно показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного  воспитания, у этих подростков, в частности, утрачен интерес к учебе, фактически утеряны связи со школой. В результате они, как правило, отстают на 2- 4 года по своему образованию от сверстников. Однако оказалось, что это отставание, как и деформация познавательной и других духовных потребностей, ни в коей мере не определяется психическим развитием данных детей. Они обладают нормальными умственными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности.

Читайте также:  Наталия Таньшина – Telegram

К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводят к конфликту с подростками, у которых  развивается потребность в самостоятельности, саморегуляции, избавления от опеки.

Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков.

Подросток жаждет не просто внимания, но и понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же обществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть  который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.

Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.

Именно такое поведение нередко рассматривается в качестве наиболее убедительной модели, подтверждающей тезис о генетической природе агрессивности. При этом полагают, что агрессивное, особенно недостаточно мотивированное, поведение есть прямое проявление генетического неблагополучия индивида, пусть даже и не выраженного в хромосомной аномалии.

Вместе с тем вопрос о генезисе агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и социальные факторы, исключительно сложен.

Существует теория, согласно которой агрессивность – черта, присущая человеку от природы как инстинкт или потребность. Эта точка зрения, прежде всего, развивалась З.Фрейдом, который связывал агрессию с прирожденным влечением к смерти, таким же властным, как и либидо. Дело представлялось так, что влечение к смерти побуждает к саморазрушению и агрессия является механизмом, благодаря  которому это влечение- разрушение направляется на другие объекты, в первую очередь, на других людей.

Следует отметить, что теорию прирожденности агрессии защищают и психологи, не стоящие на фрейдистских позициях. Так, Мак Даугол, не принимавший фрейдизма, вместе с тем признавал «инстинкт драчливости», заложенный в человеке от природы. Морей в число первичных потребностей человека включил и потребность в агрессии, побуждающую искать случаи атаковать с целью принести вред.

Согласно Лоренцу Homo sapiens как один из многих видов животного мира обладает инстинктом агрессии. В качестве примера Лоренц указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстником, сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы.

А.Маслоу в своей монографии «Мотивация и личность» дал обстоятельный анализ проблемы: «является ли деструктивность (разрушительность) инстинктоидной?».

К потребности разрушать этот психолог отнес и агрессивность. Под инстинктоидными он понимает свойства личности, не сводимые к инстинктам, но имеющие некоторую природную основу.

Наибольшего внимания заслуживает рассмотрение Маслоу данных  зоопсихологии, детской психологии и антропологии, приведших его к общему выводу о необоснованности теории предопределенности деструктивности (а значит, и агрессивности) природным инстинктом. Сделав уступку биологизаторскому толкованию агрессивности, Маслоу утверждал, что она не инстинкт, но инстинктоидна — подобна инстинкту.

Важно подчеркнуть, что не только психологи, философы, юристы, но и биологи, генетики в настоящее время глубоко раскрыли несостоятельность утверждения об агрессивной природе человека, о генетической обусловленности агрессии.

Еще Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки людей основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в их поведении обусловлено  общественными нормами. Врожденными реакциями являются, например, переживание чувства страха, стремление к избежанию опасности или самозащите. Однако все эти реакции, способные вызвать физиологический эффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться человеческим сознанием. Нелишне заметить, что если эти эмоции, как показывают медицинские исследования, можно ослабить или усилить посредством медикаментов, то, следовательно, они не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики.

Австрийский ученый В.Холличер отмечает, «все, то, что является специфическим для поведения человека, не является врожденными, а то, что является врожденным, не носит черт, специфических только для человека».

О том, что те или иные проявления агрессивности тесно связаны не с биологией, а с типами человеческой культуры, наглядно свидетельствуют антропологические исследования. Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются  у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть возникновение и развитие агрессивности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая общественная среда, малая группа. (8)

Нередко агрессивность в открытой или замаскированной  форме культивируются в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и средствами массовой информации и др.

Неслучайно выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так, Бандура и Уолтерс, например, на  основе опроса и жизненных наблюдений установили, что если матери снисходит

Курсовая работа — Особенности социальной адаптации детей с ЗПР

Курсовая работа. – 2010. — 22 с. Содержание. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида) Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР.rn

Оцените статью
VIPdisser.ru