Тезисы
Таблица 1. Классы приоритетности загрязняющих веществ7
Структура государственного экологического мониторинга, распределение ответственности
Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана
ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.
Система государственного экологического мониторинга строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. Список параметров состояния окружающей среды, определяемых государственными службами, четко установлен, так же как требования к используемым средствам и методам измерений, частоте отбора проб и др.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ) при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:
• формирует государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивает функционирование этой системы;
• координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга;
• принимает нормативно-методические документы по вопросам ведения государственного экологического мониторинга;
• обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
• ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
• формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;
• информирование пользователей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей);
• обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде (Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 372)/
Наряду с Росгидрометом и Минприроды РФ экологический мониторинг осуществляется целым рядом министерств и ведомств: Министерством здравоохранения Российской Федерации, Роспотребнадзором, Федеральной службой земельного кадастра России (Росземкадастр), Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), Федеральной службой государственной статистики (Росстат) и рядом других8.
В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ в настоящее время находится ряд функциональных подсистем экологического мониторинга, включая мониторинг состояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира. К числу основных функций этого министерства кроме осуществления государственного мониторинга относится координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга, а также обеспечение совместимости информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды.
Осуществление экологического мониторинга возложено на федеральные агентства и службы, наделенные специальной компетенцией в соответствующих сферах природопользования.
Согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 ведение различных видов мониторинга возлагается на следующие государственные службы:
Рисунок 4.. Подведомства ЕГСЭМ
Проведение экологического мониторинга
Кроме того, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, станции и иные элементы наблюдательной сети для ведения регионального или локального мониторинга9.
Информация, полученная при экологическом мониторинге, используется:
Работы в области развития государственной системы мониторинга продолжаются в том числе при участии международных организаций. Основные направления включают гармонизацию принципов нормирования, наблюдения, сбора, интерпретации и обеспечения доступа заинтересованных сторон к информации о состоянии окружающей среды и об источниках воздействия. Система наблюдений в рамках государственного экологического мониторинга регламентируется самым строгим образом. Список параметров состояния окружающей среды, определяемых государственными службами, четко установлен, так же как требования к используемым средствам и методам измерений, частоте отбора проб и др.
Контроль качества атмосферного воздуха населенных пунктов в системе Росгидромета осуществляется путем наблюдения со стационарных, маршрутных и передвижных (подфакельных) постов, оснащенных аппаратурой для отбора проб и приборами для определения метеорологических параметров, в соответствии с ГОСТ 17.2.3.07—86 «Правила контроля воздуха населенных пунктов».
Выбор исследуемых компонентов осуществляется в зависимости от состава и количества выбросов, класса опасности загрязняющих веществ, характерного размера города, рассеивающей способности атмосферы конкретного района. При незначительных объемах выбросов, когда приземные концентрации близки к фоновым, наблюдения можно не проводить.
Порядок организации и проведения наблюдений за состоянием поверхностных вод определен ГОСТ 17.1.3.07—82 «Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков» и соответствующими методическими указаниями. Разработанная система предусматривает согласованную программу работ по гидрологии, гидрохимии и гидробиологии. Пункты наблюдений и периодичность наблюдений устанавливают в зависимости от хозяйственного значения водных объектов, их размеров и экологического состояния.
Наблюдения за уровнем загрязнения почв носят, как правило, экспедиционный характер и выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.4.02—84 «Охрана природы.10 Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа» на определенных площадях по регулярной сети опробования, на ключевых участках, характеризующих типичные сочетания природных условий и антропогенного воздействия, на отдельных почвенно-геохимических профилях.
Унифицированная и строго регламентированная система обеспечивает сопоставимость данных, получаемых в сети мониторинга. В соответствии с нормативами можно использовать только стандартизованные методики, а выполнять анализы — в аккредитованных лабораториях. Это обязательно следует иметь в виду и при организации общественного экологического мониторинга.
Структурные звенья любой подсистемы ЕГСЭМ представлены на рис.5.
Рисунок 5. Структура работы мониторинга
Ведение наблюдения за состоянием окружающей среды осуществляется через стационарные и подвижные пункты наблюдения за состоянием окружающей среды.
Стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением – это комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды и ее загрязнения. Подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением – это комплекс, включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.
Стационарные и передвижные пункты наблюдения в своей совокупности образуют наблюдательную сеть, задачей которой является наблюдение за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
Объем работ, осуществляемых в рамках ЕГСЭМ11:
• Наблюдения за качеством атмосферного воздуха на стационарных постах в 334 городах России, на каждом из постов измеряется концентрация в воздухе от 5 до 25 загрязняющих веществ.• Наблюдения за трансграничным переносом загрязняющих веществ. Наблюдения ведутся на западной границе России, наблюдательная сеть состоит из 3 станций.• При проведении исследований контролируется содержание в пробе воздуха атмосферного аэрозоля, диоксида серы и диоксида азота.
• Наблюдения за загрязнением пресных вод суши по всем основным водотокам и водоемам (более 200 водных объектов, из которых берется около 40 000 проб в год).• Наблюдения за загрязнением морской воды по гидрохимическим показателям на 623 морских станциях.• Наблюдения за состоянием почв: в течение года берется от 30 000 до 50 000 проб в 300-500 хозяйствах.
• Наблюдения за загрязнением снежного покрова ведутся на 645 метеостанциях, охватывающих площадь в 120 км2.• Наблюдения за состоянием растительного покрова осуществляются на 40 постах наблюдения системы комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния лесной растительности.• Общее руководство деятельностью ЕГСЭМ осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Росгидромет).
Проектирование системы мониторинга включает в себя следующие основные процедуры:1) Выделение объекта наблюдения.2) Обследование объекта наблюдения.3) Составление информационной модели объекта наблюдения, выбор параметров и характеристик, которые будут мониторироваться.4) Планирование наблюдений (выбор способов и периодичности проведения наблюдений).
5) Проведение наблюдений (отбор и анализ проб, фиксация объекта наблюдения на аэро- или космических снимках, статистическая обработка собранных данных и т. д.).6) Оценка состояния объекта наблюдения.7) Прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения.8) Представление полученной информации в удобной для использования форме (таблицы, графики, карты и пр.), и доведение её до потребителя.