ГЛАВА 1. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
При освещении вопроса о специфике
российского менеджмента следует рассмотреть
опыт управленческой деятельности западных
и восточных компаний (в США и Японии).
В американских фирмах система управления
жестко организованная. Это машинно-конвейерная,
электронно-формализованная система
управления, пригодная для любой
западной фирмы. Должностные обязанности
каждого работника четко определены, и
каждый руководитель несет личную ответственность
за выполнение установленных задач. Структура
управления американскими предприятиями
зависит прежде всего от таких факторов,
как:
В 80-е гг. XX в. американский менеджмент
претерпел изменения, которые вызвали
структурную перестройку и перераспределение
полномочий при принятии управленческих
решений. Все крупные компании в качестве
приоритета выдвинули стратегическое
планирование, которое явилось следствием
разработки долгосрочных целей.
Стратегическое планирование в
американских фирмах направлено на
разработку конкурентных сегментов рынка,
получивших название «стратегические
центры хозяйствования» (СЦХ). Основной
задачей СЦХ является определение соотношения
между старой и новой технологиями и его
влияния на конкурентоспособность продукции.
На первом этапе фирма исследует рынок
с точки зрения нормы прибыли в перспективе
и вне связи со своей текущей деятельностью.
На втором этапе определяется конкурентоспособность
компании.
Раньше американские корпорации составляли
стратегические планы с учетом
тенденций прошлого периода. В настоящее
время этот процесс моделируется с помощью
методов математического программирования.
Используя американский опыт, западноевропейские
фирмы произвели реорганизацию управления.
Они также под влиянием научно-технического
прогресса отошли от узкой специализации
и охвачены процессом концентрации и централизации.
В западноевропейских компаниях, как и
в американских, управление основано на
принципах децентрализации. Производственные
отделения там играют немаловажную роль.
В децентрализованной форме управления
они координируют деятельность входящих
в них дочерних компаний, наделенных оперативно-хозяйственной,
финансовой и юридической самостоятельностью.
Дочерние компании выступают одновременно
центрами прибыли и ответственности. В
рамках закрепленной за ними товарной
номенклатуры они ведут научные исследования,
находят потребителей продукции, осуществляют
ее производство и сбыт. Производственные
отделения контролируют и координируют
деятельность дочерних компаний по научным
исследованиям, производству, сбыту, финансам.
Иногда отдельные фирмы образуют
промышленные группы путем установления
производственных связей друге другом.
В составе большинства германских концернов
имеется большое количество юридически
независимых дочерних компаний. Они обладают
большой оперативной самостоятельностью.
Территориальная разобщенность и узкая
специализация этих компаний обусловливают
необходимость координации деятельности
через централизованное управление, благодаря
которому обеспечивается единство производственных
целей.
В последние десятилетия стремительно
повышается конкурентоспособность
японской экономики. Несомненно, положительную
роль в данном процессе сыграл и японский
менеджмент. Его система оказалась более
приспособленной к условиям научно-технической
революции, чем европейская или американская.
Японскому менеджменту присущи
следующие особенности.
Во-первых, максимальная ориентация
на технологические и технические нововведения.
Главная цель японского бизнеса — нововведения.
Процветают в первую очередь те корпорации,
которые ориентируются на применение
передовой техники и психологических
методов, разработанных в Европе и Америке,
Для этого используется масса литературных
источников и посылается за рубеж множество
делегаций.
Японцы склонны заимствовать, однако
особенность их заимствования состоит
в том, они в кратчайшие сроки внедряют
новшества в производство. Это способствует
повышению его эффективности. Современное
японское производство ориентировано,
с одной стороны, на то, чтобы перенимать,
а с другой — на то, чтобы разрабатывать
собственные нововведения.
Во-вторых, японский менеджмент основан
на учете социальных, культурных, исторических
и национальных особенностей своей страны:
Учет каждой тенденции или особенностей
в менеджменте сказывается на повышении
эффективности производства и делает
управление более гибким и целенаправленным.
В японском менеджменте, например,
не человека подбирают под должность,
а наоборот, тщательно изучив кандидата
с помощью психологических тестов, определяют,
какие обязанности ему можно поручить.
Или, например, чтобы повысить статус и
заработную плату менеджеров, занимающих
положение руководителя в иерархии управления
много лет, вводится система рангов и званий,
позволяющая работнику расти по «горизонтали»,
ведь опыт и знания с годами увеличиваются.
Но важны не те или иные элементы,
а сама идея учета социальных,
исторических, национальных особенностей.
Для подведения итогов в данной главе
приведём сравнительную характеристику
американской и японской моделей
менеджмента (Приложение 1).
Развитие и становление менеджмента
в России
В этот период в городах образуются
купеческие общества, купцы и «гости»
становятся любимыми героями русского
фольклора (Садко Богатый гость, Добрыня
Никитич, Иван Гостиный сын и др.).
Монголо-татарское нашествие надолго
задержало развитие страны. Но уже
в XIII–XIV веках начали возрождаться русские
города, вместе с ними – промысел и торговля,
а также и купечество. К концу XVI века уже
существовали три купеческие корпорации,
имевшие выборных руководителей и пользовавшиеся
определенными правами.
В 1653 году вводится первый в истории
страны Торговый устав, устанавливающий
единый торговый налог. Но этому уставу
иностранные купцы облагались более высокими
пошлинами, чем российские.
Правление Петра I дало мощный толчок
экономическому развитию России, превращению
ее в первоклассную мировую державу. Формируется
единый всероссийский рынок, развиваются
производительные силы, растет народное
благосостояние. В Манифесте 16 апреля
1700 года Петр I провозглашает: «С самого
вступления нашего на престол все старания
и намерения наши клонились к тому, чтобы
все подданные наши приходили в лучшее
и благополучнейшее состояние».
Глава II. Анализ национальных особенностей менеджмента в россии 20
2.1
Особенности зарубежного менеджмента
(на примере зарубежной компании) 20
2.2
Особенности системы управления на
российских предприятиях 28
2.3
Рекомендации по совершенствованию
системы управления в России 40
Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Впервые обнаруживаются склонности в 2-3 года, которые выражаются у ребенка в неудержимом стремлении к умственным занятиям. Дети этого возраста испытывают нужду в умственной нагрузке, радуются полученным знаниям больше, чем игрушке. Основой познания для этого возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Они стремятся к действенному познанию, которое выражается в том, что ребенок постоянно стремится к деятельности. Одним из главных показателей одаренности является степень выраженности его собственной активности, что необходимо для проявления любой деятельности. Поэтому, в первую очередь, необходимо искать способы и методы пробуждения собственной активности ребенка. Даже у очень талантливых от природы детей недостаточная активность в деятельности может привести к нереализации его способностей. Любая деятельность будет успешной лишь в том случае, если ребенок захочет ею заниматься.
Стремление к действенному познанию мира является также возрастной особенностью детей этого: стремление разобраться в причинах действия игрушки (разобрать ее, посмотреть, что внутри, что является причиной ее движения). Ребенок задает большое количество вопросов, но до конца ответы не выслушивает, не хватает времени на это: ведь вокруг так много интересного. Окружающие тайны полностью захватывают ребенка, и он сам пытается в них разобраться. Он готов к ответу на поставленные взрослым или самим ребенком вопросы: поддерживает постоянный контакт с воспитателем во время занятий и в свободное время, вникает в логику его рассуждений и в ответы других детей. Поэтому такие дети могут сразу же ответить на вопрос, отреагировать на обращение к нему, в любой момент продолжить или исправить ответ сверстника. Именно у талантливых детей сформировано восприятие наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а от этого зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
В 3 – 4 года у детей проявляется стремление к продуктивным видам деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной. Причем они не стремятся создавать какие-то произведения. Их привлекает в этих видах деятельности возможность к самореализации, самовыражению своих чувств, восторга от восприятия окружающего мира, реализации своих мыслей.
Происходит интеллектуальное развитие личности ребенка. Ребенок может подолгу заниматься одним каким-либо видом деятельности: будь это рисование, игра или конструирование. Только одаренные дети могут длительное время заниматься тем, что их больше всего интересует. Замысел обычно возникает в процессе творчества или даже после его завершения (сначала рисует, а потом осмыслит, что он изобразил). Он не стремится быть понятым. Он хочет, чтобы ему просто не мешали самовыражаться. Громадное удовольствие дети испытывают от самого процесса деятельности и от разнообразия этих видов деятельности. Он хочет заниматься всем вне зависимости от успеха, так как его мало волнует, получается или не получается что-то, так как в каждом действии он видит какой-то результат, осознает его и радуется ему.
Этот возраст является, таким образом, благоприятным для развития любознательности, для формирования легкости возникновения новых идей, возможности переключения с одной идеи на другие, развития потребности в деятельности. Наблюдается творческие проявления в его занятиях, стремление придумать что-то новое, желание внести свои поправки в решение общей задачи, отмечается оригинальность его мышления и выполнения задачи.
С пятилетнего возраста наблюдается развитие остроты и подвижности восприятия окружающего мира. У детей отмечается легкость переключения, повышенная впечатлительность, склонность к подражанию, умение переходить от изумления при восприятии чего-то к спокойно-деловому отношению к деятельности. Присутствует направленность на результат деятельности, и теперь практически любая деятельность затевается ради получения результата деятельности и непременно хорошего. Поэтому у них ярко проявляется интерес к отдельным видам деятельности в зависимости от качества полученного результата. Чем выше результат, тем больше склонность заниматься данной деятельностью, т.е. склонности к тем или иным видам занятий зависят от усвоения технических умений и навыков.
Детей данного возраста отличает также и яркая образность представлений, стремление к творчеству, созданию чего-то оригинального.
Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их персональный адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой болезненной может быть их реакция на внешне малозначимое событие.
Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. У одаренных детей высокая увлеченность делом приводит к стремлению доводить все до полного совершенства.
Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводит к еще одной сфере уязвимости, связываемой с высокой преданностью делу.
Способность воспринимать тонкие качественные различия – врожденное свойство. А стремление достигать совершенства – приобретенное.
Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны называют любопытством, и одаренные дети с присущей им широтой познания обладают огромным “аппетитом” в поиске новых знаний и ощущений, которые питали бы их развивающийся разум.
Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи.
У талантливых детей мы можно заметить способность к неожиданным ассоциациям – способность увидеть то, чего не видят другие в предмете, явлении.
Описывая сильные стороны одаренной личности нельзя не отметить – великолепное чувство юмора. Они так много видят, их воображение так живо, они так активны – и потому обнаруживают вокруг так много несуразного и смешного. Многие родители говорят об этом как об одной из замечательных сторон общения с одаренным ребенком. Способность увидеть смешное в неловкой или болезненной ситуации – главный механизм защиты личности одаренного ребенка.
Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственное поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совокупность поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, воспитателями и даже членами своей семьи. В этой связи воспитатели одаренных детей часто отмечают их стремление прервать собеседника, поправить его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Дети наивно полагают, что все люди разделяют их мысли и чувства (даже будучи взрослыми, мы с этим трудно расстаемся, и нам непросто принять чужую точку зрения). Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать, клеить или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить.
Одна из вещей, к которым стремится одаренный ребенок, – быть правым. Его хвалят и награждают за то, что он прав. Ему очень нравится быть правым, как и многим из нас. Для большинства одаренных детей оказаться не правыми – мучительно.
Н.С.Лейтес отмечает одну из особенностей, характерных для детей в возрасте от 2 до 5 лет, имеющих признаки одаренности, – они не могут четко развести реальность и фантазию. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, что порой родители и воспитатели демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Спустя годы многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют изобретательность, элемент игры и творческий подход – качества, необходимые человечеству и в материальном и в эстетическом развитии.
Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “не по зубам”. С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а чрез них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях.
В этом возрасте одаренные дети также эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Под инструментальностью понимается отношение к себе как к компетентному лицу и убеждение в своих способностях эффективно действовать, оказывать влияние и принимать самостоятельные решения. Женщины, отличающиеся высокой инструментальностью, решительны, активны, склонны к принятию рискованных решений.
Экспрессивность – это восприятие себя как человека заботливого, общительного, способного к аффилиации. Женщины с высокой экспрессивностью обладают межличностными способностями и сензитивностью к межличностным отношениям, им также присущи высокоразвитые самосознание и самопонимание.
Инструментальность является ведущим компонентом высокой самооценки. Она защищает одаренных девушек от отвержения в группе, которое может быть результатом их успехов в учебе, и является основой для развития уверенности в себе, необходимой для достижения высоких идей.
Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста идет за духовно-нравственным развитием как основой духовно-творческой самореализации (принципы природосообразности, духовно-нравственных переживаний и открытости, проективности в духовно-творческих замыслах и деятельности, веры и стремления к идеалу, целостности «Я-образа»).
Развитие одаренности детей дошкольного возраста осуществляется с учетом ценностей общества, создает возможности для появления творческого продукта (принципы эмпатического и субъект-субъектного взаимодействия, толерантности, ценностно-мотивационной (смысловой) направленности самореализации, созидательной направленности взаимодействия, императивного поведения личности, гуманизма).
Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства дошкольного учреждения (принцип сочетания природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности, средового воздействия и взаимодействия; культурно ориентированный принцип, ценностный принцип, принцип деятельностно ориентированный и принцип творческого развития личности ребенка дошкольного возраста).
Обобщая рассмотренные выше положения, следует отметить, что дошкольный возраст является основой для становления способностей в последующие годы. В данный период считаем важным раскрыть задатки ребенка, увидеть его склонности и развить потенциалы, которые ребенок проявляет в инициированных им самим формах деятельности. Важно также заложить созидательную направленность в приоритетных видах деятельности для будущей самореализации детей дошкольного возраста. Характер развития одаренности в дошкольные годы является результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков и потенциалов) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также личностной активности самого ребенка, его способности к саморазвитию и самореализации.
Диагностика детской одаренности.
Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей является выявление и определение своеобразия их дара для того, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия их способностей и талантов.
Применительно к специальным программам для обучения и воспитания одаренных детей цель диагностики состоит в выявлении тех из них, кому предназначена данная программа и кому она принесет наибольшую пользу, а также тех, кто нуждается в конкретной помощи в образовательном процессе. Т.е. стратегия и методы выявления одаренных детей, определяются также и теми конкретными задачами, которые ставит образование: отбор одаренных детей, оценка эффективности образовательной программы, психологическая помощь и т.д.
При осуществлении тестирования не следует забывать, что оно выполняется в интересах тестируемого ребенка (и его заинтересованных родителей), а не для целей администрации. Поэтому оно должно быть максимально объективным и создавать необходимые условия для полного раскрытия тестируемых возможностей ребёнка. Конечно, это совсем не означает, что диагност должен как-либо завышать возможности ребенка, но в то же время он при любом ответе не должен высказывать какой-либо отрицательной оценки, как и уклоняться от ответа.
В процессе тестирования необходимо соблюдать следующие три главных условия:
Психолог должен очень хорошо владеть материалом, чтобы при проведении диагностики все внимание уделять только ребенку, помогать ему правильно понять задание и максимально реализовать свои возможности. Выполнение каждого теста ребенком – это мини-эксперимент, в котором необходимо соблюдение стандартных процедур, но также максимально доброжелательное отношение к ребенку. Достижение доброжелательных отношений с ребенком или группой детей способствует поддержанию максимальной мотивации в процессе тестирования. Необходимо также соблюдать общие принципы тестирования.
Когда повторять задание? Если ребенок не понял задание или спрашивает, что оно означает. Допускается объяснение, но только в форме повторения задания. Нельзя повторять задание после того, как был дан неудовлетворительный ответ. В случае неопределенных ответов следует спросить: «Что ты имеешь в виду?» или «Объясни, что ты хочешь сказать?» Нужно избегать лишних дополнительных вопросов, так как в некоторых вопросах ребенок иногда чувствует отрицательные эмоции диагноста и изменяет свой ответ (или отказываются отвечать). Очень важно достигать позитивного эмоционального контакта с ребёнком, при котором возможен оптимальный уровень его успешности. Естественному поведению ребенка способствует привычная обстановка. Психологу следует помнить, что он поощряет не успех, а старание ребенка. Одобрение и похвала должны быть адекватными, разнообразными и естественными. Но исследователь не должен своей похвалой настраивать ребенка на низкий уровень ответов, его задача поддержать уверенность ребенка в своих силах.
Таким образом, тестирование маленьких детей представляет собой особую проблему и требует соответственных методов. Малыши не так легко принимают задания, которые им дает чужой человек, их внимание неустойчиво, они быстро утомляются. Их ответы сильно зависят от состояния усталости, голода, желания угодить психологу, воспитателю, от застенчивости и многих других факторов. Проявляемая детская нерешительность, несамостоятельность, робость, негативизм могут повлиять на результаты тестирования. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя физически комфортно. Если ребенок утомлен, хочет спать, тогда нужно прервать тестирование.
В целом, желательно устранить наблюдателей, особенно – родителей, воспитателей. Только с очень застенчивыми детьми возможно присутствие одного родителя. Ни в коем случае не допускается присутствие другого ребенка.
Исследователь поможет сам себе, если принесет с собой игрушки, чтобы облегчить процесс знакомства с ребенком. Кроме того, нельзя предъявлять задание до тех пор, пока он не убедился в полной готовности и сосредоточенности испытуемого.
Оценка ответов должна соответствовать возрастным стандартам. Для исследователя очень нелегко отделить «почти что правильные» ответы от «почти что ошибочных». Нужно добиваться такой оценки, которая максимально независима от всех других моментов (например, неграмотной речи ребенка). Каждый ответ должен оцениваться в соответствии с его собственным качеством, безотносительно к успешности других ответов.
Иногда реакция детей на тестовые условия настолько индивидуальна, что предугадать все требования к времени заранее невозможно. Часто необходимо устраивать перерыв на несколько минут. При обследовании маленьких детей желательно ограничиться 30-40 минутами.