Современное развитие общества остро поставило задачу патриотического воспитания подрастающего поколения. Социальный прогресс невозможен без формирования чувства любви к Родине.
Патриотизм в последние годы начинает осознаваться в обществе с особой силой. Именно библиотекари Российской Федерации всегда были и будут достойными хранителями патриотической традиции в нашей культуре. И в наше время их опыт воспитания молодежи в духе преданности нашей отчизне нуждается в поддержке, распространении и исследовании.
Существенность детского книгохранилища в социализации личности зависит от того, что оно может предложить подрастающему поколению в плане изучения историко-культурных ценностей. Основой воспитания патриотизма является уважение к прошлому страны, родного края, семьи. Именно в этой связи работа библиотек направлена на формирования духовности у детей. Книгохранилище является самым доступным социальным институтом, которое располагает полными коллекциями краеведческих документов и дает представление о гражданских правах и особенностях.
В последние годы в работе библиотек наметился ряд инноваций, сосредоточенных на приобщение к российским обычаям и активизацию чтения. Началось активное применение формы массовой работы с детьми, что позволило их вовлечь в процесс творчества.
Необходимо отметить, что предоставленная тема освещена достаточно подробно.
Доступно только на Essays.club
Все эти виды тесно взаимосвязаны. Одни из них выполняют подготовительные
функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие, интегрирующие
функции, позволяя в полной мере реализовать
социально-педагогические потенциалы
досуга. «Без достаточного отдыха, — пишет
Э. Соколов, — человек быстро истощает
силы и оказывается неспособным к какой-либо
возвышенной деятельности. Без игр и развлечений
досуг становится монотонным и плоским. Без просвещения и творчества невозможны
приобщение к культуре, полноценная общественная
деятельность»[124].
Страница 1 из 29
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра библиотечно-библиографической деятельности
студентка группы ИАД/бак -16, ОЗО,1 курса
ГЛАВА 1. ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1 История возникновения библиотек для детей 5
1.2 Современное состояние и проблемы развития детских библиотек Российской Федерации 7
ГЛАВА 2. РОЛЬ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ 19
2.1 Формирование моральных ценностей подрастающего поколения в детских библиотеках 19
2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического самосознания 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Практические аспекты деятельности детских библиотек в реализации культурно-досугового направления
Страница 1 из 23
Актуальной проблемой любого культурно-досугового центра в современных условиях является организация свободного времени на базе своих учреждений. И именно рациональная, и отвечающая интересам подрастающего поколения досуговая деятельность – это основная цель специалистов, работающих в данной сфере.
Однако культурно-досуговая деятельность в современных учреждениях весьма проблематична, что связано с существенным повышением количества запросов и потребностей в информационной сфере каждого индивида. При этом формирование этих запросов наблюдается уже в раннем возрасте, детские библиотеки же, как правило, имеют широкие возможности для участия в информатизации личности. В связи с тем, что дети черпают большую часть новой информации из игровой и иной досуговой деятельности, а культурно-досуговая деятельность непосредственным образом влияет на формирование культуры подрастающего поколения, возрастает роль современных детских библиотек в реализации перечисленных направлений.
При этом, стоит отметить, в современных условиях информатизации общества библиотека – это не единственный способ удовлетворения информационных запросов общества. Поэтому другие направления деятельности повышаются в своем приоритете. Среди них, несомненно, рынок досуговых услуг, которые позволяют современным библиотечным сетям актуализировать свою деятельность и непосредственным образом участвовать в воспитании и развитии подрастающего поколения. Это формирует к библиотекам новые требования, в частности реализацию полифункциональности, преобразование собственной деятельности в не только в информационном направлении, но и культурном, досуговом. Это и подтверждает актуальность выбранной темы для курсовой работы.
Объект исследования – деятельность современных детских библиотек.
Предмет курсовой работы – детская библиотека как культурно-досуговый центр.
Цель исследования – определить приоритетные направления работы и особенности деятельности современных детских библиотек как культурно-досуговых центров.
Степень изученности темы. Прежде всего, теоретическая база представлена работами, посвященными досуговым мероприятиях в условиях библиотек, среди которых труды М.Я. Дворкина, М.Е. Еленина и других. Технологии организации досуга на базе библиотек рассматривали Г.К. Олзоева, Л.С. Жаркова, Т.В. Ловкова и другие.
Клубы по интересам при библиотеках, как способ привлечения к чтению
Страница 1 из 65
Клубы по интересам при библиотеках, как способ привлечения к чтению
Глава I. Научные основы изучения клубов по интересам при библиотеках
1.1. История клубной деятельности библиотек
1.2. Классификация клубов по интересам при библиотеках
1.3. Обзор деятельности клубов по интересам при библиотеках
Глава II. Клубные формы работы библиотеки для приобщения читателей к прикладным видам творчества
2.1. Организация деятельности клубов по прикладным видам творчества или /Формирование клубов по интересам в библиотеках для привлечения к чтению литературы по прикладным видам творчества
2.2. Библиографическое сопровождение чтения по прикладным видам творчества
Клуб (от английского clob или club через немецкое club) – место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и пр.), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию. Обычно занимает определённое помещение и служит для регулярных встреч и общения своих участников. Существуют и виртуальные клубы.
Со второй половины 1980-х годов стал чрезвычайно ускоряться темп жизни в мире и стране, изменился, ее ритм. Вслед за начавшейся перестройкой в экономике, политике, культуре произошли коренные изменения в общественном сознании. Они коснулись жизненных ориентиров, социальных приоритетов, образовательного ценза, отношения к духовным ценностям.
Надо учитывать и тот факт, что значительная часть специалистов перешла из интеллектуальных сфер в коммерческие, в частное производство и другие области деятельности, не связанные с необходимостью читать для работы и для поднятия своего интеллектуально-духовного уровня. Изменилась и структура свободного времени людей: все более заметное место в нем занимает использование аудиовизуальных каналов информации. Да и количество свободного времени у всех стало очень разным – у занятой части населения его практически нет, у безработной – слишком много. Все это в целом, конечно, не способствует продуктивной активизации чтения, подрастающее же поколение, к сожалению, все чаще называют нечитающим.(26, С. 574)
Cоциально – экономические изменения, произошедшие в России, повлекли за собой массовую переоценку нравственных ценностей, в общественном сознании, смещение духовных ориентиров. Сегодня все наше общество переживает глубокий духовно – нравственный кризис, связанный, как с деградацией норм морали.
Правильная интерпретация общественного предназначения библиотеки на современном этапе информатизации общества позволяет наиболее точно определить основное содержание, главные направления и ведущие формы деятельности библиотеки. Повышение образовательного и культурного уровня россиян является важным направлением социальной политики государства. В настоящее время многочисленные исследования отмечают падение интереса к чтению.