- Рецензия: что это?
- Что пишет научный руководитель?
- Как пишется рецензия: основные правила и нормы
- Актуальность темы
- Ведущая организация
- Виды рецензирования
- Зачем нужны рецензии
- Как оформить рецензию
- Как рецензирует оппонент?
- Написание рецензии на научные статьи
- Научная новизна
- Недостатки и замечания к работе
- Особенности рецензирования диссертаций
- Оформление
- Оценка содержания работы
- Письменная оценка монографий
- Полнота анализа и объем привлекаемых источников
- Полнота раскрытия темы
- Положительные стороны
- Правила формирования рецензии на нкр
- Пример магистерской рецензии
- Пример оформления рецензии на магистерскую диссертацию
- Пример подготовки рецензии на нкр аспиранта
- Примерный бланк для оформления рецензии
- Примеры рецензий
- Рекомендуемая оценка
- Рецензирование рукописи
- Рецензия на научно-квалификационную работу – это…
- Роль рецензии на нкр
- Сколько рецензий нужно?
- Статьи по теме
- Структура рецензии на диссертацию
- Требования, выдвигаемые к оппонентам (внешним рецензентам)
- Отзывы на кандидатскую и докторскую диссертации
- Как написать отзыв на магистерскую диссертацию
- Структура составления отзыва
Рецензия: что это?
Самый важный документ, который может повлиять на оценку защиты магистерской диссертации – это рецензия. Она выражает общее мнение рецензента (специалиста в выбранной вами области) о диссертации, о выводах и предложениях, которые представил магистрант. Рецензия с хорошим отзывом на диссертацию для магистра от рецензента может повлиять на результат защиты.
Как правило, выбрать рецензента магистранту может помочь его научный руководитель. Для защиты дипломной работы на кандидата в бакалавры рецензию может предоставить любой специалист, имеющий высшее образование. Главное условие — он должен работать на разных кафедрах с научным руководителем и быть специалистом по выбранной магистрантом специальности.
Для кандидатов в магистры требования другие: подписать отзыв рецензента для защиты магистерской диссертации вам может кандидат или доктор наук по выбранной специальности (у которого есть квалификация).
Что пишет научный руководитель?
Отзыв на кандидатскую диссертацию подготавливается руководителем, который сопровождал соискателя ученой степени на всех этапах. Его задача – дать общую характеристику в свободной форме и изложить свои впечатления от сотрудничества с диссертантом.
Здесь обычно отмечаются личностные качества, например, ответственность, трудоспособность, организованность защищающегося. Кроме того, указывается практическая значимость диссертационного труда и его апробация:
- перечисляются разработанные по теме авторские учебные курсы, интерактивные пособия;
- показывается результативность внедренных инновационных программ и технологий;
- отмечаются полученные гранты, зарегистрированные патенты, награды различных уровней.
Руководителем оцениваются инициативность и уровень компетентности молодого ученого. Также могут быть отмечены профессиональные и деловые качества, достижения в профессии.
Как пишется рецензия: основные правила и нормы
Важным моментом при написании рецензии является компетентность автора, а также соответствие документа специальным ГОСТам и нормам, потому что от этих двух условий зависит, будет ли рассмотрена бумага в спорных случаях. Обязательно нужно соблюдать все формальности, касаемые оформления рецензии, так как на это также обращается внимание. Перед этим лучше изучить уже написанные работы и поискать правила, отражающие и описывающие все тонкости.
Актуальность темы
Главный критерий – запрос общества и времени. Часто отмечают, чем она обусловлена, какие важные вопросы рассматриваются.
Ведущая организация
Одновременно с текстами рецензий двух оппонентов прикрепляется отзыв ведущей организации, то есть отзыв научного руководителя. Это учреждение, в котором ведется исследовательская деятельность по той же проблематике, по которой защищается диссертант. Такая организация, утвержденная диссоветом, представляет свой отзыв не позже чем за 2 недели до даты предстоящей защиты.
В характеристике проводится анализ самостоятельности проведенной работы, ее эффективности и ценности для научного сообщества, перспектив применения в науке, производстве, образовании, сельском хозяйстве. Отзыв зачитывается после рецензий оппонентов или представителем ведущей организации, или секретарем диссертационного совета.
Пример отзыва ведущей организации
Виды рецензирования
Рецензирование может быть внешним и внутренним. Различие, опять же, в том, кто выступает рецензентом. При внутреннем рецензировании документ пишет человек, работающий в учебном заведении, в котором учится студент. Внешнее рецензирование подразумевает привлечение сторонних специалистов, разбирающихся в вопросе, поднимаемом на рассмотрение, а также представителей различных ВУЗов и других организаций.
Для защиты различных видов диссертаций может понадобиться разное количество рецензий. То есть, оно возрастает в зависимости от того, насколько выше запрашиваемая степень. Важно правильно подбирать рецензентов, так как от того, как написана рецензия, может зависеть исход. Во время спорных ситуаций обращаются именно к мнению сторонних экспертов, чтобы разрешить спор.
Зачем нужны рецензии
Руководитель, оппоненты, представители ведущей организации и другие работники, компетентные в избранной соискателем области, представляют отзывы на подготовленную кандидатскую диссертацию. Отзывы позволяют выявить положительные стороны предлагаемых теоретических и практических разработок, определить недочеты и составить объективное мнение, необходимое для вынесения решения о присвоении ученой степени.
Тексты зачитываются после выступления диссертанта. Поставленные в рецензиях вопросы и высказанные замечания направлены на то, чтобы дать диссертационному труду авторитетную и объективную оценку.
Защищающийся обязан полно, четко и аргументированно ответить на замечания и вопросы, озвученные выступающими или зачитанные ученым-секретарем диссовета. Ответами на вопросы рецензентов диссертант демонстрирует степень своей компетентности в избранной области.
Полную информацию о подготовке к процедуре можно найти в постановлении Правительства РФ от 24.09.2022 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней».
Как оформить рецензию
На защиту обязательно представляется диссертационный проект, авторский реферат и прочая документация, в том числе рецензия. Для ее компетентного, беспристрастного составления надо досконально ознакомиться со всем диссертационным трудом.
Пишется в формате А4. Верхняя часть содержит название темы, фамилию, имя, отчество диссертанта, код и профессиональную деятельность. В основном тексте должны отражаться исследуемые вопросы с указанием примененных методик, уровень теоретических знаний автора по изучаемой тематике.
Следует учитывать, что рецензент из внешнего учреждения часто изучает исключительно автореферат. Поэтому хороший рецензент – это ведущий практик в данной сфере или тот, кто входит в докторский состав.
Медицинские или экономические рецензии логически завершаются общей рекомендацией, касающейся перспектив диссертанта с акцентом на самостоятельное получение результатов и вывода, а также на ценность данного материала.
Как рецензирует оппонент?
Отзыв оппонента на кандидатскую диссертацию составляется на основе рассмотрения полного распечатанного текста с приложениями, а также публикаций соискателя по избранной теме. Он публикуется на сайте вуза, на базе которого состоятся мероприятия по защите. Данный документ имеет следующую структуру:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- оценка степени новизны;
- характеристика использованных методов и подходов;
- анализ результативности реализованной опытно-экспериментальной программы, ее теоретико-практической значимости;
- указание на недостатки и недочеты;
- рекомендации по улучшению содержания;
- выводы о возможности присвоения ученой степени.
Шаблон отзыва официального оппонента по требованиям ВАК
Рецензировать кандидатскую в соответствии с существующим Порядком присуждения ученых степеней должны один доктор и один кандидат наук или два специалиста с докторской степенью.
Рецензия на труд будущего кандидата наук, составленная и представленная оппонирующей стороной, выкладывается в сети «Интернет» не позже чем за 10 дней до предстоящей защиты.
Написание рецензии на научные статьи
Написание рецензии для научных работ проходит два основных этапа:
- Перед тем как приступить к созданию, необходимо изучить творение, провести его глубокий и всесторонний анализ на предмет содержательного соответствия.
На данном этапе проверяют:
— актуальность темы и ее аргументация: недостаточно просто написать, что исследование актуально, важно это доказать;
— обоснование востребованности и популярности темы, частоту запросов и ссылок на подобные исследования;
— степень изученности и раскрытия вопроса;
— наличие механизма и алгоритма действий, хода исследования;
— изложение и преподнесение материала, выдвижение авторской мысли;
— структуру и логику текста, тезисы и ключевые слова;
— соответствие названия и его содержания работы;
— отсутствие ошибок и лишних доводов;
— уникальность (плагиат);
— практическая значимость исследования;
— наличие выводов автора.
- После изучения и проверки содержательности и полноты материала, следует приступить к оценке оформительной части. Для этого достаточно проверить текст:
— правильность оформления абзацев, красных строк, списка использованных источников, ссылок и сносок;
— аннотацию и ключевые слова. Особое внимание уделяют изложению текста на английском языке. Ошибки недопустимы.
— грамотность цитирования: на каком языке цитируется, достоверны ли источники, качество авторского перевода;
— отсутствие неточностей, нестыковок и противоречий;
— правильность и язык изложения. Использование жаргонов, просторечных фраз категорически запрещено;
— лаконичность, логичность и четкость письма.
Рецензент обосновывает в своей оценке ответ на главный вопрос: «Почему материал следует напечатать?».
Научная новизна
В этом виде работы к ней меньше требований, чем в кандидатской, но данный пункт желательно отобразить, например: уточнение терминов, анализ понятий и категорий. Каждый выпускник на должном уровне обязан овладеть компетенциями, предусмотренными учебным планом.
Недостатки и замечания к работе
Этот пункт важно заполнить, идеальных работ нет, указанные обоснованные минусы демонстрируют, что с содержанием тщательно ознакомились, готовы дать собственные рекомендации.
Наиболее частое клише – незначительные погрешности в оформлении. Это легко объяснимо, так как в ходе доработки эти оплошности можно достаточно быстро устранить и отметить данный момент, если по нему будет задан вопрос.
Для подчеркивания позитивной оценки, но при наличии слабых сторон пишут: ряд дискуссионных моментов, нет убедительного подкрепления фактами, упрощенный подход к обозначенной проблеме, необходимость уточнений по отдельным вопросам, возможность более глубокого анализа.
Очень серьезный минус, который ставит под сомнение весь труд, – несоответствие объекта и предмета. Такую погрешность можно исправить только на начальном этапе, позже это ведет к полному переделыванию всей диссертации. Если в целом работа заслуживает положительной оценки, то к высказыванию отдельных минусов следует подходить корректно.
Особенности рецензирования диссертаций
Рецензия на диссертацию выполняется исключительно специалистом, обладающим научной степенью и разбирающимся в конкретной области и теме.
Чаще всего для успешной защиты требуется наличие нескольких рецензий (5-8 штук). Разные эксперты проанализируют труд автора с разных ракурсов, дадут свою оценку, выявят достоинства и недостатки работы. Здесь действует принцип «сколько людей, столько и мнений».
В рецензии на диссертации эксперты анализируют манеру изложения, последовательности автора, значимость его труда и рекомендуют присвоение научного звания.
Оформление
Написание рецензий требует соблюдения определенных правил и требований. Существует примерная структура, рекомендованная ВАК РФ, а также стандартные формулировки, которые используются в текстах. Рецензент обязан придерживаться установленной логики изложения, использовать научный стиль речи, руководствоваться рекомендациями по оформлению официальной документации в соответствии с ГОСТом.
Примеры рецензий можно найти на странице ВАК «Объявления о защитах». На этапах подготовки диссертации заблаговременно составляется отзыв оппонента на кандидатскую диссертацию. Образец поможет подготовить документ правильно и с соблюдением современных стандартов.
Рецензирование исследовательской работы диссертанта, претендующего на степень кандидата наук, – это ответственный и серьезный процесс, требующий внимательности, корректности и максимальной объективности выводов
Оценка содержания работы
Состоит из введения, глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Письменная оценка монографий
Монография в обязательном порядке подвергается оценке квалифицированными экспертами. К публикации она будет допущена только при наличии как минимум 2 рецензий.
Рецензент оценивает качество материала, проводит тезисный анализ, сопоставляет название и содержание, проверяет требования к оформлению, определяет новизну и полноту, выявляет достоинства и недостатки, определяет практическую значимость исследования.
Рецензия на монографию включает в свой состав следующие разделы: название статьи и сведения об авторе, краткое описание, актуальность, достоинства и изъяны, оценка результатов работы, сведения о рецензенте.
Полнота анализа и объем привлекаемых источников
Важно учитывать, что в любой сфере, особенно в высокотехнологичных сферах, информация быстро теряет свою актуальность, и, как правило, литература не должна быть старше 5 лет.
Бесспорно, есть исключения, например, ряд тем в истории и других науках предполагает работу в архивах с записями, которые насчитывают не одно десятилетие, есть смысл при рецензировании подчеркнуть, что скрупулезно изучены первоисточники и фундаментальная литература.
Полнота раскрытия темы
Первое – содержание должно полностью ей отвечать, второе – краткий анализ, насколько подробно она рассмотрена в работе.
Положительные стороны
Часто используемые речевые обороты: четкая структура, язык изложения ясный, последовательный, обоснованность подобранного комплекса взаимосвязанных методов исследования, внимательный анализ различных источников, изучение взглядов оппонентов.
Отдельно подчеркивается аргументированность полученных выводов и возможность их практического применения. Можно сделать акцент на интересных положениях, проектных разработках, выводах, полученных в конечном результате.
Преимущество, если в диссертации есть «живые» дополнения, например, в педагогике, психологии, социологии это рисунки, заполненные анкеты и прочий рабочий материал. Они наглядно демонстрируют, что работа действительно проделана в рамках заявленной темы.
Если большая выборка, то нет смысла все их оформлять в текст или добавлять в приложение, но наиболее интересные включить надо. Опытный взгляд сразу оценит это по достоинству, отметит как самостоятельное умение вести научный поиск, использовать общетеоретические положения, актуальные статистические данные, умение обобщать, представлять, интерпретировать полученные результаты.
Правила формирования рецензии на нкр
Рецензирование – процедура отчасти творческая, но в то же время стандартизированная. Поэтому процесс ее написания и оформления должен учитывать ряд параметров:
- Документ должен быть предоставлен на кафедру строго в письменном виде. Чаще всего оформление происходит с учетом требований вуза или действующих на кафедре бланков, которые достаточно лишь грамотно заполнить и подписать рецензенту;
- Структура рецензии четко регламентирована. В ней должны присутствовать обязательные элементы, но в то же время составитель «критического отзыва» имеет право дополнить его важными данными, подчёркивающими достоинства или недостатки и пр.;
- Документ пишется строго в научном стиле с отражением мнения рецензента, аргументов, описанием качества и глубины исследования и пр.
- Средний объем файла достигает 2-4 страницы печатного текста с учетом параметров оформления (поля, шрифт и пр.).
В структуре рецензии на научно-квалификационную работу в обязательном порядке должны присутствовать следующие элементы:
- Вводная часть, посвященная конкретизации темы, знакомству с автором (ФИО, где учится), тема НКР (что исследовал, на примере какой организации, предмет исследования и пр.);
- Общая характеристика научной работы с акцентом на актуальность выбранной темы (своевременность изучения и важность темы, проблемы, ее роль в научной области и на практике);
- Анализ тезисов и выводов автора. В этой части важно рассмотреть основной ход исследования (краткое описание каждой главы: основные понятия, количество рисунков, таблиц и иных графических элементов), оценить гипотезу автора ход мероприятий и полученные результаты. Здесь рецензент подчеркивает новизну и ценность проекта;
- Общая оценка НКР, конкретизация сильных и слабых сторон НКР. Обратите внимание, что рецензент обязан показать не только положительные стоны, но и изъяны (даже если их нет, ему важно показать некие огрехи);
- Вывод рецензента о качестве НКР, работе автора и ее соответствии с претендуемой квалификацией;
- Визирование мнения путем подписи рецензента (с расшифровкой и отражением ученой степени, квалификации и пр.). Далее документ отправляется на заверение в ректорат или деканат, где проставляют печать вуза и подпись руководителя (декана, замдекана и пр.).
Каждый элемент описывается в отдельном пункте или абзаце, кратко и емко.
Рецензия, как официальный документ, должна иметь четкое оформление. В начале файла будет присутствовать «шапка» (вместо отдельного титульного листа), где прописываются:
- Наименование документа – Рецензия;
- Вид защищаемой работы – на научно-квалификационную работу;
- Сведения об авторе, подготовившем научный труд – ФИО, образовательное заведение (где обучается или к которому прикреплен), специальность и форм обучения;
- Тема НКР.
Сама рецензия оформляется на листах А4 в печатном виде.
Пример магистерской рецензии
на магистерскую диссертацию студента кафедры ФН1-КФ
КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана
Арсентьева Никиты Константиновича
на тему «Исследование и анализ подсистемы контроля знаний в автоматизированных обучающих системах»,
по направлению 230100.68 — Информатика и вычислительная техника
магистерской программы «Интеллектуальные системы»
Магистерская диссертация выполнена в объеме:
Расчётно-пояснительная записка на 119 страницах формата А4.
Графические работы на 10 листах формата A1.
Создание универсальной унифицированной обучающей системы для средней и высшей школы — задача, стоящая перед современной системой образования. Развитие информационных технологий и появление новых требований к методике преподавания и качеству образования ставит задачу внедрения автоматизированных обучающих систем нового типа.
Обучающие системы, внедряемые сегодня, не имеют общего, унифицированного начала и используются только в конкретных предметных областях. В связи с этим система нового типа должна иметь, с одной стороны, универсальную типизированную структуру, а с другой — высокую совместимость с разными предметными областями.
Первая глава диссертации раскрывает исторические аспекты развития таких систем, описывает классификацию, а также приводит анализ недостатков. Основное внимание главы сконцентрировано вокруг нескольких вещей: требования к подобным системам, инструментальные оболочки АОС, тенденции их развития.
Вторая глава приводит основные принципы, на которых строятся автоматизированные обучающие системы. В центре внимания главы находится ряд ключевых вопросов, а именно: логическая структура автоматизированной обучающей системы, контроль знаний, модель обучаемого.
Ключевая тема третей главы — анализ подсистемы контроля знаний, а именно: особенности работы и характеристики таких подсистем. Автор подробно останавливается на вопросе разработки теоретических методов анализа ответа учащегося. Описаны методы, призванные определять правильность выбранных ответов, приводятся типы подобных ответов и анализ различных форм их представления в автоматизированных системах.
Следует особо отметить проведенное автором исследование по снижению вероятности случайного ввода верного ответа — значительный объем главы посвящен работе по моделированию ситуаций, в которых правильный ответ оказывается введенным учащимся случайно. Приводится анализ таких ситуаций, вероятность их возникновения, предлагаются меры, призванные снизить такие вероятности.
Четвертая глава приводит рекомендации по реализации автоматизированных систем обучения. В центре внимания — типовые формы вопросов и ответов, язык описания тестов, меры по ускорению процесса подачи и обработки материалов тестирования.
Одним из главных преимуществ работы является всестороннее и полное изложение теоретических аспектов реализации автоматизированной системы обучения и подсистемы контроля знаний. Особого упоминания заслуживает глубокое изучение мер по снижению вероятности случайного ввода правильного ответа. Достоинство работы в сугубо научном, математическом подходе к обоснованию использования определенных типов вопросов.
Недостатки работы — в поверхностном анализе моделей обучаемого и предметной области.
Магистерская диссертация заслуживает оценки «отлично». В целом следует отметить высокий научно-технический уровень выполнения работы с соблюдением стандартов.
Рецензент магистерской работы: д. т. н., профессор кафедры ФН5-КФ____________ Жданов С.М.
Пример оформления рецензии на магистерскую диссертацию
Пример внешней рецензии на магистерскую диссертацию
Пример подготовки рецензии на нкр аспиранта
Давайте проанализируем готовую рецензию на научно-квалификационную работу аспиранта: что и как излагает составитель. У рецензент нет миссии или цели – подвергнуть жесткой критике научный труд аспиранта. Рецензент должен всесторонне оценить проект с учетом подготовки исследователя, правил оформления материала и пр. Для этого ему сперва предстоит изучить либо НКР целиком, либо автореферат/научный доклад аспиранта.
Анализируем структуру рецензии.
Основная часть документа описывает структуру НКР с пометками о достоинствах и недостатки. Автор отмечает достоинства в кратком описании глав: что и где рассмотрено, наличие собственной позиции аспиранта, аргументация, последовательность и логичность мыслей, мероприятий, оценка методологии, информационной базы и пр.
Недостатки автора рецензент отметил, как незначительные, не ухудшающие общий результат и определил их в отдельных подпунктах (конкретизировал) и аргументировал свою позицию. Очень важно, что составитель отзыва отметил, что выявленные им изъяны несущественны.
Последний раздел рецензии посвящен оценке качества материала и соответствии автора презентуемой квалификации: достоин ли он присвоению ученой степени или диплома аспиранта, на какую отметку по пятибалльной шкале можно оценить НКР.
Каждый элемент описывается в отдельном абзаце. Текст рецензии логичен, последователен и читабелен. Обратите внимание, на грамотность и лаконичность рецензента: текст с ошибками вряд ли по достоинству оценят в деканате или Диссовете, он может вызвать сомнения относительно компетентности рецензента.
Примерный бланк для оформления рецензии
Не забудьте изменить «под себя» личные данные: ФИО, тема НКР, вуз и пр.
Подготовит текст рецензии или подобрать квалифицированного рецензента поможет команда Дисхелп. У нас трудятся преподаватели сильнейших вузов, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, практикующие специалисты и пр. Мы гарантируем объективность, оригинальность, грамотность, конфиденциальность данных и высокое качество услуг. Убедитесь в этом лично!
Примеры рецензий
Предварительно стоит изучить методические рекомендации, которые содержат шаблоны и образцы обязательных документов к разным научным трудам и статьям. Внешние ресурсы также имеют в наличие примерные готовые медицинские, экономические и другие отзывы к диссертационным работам.
Рекомендуемая оценка
Пишется один из вариантов: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Рецензирование рукописи
После того, как автор закончил изложение своих мыслей на бумаге, рукопись попадает в издательство, которое приглашает (обычно не менее 2) рецензентов, разбирающихся в теме. Следует отметить, что рецензия рукописи не публикуется, она носит рекомендательный характер.
Процесс рецензирования ограничен во времени. Каждое издательство устанавливает свои временные рамки: от нескольких дней до нескольких недель.
Если рукопись получила два негативных отзыва, то с вероятностью 90% ее не опубликуют. В большинстве случаев на стадии рецензирования выявляются недостатки, которые могут быть устранены в ходе доработки.
Рецензия на научно-квалификационную работу – это…
Рецензия – это объективная оценка проекта, его качества и отдельных моментов со стороны незаинтересованных в исходе, квалифицированных специалистов, третьих лиц. В аспирантуре рецензентом может быть сотрудник кафедры, к которой прикреплен аспирант, или руководитель организации, на базе которой проводилось исследование и пр.
Рецензия на научно-квалификационную работу – это официальный документ, подчеркивающий достоинства и недостатки исследования в краткой и емкой, но четко аргументированной форме. Автор этого «критического отзыва» должен тщательно проанализировать научный труд и выразить свое мнение относительно качества, интерпретации, хода исследования и методологии, полученных результатов и их точности, достоверности и надежности, а также подчеркнуть преимущества и изъяны проекта, профессионализм автора.
Подготовить рецензию посильно и возможно не каждому. Во-первых, рецензент должен разбираться в теме исследования или как минимум быть квалифицированным в конкретной (соответствующей теме) научной области. Во-вторых, кандидатура «критика» должна быть утверждена на кафедре и в Диссертационном совете.
Отсюда следует, что попросить друга или первого встречного написать «характеристику» исследования не получится. Рецензентами НКР не могут быть соавторы проекта, члены аттестационной комиссии (Диссовета и ВАК), которые будут «экзаменовать» автора, неквалифицированные в научной области и не имеющие представлений по теме исследования эксперты.
Рецензент должен быть объективен, не заинтересован в исходе событий, профессионален и честен, нейтрален по отношению к автору, учебному заведению и объекту. Только в этом случае удастся получить справедливое и достоверное мнение об исследовании и его качестве, эффективности и перспективах использования конечных результатов.
К НКР, как и к диссертации, важно приложить несколько рецензий (в среднем от 3 до 8) от разных, но компетентных лиц, чтобы получить оценку с нескольких позиций. Такой подход позволяет всесторонне определить роль, важность, новизну и качество исследования, а также успех автора.
Роль рецензии на нкр
Значение данного документа в жизни аспиранта неоднозначно.
С одной стороны, рецензирование позволяет всесторонне изучить подготовленный научный труд: определить его достоинства и недостатки, последовательность и логичность действий и мыслей автора, уровень его самостоятельности и профессиональной компетентности, творческий подход, владение теорией и практический опыт.
С другой стороны, итоги рецензирования и характер написанного «критического отзыва» может сказаться на судьбе аспиранта, как положительно (допуск к защите и успех на ней), так и негативно (отрицательная рецензия может стать причиной для недопуска, множественных доработок материала и пр.).
Характер рецензии не зависит от настроения составителя, его первого впечатления или представлений об авторе НКР и прочих нюансов. Исход и мнение о качестве научной работы, профессиональной компетентности исследователя проявляется в качестве, внутреннем содержании научно-квалификационной работы.
Поэтому перед тем, как предоставить материал на изучение сторонним или иным экспертам, следует неоднократно все перепроверить: от правописания до оформления, точности данных и аргументированности выводов и предложений, следования гостам и устранение замечаний руководителя и пр.
Сколько рецензий нужно?
Диссертант заинтересован в том, чтобы отзывов специалистов (не считая руководителя и оппонентов) было достаточное количество. Всего нужно иметь не менее 5 рецензий. Максимальное количество не регламентировано.
По процедуре защиты на диссертационный труд соискателя звания кандидата наук составляются рецензии двух специалистов-оппонентов. Кроме этого, необходима подготовка ряда отзывов на диссертацию или автореферат следующих лиц:
- научного руководителя;
- ведущей организации, занимающейся разработками в той же области, что и соискатель;
- авторов исследований в рамках специальности защищающегося.
В Положении, утвержденном Минобрнауки, говорится о том, что все поступившие отрицательные отзывы зачитываются полностью, а положительные представляется ученым-секретарем в форме обзора [1].
Официальный оппонент кандидатской диссертации – это сотрудник другой организации / вуза, прошедший защиту по той же специальности, что и защищающийся, и компетентный в этой сфере.
Статьи по теме
О защите магистерской диссертации от и до
Структура рецензии на диссертацию
Документ содержит:
Требования, выдвигаемые к оппонентам (внешним рецензентам)
Человек, занимающийся написанием рецензии, обязательно должен иметь степень кандидата или доктора наук, а также обладать необходимыми компетенциями и опыт работы в сфере, соответствующей заявленной теме диссертации. Обязательным условием для рецензента является наличие у него должности преподавателя или научного сотрудника.
Отзывы на кандидатскую и докторскую диссертации
Для того, чтобы успешно защититься, магистранту требуется обратиться к сторонним лицам и попросить их написать рецензии на выполненную работу. Такими лицами обычно выступают научный руководитель магистранта, а также официальный оппонент, который назначается Диссертационным советом. Иногда может понадобиться помощь и работников ведущей организации. Рассмотрим подробнее роли каждого человека.
Как написать отзыв на магистерскую диссертацию
Перед тем, как приступить к защите диссертации, следует получить отзыв, отражающий мнение рецензента на проведенную работу. Для этого привлекаются сторонние специалисты, а также кураторы, контролирующие проект. Важно также соблюдать объем документа. Желательно, чтобы он составлял не более 5 листов формата А4.
Структура составления отзыва
Существует общепринятая схема, согласно которой пишутся любые рецензии на все виды диссертационных работ. Первым делом указывается заголовок, его необходимо расположить в центре и выделить полужирным шрифтом. Рекомендуемый стиль – Times New Roman. Далее следует информация о магистранте, а именно его имя. После – название работы, на которую пишется отзыв.
Любая написанная рецензия должна соответствовать следующим критериям:
- Необходимо здраво оценивать актуальность заявленной темы. Вопрос, поднимаемый в диссертации, должен быть перспективным для дальнейшего развития.
- Выводы должны быть объективными и краткими, содержать только самую важную информацию, что оценивается рецензентом.
- Далее проводится анализ и оценка использованной литературы.
- Важно также обратить внимание на исследователей, которые уже занимались данной темой. Если они уже упомянуты в диссертации, то этот пункт можно опустить.
- Описание и характеристика диссертанта. Здесь важно выразить свое мнение о плюсах и минусах работы.
- Стоит также заметить, что иногда сам магистрант имеет возможность написать отзыв на свою работу, а потом уже отправить его для проверки своему руководителю и рецензенту. Это возможно лишь для ограниченного круга диссертантов.