Главные достижения советской культуры 1945 1991

В 1949 году на экраны страны вышли 10 отечественных художественных и документальных фильмов, в 1952 году — 17. Большинство художественных и документальных фильмов имело ярко выраженную идеологическую направленность. Многие картины того времени вызывают интерес и много лет спустя: «Подвиг разведчика» (Б.В. Барнет), «Молодая гвардия» (С.А. Герасимов), «Золушка» (Н.Н. КОшеверова и М.Г. Шапиро), «Садко» (А.Л. Птушко), «Кубанские казаки» и «Сказание о земле Сибирской (И.А. Политика «оттепели» в духовной сфере знаменовала серьезные перемены в духовной жизни после суровой сталинской «зимы». В советской литературе появилось новое направление — обновленческое, которое обращалось в своих произведениях к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешенным вопросам развития страны.
28 июля 1957 года в Москве открылся Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Гостями его стали 34 тысячи человек из 131 стран мира. Он стал самым массовым за всю историю фестивального движения и запомнился атмосферой свободы и открытости. Первый Международный конкурс имени П.И. Чайковского открылся 18 марта 1958 года в Москве.
Специфической чертой культуры 1960-х — начала 1980-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Широкое распространение получили не поддававшиеся контролю со стороны властей записи бардовских песен. Всеобщее признание получило творчество B.C. Высоцкого. В то же время, продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживём до понедельника», «Начало»). Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. В литературе оформилось направление деревенской прозы, одним из представителей которого являлся В.М. Шукшин.
В период перестройки стали публиковаться литературные произведения, не допущенные в печать в прежние годы («Дети Арбата», «Белые одежды», «Зубр», «Жизнь и судьба», «Ночевала тучка золотая»). Были опубликованы находившиеся под запретом труды 1920-30 х гг., труды российских философов (Бердяева, Соловьева, Розанова), работы эмигрантов (Бродского, Галича, Аксенова), произведения западных авторов («1984», «Большевики приходят к власти»). Во всех творческих союзах произошла смена руководства, оыло осуждено подавление свободы творчества.

После войны для СССР, прежде всего, необходимо было восстановить разрушенное войной народное хозяйство. За пятилетку 1946-1950 гг. продукция промышленности увеличилась почти на 90%, а сельского хозяйства — примерно на четверть. Соответственно промышленность в 1950 г значительно превзошла довоенные показатели, а сельское хозяйство выросло по сравнению с довоенным уровнем только на несколько процентов.
Развитие тяжёлой индустрии и ряда масштабных программ сдерживало рост сельского хозяйства. На советскую деревню падало основное бремя форсированной индустриализации.
Экономика развивалась по экстенсивному, а не интенсивному пути. Меры, которые в 1953-1958 гг. привели к подъему сельского хозяйства и повышению благосостояния колхозников, в 1959 году сменились мерами, обострившими продовольственную проблему.
Промышленность продолжала развиваться не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий, а научно-технические разработки были в основном связаны с интересами обеспечения обороноспособности страны.Отказ от курса Маленкова привёл к тому, что в начале 1960-х гг.
производство средств производства в общем объёме промышленной продукции составляло уже не 70%, а 75%. Крен в развитии народного хозяйства достиг опасных пределов. Взятые в целом показатели экономического развития страны позволяют сделать вывод о завершении к тому времени построения в СССР основ индустриального общества. По темпам роста производства и ВВП СССР превзошёл почти все развитые страны мира Однако экстенсивная индустриальная советская модель не могла выдержать конкуренцию с формирующимися экономическими системами постиндустриального общества. В 1970-е гг. ставка была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах СССР, а также на корректировку системы управления экономикой. В 1979 году правительство предприняло попытку оживить экономику страны за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако добиться существенного ускорения экономического развития не удалось.
Директивная экономика страны продолжала существовать практически в неизменном виде. Начало постепенно формироваться новое стадиальное отставание советской экономики от Запада.
К середине 1980-х гг. ВВП Советского Союза в расчете на душу населения составлял лишь 37% от американского. Военная экономика разоряла СССР.

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1945-1991 ГОДЫ»

ПЛ АН Кинематограф Живопись Графика Скульптура Литература

КИНЕМАТОГРАФ 4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК ВКП(б), на этот раз посвященное критике «безыдейности» ряда кинофильмов. В их числе были названы фильмы: « Кавалер Золотой Звезд ы » — художественный фильм , снятый в 1950 году в СССР по одноимённому роману С. П. Бабаевского

ОБРАЗОВАНИЕ В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.

Читайте также:  СГЮА - Управление подготовки и аттестации научно-педагогических кадров

ЖИВОПИСЬ В живописи этих лет широкое распространение получили исторический, «историко-революционный», бытовой и реалистический жанры. Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в Союз пришли молодые талантливые художники: живописцы В.С.Зинов, Б.К.Смирнов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, и многие другие. Также стали известными картины А. Лактионова , В. А. Серова. А.Ф.Бурак « Плавка выдана », 1957г. В. А. Серов « Ходоки у Ленина » ,1950 г.

ЖИВОПИСЬ Сатирическая графика послевоенного времени — один из наиболее массовых и «боевых» видов советского изобразительного искусства. Активно работали мастера политической карикатуры на международные темы, которые работали для «Правды» и других центральных газет. Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000 ).

ЖИВОПИСЬ Б. Пророков. «Разгон демонстрации» (Из цикла «Вот она Америка!») «Чернильный» заокеанского клеветника 1957г.

СКУЛЬПТУРА В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда для последующей установки их на родине. Скульптурный монумент и памятник-монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными.

СКУЛЬПТУРА Евгений Вучетич Монумент «Родина-Мать зовет !» Волгоград 1967 г.

ЛИТЕРАТУРА Во время Великой Отечественной войны цензура сосредоточилась на сохранении военной тайны, но после окончания военных действий снова развернулась идеологическая чистка. Цензура стремилась контролировать не только информацию внутри СССР, но и публикуемую за границей информацию иностранных корреспондентов. 25 февраля 1946 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о цензуре информации из СССР.

ЛИТЕРАТУРА Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве. Умер 30 мая 1960 г. в Переделкино Московской области. Писатель, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Б. Пастернак был объявлен врагом народа за публикацию романа «Доктор Живаго» зарубежом. Его заставили отказаться от получения Нобелевской премии, не выпустив из страны. Произведения: «Зимняя ночь» «Сестра моя- жизнь» «Быть знаменитым некрасиво» «О любви» «Строку диктует чувство»

ЛИТЕРАТУРА Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко) родилась 11 июня 1889 г. в Одессе, скончалась 5 марта 1966 г. в Домодедово Московской области. Русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. По постановлению Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко, оба они были исключены из Союза советских писателей.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Загладин Н . В ., Петров Ю.А. История. Конец XIX- начало XXI века. Базовый уровень — М., 2019. ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ www.statehistory.ru (История государства) www.gumer.info (Библиотека Гумер )

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский колледж радиоэлектроники»

Методическая разработка урока

(1945 – 1991 г.)

преподаватель высшей категории

Опацкая Алла Ивановна

Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины «История» и ориентирован на студентов II курса ГБПОУ СПО. Он является уроком открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Рассчитан на 90 минут и представляет собой теоретическое исследование темы, завершающееся практикумом.

Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам самостоятельно исследовать причины и особенности развития нескольких  отраслей советской культуры (образование, наука, кинематограф, спорт)

Разработка урока может быть полезна преподавателям системы СПО, т.к. даёт возможность реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода к процессу обучения.  Содержит задания, направленные на формирование универсальных учебных действий и способствует применению полученных знаний в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты освоения темы

Студенты усовершенствуют умение самостоятельно и с помощью преподавателя осуществлять, контролировать и корректировать исследовательскую деятельность.

ОПИСАНИЕ  ХОДА  УРОКА

Чем, по вашему мнению, культура и культурная политика СССР были больше всего не похожи на культуру современной Российской Федерации?

Формулируя ответ, составьте для себя определение культуры.

3. Запись темы и Постановка задач урока Самостоятельно осуществляется сту-дентами. Преподаватель корректирует выбор ожидаемых результатов урока  (Что узнаете? Чему научитесь? Как сможете применить полученные знания?)

4. Изучение нового материала Первичное восприятие нового.

вариантов решения проблемного вопроса. Составление конспекта.

Культура – это процесс и результат творческой деятельности общества и человека. Которые ориентированы на приумножение в мире добра, истины, красоты.

Культура – это условие свободы человека; это средство установления взаимопонимания между людьми; это средство превращения индивидов в общество.

Читайте также:  Термическая подготовка и зажигание частиц водоугольного топлива применительно к топкам котельных агрегатов

В отличие от советского времени, в современной РФ:

В СССР послевоенных лет наука и образование получали от власти трудящихся до 8 % средств государственного бюджета на выполнение поставленных задач и в итоге избавили человечество от потенциального превращения «Холодной войны» в третью мировую. В 1999г. на науку и образование РФ ежегодно расходовала 0,4% государственного бюджета и в итоге получила потерю экономической независимости страны, ежегодную смертность 1% населения, массовую миграцию талантов и целое поколение слабо-воспитанных и невостребованных людей.

Осмысление новых знаний и умений

: анализ видео-ролика Константина Сёмина  «Реформа образования»

Для страны, победившей фашизм, и втянутой в «Холодную войну», понятно усердие довоенных «двоечников», которые в 1950-е годы стали учиться не хуже довоенных «хорошистов». Тогда, в 1950-1960-е годы, количество общеобразовательных школ увеличилось в 2 раза. Количество заочников в ВУЗах – в 3,5 раз. На вечерних отделениях стало учиться в 11 раз больше студентов.

Государство трудящихся не жалело средств на строительство новых образовательных учреждений, на повышение заработных плат учителей и преподавателей, на оснащение школ и ВУЗов самым современным оборудованием и учебными пособиями.

С 1956г. советская школа не только общеобразовательная, но и политехническая, трудовая. Это признание аксиомы — невозможно стать совершенным человеком без прочных навыков осознанного общественно-полезного труда. В начальных классах советских школ появились обязательные уроки труда. В средней школе – практические занятия в мастерских и на учебных опытных участках. В старших классах  — производственная практика на предприятиях.

С 1958г. вводилось обязательное 8-летнее образование. Фабрично-заводские училища и школы трудовых резервов были превращены в городские и сельские профессионально-технические училища с двухлетним сроком обучения. Овладение профессией и стаж работы по профессии давали выпускникам ПТУ преимущественное право на поступление в профильный ВУЗ.

Если в Российской империи в начале ХХ в. трудилось 11,6 тыс. учёных, то к 1975г.их число увеличилось в 100 раз и составило 25% научных работников всего мира.

На прошлой неделе (март 2019г.) скончался советский лауреат Нобелевской премии по физике, депутат Государственной Думы РФ Жорес Иванович Алфёров. В конце 1950-х гг. он разработал первые отечественные полу-проводниковые приборы, в т.ч. полу-проводниковый лазер. Без открытий Ж.Алфёрова невозможна была бы современная оптико-волоконная связь, т.е. функционирование смартфонов и проигрывание компакт-дисков. Благодаря открытиям Ж.Алфёрова в области свето-диодов и фото-диодов, сделанным в 1970-е годы, человечество может извлекать энергию из солнечного света. Если  у мира отобрать открытия Алфёрова, современная цивилизация рухнет.

: соревнование малых групп с использованием информации предварительного домашнего задания.

Назовите как можно больше достижений советской науки 1945-1991 гг. в четырёх отраслях: 1. Компьютеры и мобильная связь; 2. Космонавтика; 3. Военная техника; 4. Гражданский транспорт.

Критерии оценки групп: 3  более достижений по каждой отрасли – 5 баллов;

2  достижения по каждой отрасли – 4 балла;

1 достижение по каждой отрасли – 3 балла.

содержит перечень достижений советской науки, представленный победителями соревнования.

: эвристическая беседа

Художественная культура СССР эпохи «оттепели» прекрасно передаёт атмосферу свободы, радости от стремительных перемен в качестве жизни, энтузиазм строителей коммунизма, в котором не останется безнравственности, любых форм эксплуатации и  эгоизма, стяжательства и бездуховности. Эталоном и камертоном воспитания советских людей с 1961г. являлся «Моральный кодекс строителя коммунизма», включенный в Программу КПСС.

Проанализируйте текст «Морального кодекса строителя коммунизма» и  приведите известные вам примеры поступков советских людей, отвечающих такому Кодексу.

Молодых, задиристых, новаторских авторов произведений советского искусства того времени называют ». В отличие от творчества многих современных молодых авторов, в стихах, фильмах, песнях шестидесятников не было нигилизма и эсхатологических настроений. Оно не было протестным и не было декадентским.

поясните значение метафоры «Они были телами в поисках душ», проанализировав цитату: «Мы хотели рисовать, но не только портреты Ленина, мы  желали писать стихи, но не только о мире во всём мире, мы стремились к исследованиям, а не следованиям указаниям. И мы хотели строить коммунизм, будучи телами в поисках душ»

В период «оттепели» социалистическое государство создало специальные кино-теле-радио-студии и новые периодические издания с многомиллионными тиражами специально для молодёжи. Среди них были журналы «Юность», «Ровесник», «Техника-молодёжи», «Знание – сила», «Студенческий меридиан». Книжное издательство «Молодая гвардия». Киностудия им. М.Горького для детей и юношества.

Партия обратилась к творческой молодёжи с призывом критически осмыслить проблемы, встречающиеся в социалистической действительности. Не создавать художественных коллизий по принципу «хорошее борется с лучшим» и не выступать в роли обличителей, а раскрывать в своём творчестве состояние души человека, столкнувшегося с проблемой и решающего проблему. Государство способствовало своим гражданам в избавлении от стереотипов и комплексов, в приумножении искренности и красоты в мире.

Шестидесятники, как и подавляющее большинство советских людей 1960-1970-х годов, стремились усовершенствовать социалистическую действительность, а не бороться с ней.

Читайте также:  Твердый переплет диплома и брошюровка в типографии - цена по АКЦИИ!

: соревнование малых групп без использования предварительно подготовленной информации.

назовите как можно больше фильмов, снятых в СССР режиссёрами: Георгием Данелия  (1-му ряду), Марком Захаровым (2-му ряду), Леонидом Гайдаем  (3-му ряду

Почему эти фильмы продолжают нравиться людям всех поколений даже сейчас, спустя много десятилетий после их появления

Систематизация и обобщение новых знаний и умений на творческом уровне

: Посмотрите и  послушайте музыкальные фрагменты советских фильмов и ответьте на вопросы.

Почему песенное творчество Владимира Высоцкого пользовалось в СССР всенародной любовью?

2.С какой целью существовал государственный заказ на возвеличивание чувств героев советских фильмов и художественные советы не допускали изображения пошлости?

3.Назовите как можно больше советских художественных фильмов для детей и юношества. О чём свидетельствует их качество и количество?

В проведении практикума использованы:

1.Рассказ В.С.Высоцкого об истории появления песни «Тот, который не стрелял»

2.Песня «Последняя поэма» композитора Алексея Рыбникова на слова Рабиндраната Тагора из фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось»

3.Песня «Ты мне веришь или нет?» композитора Алексея Рыбникова и поэта И.Кохановского из фильма Валентина Селиванова «Большое космическое путешествие»

Подведение итогов урока. (Чему научились? Что умеем? Как можно использовать полученные результаты?)

: обмен мнениями

Оценивание роботы группы и  отдельных студентов.

Инструктаж домашнего задания Задание дифференцировано и  предполагает вариативность.

Обязательная часть: подготовка устных выступлений по контрольным вопросам №2 и №4 §31 учебника В.В. Артёмов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО)  М. Издательский центр «Академия». 2015.

Вариативная часть: Найти, посмотреть и проанализировать дома видео-роликов о советском спорте.

1.»Стадион моей мечты». Музыка: А.Пахмутовой, Стихи: Н.Добронравов.  Исполнитель Муслим Магомаев. Ролик представляет собой 5–минутный Фрагмент фильма «Баллада о спорте», «Мосфильм» 1979г. Представлено открытие Спартакиады народов СССР.

2. «Герои спорта» Музыка: А.Пахмутовой, Стихи: Н.Добронравов.  Исполнитель Муслим Магомаев. Ролик представляет собой документальные фрагменты выступлений советских спортсменов на Олимпийских играх 1952 — 1992 годов, сопровождаемые статистикой медальных зачётов сборных команд СССР и США.

После просмотра видео, письменно ответьте на следующие вопросы:

Достижения советской науки 1945- 1991 гг. по направлениям исследований

Компьютеры и мобильная связь:

1957г. – создан первый в мире мобильный телефон с радиусом действия 30 км. В США первый мобильный телефон создан в 1973г.

1958г.- введена в эксплуатацию самая быстродействующая в мире ЭВМ — М-20

(не смотря на то, что до 1953г. кибернетика в СССР считалась «лженаукой»)

1975г. – БЭСМ-4 управляла совместным советско-американским космическим полётом по программе «Союз-Аполлон». Она обрабатывала информацию гораздо быстрее американского компьютера.

1981г. – первые советские персональные компьютеры стали внедрять в производство.

1957г. – запущен первый в мире искусственный спутник Земли, что в США расценили как «удар, уничтожающий престиж США»

1961г. – первый в мире советский пилотируемый космический корабль совершил 108-минутный космический полёт.

1965г. – советский космонавт Алексей Леонов первым в мире работал в открытом космосе.

1970г  — на Луне  работает советский «Луноход-1»

1971г. – в космос запущена первая космическая станция («Салют»)

1976г. – создан самый мощный в мире ракетный двигатель на жидком топливе. До 2015г США покупали этот тип двигателей у России.

1986г. – в космосе смонтирована орбитальная станция «Мир»

1949г. — принят на вооружение в СССР автомат Калашникова АК-47. Самое массовое стрелковое оружие в мире. Выпущено более 70 млн. единиц. Его изображение включено в гербы 4-х государств Африки.

1949г. – 29 августа испытана первая советская ядерная бомба РДС-1

1953г. – на Семипалатинском полигоне испытана первая в мире водородная бомба

1964г. – принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета

1964г. – серийный истребитель МиГ-25 установил рекорд скорости – 3 тыс. км/ч

1975г. – принят на вооружение лучший истребитель «Холодной войны» МиГ-31

1978г. – поставлен на боевое дежурство лучший в мире стратегический ракетный комплекс шахтного базирования Р-36 М (в иностранных источниках «Сатана»)

1988г. – создано наибольшее в мире судно на воздушной подушке – десантный корабль «Зубр»

1955г. – уникальный до 1958г. пассажирский реактивный самолёт ТУ-104

1957г. – первый в мире атомный ледокол («Ленин»)

1957г. – первые в мире суда на подводных крыльях «Ракета», «Комета», «Метеор»

1965г. – самый крупный в мире грузовой самолёт «Антей». Грузоподъёмность 100 тонн.

1968г. – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ-144.

«Моральный кодекс строителя коммунизма» — это свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятые ХХII съездом КПСС в 1961 году.

Текс Кодекса включал в себя следующие положения:

В новой редакции Программы КПСС и в Уставе КПСС, принятых на ХХVII съезде КПСС в 1986 году, «Моральный кодекс строителя коммунизма» ОТСУТСТВУЕТ.

Оцените статью
VIPdisser.ru