Тренажёр по русскому языку 5 класс к учебнику Т. Ладыженской — Г. Потапова 2020
Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обращения.
1. 1) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно старче?»
2) Куда ты светлый ручеёк стремишься?
3) Чем вы гости торг ведёте?
4) «О чём ты плачешь?» — спросил Кай Герду.
5) Садитесь, пожалуйста, устраивайтесь поудобнее.
6) Фу, какой вы грубый Незнайка.
7) «Эй малышки где тут у вас гараж?» — закричал Винтик.
8) «Кумушка мне странно это: да работала ль ты в лето?» — говорит ей Муравей.
9) Голубушка как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!
10) «Вылезай малыш не бойся!» — предложила мама зверьку.
2. 1) А ещё знаете ребята что я люблю весною делать?
2) Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла?
3) Братцы послушайте, какие я стихи сочинил.
4) Дети мои возьмите себе по стрелке, натяните луки и пустите в разные стороны.
5) Полюбила ты меня красавица за мою добрую душу.
6) Ты встань, пробудись мой сердечный друг.
7) Мальчик ты в неположенном месте перешёл улицу.
8) Выходите по порядку, становитесь на зарядку!
9) «Послушай Нильс отпусти меня на волю», — сказал гном.
10) Послушай Электроник поговори, пожалуйста, со мной.
3. 1) Не волнуйтесь дети у меня просто закружилась голова.
2) Дочери мои милые еду я по своим купеческим делам за три— девять земель.
3) Ты научи меня играть, я тоже хочу быть музыкантом.
4) Учительница остановилась около Сыроежкина и спросила: «Что это такое Серёжа?»
5) «Дагни заткни уши и не слушай эту ужасную болтовню!» — кричала тётушка Магда.
6) «Скажи чужеземец откуда ты прибыл?» — строго спросил человек в цилиндре.
7) Электроша а с кем ты ещё можешь разговаривать из зверей и птиц?
8) Ты что Сыроежкин совсем рехнулся, простую речь не понимаешь?
9) Профессор мягко сказал: «Вот мы и приехали Электроник».
10) Маша усади его на свободное место.
4. 1) Иди Артёмушка иди один, учительницу там слушай.
2) Электроник прошу тебя, выступи, покажи фокусы.
3) «Проснитесь, бегите на улицу!» — кричал доктор Айболит.
4) Не хочешь ли чего-нибудь милая Надя?
5) Мамочка выслушай меня, и я расскажу тебе всё.
6) Мы пахари Афонюшка мы хлебу расти помогаем.
7) Хочешь, я принесу тебе шоколадку?
8) А скажи мне Мороз Иванович зачем ты в колодце-то сидишь?
9) Нам нельзя унывать друзья мои.
10) Скажите, пожалуйста, не на вашем ли корабле знаменитый доктор Айболит?
5. 1) «Берегись!» — кричал им Незнайка и мчался вперёд.
2) Ты Пилюлькин всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе помочь никто не хочет.
3) Милая девочка я рад всё для тебя сделать, но этого не могу.
4) Слушайте деда Мазая зайчики!
5) Смотри косой теперь спасайся, а чур зимой не попадайся.
6) Утка прибежала и крикнула громким голосом: «Дельфины плывите сюда!»
7) Но тут выплывает кит: «Садись на меня Айболит!»
8) Любимый доктор Айболит мы благодарны тебе за то, что ты очистил море от пиратов.
9) «Эй вы слуги мои верные бегите в погоню за доктором!» — кричал Бармалей.
10) Приходи ко мне в гости, будем чай пить с пирогами.
6. 1) А ты дедушка был на войне?
2) Не печалься Золушка я добрая фея.
3) «Стой, не шевелись!» — закричал Мартин.
4) «Сейчас же отпусти гуся! Слышишь?» — кричал Нильс.
5) «Смотри, не проболтайся, что ты человек», — шепнул Нильсу Мартин.
6) «Бабунечка я потеряла свой ключ», — тяжело дыша, сказала Оля.
7) Доброе у тебя сердечко девочка.
8) А всё-таки хотела бы ты тётушка Аскал поговорить с королём?
9) «Мне страшно Оля давай вернёмся», — зашептала Яло.
10) «Уважаемые стражники нам очень нужно видеть короля», — сказала Оля.
1. 1) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
2) Куда ты, светлый ручеёк, стремишься?
3) Чем вы, гости, торг ведёте?
6) Фу, какой вы грубый, Незнайка.
7) «Эй, малышки, где тут у вас гараж?» — закричал Винтик.
8) «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» — говорит ей Муравей.
9) Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!
10) «Вылезай, малыш, не бойся!» — предложила мама зверьку.
2. 1) А ещё знаете, ребята, что я люблю весною делать?
3) Братцы, послушайте, какие я стихи сочинил.
4) Дети мои, возьмите себе по стрелке, натяните луки и пустите в разные стороны.
5) Полюбила ты меня, красавица, за мою добрую душу.
6) Ты встань, пробудись, мой сердечный друг.
7) Мальчик, ты в неположенном месте перешёл улицу.
9) «Послушай, Нильс, отпусти меня на волю», — сказал гном.
10) Послушай, Электроник, поговори, пожалуйста, со мной.
3. 1) Не волнуйтесь, дети, у меня просто закружилась голова.
2) Дочери мои милые, еду я по своим купеческим делам за тридевять земель.
4) Учительница остановилась около Сыроежкина и спросила: «Что это такое, Серёжа?»
5) «Дагни, заткни уши и не слушай эту ужасную болтовню!» — кричала тётушка Магда.
6) «Скажи, чужеземец, откуда ты прибыл?» — строго спросил человек в цилиндре.
7) Электроша, а с кем ты ещё можешь разговаривать из зверей и птиц?
8) Ты что, Сыроежкин, совсем рехнулся, простую речь не понимаешь?
9) Профессор мягко сказал: «Вот мы и приехали, Электроник».
10) Маша, усади его на свободное место.
4. 1) Иди, Артёмушка, иди один, учительницу там слушай.
2) Электроник, прошу тебя, выступи, покажи фокусы.
4) Не хочешь ли чего-нибудь, милая Надя?
5) Мамочка, выслушай меня, и я расскажу тебе всё.
6) Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем.
8) А скажи мне, Мороз Иванович, зачем ты в колодце-то сидишь?
9) Нам нельзя унывать, друзья мои.
2) Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе помочь никто не хочет.
3) Милая девочка, я рад всё для тебя сделать, но этого не могу.
4) Слушайте деда Мазая, зайчики!
5) Смотри, косой, теперь спасайся, а чур зимой не попадайся.
6) Утка прибежала и крикнула громким голосом: «Дельфины, плывите сюда!»
7) Но тут выплывает кит: «Садись на меня, Айболит!»
8) Любимый доктор Айболит, мы благодарны тебе за то, что ты очистил море от пиратов.
9) «Эй вы, слуги мои верные, бегите в погоню за доктором!» — кричал Бармалей.
6. 1) А ты, дедушка, был на войне?
2) Не печалься, Золушка, я добрая фея.
6) «Бабунечка, я потеряла свой ключ», — тяжело дыша, сказала Оля.
7) Доброе у тебя сердечко, девочка.
8) А всё-таки хотела бы ты, тётушка Аскал, поговорить с королём?
9) «Мне страшно, Оля, давай вернёмся», — зашептала Яло.
10) «Уважаемые стражники, нам очень нужно видеть короля», — сказала Оля.
1. Запишите предложения. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Замените там, где это необходимо, маленькие буквы большими.
1. 1) Бабушка п_стой немно_ко ей кр_чит она в око_ко.
2) И ей зерк_льце в ответ ты царица всех м_лее, всех румяней и б_лее.
3) А Февраль о_дал свой посох младшему брату и ск_зал теперь твой черёд братец Март.
4) Голосом молвит человеч_им о_пусти ты старче меня в море!
5) Веч_ром х_зяйка убрала т_релку и г_ворит должно быть, наши утята з_б_лели они ничего не едят.
6) А нет ли у тебя х_зяюшка перекусить чего спр_сил с_лдат.
7) Вы никогда не видели к_та в с_погах спр_сил кот.
8) Тихим голосом мал_чик ск_зал Лена дай мне одну краску, пожалуйста.
9) Какой в_ликолепный замок воскликнул восхищённый к_роль.
10) В_рнулся бездельник с упрёком ск_зал к_ту сын мельника.
2. 1) Доктор Айболит з_кр_чал берегись Бармалей как бы акулы не пр_гл_тили тебя!
2) Скорее отец мы должны помочь воскликнула принцесса.
3) И ск_зал он ей ласковое слово бог с тобой з_лотая ры_ка.
4) Приплыла к нему ры_ка и спр_сила чего тебе надобно старче?
5) А с_стра ей г_ворит ступай да без цв_тов не возвращ_йся.
6) Подойди Муму к барыне тв_рдили приживалки.
7) Вот видишь, она не любит играть ск_зал Валек.
8) Д_вай играть в жмурки предложил я.
9) Нынче б_жать надо думает Жилин.
10) Здра_ствуй князь ты мой прекрас_ный что ж ты тих, как день ненас_ный? Оп_чалился чему? г_ворит она ему.
3. 1) Костылин г_ворит п_едем Жилин одни.
2) А руж_ё з_ряжено спр_сил Жилин.
3) Ах, как в_лик мир ск_зали утята.
4) На третий день Мороз Иванович ск_зал Рукодельнице сп_сибо тебе умная ты девоч_ка хорошо ты ст_рика утешила.
5) Девоч_ка п_к_зала ему пустую к_рзину и г_ворит нужно мне н_брать в эту к_рзину по_снежников.
6) Пришла я к тебе п_служить да за работу получить г_ворит Ленивица.
7) Г_ворит ей Март т_ропись, нам с тобой всего один ч_сок брат я мои п_д_рили.
8) Мать ей вслед кр_чит рук_вич_ки н_день, шу_ку з_стегни!
9) Я затем в коло_це с_жу, что в_сна по_ходит ск_зал Мороз Иванович.
10) Вышел Иван в чистое поле и крикнул Сивка-бурка вещая каурка стань передо мной, как лист перед тр_вой!
1. 1) «Бабушка, постой немножко,» — ей кричит она в окошко.
2) И ей зеркальце в ответ: «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее».
3) А Февраль отдал свой посох младшему брату и сказал: «Теперь твой черёд, братец Март».
4) Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море!»
5) Вечером хозяйка убрала тарелку и говорит: «Должно быть, наши утята заболели, они ничего не едят».
6) «А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего,» — спросил солдат.
7) «Вы никогда не видели кота в сапогах?» — спросил кот.
8) Тихим голосом мальчик сказал: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста».
9) «Какой великолепный замок!» — воскликнул восхищённый король.
10) «Вернулся, бездельник,» — с упрёком сказал коту сын мельника.
2. 1) Доктор Айболит закричал: «Берегись, Бармалей, как бы акулы не проглотили тебя!»
2) «Скорее, отец, мы должны помочь!» — воскликнула принцесса.
3) И сказал он ей ласковое слово: «Бог с тобой, золотая рыбка».
4) Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
5) А сестра ей говорит: «Ступай, да без цветов не возвращайся».
6) «Подойди, Муму, к барыне,» — твердили приживалки.
7) «Вот видишь, она не любит играть,» — сказал Валек.
8) «Давай играть в жмурки,» — предложил я.
9) «Нынче бежать надо,» — думает Жилин.
10) «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — говорит она ему.
3. 1) Костылин говорит: «Поедем, Жилин, одни».
2) «А ружьё заряжено?» — спросил Жилин.
3) «Ах, как велик мир!» — сказали утята.
4) На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты старика утешила».
5) Девочка показала ему пустую корзину и говорит: «Нужно мне набрать в эту корзину подснежников».
6) «Пришла я к тебе послужить, да за работу получить,» — говорит Ленивица.
7) Говорит ей Март: «Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
8) Мать ей вслед кричит: «Рукавички надень, шубку застегни!»
9) «Я затем в колодце сижу, что весна подходит,» — сказал Мороз Иванович.
10) Вышел Иван в чистое поле и крикнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
2. Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившиеся предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь.
2) Герда сказала: «Мне кажется, что за нами кто-то идёт».
3) А лягушка отвечает: «Не тужи Иван-царевич ложись лучше спать, утро вечера мудренее».
4) «Зачем добрый молодец ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга.
5) Утёнок подумал: «Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня».
6) «Алёша помоги мне поймать курицу!» — кричала кухарка.
7) Алёша сказал: «Дверь заперта ключом».
8) «Муму подойди же ко мне, подойди к барыне», — говорила госпожа.
9) Братья говорят: «Полежим на этом ковре, отдохнём часок!»
10) А меньшая дочь говорит: «Привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».
2) «Мне кажется, что за нами кто-то идёт,» — сказала Герда.
3) «Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее,» — ответила лягушка.
4) Баба-яга ему говорит: «Зачем добрый молодец ко мне пожаловал?»
5) «Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня,» — подумал утёнок.
6) Кухарка кричала: «Алёша, помоги мне поймать курицу!»
7) «Дверь заперта ключом,» — сказал Алёша.
8) Госпожа говорила: «Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне».
9) «Полежим на этом ковре, отдохнём часок!» — говорят братья.
10) «Привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете,» — говорит меньшая дочь.
Упражнения по теме «Обращение»
Выпишите те предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.
Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.
II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.
III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.
Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.
Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.
Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.
а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;
б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;
в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;
г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)
Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.
Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)
2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.
а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)
б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).
Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.
Тест по теме «Обращение»
1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.
2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.
3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.
4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.
2. С чем нельзя согласиться?
1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.
2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.
3) Обращение может стоять в любой части предложения.
4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.
3. Выберите ошибочное утверждение.
1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.
2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.
3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.
4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.
4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.
1) Здравствуй, солнце да утро веселое!
2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.
4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — все ваша музыка плоха.
5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.
1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.
2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?
3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.
4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!
6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.
1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.
3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.
4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.
7. Установите соответствие:
А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.
Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
8. Установите соответствие:
1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»
2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
3) «Вот что, князь, тебя смущает?»
4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
А. Гости — подлежащее.
Б. Князь — подлежащее.
В. Гости — обращение.
Г. Князь — обращение.
9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено
1) обращением и вводным словом.
2) вводным словом и словом-предложением.
3) обращением и уточняющим обстоятельством.
4) словом-предложением и обособленным приложением.
10. Нераспространенным обращением осложнено предложение
1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)
2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)
3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)
4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)
11. Распространенным обращением осложнено предложение
1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)
2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)
3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)
4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)
12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении
1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)
2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)
3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)
4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)
13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении
1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)
2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)
3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)
4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)
14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется
2) вводное слово.
4) обособленное приложение.
5) уточняющие члены предложения.
15. В каком предложении нет обращения?
I) Зачем ты, Балда. к нам залез?
2) Воротись, поклонися рыбке.
3) Постой, бабушка, постой немножко.’
4) Здравствуй, солнце да утро веселое!
16. В каком предложении нет обращения?
1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?
2) Взвейтесь кострами, синие ночи!
3) Ты, видимо, меня не услышал.
4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.
17. В каком предложении есть обращение?
1) Откуда ты идешь?
2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.
3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.
4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.
18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.
2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.
3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?
4) Ты письмо мое, милый, не комкай.
19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.
2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.
3) Брат мой, как я рад тебя видеть!
4) Читатель, любишь ли ты книги?
20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
1) Помоги мне, солнце красное.
2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.
3) Итак, вы в Москве родные мои?
4) Он был, о море, твой певец.
(мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)