- Глава 1. Неуспеваемость учащихся как психолого – педагогическая проблема
- Выпускная квалификационная работа Проблема неуспеваемости младших школьников и пути её решения
- Введение
- Глава 2. Исследование причин неуспеваемости младших школьников
- Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости младших школьников и пути её решения
- Опытно-экспериментальное исследование психологических причин неуспеваемости младших школьников
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по решению неуспеваемости детей младшего школьного возраста
- Список литературы
Глава 1. Неуспеваемость учащихся как психолого – педагогическая проблема
учащаяся
4 курса П-42 группы
Выпускная квалификационная работа Проблема неуспеваемости младших школьников и пути её решения
доктор пед. наук,
профессор
Ф.Г.Мухаметзянова
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ «НЕСВИЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ЯКУБА КОЛАСА»
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ
ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Специальность:
050708 Педагогика и методика начального
образования
Введение
Актуальность
исследования.
Проблема неуспеваемости всегда волновала
учителей. Ведущие педагоги и психологи
пытаются найти способы борьбы с
неуспеваемостью. Для того чтобы эта
борьба была эффективной, учителю просто
необходимо знать причины неуспеваемости
младших школьников.
Проблема кроется
не только в несовершенных методах работы
школ, но и в особенностях возраста, в
психологической готовности ребёнка к
школе. До сих пор одним и самым “больным”
вопросом всех школ остаётся слабая
успеваемость младших школьников.
Анализ литературных
источников показывает, что многими
авторами изучается проблема неуспеваемости
младших школьников. Неуспеваемость —
это результат нашего невнимания,
безразличия. Опыт показывает: вовремя
и правильно изжитые трудности не только
позволяют ребёнку нормально учиться,
но и сохраняют его физическое и психическое
здоровье.
Проблема
неуспеваемости младших школьников —
одна из центральных в педагогике и
педагогической психологии. Выявлено,
что неуспеваемость младших школьников
может быть следствием причин как
непсихологического характера: семейно
бытовые условия, педагогическая
запущенность, образования родителей,
так и психологические недостатки: в
познавательной, мотивационной сфере,
индивидуально психологические особенности
учащихся. Многообразие причин
неуспеваемости затрудняет деятельность
учителя по их выявлению, и в большинстве
случаев учитель выбирает традиционный
способ работы со слабоуспевающими
учащимися — дополнительные занятия с
ними, состоящие в основном в повторении
пройденного учебного материала. При
этом чаще всего такие дополнительные
занятия проводятся сразу с несколькими
отстающими учащимися. Однако, эта работа,
требующая большой затраты времени и
сил, оказывается бесполезной и не даёт
желаемого результата.
Для того чтобы
работа со слабоуспевающими детьми стала
эффективной, надо, прежде всего выявить
конкретные психологические причины,
мешающие полному усвоению знаний каждым
учеником.
Проблема с учёбой
обычно возникает в школах, где преподавание
ведётся по стандартным программам, где
все действия учителя и школьников строго
регламентированы, где классы слишком
велики, чтобы хватало времени на поиск
индивидуального подхода к ученикам.
У каждого ребёнка
есть свои трудности, которые мешают
ему, приспособится к школьной обстановке.
Они часто связаны со здоровьем: одни
дети плохо видят, другие плохо слышат,
третьи быстро устают или страдают
хроническим заболеванием. Следует
учитывать психологические аспекты:
некоторым младшим школьникам, например,
не даётся чтение из – за особого свойства
их психики, не позволяющего им воспринимать
слова целиком; нервные дети не способны
сосредоточиться на предмете, их голова
всё время занята посторонними мыслями;
озорники своими выходками мешают учителю
и товарищам. В каждом классе есть
отличники и дети, чей уровень умственного
развития невысок.
Проблеме
неуспеваемости младших школьников
всегда уделялось особое внимание со
стороны, как психологов, так и педагогов
(М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская,
Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К.
Бабанский). Проблемой неуспеваемости
младших школьников считается низкий
уровень знаний по сравнению с общепринятыми
стандартами. Причины неуспеваемости
младших школьников могут быть разными.
В некоторых случаях виновниками являются
сами учителя. Учитель считает, что ученик
невнимателен на уроке, что он лодырь,
неспособный. Но часто под этим скрывается
недостаточно подготовленная работа
учителя, который не смог заинтересовать
ученика, развить его индивидуальные
способности, приобщить к работе на
уроке. Неподготовленность к школьному
обучению, в крайней своей форме выступающая
как:
1) социальная и
педагогическая запущенность;
2) ученик длительное
время непреднамеренно пропускает
занятия, например из-за серьёзной
болезни;
3) дефекты речи,
неисправленные в дошкольном возрасте;
4) недостатки зрения
и слуха;
6) негативные
взаимоотношения с одноклассниками и
учителями.
В настоящее время
для научной мысли характерна теория
двух факторов, то есть принятие как
биологических, так и социальных теорий.
Специалисты отмечают, что проблема
неуспеваемости является и педагогической,
и медицинской, и психологической, и
социальной помощью. Именно поэтому в
последнее десятилетие все чаще и чаще
звучат призывы к объединению усилий
специалистов разного профиля в деле
повышения успеваемости школьников. Не
смотря на пристальное внимание педагогов
и психологов, ученых и практиков к
проблеме неуспеваемости младших
школьников, число учащихся, испытывающих
трудности в обучении, непрерывно растет.
При изучении
психолого-педагогической литературы
мною было выявлено противоречие
между большим
количеством психолого-педагогической
литературы по проблеме неуспеваемости
младших школьников, с одной стороны, и
малым количеством методических разработок
путей решения этих проблем, с другой
строны.
Выявленное
противоречие позволило обозначить
проблему
исследования: каковы
педагогические условия решения
проблемы
неуспеваемости младших школьников и
путей решения этих проблем.
Тема исследования:
проблема неуспеваемости младших
школьников и пути её решения.
Объект исследования:
проблема неуспеваемости младших
школьников.
Предмет
исследования:
педагогические условия решения проблемы
неуспеваемости младших школьников и
пути её решения.
Цель исследования:
теоретически выявить и путем
опытно-экспериментальной работы
проверить эффективность педагогических
условий решения проблем неуспеваемости
у младших школьников.
Изучение
психолого-педагогической литературы
по теме исследования позволило выдвинуть
следующую гипотезу:
устранение проблем неуспеваемости
младших школьников будет осуществляться
успешнее, если своевременно проводить
педагогическую и психологическую
профилактику, психодиагностику проблем
неуспеваемости младших школьников. При
наличии воспитательного воздействия,
с неуспевающими школьниками должна
вестись индивидуальная планируемая
воспитательная работа, которая включает
и работу с семьей школьника.
В соответствии с
целью и гипотезой исследования были
определены следующие задачи:
1. Проанализировать
научную и методическую литературу по
проблеме неуспеваемости младших
школьников.
2. Теоретически
обосновать и выявить педагогические
условия решения неуспеваемости детей
младшего школьного возраста.
3. Экспериментальным
путем проверить эффективность
педагогических условий решения
неуспеваемости младших школьников.
Теоретико-методологическая
основа исследования: методические и
научные исследования неуспеваемости
младших школьников в работах П.П.
Блонского, А.М. Гельмонта, Н.И. Мурачковского
.
Для решения
поставленных задач и проверки гипотезы
были использованы следующие методы
исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической
и методической литературы по проблеме
исследования; наблюдение, интервьюирование
учеников и учителя, анализ продуктов
деятельности учащихся, сравнение,
изучение документации. Организация и
проведение эксперимента с целью проверки
гипотезы.
Опытно-экспериментальная
база исследования: исследование
проводилось в МАОУ «СОШ» №15 города
Альметьевск РТ. В исследование участвовали
учащиеся 3 «Б» класса в составе 10
учащихся.
Исследование
проводилось в три этапа.
Первый этап —
постановочный — выбор и осмысление темы.
Изучение психолого-педагогической
литературы, постановка проблемы,
формулировка цели, предмета, объекта,
задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап —
собственно-исследовательский — разработка
комплекса мероприятий и их систематическое
проведение, обработка полученных
результатов, проверка гипотезы.
Третий этап —
интерпретационно-оформительский —
обработка и систематизация материала.
Научная новизна
исследования:
исследования состоит в том, что
неуспеваемость младших школьников
рассматривается как самостоятельная
исследовательская проблема; экспериментально
проверена эффективность мероприятий
по решению неуспеваемости младших
школьников.
Практическая
значимость
заключается в том, что выводы и результаты
дипломной работы могут быть использованы
в учебно-воспитательном процессе
общеобразовательных учреждений.
Структура и объем
дипломной работы:
данная работа состоит из введения, двух
глав (теоретической и опытно –
экспериментальной), заключения, списка
использованной литературы, включающего
34 наименования, приложения.
Глава 2. Исследование причин неуспеваемости младших школьников
Проблема
школьной неуспеваемости является
сегодня очень актуальной. Много детей
с самого начала обучения попадают в
разряд неуспевающих и на протяжении
многих школьных лет несут на себе ярлык
отстающих. То, что дети не усваивают
материал полностью само по себе не так
страшно.
Негативные
последствия сказываются на формировании
личности ребенка:
·
снижают его самооценку,
·
смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью,
·
делают его пассивным, равнодушным к
учебе, либо негативно настроенным на
любое обучение.
Каждый
родитель хочет, чтобы его ребенок вырос
благополучным, успешным, счастливым
человеком. И фундамент такого благополучия
закладывается именно в школьные годы.
Поэтому очень важно разобраться в
причинах неуспеваемости ребенка и
сделать все возможное, чтобы школа со
своими жесткими требованиями и мерками
не закладывала подводные камни в его
будущей взрослой жизни.
Целью
написания курсовой работы является
исследование проблем неуспеваемости
младших школьников.
Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1.
Проанализировать работы отечественных
и зарубежных психологов, касающиеся
проблем неуспеваемости у младших
школьников, а также особенностей
психологии младших школьников;
2.
Дать личностно-психологическую
характеристику неуспевающих младших
школьников;
3.
Рассмотреть особенности проявления
неуспевания у младших школьников;
4.
Провести собственное исследование
причин и особенностей неуспеваемости
у младших школьников;
5.
Разработать рекомендации по профилактике
и преодолению неуспеваемости младших
школьников.
Объектом
исследования являются младшие школьники.
Предмет исследования – неуспеваемость
младших школьников. Гипотеза – одной
из основных причин неуспеваемости у
младших школьников является неадекватная
самооценка, которая отрицательно
сказывается на заинтересованности
ребенка в результатах учения.
Теоретической
основой работы послужили учебники и
учебные пособия по психологии младших
школьников. Методологическую основу
для написания курсовой работы составили
разработки зарубежных и отечественных
психологов по проблемам неуспеваемости
младших школьников.
Теоретическая
значимость курсовой работы заключается
в анализе существующих разработок по
проблемам неуспеваемости у младших
школьников. Практическая значимость
курсовой работы заключается в определении
основных причин неуспеваемости у
младших школьников и разработке
рекомендаций по профилактике
неуспеваемости.
Новизна
курсовой работы заключается в выдвижении
на ведущее место у младших школьников
такого психологического фактора, как
самооценка. В существующих исследованиях
определено множество факторов, влияющих
на успеваемость младших школьников,
но, по моему убеждению, они во многом
являются производными от самооценки
ребенка, либо служат причиной для
падения самооценки (например, у леворукого
ребенка в большинстве случаев заниженная
самооценка, так как он не может выполнять
задания «так, как положено»). При этом
во многих исследованиях леворукость
рассматривается как одна из причин
неуспеваемости. В действительности же
причиной неуспеваемости является не
леворукость, а вызванная ею заниженная
самооценка ребенка.
То,
что с детьми теперь работать труднее,
чем 10 — 15 лет назад, не нуждается в
доказательствах. И уже не секрет, что
год от года растет число детей с
различными видами аномалий. Поэтому
вопросы, связанные с изучением умственной
отсталости в настоящее время относятся
к числу наиболее актуальных для любого
учителя начальных классов. Внимание к
проблеме детей-олигофренов, т.е. детей,
имеющих различные поражения центральной
нервной системы, вызвано тем, что
количество людей с этим видом аномалий
не уменьшается, а все больше возрастает.
Кроме того, в последнее время отмечается
значительный рост числа учащихся
массовых школ, отстающих в учебе.
Неуспеваемость учащихся — бич школы.
Школа, в которой есть неуспевающие
учащиеся, — это школа, выпускающая брак.
Неуспевающие учащиеся — кандидаты на
второгодничество. Школа несет
ответственность перед неуспевающими
и второгодниками, ибо она не сумела
дать им нужное воспитание и образование,
она сделала их неудачниками и тем самым
искалечила их дальнейшую судьбу. Школа
несет ответственность перед родителями
неуспевающих учащихся, ибо родители
отдали своих детей в школу в надежде,
что она воспитает их как нравственных,
культурных, творчески активных и
социально зрелых личностей. Неуспеваемость
учащихся по тому или иному предмету
ложится тяжелым бременем на учителя.
Ведь он должен уделять им дополнительное
внимание и время, проводя и организуя
для них дополнительные занятия и
консультации. Учитель должен специально
для них готовить особые задания,
неоднократно повторять пройденный
материал. Учитель, несомненно, чувствует
свою вину и перед самими неуспевающими
учащимися и их родителями, ибо он не
сумел найти такие средства и методы
работы с этими учащимися, чтобы они не
отставали в овладении его учебным
предметом. Неуспеваемость учащихся —
большое зло со всех точек зрения. Но, к
сожалению, среди учителей довольно
широко распространено мнение, что это
неминуемое зло, что неуспеваемость
учащихся всегда была и будет. Они видят
причины неуспеваемости в них самих (в
учащихся), в их плохой подготовке, слабом
психическом развитии, плохих семейных
условиях, в их нежелании учиться. Когда
я училась в школе, встречались учащиеся,
которые не успевали по тому или иному
учебному предмету. В нашем классе тоже
были такие ученики. Многие из таких
учеников вынуждены были покинуть школу.
Но почему? Неужели нельзя было ничего
сделать или хотя бы как-то помочь этим
детям? Я уверена, что можно! Но почему
же тогда учителя не хотят оказать помощь
такому ребенку? Легко, конечно, сказать,
что этот ребенок «дебил» и поэтому не
способен учиться вместе с остальными
детьми. Но что сделал учитель, чтобы
разобраться в тех причинах, которые
порождают неуспеваемость учащихся?
Когда я вторично столкнулась с такими
детьми уже во время практики пробных
уроков, то я решила для себя, что
обязательно узнаю те причины, которые
лежат в основе неуспеваемости. Возможно,
именно поэтому я выбрала данную тему.
Я поняла, что так не должно быть и так
не будет, если каждый учитель будет
делать, постарается сделать все
возможное, чтобы предотвратить
неуспеваемость или второгодничество,
которое так возросло в нашей стране.
Мы
рассмотрим основные психологические
причины школьной неуспеваемости
психически здоровых детей.
Рассмотрим
теперь более конкретно, какие причины
чаще всего приводят к отставанию в
общем развитии. Если проследить историю
развития таких детей, то обнаруживается,
что причиной чаще всего бывает какое-то
заболевание, перенесенное в раннем
детстве. Какое именно — не суть важно.
Важно, что оно было достаточно
продолжительным. Плохое или даже не
столь уж сильно сниженное зрение
ограничивает ребенка в движениях,
затрудняет ориентировку в пространстве,
делает его неловким, препятствует
участию в общих играх. Такого рода
неудачи действуют и на настроение
малыша, сказываются на его характере.
Наличие слабо выраженных нарушений
центральной нервной системы препятствует
нормальному функционированию тех или
иных систем мозга и задерживает его
своевременное развитие. Негативное
влияние на развитие ребенка может
оказать тяжелое соматическое заболевание,
происшедшие впервые годы жизни.
Особую
трудность представляют отклонения в
умственном развитии ребенка. Эти
отклонения различаются и по степени
тяжести, и по причинам их вызывающим.
Небольшое отставание в познавательной
деятельности ребенка может быть
нестойким и вначале не очень заметным.
Однако постепенно, если не обращать
внимания на умственную пассивность
малыша, оно станет сказываться все
резче, а впоследствии и затруднит
обучение в школе. У всех детей наблюдаются
недостатки памяти, причем они касаются
всех видов запоминания: непроизвольного
и произвольного, кратковременного и
долговременного. Одна из основных
причин недостаточного уровня развития
непроизвольной памяти у детей с ЗПР —
их низкая познавательная активность.
Развитие непроизвольной памяти не
прекращается в младшем школьном
возрасте. Она продолжает совершенствоваться
на следующих этапах онтогенеза. Между
тем по мере взросления ребенка на
передний план все больше выступает
произвольная память, реализующаяся
как особая форма деятельности. Без
достаточного уровня развития произвольной
памяти невозможно полноценное обучение.
Известно, что в младшем школьном возрасте
наглядный материал усваивается лучше
вербального. Оказывается, что форма
предъявления материала особенно важна
для отстающих детей. Значительное
отставание и своеобразие обнаруживается
в развитии у детей мыслительной
деятельности. Это выражается в
несформированности таких операций,
как анализ, синтез, в неумении выделить
существенные признаки и делать обобщение,
в низком уровне развития абстрактного
мышления. Для этих школьников характерны
неумение организовать свою умственную
деятельность. Серьезные проблемы
возникают при изучении математики.
Одна из наиболее распространенных
внутренних причин неуспеваемости —
недостаточное развитие у школьников
мышления, неготовность этих детей к
напряженному интеллектуальному труду
в процессе обучения. Примерно для
каждого пятого неуспевающего ученика
это основная причина слабых знаний, и
устранить ее порой бывает очень трудно.
Другой
распространенной причиной неуспеваемости
— нежелание ученика учиться. Из-за
отсутствия достаточно сильных
положительных стимулов к самому процессу
учения. Нежелание учиться может
возникнуть из-за разных поводов. Все
они сводятся в основном к трудностям
учения. Например, ученик не умеет, не
может заставить себя заниматься. Иногда
нежелание учиться порождается объективной
трудностью предметом для ученика. В
этом случае всеми доступными средствами
следует стимулировать его, показать
ему радостную сторону познания и
преодоление трудностей, внутреннюю
красоту предмета. Нежелание ученика
учиться может быть вызвано отсутствием
интереса у школьника лишь к данному
предмету. Ученик может быть способный,
ему легко учиться, при желании он мог
бы неплохо успевать. Однако он равнодушен
лишь к этому предмету. Здесь следует
искать и найти такой подход, который
заново открыл бы для данного ученика
достоинства изучаемого предмета.
Отсутствие интереса, к учебе начиная
с первых шагов обучения чревато еще
одной неприятностью в будущем. Очень
хорошо написал об этом учитель А.
Новиков: «Мы сажаем ребенка, который
бегло читает, хорошо пишет и рисует в
первый класс только потому, что ему
семь лет. Он «проходит» азбуку и пишет
палочки вместе со всеми, учеба сразу
оказывается для него унылым, однообразным
делом, не требующим труда. К четвертому
классу, когда начинают ему встречаться
непонятные вещи, он уже не справляется
с ними, так как не привык работать, и
все еще наивно уверен, что учеба в школе
— пустяк. Вот причина резкого снижения
успеваемости многих 11-12-летних детей,
блиставших своими успехами в начальных
классах. Они не умеют, не привыкли
открыть книгу, найти нужную тему,
вчитаться, подумать, что-то выписать,
задать вопрос по теме. Им этого ничего
не требовалось до сих пор.
Распространенной
причиной устойчивой неуспеваемости
является недисциплинированность
отдельных учеников. Их число пополняется
в широких пределах, увеличиваясь в
старших классах. Опыт работы с такими
учениками показывает, что если для них
найти посильную и интересную работу,
как на уроке, так и вне него, то они
постепенно исправляются. Авторитет
учителя, заинтересованность предметом,
работой во внеурочное время определяет
успех борьбы с недисциплинированностью.
К
числу субъективных причин неуспеваемости
относят иногда встречающуюся личную
неприязнь ученика к учителю. Стойкая
нелюбовь, неуважение к учителю сильно
мешают мобилизации усилий ученика,
порождают неуспеваемость. Жизненный
опыт и педагогический долг должны
помочь учителю найти подход к таким
ученикам. Часто бывает достаточно
обнаружить и исправить какой-то свой
промах, чтобы вернуть к себе уважение.
Важно, чтобы в отношениях учителя и
ученика не было никакой фальши. Всякая
неискренность только ухудшит
взаимоотношения.
Неуспеваемость
может быть связана с проблемой улицы.
Отдых, игры на свежем воздухе, конечно,
необходимы. Однако часто соблазнов так
много, а контроля родителей и прилежания
учащегося так мало, что не очень радиевые
ученики большую часть времени после
школы проводят в компании с уличными
приятелями. Поскольку учебная программа
предполагает систематическую работу
дома, то возникают все предпосылки для
отставания и неуспеваемости.
Дети
с синдромом дефицита внимания.
Детей
с нарушениями такого типа невозможно
не заметить, поскольку они резко
выделяются на фоне сверстников своим
поведением. Такое поведение характерно
для детей с так называемым гиперкинетическим,
или гиперактивным синдромом. Одной из
специфичных его черт является чрезмерная
активность ребенка, излишняя подвижность.
В последнее время специалистами
показано, что гиперактивность выступает
как одно из проявлений целого комплекса
нарушений, отмечаемых у таких детей.
Основной же дефект связан с недостатком
механизмов внимания и тормозящего
контроля. Поэтому подобное нарушение
более точно классифицируют как «синдром
дефицита внимания». Поступление в школу
создает серьезные трудности для детей
с недостатком внимания, так как учебная
деятельность предъявляет повышенные
требования к развитию этой функции.
Специалисты выделяют следующие
клинические проявления синдромов
дефицита внимания у детей:
1.
беспокойные движения в кистях и
стопах
2.
неумение спокойно сидеть на месте,
когда это требуется
3.
Легкая отвлекаемость на посторонние
стимулы
4.
Нетерпение, неумение дожидаться
своей очереди
5.
неумение сосредоточиться
6.
Частые переходы от одного незавершенного
действия к другому
7.
неумение играть тихо, спокойно
8.
болтливость
Психологические
причины, лежащие в основе неуспеваемости
можно объединить в две группы. К первой
из которых отнесли недостатки
познавательной деятельности в широком
смысле слова, а ко второй недостатки в
развитии мотивационной сферы детей.
Анализируя причины первой группы, можно
вести речь о тех случаях, когда школьник
плохо понимает, не способен усвоить
качественно школьные предметы, не умеет
на должном уровне выполнять учебные
действия. Среди психологических причин
первой группы выделяют следующие три:
—
несформированность приемов учебной
деятельности
—
недостатки развития психологических
процессов, главным образом мыслительной
сферы ребенка
В
итоге оценивания учащихся возникает
проблема неуспеваемости или неудач в
учебе отдельных учеников. Под
неуспеваемостью понимается ситуация,
в которой поведение и результаты
обучения не соответствуют воспитательным
и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что
ученик имеет слабые навыки чтения,
счета, слабо владеет интеллектуальными
умениями анализа, обобщения. Систематическая
неуспеваемость ведет к педагогической
запущенности, под которой понимают
комплекс негативных качеств личности,
противоречащих требованиям школы,
общества. Это явление крайне нежелательное
и опасное с моральной, социальной,
экономической позиции. Педагогически
запущенные часто бросают школу, пополняют
группу риска. Исследования установили
три группы причин школьных неудач:
1.
Социально-экономические — материальная
необеспеченность семьи, неблагоприятная
обстановка в семье, алкоголизм,
педагогическая безграмотность родителей.
Общее состояние общества тоже отражается
на детях.
2.
Причины биологического характера —
наследственные особенности, способности,
черты характера. Следует помнить, что
задатки наследуются от родителей, а
способности, увлечения, характер
развиваются при жизни на основе задатков.
Наука доказала, что у всех рожденных
здоровыми младенцами приблизительно
одинаковые возможности развития,
которые зависят от социальной, семейной
среды и воспитания.
3.
Педагогические причины. Педагогическая
запущенность чаще всего является
результатом ошибок, низкого уровня
работы школы. Обучение, работа учителя
— решающий фактор развития школьника.
Грубые ошибки педагога ведут к психической
травме, полученной в процессе обучения
и требующей иногда специального
психотерапевтического вмешательства.
Исследования показали более конкретные
причины неудач в учебе:
—
жесткая унифицированная система
обучения, содержание образования,
одинаковое для всех, неудовлетворяющее
потребности детей.
—
единообразие, стереотипность в методах
и формах обучения, интеллектуализм,
недооценка эмоций.
—
неумение ставить цели обучения и
отсутствия эффективного контроля за
результатами.
—
пренебрежение развитием ученика,
практицизм, натаскивания.
Дидактическая, психологическая,
методическая некомпетентность учителя
ведет к неудачам в учебе. Для устранения
дидактических причин неуспеваемости
есть такие средства:
1.
педагогическая профилактика — поиск
оптимальной педагогической системы,
в том числе применение методов и форм
обучения, новых педагогических
технологий.
2.
Педагогическая диагностика —
систематический контроль и оценка
результатов обучения, своевременное
выявление пробелов. Для этого имеются
беседы учителя с учениками, родителями,
проведение тестов и т.д.
3.
Педагогическая терапия — меры по
отстранению отставаний в учебе.
Дополнительные задания, занятия.
Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости младших школьников и пути её решения
1.1. Психологические
и педагогические особенности неуспевающих
школьников
1.2. Педагогические
условия решения проблемы неуспеваемости
младших школьников
Выводы по первой
главе.
Опытно-экспериментальное исследование психологических причин неуспеваемости
младших школьников
2.1 Организация и методы исследования
Цель: исследовать психологические
причины неуспешных в обучении школьников выделить условия, необходимые для
изменения этих особенностей и повышения эффективности обучения.
Гипотеза: У младших
школьников, испытывающих трудности в обучении, снижена самооценка, отсутствует
интерес к учебе, повышена тревожность.
Подобрать адекватные
возрасту и поставленной проблеме диагностические методики.
Провести диагностическое
обследование в начальной школе.
Проанализировать
полученные результаты и соотнести их с теоретическими данными.
Исследование проводилось
в марте 2013 года. В исследовании принимали участие 46 человек (3а и 3б
классы). Первоначально проводилось наблюдение за детьми на переменах и учебных занятиях,
что позволило зафиксировать поведение школьников в обычных учебных ситуациях.
Была проведена беседа с учителем изучаемого класса на предмет ознакомления с особенностями
детей и уровнем их успеваемости. На основе полученной информации были выделены
две группы учащихся:
1. дети успешные в
обучении;
2. дети неуспешные в
школьном обучении.
Проводилась диагностика
уровня самооценки, тревожности, учебной мотивации в группе успешных и
неуспешных в учебе школьников. После чего сравнивались результаты, полученные
при диагностике младших школьников.
Качественный анализ
ответов даёт возможность оценить уровень мотивации школьников.
Методика исследования
самооценки младших школьников составлена по типу самооценочных шкал Дембо и
предлагается Дубровиной И.В. и ее сотрудниками как метод диагностики самооценки.
Ребенку предлагалась следующая инструкция: » Нарисуй семь кружочков в один ряд.
Представь, что один из них твой и поставь точку в тот кружочек, в котором ты
сейчас находишься. Поставь крестик в тот кружочек, где бы ты хотел находиться.»
Уровень самооценки
оценивается следующим образом: высокий уровень — 6,7 кружки, средний уровень —
4,5 кружки, низкий уровень — 1,2.3 кружки.
Исследование тревожности
младших школьников проводилось по проективной методике «Несуществующее
животное», которая была предложена Роговым Е.И. Для работы требовался лист
бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Детям предлагалась следующая
инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его
несуществующим именем.
При анализе рисунков учитывались
следующие параметры :
Резко продавленные линии,
видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки).
Наличие затемнения
контурной линии, штриховка деталей.
Количество нарисованных
элементов на листе.
Чем больше элементов, тем
выше тревога.
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Результаты исследования
представлены в приложении 1.
В группе успешных
школьников было 32 человека, в группе неуспешных (по наблюдениям и из бесед с
учителями) — 14 человек.
К неуспешным были
отнесены учащиеся, у которых по нескольким предметам сразу отмечались низкие
оценки, при чём снижение успеваемости было достаточно устойчивым. Они, как
правило, не проявляли на уроках активности, не всегда выполняли задания
учителя, не всегда готовили дома домашнее задание. Среди них были дети,
результаты обучения которых по основным предметам оценивались между «двойкой» и
«тройкой». Родители этих учащихся, как правило, не проявляли особенного
интереса к их результатам (за исключением мам Лены Н. и Дениса К., которых
интересовала прежде всего проблема перевода во вспомогательную школу).
В группу успешных детей
были включены все оставшиеся учащиеся из классов 3а и 3б.
Поведение детей в
ситуации диагностического обследования имело некоторые особенности: Ребята,
отнесённые нами к группе неуспешных, настороженно относились к психологу, были
скованны, неуверенны. На вопросы отвечали не сразу, долго выбирая вариант
ответа. Иногда была необходимость повторить школьнику инструкцию, чтобы
включить его в работу. При выполнении задания или отвечая на вопрос, дети
нуждались в поддержке, подбадривании со стороны психолога. Дети, отнесённые к
группе успешных, были открыты в общении с психологом, проявляли интерес к
заданиям, выполняли задания быстро, уверенно.
Результаты исследования
самооценки школьников
Результаты исследования
самооценки неуспешных в учебе школьников показали, что 50% исследуемых детей
имеют низкую самооценку, 35,72% детей имеют средний уровень самооценки и 14,28%
— высокий уровень.
Результаты исследования
самооценки успешных в учебе школьников показали, что 12,5% исследуемых детей
имеют низкую самооценку, 37,5% детей имеют средний уровень самооценки, 50%
детей имеют высокий уровень самооценки.
Таблица 1 —
Исследование самооценки
Рисунок 1.
Исследование самооценки успешных и неуспешных школьников
Очевидно, что в группе
успешных школьников значительно больше детей с высоким уровнем самооценки, и,
наоборот, в группе неуспешных школьников половина детей имеют заниженную
самооценку.
Результаты исследования
учебной мотивации школьников
Результаты исследования
учебной мотивации неуспешных в учебе школьников показали, что 28,57% их них не
имеют интереса к учёбе и 71,42% имеют высокий уровень учебной мотивации.
Результаты исследования
учебной мотивации успешных в учебе школьников показали, что 18,75% исследуемых
детей имеют низкую учебную мотивацию, 81,25% детей имеют высокий уровень
учебной мотивации.
Таблица 2 —
Исследование учебной мотивации
Рисунок 2 — Учебная
мотивация успешных и неуспешных школьников
Полученные результаты
показывают, что у большинства учащихся из обоих групп всё-таки учебная
мотивация присутствует. Объясняется это, по-видимому, тем, что пока ещё учебная
деятельность не утратила ведущих позиций и ситуация неуспеха не так уж сильно
выражена. Вероятно, неуспешные школьники давали социально желательные ответы на
вопросы анкеты.
Результаты исследования
тревожности школьников
Результаты исследования
уровня тревожности неуспешных в учебе школьников показали, что 35,71%
исследуемых детей имеют высокий уровень тревожности, 28,57% детей имеют средний
уровень тревожности и 28,57% детей имеют низкий уровень тревожности.
Результаты исследования
тревожности успешных в учебе школьников показали, что 25% исследуемых детей
имеют высокий уровень тревожности, 40,62% детей имеют средний уровень
тревожности, 34,37% детей имеют низкий уровень тревожности.
Таблица 3 —
Исследование тревожности
Рисунок 3 — Тревожность
успешных и неуспешных школьников
Эти результаты
показывают, что тревожность в группе неуспешных учащихся несколько выше, но
различия не очень значительны. В результате исследований можно с уверенностью рассуждать, что высокая мотивация
оказывает большое влияние на школьную успеваемость. Но не смотря на это учителю
необходимо повышать самооценку своих учеников
В результате анализа
теоретического материала по данной теме были выделены причины и последствия
неуспеваемости детей в школьном обучении. С поступлением ребёнка в школу в его
жизни происходят существенные изменения, конкретным образом меняется социальная
ситуация развития. Формируется учебная деятельность, которая является для него
ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные
психологические новообразования младшего школьного возраста. Хочется также
отметить, что этот возраст является сензитивным для:
формирования мотивов
учения, развития познавательных процессов;
развития продуктивных
приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
раскрытия индивидуальных
особенностей и способностей;
развития навыков
самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной
самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
установления социальных
норм, нравственного развития;
развития навыков общения
со сверстниками, установления дружеских контактов.
Младший школьный возраст
— это период интенсивного формирования и развития познавательной сферы, которая
влияет на успеваемость. Недостаточная сформированность произвольного внимания,
произвольной памяти, способности к регуляции умственных действий ведёт к
снижению успеваемости. Важно отметить и влияние мотивации на успеваемость,
формирование которой начинается ещё задолго до поступления в школу. Главное
содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться».
Нас интересовали
психологические последствия школьной неуспеваемости и их влияние на формирование
личности школьника. Мы предположили, что у школьников, неуспешных в учебе,
снижена самооценка и учебная мотивация, повышена тревожность.
В процессе исследования
проводилась диагностика самооценки, учебной мотивации, тревожности школьников в
двух группах. На основе наблюдения детей на уроках и переменах, беседы с
учителем по поводу особенностей школьников и их успеваемости были выделены две
группы детей. В первую группу вошли успешные в учебе школьники, во вторую
неуспешные в учебе школьники.
В результате исследования
предложенная гипотеза частично подтвердилась. По данным исследования у
неуспешных в учебе школьников снижена самооценка и повышена тревожность. Однако
уровень учебной мотивации у школьников успешных и неуспешных в учебе не имеет
существенных различий.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по решению неуспеваемости детей младшего школьного возраста
2.2. Констатирующий
этап эксперимента
2.2. Формирующий
этап эксперимент.
2.3 . Контрольно-проверочный
этап
Вывод по второй
главе
Список
литературы
1.
Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии //
под ред. Иващенко Ф.И. Минск: Высшая школа, 1980. — 128 с.
2.
Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в
школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. Тверь:
из-во ТГУ, 1994.
3. Афонина, Г.М. Педагогика.
Курс лекций и семинарские занятия /
Г.М. Афонина. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. —
512 с.
4.
Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет
учиться /К.В. Бардин. — М.: Знание,
1980. — С. 24-25.
Абстракция будет и является научной лишь тогда,
когда она основывается на фактах экономической деятельности общества.
Например:
сравнение рыночной и административно-командной системы. В Северной Корее
существует административно-командная система и параллельно с ней существует
проблема развития и обеспечения нормального уровня жизни населения и экономики
в целом. В Южной Корее существует рыночная экономика — страна относится к
странам высокоразвитым
5.
Божович,
Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности
школьников /Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. — М.: Известия АПН
РСФСР, 2001. — №36. — С. 23.
6.
Бударный
А.А. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская
педагогика. — 1972. — №1. — С. 18.
7.
Волокитина
М.Н.. Неуспеваемость школьников / — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. — 534
с.
8. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших
школьников/А. Л. Венгер, А. Г. Цукерман. — М.: Издательство « ВЛАДОС — ПРЕСС»,
2004. — 534 с.
9.
Вопросы
предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. Статей. По. Ред. Ю. К.
Бабанского. Ростов — на — Дону, 1972. -523 с.
10.
Гельмонт, А.М. О
причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. — М.:
Просвещение, 2004. — С. 326.
11.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А.
Зимняя. — М.: Логос, 1999. — С. 165.
12.
Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы
повышения эффективности обучения и воспитания учащихся /М.М. Ищеева-Филатова. —
Нальчик: Эльбрус, 1987. — 432 с
13.
Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления
неуспеваемости глазами психолога /Э.И. Калмыкова. — М.: Знание, 1982. — 338 с.
14.
Лейтис Н.С. Школьная неуспеваемость: причины,
психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 368
с.
15.
Лешли К, Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с
неуспевающим учеником.-СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 200 с.
16.
Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и
самооценка в учебной деятельности. М., Перизд. «Трио», 1998.
17.
Маркова, А.К. Доступность учебного материала
как один из факторов снижения перегрузки школьников/А. К Маркова // Вопр.
Психологии. — 1982. — №1. — С. 78
18.
Маркова, А. К. Виды отношений школьников к
учению /А. К Маркова // Сов. Педагогика. — 1984. № 11. — С. 12 — 13
19.
Маттес,
Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников / Г. Маттес //
Вопр. Психологии. — 1984. — №4. — С. 152-154
20.
Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие
// Обучение и развитие. М, Просвещение, 1966
21.
Менчинская Н.А., Калмыкова З.И. Проблемы
преодоления отставания в учении // Народное образование, 1963, №4
22.
Попов В.А., Коробкина З.В. Профилактика
наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»,
2010. — 192 с.
23.
Самохвалова В.И. Вопросы предупреждения неуспеваемости
школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972. — 523
с.
24.
Скаткин М. Н. Совершенствование процесса
обучения. М., «Социс», 1997
25.
Сухомлинский В.А. Совершенствование процесса
обучения. М., «Социс», 1997.
26.
Туревская Е.И. Возрастная психология. Тула,
2002
27.
Формирование смысложизненных ориентаций
личности — фактор профилактики социальных отклонений молодежи: монография / под. Общ. Ред. В. А. Попова. — Владимир:
ВГГУ, 2008. — 260 с.
28.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте. // Вопросы психологи 1971, №4.
29.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего
школьника. М., 1974
Результаты
диагностического обследования неуспешных школьников
Результаты
диагностического обследования успешных школьников
Абстракция будет и
является научной лишь тогда, когда она основывается на фактах экономической
деятельности общества.
Например:
сравнение рыночной и административно-командной системы. В Северной Корее
существует административно-командная система и параллельно с ней существует
проблема развития и обеспечения нормального уровня жизни населения и экономики
в целом. В Южной Корее существует рыночная экономика — страна относится к
странам высокоразвитым.
Макроэкономика в
своих исследованиях опирается на факты и живые наблюдения. Таким способом
оказывается и накапливаются научные знания, законы и категория.
Сбор и анализ факторов дает возможность определить экономические законы.